Итоги разгрома волжской булгарии святославом

2 В какие походы ходил Святослав?(кратко). III. Война с Волжской Булгарией. Ряд исследователей, изучив данные Ибн Хаукаля, пришли к выводу, что так же, как и хазарский Итиль, город Булгар был полностью разгромлен дружинами Святослава. Князь Святослав Игоревич родился в 940 году. Эту дату трудно назвать точной, поскольку в разных источниках она отличается.

Поход на Волжскую Булгарию

Разгромив армии Хазарии и Волжской Булгарии и разорив их города, Святослав разбил ясов и касогов, взял и разрушил Семендер в Дагестане. первый поход, победа под Доростолом,969-971-второй поход, менее удачный). В итоге — к Руси перешли земли, расположенные по нижнему течению Дуная. Князь Святослав был сыном Ольги и Игоря. Согласно данным Повести временных лет он родился в $942$ году. Когда князь Игорь был жестоко убит древлянами, Святославу было три года. В частности, он довольно подробно сообщает о городах Волжской Булгарии, о торговле булгар мехами с русами, о соседях булгар11. Предположение строилось на заявлении Ибн Хаукаля о разгроме Булгара русами Святослава и довольно убедительном описании бедствий разгрома.

Военные походы Святослава

ИнтернетНаследие Волжской Булгарии За три века существования государство оставило после себя более двух тысяч памятников. История волжской булгарии кратко, Города, герб и разгром, фото волжской булгарии. Хан Котраг, во главе кутригурских племен ушел на Волгу. Там булгары смешались с местным финно-угорским населением и положили начало Волжской Булгарии. Современник событий Абу-л-Касим Ибн Хаукаль ан-Нисиби [12], в свою очередь, датирует в своей «Книге путей и государств» поход более поздним временем и к тому же сообщает о войне с Волжской Булгарией, сведения о которой не подтверждены никакими другими источниками. Разгромив армии Хазарии и Волжской Булгарии и разорив их города, Святослав разбил ясов и касогов, взял и разрушил Семендер в Дагестане. Также, праздник известен как День памяти Князя Святослава (942-972). В этот день у славян принято проводить ритуальные поединки, и славить Бога Перуна. Воинские посвящения тоже лучше всего проводить в этот день. Волжско-Камская Булгария (Болгария) — средневековое государство в Восточной Европе 10 — начала 15 века, первое государственное образование на территории Среднего Поволжья и Прикамья.

Что выиграла и что проиграла Русь в результате разгрома князем Святославом Хазарского ханства?

Поход на Волжскую Булгарию и разгром Хазарии. Так в 960-е гг. разгром Хазарии принес Святославу и его державе огромную славу и богатства. Теперь князь уже требовал от вятичей признания своего старшинства и дани. Походы в Волжскую Булгарию. В 1164 году Андрей провёл первый после похода Юрия Долгорукого (1120) поход на волжских булгар с сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Юрием. Князь Святослав Игоревич родился в 940 году. Эту дату трудно назвать точной, поскольку в разных источниках она отличается. Разгромив армии Хазарии и Волжской Булгарии и разорив их города, Святослав разбил ясов и касогов, взял и разрушил Семендер в Дагестане.

Полезная информация

Зря он по неразумию своему принимает росов за изнеженных баб и тщится запугать нас подобными угрозами, как грудных младенцев, которых стращают всякими пугалами. Удачная кампания в Сирии позволила перебросить корпус под командованием патрикия Петра с Востока. Общее командование войсками, направленными против Святослава, было поручено родственнику императора Варде Склиру. В области, занятые русскими, были посланы разведчики для сбора информации о намерениях противника. Весной 970 года войско русского князя, разделённое на 3 части, вторглось в пределы византийской Фракии.

О настроениях в Константинополе в тот период хорошо свидетельствует фрагмент из эпитафии императора Никифора Фоки , написанной митрополитом Иоанном. Фрагмент из эпитафии Печально зрелище! Восстань же ныне, царь! Пехоту собери, стрелков и всадников, И войско все своё фаланги и полки, Ибо идет оружье русское на нас, К убийству жадно рвутся скифов племена.

Твой град - добыча всех племен, которых в страх Когда то повергал один лишь образ твой, Что был начертан у ворот Византия. По сообщению Скилицы русы действовали совместно с болгарами, а их союзники венгры и печенеги выступали отдельно. Численность войска русского князя Диакон исчисляет в более 30 тыс. Войско Святослава дошло до Аркадиополя [9] в 120 км от Константинополя , где произошло генеральное сражение.

Варда Склир отправил навстречу войску русского князя «скифы» у византийских авторов небольшой отряд Иоанна Алакаса, остальные силы скрытно разместил в засаде, разбив на две части. Отряд Алакаса наткнулся на печенегов и увлёк их в отступлении за собой, наводя на засаду. План византийцев удался, печенеги оказались в полном окружении и, по словам Скилицы, были почти все перебиты. Византийская конница X века.

Миниатюра из хроники Иоанна Скилицы. Затем в тот же день произошло упорное сражение с остальным войском Святослава, результат которого определила гибель одного из вождей «скифов». Варда Склир лично разрубил его до пояса, после чего «скифы» обратились в бегство. Лев Диакон сообщает итог сражения: «Говорят, что в этой битве было убито пятьдесят пять ромеев, много было ранено и ещё больше пало коней, а скифов погибло более двадцати тысяч.

Согласно Диакону скифы и дальше «совершали внезапные набеги, беспощадно разоряли и опустошали Македонию, причиняя тем самым ромеям огромный вред. Повесть временных лет[ править править код ] Сражение русских с греками и поражение греков. Миниатюра Радзивилловской летописи Летопись излагает поход Святослава в форме героической былины, не упоминая о поражении русов в каком-либо из сражений. Тем не менее некоторые детали повествования указывают на реальность летописных сведений, которые по политическим соображениям могли замалчиваться в византийских официальных документах.

Вначале византийцы предложили дань Святославу по числу воинов. Князь, хотя располагал 10 тыс. Греки отказались выплачивать, вместо этого выставив войско в 100 тысяч. Когда армии сошлись, Святослав , чтобы ободрить своих воинов, обратился к ним со знаменитыми словами: «Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим — должны сражаться.

Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые сраму не имут. Если же побежим — позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь.

Отряд русов напал на противника и сжёг все осадные сооружения, убив начальника осадных машин. Этот успех воодушевил Святослава. Византийцы выстроились «густой фалангой». Русы успешно отражали атаки византийцев, но во время одной из них был убит воевода русов Икмор, после чего дружина «закинула щиты за спину» и отступила к городу. Среди тел оставленных на поле боя убитых воинов византийцы нашли тела женщин. На собранном 21 июля Святославом военном совете коменте мнения разделились — часть предлагала в тёмную ночь на ладьях прорываться из города, другая часть советовала начать мирные переговоры. Тогда Святослав произнёс речь, приводимую Львом Диаконом: «Погибнет слава, сопутница русского оружия, без труда побеждавшего соседних народов и, без пролития крови, покорявшего целые страны, если мы теперь постыдно уступим римлянам. И так с храбростью предков наших и с тою мыслью, что русская сила была до сего времени непобедима, сразимся мужественно за жизнь нашу. У нас нет обычая бегством спасаться в отечество, но или жить победителями или, совершившим знаменитые подвиги, умереть со славою». Выслушав своего князя, дружина решила сражаться. Утром 22 июля русы вышли из Доростола и Святослав приказал запереть городские стены, чтобы ни у кого не возникло мысли об отступлении. Бой начался с атаки русами византийских позиций. В упорном бою к полудню византийцы начали отступать под напором русов. Тогда Цимисхий ввёл в бой свежий отряд всадников. Это позволило передохнуть уставшим византийцам. Они перешли в атаку, но были отбиты русами. Начавшаяся во время боя буря понесла тучи песка в глаза русов. Храбро сражаясь, отбивая постоянные атаки византийцев, русы смогли прорваться в Доростол и укрыться за его стенами. В бою Святослав был ранен. На следующий день начались переговоры. По условиям, предложенным князем Руси: русы уходят из Болгарии на родину, а византийцы обеспечивают им свободу выхода и снабжают хлебом на дальнюю дорогу. Кроме того, восстанавливаются торговые отношения с Византией. Император принял все условия, после чего было заключено соглашение, текст которого сохранился в «Повести временных лет». На берегу Дуная состоялось свидание Святослава с Цимисхием. Святослав обязался не воевать с Византией, а Цимисхий обязался беспрепятственно пропустить ладьи русов и выдать на дорогу по две меры хлеба каждому воину. После этого рать Святослава ушла на Русь. Иоакимовская летопись сообщает о казни князем Святославом за христианские убеждения своего единственного брата Глеба во время русско-византийской войны 6476-6479 годов 968-971 годов н. Татищев в книге «История Российская с самых древнейших времён, неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором Васильем Никитичем Татищевым» пишет: «Тогда диавол возмутил сердца вельмож нечестивых, начал клеветать на христиан, бывших в войске, якобы это падение войск приключилось от прогневания лжебогов их христианами. Он же настолько рассвирепел, что и единственного брата своего Глеба не пощадил, но разными муками томя убивал… Князь же, видя их непокорение, особенно на пресвитеров ярясь, якобы те чарованием неким людям отвращают и в вере их утверждают, послал в Киев, повелел храмы христиан разорить и сжечь и сам вскоре пошел, желая всех христиан изгубить». После окончания русско-византийской войны Святослав ушёл из Подунавья, но Русь сохранила свои завоевания в Приазовье, Поволжье, удерживала устье Днепра. На Днепре Святослав оказался только глубокой осенью. У днепровских порогов его уже поджидали печенеги. Согласно официальной версии, византийцы не собирались отпускать грозного воителя обратно на Русь. Византийский хронист Иоанн Скилица сообщает, что ранее Святослава на Днепр попал мастер политической интриги, епископ Феофил Евхаитский. Епископ вёз дорогие подарки хану Куре и предложение Иоанна I Цимисхия о заключении между печенегами и Византией договора о дружбе и союзе. Византийский владыка просил печенегов более не пересекать Дунай, не нападать на принадлежавшие теперь Константинополю болгарские земли. Святослав шел в полной уверенности, что византийцы выполнили своё обещание и дорога свободна. Дойдя на ладьях до «Острова Русов» в устье Дуная, князь разделили войско. Рененых было решено везти на ладьях. С ними остался князь и его малая дружина, а основные силы под началом воеводы Свенельда ушли своим ходом по лесам и степям в Киев. На мощное войско никто не осмелился напасть, и они благополучно дошли. Согласно летописи, Свенельд и Святославу предлагал идти на конях, но тот отказался. Ладьи с ранеными не смогли пройти через пороги, и князь решил зазимовать на Белобережье между современными городами Николаевым и Херсоном. Согласно летописи, зимовка была тяжелой, не хватало продовольствия, люди голодали и умирали от болезней. Сотни воинов умирали от ран. Но воины не забирали запасы пищи у местного населения, а наоборот продавали им лошадиные головы по полгривны. Считается, что весной должен был прибыть Свенельд со свежими силами.

Битва возобновилась утром следующего дня — в Великий Четверг. Ромеи же стреляли снизу вверх из камнеметных орудий, забрасывали осажденных тучами камней, стрелами и дротиками, отражали их удары, [теснили], не давали им возможности выглянуть из-за зубчатых стен без вреда для себя. Наконец, Император громким голосом отдал приказание приставить к стенам лестницы, и возглас его прибавил сил осаждавшим» [16]. Им удалось наконец ворваться в город. Они «рассыпались по узким улицам, убивали врагов и грабили их добро» [17]. Россы сопротивлялись отчаянно, нанося противнику чувствительный урон, но очаги сопротивления один за другим были подавлены. Сфенкел смог бежать из захваченного Преславца в Дористол к Святославу. Пасху ромеи праздновали в Преславце. Выбрав несколько пленников, Император отправил их к Святославу, с тем чтобы они сообщили ему о взятии Преславца, и через них потребовал сложить оружие и убраться из «страны мисян», как называли Болгарию ромеи, прибегая по давно сложившейся традиции к архаичным этнонимам и топонимам, подобно тому как русских они именовали тавроскифами или просто скифами. Он считал это плохим предзнаменованием…но, одержимый скифским безумием и кичась своими победами над мисянами, надеялся легко победить и войско ромеев» [18]. Святослав приказал обезглавить около 300 родовитых болгар, а многих других велел заковать в оковы и бросить в тюрьму Болгарская знать стала склоняться на сторону ромеев. Чтобы пресечь подобное развитие событий, угрожавшее утратой контроля над завоеванной страной, Святослав приказал обезглавить около 300 родовитых болгар, а многих других велел заковать в оковы и бросить в тюрьму. Затем он двинулся во главе 60-тысячного войска навстречу ромеям, которые приблизились к Дористолу. Перед решающим сражением «тавроскифы плотно сомкнули щиты и копья, придав своим рядам вид стены, и ожидали противника на поле битвы. Император выстроил против них ромеев, расположив одетых в панцири всадников по бокам, а лучников и пращников позади, и, приказав им безостановочно стрелять, повел фалангу в бой. Воины сошлись врукопашную, завязалась яростная битва, и в первых схватках обе стороны долго сражались с одинаковым успехом. Росы, стяжавшие среди соседних народов славу постоянных победителей в боях, считали, что их постигнет ужасное бедствие, если они потерпят постыдное поражение от ромеев, и дрались, напрягая все силы... Росы, которыми руководило их врожденное зверство и бешенство, в яростном порыве устремлялись, ревя, как одержимые, на ромеев, а ромеи наступали, используя свой опыт и военное искусство... А ромеи запели победные гимны и прославляли Императора. Он раздавал им награды и устраивал пиры, усиливая их рвение в битвах» [19]. По приказу Иоанна Цимисхия ромеи построили у стен Дористола укрепленный лагерь и начали планомерную осаду, которая перемежалась вылазками осажденных и короткими стычками с ними. В одной из таких вылазок погиб военачальник Сфенкел. Положение осажденных резко ухудшилось, когда ромеи установили осадные камнеметы. Ежедневные потери россов выросли, а крепостные стены оказались под угрозой разрушения. На следующий день, воодушевленные вчерашним успехом, россы попытались прорваться из осажденной крепости, в которой им грозил голод. Битва продолжалась в течение нескольких часов, но, несмотря на их отчаянную храбрость, победа досталась ромеям. Когда дневной свет погас, «и засиял полный круг луны, скифы вышли на равнину и начали подбирать своих мертвецов. Они нагромоздили их перед стеной, разложили много костров и сожгли, заколов при этом, по обычаю предков, множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили [несколько] грудных младенцев и петухов, топя их в водах Истра» [20] — Дуная. Наутро в пятницу, 21 июля, Святослав совещался со своими военачальниками. Предвидя неизбежность поражения, «одни советовали тайно удалиться ночью, другие — вернуться домой, попросив у ромеев мира и залогов верности… и все сходились на том, что следует окончить войну. Свендослав же убедил их решиться на еще одну битву с ромеями — и либо, отлично сражаясь, победить врагов, либо, будучи побежденными, предпочесть постыдной и позорной жизни славную и блаженную смерть» [21]. Скилица влагает в уста князя речь следующего содержания: «Погибла слава, которая шествовала вслед за войском росов, легко побеждавшим соседние народы и без кровопролития порабощавшим целые страны, если мы теперь позорно отступим перед ромеями. Итак, проникнемся мужеством… вспомним о том, что мощь росов до сих пор была несокрушимой, и будем ожесточенно сражаться за свою жизнь. Не пристало нам возвращаться на родину, спасаясь бегством; [мы должны] либо победить и остаться в живых, либо умереть со славой, совершив подвиги, [достойные] доблестных мужей! Не имам убежати, но станем крепко, аз же пред вами поиду: аще моя глава ляжеть, то промыслите собою» [23]. В заново начавшемся сражении участвовали как воины оба полководца — Иоанн Цимисхий и Святослав В заново начавшемся сражении участвовали как воины оба полководца — Иоанн Цимисхий и Святослав. Был момент битвы, в котором русский князь едва не погиб — удар мечом по голове, угрожавший смертью, нанес ему перешедший на службу ромеям сын последнего эмира Крита Анемес, он сбросил князя с коня, но жизнь Святославу сохранили его доспехи: шлем, кольчуга и щит.

Эти восстания были далеко не спокойными. Болгары собрали войско, с помощью которого отбили у русских Переяславец. В 970 году князь Святослав Игоревич со своей дружиной отправился в Болгарию и жестоко покарал восставших, подчинив себе всю Болгарию. Со своим войском он дошел до Адрианополя, где был встречен превосходящими силами византийцев, которые испугавшись возможности закрепления на территории Болгар русской армии, спешили разбить неприятеля. Силы были не равны. Это интересно: 866,Киевская Русь в конце 9 — первой трети 12 века, кратко Завоевание Болгарии Иоанн Скилица Начало болгаро-византийского конфликта, приведшего к походу русского князя Святослава в Болгарию, относится к июню 967 года. По хронике Иоанна Скилицы 2-я половина XI века в этот месяц византийский император Никифор Фока, совершая инспекционную поездку во Фракию, потребовал от болгарского царя Петра воспрепятствовать венграм переправляться через Дунай с целью набегов на византийские провинции. Когда Пётр уклонился от борьбы с сильным противником, византийская дипломатия решила наказать болгар, направив на них русов: Уход русов был вызван печенежской осадой Киева и, возможно, за ним последовали весь т. Согласно Скилице в 969 году русы вернулись в Болгарию и покорили её уже для себя, нарушив тем самым соглашение с императором Никифором. Лев Диакон Византийский историк Лев Диакон, современник событий, передаёт начало конфликта иначе. Возмущённый Никифор, который перед тем провёл несколько победных военных кампаний в Азии, сам отправился с войском в Болгарию, но остановился на её границах, опасаясь углубляться в гористую местность, где болгары прежде не раз наносили тяжёлые поражения византийцам. Никифор отозвал войско, а затем: Далее Лев Диакон опускает первый поход Святослава на болгар и сразу начинает описание событий со второго похода, косвенно датируя его 969 годом. С войском в 60 тысяч воинов Святослав на челнах по Дунаю подошёл к Доростолу, где болгары выставили против него 30 тысяч бойцов, но после сражения были отброшены в крепость. Нападение русов на болгар сильно встревожило Византию. Император Никифор стал укреплять оборону Константинополя, готовить армию. Также он решил вступить в союз с болгарами при помощи династического брака. Болгары, просившие оказать им помощь против русов, осенью 969 года послали невест царской крови, которых Никифор собирался выдать замуж за сыновей императора Романа II, Василия и Константина. Планам совместного отпора Святославу не суждено было сбыться из-за убийства 11 декабря 969 года императора Никифора. Престол Византийской империи занял военачальник Иоанн Цимисхий. Пока византийцы колебались в оказании прямой военной помощи болгарам, их постоянному врагу, восточная часть Болгарии покорилась Святославу. Не вполне ясно, на каких условиях произошло подчинение болгар. С одной стороны, болгары в следующем году бились вместе с русами против византийцев, а новый болгарский царь Борис II оставался в своей столице Преславе. С другой стороны, Лев Диакон сообщает о терроре Святослава в Болгарии: Хотя историки сомневаются в числе жертв в Филиппополе, город по свидетельству Скилицы обезлюдел. Русская летопись доносит отголоски балканской войны: «И пошел Святослав к столице, воюя и разбивая города, что стоят и доныне пусты. Отбросив печенегов, Святослав хотел было вернуться в Переяславец, но его удержала мать, княгиня Ольга. После смерти в июле 969 года Ольги Святославу пришлось обустраивать управление землями. В течение 970 года он расставил сыновей с воеводами по уделам и в 971 году, согласно хронологии летописи, отправился опять в полюбившийся ему Переяславец, который взял от болгар приступом. После этого Святослав повёл войско на греков. Летописный Переяславец на Дунае точно не идентифицирован. Существуют две основные версии и другие, менее распространённые.

Внешнеполитические связи

Современник событий Абу-л-Касим Ибн Хаукаль ан-Нисиби [12], в свою очередь, датирует в своей «Книге путей и государств» поход более поздним временем и к тому же сообщает о войне с Волжской Булгарией, сведения о которой не подтверждены никакими другими источниками. Разгром Хазарского Каганата. Прежде чем нанести удар по Хазарии, он обрушился на ее союзников — лесные поволжские племена буртасов и на Волжскую Булгарию — государство на Средней Волге. В 1120 году Юрий Долгорукий организовал военный поход на Волжскую Булгарию. Летом 1164 года Андрей Боголюбский вместе с муромским князем Юрием Владимировичем ходил на Булгарию: был захвачен город Бряхимов. Один из первых русских походов на булгар был предпринят велики князем киевским Владимиром I в 985 г. В XII–XIII вв. в связи с образованием Владимиро-Суздальского княжества русские походы на Волжскую Булгарию усилились. Также, праздник известен как День памяти Князя Святослава (942-972). В этот день у славян принято проводить ритуальные поединки, и славить Бога Перуна. Воинские посвящения тоже лучше всего проводить в этот день. С русскими княжествами у Волжской Булгарии были сложные отношения. В конце десятого века царство пережило набег князя Святослава, сына того самого князя Игоря, который воевал с булгарами в Причерноморье.

Походы киевских князей на Хазарию и Волжскую Булгарию (стр. 1 из 2)

Внешняя политика Святослава Игоревича. До середины Х в. государство возглавлялось эльтебером, подчинявшимся хазарскому правителю. После разгрома тюркских войск киевским князем Святославом титул главы Волжской Булгарии был изменен на характерный для исламских стран.
Рождение Руси. Theorema Inopinatum В XV веке новым культурно-политическим центром волжских булгар и перенесённой столицей стала Казань. В 1438 с приходом династии чингизидов под предводительством Улу-Мухаммеда на территории Волжской Булгарии было образовано Казанское ханство [20].

Князь Святослав и его время

И были в Семендере мечети, церкви и синагоги, и свершили свой набег эти русы на всех, кто был на берегу Итиля, из числа хазар, булгар и буртасов, и захватили их, и искал убежища народ Итиля на острове Баб-ал-Абвад и укрепился на нем, а часть их - на острове Сийах-Куих, живущие в cтрахе»» [13]. По одной из версий Святослав сначала в 965 году взял Саркел на Дону, а после пошёл на восток, и в 968 или 969 году покорил Итиль и Семендер. Слова Ибн Хаукаля о том, что войско русов разделилось на две группы, подтверждаются действиями русского войска на Балканах, поскольку во время русско-византийской войны одна его часть сражалась под началом Святослава, тогда как другая находилась под предводительством другого вождя. Позднее основная часть войска во главе со Святославом стояла на Дунае, а русы под руководством Свенельда находились возле болгарского царя Бориса в Преславе. Василий Владимирович Бартольд, Александр Юрьевич Якубовский, Михаил Илларионович Артамонов и Владимир Фёдорович Минорский, исследовавшие эти сведения Ибн Хаукаля, заметили, что указанный автором 358 год хиджры мог и не являться годом самого похода, являвшегося вторым по счёту военным предприятием русского князя на Востоке. Речь могла идти не о двух походах на хазар 965 года, согласно русской летописи, и 968-969 годов , а только о том, дата которого называется в «Повести временных лет». Владимир Алексеевич Мошин, напротив, полагал, что это были два разных похода. Он был против отождествления походов, описанных русской летописью и Ибн Хаукалем, и считал 358 год хиджры годом похода Святослава на Восток.

Новосельцев полагал, что в 968-969 годах Святослав Игоревич уже вторично обрушил свои силы на каганат. По его мнению, русы ударили по хазарам в промежутке между дунайскими походами. Эту концепцию поддержала и Калинина. Она объясняет то, что сведения автора нельзя отнести к 965 году, тем, что именно в 968-969 годах ему поведали про то, что в Семендере, захваченном русами, «ничего не осталось от прежнего изобилия» [20]. Сообщение же о нормализации жизни города принадлежит вовсе не информатору, а самому автору, а следовательно его правильнее отнести к событиям, произошедшим в 968-969 годах, а не к 965 году «не пройдет и трех лет, и станет, как было» [21]. Опираясь на свидетельства Ибн Мискавейха и его продолжателя Ибн аль-Асира [22], сообщивших о нападении в 965 году на Хазарию тюрок, под которыми, как считает Калинина, нужно понимать русов, и о том, что положение в стране стабилизировалось лишь в результате обращения хазар в мусульманство и поддержки их хорезмийской армией, автор делает вывод, что в 968-969 годах Святослав нанес свой второй и последний удар. Ещё одним аргументом Калининой, говорящим о том, что Ибн Хаукаль не знал полностью событий, о которых он писал, являлось то, что даже будучи хорошо осведомлённым о разорении русами хазарских городов и располагая дошедшими до него сведениями о войне русов в Болгарии, он решил, что Святослав ударил по Волжской Булгарии, «поскольку он знал лишь Волжскую Булгарию как соседку русов и хазар» [23].

Таким образом, события балканской войны он перенёс на поход русов против Хазарии и расписал тот разгром городов каганата, с коим он якобы столкнулся. Однако Калинина считает, что войсками русов вовсе не была затронута Волжская Булгария и что полный разгром городов Хазарии случился между весной и осенью 969 года, и каганат, а не Византия, подстрекал печенегов к набегу на Киев. Разгром Хазарского каганата имел очень важное внешнеполитическое значение для Киевской Руси. С одной стороны, были разрушены крепости и города, что раньше запирали торговые пути, и теперь Русь получила возможность вести торговлю с Востоком; водные пути по Дону и Волге также наконец-то открылись. С другой стороны, сводилась на нет угроза военного нападения с востока. С третьей стороны, те племена, что раньше находились в зависимости от Хазарского каганата, теперь попали под влияние Киевской Руси или же оказались полностью присоединены к ней. В своей внешней политике Святослав Игоревич следовал по стопам своих предшественников - князей Олега и Игоря - и стремился к усилению на Балканах, на восточных торговых путях и в Северном Причерноморье позиций Киевской Руси.

Его стараниями был устранён мощный противник российского государства в Северном Причерноморье, а именно Хазарский каганат: договор с жителями забранных у Хазарии территорий ещё больше упрочил здесь позиции Руси. Война с Волжской Булгарией Ряд исследователей, изучив данные Ибн Хаукаля, пришли к выводу, что так же, как и хазарский Итиль, город Булгар был полностью разгромлен дружинами Святослава. Согласно другой точке зрения, в русских источниках отсутствуют упоминания о разгроме булгар, а следовательно, если даже русам и пришлось проходить через Булгарию, её столицы они всё же не разоряли. Сторонники третьей точки зрения считают, что Святослав при всём своём желании не мог разгромить булгар, поскольку он вообще не был на Средней Волге. Четвертая точка зрения предполагает разгром булгар, но не русами Святослава, а норвежцами и уже через несколько лет после окончания похода русов на хазар. Особый интерес представляет мнение, высказанное востоковедом Т. Калининой, которая пришла к выводу, что русского войска вообще не было на Средней Волге.

По её предположению, Святослав прошёл по Днепру в 965 году до границ с Хазарией, занял Белую Вежу и, разбив войско каганата, направился в земли касогов и ясов, а уже захватив их, явился в Киев и обзавелся целью дальнейшего объединения славянских племён под началом Киева. Калинина считает, что, сообщая дату разгрома хазарских городов войсками русов в 968-969 году, Ибн Хаукаль ничего не путал, но в то же время утверждает, что в том походе сам он участия не принимал, а потому об этом молчат и русские летописи. Русский князь посылает, так сказать, карательный корпус, состоящий из наёмников-скандинавов, который, мстя за набег печенегов на Киев в 968 году, подвергает Хазарию окончательному разгрому. Затем они направляются в Андалузию, как и сообщает Ибн Хаукаль. Им также упоминается Булгар, якобы подвергшийся разрушению со стороны русов в 969 году. Он сообщает: «Булгар город небольшой... Опустошили его русы и пришли в Хазаран, Семендер и Итиль и отправились тотчас же после к стране Рум и Андалус...

Согласно другой версии, вторая дата, то есть 969 год, означает вовсе не время похода русов на хазар, а то время, когда Ибн Хаукалем были получены сведения об этом событии. Данные для своего труда он набирал, путешествуя, и информацию о данном походе русских дружин получил в Джурджане, но писал Хаукаль своё сочинение где-то в 976-977 году, а точнее спустя 8 лет после того года, под которым датирует нападение на Хазарию Руси, так что нет ничего необычного в том, что 968-969 год, в котором, по его свидетельству, произошёл поход, на самом деле является годом получения сведений об этом самом походе. Также имеются значимые основания для выдвижения ещё одной концепции. Во-первых, стоит согласиться с исследователями, проводившими маршрут похода Святослава в 965 году через Оку, владения Булгарии и вниз по Волге в Хазарский каганат. Согласно Александру Вильямовичу Гадло, переход осуществлялся через Оку, так как именно вятичи, что до 964 года платили дань хазарам, стали причиной столкновения Киевской Руси с Хазарией. Святослав понимал, что земля вятичей - ключ к важной части торговой магистрали, что связывала с Халифатом Восточную Европу, и потому столкновение с Хазарским каганатом было предрешено. Вероятнее всего, Волжскую Булгарию русский князь тогда опасной не считал, и кроме того связи с ней давно были налажены, поскольку «в Булгаре сходились торговые пути, которые шли и из северных областей Восточной Европы, и из Киева через Рязанскую землю» [24].

Наверняка Святослав располагал информацией о том, что булгары стремятся избавиться от своей зависимости от хазар, и как искусный полководец и дипломат это отлично показано в исследовании Андрея Николаевича Сахарова , сумел воспользоваться этой благоприятной ситуацией, рассчитывая если не на поддержку Волжской Булгарии, так хотя бы на булгарский нейтралитет. Возможно, что, как это практиковалось в тогдашней дипломатии, перед заключением мирного соглашения с булгарами и была предпринята демонстрация силы, но, однако, не более того. Новосельцев пришел к абсолютно правильному выводу, что «Волжская Булгария в Х веке не была союзницей Хазарии и никаких следов погрома Булгара этого времени археологически не обнаружено» [25]. Касательно следования русов на Оку и Волгу Борис Александрович Рыбаков [26] весьма убедительно указал его соответствие древнему пути славяно-русов к Булгару от Киева: караваны русов шли от столицы в район Воронежа, затем через пространства лесостепи в район Пензы и несколько южнее Тамбова, а после через степи и леса Мордовии к правому берегу реки Волги. Согласно свидетельствам арабских источников, около десятка населённых пунктов располагалось на принадлежавшем Руси участке этого пути. Именно там упомянутые выше караваны останавливались с целью торговли и относительно длительного отдыха. А это означает, что у дружин русского князя не было причин искать какие-либо другие дороги: они следовали по привычному уже для них караванному маршруту прямо в сторону столицы Волжской Булгарии.

Возможно, летописец умолчал о движении русов через Булгарию по той причине, что Святослав там почти не задержался. Уже на подступах к Булгару состоялась встреча булгарского эмира с русским князем, главным итогом которой стал договор о нейтралитете волжских булгар, в данных условиях бывший обоюдовыгодным. За подтверждение этого можно взять мнение Шихабетдина Марджани, татарского историка, считавшего мирный договор 985 года повторением более раннего мира, заключённого между русами и булгарами во время похода Святослава 965-967 годов. События, произошедшие после похода Святослава, и есть главное доказательство несправедливого обвинения Руси в опустошении булгарских земель. В частности, разгром Хазарии дал булгарам куда больше, чем русам: они унаследовали владения хазар от нижнего до среднего течения Волги и настолько усилились, что спустя несколько лет Владимиру, сыну Святослава Игоревича, пришлось пойти на Булгарию. Без всякого сомнения, если бы их города были разрушены Святославом, они не сумели бы так скоро оправиться. Поход на них Владимира Святославича, произошедший в 985 году, был вызван, в основном, тем, что, начиная с последней четверти X века, происходит расширение сферы влияния булгар, в том числе и на земли, принадлежащие вятичам.

Археологические источники говорят о том, что в тот временной период булгарские контакты с мерей, радимичами и мордвой усиливаются. Эти данные подтверждаются короткими сообщениями летописных источников. Выходит, первая четверть X столетия характеризовалась совершенно разными экономическими потенциалами Волжской Булгарии и Хазарии. По некоторым причинам, одной из которых являлось и изменение уровня Каспийского моря, каганат стал государством-паразитом, использующим собственное выгодное положение в начале Великого Волжского торгового пути. Транзитная торговля между Востоком и Западом давала хазарской знати немыслимые доходы. Волжская же Булгария, которая занимала серединный участок Великого Волжского пути и столица которой являлась одним из важнейших международных рынков и складочных пунктов товаров, следующих на Запад с Востока и обратно, не могла не интересовать хазарского кагана. Булгарами принималось активное участие в обмене и торговле: они вовлекали в сферу своих интересов многие соседние народы.

Однако Волжская Булгария отличалась от Хазарии тем, что была страной земледелия, и произведённая продукция составляла существенную часть товаров, идущих на экспорт. Булгарские мастера создавали изделия, использовавшиеся народами Севера и Пермского края в качестве эквивалента мехам горностая, куницы, бобра и соболя, которые дорого стоили на Востоке. Следовательно, удержание Волжской Булгарии в вассальной по отношению к себе зависимости было выгодно для Хазарии. Булгария же, напротив, была заинтересована в своём освобождении из-под власти каганата. Булгарское купечество нуждалось в независимом централизованном государстве, поскольку лишь оно могло обеспечить им безопасность торговли, а Хазария только тормозила развитие экономики булгар. Волжские булгары сумели добиться полной независимости в результате русско-хазарских противоречий, главной причиной которых стало влияние на территории, являющиеся важной составной частью Великого Волжского торгового пути, то есть на земли вятичей. Владения булгар не пострадали от восточных походов князя Святослава Игоревича и, более того, вероятно, уже в 965 году между Булгарией и Русью был подписан первый договор, ставший основой многовековых будущих отношений.

Болгарские походы Поражение Хазарии и вследствие того усиление влияния Киева в Северном Причерноморье привели к тому, что земли Руси подступили к границам Византии, тем самым вызвав к жизни ощутимую угрозу господству империи в Крыму. Об этом говорит и упоминание Яхьи Антиохийского, арабского хрониста, о выступлении византийского императора в поход на болгар, которое закончилось тем, что он «поразил их и заключил мир с русами - а были они в войне с ним - и условился с ними воевать болгар и напасть на них» [27]. Открытый разрыв Византии с Болгарией произошёл в 966 году. Приблизительно в то же время император Никифор II Фока направился в сторону болгарской столицы и скоро уже овладел приграничными городами. Но какая война с русами упоминается тогда Яхьёй Антиохийским? Есть смысл предположить, что имелся в виду конфликт в Крыму, когда войско русов угрожало Херсонесу, считавшемуся житницей империи, потери которой император Никифор II Фока допустить никак не мог, поскольку она являлась также и основным поставщиком сушёной рыбы, бывшей главной пищей константинопольской бедноты. Таким образом, Византии потребовался срочный мир с Русью, что позволило бы ей «перенацелить» удар, направленный на Херсонес.

К походу киевского князя Святослава на Болгарию привело начало византийско-болгарского конфликта, произошедшего в июне 967 года.

В ходе битвы отдельные дружинники стремились пробиться к предводителю «ратных», убить или ранить его, на худой конец опрокинуть стяг или другие символы врага. Все эти премудрости военной тактики и стратегии своего века к 20-22 годам в совершенстве познал князь Святослав. Судя по его действиям и речам, зафиксированным в исторических источниках, единственным мерилом его решений выступало мнение дружины. Неслучайно на предложение матери княгини Ольги, принявшей христианство во время своего посещения Константинополя в 955 или 957 г. Одним из главных идеалов князя была слава беззаветно храброго воина, никогда не изменявшего дружинным традициям: «... В походы не брал ни возов, ни котлов, не варил мяса, а тонко изрезав конину, зверину или говядину, запекал ее на углях и ем.

Не имел шатра, спал на земле, подстелив потник и с седлом в головах. Такими же были все его воины. Отправляясь в поход, посылал сказать: иду на вы! Тогда его мать Ольга двинула киевское войско против древлян, виновников гибели ее мужа князя Игоря. Полки встали в поле напротив друг друга. Четырехлетний Святослав Игоревич бросил в сторону противника дротик. Копье пролетело между ушей лошади и упало у ее ног.

Главным геополитическим противником Руси в тот момент являлась Хазария. Вятичи, как мы узнаем из ПВЛ и к 964 г. Однако хазары не готовы были так просто отказаться от прежнего обычая. Кроме того они, являясь крупнейшим соперником Византии в торговых делах, мешали русско-византийской торговли - основе всех торговых предприятий Руси на пути «Из варяг в греки». Все это должно было толкать правителей Киевской Руси на войны с хазарами. Такие войны и шли с переменным успехом при Олеге и Игоре. Кстати последнее до походов Святослава столкновение русов с хазарами оказалось неудачным.

В 941 на Волге, в тюрских пределах, стране волжских булгар, хазар и буртасов, погибла рать князя Игоря. Как истинный сын своего времени, Святослав должен был помнить о священном долге мстителя за обиды отца. Историкам остается лишь гадать, какой резон — жажда мести или помысел о контроле над Великим Волжским торговым путем, были важнее для Святослава при проработке им замысла удара по Хазарии. С военной стратегической точки зрения его план оказался примером совершенства. Святославу всегда будут присуще наступательные действия. Однако в 964 г. Он двинулся на северо-восток.

Поднявшись по реке Десне, Святослав перетащил свои ладьи в верховья Оки и оказался в земле вятичей. Вятичи были воинственным союзом племен, при этом они являлись наиболее «первобытным» среди восточных славян. Придя некогда под предводительством легендарного Вятки с запада с земель ставших в будущем Польшей , вятичи в непроходимых лесных дебрях с суровыми природно-климатическими условиями Волго-Окского междуречья потеряли навыки развитого земледелия. Вятичи стали жить, как и окрестные финно-угры, в основном, промыслами: охотой, рыбной ловлей, собирательством. Они были не прочь напасть и ограбить оказавшихся в их владениях купцов и прочих заезжих путников. В свое время киевский князь Олег 880-912 принудил вятичей признать свое верховенство и обязал их платить Киеву дань. Однако, сообразно родоплеменному менталитету, вятичи на считали, что они часть Киевского государства.

Они считали себя в личной зависимости от Олега, победителя их князей. Со смертью Олега они посчитали свои отношения с Киевом законченными, и киевскому князю Игорю 912-945 пришлось мечом убеждать их в обратном. Со смертью Игоря история повторилась. До 964 г. Это было частью той великой внутренней политики по консолидации вокруг Киева всех восточнославянских племен, которую начал еще Олег, основатель Древнерусского государства, а завершит один из самых ярких князей периода расцвета единой Руси - Владимир Красное Солнышко 980-1015. С точки зрения внешнеполитических намерений Святослава, воевать с Хазарским каганатом, оставив у себя в тылу непокорных и воинственных вятичей, данников, а, следовательно, и формальных союзников Хазарии, было рискованно. Многочисленные полки Святослава объявились в землях вятичей в 964 г.

Обе стороны проявили дипломатические способности. Вятичи не отважились воевать. А склонный все решать мечом Святослав, на этот раз пошел на переговоры. Он не стал требовать с вятичей дани, как делали его предшественники. Киевский князь просто дал понять вятичем, что его война с хазарами освобождает их на время или навсегда от необходимости платить дань хазарам, и вятичи пропустили дружины Святослава через свои владения. По Волге Святослав в 965 г. В ходе его тюркские народы, к которым относятся и хазары, создали обширный Тюргский каганат.

Однако он оказался непрочным объединением, и в VII столетии в ходе распада его западной части сформировалось Хазарское государство. В это время хазары контролировали степные просторы Нижнего Поволжья и восточной части Северного Кавказа. От хазар зависели со второй половины VII в. К началу Х в. Волжская Булгария была достаточно автономна от Итиля. Булгары приняли ислам и стремились к союзу с извечными противниками Хазарии арабами. В 922 г.

Состоявший при нем секретарем арабский ученый Ибн Фадлан оставил свои записки о Волжской Булгарии. В них находится знаменитый рассказ о похоронах на Волге знатного руса. Одни ученые видят в «русах» Ибн Фадлана описание восточнославянских воинов-купцов. Большинство же исследователей склонна считать «русов» Ибн Фадлана скандинавскими воинами-купцами, прибывшими для торга в Булгарию. К середине Х в. Волжская Булгария была уже фактически независимым от хазар государством. Еще одна часть тюркского кочевого народа булгар, союз племен во главе с ханом Аспарухом, еще в конце VII в.

Здесь Аспарух, соединившись с южнославянскими племенами, вступил в борьбу за балканские территории с Византийской империей. Население было преимущественно кочевым и тюркским, но также имелись и индоевропейские племена, в частности, ираноязычные аланы, которые в Доно-Донецком междуречье вели оседлый образ жизни. Будучи изначально кочевниками-скотоводами, хазары, однако, быстро осознали, что организация транзитной международной торговли приносит куда большие доходы. В ходе налаживания транзитной торговли возникли в Хазарии города, где помимо торговли стало развиваться ремесло, а в городских окрестностях процветало садоводство. Религией большинства хазар было и оставалось язычество. Хазары поклонялись многим богам, а главным их божеством являлся бог неба Тенгри. Главу государства - кагана, хазары ассоциировали с проявлением покровительства Тенгри на земле.

При неудачах хазары могли решить, что их каган «неистинный», убить и сменить его. Такая трактовка кагана постепенно превратила его из реального правителя в бессильное в реальной политике сакральное полубожество, чья личная судьба зависела от состояния внутриполитических и внешнеполитических дел государства. Однако элита во главе с царем и сакральным главой государства - каганом дважды меняла свои конфессиальные предпочтения. Как контролеры степных международных торговых путей хазары оказались конкурентами арабов. В 735 г. Каган и его приближенные ради мира приняли ненадолго ислам, который не получил распространения в массе населения Хазарии. Внутри Хазарии при организации транзитной торговли все большую роль играли купцы-иудеи, связанные с еврейской диаспорой по всему миру, что в немалой степени содействовало налаживанию Каганатом своих международных торговых связей.

Под воздействием купцов-иудеев каган и вся хазарская элита приняла иудаизм. Под влиянием торговых отношений с Византией часть городского населения приняла христианство. В VIII в. Константинопольская патриархия даже открыла в Хазарии 7 епархий. Однако первоначально союзнические отношения хазар с ромеями на почве совместного противостояния арабам, в IX-X вв. Ромейская империя, заинтересованная в подрыве торгового могущества Хазарии, исподволь натравливала на Каганат окружавших его диких кочевников, в частности, печенегов, которые с востока давили на хазарские рубежи, стремясь прорваться в Причерноморские степи. К концу IX в.

Не знающие государственности, воинственные и независимые друг от друга печенежские союзы племен пробились через хазарские владения и стали заселять степи Нижнего Днепра, вытесняя оттуда к Дунаю, осевших на время у Днепра мадьяров. Отношения с Хазарией восточнославянского мира до образования государства Русь складывались противоречиво. Как мы уже упоминали, часть восточных славян платила хазарам дань в течение 200 лет. Однако, поскольку хазары допускали всех своих данников до торговли, которую вел и контролировал каганат, в нее частично были втянуты и поляне, северяне, древляне, что, судя по археологическим раскопкам, способствовало их социально-экономическому развитию. Отдельные военные и торговые экспедиции скандинавов-варягов, ищущих торговые пути, ведущие из Северной Европы в Византию и на Восток через восточнославянские и финно-угорские земли, судя по археологическому материалу начались в IX и продолжались в Х вв. Однако Великий Волжский путь оказался для варягов труднопроходимым и малодоступным, ибо Волжская Булгария и Хазарский каганат строго охраняли свою монополию на него. После образования государства Русь освобождение восточных славян от хазарской дани стало одной из главных задач киевских князей.

Ключевский, оказалась конкурентом Хазарии в деле международной транзитной торговли, что тоже вело к обострению русско-хазарских отношений. Внутреннее ослабление Хазарии, явно заметное к середине Х в. Более подробную историю Хазарии можно найти в работах историков М. Артамонова, С. Плетневой, П. Голден и др. Поход на Волжскую Булгарию и разгром Хазарии Вторжение в Хазарию войск под предводительством киевского князя Святослава с севера было неожиданным для Каганата.

Однако уже давно хазарские правители осознали угрозу со стороны русов. В середине Х в. Иосиф искал союзников среди мусульманских владык и хотел представить дело так, что его контроль над Нижневолжскими степями - это и защита мусульманских интересов. Чуть позже хазары пытались получить помощь от среднеазиатского Хорезма. Но к середине 960-х гг. Она изнемогала в конфликтах с арабами и византийцами. Попытки найти компромисс с частью арабского мира были эфемерны.

Ее границы трещали от натиска тюрок-печенегов. Столкновения с Русью и даже отдельные победы над руссами только готовили решительный натиск молодого растущего русского государства на дряхлевший Хазарский каганат. Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем каганом и сошлись биться, и в войне с ними одолел Святослав хазар и город их Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов, и пришел в Киев». Из другого источника, сообщений современника событий арабского географа Ибн Хаукаля мы знаем, что прежде, чем обрушиться на Хазарию, Святослав воевал с Волжской Булгарией, победил ее войска, взял большую добычу. Многие города, в частности Булгар, были разорены.

Одолев булгар, по версии Ибн Хаукаля, киевский князь двинулся вглубь Хазарии. Арабский ученый относит походы к 358 г. Калинина Т. Древняя Русь и страны Востока в Х веке. Автореферат канд. Та же злая судьба постигла и новую столицу хазар Итиль на Нижней Волге. По гипотезе известного специалиста по истории Хазарии М.

Артамонова, войска Святослава сплавлялись вниз по Волге на ладьях, и Итиль пал прежде, чем русские перетащили свои суда на Дон. Итиль был буквально стерт с лица земли. У другого крупного хазарского города Саркела на Дону оказалась иная судьба. Русы Святослава захватили его и превратили в свою крепость. Было сохранено даже название города. Его просто перевели на русский язык. Надолго в Белой веже обосновался русский гарнизон, а сам город оказался важнейшим центром русского влияния на просторы Великой Степи.

Сюда из дальних и ближних стран везли самые разные товары: золото и серебро, драгоценные камни и монеты главным образом арабские и среднеазиатские серебряные дирхемы , дамасскую сталь и клинки, шелка, парчу и другие ткани, одежду, ковры, посуду, пряности, благовония, фрукты и сладости. Ибн Фадлан упоминал, что в 922 г. Из русских земель привозили меха, оружие, украшения, из Европы — оружие франкские мечи , ткани, а из Прибалтики — янтарь. В булгарских городах и поселениях археологами обнаружено значительное количество предметов восточного, русского и европейского происхождения, характеризующих диалогичность и параллели в образе жизни, экономике и культуре. Среди восточных товаров выделяются дирхемы, китайские, персидские и даже кипчакские бронзовые зеркала, тонкая посуда из Средней Азии и Ирана, обработанные и необработанные драгоценные и полудрагоценные камни.

Немало археологических находок, — это сделанные из закавказского, иранского и византийского стекла и бисера изделия. Русское происхождение имели женские украшения из серебра и золота, оружие. В древнем Биляре была обнаружена целая мастерская по производству янтарных украшений и собрано несколько килограммов необработанного янтаря, месторождения которого, как известно, расположены в Прибалтике. Денежная система Волжской Булгарии В Волжской Булгарии интенсивно развивались товарно-денежные отношения, в основу которых была положена арабская система. Монеты сохранили имена булгарских правителей того времени.

Булгарские монеты вместе с булгарскими купцами и товарами проникали в различные страны. Так, на территории Древней Руси и стран Балтии булгарские монеты найдены, как минимум, в сотне мест. В качестве денежного эквивалента нередко использовались шкурки мелких пушных зверей — куницы или белки. Самая мелкая денежная единица, равная копейке, у казанских татар долго именовалась, да и по сей день именуется «тиен» белка. Шкурка куницы, по свидетельству ибн Русте, в начале X века приравнивалась к двум с половиной арабским дирхемам серебряный дирхем весил в это время около трех граммов.

В XI-XII веке у булгар, как и у славян, были в ходу серебряные слитки — гривны или сумы в современном татарском языке сум — рубль , а затем вновь налаживается чеканка собственных монет. Интересно, что существовала и безденежная торговля, своеобразный заочный бартер с северными и сибирскими угро-финскими племенами вису весь и йура югра , от которых булгары получали меха, шкуры, моржовые клыки. Аль-Гарнати сообщал, что вису жили в одном месяце зимнего пути от булгар, а йура — еще дальше. Потомки народности вису весь, вепсы или чудь сейчас проживают на юге Карелии, в Ленинградской и Вологодской областях, а йура югра, угра — предки современных хантов и манси. Немая торговля с этими народами происходила по установленному ритуалу: сначала булгарские купцы, прибыв в земли северных племен, оставляли свои товары — оружие, украшения — в известном месте и отходили на некоторое расстояние, после этого вису или йура подходили к булгарским товарам и складывали около понравившихся им вещей какое-то количество шкурок или других предметов торговли и тоже отходили достаточно далеко.

Вернувшиеся булгары, если их устраивала цена, молча предложенная вису или йура, забирали товары лесных племен и оставляли им свои. Если не были довольны предложенным для обмена эквивалентом, то забирали свои вещи и отправлялись искать других покупателей. О существовании постоянного торгового пути из Волжской Булгарин в Киевскую Русь знал географ X века Эль-Балхи, указывая, что от Болгар до Куябы Киева было около двадцати дней пути, и добавляя при этом, что расстояние от хазарского Итиля до Булгара по степям — это около месяца пути. Вверх по течению Волги этот путь занимает около двух месяцев, а водная дорога назад в Итиль вниз по Волге требует около двадцати дней. Эти торговые пути были известны также хазарам, арабам, варягам.

Хотя длительное время Древняя Русь и Волжская Булгария были заинтересованы в освобождении от хазарской зависимости, они не заключили взаимного союза против общего врага. Более того, в 964 — 965 гг. Политическими последствиями похода стал не только разгром Хазарского каганата , но и ликвидация зависимости от него Булгарии и централизация Булгарского государства. Другим следствием разгрома Хазарии стало усиление конкуренции русских княжеств и Булгарского государства за контроль над волжско-каспийским торговым путем и пушной торговлей с народами северной лесной полосы. В 985 г.

В этот период между Булгаром и Киевом велись интенсивные дипломатические переговоры о вере и, следовательно, о выборе стратегических союзников и цивилизационного пути развития. В 986 г. Известно, что накануне официального крещения Древней Руси в 988 г. Он говорил своим послам: «Идите первое в Болгары… идите паки в Немцы и оттуда идите в Греки». Важной статьей булгарского экспорта в русские земли стала поставка хлеба, о чем впервые упоминает летопись 1024 г.

Ростово-Суздальского и Муромо-Рязанского княжеств, немалую часть населения которых составляли угро-финские племена, их земли вплотную подошли к территории буртасов, живших по правобережью Волги и в бассейне рек Суры и Мокши.

Положение осажденных резко ухудшилось, когда ромеи установили осадные камнеметы. Ежедневные потери россов выросли, а крепостные стены оказались под угрозой разрушения. На следующий день, воодушевленные вчерашним успехом, россы попытались прорваться из осажденной крепости, в которой им грозил голод. Битва продолжалась в течение нескольких часов, но, несмотря на их отчаянную храбрость, победа досталась ромеям. Когда дневной свет погас, «и засиял полный круг луны, скифы вышли на равнину и начали подбирать своих мертвецов.

Они нагромоздили их перед стеной, разложили много костров и сожгли, заколов при этом, по обычаю предков, множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили [несколько] грудных младенцев и петухов, топя их в водах Истра» [20] — Дуная. Наутро в пятницу, 21 июля, Святослав совещался со своими военачальниками. Предвидя неизбежность поражения, «одни советовали тайно удалиться ночью, другие — вернуться домой, попросив у ромеев мира и залогов верности… и все сходились на том, что следует окончить войну. Свендослав же убедил их решиться на еще одну битву с ромеями — и либо, отлично сражаясь, победить врагов, либо, будучи побежденными, предпочесть постыдной и позорной жизни славную и блаженную смерть» [21]. Скилица влагает в уста князя речь следующего содержания: «Погибла слава, которая шествовала вслед за войском росов, легко побеждавшим соседние народы и без кровопролития порабощавшим целые страны, если мы теперь позорно отступим перед ромеями.

Итак, проникнемся мужеством… вспомним о том, что мощь росов до сих пор была несокрушимой, и будем ожесточенно сражаться за свою жизнь. Не пристало нам возвращаться на родину, спасаясь бегством; [мы должны] либо победить и остаться в живых, либо умереть со славой, совершив подвиги, [достойные] доблестных мужей! Не имам убежати, но станем крепко, аз же пред вами поиду: аще моя глава ляжеть, то промыслите собою» [23]. В заново начавшемся сражении участвовали как воины оба полководца — Иоанн Цимисхий и Святослав В заново начавшемся сражении участвовали как воины оба полководца — Иоанн Цимисхий и Святослав. Был момент битвы, в котором русский князь едва не погиб — удар мечом по голове, угрожавший смертью, нанес ему перешедший на службу ромеям сын последнего эмира Крита Анемес, он сбросил князя с коня, но жизнь Святославу сохранили его доспехи: шлем, кольчуга и щит. Окруженный телохранителями князя, Анемес погиб, отбиваясь от их ударов до конца.

Исход сражения стал ясным после того, как отряд под командованием Варды Склира обошел строй россов и ударил по ним с тыла. Началось их истребление. Сам князь был изранен стрелами. За стенами дористольской крепости укрылись жалкие остатки его войска. Но, видя, что ничего уже нельзя предпринять… он счел долгом разумного полководца не падать духом… и приложить все усилия для спасения своих воинов. Поэтому он отрядил на рассвете послов к Императору Иоанну и стал просить мира на следующих условиях: тавроскифы уступят ромеям Дористол, освободят пленных, уйдут из Мисии и возвратятся на родину, а ромеи дадут возможность отплыть, не нападут на них по дороге с огненосными кораблями...

Гибель Святослава Памятная плита на вероятном месте гибели Святослава близ села Никольское-на-Днепре. Фото: ru. В «Повести временных лет» совещание Святослава со своими боярами представлено в следующем виде. А Руская земля далече есть, а печенези с нами ратни, а кто ны поможет? Но створим мир с Цесарем, се бо ны ся по дань ял, и то буди доволно нам. И люба бысть речь си дружине, и послаша лепьшии мужи к Цесареви, и придоша в Дерьстер, и поведаша Цесареви.

Цесарь же, рад быв, повеле письцю писати на харотью вься реци Святославли. И начаша глаголати сли вся речи, и нача писець писати» [25]. В Летописи заключенный договор помещен в таком виде: «Равно список — В. Аз Святослав, князь рускый, якоже кляхся, и утвержаю на свещании сем роту свою и хочю имети мир и свершену любовь со всякымъ великым Цесарем Грецьким и с Васильем и с Костянтином, и с богодохновенными Цесари, и с всими людми вашими, иже суть подо мною Русь, бояре и прочии, до конца века. Яко николиже помышляю на страну вашю, ни сбираю людий, ни языка иного приведу на страну вашю и елико есть под властию грецькою, ни на власть Коръсуньскую и елико есть городов их, ни на страну Болъгарьску. Да аще ин кто помыслит на страну вашю, да яз буду противен ему и бьюся с ним.

Якоже и кляхся аз к Цесаремь Грецьскым, и со мною бояре и русь вся, да храним правая свещания. Аще ли от тех самех и преждереченых не храним, аз же и со мною и подо мною, да имеем клятву от бога, в неже веруем — в Перуна и в Волоса, бога скотья, да будем золоти, якоже золото се и своим оружьемь да иссечени будем, да умрем. Се же имеете во истину, якоже створих ныне к вам, и написах на харотьи сей и своими печатьми запечатахом» [26].

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий