Укажите основные способы подготовки текста выступления

Чтобы не терять нить повествования во время выступления, можно опираться на слайды презентации или взять с собой небольшую шпаргалку. А если речь очень сложная или совсем нет времени на подготовку, текст лучше зачитывать. Что включает в себя подготовка к публичному выступлению: план. Обычно подготовка к выступлению перед публикой состоит из следующих основных этапов. В этих интервалах вы озвучите все основные аспекты вашего выступления. Первую минуту вы можете взять для того, чтобы представиться и рассказать аудитории, о чём пойдёт речь в вашем выступлении. Прочитайте статью о том, как подготовиться к проведению успешного выступления: полезные техники, правила подготовки, виды и типы, полезные навыки от практикующих ораторов.

Способы подготовки публичного выступления

трехчастная, включающая в себя вступление, главную часть и заключение. Подготовка (написание) текста выступления, формулирование вступления и заключения. Чтобы не терять нить повествования во время выступления, можно опираться на слайды презентации или взять с собой небольшую шпаргалку. А если речь очень сложная или совсем нет времени на подготовку, текст лучше зачитывать. При подготовке публичного выступления рекомендуется использовать античный риторический канон, прослеживающий путь от мысли к звучащему слову и указывающий на последовательность действий оратора. О контакте с аудиторией следует помнить ещѐ при подготовке текста выступления. Существуют специальные речевые действия, назначение которых – установление и поддержание контакта. К ним относятся: обращение, приветствие, комплимент, прощание. Подготовка к публичному выступлению: основные этапы. Рассказываю об основных этапах и методах подготовки публичного выступления.

Основные этапы подготовки текста

Подготовка и способы подготовки текста для выступления. Способы подготовки к выступлению. • Экспромт – выступление «без подготовки». • План-конспект выступления – подробный план, каждый пункт которого сопровождается кратким указанием основных идей выступления. Рассказываем как успешно выступить с докладом. Составляем план выступления, определяемся сколько времени выделять на выступление. Поговорим про начало, научную этику и заключительную часть выступления с докладом. Основная мысль станет нитью, на которую будут нанизываться элементы структуры выступления. Не отклоняйтесь от сквозной линии, используйте ее как основу и держите перед глазами при подготовке текста.

Словами через рот: как устроено успешное устное выступление

Экспромт — это хорошая заготовка, в свое время тщательно продуманная, заученная и отрепетированная. Экспромт удается тогда, когда он заранее подготовлен, причем так, чтобы слушатели не догадались об этом. Но при продолжительных выступлениях для всех ораторов идеален план-конспект. Именно план-конспект, а не текст выступления. А дальше — тренировка и практика. Вам необходимо репетировать свою речь снова и снова перед друзьями, родственниками и даже перед зеркалом.

Свои цели и задачи следует сообщить слушателям. Важно оценить состав будущей аудитории. Хайнц Леммерман — автор «Учебника риторики» — призывает заранее настроиться на своих слушателей, поставить себя на их место, «увидеть вещи их глазами». Всегда легче говорить, обращаясь к однородному составу. Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция на выступление. В неоднородной аудитории произносить речь труднее. Если публика различна по составу, надо, по возможности, адресовать какой-то фрагмент каждой группе. Следует заранее подумать о том, что сказать отдельным, особо авторитетным, важным персонам, если вы знаете, что они придут. Необходимо также выяснить численность аудитории. Большим количеством слушателей сложнее управлять. В огромной массе человек легковерен, склонен к обезличиванию, не способен к критике, видит все в черно — белых красках, реагирует на эмоции. Чем больше аудитория, тем проще, нагляднее, образнее следует говорить. Надо выяснить также после, каких других выступлений планируется ваше выступление. Ведь каждая последующая речь должна быть интереснее по содержанию и форме, чем предыдущая. Следующая ступень составление текста — начинается с подбора материала. Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько.

Общий посыл размывается. Возьмите за правило, что в одном выступлении должна быть одна мысль, и попробуйте упаковать все рабочие идеи в одну емкую фразу. Этап 4. Выделяем суть Не оттачивайте формулировку ключевой мысли до идеального состояния. Чтобы найти суть: Ответьте на вопрос: «Какая мысль должна отложиться в голове слушателя после выступления? Возможно, ключевая мысль уже есть на стикере, и вам остается только вытащить этот листок из списка. Если сформулировать суть не получается, представьте, что ваше выступление сократили до 30 секунд. Опишите в одном абзаце, что бы вы сказали за это время.

Организующим инструментом до коммуникативного, этапа служит план выступления, который делится на три части: вступление, главная часть, заключение. Каждая из указанных частей несёт свою функциональную нагрузку. Вступление вводит в суть предлагаемой проблемы, возбуждает интерес слушателей, а также служит средством установления контакта с аудиторией. Главная часть — самая ответственная. Она содержит максимум содержания, которое должно быть логически организовано. Заключение, как часть выступления, подводит итог сказанному и формулирует выводы. Коммуникативный этап выступления включает: - ответы на вопросы, - ведение дискуссии. Произнесение речи — важнейший, итоговый этап работы, где содержание доводится до публики. И здесь очень важен выбор языковых средств и стиля изложения. Традиционно лингвистами выделяется следующие стили — художественный, деловой, газетный, научный, разговорный. Каждый из них характеризуется «набором» языковых средств: фраз, словосочетаний, специфических конструкций. Наиболее же общие рекомендации могут быть сведены к следующим. Для современной публичной речи характерны присоединительные конструкции, которые отделяются от основного высказывания паузой и понижением голоса, позволяя подчеркнуть что-то в высказывании и, в то же время - создавая ощущение импровизированности. Широко используются присоединения с союзами: «и», «а», «но», «однако», союзными словами «причём», «потому», частицами «разве», «даже», «хоть» и др.

📣 Сила речи: 8 советов, как подготовиться к публичному выступлению

Готовясь к выступлению, не забывайте о пропорции: 20-60-20. Речь идет о времени в процентах, которое вы должны выделить для вступления (20%), основной части (60%) и заключения (20%). Рассказываем о подготовке к публичному выступлению. Типы публичных выступлений. Выбор темы, подготовка плана и презентации. 2. Следующим этапом содержательной подготовки является выделение основных смысловых частей выступления, своего рода смысловых блоков. Теперь нужно представить себе, о чем вы будете говорить.

Этапы подготовки устного выступления: тема, цель, вид и форма речи

В этом случае важно, чтобы формулировка пункта плана вызывала у оратора достаточно четкое представление о том, или ином смысловом блоке. И, конечно, высший класс умений публичного выступления - речь вообще без всякой записи. Овладение материалом выступления - весьма ответственный этап в деятельности оратора. И наоборот, яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой. При выступлении оратору необходимо знать: связь пунктуации с характером произношения речи. Логическое ударение, в отличие от грамматического, выделяет не отдельный слог, а целое слово и может перемещаться в рамках одной и той же фразы в зависимости от цели высказывания. Ударение, в данном случае, не буквально. Выделить важное по смыслу слово можно, отделив его от остальных паузой, сменив ритм фразы, изменив тон т. Речь воспринимается трудно, если в ней отсутствуют логические ударения.

Но еще труднее понять фразу, в которой подчеркивается чуть ли не каждое слово. Перегружать речь логическими ударениями не стоит, так как при этом все фразы оказываются важными, внимание слушателя рассеивается и он упускает то, что на самом деле является важным. Необходимо не только правильно расставлять логические ударения, но и снимать лишние, отделять интонационно самое необходимое по смыслу от второстепенного.

Нужно более подробно рассказать о самом проекте или о работе и сделать это в меру эмоционально. Для подготовки могу посоветовать хорошую книгу Барбары Минто «Принцип пирамиды Минто». Выступление лучше всего заканчивать мотивирующей историей. В случае с дипломом это могут быть ответы на главные вопросы вашего проекта, пара тезисов о его научной новизне или о прорыве, к которому он может привести.

В других случаях вы можете описать конкретный пример того, как ваш проект способен изменить мир, если развивать его в нужном направлении. Как рассказывать? Или точнее: как будет выглядеть выступление? Этот вопрос относится к тем самым невербальным проявлениям — тому, как звучит голос, как вы жестикулируете и двигаетесь. Если у вас мало опыта, то разобраться с вопросом излишней или наоборот недостаточной жестикуляции можно на репетициях, на которые пригласить своих коллег или однокурсников и попросить их обратить внимание на конкретный навык, рассказать вам, какие жесты в вашем выступлении уместны, а какие — избыточные. Многие переживают из-за того, что начнут заикаться или будут с трудом говорить. Довольно часто дрожь своего голоса слышит только спикер, но не его аудитория.

Если на эту особенность вашего голоса обращают внимание слушатели и зрители, то голос нужно тренировать, выполняя голосовые упражнения. Кому рассказывать? В зависимости от уровня знаний и мотивации аудиторию можно поделить на четыре типа: — Высокий уровень знаний и мотивации. Это может быть ваше непосредственное начальство, которое оценивает вашу работу, или приёмная комиссия — опытные, знающие люди, которые специально собрались, чтобы послушать ваш доклад. Идеальный формат для этого случая — диалог. Вы говорите о своей работе, ставите перед аудиторией определённые вопросы не буквально, а риторически , они задают свои вопросы, а вы на них отвечаете. Например, студенты, которые идут на лекцию или тренинг по интересующей их теме.

Они могут пока что мало разбираться в теме выступления, но хотят узнать новое. Такие слушатели могут задавать много вопросов. Так бывает в случае презентаций перед инвесторами, где вам нужно заинтересовать их своим проектов. Здесь работающий формат — мотивационное выступление, которое объясняет преимущества вашего решения и то, какую выгоду оно может им принести. К примеру, публика, которая пришла посмотреть шоу просто для того, чтобы развлечь себя. Однако даже их можно вовлечь в выступление благодаря интерактиву. Как успокоиться перед выступлением Итак, вы подготовились: выстроили структуру, исследовали аудиторию и чётко понимаете задачу, которую хотите решить своим выступлением.

И всё равно волнуетесь. Что же делать? Самый частый совет, который вы услышите: «Да успокойся ты уже! Вы должны понять, как вам себя ввести в спокойное состояние, а не репетировать доклад в тридцатый раз. В этом вам могут помочь определённые техники: 1.

Если есть возможность, порепетируйте в месте проведения мероприятия. Так вы привыкните к помещению, освоитесь на сцене. Перед выходом на сцену Выход на сцену — это сильный стресс, и каждый оратор вырабатывает свои ритуалы, помогающие настроиться. Общие рекомендации: перекусите за час до выступления; прогуляйтесь пешком; если есть возможность, придите заранее в зал, осмотритесь, проверьте аппаратуру; не употребляйте кофе и алкоголь перед выходом на сцену; за 15 минут сделайте легкую разминку; глубоко дышите. Опыт — сын ошибок трудных Ораторское искусство требует постоянной практики. Чем больше реальных выступлений, тем уверенней вы будете себя чувствовать. Смотрите видео речей признанных ораторов, читайте книги по риторике, запишитесь на курсы, где учат, как готовиться к публичным выступлениям и держать внимание зала. Все это добавит вам уверенности в себе и снимет страх перед аудиторией. Принципы составления плана публичного выступления Подготовка речи для публичного выступления всегда начинается с составления развернутого плана. Исходя из вашей цели и интересов аудитории, нужно сформулировать тезисы, подобрать к ним убедительные аргументы и наглядные примеры, а потом выстроить материал в логической последовательности. Не забудьте придумать яркое, интригующее название встречи, такое, чтобы люди не только поняли, о чем пойдет речь, но и захотели прийти вас послушать. Устное выступление — особый жанр и у него есть строгие требования к структуре. Вступление Вступление должно быть ярким, эмоциональным, интригующим. Его цель — наладить контакт с аудиторией, разжечь интерес и обозначить проблематику доклада. Вступление состоит из приветствия и завязки. У оратора есть всего полторы минуты, чтобы публика составила о нем первое впечатление. Продумайте ваше приветствие досконально: несколько слов о себе и о своей компетентности, почему, собственно, вам можно доверять. Завязка должна ясно обозначить тему и заинтересовать публику. Здесь уместны неожиданный, интригующий вопрос, короткая история, притча. Старайтесь придумать неформальную, яркую завязку, ведь от нее зависит, будут ли вас слушать дальше.

Будьте готовы к этому. Не стоит сразу начинать вашу речь с темы выступления, лучше для начала поприветствовать публику, поблагодарить собравшихся людей, может быть, пошутить или слегка затронуть уместную известную всем новость, событие. Дайте слушателям тоже приготовиться к вашей речи. Важным правилом хорошего выступления является подготовка правильного вступительного слова. Как известно, обычно первые и последние слова выступления запоминаются зрителями лучше всего «эффект края» по Эббингаузу. Именно в финальную часть вашей речи лучше всего внести главные мысли и ключевые выводы. Выделить важное вам помогут специальные приемы. Постарайтесь косвенно сообщить аудитории о том, что вы подходите к концу вашей речи, для этого используйте соответствующие слова «и наконец», «подводя итоги» и другие. Так слушатели осознают, что вы заканчиваете свое выступление и говорите ключевые слова, на которых им стоит максимально сконцентрировать внимание. Многие ораторы, рекомендуют хорошо выучить и даже отрепетировать концовку публичной речи. Яркая концовка всегда запоминается и оставляет выигрышное впечатление у слушателей. О том, как лучше готовить начало и концовку выступления читайте в уроке, посвященном структуре выступления. Микрофон, аудитория, вода, время выступления — все это не должно вызывать у вас вопросов. Подумайте, что вам необходимо, поговорите с людьми, которые отвечают за организационные моменты выступления. Чтобы избежать излишнего волнения постарайтесь позаботиться обо всех мелочах заранее. Если у вас есть достаточно времени и сил, постарайтесь так приготовиться к выступлению, чтобы вам не потребовались вспомогательные записи. Однако, если вы не чувствуете уверенности в себе, лучше иметь перед собой план или ключевые мысли выступления. Часто бывает так, что от волнения из головы вылетает самая важная информация, забыв которую, оратор, как правило, теряется, сбивается с подготовленного плана. В этом случае стоит иметь при себе записи, быстро заглянув в которые вы сможете моментально вернуться к потерянной мысли. Но возьмите за правило пользоваться записями только в случае крайней необходимости, так как читаемый по бумажке текст убивает все впечатление от публичной речи.

Тема 4. Подготовка к публичному выступлению

Полный перевод на русский вы можете прочесть на сайте «Настоящее время». Этапы подготовки публичной речи. Чтобы составить успешное публичное выступление необходимы 3 основных этапа подготовки. Следующим этапом является написание текста выступления. Для этого важно помнить, что речь должна быть грамотная, логически выстроенная, предложения следует строить простые, избегать недосказанности и неоднозначности высказываний или суждений. Публичная речь: структура выступления. Предыдущие лекции были посвящены работе с аудиторией и целям публичных выступлений. В этом материале — о структуре идеального публичного выступления. 1. «Изобретение речи», т.е. подбор необходимого материала, содержания публичного выступления. 2. «Порядок», т.е. составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности. Узнайте у организаторов, предусмотрены ли вопросы после выступления или вам нужно сразу покинуть сцену. Разогрев. Уделите несколько минут своей подготовке к выступлению. Чтобы создать хорошую речь нужно выбрать наиболее важные тезисы и на их основе создать план вашего выступления. Правила подготовки самого выступления. Выучите важные части текста.

Словами через рот: как устроено успешное устное выступление

Один стикер — одна мысль. Когда выпишете все идеи, разделите стикеры на два списка. В первом соберите идеи, которые приводят к цели рабочие , а во второй отложите оставшиеся нерабочие , которые не приблизят к цели выступления. Если при сортировке снова появятся дельные мысли, добавьте их в первый список. Что сделать Ответьте на вопрос: «Какую мысль должен понять каждый слушатель в зале? Суть — это ключевая мысль выступления, именно ее должна запомнить аудитория.

Когда таких мыслей много, аудитория не может разобраться, что в выступлении важно, а что нет, и в итоге каждый выносит свое. Общий посыл размывается.

В случае нарастания беспокойства во время выступления помогут любые движения. Можно походить, взять в руки что-либо, микрофон, наглядное пособие. Придумать повод для аплодисментов и поаплодировать вместе с залом. Психологическая и физическая подготовка к выступлению. Не бойтесь слушателей: еще ни разу в истории они никого не съели. Сконцентрируйте внимание не на своих собственных переживаниях, а на содержании своей речи. Помните, что для слушателей важнее всего представляемая вами позиция, ваши идеи, а потом уже вы сами.

Будьте готовы к тому, что вы расскажете лишь некоторую часть того, что могли бы, сознательно ограничьте себя. За час-полтора до выступления не занимайтесь неожиданными и непривычными для вас делами, не начинайте новых дел — это рассеет ваше внимание. Не ешьте перед ответственным выступлением. Вспомним Остапа Бендера — как известно, когда он был голоден, он испытывал приступы красноречия. Карнеги иронически замечает, что если вы хорошо поедите перед выступлением, то кровь, которая должна циркулировать в вашем мозге, опускается вниз и начинает борьбу с бифштексом и картофелем. Лучше всего занять руки: шевелите пальцами за спиной либо пальцами ног, держитесь за стул или за трибуну, зажмите в кулак монету, какой-нибудь другой маленький предмет. Коммуникационно- логическое оформление речи Словесное выражение мысли всегда подчинялось ряду требований, которые и определяли коммуникативные качества речи.

Моя компания занимается постройкой домов, я слежу за соблюдением технологий строительства. Избегайте креативных формулировок: поставщик счастья, укротитель текста, мы дарим праздник, я вдохновляю людей и т. Они не проясняют, чем вы занимаетесь. Не увлекайтесь перечислением регалий и званий. Если они поданы в ненужный момент, могут быть восприняты аудиторией как самолюбование. Избегайте лозунгов и общих фраз, типа: мы располагаем обширными базами данных партнеров, у нас очень качественная продукция, у нас лучшие условия сотрудничества. На чем все это основано? Если это так, покажите конкретику. Если в вашей презентации можно опустить название компании и остальной рассказ подойдет любому конкуренту, значит, вы не показали характера вашей компании. Презентацию надо переделывать. Презентация на совещании Ситуации. Представление идеи вариант 1 Есть две универсальные схемы для презентации идей. Причем они касаются как простых рабочих идей, так и крупных стратегических. От общего к частному, когда вы начинаете с сути идеи и потом ее расшифровываете. И от частного к общему, когда вы сначала описываете ситуацию и мягко подводите к самой идее. Пример 1: Суть идеи: Предлагаю перевезти склад на новое место. Почему предлагаю: Стоимость аренды старого места возрастет с нового года в два раза, аренда нового места дешевле, чем текущая стоимость. Какие выгоды получим: Сможем сэкономить на аренде, а клиентам будет удобнее забирать товар. Сколько нужно затратить: Общие затраты на переезд составят Х рублей. Если переедем до осени, фактически окупим расходы на переезд. Что нужно сделать: Перечисляете действия… Видеопример: Презентация идеи спасательной капсулы для самолетов. Это пример визуальной презентации. Озвучки нет, но весь текст написан или нарисован по нашей схеме: зачем предлагаем, суть идеи, какие выгоды получаем в различных ситуациях, за счет какой технологии что конкретно нужно делать. Нет только блока про затраты, но это уже рассказывается дополнительно. Для серьезных презентаций инвесторам сейчас рисуют похожие визуальные ролики именно на 1-2 минуты, чтобы наглядно представить свою идею. Схема 12. Представление идеи вариант 2 Пример 2: Текущая ситуация: У нас есть отличный склад и на данный момент все хорошо. Но есть намечающиеся изменения. Если мы их не учтем, то будут неприятности. Будущие проблемы: Стоимость аренды старого места возрастет с нового года в два раза, аренда нового места дешевле, чем текущая стоимость. Суть идеи: Предлагаю перевезти склад на новое место. Что нужно сделать: Перечисляете действия… Видеопример: Презентация шуточная, но все элементы схемы соблюдены в точности. Схема 13. Представление новой информации При подготовке этой презентации учитывайте, каким образом появилась новая информация — произошла экстренная ситуация или это ваше плановое нововведение. Пример: Что изменилось: В нашей компании вводятся новые правила регистрации клиентов в базе данных. Причина нововведения: Это требование нового законодательства. Детали нововведения: Теперь нужно будет вводить дополнительное поле информации. Как это на нас влияет: У менеджеров по работе с клиентами добавиться новое правило — запрашивать эту информацию. Что нужно сделать: Руководителям отделов проинформировать всех менеджеров. Тренировочное упражнение Для тренировки навыка говорить кратко, можно сделать следующее упражнение: Выберите любую тему. Запишите рассказ на эту тему на видео продолжительностью 5 минут. Посмотрите запись и подумайте, что можно выбросить без ущерба для содержания, какие фразы можно сократить, и сожмите рассказ до трех минут. Сделайте еще один заход и сожмите рассказ до 1 минуты.

Не соблюдают регламент. Это одна из самых распространенных ошибок! Правда, бывают случаи, когда доклад настолько интересен, что слушатели, затаив дыхание, готовы внимать целый час подряд, хотя установленный регламент — пятнадцать минут. Но такое бывает крайне редко. Затянутые доклады, как правило, крайне унылы — в большинстве случаев если человек не умеет рассчитывать время, то и выстраивать интересное сообщение он тоже не умеет. Не подводят итоги, не выделяют в докладе заключение. Не контактируют с аудиторией. Не приводят доказательств, цитат, ограничиваясь лишь своим ценным мнением. Из античной Греции до нас дошел интересный термин из области риторики — «хрия» переводится как «необходимое правило», «алгоритм», «рассуждение». В широком смысле хрию можно понять как некую общую последовательность действий для рассмотрения определенной темы, частной проблемы или составления доклада. Структура «классической хрии» такова названия ее частей-элементов могут в разных пособиях по риторике несколько различаться, мы приводим наиболее общий вариант : Приступ. Начало речи, определение темы, выдвижение основного тезиса. Подробное разъяснение темы. Этот этап состоит из следующих шагов: причины — нужно обосновать тезис; противное — нужно рассмотреть возможные контраргументы и опровергнуть их; подобное — сравнение высказанного тезиса с уже имевшими место утверждениями, ситуациями, исследованиями; примеры — здесь приводятся доказательства тезиса; свидетельства — приводятся цитаты специалистов, выдержки из авторитетных научных источников. Заключение Глас народа Рассказывают, что президент США Франклин Рузвельт, работая над речью, попросил работавшего в это время в Белом доме маляра прослушать ее и сказать, какие места остались ему непонятны. Работяга честно отметил несколько моментов, и президент немедленно сделал все нужные поправки. Франклин Рузвельт Что есть красота в риторике? Как мы помним, элокуция — это словесное оформление текста. Это искусство украшать речь, делать ее не сухой и похожей на конспект, а зажигательной, волнующей, способной заставить думать, размышлять и действовать! Набрав необходимый материал для своего выступления и распределив его в соответствии с рассмотренными только что правилами, мы должны подумать, как расцветить нашу речь и какими словами ее выразить. В элокуции обычно выделяют три этапа: Выбор стилистики, подбор терминов, необходимых слов и словосочетаний, собственно составление текста. Украшение текста. Окончательное редактирование. Конечно же, для того чтобы вашу речь признали хорошей речью, а вас назвали хорошим оратором, одних только технических достоинств текста маловато. Имеют значение и ваша манера держаться, и особенности голоса, и жестикуляция... Но об этом позже. А пока поговорим о том, на какие признаки качественной речи нужно обратить внимание при ее составлении. Флобер Итак, для хорошей речи характерны правильность и красота. Понятно, что красота — понятие относительное, но все же можно сказать, что красивая речь — это та, которая вызывает эстетическое наслаждение, способствует созданию ярких, живых мыслительных образов. Красивая речь не вызовет отторжения, агрессии, даже если слушатель не согласен с высказанными тезисами. Правильность речи — это ее соответствие правилам и стандартам, существующим в том языке, на котором готовится выступление или, например, публикация. Текст необходимо выверить с точки зрения морфологических, лексических, синтаксических норм. Например, фраза «Я к вам на эту презентацию приехал из самого Петербурга! Таким образом, если вы не очень уверенно владеете правилами родного языка, нелишним будет обратиться к специализированной литературе. Одним словом, оратора должны понимать. Античные авторы предлагали такие критерии ясной речи: оратор должен говорить так, чтобы его речь могли в общих чертах воспроизвести даже те, кто слушал его невнимательно; в тексте не должно быть ничего, что не способствует лучшему пониманию и уточнению сказанного. Что мешает речи быть ясной, а следовательно, качественной? Бесконечные повторы. Когда оратор топчется на месте, постоянно возвращаясь к уже сказанному, это выглядит довольно жалко и некрасиво, наводит на мысль о слабом владении материалом. Необходимое уточнение: повторение отдельных фраз и оборотов при четкой продуманности речи, напротив, может создать дополнительный «украшательский» эффект. Как, например, в уже упоминавшейся речи Мартина Лютера Кинга: рефрен «У меня есть мечта» придал его выступлению особый ритм и четкую последовательность. Особенно это касается каламбуров и анекдотов, довольно скользких и пошловатых по содержанию, которые любят некоторые ораторы, — им кажется, что они таким образом устанавливают контакт с аудиторией. Это не так... Не забываем о регламенте! А также не забываем о том, что длинные, мудреные предложения красиво смотрятся только на бумаге. На слух они воспринимаются плохо. Неправильное, неточное употребление слов. Вот прямо за старичка? Они мяса не едят». Старый и не очень смешной анекдот, но хорошо иллюстрирует рассматриваемую нами проблему. Если не знаете точного значения слова — не произносите. Не знаете, как ставить ударение,—тоже не произносите конечно, эти рекомендации касаются тех, кому пришлось произносить речь спонтанно. Если вы готовили ее заранее — то, что вы должны выверить текст и исключить все «непонятки», даже не обсуждается! Хорошая речь всегда уместна и соответствует ситуации. Имеется в виду не только то, что на похоронах не нужно рассказывать анекдоты, а на детском празднике не стоит описывать опыты по ядерной физике. Ситуации должна соответствовать и стилистика речи. К основным стилям мы относим: научный — для него характерны логика, структурность речи, насыщенность ее специальными терминами, минимум экспрессии; публицистический — наиболее нацеленный на воздействие, образный и достаточно живой; официально-деловой — пожалуй, самый формальный и насыщенный штампами; разговорный — наиболее совпадающий с языком повседневного общения. Тем не менее он должен подчиняться правилам и нормам литературного языка; язык художественной литературы, но в рассматриваемой нами области он встречается достаточно редко. Выразительно, очень выразительно! В хорошей речи присутствуют различные выразительные средства, служащие ее оживлению и украшению. К примеру, это тропы и фигуры. Троп от греч. К основным видам тропов относятся: метафора, когда слово употребляется в переносном значении: «Мама, ваш сын прекрасно болен! Мама, у него пожар сердца! Маяковский ; эпитет — красочное определение, слово, подчеркивающее какие-то особые качества описываемого предмета «Братских народов союз вековой» ; сравнение, когда какое-либо слово или явление представлено нам на основе его сопоставления с другим: «Он сражался, как лев»; гипербола — это троп, основанный на явном художественном преувеличении свойств предмета или явления: «Выплакать море слез»; литота — в отличие от гиперболы, это преуменьшение, способствующее выразительности описания или характеристики: «Мужичок с ноготок»; олицетворение — это перенесение признаков или способностей одушевленных предметов на неодушевленные: «Долго на заре туманной плакала метель... Примеры гипербол в русской литературе: «Редкая птица долетит до середины Днепра» Николай Гоголь «В сто сорок солнц закат пылал. Вы же не хотите превратить свое выступление в подобие древней былины или жития? Во всем нужно знать меру! К стилистическим фигурам речи принято относить специальные обороты, которые выходят за стандартные рамки речевых норм, служа, так же как и тропы, целям выразительности. Например, это: риторический вопрос, который не требует ответа, а призван просто усилить эмоциональность высказывания: «Сколько еще можно терпеть такие неприемлемые условия? Так же как и в случае с тропами, нужно соблюдать меру — чрезмерная цветистость речи не способствует ее лучшему усвоению слушателями, а вызывает лишь смех и создает впечатление ненужной напыщенности. Особое место в языке и, соответственно, в риторическом искусстве занимают фразеологизмы — устойчивые сочетания слов, которые имеют смысл только в своей целостности и не определяются отдельными значениями слов, которые в это сочетание входят. Фразеологизмы, или устойчивые речевые обороты, также называют идиомами от греч. Их зачастую трудно перевести на другой язык в силу невозможности сделать это буквально, «по частям». Давайте приведем примеры: бабушка надвое сказала; бить баклуши; белая ворона; в подметки не годится; вилами по воде; брать быка за рога; сухим из воды; ежовые рукавицы; два сапога пара; изобретать велосипед; метод кнута и пряника. Крылов ; «А все-таки она вертится! Юлий Цезарь. Согласно легенде, фразу «Жребий брошен! Слова были сказаны перед началом переправы через пограничную реку Рубикон на севере Апеннинского полуострова Джон Вандерлин. Гай Марий на руинах Карфагена. Крылатую фразу «Карфаген должен быть разрушен», которой часто сопровождают какой-либо настойчивый призыв, приписывают римскому полководцу Марку Порцию Катону Старшему Питер Брейгель Старший. Фламандские пословицы. На картине в живописной форме представлены нидерландские пословицы, в основном высмеивающие человеческие пороки и недостатки: «вешать колокольчик на кота» заниматься глупым, бессмысленным делом , «сидеть между табуретками» быть нерешительным Все эти средства украшения и усиления образности речи помогают углубить сказанное, сделать материал более доступным и наглядным. Крылатые выражения из басен и. Крылова: «А ларчик просто открывался» «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь» «Воз и ныне там» «Попрыгунья Стрекоза» Немыслима риторика без цитат. Их сложно отнести к чисто выразительным средствам, они играют также роль доказательной базы. Если доклад или любой другой текст перенасыщен цитатами, то у слушателей или читателей неизбежно возникнет вопрос: «А где же ваша собственная точка зрения? Антуан-Жан Гро. Битва у пирамид. По легенде, весомым аргументом для наполеоновских солдат стали слова полководца о том, что «сорок веков смотрят на них с высоты пирамид» Обращаемся к памяти Когда речь уже практически готова осталось только отредактировать ее окончательно, добавить парочку историй «от себя» для общего оживления и предусмотреть возможные вопросы аудитории , перед нами возникает еще одна серьезная задача. Речь нужно запомнить! Обратите внимание, мы не говорим о том, что ее нужно заучить. Есть два важных момента, которые на первый взгляд могут показаться взаимоисключающими: Очень непрезентабельно выглядит доклад, зачитываемый автором по бумажке, с бесконечными сбоями, повторами, поиском нужной строки или определения. Если оратор демонстрирует, что в буквальном смысле «без бумажки он букашка», — никакого успеха быть не может. Непривлекательно выглядит и такое выступление, когда оратор наизусть отбарабанивает нужный текст, не останавливаясь даже для того, чтобы перевести дух, никак не контактируя с аудиторией, не используя риторических вопросов, «умолчаний» и других риторических украшений, требующих осознанного отношения к речи. Как же быть? Должна быть золотая середина. Нет ничего зазорного в том, чтобы время от времени обращаться к своим записям, цитатам, графикам. Но оратор, уткнувший нос в конспект и ни разу не взглянувший на аудиторию, не вызывает интереса у слушателей. Очень хорошо, если вы блестяще владеете материалом и вообще не нуждаетесь в шпаргалках. Но не нужно превращаться в робота, произносящего заученный текст. Оставайтесь живым человеком! Серьезная проблема заключается в том, что, увы, не все наделены от природы хорошей памятью и при необходимости выступать на публике испытывают страх: «А что, если я все забуду? Но, как говорится, нет на свете ничего невозможного. Терпение и труд все перетрут — можно и с боязнью аудитории справиться об этом мы поговорим ниже , и память свою развить и натренировать до такой степени, чтобы не бояться внезапного приступа забывчивости. В этом нам и поможет мемория от лат. Или, в практическом применении, мнемотехника. Для того чтобы рассматривать разные способы запоминания информации, нужно сначала выяснить — а КАК мы ее запоминаем в принципе? К основным процессам памяти относят запоминание, хранение, а также воспроизведение и узнавание. Существует много классификаций типов памяти. В частности: слуховая память, она же эхоическая или аудиальная. Например, мы узнаем по голосу друга, который позвонил нам по телефону, или можем напеть песню, недавно услышанную по радио; зрительная память — это способность сохранять в памяти визуальную информацию. Например, мы запоминаем картину, увиденную в музее, или облик человека, с которым познакомились; моторная память — скажем, возможность через несколько лет воспроизвести танец, который когда-то изучали. У каждого из нас обычно более развит какой-то определенный тип памяти и, соответственно, лучше запоминаются какие-то определенные объекты.

Структура короткого выступления: 13 готовых схем и видеопримеров

Если другая тема выигрышнее для вас, то смело отвечайте. Если вы предпочитаете оставаться в рамках обсуждаемой темы, то комментарии к этому типу вопросов могут быть следующие: Это интересный вопрос, но поднимающий другую проблему. Давайте поговорим об этом после. Я бы хотел об этом поговорить, но все же полагаю, что лучше держаться в рамках Тема. Возможно, мы могли бы обсудить это позже. Боюсь, что вопрос выходит за пределы моей темы сегодня.

Мы можем потом обсудить это. Если вам задали непонятный вопрос, уточните суть до того, как начнете на него отвечать. Можно использовать следующие фразы: Прошу прощения, но мне кажется, что я не совсем уловил смысл вопроса. Простите, могу ли я попросить вас переформулировать вопрос? Способы улучшить свое выступление Многие люди волнуются перед выступлением.

Преодоление волнения — непростая задача для выступающих. Сразу следует отметить, что волнение перед выступлением полезно. Если вы не волнуетесь, это значит, что вам все равно, как пройдет ваше выступление. Умеренное волнение перед выступлением помогает поднять уровень нашей активации, придает выступлению живость и экспрессию. Значит, ваша задача не убрать волнение вообще, а уменьшить его до разумных пределов.

У волнения, связанного с выступлением, всего три пика. Первый пик волнения — когда вы узнаете, что вам нужно выступать. Вы рассматриваете выступление как ситуацию стресса и весьма вероятного провала. А ведь выступление можно воспринимать по-другому — как возможность показать себя. Чтобы уменьшить волнение перед выступлением, выступайте больше, тренируйтесь выступать, используйте любую возможность выступить: на совещаниях, собраниях, дружеских вечеринках.

Тем самым вы наработаете навыки выступления и будете меньше бояться. Второй пик волнения, самый сильный, бывает непосредственно перед выступлением, а третий — после выступления. Чтобы уменьшить третий пик, привыкайте себя хвалить после выступления. Отметьте, что в этот раз у вас получилось хорошо, что удалось. И только после этого подумайте, что вы измените, улучшите в следующих выступлениях.

А теперь разберем, что делать со вторым пиком. Для уменьшения волнения перед выступлением используйте самонастройки и визуальные образы. Представьте те моменты, в которые вам было спокойно. Кому-то помогает картина спокойной водной глади, кто-то успокаивается, вспоминая пение птиц, кому-то помогают образы из счастливого беззаботного детства. Для уменьшения волнения можно накануне выступления дать себе физические нагрузки или пойти на массаж.

Перед выступлением можно несколько раз пройтись по лестнице вверх-вниз. Физические нагрузки помогают переключиться и успокоиться. Подготовьтесь к выступлению, продумайте все, что вы будете говорить, как будете отвечать на вопросы. Тщательная подготовка помогает вам чувствовать себя уверенно. Репетируйте, репетируйте и еще раз репетируйте свое выступление.

Продумывайте его, представьте друзьям, обсудите, что нужно изменить, какие акценты расставить. Аманда Палмер, американская певица, исполнительница и автор песен, выступавшая со своей речью «Искусство просить» на TED-конференции в 2013 году, написала, что подготовка ее речи заняла четыре месяца. Она поблагодарила 105 человек за помощь в подготовке речи. Продумайте свой внешний вид. Он должен соответствовать стилю и теме вашего выступления.

Одеться нужно так, чтобы вам было удобно. Если вы наденете новый неудобный костюм, удушающий галстук и новые жмущие туфли, то ваше выступление не будет ни убедительным, ни успешным, поскольку основная доля вашего внимания будет уходить на страдания из-за неудобной одежды и обуви. Имейте с собой все необходимые ресурсы. Сохраните свою презентацию не на один, а на два носителя, лучше разных, и отправьте себе на почту, лучше на два адреса. Имейте при себе распечатанные слайды презентации — просто на всякий случай.

Прихватите с собой маркеры, если вы знаете, что там будет доска, на которой вы можете рисовать. Продумайте несколько альтернативных планов на тему «что я буду делать, если…». Варианты, которые обязательно надо предусмотреть: Не будет работать проектор и компьютер. Придите на свое выступление заранее. Даже если вы выступаете не первым, а десятым, придите еще до начала.

Пройдитесь по помещению, в котором будете выступать, постойте в том месте, которое предполагается для выступающего.

Дискуссия возникает тогда, когда имеется спорный или нерешённый вопрос. Сущность дискуссии состоит в публичной защите или опровержении какой-либо мысли тезиса , поэтому её структуру можно представить следующим образом: - выдвижение и защита тезиса пропонентом, - попытка опровергнуть этот тезис и аргументы оппонента.

Пропонент, как лицо, выдвигающее тезис, защищает его по правилам доказательства. Оппонент — пользуется логической операцией опровержения. Как только один из участников согласится с другим, предмет дискуссии оказывается исчерпанным и она завершается.

Применительно к устным выступлениям студентов, в частности на семинарских практических занятиях, хотелось бы высказать и следующие замечания и рекомендации. Студент, во всех случаях устного выступления, должен достаточно чётко представлять: - в связи с чем, кому и, главное, что он хочет сказать; - какими временными рамками располагает; - в чём основной смысл цель, предназначение выступления. Как свидетельствует преподавательская практика, не продумавший эти вопросы студент, выступая, например, на научно-практической конференции, часто не укладывается в регламент и, вынужденный сокращать время выступления — ослабляет акценты на наиболее важном: на аргументации выдвигаемых положений и итоговых выводах.

Такого студента часто «смущает» и предложение ведущего конференцию — выделить то главное сформулировать как тезис , что он хотел довести до аудитории. К сожалению, студент, вчерашний школьник, при устном ответе часто «по-школьному» в негативном смысле этого слова , пытается освещать вопросы как обычного семинарского занятия, так и отвечая, например, на вопрос зачёта. Студент как бы «отчитывается» перед преподавателем о том, что он что-то там читал…, при этом выражая свои мысли не законченными чёткими предложениями суждениями, которые можно оценить как истинные или ложные , а подобием каких-то намёков на якобы известные преподавателю положения.

Однако в высшем учебном заведении студентам вполне осознанно следует учиться выступать «по-взрослому», серьёзно и обстоятельно, имея в виду, что для будущего юриста, в силу обычно публичного характера его деятельности, подобные умения и навыки необходимы профессионально. В дидактических и воспитательных целях, студенту предлагается, даже при ответе на обычный вопрос семинарского занятия, представлять себя в ситуации, где он студент знает, что нужно сказать по существу вопроса, а аудитория менее компетентна и должна что-то уяснить и оценить сказанное. При этом не исключается и возможность задавать вопросы «из зала» для уточнения каких-либо положений, а также выступления других студентов с комментариями и дополнениями.

Ответьте на эти вопросы и сформулируйте свою цель. Это поможет подготовиться и побороть волнение: когда знаешь «зачем», преодолеешь любые «как». Ориентируясь на цель, выберете тему. Звучит легко, но можно попасть в ловушку. Как говорил Черчилль, хорошая речь подобна симфонии: она может быть исполнена в трёх разных темпах, но в ней должна сохраняться основная мелодия. Выбирая тему, следуйте двум главным правилам. Высокий уровень понимания. Вы должны хорошо разбираться в материале, чтобы подготовить интересный доклад и ответить на вопросы слушателей. Одно выступление — одна мысль. Даже если вы знаете всё по данной теме, выберете один аспект, который поможет достичь поставленной цели.

Шаг 2. Продумайте структуру Разделите лист бумаги на две части. В левой напишите важные факты, формулы, цифры, в правой — аргументы, доказывающие вашу позицию. Записанное слева — это ступеньки к достижению цели, а правый столбец — детали-усилители. По законам драматургии у каждого произведения должно быть вступление, завязка, развитие, кульминация и развязка. Речь публичного выступления — не исключение. Постарайтесь рассказать публике увлекательную историю, даже если ваша аудитория мыслит формулами и схемами. Вступление — буквально пару слов о себе и теме доклада. Завязка — актуальность проблемы, почему аудитория должна дослушать вас до конца. Здесь можно задавать риторические вопросы, приводить статистику.

Развитие — расположите компоненты из левой колонки в логичной последовательности и подкрепите каждый из них элементом из правой.

Его отличие от конспекта в том, что в нем не фиксируется смысловое содержание речи, а лишь дается система ориентиров для развертывания этого содержания. В этом случае важно, чтобы формулировка пункта плана вызывала у оратора достаточно четкое представление о том, или ином смысловом блоке. И, конечно, высший класс умений публичного выступления - речь вообще без всякой записи. Овладение материалом выступления - весьма ответственный этап в деятельности оратора. И наоборот, яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой. При выступлении оратору необходимо знать: связь пунктуации с характером произношения речи. Логическое ударение, в отличие от грамматического, выделяет не отдельный слог, а целое слово и может перемещаться в рамках одной и той же фразы в зависимости от цели высказывания. Ударение, в данном случае, не буквально.

Выделить важное по смыслу слово можно, отделив его от остальных паузой, сменив ритм фразы, изменив тон т. Речь воспринимается трудно, если в ней отсутствуют логические ударения. Но еще труднее понять фразу, в которой подчеркивается чуть ли не каждое слово. Перегружать речь логическими ударениями не стоит, так как при этом все фразы оказываются важными, внимание слушателя рассеивается и он упускает то, что на самом деле является важным.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий