Новости конфликт между арменией и азербайджаном

Комиссии Армении и Азербайджана по вопросам делимитации госграницы 9 апреля согласовали её на нескольких участках. На местности, особенно в горах, определить их крайне сложно, а процесс демаркации между Азербайджаном и Арменией за 30 лет не начинался ввиду оккупации Арменией значительной части Азербайджана.

Армения и Азербайджан договорились о демаркации границы в Тавушской области

Более того, если верить азербайджанской стороне, Армения занимается установкой мин. Ни о какой мирной повестке речи не идет. МИД Азербайджана отмечают, что ответственность на погибших лежит исключительно на Ереване. Армянская сторона отмечает, что именно Азербайджан начал обстрел их территории 12 сентября. Ереван также сообщил о жертвах — погибших и раненых. Впоследствии приграничного конфликта погибло 77 военнослужащих Азербайджана и 135 военных из Армении. Стоит отметить, что конфликт Армении и Азербайджана вошел в активную фазу еще 12 мая 2021 года. Что происходит на границе Таджикистана и Кыргызстана? Также боевые действия начались на границе Киргизии и Таджикистана.

Документ подчеркивает, что российские миротворцы на месте не предприняли никаких действий для предотвращения или прекращения блокады, а также ничего не сделали для прекращения нападения Азербайджана на Нагорный Карабах.

Согласно резолюции последствия для армянского населения равносильны этнической чистке. Европарламентарии отмечают, что нападение Азербайджана, не может остаться без последствий, и призывает ЕС принять санкции против властей Азербайджана, ответственных за многочисленные нарушения режима прекращения огня. Кроме этого предлагается приостановить действие Меморандума о взаимопонимании по энергетике, и в свете проблем с правами человека предлогается не заключать новое соглашение о партнерстве с Азербайджаном. Резолюция призывает быть готовым ввести целевые и индивидуальные санкции против лиц, совершивших агрессию, включая, помимо прочего, политическое и военное окружение президента Алиева, а также приостановить импорт нефти и газа из Азербайджана в случае любой военной агрессии против территориальной целостности Армении [23] Перевозка гуманитарных грузов[ править править код ] Частью соглашения о прекращении огня является перевозка гуманитарной помощи из Армении в Степанакерт [97]. Разоружение армии НКР[ править править код ] Вечером 22 сентября Министерство обороны России объявило, что вооруженные формирования армян Нагорного Карабаха под контролем российских миротворцев начали сдавать оружие. В оборонном ведомстве России сообщили, что по состоянию на 22 сентября карабахскими формированиями были сданы шесть единиц бронетехники, более 800 единиц стрелкового оружия и противотанковых средств и 5000 единиц боеприпасов [10]. Министерство обороны Азербайджана, в свою очередь, опубликовало список боевой техники, оружия и боеприпасов, «конфискованных после завершения локальных антитеррористических мероприятий в Карабахском регионе Азербайджана». В этом перечне четыре танка, одна боевая машина пехоты, 12 гаубиц, две пушки, 12 минометов, 468 мин, 22 гранатомета, 313 автоматов и пулеметов, один зенитно-ракетный комплекс «Тор» и 50 ракет к нему, 28 переносных зенитных систем, 3 противотанковых ракетных комплекса «Фагот», 62 гранаты, 66 262 патрона и пр. В этот же день правительство НКР сообщило, что в рамках достигнутых с Азербайджаном договоренностей проводится вывод военных Армии обороны с боевых позиций [99].

На складе с большим количеством ракет, артиллерийских снарядов и мин, также были обнаружены боеприпасы различного калибра. Оружие азербайджанские военные свозят в Шушу. По словам начальника пресс-службы Минобороны Азербайджана Анара Эйвазова, это оружие раньше принадлежало «отрядам сепаратистов и Вооружённым силам Армении», которые здесь находились, и оно было изъято у них только в последние два дня [101]. Процесс разоружения при поддержке миротворцев прошел без серьёзных инцидентов и перестрелок [102]. Основная статья: План Азербайджана по реинтеграции карабахских армян 21 сентября в ходе состоявшейся в Евлахе встречи представитель президента Азербайджана представил план реинтеграции карабахских армян. По словам депутатов парламента Азербайджана, он рассчитан на длительный период и предусматривает возможное сотрудничество с российскими миротворцами и «карабахскими муниципальными органами власти» [103]. Как утверждается в сообщении, переведённом на русский язык корреспондентом «Кавказского узла», в рамках работы этой группы в Агдамском, Физулинском и Кельбаджарском районах МЧС Азербайджана установило палаточные городки на 1000 человек для обеспечения нуждающихся армянских жителей первой медицинской помощью и питанием [103]. На встрече, по словам администрации, были обсуждены вопросы медицинской помощи, в частности совместных врачебных бригад, и налаживания контактов Баку с армянским населением Карабаха [105]. По данным Министерства труда Азербайджана, 1 октября «несколько» армян воспользовалось этой услугой [108].

По словам Human Rights Watch , заявления властей Азербайджана, что права каждого человека в Нагорном Карабахе будут защищены, тяжело принимать всерьёз с учётом месяцев блокады региона, безнаказанности за предполагаемые преступления, особенно во время военных действий, а также общего ухудшения ситуации с правами человека в Азербайджане [111]. Взрыв на топливном складе в Нагорном Карабахе[ править править код ] Основная статья: Взрыв на топливном складе в Нагорном Карабахе Взрыв на топливном складе в Нагорном Карабахе произошёл вечером 25 сентября 2023 года в селе Беркадзор , расположенном в 6 километрах от Степанакерта. Взрыв произошёл во время отпуска бензина беженцам, стремившимся уехать в Армению [112] , через несколько часов после переговоров в Ходжалы между официальными лицами Азербайджана и представителями властей непризнанной НКР [113] [114]. В результате взрыва погибли более 200 [115] и пострадали 290 человек [116]. Основная статья: Исход армян из Нагорного Карабаха Автомобили беженцев из Нагорного Карабаха, 26 сентября 2023 года Пресс-секретарь премьер-министра Армении Назели Багдасарян сообщила, что на утро 28 сентября из Нагорного Карабаха в Армению прибыло 65 036 беженцев [117]. К 29 сентября число бежавших в Армению из Нагорного Карабаха армян превысило 97 735 человек [119] , а к 30 сентября их количество составило уже более 100 тысяч человек [28]. После массового исхода местного населения сотрудники Международного комитета Красного Креста с мегафонами разыскивали в опустевшем Степанакерте последних армян, в основном немощных стариков, которые не смогли эвакуироваться, дабы оказать им помощь [120]. По данным переписи 2015 года в НКР проживала 151 тысяча человек [121]. Прекращение существования НКР[ править править код ] 28 сентября 2023 года глава НКР Самвел Шахраманян подписал указ о прекращении существования Нагорно-Карабахской Республики с 1 января 2024 года [16].

Задержания руководителей НКР[ править править код ] После того, как власти Азербайджана разрешили желающим уехать из Нагорного Карабаха в Армению, покинуть регион, начали происходить единичные случаи задержания верхушки НКР [102]. Так, 27 сентября 2023 года на пограничном пункте «Лачин» при движении из Нагорного Карабаха в направлении Армении Госпогранслужба Азербайджана задержала бывшего госминистра НКР Рубена Варданяна , который вскоре был доставлен в Баку [122]. На следующий день Служба государственной безопасности Азербайджана сообщила, что Варданян обвиняется по трём статьям Уголовного кодекса Азербайджана , включая финансирование терроризма, создание незаконных вооруженных формирований, а также незаконное пересечение границы [123]. По словам Бабаяна, он был включён в чёрный список Азербайджана и азербайджанская сторона потребовала его прибытия в Баку для соответствующего расследования. Бабаян заявил, что его неявка или побег нанесут серьёзнейший вред армянскому народу, в связи с этим он решил направиться из Степанакерта в контролируемый Азербайджаном город Шушу [124]. Им были предъявлены обвинения в терроризме, незаконном приобретении, передаче, сбыте, хранении, перевозке или ношении оружия и создании не предусмотренных законодательством вооруженных формирований [127] [128] [129]. На следующий день было объявлено о задержании Араика Арутюняна , являвшегося президентом НКР в 2020—2023 годах [130].

Акция протеста проходит в приграничном н. Киранц Тавушской области. Информацию о присоединении к митингующим военных прокомментировали в Минобороны Армении. Митингующие против делимитации армяно-азербайджанской границы утверждают, что к ним присоединились военнослужащие-контрактники, сообщает МИА « Россия сегодня » со ссылкой на соцсети.

Сейчас американские прокси — курды под наименованием «Сирийские демократические силы» при существенной поддержке со стороны США открыто воюют против турецкой армии на севере Сирии. В закавказском регионе происходит нечто странное — там цели геополитических противников США и Ирана — совпадают. И на оборот цели союзников Турции и Америки — предельно противоположны. Турции вообще не нужна Армения, как независимая страна. Иран уже предпринимает конкретные действия и стягивает войска и бронетехнику к пограничной реке Арас. Есть сведения, что иранская армия уже навела через неё понтонные мосты, соединяющие иранскую и армянскую стороны. То есть ВС Ирана демонстрируют полную готовность вступить в войну на стороне Армении. Если это произойдёт Штатам ничего не останется, как — поддержать Азербайджан. Впрочем, США любят ловить рыбку в мутной воде.

Курсы валюты:

  • АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ КОНФЛИКТ
  • В Армении на сторону протестующих из-за делимитации границы с Азербайджаном перешли военные
  • Нагорный Карабах: Почему произошел конфликт между Азербайджаном и армянами? | Капитал страны
  • Клуб «Валдай»
  • Без спешки
  • Эскалация вооружённого противостояния может повлечь реакцию Ирана и Турции

Ситуация между Арменией и Азербайджаном становится все горячее

Разрешение многолетнего конфликта вокруг Нагорного Карабаха не приведет к окончанию противостояния между Арменией и Азербайджаном. МИД Армении днем 20 сентября заявил, что Карабах теоретически может жить под управлением Азербайджана и жители непризнанной НКР готовы к переговорам с Баку, но диалог должен быть «налажен». Президент России Владимир Путин оценил ход и последствия армяно-азербайджанского конфликта. Евразия Дэйли сообщает, что в Министерстве обороны Азербайджана обвиняют Ереван в приграничных провокациях.В частности, сообщается, что военными Армении регулярно обстреливаются азербайджанские позиции. Томас де Ваал заявил, что Азербайджан набрался смелости начать свое наступление во время ухудшения отношений между Россией и Арменией и потери "лучших командиров" российских миротворческих сил в результате вторжения в Украину.

Новости о конфликте между Арменией и Азербайджаном

Почва для вражды Армении с Азербайджаном в этом случае исчезнет сама собой. Ситуация в Нагорном Карабахе – это внутреннее дело Азербайджана".Действительно, на саммите в Праге осенью 2022 года Ереван и Баку подтвердили приверженность Уставу ООН и Алма-Атинской декларации СНГ от 1991 года. Вторые сутки длится акция протеста азербайджанских «экоактивистов» на участке Лачинского коридора возле города Шуша, который связывает Армению с Нагорным Карабахом. Риск эскалации армяно-азербайджанской конфликта после военной провокации со стороны Азербайджана на суверенной территории Армении сохраняется. В контексте политических событий на Кавказе становится ясно, что Армения ищет пути улаживания конфликта с Азербайджаном и Турцией. Между тем президент РФ Владимир Путин на заседании Восточного экономического форума (ВЭФ) 12 сентября напомнил, что руководство Армении, по существу, признало суверенитет Азербайджана над Нагорным Карабахом.

Финал схватки за Карабах доказал правоту трёх законов развития конфликтов

2020 год подарил Кремлю надежду, что у него появится небольшая, но очень влиятельная группировка как раз между Арменией и Азербайджаном, которая cможет при случае решать задачи по обе стороны границы. 2020 год подарил Кремлю надежду, что у него появится небольшая, но очень влиятельная группировка как раз между Арменией и Азербайджаном, которая cможет при случае решать задачи по обе стороны границы. Он заявил, что «Азербайджан не собирается уходить с тех участков границы Армении, которые оказались под его контролем после вооруженного конфликта в 1990-х годах». Fishki — об истоках конфликта в Нагорном Карабахе и напряженных отношений между Арменией и Азербайджаном – Самые лучшие и интересные новости по теме: Армения, Нагорный Карабах, азербайджан на развлекательном портале

Шансы на мирное урегулирование конфликта между Арменией и Азербайджаном как никогда высоки - Шольц

Армения готовила против Азербайджана войсковую операцию с применением бронетехники. Есть мнение, что новая война между Азербайджаном (при поддержке Турции) и Арменией (которая рассчитывает на Иран и США) может начаться уже в сентябре этого года. армения, азербайджан, карабах, нагорный карабах, война, конфликт Фото сайта В 2023 году завершилась история самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республики (НКР), просуществовавшей чуть более 32 лет.

Что еще почитать

  • Нагорный Карабах — только начало. Конфликт между Арменией и Азербайджаном продолжится | 360°
  • Боевые действия в Нагорном Карабахе (2023) — Википедия
  • Четыре вывода из июльских столкновений на армяно-азербайджанской границе — Клуб «Валдай»
  • Главные новости
  • Армения и Азербайджан договорились о демаркации границы в Тавушской области
  • "Массово сжигают дома". Почти все армянское население заявило о желании покинуть Карабах - СМИ

Азербайджано-армянский конфликт: есть цели для новой войны

Президент России Владимир Путин после этого акцентировал внимание на том, что руководство Армении, по сути, признало суверенитет Азербайджана над Карабахом, отмечает РИА Новости. Июльские столкновения между Арменией и Азербайджаном доказывают, что нет прямой связи между односторонним демократическим переходом и мирным процессом. Конфликт между Азербайджаном и Армением искусственно разжигают, чтобы втянуть Россию в новое военное противостояние или обвинить в несостоятельности и бездействии по отношению к членам ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности, куда входит Армения). В Армении на сторону выступающих против делимитации границы с Азербайджаном перешли военнослужащие контрактной службы. Разрешение многолетнего конфликта вокруг Нагорного Карабаха не приведет к окончанию противостояния между Арменией и Азербайджаном. Как Армения и Азербайджан спорят за Карабах.

Нагорный Карабах — только начало. Конфликт между Арменией и Азербайджаном продолжится

В Нагорном Карабахе проживают преимущественно этнические армяне, которые на протяжении нескольких десятилетий контролировали этот регион при поддержке правительства в Ереване. Спустя сутки была достигнута договоренность о приостановлении военных действий, армянские вооруженные формирования согласились сложить оружие, оставить боевые позиции и воинские посты и полностью разоружиться. В результате военной операции, по всей видимости, погибли сотни людей, сотни были ранены. На фоне происходящего армянская сторона обвиняет мировое сообщество в бездействии.

МИД Азербайджана заявил об увеличении военно-строительных работ вдоль неделимитированной государственной границы и в Нагорном Карабахе. Минобороны Армении отвергло данные обвинения. Премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Франции Эммануэль Макрон обсудили по телефону вопросы, касающиеся обстановки в регионе. Министерство обороны Армении сообщило о случившемся обстреле армянских позиций Вооруженными Силами Азербайджана в ночь с 9 на 10 сентября. Согласно пресс-службе Министерства обороны Азербайджана, один военнослужащий получил ранение в результате взрыва противопехотной мины. По сообщению азербайджанского новостного агентства Report.

В совместном релизе Службы госбезопасности, МВД и Генпрокуратуры Азербайджана было заявлено, что через полчаса после инцидента рано утром 19 сентября четверо сотрудников МВД Азербайджана, направлявшихся к месту взрыва, также погибли при подрыве на мине в этом же районе [40]. Этим же утром азербайджанская сторона обвинила армянскую в обстреле своих позиций в Агдамском направлении и сообщила о ранении своих солдат. В НКР же эти обвинения отвергли [41] [42]. Сообщая о начале военной операции и говоря о причинах её начала, Министерство обороны Азербайджана напомнило о случаях подрывов на минах 19 сентября, в результате которых погибли шесть человек [43]. Целью военной операции [46] Министерство обороны Азербайджана назвало «пресечение широкомасштабных провокаций в Карабахском экономическом районе», «разоружение и вывод формирований вооружённых сил Армении» с территорий Азербайджана, «нейтрализацию их военной инфраструктуры», «обеспечение безопасности» вернувшегося в регион азербайджанского мирного населения, гражданских служащих и военнослужащих, а также «восстановление конституционного строя Азербайджанской Республики» [47] [48]. Согласно азербайджанскому ведомству, «в регионе начаты антитеррористические мероприятия локального характера», в ходе которых «с применением высокоточного оружия выводятся из строя позиции армянских формирований, их долговременные огневые точки, а также боевые средства и объекты военного назначения» [49]. Как отмечает военный обозреватель Би-би-си Илья Абишев, Азербайджан с одной стороны атаковал силы противника при помощи авиации и артиллерии, без потерь для себя выводя из строя их живую силу и технику, с другой осуществил наступление по суше, создавая угрозу разгрома наземных сил и вынуждая обороняющихся быстро расходовать боекомплект, который нечем было пополнять [30]. В первые же часы операции Вооружённые силы Азербайджана взяли под контроль воздушное пространство, подавив системы противовоздушной обороны армянских сил [27]. После того, как Азербайджан начал военные действия, заведующий отделом по вопросам внешней политики администрации президента Хикмет Гаджиев сообщил Reuters, что «азербайджанские силы прорвали линию соприкосновения с армянскими силами в Нагорном Карабахе в нескольких местах и полны решимости достичь своих стратегических целей» [51].

В Степанакерте , по словам очевидцев, царила паника [27]. Омбудсмен НКР Гегам Степанян сообщил, что с момента начала боевых действий со стороны ВС Азербайджана в непризнанной республике пострадало 11 мирных жителей и 2 погибли, среди них 1 ребёнок [52]. Как сообщает издание Meduza , вечером администрация президента России отправила российским государственным и прокремлёвским СМИ попавшую в распоряжение издания методичку, в которой официальная Москва рекомендует обвинить в обострении конфликта в Нагорном Карабахе Армению и страны Запада. Согласно этой инструкции, акцент необходимо делать на том, что «армянское руководство признало суверенитет Азербайджана над Карабахом» [53]. Развёрнутый в Нагорном Карабахе российский миротворческий контингент от конфликта дистанцировался [54] , занимаясь эвакуацией жителей Карабаха из приграничных сёл [8] [6]. Министерство обороны Азербайджана отвергло обвинения в обстреле армией республики Степанакерта, заявив, что подразделения ВС Азербайджана берут под прицел и выводят из строя только легитимные военные цели и военную инфраструктуру [57]. На начало дня количество раненых выросло до 35, количество погибших достигло 7 человек, среди них двое детей [58]. Начальник пресс-службы Минобороны Азербайджана Анар Эйвазов заявил на брифинге, что утром ВС Азербайджана уничтожили воинскую часть в селе Тонашен на севере Нагорного Карабаха, в качестве трофеев захватив шесть военных автомобилей «Урал» с боекомплектами к миномётам и четыре миномёта. По его словам, азербайджанские военнослужащие доносят до местного населения листовки с призывами «не приближаться к подразделениям армянских вооруженных сил и не поддерживать их» [55].

Информационный центр НКР заявил, что её власти приняли предложение российских миротворцев о прекращении огня с 13:00 9 утра по Гринвичу 20 сентября 2023 года [59]. В заявлении также сообщается о полном разоружении армии Карабаха и выводе тяжелой техники с территории непризнанной республики и о том, что 21 сентября на встрече в городе Евлах будут обсуждаться вопросы Баку «о реинтеграции, обеспечении прав и безопасности армян Нагорного Карабаха, а также вопросы обеспечения жизнедеятельности населения Нагорного Карабаха в рамках Конституции Азербайджана » [60] [8] [61]. Министерство обороны Азербайджана подтвердило [62] готовность приостановить бои, если НКР сдаст всё вооружение и тяжёлую технику, военнослужащие «включая военных ВС Армении» сложат оружие и уйдут с боевых позиций. НКР приняло соглашение о прекращении огня, поскольку международное сообщество не смогло «остановить войну и урегулировать ситуацию» [63]. Корреспонденты русской службы Би-би-си Ольга Просвирова и Магеррам Зейналов сообщают, что это произошло на условиях Баку [6]. В распространенном Минобороны РФ документе отмечается, что реализация договоренностей о прекращении огня будет осуществляться в координации с командованием российским миротворческим контингентом [8]. По данным Минобороны Азербайджана, до достижения договоренности о приостановлении боевых действий азербайджанские военные взяли под контроль более 90 боевых позиций армянских формирований [17]. Вскоре после вступления в силу согласованного режима прекращения огня стрельба возобновилась. Несколько городов продолжали находиться под артиллерийским обстрелом Азербайджана [65].

По сообщению немецкого издания Rheinische Post, от жителей Степанакерта поступила информация, что Азербайджан нарушил согласованный накануне режим прекращения огня, и в столице НКР идёт стрельба [68]. Минобороны Азербайджана отвергло обвинения в обстреле города [69].

Что же касается исполнения Россией своих договорных обязательств в рамках этого договора, то мы всегда исполняли, исполняем и будем исполнять свои обязательства», — заявил Путин.

Накануне директор Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин заявил , что нынешняя эскалация конфликта в Карабахе вызывает у Москвы особую тревогу. Кроме того, разгорающееся вооруженное противостояние в Карабахе, как магнит, притягивает к себе боевиков из различного рода международных террористических структур», — пояснил глава СВР. По словам Нарышкина, при такой тенденции Закавказье способно стать новым плацдармом для международных террористических организаций, откуда боевики в последующем могут просачиваться в сопредельные с Азербайджаном и Арменией государства, в том числе в Россию.

Так, вместо того, чтобы обсудить находящиеся на столе переговоров конкретные вопросы после состоявшейся по инициативе Франции 27 октября 2014 года Парижской встречи президентов, Армения провела на оккупированных территориях Азербайджана широкомасштабные военные учения с участием личного состава, превышающего 40. После осуществленных вооруженными силами Армении полетов наступательного характера над позициями Вооруженных сил Азербайджана на линии соприкосновения войск интенсивность переговорного процесса снизилась, и встречи между президентами двух стран возобновились лишь 19 декабря 2015 года в швейцарском городе Берн. Апрельские бои 2016 года В начале 2016 года, когда обсуждались конкретные планы, связанные с урегулированием конфликта, Армения, вновь прибегнув к военной провокации, 2 апреля подвергла обстрелу территории вдоль линии соприкосновения с компактным проживанием населения, в том числе школы, больницы и места поклонения. В результате атак Армении погибли 6 мирных азербайджанских жителей, включая детей, 33 человека были тяжело ранены. Вооруженные силы Азербайджана в свою очередь дали достойный отпор врагу, освободив в результате контрнаступления более 2 тысяч гектаров находившихся под оккупацией территорий в Физулинском, Джабраильском и бывшем Агдеринском районах. Апрельские события, с одной стороны, продемонстрировали силу азербайджанской армии, а с другой, - в очередной раз показали, что сохранение статус-кво, присутствие армянских войск на оккупированных территориях Азербайджана являются основной причиной напряженности в регионе конфликта, и Азербайджан никогда не смирится с оккупацией. По итогам состоявшейся 2 ноября 2008 года в Москве встречи между главами государств Азербайджана и Армении президентами России, Азербайджана и Армении была подписана Московская декларация.

В ней указывалось на необходимость урегулирования конфликта политическими средствами на основе норм и принципов международного права и принятых в этих рамках документов и постановлений, что, в свою очередь, создаст условия для всестороннего сотрудничества. На состоявшихся в 2016 году Венской и Санкт-Петербургской встречах президентов Азербайджана и Армении были проведены субстантивные обсуждения, однако из-за неконструктивной позиции Армении на них также не было достигнуто продвижения в урегулировании конфликта. Армения продолжала военные и политические провокации и в 2017 году. В июне и июле на фоне активизации Азербайджаном, сопредседателями Минской группы ОБСЕ усилий по урегулированию конфликта, серьезных призывов общественности к субстантивным переговорам Армения попыталась обострить ситуацию вдоль линии соприкосновения войск. Армянские военные части, в очередной раз продолжая агрессивные действия, подвергли интенсивному обстрелу из тяжелых артиллерийских установок позиции Вооруженных сил Азербайджана вдоль линии фронта и территории проживания гражданского населения. В итоге 4 июля в селе Алханлы Физулинского района были убиты гражданские лица — Сахиба Аллахвердиева, 1966 года рождения, и ее внучка Захра Гулиева, 2016 года рождения. Международная общественность резко осудила преднамеренный обстрел Арменией гражданских лиц и объектов.

Она в очередной раз убедилась в том, что Армения не заинтересована в политическом урегулировании конфликта. Другие международные организации также приняли многочисленные документы, поддерживающие справедливую позицию Азербайджана в связи с конфликтом, основанную на международном праве и исторической справедливости. Наступательная дипломатия В резолюции под названием «Ситуация на оккупированных территориях Азербайджана», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 7 сентября 2006 года в связи с армяно-азербайджанским нагорно-карабахским конфликтом, осуждаются поджоги, совершенные армянами на оккупированных территориях. Одноименная резолюция, принятая Генеральной Ассамблей 14 марта 2008 года, охватила правовые, политические и гуманитарные аспекты конфликта и вновь подтвердила принципы его урегулирования. Эти принципы подчеркивают уважение к суверенитету и территориальной целостности Азербайджана, необходимость незамедлительного, полного и безоговорочного вывода армянских войск с оккупированных азербайджанских территорий, право возвращения в родные края людей, ставших вынужденными переселенцами в результате изгнания с оккупированных территорий, обеспечение условий сосуществования обеих общин в составе Азербайджана и незаконность ситуации, созданной в результате оккупации территорий. Конфликт неоднократно обсуждался также в рамках Организации исламского сотрудничества ОИС. Руководствуясь принципами и нормами международного права, организация объявила, что Азербайджан подвергся военной агрессии.

Резолюция, принятая еще в 1993 году на 21-м заседании министров иностранных дел организации, состоявшемся в пакистанском городе Карачи, осудила армянскую агрессию против Азербайджана, потребовала незамедлительного вывода армянских войск со всех оккупированных территорий, призвала Армению к уважению суверенитета и территориальной целостности Азербайджана и мирному, справедливому урегулированию конфликта. В данной резолюции резко осуждена оккупация Арменией 20 процентов территории Азербайджана и выражена обеспокоенность тем, что более миллиона азербайджанцев стали беженцами и вынужденными переселенцами. В документе со ссылкой на четыре известные резолюции Совета Безопасности ООН потребовано немедленно вывести армянские войска со всех оккупированных территорий Азербайджана, а действия в отношении мирных жителей в результате агрессии Армении против Азербайджана оценены как преступление против человечества. В декларации Саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств, состоявшегося в Баку 15 октября 2019 года, выражена поддержка урегулированию конфликта на основе территориальной целостности, суверенитета и неприкосновенности границ Азербайджанской Республики. В Итоговом документе, принятом на 16-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в Тегеране в 2012 году, подчеркнута важность разрешения конфликта в рамках территориальной целостности, суверенитета и международно признанных границ Азербайджанской Республики. В Итоговом документе, принятом на 17-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в 2016 году на острове Маргарита Боливарианской Республики Венесуэла, государства выразили сожаление по поводу того, что конфликт между Арменией и Азербайджаном остался неразрешенным, несмотря на соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН, отметили поддержку урегулирования конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджанской Республики. В Итоговый документ 18-го Саммита Движения неприсоединения, проведенного в Баку 25-26 октября 2019 года, был включен новый пункт, в котором главы государств и правительств подчеркнули недопустимость оккупации территорий путем применения силы.

Кроме того, в Итоговом документе отражено, что ни одно государство не признает легитимность ситуации, возникшей в результате оккупации азербайджанских территорий, не будет оказывать никакой поддержки сохранению данной ситуации на оккупированных территориях, включая экономическую деятельность. В принятом на саммите «Документе благодарности и солидарности с народом и Правительством Азербайджана» была выражена солидарность с усилиями Азербайджана по восстановлению своей территориальной целостности. Парламентская Ассамблея Совета Европы ПАСЕ в принятой 25 января 2005 года резолюции «Конфликт в Нагорно-Карабахском регионе, решением которого занимается Минская группа ОБСЕ» номер 1416 подтвердила факт оккупации азербайджанских территорий, выразила обеспокоенность этническими чистками на этих территориях, призвала к соблюдению резолюций Совета Безопасности ООН номер 822, 853, 874 и 884 и отводу войск с оккупированных территорий. Организация также подтвердила право вынужденных переселенцев вернуться на свои земли, подчеркнула недопустимость оккупации одним государством-членом территории другого государства-члена. В принятой 26 января 2016 года в ПАСЕ резолюции под названием «Жители приграничных регионов Азербайджана намеренно лишены воды» о том, что в результате оккупации Сарсангское водохранилище, построенное в 1976 году на реке Тертер для обеспечения оросительной водой земель площадью около 100 тысяч гектаров в 6 районах Азербайджана, оказалось в аварийном состоянии и жители лишились оросительной воды, содержалось требование о выводе армянских войск из указанного региона, преднамеренное создание искусственного экологического кризиса расценивалось как «экологическая агрессия» и одновременно вновь было подтверждена оккупация Арменией части территорий Азербайджана. Европейский суд по правам человека в постановлении, принятом 16 июня 2015 года по делу «Чирагов и другие против Армении», подтвердил оккупацию Арменией Нагорного Карабаха и прилегающих районов. Европейский Союз в заявлении от 9 ноября 1993 года призвал к выводу войск с оккупированных территорий Азербайджана и выразил поддержку суверенитета и территориальной целостности Азербайджанской Республики.

В совместной декларации, принятой на состоявшемся 24 ноября 2017 года в Брюсселе саммите Восточного партнерства, Европейский Союз поддержал территориальную целостность, суверенитет и независимость всех партнеров. В парафированном в 2018 году между Азербайджаном и Европейским Союзом документе «Приоритеты партнерства» также была выражена поддержка территориальной целостности, независимости, суверенитета и неприкосновенности международно признанных границ Азербайджана. В итоговых документах саммитов НАТО, в том числе в Чикагской декларации 2012 года, Кардиффской декларации 2014 года, Варшавской декларации 2016 года, Брюссельской декларации 2018 года была выражена поддержка территориальной целостности, суверенитета и независимости Азербайджана. Кроме того, в 1995 году при подписании главами государств-участников СНГ Меморандума о поддержании мира и стабильности в Содружестве Независимых Государств Армения уклонилась от принятия пунктов 7 и 8 данного документа. В данных пунктах говорится, что «Государства-участники на своих территориях … будут предпринимать меры для пресечения любых проявлений сепаратизма, национализма, шовинизма и фашизма…», они также «обязуются не поддерживать на территории других государств-участников сепаратистские движения, а также сепаратистские режимы …, не оказывать им экономической, финансовой, военной и другой помощи». Таким образом, за минувший период Азербайджан, проводя решительную и принципиальную политику, добился формирования правовой базы для урегулирования конфликта на основе норм и принципов международного права, нейтрализации информационных провокаций Армении и армянского лобби, их попыток ввести международное общественное мнение в заблуждение. Несмотря на то, что историческая реальность, международное право создавали надежную основу для справедливого урегулирования конфликта, а также то, что Азербайджан во много раз опережает Армению с точки зрения экономического потенциала, человеческих ресурсов, военной силы, официальный Баку демонстрировал приверженность мирным переговорам.

Именно поэтому Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев заявил: «Самый большой наш компромисс заключается в приверженности мирным переговорам». Однако предпринятые Азербайджаном последовательные усилия, направленные на мирное урегулирование конфликта, вообще не были оценены армянской стороной. Напротив, военно-политическое руководство Армении стало угрожать Азербайджану новой оккупацией и развернуло деятельность для ее расширения. Именно в результате лицемерной, неконструктивной политики Армении переговоры фактически превратились в бессмысленный процесс, поэтому их продолжение не представлялось возможным. До тех пор Армения, осознавая международную политико-правовую и моральную ответственность за политику военной оккупации и аннексии, скрывала агрессивную политику и пыталась завуалировать ее заявлениями о самоопределении армянского населения Нагорного Карабаха.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий