Новости шквал скоростная подводная ракета

Суперкавитирующая торпеда ВА-111 «Шквал» российской разработки разрушает действовавшую прежде парадигму подводной войны и повергает в шок способностью двигаться в шесть раз быстрее любых других аналогов. Это самая быстрая подводная ракета в мире. Российская скоростная торпеда ВА-111 «Шквал» создает угрозу для кораблей и подводных лодок ВМС США, заявил в статье для 19FortyFive военный аналитик Крис Осборн.

Американские СМИ назвали оружие России, способное "покорить весь мир"

В статье «Национального интереса» эмоционально говорится, что «суперкавитирующая торпеда» способна «быстро покорить весь мир». В материале NI уточняется, что первые версии торпеды были неуправляемыми. Снаряд нового поколения использует суперкавитацию для спринтерского движения в район расположения объекта и затем снижает скорость для его точечного поражения. Американский журнал уточняет, что сверхскоростные торпеды производят очень много шума и выдают местоположение выпустившего их корабля, но огромная скорость в 200 узлов и ядерная боеголовка полностью перекрывают этот недостаток в морском бою.

Последняя действительно устарела. Дальность хода — всего 18 км.

Скорость движения — 45 узлов. Имела два канала наведения: акустический и по кильватерному следу. Единственное достоинство — глубина пуска до 1000 м. На этом фоне "Физик" был настоящим прорывом. Максимальная дальность — 50 км.

Наводится на цель при помощи двухканальной головки самонаведения. Есть возможность управлять ходом торпеды по кабелю. Еще одно достоинство по сравнению с торпедами предыдущих поколений: в качестве движителя на нем используются не гребные винты, а водомет. Это существенно снижает шумность хода торпеды. По некоторым данным, "Футляр" обладает еще более совершенными характеристиками.

Как говорят специалисты, новая отечественная торпеда не только более малошумная и быстрая, но и более дальнобойная. Внешне это зеленая труба длиной 7,2 м со сплющенным носовым обтекателем и раскрытыми "плавниками" — рулями управления. Главное ноу-хау внутри — аксиально-поршневой двигатель. По принципу действия он похож на обычный мотор автомобиля. Но поршни торпедного двигателя ходят не вертикально или под углом относительно вала, а параллельно.

В качестве движителя на торпеде также стоит водомет. По первому параметру он превосходит самую современную американскую торпеду Mk48 mod.

Эскиз проекта подготовили к 1963 году, тогда же проект утверждают к разработке. Проектные данные новой торпеды: - дальность применения до 20 километров; - скорость на марше почти 200 узлов 100 метров в секунду ; Применение данной подводной ракеты заключается в следующем: носитель корабль, береговая ПУ при обнаружении подводного или надводного объекта отрабатывает характеристики скорости, дистанции, направление движения, после чего отправляют полученную информацию в автопилот ракето-торпеды. Что примечательно — головки самонаведения у подводной ракеты нет, она просто выполняет программу, которую задает ей автопилот. Вследствие этого ракету невозможно отвлечь от цели различными помехами и объектами.

В Пентагоне на конец 70-х годов в результате проведенных расчетов ученые доказали, что большие скорости под водой технически невозможны.

Осборн отмечает, что единственным способом для кораблей ВМС США предотвратить угрозу со стороны торпеды «Шквал» является обнаружение российской подлодки до того, как она сможет выпустить боевой заряд. Как ранее сообщала «Свободная пресса», по словам британского наемника, русские артиллеристы чертовски хороши. Военное обозрение.

Советская подводная ракета "Шквал"

Нужна птица-гройка, хоть и под водой. В 1967 г. Меркулов М. В 1969 г. М-5 «Шквал». Гусев Р.

Он был краток: — Все трое сыграли значительную роль в создании подводной ракеты. Но первое место я бы отдал Меркулову М. При нем были решены основные научно-технические проблемы, сложился облик подводной ракеты. Назначили для масштабности. Он работал у Макеева В.

Серов был умнейшим человеком, нацеленным на перспективу, но с наполеоновским характером. Мне кажется, что характер его и погубил. Спустя некоторое время разработку «Шквала» продолжил Раков Д. Раков внес свой творческий вклад, создав очередную модификацию ракеты, теперь М-5, под флагом повышения надежности, технологичности и пр. Но наши пути здесь решительно разошлись.

К этому времени Логвинович слегка задвинул меня в сторону как возможного конкурента. Но я, чтобы ты знал, твердо стою на позиции, что Раков с Логвиновичем значительно увеличили срок разработки… Результат «Шквала» 200 узлов под водой, да еще на 10 км, — результат, безусловно выдающийся. Проблема только в том, куда его девать. Изначально «Шквал» шел на 705 проект, имевший уникальные скоростные и маневренные характеристики, причем как образец скоростного подводного оружия, дополнявший противолодочную ракету ПЛР «Вьюга» фактически «закрывавший» ее «мертвую зону». Именно в составе боевого комплекса 705 проекта, и «Вьюга» и «Шквал» были «единым целым», и эффективно обеспечивались целеуказанием мощного тракта гидролокации ГАК «Океан».

Война с США рассматривалась тогда исключительно с применением ядерного оружия. Однако массовая серия 705 проекта не пошла, а на всех других проектах остро встали «узкие места» «Шквала», в первую очередь значительные ограничения по глубине старта, углу послестартового разворота и только ядерный вариант. Когда в подавляющем большинстве случаев для того же 671РТМа бой будет начинаться с доклада акустика «Торпеда справа 90!!! Атака надводных целей? Однако дистанция 10 км оставляла нашим подлодками немного шансов скрытно выйти на нее против кораблей с хорошей гидроакустикой.

Скоростные подводные ракеты СПР фатально проигрывают ПЛР по дальности и обеспечения минимального времени доставки боевой части к цели. Дальность ПЛР примерно в 4 раза больше, чем у «Шквала» Тезис о «подледном применении» «Шквала» не обоснован ввиду очень малой маршевой глубины «Шквала» и недопустимо высокой вероятности столкновения со льдом. Данная проблема понималась, и одним из направлений развития СПР сразу стало увеличение маршевой глубины, однако это требовало значительного повышения скорости, а значит, и новых требований по энергетике которые уже были предельными для 53-см изделия, например, «Шквал» имел массу 2,7 т при массе торпеды СЭТ-65 1,7 т. Здесь же уместно вспомнить шпионское дело Э. Поупа 2000 г.

В реальности же на момент 2000 г. Имеются веские основания полагать, что США располагали не только документацией по нему, но и образцами… При этом отечественным специалистам и представителям соответствующих органов было бы не худо самим разобраться для пользы дела , что реально интересовало Поупа и в каком загоне тематика этих работ, где мы когда-то лидировали, в итоге оказалась у нас. В 1995 г. ЯБП был заменен обычной боевой частью с тротиловым эквивалентом чуть более 200 кг для поражения надводных целей.. С учетом отсутствия системы самонаведения эффективная дальность «Шквала-Э» не превышала 7 км.

Поиск шел по самому широкому спектру вариантов возможного порой находился на грани фантастики. Работы по «Шквалу-15Б» подкосили 1990-е годы, к великому сожалению, в них было упущено много нужного и полезного. Люди, работавшие с ним, отмечали его предельно объективный взгляд на тематику, крайне критическое отношение к «удовлетворению научного любопытства за государственный счет». С позиций сегодняшнего дня приходится сожалеть, что «Шквал-15Б» не был завершен, это был максимум реально возможного, но за весьма умеренные затраты. Но в 90-х для того, чтобы выжить, предприятиям приходилось резать по живому.

Выбрали тематику антиторпед «Ласту» , которая стала в дальнейшем и «Пакетом» и «Физиком». Из книги «Наука Санкт-Петербурга и морская мощь России». И во всем цвете и аромате это проявилось в теме «Хищник» об этом — далее. Из паспорта программы инновационного развития ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» на период до 2020 года: Для подводных скоростных ракет. Боевое снаряжение, обеспечивающее высокую эффективность поражения НК в минимально допустимое время.

Прохождение дистанции до цели на заданной глубине с высокой среднетраекторной скоростью в режиме развитой кавитации. Магнитометрическая система наведения, позволяющая с высокой вероятностью определять момент прохождения в зоне цели и давать команду на отделение боевого снаряжения.

Управляемая носовая часть подводной ракеты «Шквал-Э».

Смена курса требует выхода торпеды на пределы воздушного пузыря или элементов, что на скорости 200 узлов вызовет резкое торможение. В википедии пишут, что мол работают над вариантом торпеды с самонаведением, то есть все предыдущие и текущая модификация предназначена для прямых торпедных пусков. Кстати изначально она имела ядерную боеголовку, только чуть позднее появился вариант исполнения с обычным боеприпасом.

Оно планировалось использоваться универсально, как для поражения надводных, подводных целей, а так же прибрежных объектов, при помощи 150 кт ядерного боеприпаса. Разработки начались в 1963 году, первые испытания проводились на полигоне озеры Иссык-Куль, затем опытные образцы отстреливались с дизельной подводной лодки в Черном море. Но невозможность наведения и маневрирования было не единственным недостатком.

Каветирующая торпеда или корабль издает очень много шума и выдает свое местоположение.

Изначально ракета несла ядерную боеголовку в 150 кт , впоследствии создан вариант с обычной боеголовкой с автономным управлением, не имеющей самонаведения. В 1992 году создан экспортный вариант — «Шквал-Э».

Экспансия закономерна. Торпеды не зависят от погодных условий, им не страшны штормовой ветер и сильное волнение. Они малозаметны. Их сложнее уничтожить. Торпеды могут быть опаснее, нежели противокорабельные ракеты боевая часть торпеды больше, и вся энергия взрыва направлена на разрушение корпуса корабля, ведь вода не сжимается. И все же суперкавитационная торпеда — особая история. Законы физики на нашей планете позволяют большинству кораблей и подводных видов оружия достигать скорости 50 узлов. Гидрореактивный двигатель делает торпеду еще быстрее, но ускорение движения под водой встречает значительный эффект торможения. Для наращивания скорости необходимо убрать воду с пути торпеды, оптимально — превратить плотную жидкость в газ. Как это делается? Горячий выхлоп из ракетного двигателя частично направляется в каналы носовой части, и вода впереди торпеды превращается в пар. Таким образом, в движении создается и постоянно окружает торпеду газовая оболочка. Торпеда соприкасается с водой только узкой головной частью, в газовой среде испытывает значительно меньшее сопротивление и достигает скорости свыше 300 километров в час. Есть и другая проблема: суперкавитация усложняет маневрирование. Изменение направления движения выводит часть массивного корпуса торпеды из каверны, и резко возрастает сопротивление среды. Многие знают, как трудно на высокой скорости высунуть руку из автомобиля, преодолевая сопротивление воздушного потока.

Суперкавитационная торпеда ВА-111 Шквал. Оружие быстро покоряющее мир

Ракета-торпеда «Шквал». В материале отмечается, что «Шквал» развивает скорость 230 миль в час (370 км/ч). Это более чем в четыре раза превышает скорость большинства других торпед, скорость которых составляет от 28 до 48 миль в час (от 45 до 77 км/ч). Советский комплекс ВА-111 «Шквал» со скоростной подводной ракетой (ракета-торпеда) М-5 «может вот-вот покорить мир», напоминает The National Interest.«Вообразите внезапно изобретенное оружие, способное перемещаться в шесть раз быстрее своих предшественников. Тайфун-самая мощная подводная лодка в мире.

В Китае создают сверхзвуковую подлодку

— советский комплекс со скоростной подводной ракетой (ракета-торпеда) М-5. Об этом пишет журнал The National Interest.«ВА-111 «Шквал», суперкавитационная торпеда советской эпохи, произвела революцию в подводной войне благодаря способности развивать беспрецедентную скорость до 200 узлов, ракетному двигателю и феномену суперкавитации». Демонстрация макета ракеты-торпеды "Шквал" на салоне в 2007 году стала настоящей сенсацией. Машина, принятая на вооружение еще в 1977 году, развивает немыслимую для морской техники скорость — 375 км/ч. ВА-111 «Шквал» — советский комплекс со скоростной торпедой М-5 (подводная ракета), оснащённый ракетным двигателем[1]. Его разработка началась в 1960-х годах с целью создания средства для быстрого поражения атомных ракетных подводных лодок стран НАТО. Тайфун-самая мощная подводная лодка в мире. Российская подводная торпеда «Шквал» должна стать серьезной причиной для беспокойства в Пентагоне.

Подводную ракету "Шквал" назвали одной из лучших в мире

«Шквал» был спроектирован в 1960-х годах как средство быстрого нападения на атомные ракетные подводные лодки НАТО. «Шквал» — советская скоростная подводная ракета. Предназначена для поражения надводных и подводных целей. Входит в состав комплекса вооружения, размещаемого на НК. Принцип действия и устройство подводной ракеты «Шквал». Издательство 19FortyFive заявило, что российская скоростная торпеда ВА-111 "Шквал" представляет угрозу кораблям и подлодкам ВМС США. Скорость данной ракеты составляет 370 километров в час, что в превышает скорость других ракет в четыре раза. Американский флот испугался российских высокоскоростных торпед «Шквал». Несмотря на тот факт, что на вооружении России появились современные средства для поражения подводных и надводных целей противника, (в том числе речь идёт и о гиперзвуковой ракете «Циркон». Российская ракета «Шквал», которая предназначена для поражения подводных целей, в том числе субмарин, названа одним из лучших видов вооружения этого типа, как сообщает РИА Новости, она попала в рейтинг американского издания We Are The Mighty.

Есть ли торпеда опаснее "Шквала"? (ФОТО, ВИДЕО)

Именно образование полости, окружающей корпус изделия и резко сокращающей сопротивление среды, позволяет развивать высокую скорость. Непосредственно за достижение требуемых скоростей отвечает реактивный двигатель на твердом топливе. Для первоначального разгона используется сбрасываемый стартовый двигатель, после чего в работу включается маршевый. Основная силовая установка имеет заряд гидрореагирующего твердого топлива. Ракета имеет автономную систему управления, отслеживающую перемещения изделия и компенсирующую отклонение от заданного курса. В качестве органов управления применяются треугольные рули, выдвигаемые из корпуса после выхода из торпедного аппарата. Возможность самонаведения отсутствует. По некоторым данным, в системах управления предусматривается режим доворота на цель после старта с носителя. Изначально боеприпас комплектовался специальной боевой частью мощностью 150 кт, при помощи которой планировалось компенсировать возможный промах. Впоследствии была создана новая фугасная боевая часть, мощность которой эквивалентна 210 кг тротила.

СПР комплекса ВА-111 имеет длину 8,2 м т калибр 533 мм. Стартовая масса изделия — 2,7 т. Стрельба ракетой может осуществляться различными носителями торпедных аппаратов существующих типов. При использовании подлодкой глубина пуска не должна превышать 30 м. После старта ракета выходит на глубину 6 м и продолжает двигаться к цели, создавая газовую каверну. Двигатель большой тяги и газовая полость позволяет развивать скорость до 200 узлов. При этом большой расход твердого топлива серьезно ограничивает дальность хода. Эффективная дальность стрельбы «Шквала» не превышает 7-8 км, максимальная — до 10-11 км. Скоростная подводная ракета «Шквал» имела как преимущества, так и недостатки.

Главным плюсом этого изделия считалась высокая скорость, резко сокращающая шансы корабля-цели уйти от атаки. В ранних версиях преимуществом была специальная боевая часть, способная нанести серьезные повреждения не только цели, но и всему корабельному соединению. Одновременно с этим имелся целый ряд недостатков.

Как ранее сообщала «Свободная пресса», по словам британского наемника, русские артиллеристы чертовски хороши. Военное обозрение.

Первый опытный образец торпеды был построен уже в 1964 году. Тогда же и начались его испытания на озере Иссык-Куль, а через два года — на Черном море в районе Феодосии. Испытания были признаны неудовлетворительными. И конструкторы, шаг за шагом, учитывая накапливаемый отрицательный опыт, создавали все новые и новые модели. Но и они не вписывались в жесткие рамки технического задания. Лишь шестой опытный образец выдержал полный цикл испытаний и был рекомендован к серийному производству. В 1977 году торпеда была принята на вооружение подводного флота ВМФ. Столь чудовищную скорость, в возможность развития которой в водной среде долго не верили американцы, была достигнута за счет кавитационного эффекта. В результате в конце 50-х годов ученые создали строгую теорию кавитационного движения и сформулировали рекомендации по использованию его принципов при создании скоростных подводных аппаратов. Сущность кавитационного эффекта состоит в том, что физическое тело в данном случае — торпеда перемещается в воздушном пузыре. На носу торпеды-ракеты устанавливается специальная деталь - кавитатор. Она представляет собой металлическую пластину эллиптической формы с заточенными краями и расположена перпендикулярно оси торпеды. Во время движения она меняет положение относительно оси торпеды для создания подъемной силы в носовой части. Правда одного носового кавитатора здесь недостаточно, а потому ему помогает встроенный в торпеду газогенератор, увеличивающий пузырь-каверну до необходимых размеров, чтобы вся конструкция от носа до кормы была им охвачена. Тем самым торпеда во время движения преодолевает сопротивление не воды, а воздуха. При этом в роли движителя выступает не винт и не водомет, а реактивная струя твердотопливного реактивного двигателя. То есть, по сути, получается этакий подводный реактивный полет. Причем, двигательная установка у «Шквала» двухступенчатая. Вначале твердотопливный ускоритель разгоняет торпеду до скорости, необходимой для проявления кавитационного эффекта. После чего включается маршевый двигатель — гидрореактивный прямоточный. Не менее серьезной проблемой, чем реализация кавитационного движения, для конструкторов стало создание подводного реактивного двигателя. Он кардинально отличается от тех, которые используются и в самолетах, и в ракетах. В качестве рабочего тела и окислителя в нем работает морская вода. А топливом является гидрореагирующие металлы. По части скорости требования ТЗ были выполнены.

А в США только работают над подобным оружием с 1997 года. Рассматривается вариант модернизации торпеды Mark 48. Ранее российскими конструкторами были разработаны комплексы, помогающие донаводить ударные беспилотники на цель с помощью оптики, то есть превращать дрон в «воздушную самонаводящуюся торпеду».

Новости проекта «Хищник»

Вскоре технология была улучшена. Создаваемая плазмой ударная волна должна была воздействовать на микросферы из металла или других материалов. Отстрел микросфер приводил в движение корабль с таким двигателем. Но вскоре энтузиазм иссяк.

Эффективность предложенных решений оказалась настолько низкой, что не сулила никакой практически ценной реализации. По словам китайских учёных, они не сдались. Они разработали теорию и модель лазерного двигателя для подводных лодок, который на три—четыре порядка превзошёл иностранные разработки.

Теория и лабораторные эксперименты доказали, что лазер мощностью 2 МВт сможет обеспечить двигателю тягу до 70 тыс.

Однако, даже ему достигать высокой скорости мешает сопротивление воды. Решение нашлось в превращении воды в пар - за счет отвода горячего выхлопа торпеды из носовой части.

Во время движения перед торпедой создается тонкий пузырь пара, что существенно снижает сопротивление. У этой технологии есть свои недостатки, в частности, невысокая маневренность, так как изменение курса выводит часть торпеды за пределы пузыря. Но при ядерном заряде боеголовки имевшихся показателей "Шквала", поступившего на вооружение в 1978 году, было достаточно, при том, что максимальная дальность стрельбы составляла 6,8 километра.

Высокий уровень шума, который создавался газовым пузырем и ракетным двигателем, также считался недостатком.

Разработали «Шквал», как передает издание, еще в 60-е годы для быстрого поражения ракетных подлодок НАТО. Оружие доставляет ядерный заряд к цели на «неслыханных ранее скоростях», отмечает NI. В то же время автор статьи напомнил, что более ранние версии торпеды были неуправляемыми, однако теперь снаряд использует супераквитацию для того, чтобы как можно быстрее добраться до области нахождения цели, а затем снижает скорость для точного поиска. Между тем у России есть не только тактические торпеды «Шквал», но и оружие стратегического характера — беспилотная система «Посейдон». В «Посейдоне» же удалось совместить рекордную скорость подводного хода и неограниченную дальность», — пояснил собеседник агентства. В качестве экспериментальной лодки-носителя выступил переработанный проект многоцелевой атомной подводной лодки 949А «Антей» аналог АПЛ «Курск». Ранее об этом подводном оружии говорил российский президент Владимир Путин во время ежегодного послания Федеральному собранию.

Тогда глава государства отметил, что испытания проходят успешно.

Конечно, американцы о таких планах знали, а потому, в случае третьей мировой, собирались нанести поражение Советскому Союзу, отслеживая и уничтожая его подводные лодки, которые способны нести баллистические ракеты. Но чтобы уничтожить подводную лодку нужно подобраться к ней довольно близко, чтобы пустить торпеду, при этом необходимо либо остаться незамеченным, либо сделать это очень быстро, чтобы не попасть под ответный удар. Из-за повышенной секретности проекта, информация о нём стала появляться только спустя десятилетия, и до окончания холодной войны о нём знал только узкий круг разработчиков и военно-политическое руководство страны. Завеса тайны "Шквала" стала приоткрываться только к середине 1990-х годов. Но как советские инженеры справились с законами физики и совершили прорыв в скорости, когда большинство подводных снарядов редко двигались быстрее 50 узлов? Образование воздушного кармана вокруг торпедыГидрореактивный двигатель и суперкавитация 91 Как правило для движения в торпедах применяются гребные винты или насосно-компрессорные установки.

В "Шквале" же от этой идеи отказались и поставили туда ракетный двигатель. Уже этого было достаточно, чтобы существенно повысить скорость торпеды, но при движении в воде возникают серьёзные проблемы, вызванные лобовым сопротивлением жидкости. Что же делать для его снижения? Решение казалось удивительно тривиальным и очевидным: раз торпеда не может двигаться в воде, её [воду] следует чем-то заменить или убрать. Но куда деть воду с пути объекта, находящегося посреди океана?

Шквал (скоростная подводная ракета) - Неповторимая разработка российских конструкторов.

Главный конструктор комплекса со скоростной подводной ракетой «Шквал». «Шквал» (ВА-111) — советский комплекс со скоростной подводной ракетой (ракета-торпеда) М-5[1]. Предназначена для поражения надводных[2] и подводных целей. Новая российская высокоскоростная подводная торпеда ВА-111 «Шквал» представляет угрозу для военно-морских сил США, включая корабли и подводные лодки.

Подводная ракета типа "Шквал"

Кавитирующая торпеда «шквал. Российская торпеда шквал. Ракета циркон гиперзвук. Кавитация торпеды шквал. Скоростная торпеда России. Торпеда шквал Курск. Устройство торпеды подводной лодки. Российская электрическая торпеда ТЭ-2. MK 46 торпеда. Mark 46 Torpedo. Российские военные.

Кавитационная торпеда шквал. Торпеда Уэт-1.

Высокой скорости движения удалось достичь благодаря подводному реактивному двигателю на гидрореагирующем твердом топливе. В 1992 году был создан экспортный вариант - "Шквал-Э".

Эта модификация ракеты предназначена уже для поражения надводных целей.

Это 7 тысяч метров, что также создаёт риски поражения. По мнению Осборна, бороться с такой торпедой можно только в случае обнаружения российской подлодки до выпуска «Шквала».

Также, по его словам, минус ВА-111 — высокий, заметный шум.

Ближайший конкурент, немецкая торпеда «Барракуда», отстала более чем на десять лет и на 100 километров в час. Американские и английские аналоги вообще в глубоких аутсайдерах. Наш «Шквал» преодолевает за одну секунду 100 метров и не оставляет шансов на маневрирование любому самому современному как надводному, так и подводному кораблю. Да, приходится стрелять буквально в упор — с расстояния в 10-20 морских миль, но уж если кто попал в перекрестье прицела, то шансов уйти от «охотника ближнего боя» нет никаких. Отечественный подводный флот сейчас располагает подобным оружием, по сравнению с которым все прочие торпеды сравнимы разве что с черепахами Тортиллами. Появились они на вооружении как подводных, так и надводных кораблей пуск с которых был ракетным, а при погружении в воду ракета становилась торпедой еще в конце 1970-х годов. Однако, несмотря на свой почтенный возраст, «Шквал» не имеет мировых аналогов, а многие его агрегаты остаются по сей день секретными. И скажем, отличие экспортного варианта, который уверенно бьет на семь миль, от эксклюзивного отечественного, который способен поражать цели на высокой скорости на гораздо большее расстояние, весьма существенное.

Причем не только по характеристикам дальности, но и по большей мощности заряда в том числе ядерного , меньшей заметности и большей точности. Действительно, уникальность суперторпеды именно в скорости. Развить в воде такую скорость совсем не просто. Мешают многие факторы, в первую очередь сопротивление воды, которое примерно в 1000 раз больше, чем в воздухе.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий