Новости мотовиловка декабристы

декабристам, формированию мировоззрения декабристов, создания первых тайных организаций и деятельности Северного. Утром следующего дня в Мотовиловке состоялся торжественный молебен с участием полкового священника (позднее он был расстрижен за это, хотя и утверждал. Восстание Черниговского исты в Мотовиловке Смотреть что такое "Восстание Черниговского полка" в других словарях. Восстание Черниговского исты в Мотовиловке Смотреть что такое "Восстание Черниговского полка" в других словарях. Утром следующего дня в Мотовиловке состоялся торжественный молебен с участием полкового священника (позднее он был расстрижен за это, хотя и утверждал.

Земли Полдня. Фастов-Трилесы.

Восстание Черниговского исты в Мотовиловке Смотреть что такое "Восстание Черниговского полка" в других словарях. Декабристы. Возле 1950 года 15 января (по нов. стилю) 1826 года полным разгромом завершилось второе восстание декабристов. «Все это могло произойти от неумеренного употребления водки, выпитой в Мотовиловке», – справедливо утверждает Руликовский.

Забытый момент из истории восстания декабристов

ромном сочувствии крепостных крестьян восстанию. Декабристы Militsa Vasilʹevna Nechkina Просмотр фрагмента - 1930. Хорошим источником о том, как же декабристы провели новый год в Мотовиловке являются воспоминания владельца этой самой Мотовиловки, пана Руликовского. прокламация восставших, составленная Муравьёвым-Апостолом и М. П. Декабристы. Возле 1950 года 15 января (по нов. стилю) 1826 года полным разгромом завершилось второе восстание декабристов. На следующий день декабристами была занята Мотовиловка.

Подавление восстания черниговского полка. Никита муравьев. Что предопределило восстание

Служители алтарей, доныне оставленные в нищете и презрении злочестивым тираном нашим, молят Бога о нас, возстанавляющих во всем блеске храмы Господни»[20]. Согласно мемуарам, услышав такое, солдаты пришли в восторг и выразили готовность идти за заговорщиками в огонь и в воду. Как-то не очень в это верится. Да и для тогдашнего российского солдата вне понимания было: как это так — жить без царя? Автор этой книги ни в коей мере не является монархистом. Но стоит признать, что простой русский человек в то время ни о какой другой форме правления, кроме монархии, и представления не имел.

Потому-то в Петербурге и рассказывали сказку про «Константина в цепях». А вот слово «свобода» солдаты понимали. Правда, по-своему, но кого это волновало? Тем более что действие красивых слов тут же усиливалось раздачей денег и водки. И еще: Муравьев-Апостол являлся на тот момент старшим офицером в полку.

А солдат все-таки подчиняется прежде всего своему командиру. На этом и держится армия. С офицерами вышло не так просто. Кое-кто сбежал сразу. Другие решили посмотреть, что из всего этого выйдет, но перед этим заскочили к местному городничему и попросили в случае чего удостоверить: они идут не по своей воле, а подчиняются угрозам.

Но все-таки пошли.

Другие полки не поддержали восставших Ранним утром 11 января по нов. Он приветствовал солдат и кратко изложил им цель восстания, объяснив, сколь благородно пожертвовать жизнью за свободу. Сергей Муравьев-Апостол пригласил полкового священника Даниила Кейзера. По его поручению тот прочел перед строем сочиненный вождем восстания революционный политический катехизис, состоявший «из чистых республиканских правил, приноровленных к понятиям каждого». Офицеры и нижние чины изъявили готовность следовать за своим предводителем. В их руках находились полковые знамена и казна. Инициаторы рассчитывали на присоединение к их выступлению других частей, которыми командовали члены Южного общества. Однако из-за спонтанности восстания и по другим причинам особой поддержки офицеры Черниговского полка не нашли.

Члены Общества соединенных славян требовали привлечь на свою сторону крестьян. Муравьевы-Апостолы придерживались в данном вопросе выжидательной тактики. Известна стычка декабристов с майором Сергеем Трухиным, который был старшим по должности после Сергея Муравьева-Апостола и остался на стороне правительства. Он попытался привести восставших в повиновение угрозами и обещаниями, но был схвачен Бестужевым-Рюминым и Сухиновым. Как уточнял один из очевидцев, простые солдаты «бросились на ненавистного для них майора, сорвали с него эполеты, разорвали на нем в клочья мундир, осыпали его ругательствами, насмешками и, наконец, побоями». Трухина арестовали. Все движение восстания состоит из осколков начатых и брошенных маршрутов, изучение которых раскрывает надежду на присоединение новых полков что было характерно и для 14 декабря и борьбу противоречий во внутренней жизни восстания». Вопреки ожиданиям, встреченные по пути полки не перешли на их сторону. Кроме того, властями был арестован офицер, обещавший Муравьеву-Апостолу поднять свой полк.

Настроение солдат, которые поначалу поддержали своих офицеров, между тем изменилось. Они не понимали смысл похода и опасались за свое будущее. Произошли случаи дезертирства. Были свидетельства массового пьянства солдат и грабежей местного населения.

И только рядовой Иванов решился помочь раненому командиру и донес его до дома. Карта восстания Карта восстания 30 декабря восставший полк вступил в городок Васильков, где захватили оружейные склады, хранилища с боеприпасами и казенные деньги - 27 тысяч рублей. Бунт был подавлен. Восставшие офицеры использовали откровенный обман и ложь, чтобы убедить солдат идти за ними. Где не помогали убеждения или приказы, декабристы прибегали к силе подкупа, раздавая солдатам немалые суммы. Но безыдейность членов восставшего полка сыграла свою роль в поражении бунта.

Проведение киносъемок на территории этнокомплекса — в целом для Ростовской области хорошая реклама. Я даже не помню, когда Первый канал последний раз снимал подобные масштабные кинопроекты в Ростовской области. И тогда съемки проводились на севере Ростовской области. А этнокомплекс «Кумжа» находится на территории Ростова-на-Дону, в черте города. Здесь для съемок созданы все условия. Все настолько удобно расположено, так хорошо выстроена логистика всего съемочного процесса! Загримировался, переоделся — вышел на съемочную площадку. Что немаловажно — сюда по асфальтированной дороге легко добираться из отеля, потому что все актеры живут в центре города. Для определения площадки съемок сериала летом сюда приезжала целая группа супервайзеров. И мы по 40-градусной жаре, под палящим солнцем целый день измеряли каждый курень, исходили каждый метр 10-гектарной территории. Снимали с квадрокоптера, потом загоняли в компьютер, смотрели, подойдет ли для съемок. Была проделана огромная работа еще летом. В итоге все сошлось — и удобное месторасположение, и возможность быстро добраться до площадки, и вся инфраструктура: электричество, вода, ресторан, помещения для киношных задач. Говорят, что кинокластер в Ростовской области не состоялся. А он все же есть. Мы видим его второе рождение — в этнокомплексе «Кумжа». Он переехал сюда из Старочеркасска. Никита Высоцкий, сорежиссер сериала «Союз Спасения. Время гнева»: - Мы выбрали этнокомплекс «Кумжа» для съемок - и все пока идет так, как должно было. Единственно, что погода слишком теплая. Это нормально, но мы всё-таки надеялись… Всегда хочется надеяться на лучшее. Летние сцены будут сниматься весной тут же и на натуре в Ростовской области. В «Кумже» снимается сцена восстания Черниговского полка. Это малоизвестная страница истории декабристов — тех, кто вышел на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года. Это был такой шаг отчаяния, романтическая попытка. Он уже знал, что разгромлено восстание в Санкт-Петербурге, но, несмотря на это, поднялся.

Черниговская восьмёрка

Главная» Новости» Выступление черниговского полка декабристы. В общем, пять рот построились и двинулись в расположенное в нескольких километрах село Мотовиловка, где встали на дневку. Сумма была немаленькой – примерно десять тысяч рублей бумагами и семнадцать тысяч – серебряными монетами. На следующий день декабристами была занята Мотовиловка.

День в истории. 10 января: Восстали южные декабристы

Восстание Черниговского исты в Мотовиловке. Долгое время в официальной советской историографии держался взгляд на декабристов как на первых дворянских. Восстание (бунт) Черниговского полка — одно из двух восстаний декабристов, произошедшее уже после выступления на Сенатской площади в Санкт-Петербурге 14 (26) декабря 1825 года. Утром следующего дня в Мотовиловке состоялся торжественный молебен с участием полкового священника (позднее он был расстрижен за это, хотя и утверждал. Лишь в одном только трактире в Мотовиловке солдаты мятежного Черниговского пехотного полка употребили 360 вёдер «водки и прочих питий» – Самые лучшие и интересные новости. В следственных материалах отразилось во всех подробностях восстание Черниговского полка 1825 года. Так, уже на следующий день декабристы занимают село Мотовиловка.

195 лет назад было подавлено второе восстание декабристов

Так, уже на следующий день декабристы занимают село Мотовиловка. Здесь руководители восстания, построив полк, зачитали перед строем прокламацию, носящую название. 2 января 1826 года офицеры-черниговцы кое-как вывели солдат из села Мотовиловка, где последние потребовали остановиться для празднования Нового года. Сергей Иванович Муравьев-Апостол (1796-1826) — декабрист, подполковник, участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походов.

Черниговская восьмёрка

Сергей Муравьев, по собственному признанию, хотел доехать до своего полка и, «скрывшись там, узнать все обстоятельства... Доехав до деревни Трилес, где находилась квартира командовавшего 5-й ротой Черниговского полка поручика Кузьмина члена Общества соединенных славян , братья остановились. Бестужев-Рюмин направился в соседний Алексопольский полк, на который имел большое влияние бывший командир, находившийся еще при полку, Повало-Швейковский, член Южного общества, обещавший оказать решительную поддержку восстанию. Из Трилес в тот же вечер С. Муравьев-Апостол послал в Васильков записку членам Общества соединенных славян - Кузьмину, Соловьеву и Щепило с просьбой приехать немедленно в Трилесы и обсудить положение. Гебель с жандармами мчался между тем по следам Муравьевых-Апостолов, не находя их ни в Житомире, ни в Любаре.

По дороге он съехался с жандармом Лангом, имевшим приказ арестовать Бестужева-Рюмина. Остановившись в Трилесах, Гебель пошел на квартиру поручика Кузьмина погреться и узнать, не проезжали ли здесь Муравьевы, и... Они не оказали сопротивления при аресте, сдали оружие. Наступало утро. Черниговские офицеры, твердо и без колебаний решившие начать восстание, предполагали, что оно не ограничится только Черниговским полком; они немедленно решили поднять и окрестные полки, которыми командовали члены Южного общества.

С этой целью они послали из Василькова гонца для извещения этих полков о начале восстания; гонцом был избран член Общества соединенных славян Андреевич 2-й. Узнав о восстании в Петербурге, он сам приехал 26 декабря в Васильков из Киева, где состоял при арсенале, и отправился сразу в Радомысль - к члену тайного общества полковнику Повало-Швейковскому-поднимать на восстание Алексопольский полк. Тем временем, получив записку С. Они быстро заручились согласием стоявших в карауле солдат освободить арестованных Сергея и Матвея Муравьевых-Апостолов. Нет сомнения, что «караул» был распропагандирован ими раньше.

С помощью караульных солдат они с оружием в руках освободили из-под ареста Муравьевых, ранили Гебеля. В этих условиях Сергей Муравьев, освобожденный из-под ареста, принял решение начать восстание. Дата его начала-утро 29 декабря 1825 г. Маршрут восстания сложился следующим образом: первой восстала 5-я рота Черниговского полка, стоявшая в Трилесах. Вечером того же 29 декабря она пришла в деревню Ковалевку, где соединилась с другой ротой того же полка - 2-й гренадерской.

Ранним утром 30 декабря С. Муравьев-Апостол во главе двух рот вступил в Васильков, где к нему присоединились другие -роты Черниговского полка. Полк оказался, таким образом, почти весь в сборе. Из Василькова 31 декабря после полудня восставшие войска двинулись в деревню Мотовиловку, куда пришли к вечеру. Это вызвало недовольство солдат, требовавших быстрых действий.

Из Мотовиловки восставшие двинулись на Белую Церковь, но, не доходя до нее, остановились в селении Пологи, откуда, еще раз, резко переменив маршрут, стали дви- гаться к Трилесам и, пройдя деревню Ковалевку, не дойдя до Трилес, встретили отряд генерала Гейсмара, который их разбил. Таков маршрут восстания. Если взглянуть на карту местности, видно, что этот маршрут имеет приблизительную форму восьмерки. Этот зигзаг становится понятен, если с помощью документов вникнуть в мотивы изменения маршрутов. Все движение восстания состоит из осколков начатых и брошенных маршрутов, изучение которых раскрывает надежду на присоединение новых полков что было характерно и для 14 декабря и борьбу противоречий во внутренней жизни восстания.

Движение из Трилес в Васильков было целесообразным и неизбежным: там стояла основная масса полка. Днем 30 декабря 1825 г. Оставшийся на стороне правительства майор Трухин старший в Черниговском полку после Муравьева бросился навстречу авангарду и «начал еще издалека приводить его в повиновение угрозами и обещаниями», пишет мемуарист Общества соединенных славян, но, «когда он подошел поближе, его схватили Бестужев и Сухинов, которые, смеясь над его витийством, толкнули его в середину колонны. Мгровенно изчезло миролюбие солдат. Они бросились на ненавистного для них майора, сорвали с него эполеты, ра- зорвали на нем в клочья мундир, осыпали его ругательствами, насмешками и, наконец, побоями».

Подоспевший С. Муравьев приказал арестовать майора Трухина. Восставшие захватили город Васильков. Приехавший из Белой Церкви подпоручик Вадковский из 17-го егерского полка обещал С. Муравьеву поднять на восстание если не весь полк, то, по крайней мере, батальон и с этим намерением отправился в Белую Церковь, но был арестован ври въезде на заставу.

Полк собрался на площади. Полковые знамена, полковая казна - все было в руках восставших. Восторг был всеобщий; офицеры и солдаты изъявили готовность следовать всюду, куда поведет их любимый и уважаемый начальник». Подъем духа достиг в Василькове особенно высокой точки. Муравьев позвал полкового священника Даниила Кейзера, и тот по его поручению прочел перед полком сочиненный С.

Муравьевым революционный политический катехизис, который, по словам «славян», «состоял из чистых республиканских правил, приноровленных к понятиям каждого». В революционном движении того времени например, испанском была распространена подобная «катехизисная» форма прокламаций, составленная из вопросов и ответов. Вот некоторые его вопросы и ответы: «Вопрос: Какое правление сходно с законом божиим? Ответ: Такое, где нет царей. Бог создал нас всех равными и, сошедши на землю, избрал апостолов из простого народа, а не из знатных и царей.

Вопрос: Стало быть, бог не любит царей? Ответ: Нет! Они прокляты суть от него, яко притеснители народа. Вопрос: Отчего же упоминают о царях в церквах? Ответ: От нечестивого приказания их самих, для обмана народа» Но уже в Василькове проявилась борьба двух направлений в руководстве восстанием: штаб восстания состоял из четырех офицеров-«славян» Сухинова, Щепило, Кузьмина и Соловьева , с одной стороны, и Сергея Муравьева-Апостола, его брата Матвея и Бестужева-Рюмина - с другой.

Муравьев-Апостол и его сторонники придерживались выжидательной тактики. Муравьев медлил, потому что ждал присоединения других восставших полков под командованием членов Южного общества. В Василькове славяне умоляли Муравьева немедленно идти на Киев: там были сочувствующие офицеры и распропагандированные «славянами» части например, пропаганду среди рабочих арсенала вел Андреевич 2-й ; этот план имел некоторые реальные основания. Муравьев не решился принять этот план и предпочел выжидать. Осколок замысла «славян»-идти на Киев-видев в небольшой уступке Муравьева: он послал в Киев офицера Мозалевского с записками к « верным людям » и с экземплярами цитированного выше революционного «катехизиса» для распространения в народе.

Позже в 1861 г. Движение из Василькова на Мотовиловку имело своей целью Брусилов, место, которое С. Муравьев-Апостол, веря в присоединение других полков, полагал удобным сборным пунктом для восставших войск: в том же районе стояли Алексопольский полк и уже упомянутый гусарский Ахтырский, на которые С. Муравьев продолжал рассчитывать. В случае удачи Муравьев предполагал идти дальше, на Житомир, вокруг которого были расположены воинские части под командой членов Общества соединенных славян.

Но в Мотовиловке новые полки не присоединились. Положение становилось тревожным. Бестужев-Рюмин, посланный для связи с Алексопольским полжом, принес самые неутешительные вести: член Южного общества Повало-Швейковский отказался принять участие в восстании. Муравьев переменил маршрут и направился на Белую Церковь, где стоял 17-й егерский полк, в котором был верный человек-член Южного общества офицер А. Вадковский, приезжавший во время восстания к Муравьеву в Васильков и обещавший поднять свой полк.

В Мотовиловке произошел резкий перелом настроения солдат, не понимавших смысла дневки во время восстания и тревожившихся за исход дела. Бегство ряда офицеров восставшего полка также произвело на солдат тяжелое впечатление. В Мотовиловке декабристы имели случай убедиться в сочувствии крепостных крестьян. Восставший полк проходил по землям графини Браницкой, крупнейшей помещицы края. Крестьяне в ее селениях находились в самой бедственном положении.

Слухи о цели восстания - отмене крепостного права - быстро распространялись по деревням; крестьяне приходили к Муравьеву, желали успеха. Некоторые из них шли в обозе восставшего полка. Через некоторое время после восстания декабристов в том же районе развилось сильнейшее брожение в крестьянской массе, и связь между тем и другим, несомненно, была. Подойдя к деревне Пологи, восставший полк остановился. По настоянию.

Сухинова была сделана рекогносцировка. Оказалось, что 17-го егерского полка в Белой Церкви уже нет: он двинулся совсем по иному маршруту - на Сквиру начальство знало о противоправительственных настроениях в полку и поспешило удалить его от опасного места. Пришлось ухватиться за последний, уже совсем несбыточный план: идти на соединение со «славянами» к Житомиру. Но Житомир был в стратегическом смысле глухим углом, приход туда не сулил никаких перспектив. Восставшие опять направились через Ковалевку к Трилесам - исходному пункту восстания.

Около Ковалевки Черниговский полк встретил отряд генерала Гейсмара, высланный правительством для усмирения восстания. Муравьев был уверен, что отряд перейдет на сторону восставших; уверенность эта передалась и солдатам. Но первые залпы картечи разрушили эту иллюзию. Муравьев был ранен в голову картечью. В последний момент вспыхнуло солдатское возмущение.

Соловьев закрыл собой Муравьева и этим спас его. На месте восстания остались убитые - в их числе крестьяне, шедшие за полком в его обозе, и три офицера. Со стороны правительственных войск убитых и раненых не было. Было арестовано 869 солдат и пять офицеров восставшего Черниговского полка. Брат Муравьева-Апостола Ипполит, только что прибывший из Петербурга вестником северного восстания, застрелился на поле боя.

Щепило был убит. Сухинов бежал. Сергей Муравьев-Апостол и Бестужев-Рюмин были арестованы на поле боя с оружием в руках. Раненый Кузьмин скрыл в рукаве пистолет и застрелился в первой корчме, где остановился его конвой. Члены Славянского общества пытались оказать всяческую поддержку восстанию.

Всюду, где они были,- в Житомире, Новоград-Волынске, деревне Барановке, Кузьмине, Старо-Константиновке-они всеми силами стремились поднять восстание в других частях на помощь Черниговскому полку. Особенно много усилий приложили к этому Андрей и Петр Борисовы, Андреевич 2-й, Бечаснов, Иванов, но попытки их не дали результатов. Члены Южного общества - командиры полков - не соглашались выступать в создавшемся положении ведь восстание в Петербурге было разгромлено! Попытки «славян» действовать через голову командиров не имели успеха: «славян»-офицеров никто не знал, и голос их не имел авторитета. Попытка прапорщика С.

Трусова, члена Славянского общества, поднять восстание в Полтавском полку - самое позднее по времени усилие «славян» осуществить революционный замысел; она относится уже к февралю 1826 г. Трусов действовал вместе с подпоручиком Полтавского полка Емельяном Троцким. Во время смотра Трусов выбежал перед первым батальоном с обнаженной шашкой, крича солдатам: «Ребята! Бросайтесь в штыки, найдем вольность и независимость! У нас государь не есть государь Николай Павлович, а тиран!

Оба участника были арестованы и заключены в Бобруйскую крепость. Записки декабриста Н.

Самым простым способом пополнения казны казалась продажа полкового провианта, на что Муравьев-Апостол как командир батальона, естественно, никакого права не имел. Васильковский купец-еврей Аврум Лейб Эппельбойм, отвечавший за полковое продовольствие, ссылаясь на отсутствие наличности, сначала не соглашался выдать вместо провианта деньги. И его силой привели к подполковнику, который «грозил ему, Авруму Лейбе, не шутить с ним». Бывший при разговоре поручик Щепилло присовокупил, что купец «будет застрелен, если не даст денег». Перепуганный Эппельбойм достал 250 руб.

Часть этих денег обнаружили позже при обыске среди вещей Сергея Муравьева, которому пришлось давать по этому поводу унизительные объяснения на следствии. Основную «статью расхода» добытых средств можно определить одним словом — подкуп. Уже 29 декабря унтер-офицер Григорьев получил от своего батальонного командира 25 руб. И если раньше, до восстания, раздача денег солдатам могла быть оправдана желанием облегчить их участь, то теперь речь могла идти только о покупке их лояльности. Солдаты брали деньги очень охотно. От тысячи до полутора тысяч рублей по разным свидетельствам принес Муравьеву 30 декабря прапорщик Александр Мозалевский, командир караула на Васильковской заставе. Деньги эти были отобраны у пытавшихся въехать в город жандармов.

Несомненно одно: для того, чтобы Сергей Муравьев-Апостол, сын сенатора и потомок украинского гетмана, человек кристальной репутации, решился на подкуп и обман, нужны были особые обстоятельства. Причем обстоятельства эти должны были поломать не только привычный строй жизни, но и всю систему ценностей русского дворянина начала XIX в. Муравьева-Апостола, так и для других офицеров-черниговцев. Рискну утверждать: такой слом произошел, когда романтические представления о революции как о военном перевороте «без малейшего кровопролития» столкнулись с жестокой реальностью мятежа. Мечты о благородной «кончине за народ», надежды на то, что в этом случае мир обязательно «поймет, кого лишился он», в действительности обернулись чуждым всякого романтизма насилием, погромами, грабежами. Муравьев-Апостол, как и его офицеры, оказался совершенно не готовым к этой новой ситуации и вынужден был принять чуждые ему правила игры…. Участники же южного мятежа смогли увидеть воочию, на что способна вооруженная крестьянская толпа, в которую превратился Черниговский полк за три дня похода.

Взять на себя еще и роль лидера местной «черни» значило для Муравьева-Апостола стать сознательным организатором «буйства и грабительства» в масштабе целого края, а в случае удачи — и всей страны. Сомнительной славе «нового Пугачева» Муравьев предпочел «потерю смысла» восстания, разгром полка и в конечном счете собственную гибель…. От Муравьева-Апостола уходят не только солдаты, но и офицеры — те, которые не были членами тайного общества. Горбачевский свидетельствует: «Некоторые солдаты притворялись пьяными с намерением отстать от полка». И если раньше поручик Сухинов пытался восстановить боевой дух, угрожая расправой желавшим покинуть полк, то в эти дни даже он опускает руки. Лидер восстания должен был с этим смириться, потому что попал в полную и безусловную зависимость от нижних чинов. Поэтому, остановившись на короткое время, они сильно побили арендатора за то, что он на них когда-то пожаловался.

Хотя это стало известно Муравьеву, он должен был им потакать, чтобы не утратить привязанность солдат, и двинулся дальше, как будто ничего не знал», — вспоминает владелец Мотовиловки.

Борисов и некоторые другие. Господь спросит вас, почему вы не говорили правду своему государю». Якушкин отвечал: «Ваше Величество, я атеист». Большинство же декабристов сотрудничали со следствием, писали подробные признания, покаянные письма, некоторые молили о прощении. Историки по-разному объясняют такое поведение: одни руководствовались кодексом дворянской чести, другие желали обратить внимание властей на необходимость решения многих проблем, третьи были уверены в неприменении смертной казни в России.

Манифест от 1 июня 1826 г. Председателем суда стал князь П. Лопухин, его замом князь А. Куракин, ген. Суд разделил всех арестованных на 11 разрядов по степени виновности. Царь указом от 10 июля 1826 г.

Против этого приговора выступил только адмирал Н. Мордвинов, ссылаясь на отмену смертной казни в России со времен Елизаветы Петровны, что подтвердил указ Павла I от 13 апреля 1799 г. Приговор привели в исполнение 13 июля 1826 г. Санкт-петербургский ген. Голенищев-Кутузов во «всеподданнейшем донесении» Николаю I лаконично сообщал: «Экзекуция кончилась с должной тишиной и порядком, как со стороны бывших в строю войск, так и со стороны зрителей, которых было немного. По неопытности наших палачей и неумению устраивать виселицы при первом разе трое, а именно П.

Каховский, К. Рылеев и С. Муравьёв-Апостол - сорвались то есть они стали "дважды повешенными"- авт. Здесь отметим, что приказ, вопреки традиции, повторно вешать, сорвавшихся с перекладины декабристов отдал бывший командир партизанского 1812 г. Чернышев, который позже был возведён в княжеское достоинство, стал военным министром и председателем Госсовета России.

В результате генерал уведомил об этом главнокомандующего Второй армией князя Витгенштейна, находившегося в Гульчине.

А тот через курьера уведомил главнокомандующего Первой армией и донес об этом царю и Великому князю Константину, который командовал польской армией. Тогда все армии вооружились и полки собрались на тесных квартирах. Во время этих приготовлений, которые были и в Василькове, и в Белой Церкви, особенно же в Василькове, где стоял Черниговский полк, наново созданный из батальонов иных полков, этот полк неожиданно собрался на тесные квартиры в субботу перед Вербным воскресеньем. Испуганные васильковские евреи и мои арендаторы, несмотря на шабаш, приходивший к концу, прибежали ко мне с известием, что в Москве началась большая революция, что князь Константин нас защищает и что он поставил такую охрану, что солдат смотрит на солдата от Варшавы до Ярмолинец. Меня рассмешила эта выдумка, и я сказал: «Посмотрите на небо, не стоят ли и там в воздухе солдаты, так как этого не может быть. Успокойтесь и ожидайте, должна быть какаято иная причина подобной предосторожности».

На следующий день, в самое Вербное воскресенье, вечером приехала моя жена, которая возвращалась из другого нашего имения - Галаек Таращанского повета. Когда она проезжала через Белую Церковь и остановилась, чтобы покормить лошадей, то видела ужасную тревогу среди еврейского населения, вызванную тем, что полк внезапно выступил и батальон с заряженным оружием упражнялся на выпасе под самым городом, в то время как множество ярмарочного люда собралось на обычный торг на рынке. Однако все было тихо и спокойно до самого отъезда моей жены из Белой Церкви. Такие известия вместе с другими вызывали предположения, что должны действительно произойти важные события. Тем временем быстро выяснилось, что все это было результатом чрезмерного страха маршалка. Еще следует вспомнить событие, которое произошло в то время в Махновецком повете вследствие того же общего переполоха 64.

Шляхтич, проживавший на Волыни, ехал на светлый праздник к своему брату, посессору, с Уманщины. По дороге он наслушалея рассказов, что в пасхальную ночь, когда ударят в колокола на «Христос воскресе», это будет сигналом для всеобщего восстания крестьян. Когда же он случайно задержался в дороге, то он в полдень Великой субботы остановился в местечке Белиловке, чтобы там пробыть первый день праздников и помолиться в приходском костеле. Однако, обеспокоенный, спросил у тамошних людей, что также были встревожены: «Почему вы сидите так спокойно? Разве не знаете, что сегодня ночью хлопы начнут резню во всем крае? Так мне везде говорили, где только я проезжал».

Потом, увидев сторожа из корчмы, спросил: «Что приказал вам поп в Страстной четверги - «А приказал всем собраться. И больше не сказал ни слова». Евреи, напуганные такими словами сторожа, не ожидая конца шабаша, поспешили скорее в Махновку, верст двадцать от Белиловки, просить дивизионного генерала, чтобы обеспечить их военной силой. Дивизионный генерал, князь Сибирский, был в давних дружеских отношениях с маршалком Махновецкого повета Дионисием Хоецким, который выехал тогда на праздники, чтобы навестить свою мать в Дедовщине, в десяти милях от Махновки. Поэтому генерал пригласил к себе секретаря маршалка и приказал ему написать официальное заявление от имени маршалка, чтобы иметь письменный документ. На основании его генерал дал приказ четырем ротам пехоты немедленно занять местечко Белиловку, а маршалка известил, чтобы он поскорее возвращался в Махновку.

Это извещение маршалок получил перед полуднем и на другой день праздника направился в Махновку. Четыре роты, что пришли в Белиловку, нашли там все в полном спокойствии. Тогда земская полиция взяла панка и сторожа, чтобы произвести следствие и допрос. Сторож, когда его спросили, ответил, что поп объявил, чтобы все вместе собрались на всенощное богослужение, а шляхтич пояснил, что о предстоящем нападении ему всюду говорили. Крестьянина немедленно отпустили, а шляхтича задержали до губернаторской резолюции, и он высидел в Махновке несколько недель. В то время в епископских поместьях Фастовщины, а именно в Веприке и Скриголове, что находились в лесах, поселилось, пользуясь хорошим местоположением, много шляхты, по преимуществу небогатой, обер- и штаб-офицеров прежнего войска Речи Посполитой, и все они жили там на чиншевом праве.

Здесь-то перепуг достиг наивысших пределов. Немного было смельчаков, что хотели остаться и обороняться в собственных домах, больше оказалось таких, что в Великую субботу в начале ночи оставили свои поселения и разошлись по лесам, скрываясь там от ожидаемого нападения, в то время как крестьяне, спокойные и послушные своим экономическим властям, не обнаруживали ни малейшего признака бунта, но были довольны, что их боятся, и хорошо сознавали, что они могут быть грозными. И в Белой Церкви также немало тревоги среди жителей и многочисленных экономических служащих сделала остроумная шутка старого украинца, несмотря на то, что полк и квартира дивизионного генерала были здесь, и около тысячи человек шляхты тут же проживали. И было их немногим меньше, чем крестьян. Так вот этот старый украинец был поденным сторожем, присланным от главной экономии для услуг одного служащего, жившего в Белой Церкви. В предпраздничные дни старик рубил дрова и носил их в пекарню, так как в это время женщины и хозяйки были заняты печением теста для освящения.

И как старый человек, который легко утомляется, он после каждой вязки дров садился отдохнуть и приговаривал: «Я работаю, рублю и ношу, а бог его знает, кто их будет жечь! Тот немедленно уведомил об этом главного управляющего белоцерковских имений. И из-за такого пустяка создался большой шум. При звали исправника, чтобы придать делу более официальный характер. Привели старика сторожа. И когда его грозно и сурово спросили, зачем он так говорил, он спокойно и совсем естественно отвечал: «Я работаю, рублю и ношу, а кто-то другой будет ими топить, так как на днях будет смена.

Кто-то другой придет из села меня сменить. Я вернусь домой, а он принесенными мною дровами будет топить». Остроумно, легко и просто оправдался он в тех словах, что наделали столько тревоги. Никак нельзя было наказать его за эту выдумку, чтобы еще больше не дать значения его словам. Революция в Петербурге и восстание в Черниговском полку хотя и были в самом зародыше усмирены и уничтожены, однако создали среди населения сильный шум и кипение, которые и теперь, тридцать лет после того, тлели и тлеют постоянно. Желание свободы и воли растет и ширится среди народа.

Поэтому мы много раз были свидетелями его попыток к бунту. И хотя они были задушены силой, но не уменьшилось в народе желание свободы, а еще более было растравлено под влиянием этих жестоких мер, которые только дразнили, а не успокаивали волнение. И настало уже время, чтоб не медлить и освободить этот народ из кандалов не воли и крепостной зависимости, время увеличить его права, поднять его до уровня гражданства и в равенстве всех перед законом слиться и объединиться с ним. А теперь несколько слов о деятельности Следственной комиссии в Белой Церкви. Это было во второй половине апреля 1826 г. Хороший день с веянием весеннего тепла после холодной и переменчивой погоды побудил меня выйти из дома впервые после долгой болезни, которая началась в первых числах января.

Утомленный этой прогулкой, я хотел уже отдохнуть, когда сквозь открытые двери в третьей комнате увидел входивших незнакомых мне особ в мундирах и при шпагах. Я догадался, что это были какие-то официальные гости, и поспешил им навстречу. То были полковник Панков, Кисельницкий, асессор Киевского губернского правления, и Кузьмин, васильковский капитан-исправник65. После первых слов Панков заявил мне, что он прислан главнокомандующим Первой армией, тогда уже фельдмаршалом, графом Сакеном, чтобы просмотреть весь мой архив, не сохранилось ли там документов, какие принадлежали бы Муравьеву. Я, уверенный, что у меня нет ничего подобного, немедленно пригласил этих господ в свою канцелярию. Они работали шесть часов, пересматривая старинные документы моих земельных владений, бумаги экономии, собранные за много лет, однако более всего работы дала им переписка.

Когда же нашли запечатанное завещание моего брата Людовика, на котором была надпись, чтобы, в случае надобности, его распечатали перед судом, то не касались этого документа, сказавши, что судейское дело с политикой не имеет никакой связи. Однако, найдя другой пакет, который оставил мне пан Вацлав Борейко, отец моей жены, для отправки почтой в Старо-Константинов, они его распечатали и нашли в нем решение третейского суда, которое посылал пан Борейко. На этом закончили. Полковник сказал, что он не нашел ничего политического и что я могу быть в этом отношении спокойным. Что же касается книг, которых я имел немалое собрание, то их и совсем не трогали. Только теперь полковник согласился напиться чаю, поужинать, отстегнуть шпагу и переночевать, так как была уже поздняя ночь.

От всего этого он сначала отказывался, вероятно, чтобы его не отравили или не напали на безоружного. Он начал товарищескую беседу и лишь теперь сказал мне, что я буду вызван в Следственную комиссию в Белую Церковь, что арестовывать меня не будут, но мое присутствие необходимо там до окончания следствия о восстании Черниговского полка. Прошли прекрасные, весенние дни светлого праздника. Прошли они спокойно, без обещанных волнений среди украинского населения, и уже на Фоминой неделе все опасения по этому поводу рассеялись, как вдруг поздно вечером я увидел бричку, подъехавшую к экономической конторе, которая помещалась в службах на черном дворе.

Земли Полдня. Фастов-Трилесы.

Казнен вместе с четырьмя другими приговоренными Пестелем , Каховским , Муравьевым-Апостолом и Рылеевым 13 июля 1826 и похоронен на о. К истории восстания Черниговского пехотного полка Как известно, поднимая солдат на восстание, декабристы — и в Петербурге, и в Василькове — действовали «от имени» великого князя Константина Павловича. При этом никто из них не отрицал тот факт, что, подлаживаясь под наивную крестьянскую веру в «хорошего» царя, декабристы шли против своей совести. Еще за несколько дней до восстания Сергей Муравьев-Апостол просил членов Польского патриотического общества убить цесаревича. Не требовала специальных разъяснений и предпринимавшаяся мятежными офицерами раздача денег рядовым участникам мятежа. Однако вопреки собственным принципам в предпоследний день 1825 г. Он был вскрыт, и там оказалось около 10 тыс. Эта сумма была немалой. Но на длительный поход ее все равно не хватило бы.

И лидер мятежа стал лихорадочно изыскивать дополнительные средства. Это оказалось делом нелегким: добровольно Муравьеву никто давать не хотел отказом ответил, например, Иосиф Руликовский, владелец деревни Мотовиловка, через которую проходил Черниговский полк , отбирать же силой не позволяла совесть. Однако через совесть подполковнику пришлось переступить. Для революции нужны были средства, и предприимчивый Михаил Орлов предлагал завести станок для изготовления фальшивых денег; идея эта была с негодованием отвергнута. Не меньшее негодование вызвало и предложение Бестужева-Рюмина воспользоваться артельными ящиками полков. Самым простым способом пополнения казны казалась продажа полкового провианта, на что Муравьев-Апостол как командир батальона, естественно, никакого права не имел. Васильковский купец-еврей Аврум Лейб Эппельбойм, отвечавший за полковое продовольствие, ссылаясь на отсутствие наличности, сначала не соглашался выдать вместо провианта деньги. И его силой привели к подполковнику, который «грозил ему, Авруму Лейбе, не шутить с ним».

Бывший при разговоре поручик Щепилло присовокупил, что купец «будет застрелен, если не даст денег». Перепуганный Эппельбойм достал 250 руб. Часть этих денег обнаружили позже при обыске среди вещей Сергея Муравьева, которому пришлось давать по этому поводу унизительные объяснения на следствии. Основную «статью расхода» добытых средств можно определить одним словом — подкуп. Уже 29 декабря унтер-офицер Григорьев получил от своего батальонного командира 25 руб. И если раньше, до восстания, раздача денег солдатам могла быть оправдана желанием облегчить их участь, то теперь речь могла идти только о покупке их лояльности. Солдаты брали деньги очень охотно. От тысячи до полутора тысяч рублей по разным свидетельствам принес Муравьеву 30 декабря прапорщик Александр Мозалевский, командир караула на Васильковской заставе.

Деньги эти были отобраны у пытавшихся въехать в город жандармов. Несомненно одно: для того, чтобы Сергей Муравьев-Апостол, сын сенатора и потомок украинского гетмана, человек кристальной репутации, решился на подкуп и обман, нужны были особые обстоятельства.

Зарегистрирован: 12-12-2010 Сообщений: 45633 Наступили так называемые киевские контракты56, которые были очень многолюдными. Однако около 10 января все общество было охвачено тревогой и волнением, когда увидели жандармов, которые ездили в разных направлениях, привозя и отвозя многочисленных арестованных военных и штатских. Увидел я из своих окон хорошо знакомый экипаж и лошадей белой масти презуса Каэтана Проскуры, моего доброго и давнего приятеля. Полагая, что он вернулся из своего имения, села Розалиевки, в Васильковском повете, я быстро поспешил, чтобы повидаться с ним.

Когда я вошел в помещение Проскуры, то застал только его жену, двух молодых племянников 3аленских да еще менял, которые разменивали деньги. Какая-то странная тишина и глубокая печаль были ясно видны на лицах присутствующих. Я сообразил, что какое-то важное обстоятельство явилось причиной так явно выраженной тревоги, и спросил об этом пани Проскуру. Поэтому меняем деньги на ассигнации, чтобы он имел чем удовлетворить свои житейские потребности. Имея столь большой опыт, разве он мог запутаться в подобном деле? Тогда его схватили и продержали несколько месяцев в тюрьме в Смоленске.

Что касается причины, по какой Проскура теперь был арестован, то она выяснилась лишь со временем и была такова. Когда майор Трухин после усмирения восстания, замещая полковника, командовал остатками Черниговского полка и производил следствие над солдатами, бывшими с Муравьевым в Мотовиловке, он узнал, что к Муравьеву приезжали какие-то помещики вместе с капитаном польской службы. Вот этих-то людей майор Трухин, по своей догадке, совершенно неверно и назвал Проскурой и Олизаром из Коростышева. Между тем эти помещики на деле, как об этом была уже речь, были арендаторы из моего имения, Букоемский, Цишевский и Пиотровский, которые прибыли в день Нового года на богослужение в костел. Они вместе с капитаном Куровицким получили приглашение от Муравьева посетить его на квартире, которая была тут же возле костела в доме ксендза. Каэтан Проскура, пробыв несколько месяцев в Петербурге, был оправдан Следственной комиссией и вернулся домой.

Густав Олизар, которого возили в Варшаву, очень много имел неприятностей, благодаря напрасной и лживой выдумке майора Трухина. В самом конце того же месяца января был арестован и отправлен в Петербург Станислав Проскура, человек спокойный, тихий и издавна слабого здоровья. Он лежал тогда в постели, больной назойливой подагрой. Его взяли только за то, что он дал Бестужеву книжку со своей подписью. Когда пересматривали бумаги Бестужева, то среди них нашли и эту книжку. Допрошенный Следственной комиссией в Петербурге и не имея иных провинностей, он был освобожден, при содействии придворных врачей вылечился и после нескольких месяцев отсутствия вернулся домой.

Итак, мы находились в такой долговременной неуверенности про самих себя, тем более что хватали на основании какого-нибудь вздорного доноса, какой только могли выдумать людская злоба, ничтожество и жажда корысти. Мою жену поразило, что столько невинных людей привлечено к ответственности, и она тем более беспокоилась обо мне, что это было сделано без оснований, а у меня пребывал Муравьев и иные. Поэтому она с искренней привязанностью и любовью, какую имела ко мне, своему супругу, надела мне на шею частицу дерева из святого креста и бирюзовый перстень, что я и по сей день ношу с твердой решимостью носить и далее эту дорогую памятку. Разве только смерть разлучит меня с ней. Когда я из Киева вернулся домой, то в первых числах февраля получил известие от расположенных ко мне людей, что по приказу главнокомандующего главной армией генерала Саке на были собраны обо мне секретные сведения или, как это называют русские, «повальный обыск», путем которого хотели узнать, не имел ли я знакомства или тайных сношений с Муравьевым. Об этом допрашивали преимущественно у священников православной веры, местных и соседних, и у людей, служивших у меня во дворе.

Для этого допроса были специально назначены офицеры. И таки они ничего не открыли, что могло бы меня скомпрометировать и дать повод при влечь к ответственности. Напротив, мнение обо мне русского духовенства было доброжелательно и далеко от всяких несправедливых поклепов. Тогда-то были созданы Следственные комиссии. Они имели между собой постоянную связь, и если одна из них открывала что-либо важное, то в одно мгновение все комиссии извещались об этом и предпринимали дальнейшие расследования в местах своего пребывания. Однако с самого начала расследование о восстании Черниговского полка производилось только в дивизионной квартире в Белой Церкви, откуда шло рапортами обычным порядком до самого царя57.

Царь Николай I, рассмотрев внимательно и подробно донесения, какие были ему сделаны, прежде всего в награду за проявленную верность, перевел в гвардию всю гренадерскую роту Черниговского полка. Ее начальника капитана Козлова он сделал полковником старой гвардии. Солдат, которые участвовали в восстании, назначил в Кавказский корпус58. Унтер-офицеров и офицеров, разжалованных в солдаты, оставил в Белой Церкви под военным судом и стражей до того времени, как будет закончено все следствие о восстании Черниговского полка. Капитана Ульферта он произвел в майоры, хотя военные власти, подавая списки лиц, которые заслужили повышения в чине, промолчали о нем. Однако Ульферт сейчас же, после того как был сделан майором и дал присягу, был откомандирован как самый молодой майор полка в дальние старорусские губернии для проверки солдат, присланных в гарнизоны и после выслуженной отставки годных еще к военной службе в линейных полках.

Одновременно с этим были взяты из своих квартир в селе Гребенках и отвезены в главную квартиру в Могилеве майор Лебедев и мужественный полковник артиллерии, разжалованный в солдаты Башмаков. Лебедев, хотя и неизвестный мне лично, но, как все говорили, был человеком прекрасного образования, писатель, женатый на польке. Когда началось восстание в Трилесах, он поехал в Белую Церковь в поисках врачебной помощи от сильных ревматических болей костей. Там врач Деляфлиз 59 дал ему совет и прописал рецепт на лекарство, которое выдала ему белоцерковская аптека. И когда со временем его схватили, повезли в Могилев и там позвали к генералу, производившему следствие, то этот рецепт Деляфлиза спас его, так как свидетельствовал, что в день начала восстания он был не в Трилесах, а в Белой. Однако, хотя он и не был ни в чем уличен, он все же вследствие сильных на него подозрений отсидел семь месяцев тюрьмы, заключенный в иезуитском монастыре в Могилеве, в помещении с надписью шестого класса школы.

Когда он вернулся, то говорил, что прошел курс наук шестого класса. Что же касается несчастного полковника артиллерии Башмакова, который так славно отличился во время французской кампании, то мне неизвестно, что с ним произошло. Знаю только, что строгий приказ главного командира Первой армии снизил его до простого солдата, к великому огорчению офицеров. Мне очень трудно сохранить в рассказе точную последовательность, потому что это происходило почти одновременно,- Следственные комиссии открыли разные революционные организации, как в России, так и в Польше, тайные общества под разными названиями, каждое из коих имело совсем иные задания, иные намерения и стремления, между собой несогласованные и даже противоположные. Так вот по вышеназванным причинам арестовали на Киевщине жителя Липовецкого повета, помещика села Острожан, Игнатия Гродецкого, депутата Киевского гражданского суда, а также бывшего депутата Станислава Йотейко и Ивашкевича, отставного офицера польских войск60. А так как арестовали многих людей в обоих краях и из обеих народностей, то долгое время преимущественно с почтовых дорог расходились печальные известия, что снова и снова кого-то везли под военной стражей.

И число этих несчастных жертв увеличивалось все более и более. Несмотря на шпионаж и надзор военной и гражданской полиции, совершенно естественно и неминуемо среди населения распространялись известия, часто ни на чем не основанные, сказочные. Однако они интересовали, вносили беспокойство и раздражение, особенно среди простого люда, до сих пор такого спокойного. С тех пор этот люд начал понимать, думать и чувствовать то состояние неравенства с иными людьми, в каком он находится. И естественно, что то, о чем знал и понимал один, узнавали теперь тысячи. По этим причина м постепенно становилось заметным какое-то глухое кипение и брожение среди народа.

Когда же этот люд проницательно заметил и среди шляхты тревогу, то еще более начал распускать разные запугивающие слухи. Он, конечно, не брал за них ответственности, но в каждом случае легко мог пояснить их, тем более что эти слухи казались часто только более или менее удачной выдумкой или шуткой, которая как будто невинная по сути хранила в себе тайную и глубокую мысль. Из этих сказок и выдумок, которые в то время распускались в народе, некоторые дошли ко мне. Я их тут и сообщаю. По всей губернии и по краю, а через корреспондентов и в заграничных газетах, распространилась весть, что царь собирается в мае месяце устроить большой лагерь на целую армию на белоцерковских степях, а именно возле могилы, называемой Перепятиха. Она известна из стародавних преданий, связанных с ней и недавно возобновленных пророчествами Вернигоры, и пользуется большим значением среди жителей Украины61, Так вот, к этой могиле подрядчики должны были будто бы свозить лес для будущего лагеря.

Курганы Перепятиха и Перепять находятся в нескольких верстах от моих земель. Эта местность хорошо мне известна. Со стратегической стороны она совершенно непригодна для армии, и хотя представляет собой ровную и открытую степь, но безводна и потому непригодна для лагеря и смотра. Не придавая значения этим россказням, я спросил одного из своих слуг - украинца, возят ли через Мотовиловку дрова из казенных лесов и складывают ли их саженями возле кургана Перепятиха. А он мне ответил: «Да это, пан, сказка с реки». Про эту сказку уже говорят недели две, и каждый из проезжающих о ней расспрашивает.

Большое войско, говорят, царь имеет намерение собрать возле курганов Перепятихи и Перепять.

Эта надежда не оправдалась. Основная солдатская масса в восстание была втянута несознательно, без полного понимания того, что совершает, без понимания целей восстания. Для этого декабристами использовались любые средства: от простого приказа старшего по званию до раздач денег примкнувшим к мятежу и сознательной лжи. Уговаривая солдат и колеблющихся офицеров примкнуть к мятежу, Сергей Муравьёв-Апостол уверял их, что сам он получил официальное назначение полковым командиром вместо раненого им Гебеля, а всё высшее руководство физически уничтожено. Отправной точкой для обоснования мятежа было утверждение о том, что, присягнув Константину Павловичу, армия должна сделать все возможное для его сохранения на престоле. Своего младшего брата, Ипполита, прапорщика квартирмейстерской части, он представлял как курьера цесаревича Константина, привезшего приказ, чтобы Муравьёв прибыл с полком в Варшаву.

Декабристы убеждали солдат, что вся 8-я дивизия восстала в поддержку воцарения Константина Павловича. Вершиной этой пропаганды стало утверждение полковника Сергея Муравьёва-Апостола, который за несколько часов до разгрома восстания, узнав о приближении правительственных войск, убеждал подчинённых, что войска эти присланы не для подавления мятежа, а для соединения с ними. Поведение рядовых и нижних чинов Проверить информацию.

Но в последний момент П. Каховский и А. Якубович отказались выполнить свою часть плана.

Николай Павлович и столичный генерал-губернатор М. Милорадович знали о готовящемся выступлении, но не приложили никаких усилий для его предотвращения. Утром 14 26 декабря декабристы направились в гвардейские казармы. Братьям А. Бестужевым и Д. Щепину-Ростовскому удалось поднять лейб-гвардии Московский полк и привести его к 11 часам на Сенатскую площадь.

Тогда же выяснилось, что сенаторы уже присягнули Николаю I и разъехались. Около 13 часов к восставшим присоединился Гвардейский морской экипаж во главе с Н. Бестужевым и А. Арбузовым, затем несколько рот лейб-гвардии Гренадерского полка под командованием Н. Панова и А. Всего перед Сенатом собралось около 3 тыс.

Трубецкой не явился на площадь; вместо него был избран Е. Однако декабристы уже не смогли взять инициативу в свои руки. Попытки М. Милорадовича, великого князя Михаила Павловича, петербургского митрополита Серафима и киевского митрополита Евгения уговорить восставших разойтись не имели успеха; М. Милорадович был смертельно ранен выстрелом П. Тогда Николай I стянул на площадь верные ему части ок.

Конногвардейцы дважды атаковали мятежников, но были отбиты. С приближением сумерек в дело вступила артиллерия: залпы картечи рассеяли восставших, часть которых устремилась по невскому льду к Васильевскому острову. Бестужев безуспешно пытался остановить их и повести в атаку. Мятеж был подавлен. Потери восставших составили ок. В ту же ночь было арестовано ок.

Восстание Черниговского полка 29 декабря 1825 10 января 1826 — 3 15 января 1826. Накануне событий на Сенатской пощади в Тульчине был арестован П. Руководство Южным обществом перешло к С. Муравьеву-Апостолу, незадолго до этого вошедшему в состав Коренной думы. Узнав о провале восстания в Петербурге, он предложил организовать самостоятельное выступление, но эта идея была отвергнута большинством «южан». Муравьевы-Апостолы были задержаны жандармами в д.

Трилесы Киевская губерния. Однако на следующий день офицеры Черниговского полка А. Кузьмин, М. Щепилло, И. Сухинов и В. Соловьев, члены Общества соединенных славян, освободили их.

В этих условиях С. Муравьев-Апостол принял решение о начале восстания. Восставшие двинулись на Васильков, где находились главные силы полка; в д. Ковалевка к ним присоединились 5-я мушкетерская и 9-я гренадерская роты. Утром 30 декабря 11 января они вступили в Васильков, где к ним примкнули остальные черниговцы. Восставшие насчитывали 970 солдат и 8 офицеров.

В Василькове С. Муравьев-Апостол обнародовал революционный манифест — «Катехизис», в котором призвал к ликвидации монархического строя. Он отказался принять предложенный офицерами-«славянами» план решительных действий немедленного похода на Киев и решил пойти на Борисов, чтобы соединиться там с продекабристски настроенными Алексопольским и гусарским Ахтырским полками, а затем захватить Житомир. Мотовиловки, где узнали об отказе декабристов-алексопольцев участвовать в восстании. Тогда 2 14 января они двинулись на Белую Церковь, надеясь на поддержку у 17-го егерского полка, однако командование 2-й армии успело отвести его из этого района. В такой ситуации черниговцы повернули обратно к Трилесам, но 3 15 января 1826 под Ковалевкой были атакованы и разбиты отрядом генерала Ф.

Погибло ок. Муравьев-Апостол, получивший ранение в голову. Другие локальные выступления декабристов. Игельстром и А. Вигелин попытались поднять на восстание Литовский пионерный батальон, расквартированный в Белостоке. Они убедили солдат не присягать Николаю I, но командование смогло изолировать зачинщиков и привести батальон к повиновению.

Трусов призвал солдат к свержению нового императора, но не смог увлечь их за собой и был немедленно арестован. Следствие и суд над декабристами. Для расследования деятельности тайных обществ Николай I создал Особую следственную комиссию, которую возглавил военный министр А. Татищев; Особый следственный комитет был учрежден и в Варшаве. Всего под следствием оказалось 579 чел. Виновными было признано 289 чел.

Пестеля, С. Муравьева-Апостола, М. Бестужева-Рюмина, Г. Каховского и К. Рылеева; казнь состоялась в ночь на 13 25 июля 1826 на кронверке Петропавловской крепости. Наказания другим осужденным были также пересмотрены.

Все они, за исключением А. Муравьева, лишались чинов и дворянства. В зависимости от степени вины их разделили на 11 разрядов: 107 из них отправлены в Сибирь 88 на каторгу, 19 на поселение , 9 разжалованы в солдаты см. Еще 40 декабристов были осуждены другими судами. Дела солдат, участвовавших в восстании, разбирали Особые комиссии: 178 прогнали сквозь строй, 23 приговорили к другим видам телесных наказаний; из остальных ок. Отправка декабристов в Сибирь началась уже в июле 1826.

До осени 1827 большинство из них содержалось в Благодатском руднике под Нерчинском, затем их перевели в Читу, а осенью 1830 сконцентрировали на Петровском каторжном заводе под Иркутском. По отбытии сроков каторги осужденных расселяли в разных местах Сибири. К началу 1840-х они сосредоточились преимущественно в крупных городах Иркутск, Тобольск. Часть декабристов была переведена на Кавказ, где некоторые своим мужеством заслужили производство в офицеры, как М. Пущин, а некоторые, как А. Бестужев и В.

Толстой, погибли в бою. Общая амнистия декабристов последовала только после смерти Николая I — по случаю коронации Александра II в 1856. Ее дождалось лишь меньшинство, в том числе И. Якушкин ум. Щепин-Ростовский ум. Пущин ум.

Трубецкой ум. Муравьев ум. Волконский ум. Оболенский ум. Бестужев ум. Сутгоф ум.

Муравьев-Апостол ум. Некоторые из них М. Пущин, П. Свистунов, А. Муравьев, И. Анненков принял активное участие в подготовке крестьянской реформы 1861.

Значение восстания декабристов. Выступление декабристов формально явилось завершающим звеном в цепи гвардейских военных переворотов, которыми изобиловала история России в 18 в. В то же время оно существенно отличалось от предыдущих, ибо его целью была не смена монархов на престоле, а проведение кардинальных социально-экономических и политических преобразований. Несмотря на поражение декабристов, обусловившее общий консервативный «охранительный» характер николаевского царствования, восстание 1825 потрясло устои режима и в перспективе способствовало радикализации оппозиционного движения в России. О народе Русском и Правлении 1. Русский народ, свободный и независимый, не есть и не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства.

Источник верховной власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основные постановления для самого себя. Глава II. О гражданах 3. Гражданство есть право определенном в сем уставе порядком участвовать в общественном управлении: посредственно, то есть выбором чиновников или избирателей; непосредственно, то есть быть самому избираемым в какое-либо общественное звание по законодательной, исполнительной или судебной власти. Граждане суть те жители Российский империи, которые пользуются правами выше определенными. Чтобы быть гражданином, необходимы следующие условия: 1 Не менее 21 года возраста.

Иностранец, не родившийся в России, но жительствующий 7 лет сряду в оной, имеет право просить себе гражданства Российского у судебной власти, отказавшись наперед клятвенно от правительства, под властью которого прежде находился. Иностранец, не получивши гражданства, не может исполнять никакой общественной или военной должности в России — не имеет права служить рядовым в войске Российском и не может приобрести земель. Через 20 лет по приведении в исполнение сего устава Российской империи никто не обучившийся русской грамоте не может быть признан гражданином. Права гражданства теряются на время: 1 Судебным объявлением о расслаблении ума. Навсегда: 1 вступлением в подданство иностранного государства. Глава III.

О состоянии, личных правах и обязанностях русских 10. Все Русские равны пред законом. Русскими почитаются все коренные жители России и дети иностранцев, родившихся в России, достигшие совершеннолетия, доколе они не объявят, что не хотят пользоваться сим преимуществом. Каждый обязан носить общественные повинности, повиноваться законам и властям отечества и явиться на защиту Родины, когда потребует того закон. Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земле Русской, становится свободным.

Разделение между благородными и простолюдинами не принимается, поелику противно Вере, по которой все люди — братья, все рождены благо по воле божьей, все рождены для блага и все просто люди: ибо все слабы и несовершенны. Всякий имеет право излагать свои мысли и чувства невозбранно и сообщать оные посредством печати своим соотечественникам. Книги, подобно всем прочим действиям, подвержены обвинению граждан перед судом И подлежат присяжным. Существующие ныне гильдии и цехи в купечестве, ремеслах уничтожаются. Всякий имеет право заниматься. Всякая тяжба, в которой дело идет о ценности, превышающей фунт чистого серебра 25 рублей серебр.

Всякое уголовное дело производится с присяжными. Подозреваемый в злоумышлении может быть взят под стражу постановленными Уставом властями и учрежденным порядком, но в 24 часа под ответственностью тех, которые его задержали должно ему объявить письменно о причине его задержания, в противном случае он немедленно освобождается. Заключенный, если он не обвинен по уголовному делу, немедленно освобождается, если найдется за него порука. Никто не может быть наказан, как в силу закона, обнародованного до преступления и правильно, законным образом приведенного в исполнение. Устав сей определит, каким чиновникам и в каких обстоятельствах предоставляется право давать письменные приказания задержать кого-либо из граждан, сделать домовый обыск, забрать его бумаги и распечатать письма его. Равным образом определит оный ответственность за таковые поступки.

Право собственности, заключающее в себе одни вещи, священно и неприкосновенно. Земли помещиков остаются за ними. Дома поселян с огородами оных признаются их собственностью со всеми земледельческими орудиями и скотом, им принадлежащими. Крестьяне экономические и удельные будут называться общими владельцами, равно как и ныне называющиеся вольными хлебопашцами. Поелику земля, на которой они живут, предоставляется им в общественное владение и признается их собственностью. Удельное правление уничтожается.

Последующие законы определят, каким образом сии земли поступят из общественного в частное владение каждого из поселян, и на каких правилах будет основан сей раздел общественной земли между ими. Поселяне, живущие в арендных имениях, равно делаются вольными, но земли остаются за теми, кому они были даны, и по то время, по которое были даны. Военные поселения немедленно уничтожаются. Поселенные батальоны и эскадроны с родственниками рядовых вступают в звание общих владельцев. Разделение людей на 14 классов отменяется. Гражданские чины, заимствованные у немцев и ничем не отличающиеся между собой, уничтожаются сходственно с древними постановлениями народа Русского.

Названия и сословия однодворцев, мещан, дворян, именитых граждан заменяются все названием гражданина или Русского... Граждане имеют право составить всякого рода общества и товарищества, не испрашивая о том ни у кого позволения, ни утверждения: лишь только б действия оных не были противозаконными... Глава IV. О России 43: В законодательном и исполнительном отношениях вся Россия делится на 13 Держав, 2 области и 568 уездов или поветов. Все население полагается в 22 630 000 жителей мужеского пола, и по сему предположению разочтено представительство оной: I. Держава Ботническая; жители муж.

Держава Волховская; жители муж. Держава Балтийская; жители муж. Держава Западная; жители муж. Держава Днепровская; жители муж. Держава Черноморская; жители муж. Держава Кавказская; жители муж.

Держава Украинская; жители муж. Держава Заволжская; жители муж. Держава Камская; жители муж. Держава Низовская; жители муж. Держава Обийская; жители муж. Держава Ленская; жители муж.

В судебном отношении державы делятся на округи, равные нынешним губерниям... Глава VI. О Народном вече 59. Народное вече, состоящее из верховной думы и палаты народных представителе и, облечено всею законодательной властию. Глава VII. О палате представителей, о числе и выборе представителей 60.

Палата представителей составлена из членов, выбранных на два года гражданами Держав. Во время своего избрания представитель должен жительствовать в избравшей его Державе.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий