Концерт шостаковича в блокадном ленинграде история

70 лет назад, 9 августа 1942 года, в блокадном Ленинграде была исполнена Седьмая симфония до мажор Дмитрия Шостаковича, получившая позже название "Ленинградская". "Седьмая симфония стала моей самой популярной работой.

Надежда, вера и победа в Симфонии № 7 Шостаковича

9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде впервые прозвучала Седьмая симфония. Трудно представить, что великая музыка была написана в холодном, голодающем городе, под вой бомбежек. 60 — симфония Дмитрия Шостаковича в четырёх частях, одно из важнейших его произведений, созданное в 1941 году. Первые три части закончены в сентябре 1941 года в блокадном Ленинграде. 9 августа 1942 года Седьмая симфония прозвучала в блокадном Ленинграде; оркестром Ленинградского радиокомитета дирижировал Карл Элиасберг. В дни блокады некоторые музыканты умерли от голода. Первые три части симфонии Шостакович написал в блокадном Ленинграде. Закончил он ее уже в эвакуации в Куйбышеве в конце декабря 1941 года. Ленинградцы истосковались по музыке, по филармоническим премьерам. А тут — еще и музыка, рожденная в блокадном городе. В дни блокады в Большом зале Ленинградской филармонии была исполнена Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, написанная в осажденном городе. Вершиной этой эпопеи мировых премьер Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича 1942-го года стало ее исполнение 9 августа в окруженном фашистами Ленинграде.

"Мертвый" город заиграл. Как создавалась легендарная Седьмая симфония Шостаковича

Потомок Жавдета Айдарова Надим Айдаров — петербургский музыковед, выпускник петербургской консерватории, передал на выставку письма своего деда 1942 года и 1943 года из блокадного Ленинграда, которые он писал родственникам. Символ ужаса и триумфа: История седьмой симфонии в блокадном Ленинграде. Ленинградская премьера симфонии № 7 Дмитрия Шостаковича состоялась 9 августа 1942 года во время Великой Отечественной войны. 9 августа – 80 лет со дня первого исполнения Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича в осажденном Ленинграде. 9 августа 1942 симфонию исполнил в Большом зале Ленинградской филармонии оркестр Радиокомитета под управлением Карла Элиасберга. 70 лет назад, 9 августа 1942 года, в блокадном Ленинграде была исполнена Седьмая симфония до мажор Дмитрия Шостаковича, получившая позже название "Ленинградская".

Дмитрий Шостакович: «В первый день войны я принялся за работу»

Надежда, вера и победа в Симфонии № 7 Шостаковича В нашей семье сохранилась история, связанная с первым исполнением знаменитой 7-й симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде 9 августа 1942 г. Шел 355-й день блокады. В этот день по планам фашистского командования город должен был пасть.
"Знаменитая ленинградка" (история создания и исполнения "Ленинградской" симфонии Д.Д. Шостаковича) 9 августа – 80 лет со дня первого исполнения Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича в осажденном Ленинграде. 9 августа 1942 симфонию исполнил в Большом зале Ленинградской филармонии оркестр Радиокомитета под управлением Карла Элиасберга.
«Симфония о победном торжестве всего высокого и прекрасного» 70 лет назад, 9 августа 1942 года, в блокадном Ленинграде была исполнена Седьмая симфония до мажор Дмитрия Шостаковича, получившая позже название "Ленинградская".
Между двух огней 9 августа исполняется 70 лет со дня первого исполнения Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича в блокадном Ленинграде. Ее исполнением 30 июня Академический симфонический оркестр филармонии под управлением Александра Дмитриева закроет концертный сезон 2011–2012-го.
80 лет со дня премьеры Седьмой симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде В 1942 году под его управлением оркестр сыграл симфонию в Нью-Йорке и снискал колоссальный успех. Седьмая симфония в блокадном Ленинграде. После США музыка Шостаковича разлетелась по планете.

Символ ужаса и триумфа: История седьмой симфонии в блокадном Ленинграде

Продажа билетов на премьеру Седьмой симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде. Знаменитая Седьмая («Ленинградская») симфония была написана композитором овичем в блокадном Ленинграде. В нашей семье сохранилась история, связанная с первым исполнением знаменитой 7-й симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде 9 августа 1942 г. Шел 355-й день блокады. В этот день по планам фашистского командования город должен был пасть. Сегодня речь пойдет о музыкальном произведении, ставшем символом блокадного Ленинграда. 9 августа 1942 г. в зале Ленинградской филармонии состоялось исполнение Седьмой симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. 9 августа состоится кульминация историко-музыкального проекта в честь 80-летия со дня исполнения в блокадном Ленинграде Седьмой симфонии Шостаковича — открытие выставки и концерт. Первое исполнение знаменитой Седьмой или «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича состоялось в осаждённом Ленинграде 73 года назад. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска.

Надежда, вера и победа в Симфонии № 7 Шостаковича

незабываемая страница в истории города. Враг окружил Ленинград со всех сторон. Целый год он душил его железной блокадой, осыпал бомбами и снарядами, умертвлял голодом. 6696765 original 550x408 Седьмая симфония Шостаковича в блокадном Ленинграде На 355-й день ленинградской блокады, 9 августа, утром состоялась последняя репетиция, а вечером — готовилось исполнение Седьмой симфонии Шостаковича. В 1942 году под его управлением оркестр сыграл симфонию в Нью-Йорке и снискал колоссальный успех. Седьмая симфония в блокадном Ленинграде. После США музыка Шостаковича разлетелась по планете. В первые месяцы войны Дмитрий Шостакович находился в Ленинграде. 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде впервые прозвучала Седьмая симфония. Трудно представить, что великая музыка была написана в холодном, голодающем городе, под вой бомбежек. Первый военный сезон в Ленинграде начнется уже без них. Главным героем концертов филармонии становится дирижер Карл Элиасберг и оркестр радиокомитета – единственный симфонический коллектив, оставшийся в блокадном городе.

«Партитура памяти»: чтобы помнили

9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде Большой симфонический оркестр под управлением Карла Элиасберга (немец по национальности) исполнил Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича. Дмитрий Шостакович вложил в симфонию все, что ему довелось пережить в блокадном городе. Первые три части 7-й симфонии написаны Шостаковичем в доме Бенуа в Ленинграде, а финал симфонии композитор создал уже в эвакуации, в городе Куйбышеве, в декабре 1941 г. «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду я посвящаю свою Седьмую симфонию. Дмитрий Шостакович», – говорится на первой странице, в эпиграфе к программе концерта. Символ ужаса и триумфа: История седьмой симфонии в блокадном Ленинграде. Стоит отметить, что все же формально премьера состоялась 5 марта того же года в Куйбышеве. Однако концерт в Ленинграде имел колоссальное символическое значение как для советских людей, так и для всего мира в целом. Ноты доставили в Ленинград самолетом.

День сорок первый

И город внимал великой музыке. Нет, это была не погребальная песнь Ленинграду, но музыка - непоборимой силы, музыка - будущей Победы. Восемьдесят минут израненный город прислушивался к музыке. Через громкоговорители, концерт транслировали по всему Ленинграду.

Его слышали и немцы на передовой. Элиасберг вспоминал: «Отзвучала симфония. В зале раздались аплодисменты… Я прошёл в артистическую… Вдруг все расступились.

Быстро вошёл М. Он очень серьёзно, сердечно говорил о симфонии, а уходя сказал, как-то таинственно: «Наших артиллеристов тоже можно считать участниками исполнения». Тогда, честно говоря, я не понял этой фразы.

И только много лет спустя, узнал, что М. Говоров будущий маршал Советского Союза, командующий Ленинградским фронтом — прим. Шостаковича, вести интенсивный огонь по вражеским батареям и принудить их к молчанию.

Я думаю, что в истории музыки, такой факт — единственный». Именно тогда, 9 августа 1942 года, стало ясно, что война нами - проиграна. А симфония с тех пор, так и называется — Ленинградская.

Через много лет после войны, поэт Александр Межиров в 1942-м он сражался на Ленинградском фронте напишет: Какая музыка была! Когда и души, и тела Война проклятая попрала. Всем и для всех — не по ранжиру.

Кларнетист Виктор Козлов вспоминал: «На первой репетиции некоторые музыканты физически не могли подняться на второй этаж, они слушали внизу. Настолько они были измучены голодом. Сейчас невозможно даже представить себе такую степень истощения. Люди не могли сидеть, так они исхудали. Приходилось стоять во время репетиций». Чтобы хоть как-то поддержать исполнителей, им выдавался обед из столовой Горсовета. Карл Элиасберг проводил репетиции шесть раз в неделю по 5—6 часов. Дирижёр был чрезвычайно строг: не терпел пропусков и опозданий, заставлял работать, пока не добивался приличного звучания.

Сама симфония была непростой для исполнения. Шостакович приступил к её сочинению ещё в середине 1930-х годов. По первоначальной задумке часть её строилась на вариациях пассакальи провожальной песни , с гитарным перебором, посвящённой разъезду гостей после празднества, а позже и траурным шествиям в Испании. Также она сопровождалась сухим боем барабанов. По мысли композитора, барабанный бой должен был постоянно нарастать, символизируя приход сил зла. Шостакович однако не был удовлетворён тем, как получалось, и отложил написание симфонии. В первые же дни войны автор вернулся к симфонии. Я не мог поступить по-другому и не сочинять её.

Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается, в собственной музыке. В первый день войны я уже принялся за работу. Тогда я проживал в консерватории, как и многие мои знакомые музыканты. Я являлся бойцом противовоздушной обороны. Я не спал и не ел и отрывался от сочинения только, когда дежурил или при возникновении воздушных тревог», — читаем в воспоминаниях автора Седьмой симфонии. Шостакович принял решение вставить начатую шесть лет назад пассакалью, в итоге она стала крупным эпизодом в законченном произведении.

Подготовка концерта оказалась, мягко говоря, непростой. Большинство профессиональных музыкантов погибли в блокадные дни, у других попросту не оставалось сил для репетиций и выступления.

По этой причине музыкантов пригласили из военчастей. Партитура была успешно доставлена в Ленинград спецбортом из Куйбышева. Под стать им смотрелись и зрители в обвисшей на истощенных телах парадной одежде. Но все это было ничтожным на фоне царившей в зале атмосферы: не взирая на опасность артобстрелов и авиаударов сверкали люстры, а публика, казалось, оторвалась от блокадной земли и замерла в унисон свободе и миру. Пока музыканты исполняли Седьмую симфонию, артиллерия командующего фронтом Леонида Говорова подавляла вражеский огонь. Военные готовились к этой операции, получившей название «Шквал», весь месяц до премьеры. Все 80 минут сценического действа по врагу велся беспощадный огонь. Всего на установленные заранее немецкие огневые позиции приземлилось около трех тысяч снарядов. Это была симфония Говорова, благодаря которой ничто не отвлекло ленинградцев от прослушивания музыки Шостаковича.

Параллельно с живым исполнением премьера транслировалась по всем громкоговорителям и радиоточкам. Немцы стали невольными слушателями, неприятно удивившись неожиданному воодушевлению и стойкости горожан. Они-то были уверены, что город фактически мертв. А в его сердце зазвучал оркестр, исполнивший необыкновенную музыку и провозгласивший тем самым поворотный момент в блокаде Ленинграда. Что Шостакович пообещал слушателям своей Симфонией Премьера в столице.

В те дни композитор подал заявление с просьбой направить его на фронт. Вместо этого он получил приказ готовиться к отправке на «Большую землю» и вскоре вместе с семьей был отправлен в Москву, а потом в Куйбышев. Там композитор 27 декабря закончил работу над симфонией. Премьера симфонии состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве.

Успех был настолько ошеломляющим, что уже на следующий день копия ее партитуры была самолетом доставлена в Москву. Первое исполнение в Москве состоялась в Колонном зале Дома Союзов 29 марта 1942 года. Крупнейшие американские дирижеры — Леопольд Стоковский и Артуро Тосканини Симфонический оркестр Нью-Йоркского радио — NBC , Сергей Кусевицкий Бостонский симфонический оркестр , Юджин Орманди Филадельфийский симфонический оркестр , Артур Родзинский Кливлендский симфонический оркестр обратились во Всесоюзное общество культурной связи с заграницей ВОКС с просьбой срочно самолетом выслать в Соединенные штаты четыре экземпляра фотокопий нот «Седьмой симфонии» Шостаковича и запись на пленку исполнения симфонии в Советском Союзе. Они сообщили, что «Седьмая симфония» будет готовиться ими одновременно и первые концерты состоятся в один и тот же день — случай беспрецедентный в музыкальной жизни США. Такой же запрос пришел из Англии. Дмитрий Шостакович в каске пожарного на обложке журнала Time, 1942 год Партитуру симфонии отправили в Соединённые Штаты военным самолётом, и первое исполнение «Ленинградской» симфонии в Нью-Йорке транслировали радиостанции США, Канады и Латинской Америки. Ее услышали около 20 миллионов человек. Но с особым нетерпением «свою» Седьмую симфонию ждали в блокадном Ленинграде.

История создания Ленинградской симфонии Шостаковича, ее содержание

Дирижёра Элиасберга привезли на санях, потому что от голода он совсем ослабел. Мужчин даже вызывали с линии фронта. Вместо оружия им предстояло взять в руки музыкальные инструменты», — воспоминала позже флейтистка Галина Лелюхина. Для того чтобы набрать необходимых музыкантов, было решено привлечь даже тех, кто в это время воевал на Ленинградском фронте. Кларнетист Виктор Козлов вспоминал: «На первой репетиции некоторые музыканты физически не могли подняться на второй этаж, они слушали внизу. Настолько они были измучены голодом. Сейчас невозможно даже представить себе такую степень истощения. Люди не могли сидеть, так они исхудали. Приходилось стоять во время репетиций». Чтобы хоть как-то поддержать исполнителей, им выдавался обед из столовой Горсовета.

Карл Элиасберг проводил репетиции шесть раз в неделю по 5—6 часов. Дирижёр был чрезвычайно строг: не терпел пропусков и опозданий, заставлял работать, пока не добивался приличного звучания. Сама симфония была непростой для исполнения. Шостакович приступил к её сочинению ещё в середине 1930-х годов. По первоначальной задумке часть её строилась на вариациях пассакальи провожальной песни , с гитарным перебором, посвящённой разъезду гостей после празднества, а позже и траурным шествиям в Испании. Также она сопровождалась сухим боем барабанов. По мысли композитора, барабанный бой должен был постоянно нарастать, символизируя приход сил зла. Шостакович однако не был удовлетворён тем, как получалось, и отложил написание симфонии. В первые же дни войны автор вернулся к симфонии.

Я не мог поступить по-другому и не сочинять её. Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается, в собственной музыке. В первый день войны я уже принялся за работу.

В перерывах между работой я выходил на улицу и с болью и гордостью смотрел на любимый город. Он стоял опаленный пожарами, испытавший все страдания войны. Ленинград боролся.

Это была мужественная борьба. К концу 1941 года я закончил эту симфонию, написанную словно на едином дыхании... Дмитрий Дмитриевич выступил на ленинградском радио. Фашистские самолеты бомбили город, и композитор говорил под разрывы бомб и грохот зенитных орудий: «Мои дорогие друзья! Я говорю с вами из Ленинграда, в то время как у самых ворот его идут жестокие бои с врагом... Я говорю с фронта. Вчера утром я закончил партитуру второй части моего нового симфонического сочинения.

Помните, что нашей Родине, нашей жизни, нашему искусству грозит великая опасность. Будем же защищать нашу Родину, нашу жизнь, нашу музыку, будем же честно и самоотверженно работать! Первое исполнение Седьмой симфонии Д. Куйбышев, 1942 г. Симфония прозвучала впервые 5 марта 1942 г. Куйбышеве сейчас там находится театр оперы и балета в исполнении оркестра Большого театра под управлением Самуила Самосуда. Часть Рабочей улицы, по которой композитор ходил в театр репетировать симфонию от Струковского сада до площади Куйбышева переименовали в 2006 г.

Симфония стала одним из главных духовных символов борьбы с захватчиками в годы Великой Отечественной войны. Писатель Алексей Толстой был одним из первых слушателей этого грандиозного сочинения, он писал: «На угрозу фашизма - обесчеловечить человека - Шостакович ответил симфонией о победном торжестве всего высокого и прекрасного, созданного гуманитарной культурой... В июле 1942 г. А 9 августа 1942 г. В том же месяце измученные голодом музыканты Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета исполнили симфонию еще шесть раз. Дирижер К. Элиасберг в блокадном Ленинграде.

Художник А. Кузнецов, 2011 г. Решение играть симфонию в блокадном городе казалось совершенно невыполнимым. Партитуру нужно было доставить на самолете, пролетев над вражескими позициями. После опустошительной зимы 1941 г. Был объявлен набор в оркестр.

Имя дирижера Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета Карла Ильича Элиасберга тем более широко не упоминалось. Вероятно, советских партийных идеологов смущала фамилия сына немца и еврейки - до такой степени, что в фильме «Ленинградская симфония» 1957 года дирижера оркестра зовут...

Орест Добросельский. В дни блокады в Большом зале Ленинградской филармонии была исполнена Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, написанная в осажденном городе. Дирижировал оркестром Карл Элиасберг. В 8-серийном фильме Александра Котта «Седьмая симфония» смотрите с 8 ноября на канале «Россия 1» главного героя в исполнении Алексея Гуськова зовут именно Карл Элиасберг. Наш сериал — это ода его подвигу». Как многие ленинградцы, Шостакович вступил в ополчение и дежурил на крышах, обезвреживая зажигательные бомбы. Кстати, когда Седьмая симфония прославила Шостаковича на весь мир, на обложке американского журнала Time он появился именно в образе пожарного — как символ борьбы с пламенем фашизма, охватившим мир. Жил Шостакович прямо в консерватории.

Все свободное от дежурств на крыше время он сочинял. Симфония — сложное музыкальное произведение, требующее от композитора высокой самоотдачи. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается, в собственной музыке», - скажет он позже. Композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович во время учений пожарной команды из профессорско-преподавательского состава Ленинградской консерватории. Почему она Седьмая? Все просто: композиторы последовательно нумеруют свои произведения одного жанра. Это была седьмая по счету симфония Шостаковича. Композитор Дмитрий Шостакович за рабочим столом.

Теоретики музыки посвятили немало подробных трудов скрупулезному анализу симфонии. Мы же опишем это произведение кратко, чтобы даже далекий от симфонической музыки слушатель в общих чертах понимал, о чем эта музыка. Эпос, воспевающий мощь процветающей Страны Советов, мир и покой большой страны. Но вдруг гармония нарушается барабанной дробью, все более различимой: начинается эпизод нашествия фашизма. Далее музыка передает, как железная махина уничтожения сталкивается с отчаянным сопротивлением. В финале части мы будто слышим плач, крик. Это самая продолжительная часть. Мягкое скерцо, затишье после битвы.

Величавое адажио. Реквием по погибшим, тема упоения жизнью и преклонения перед природой, «возрождение красоты из праха и пепла» Алексей Толстой. Неукротимая борьба и гнев, перемежаемый воспоминанием о павших, предвестие победы. Состав оркестра: - деревянные духовые: 4 флейты, 3 гобоя, 5кларнетов, 3 фагота; - медные духовые: 8 валторн,6 труб, 6 тромбонов, туба; - ударные: литавры, треугольник, 2 малых барабана, тарелки, большой барабан, там-там, ксилофон; - клавишные: фортепиано; струнные: первые скрипки, вторые скрипки, альты, виолончели, контрабасы. Общая длительность симфонии — около 68 минут. Симфонию Шостакович дописал, еще раз напомним, в конце 1942-го. До конца войны оставалось еще 2,5 года. Только представьте, какой силой духа надо было обладать, чтобы сочинить в это время симфонию, обличающую и приговаривающую фашизм не говоря уже о композиторском таланте.

В честь этого события по инициативе Юлии Кантор, д. Он имеет трёхчастную «композицию», которая включает конференцию, мемориальную выставку и — как ключевое событие — концерт Академического симфонического оркестра филармонии — бывшего Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета в Большом зале филармонии 9 августа 2022 г. При подготовке проекта были сделаны уникальные находки. В частности, были обнаружены письма Жавдета Айдарова — музыканта, исполнившего 9 августа 1942 года партию ударных.

Эти письма позволяют погрузиться в события военных лет и почувствовать трагедию города. Письма были адресованы родителям Айдарова, находившимся в эвакуации, и 80 лет хранились в его семье. Впервые эти уникальные артефакты были представлены на пресс-конференции 21 июня. Широкая публика сможет познакомиться с ними на выставке, которая откроется 9 августа в Бетховеновском фойе.

Одной из реликвий стала партитура Седьмой симфонии. Ещё один раритет — «блокадная книга» Филармонии — тетрадь с полным перечнем концертов, данных оркестром Элиасберга в период блокады. Ранее неизвестные документы, рассказывающие о деталях подготовки Седьмой симфонии за рубежом, реакцию политической и культурной элиты в частности, телеграммы Чарли Чаплина, Поля Робсона, Иегуди Менухина и др. Фотографии, афиши, программки, документы личного происхождения воссоздают единую, полифоничную картину звучания Седьмой симфонии в гуманитарном пространстве России, других союзных республик, а также в странах-союзницах СССР по антигитлеровской коалиции в 1942 году.

Программы концертов 1942—1944 гг. Юдина, участника блокадной премьеры Ленинградской симфонии. В центре внимания — коллекция артефактов, принадлежавших К. Элиасбергу: его дирижёрская палочка, трудовая книжка, пюпитр и камертон, ставший своеобразной метафорой всей экспозиции как символ безупречной чистоты нравственного начала и столь же безупречной музыкальности.

Экспозиция даст представление о том, на каком драматическом фоне свершался повседневный подвиг ленинградской интеллигенции.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий