Когда узбекистан вступит в еаэс последние новости на сегодня

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 25 мая принял участие в тридцатом заседании Высшего Евразийского экономического совета в формате видеоконференции. Глобальные вызовы и проблемы требуют более тесной координации в рамках ЕАЭС для решения первоочередных задач устойчивого социально-экономического развития стран союза, заявил президент Узбекистана на онлайн-саммите ЕАЭС. Именно такой рост населения в Узбекистане прогнозируют организации, специализирующиеся на вопросах демографии. Сегодня Узбекистан стоит перед дилеммой – вступать в ЕАЭС или продолжать сотрудничество на уровне двусторонних связей. Когда узбекистан вступит в таможенный союз 2024. Вопрос о членстве Узбекистана в ЕАЭС может решиться в этом году. Мнение. Принять к сведению, что в Стратегии «Узбекистан —» определены следующие приоритетные направления.

Узбекистан вступает в ЕАЭС

Некоторые внешние силы не хотят вступления Узбекистана в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), заявил 9 февраля заявил посол России в Узбекистане Олег Мальгинов в эфире телеканала «Россия-24».«Сейчас идет перестройка международных отношений, в том числе. Узбекистан движется к вступлению в Евразийский Союз. «На сегодняшний день наложение и применение различными государствами, международными организациями и финансовыми институтами экономических санкций стали современными реалиями международной экономической жизни». Глобальные вызовы и проблемы требуют более тесной координации в рамках ЕАЭС для решения первоочередных задач устойчивого социально-экономического развития стран союза, заявил президент Узбекистана на онлайн-саммите ЕАЭС. При том, как уверял посол Узбекистана Ботиржон Асадов, за последние три года число компаний с участием русского капитала в Узбекистане утроилось и приближается к трём тысячам. Узбекистан, Ташкент – АН Посол РФ Олег Мальгинов заявил, что работа по вступлению Узбекистана в ЕАЭС ведется достаточно активно, однако неизвестно, сколько времени займет этот процесс.

Процесс вступления Узбекистана в ЕАЭС может быть ускорен в ближайшее время — Мальгинов

Вовлечение Узбекистана в качестве государства-члена потребует значительной политической воли стран ЕАЭС. Но со временем евразийская экономическая интеграция может стать полноценным проектом не только лидеров и. Однако в случае участия Узбекистана в ЕАЭС в полном объеме производители этой страны получат равноправный доступ к рынку всех стран Союза, будут созданы равные условия для трудовых мигрантов и получен доступ к российским инвестиционным ресурсам и технологиям. Если это произойдет, то, конечно, это будет огромным делом, поскольку это соответствует мировым практикам и учитывает процессы глобализации. Узбекистан движется к вступлению в Евразийский Союз. Узбекистан отложил вступление в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), но ему очень нужны инвестиции, чтобы снизить социальную нагрузку. Ташкент выжидает, кто предложит лучшие условия, но ему надо поторопиться с выбором, считает эксперт Андрей Грозин. Ознакомьтесь с итогами экономического сотрудничества с ЕАЭС за январь-декабрь 2023 года в инфографике, подготовленной Центром экономических исследований и реформ.

Узбекистан выступил за более тесную координацию в рамках ЕАЭС

Этот вопрос взбудоражил узбекистанское экспертное сообщество и СМИ, в то время как в России этот вопрос практически не обсуждался. Узбекистан, внешняя политика которого не сильно изменилась, хотя при новом президенте Шавкате Мирзиёеве был инициирован ряд политических и экономических реформ, все же настроен на двусторонние отношения. Поэтому сейчас шаги Ташкента навстречу Евразийскому союзу будут идти в направлении изучения возможностей интеграционного объединения. Его плюсов и минусов для страны. И возможно, будет думать еще столько же.

По подготовительной работе, по получению статуса страны-наблюдателя и прочим мерам, которые проходили новые участники ЕАЭС — Армения и Киргизия. Но вполне возможно, что Узбекистан не дойдет даже до этого. Все будет зависеть от итогов исследования возможностей, о которых я говорил выше. Также намерения можно будет оценить по ответным заявлениям чиновников Узбекистана.

Нужно смотреть на их статус и на их влияние на принятие решений в стране. Только тогда можно делать выводы о серьезности намерений Ташкента. Первый и самый главный плюс — расширение рынка. Плюс 30 или 35 миллионов населения — это серьезное расширение.

Мировое обозрение » Геополитика »Узбекистан готовится вступить в ЕАЭС: что Ташкент хочет получить от организации Узбекистан готовится вступить в ЕАЭС: что Ташкент хочет получить от организации 0 Геополитика 2021-12-02 В Москве проходит второй Евразийский конгресс, на котором Узбекистан представляет заместитель премьер-министра, министр экономического развития и сокращения бедности страны Джамшид Кучкаров. Он обратил внимание, что Ташкент придерживается вектора сотрудничества с Евразийским экономическим союзом. Политик рассказал, что товарооборот между государствами-членами организации растет. При этом он назвал наиболее приоритетные области сотрудничества.

Известно, что Россия и Узбекистан уже создали специальную рабочую группу для анализа преимуществ и рисков вхождения Узбекистана в ЕАЭС, которая должна представить результаты своей работы до конца 2019. Хотя есть прецедент Таджикистана, который обдумывает своё участие в деятельности ЕАЭС ещё с 2015 года, постоянно заявляя о том, что внимательно изучает все возможные плюсы и минусы. При этом интересно, что, в отличие от Узбекистана, Таджикистан политически и экономически был более тесно привязан к России. Судя по всему, количество минусов явно перевесило все обещанные плюсы. Но не менее интересно и то, что Москва также сильно не давила на Душанбе в этом вопросе, считая Таджикистан с его дырявой таджикско-афганской границей не слишком ценным партнёром в рамках ЕАЭС, в отличие от того же Узбекистана.

Возможно, в России также исходили из того, что вступление Узбекистана в ЕАЭС рано или поздно заставит Таджикистан самому попроситься в это региональное объединение. Беларусь регулярно бросает такие обвинения в адрес России. Кыргызстан считает, что Казахстан создает искусственные препятствия для экспорта кыргызской продукции. Кстати, некоторые кыргызские политики, например, уверены, что если бы Кыргызстан взаимодействовал с Казахстаном по правилам ВТО, то получил бы больше преимуществ, чем в рамках ЕАЭС. Конечно, оптимисты заявляют, что вступление Узбекистана в ЕАЭС приведет к снижению таможенных пошлин для узбекского экспорта в Россию. Поэтому никто не даст гарантий, что после присоединения Ташкента к союзу у этой республики не возникнут аналогичные проблемы с экспортом своей продукции, учитывая, что в России после введения антироссийских санкций сделали ставку на импортозамещение и поддержку собственного бизнеса, что автоматически увеличило протекционистские меры. Кстати, недавно в Ереване в ходе заседания Высшего евразийского экономического совета президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев уже заявил, что желание защитить своих производителей в отдельных случаях превалирует над целями и задачами интеграции, а решения Суда Евразийского экономического союза часто игнорируются государствами-участниками объединения. Высокие цены на зерно нового урожая и издержки на транспортировку не позвол... Кроме этого, в докладе Евразийского банка развития акцент делался и на росте инвестиций в экономику Таджикистана.

Судя по всему, основные доводы российской стороны в переговорах с Узбекистаном будут идти вокруг таких же плюсов, которые, если приглядеться, на самом деле являются минусами.

По словам Оверчука, независимо от членства Узбекистана в союзе сближение его экономики с экономиками стран ЕАЭС, прежде всего российской, уже происходит. И на сегодняшний день у нас с Узбекистаном очень хорошо растет товарооборот, даже несмотря на пандемию», - отметил он. Это работа, которая была начала еще два года назад, и она будет продолжаться. Мы, естественно, будем помогать Узбекистану во всем, что касается сближения наших таможенных систем, систем санитарного, эпидемиологического, любого контроля - всему тому, чтобы узбекские товары отвечали требованиям, которые предъявляются нашим союзом, для того, чтобы они имели возможность попадать на наши рынки», - описал вице-премьер процесс подготовки к дальнейшей интеграции союзной и узбекской экономик. Узбекистан наряду с Молдавией и Кубой имеет статус государства-наблюдателя, позволяющий присутствовать по приглашению на заседаниях органов ЕАЭС без права участия в принятии решений и получать не носящие конфиденциального характера документы.

Узбекистан в ЕАЭС и ТС

ТАСС/. Премьер-министр РФ Михаил Мишустин и председатели правительств стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) подписали 11 итоговых документов на заседании Евразийского межправительственного совета в пятницу. «На сегодняшний день наложение и применение различными государствами, международными организациями и финансовыми институтами экономических санкций стали современными реалиями международной экономической жизни». В целом от вступления Узбекистана в ЕАЭС аналитики ожидают увеличения потенциального ВВП страны на 1,4-1,7% в долгосрочной перспективе. В итоге темп ежегодного прироста узбекистанского ВВП может повыситься до 6,9-7,2%. В случае вступления в ЕАЭС придется уступать, причем жертвуя целыми секторами экономики. Но последнее слово будет за Москвой, поскольку, как отмечает, политолог Камолиддин Раббимов России принадлежит 90 процентов доли в ЕАЭС. «В последнее время действует рабочая группа между структурами ЕАЭС и Узбекистана, которая занимается разработкой реформ законодательства, процедур и других вещей, аспектов для того, чтобы войти в ЕАЭС полноценно с учетом той специфики, которая сейчас есть».

Статус наблюдателя в ЕАЭС Узбекистану целесообразно заменить членством в Союзе

Вступление Узбекистана в ЕАЭС позволит узбекским гражданам пользоваться всеми преимуществами и льготами общего рынка труда в рамках экономического пространства и при заключении трудового договора они смогут находиться на территории России бессрочно. «На сегодняшний день наложение и применение различными государствами, международными организациями и финансовыми институтами экономических санкций стали современными реалиями международной экономической жизни». В первую очередь ЕАЭС — это экономический союз, созданный для свободного перемещения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов. Если Узбекистан вступит в ЕАЭС, его гражданам не придется оформлять разрешения на работу в других странах союза. на 39,1% (до $3,1 млрд). узнайте последние новости о перспективах вступления Узбекистана, преимуществах и влиянии на экономику и политику региона.

Узбекистан в ЕАЭС и ТС

Присоединение Узбекистана к ЕАЭС приведет к снижению таможенных пошлин для узбекского экспорта. В апреле 2022 года на Евразийской экономической комиссии Казахстан выразил свою озабоченность. Однако в случае участия Узбекистана в ЕАЭС в полном объеме производители этой страны получат равноправный доступ к рынку всех стран Союза, будут созданы равные условия для трудовых мигрантов и получен доступ к российским инвестиционным ресурсам и технологиям. Узбекистан является наблюдателем в ЕАЭС. Продолжается постепенное сближение страны и союза. Уже была подписана дорожная карта о взаимодействии с ЕАЭС. В начале 2020 года, Шавкат Мирзиеев заявил, что не намерен вступать в Евразийский союз.

Узбекистан завершил работу по упрощению доступа на рынки ЕАЭС

Примечательно, что среди этих среднеазиатских государств наиболее тесные контакты с Россией поддерживала именно Хива. В начале XX века премьер-министр Хивинского ханства Исламходжа, стремясь расширить торговые связи с Россией и получить через ее территорию выход на европейский рынок, заручился поддержкой российских императорских кругов проекта строительства железной дороги из Южной России до города Хивы. Следует особо отметить, что ввиду произошедших затем геополитических изменений потребовалось еще более 100 лет, чтобы в 2019 году Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, открывая железнодорожный вокзал в Хиве, образно отметил, что с прибытием первого поезда в Хиву «наконец-то, мечта Исламходжи сбылась». С полным пониманием нужно относиться к тому, что глубокое изучение истории — это удел ученых-историков. Я не историк, но всего лишь пытаюсь отметить, что между россиянами и населением Узбекистана веками наработан своего рода исторический опыт взаимоотношений, который имел как позитивные, так и негативные для нас последствия. Интеграционные процессы: выбор пути Народная мудрость гласит, что «все новое — это хорошо забытое старое».

И накопленный опыт взаимоотношений обязательно должен предостеречь нас от скоропалительных действий при выработке политически и экономически выверенного решения по такому серьезному вопросу, требуя взвесить все «за» и «против» с тем, чтобы избежать возможных ошибок и «не наломать дров». В своей вышеупомянутой книге Жак Аттали, не отрицая ведущую роль США в мире, отмечает, что «мир станет полицентрическим, на каждом континенте выделятся одна-две ведущие державы: США, Бразилия, Мексика, Китай, Индия, Египет, Россия и ЕС несмотря на то, что он не обладает всеми признаками государства ». Из этого списка государств, если их рассмотреть как крупнейшие торговые рынки, только три Китай, Россия и Индия расположены вокруг Узбекистана, то есть, исходя из теории и практики рыночной экономики в мире, нашей стране нужно срочно налаживать торговые маршруты к ближайшим крупным рынкам для экспорта своих товаров в тесном взаимодействии с этими странами. При сложившихся реалиях инициатива Пекина «Один пояс, один путь», преследующая цель воссоздания Великого шелкового пути в его современном контексте, может отвечать национальным интересам Узбекистана. Хотя существуют опасения некоторых экспертов, что это приведет к росту влияния Китая в регионе, Узбекистану целесообразно использовать благоприятные возможности от участия в данном проекте для реализации собственных интересов.

Что касается индийского направления, то из-за ситуации в Афганистане в ближайшей перспективе нам трудно пробить сухопутный торговый маршрут в Индию. Тем не менее, нужно продолжить наше активное участие в строительстве железнодорожных и автомобильных магистралей. Также заслуживают особого одобрения и поддержки усилия Узбекистана по подготовке кадров для афганской экономики из числа молодежи путем их обучения в своих образовательных учреждениях. Если рассмотреть северное направление, то следует констатировать тот географически и исторически сложившийся факт, что наиболее освоенными являются именно маршруты в сторону России, хотя на этот рынок наши товары попадают транзитом через Казахстан до 80 процентов грузов. В экономическом плане Россия является вторым после Китая торговым партнером Узбекистана, а ее рынок — благоприятным местом экспорта нашей продукции.

Так, по экспертным оценкам, в настоящее время российские инвестиции в экономику Узбекистана составляют примерно 9 миллиардов долларов. В стране осуществляют свою деятельность около 1200 предприятий с участием российского капитала. В ближайшей перспективе Россия планирует вложить в экономику Узбекистана 21 миллиард долларов в виде инвестиций, о чем было заявлено в рамках проведенного в прошлом году российско-узбекского форума межрегионального сотрудничества. Таким образом, отмечают отдельные эксперты, в частности, директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев Казахстан «даже не будучи членом ЕАЭС, Узбекистан не будет обделен вниманием России, которая считает эту республику слишком важным игроком в регионе, чтобы отталкивать его даже в случае отказа Ташкента от быстрого вхождения в эту организацию». Узбекистан и Россия имеют прочно налаженное двустороннее сотрудничество по всем важнейшим направлениям.

Тем не менее, тенденции последнего времени свидетельствуют, что российская сторона проявляет явную заинтересованность включить в повестку дня двусторонних переговоров с Узбекистаном вопрос об углублении сотрудничества именно в рамках ЕАЭС. Тематика возможного вступления Узбекистана в эту структуру впервые на официальном уровне была затронута 23 июня 2019 года Президентом Шавкатом Мирзиёевым в его выступлении перед Сенатом. Сообщив, что 70 процентов товарооборота Узбекистана приходится на Россию и страны ЕАЭС, он отметил, что Узбекистану необходимы новые рынки сбыта. Однако тогда же Президент предупредил, что Узбекистану «нужно найти правильный путь. Проанализировать все, десять раз отмерить и принять решение».

Несомненно, вступление Узбекистана в ЕАЭС является очень серьезным актом, могущим иметь, наряду с позитивными, и отрицательные последствия. Учитывая, что данный вопрос может иметь важное судьбоносное значение для дальнейшей интеграции Узбекистана в международные геоэкономические процессы, общественность страны активно обсуждает эту проблему. В данном контексте нельзя игнорировать тот факт, что многие эксперты, в том числе представители политических партий, выражают настороженность настойчивостью российской стороны в этом вопросе. Они считают, что правительство России в своем нынешнем непростом положении противостояния с Западом, в своем стремлении форсировать интеграционные процессы на постсоветском пространстве больше исходит из геополитических, нежели из экономических, соображений. В частности, это проявилось в том, что именно поспешные высказывания отдельных российских официальных лиц стали катализатором, взбудоражившим общественное мнение в Узбекистане, да и не только.

После этого обсуждение проблемы получило новый импульс. Даже беглое изучение высказываемых взглядов выявило огромную палитру мнений, существующих в узбекском обществе наряду с осторожными подходами и однозначной поддержкой вплоть до абсолютного неприятия вхождения Узбекистана в ЕАЭС. Понимая важность преодоления экономического отставания и необходимость вывода страны из геоэкономического тупика, Президент Шавкат Мирзиёев развернул назревшие стремительные и смелые реформы во всех сферах общественной и государственной жизни. На самом деле, в стране очень непростая экономическая ситуация, 34-миллионное население каждый год растет почти еще на 650 тысяч человек, рабочих мест не хватает, уровень безработицы составляет 8-9 процентов. Кроме того, в своем Послании Олий Мажлису 24 января Президент Шавкат Мирзиёев впервые в истории Узбекистана озвучил уровень бедности в стране, который составляет около 12-15 процентов, отметив, что «это немалые цифры.

Речь идет о 4-5 миллионах людей. Это — очень большое количество». Необходимо отметить, что глава Узбекистана впервые в нашей новейшей истории, включая и советский период, открыто высказывается о наших недостатках и проблемах. Хорошо понимая, что без этого невозможно обеспечить реализацию грандиозных задач, которые он поставил перед страной на весь предстоящий период. Сложившиеся реалии таковы, что еще чуть-чуть и страна на дальнейшую перспективу могла быть обречена на окончательную отсталость.

Поэтому правительство страны торопится, буквально вынуждено искать и находить любые, включая попутные и временные, возможности и ресурсы, чтобы использовать их для устойчивого развития экономики. Любой, кто более или менее близок к главе государства, понимает, что для него считай, что для всей страны сейчас решающим является каждый день: или сейчас, или никогда. Оказывается, что ситуация давно уже приобрела необратимый исторический характер. Мне, как человеку, проведшему большую часть своей жизни, работая на производстве и находясь среди простого населения, а теперь возглавляющему Федерацию профсоюзов страны, также приходится много размышлять на эту злободневную тему. И как бы я не пытался абстрагироваться, вникнуть в глобальные цифры и теоретику, все равно мысли фокусируются вокруг простого узбекского труженика со всем его менталитетом и реальными заботами, среди которых самая святая для него обязанность — накормить свою семью, вырастить детей, дать им образование, мирное и безопасное будущее, живя при этом в своей свободной и высокоразвитой стране.

Узбекистан, Молдавия и Куба имеют статус наблюдателей в организации. О намерении Узбекистана присоединиться к ЕАЭС стало известно 2 октября 2019 года, когда об этом заявила спикер российского сената Валентина Матвиенко. В Ташкенте подтвердили заинтересованность в евразийской интеграции, оговорившись, что решение не принято, идет процесс изучения «плюсов и минусов» членства в союзе. Позже сообщалось , что Узбекистан решил ограничиться статусом наблюдателя при ЕАЭС, получив его в декабре 2020 года. В феврале текущего года Узбекистан заявил о намерении присоединиться к проектам ЕАЭС по климату, электронной торговле и логистике.

Но главы государств встретились онлайн.

Эксперты не исключают, что полноценное вступление республики в ЕАЭС состоится уже в 2022 году, после выборов президента, которые по плану должны пройти в декабре 2021 года. Путину и Мирзиёеву помешала пандемия Узбекистан получил статус наблюдателя ЕЭАС на заседании Высшего Евразийского экономического совета, участие в котором 11 декабря принял президент страны Шавкат Мирзиёев. Он отметил, что важно использовать потенциал стран, совместно устранять барьеры и препятствия в торговых отношениях, взаимно формировать новые рынки. Статус наблюдателя в ЕАЭС дает Узбекистану право присутствовать на заседаниях органов Союза, получать принимаемые ими документы, естественно, кроме тех, которые остаются в исключительном пользовании государств — участников ЕАЭС. Ограничение заключается в неучастии при принятии решений в органах Союза. Есть и обязательства для страны-наблюдателя: воздерживаться от любых действий, которые могут нанести ущерб ЕАЭС.

В дальнейшем статус наблюдателя позволит Ташкенту принять решение об углублении интеграции, если сложатся взаимовыгодные условия: ведь не только Узбекистан будет смотреть на свои выгоды и возможные потери, но и другие участники объединения будут оценивать свой опыт взаимодействия с ним в рамках многостороннего сотрудничества. Узбекистан занимает выгодное геостратегическое положение в Центральной Азии для налаживания международных экономических связей. Через территорию республики проходит исторический Великий шелковый путь, связывающий Восток и Запад, здесь пересекаются пути, ведущие из Европы и Ближнего Востока в Азиатско-Тихоокеанский регион. В Узбекистане расположены объекты архитектурно-исторического наследия, имеющие мировое значение, а также привлекательные экосистемы, что может способствовать успешному развитию индустрии современного туризма. Это как раз то, что необходимо конвертировать в устойчивый экономический рост за счет выпуска многих видов промышленной продукции, диверсификации их товарной номенклатуры, расширения экспорта, развития импортозамещающих производств и внешнеторговых связей. Новая стратегия страны предполагает модернизацию с поэтапной трансформацией импортозамещающей в экспортно-ориентированную экономику.

Плюсы для Узбекистана Узбекистану нужны новые рынки. Со вступлением в ЕАЭС, пусть даже в статусе наблюдателя, узбекские производители получают равноправный доступ к рынку стран ЕАЭС прежде всего России и Казахстана , будут созданы равные условия для трудовых мигрантов, получен доступ к российским инвестиционным ресурсам и технологиям. Для Узбекистана расширятся возможности увеличения объемов внешней торговли, откроется доступ к единому рынку товаров, рабочей силы, услуг и капитала, а также к технологическому, транзитно-транспортному и инвестиционному потенциалу данного объединения. В частности, упростятся процедуры во взаимной торговле за счет снятия таможенных постов и снижения нетарифных барьеров, увеличится внешнеторговый оборот страны, снизится стоимость транспортировки грузов, появятся новые транзитные потоки.

Интеграционные процессы: выбор пути Народная мудрость гласит, что «все новое — это хорошо забытое старое». И накопленный опыт взаимоотношений обязательно должен предостеречь нас от скоропалительных действий при выработке политически и экономически выверенного решения по такому серьезному вопросу, требуя взвесить все «за» и «против» с тем, чтобы избежать возможных ошибок и «не наломать дров». В своей вышеупомянутой книге Жак Аттали, не отрицая ведущую роль США в мире, отмечает, что «мир станет полицентрическим, на каждом континенте выделятся одна-две ведущие державы: США, Бразилия, Мексика, Китай, Индия, Египет, Россия и ЕС несмотря на то, что он не обладает всеми признаками государства ». Из этого списка государств, если их рассмотреть как крупнейшие торговые рынки, только три Китай, Россия и Индия расположены вокруг Узбекистана, то есть, исходя из теории и практики рыночной экономики в мире, нашей стране нужно срочно налаживать торговые маршруты к ближайшим крупным рынкам для экспорта своих товаров в тесном взаимодействии с этими странами.

При сложившихся реалиях инициатива Пекина «Один пояс, один путь», преследующая цель воссоздания Великого шелкового пути в его современном контексте, может отвечать национальным интересам Узбекистана. Хотя существуют опасения некоторых экспертов, что это приведет к росту влияния Китая в регионе, Узбекистану целесообразно использовать благоприятные возможности от участия в данном проекте для реализации собственных интересов. Что касается индийского направления, то из-за ситуации в Афганистане в ближайшей перспективе нам трудно пробить сухопутный торговый маршрут в Индию. Тем не менее, нужно продолжить наше активное участие в строительстве железнодорожных и автомобильных магистралей. Также заслуживают особого одобрения и поддержки усилия Узбекистана по подготовке кадров для афганской экономики из числа молодежи путем их обучения в своих образовательных учреждениях. Если рассмотреть северное направление, то следует констатировать тот географически и исторически сложившийся факт, что наиболее освоенными являются именно маршруты в сторону России, хотя на этот рынок наши товары попадают транзитом через Казахстан до 80 процентов грузов. В экономическом плане Россия является вторым после Китая торговым партнером Узбекистана, а ее рынок — благоприятным местом экспорта нашей продукции. Так, по экспертным оценкам, в настоящее время российские инвестиции в экономику Узбекистана составляют примерно 9 миллиардов долларов.

В стране осуществляют свою деятельность около 1200 предприятий с участием российского капитала. В ближайшей перспективе Россия планирует вложить в экономику Узбекистана 21 миллиард долларов в виде инвестиций, о чем было заявлено в рамках проведенного в прошлом году российско-узбекского форума межрегионального сотрудничества. Таким образом, отмечают отдельные эксперты, в частности, директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев Казахстан «даже не будучи членом ЕАЭС, Узбекистан не будет обделен вниманием России, которая считает эту республику слишком важным игроком в регионе, чтобы отталкивать его даже в случае отказа Ташкента от быстрого вхождения в эту организацию». Узбекистан и Россия имеют прочно налаженное двустороннее сотрудничество по всем важнейшим направлениям. Тем не менее, тенденции последнего времени свидетельствуют, что российская сторона проявляет явную заинтересованность включить в повестку дня двусторонних переговоров с Узбекистаном вопрос об углублении сотрудничества именно в рамках ЕАЭС. Тематика возможного вступления Узбекистана в эту структуру впервые на официальном уровне была затронута 23 июня 2019 года Президентом Шавкатом Мирзиёевым в его выступлении перед Сенатом. Сообщив, что 70 процентов товарооборота Узбекистана приходится на Россию и страны ЕАЭС, он отметил, что Узбекистану необходимы новые рынки сбыта. Однако тогда же Президент предупредил, что Узбекистану «нужно найти правильный путь.

Проанализировать все, десять раз отмерить и принять решение». Несомненно, вступление Узбекистана в ЕАЭС является очень серьезным актом, могущим иметь, наряду с позитивными, и отрицательные последствия. Учитывая, что данный вопрос может иметь важное судьбоносное значение для дальнейшей интеграции Узбекистана в международные геоэкономические процессы, общественность страны активно обсуждает эту проблему. В данном контексте нельзя игнорировать тот факт, что многие эксперты, в том числе представители политических партий, выражают настороженность настойчивостью российской стороны в этом вопросе. Они считают, что правительство России в своем нынешнем непростом положении противостояния с Западом, в своем стремлении форсировать интеграционные процессы на постсоветском пространстве больше исходит из геополитических, нежели из экономических, соображений. В частности, это проявилось в том, что именно поспешные высказывания отдельных российских официальных лиц стали катализатором, взбудоражившим общественное мнение в Узбекистане, да и не только. После этого обсуждение проблемы получило новый импульс. Даже беглое изучение высказываемых взглядов выявило огромную палитру мнений, существующих в узбекском обществе наряду с осторожными подходами и однозначной поддержкой вплоть до абсолютного неприятия вхождения Узбекистана в ЕАЭС.

Понимая важность преодоления экономического отставания и необходимость вывода страны из геоэкономического тупика, Президент Шавкат Мирзиёев развернул назревшие стремительные и смелые реформы во всех сферах общественной и государственной жизни. На самом деле, в стране очень непростая экономическая ситуация, 34-миллионное население каждый год растет почти еще на 650 тысяч человек, рабочих мест не хватает, уровень безработицы составляет 8-9 процентов. Кроме того, в своем Послании Олий Мажлису 24 января Президент Шавкат Мирзиёев впервые в истории Узбекистана озвучил уровень бедности в стране, который составляет около 12-15 процентов, отметив, что «это немалые цифры. Речь идет о 4-5 миллионах людей. Это — очень большое количество». Необходимо отметить, что глава Узбекистана впервые в нашей новейшей истории, включая и советский период, открыто высказывается о наших недостатках и проблемах. Хорошо понимая, что без этого невозможно обеспечить реализацию грандиозных задач, которые он поставил перед страной на весь предстоящий период. Сложившиеся реалии таковы, что еще чуть-чуть и страна на дальнейшую перспективу могла быть обречена на окончательную отсталость.

Поэтому правительство страны торопится, буквально вынуждено искать и находить любые, включая попутные и временные, возможности и ресурсы, чтобы использовать их для устойчивого развития экономики. Любой, кто более или менее близок к главе государства, понимает, что для него считай, что для всей страны сейчас решающим является каждый день: или сейчас, или никогда. Оказывается, что ситуация давно уже приобрела необратимый исторический характер. Мне, как человеку, проведшему большую часть своей жизни, работая на производстве и находясь среди простого населения, а теперь возглавляющему Федерацию профсоюзов страны, также приходится много размышлять на эту злободневную тему. И как бы я не пытался абстрагироваться, вникнуть в глобальные цифры и теоретику, все равно мысли фокусируются вокруг простого узбекского труженика со всем его менталитетом и реальными заботами, среди которых самая святая для него обязанность — накормить свою семью, вырастить детей, дать им образование, мирное и безопасное будущее, живя при этом в своей свободной и высокоразвитой стране. Уверен, что эти на первый взгляд самые повседневные заботы простого узбека и есть первооснова наших национально-государственных интересов. Именно на этом факте также акцентировал внимание Президент Шавкат Мирзиёев, выступая 20 января текущего года на первом заседании Сената нового созыва, отметив следующее: «Один из главных вопросов интеграции, чтобы они не препятствовали нашим большим реформам, — многие наши люди работают за границей. Это наши соседи — Казахстан и Россия.

Как мы должны с ними сотрудничать? Мы можем их игнорировать, когда столько людей находятся там?

Узбекистан вступает в ЕАЭС

Узбекистан занимает выгодное геостратегическое положение в Центральной Азии для налаживания международных экономических связей. Через территорию республики проходит исторический Великий шелковый путь, связывающий Восток и Запад, здесь пересекаются пути, ведущие из Европы и Ближнего Востока в Азиатско-Тихоокеанский регион. В Узбекистане расположены объекты архитектурно-исторического наследия, имеющие мировое значение, а также привлекательные экосистемы, что может способствовать успешному развитию индустрии современного туризма. Это как раз то, что необходимо конвертировать в устойчивый экономический рост за счет выпуска многих видов промышленной продукции, диверсификации их товарной номенклатуры, расширения экспорта, развития импортозамещающих производств и внешнеторговых связей.

Новая стратегия страны предполагает модернизацию с поэтапной трансформацией импортозамещающей в экспортно-ориентированную экономику. Плюсы для Узбекистана Узбекистану нужны новые рынки. Со вступлением в ЕАЭС, пусть даже в статусе наблюдателя, узбекские производители получают равноправный доступ к рынку стран ЕАЭС прежде всего России и Казахстана , будут созданы равные условия для трудовых мигрантов, получен доступ к российским инвестиционным ресурсам и технологиям.

Для Узбекистана расширятся возможности увеличения объемов внешней торговли, откроется доступ к единому рынку товаров, рабочей силы, услуг и капитала, а также к технологическому, транзитно-транспортному и инвестиционному потенциалу данного объединения. В частности, упростятся процедуры во взаимной торговле за счет снятия таможенных постов и снижения нетарифных барьеров, увеличится внешнеторговый оборот страны, снизится стоимость транспортировки грузов, появятся новые транзитные потоки. Узбекистану нужны новые рынки Москва и Ташкент уже договорились о строительстве первой в Центральной Азии атомной станции.

Реализация проекта начнется в 2022 году. Шавкат Мирзиёев на упомянутом заседании также отметил, что в Узбекистане уже созданы тысячи совместных предприятий с участием инвестиций государств ЕАЭС. Рассматриваем вопрос налаживания сотрудничества с Евразийским банком развития для поддержания таких проектов», — заявил президент Узбекистана.

По его словам, взаимовыгодные отношения в рамках обширного Евразийского региона характеризуются высокой мобильностью трудовых ресурсов. Президент считает, что статус наблюдателя страны в ЕАЭС позволит выйти на качественно новый уровень диалога и практического взаимодействия, «более глубоко и лучше понимать те стремительные процессы, которые происходят в рамах объединения». Эксперты подсчитали, что после вступления Узбекистана в ЕАЭС объемы денежных переводов трудовых мигрантов в странах, входящих в экономический союз, будут ежегодно увеличиватся на 1,2 млрд долл.

С вступлением в союз уровень защиты прав граждан Узбекистана, являющихся трудовыми мигрантами, повысится.

Какие важные тезисы вы бы выделили из прозвучавших в ходе этой поездки? Президенты констатировали высокий уровень двусторонних отношений между двумя государствами, основанных на стратегическом партнерстве и союзничестве. Владимир Путин поздравил Шавката Мирзиёева с убедительной победой на президентских выборах и пожелал успехов. Он отметил: «Узбекистан не просто наш ближайший сосед, но и союзник — мы так именно и относимся к Узбекистану. Это крупная региональная страна, с которой нас связывает очень многое — и исторически, и сегодня».

Мирзиёев ответил: «Сегодня у нас есть хорошая возможность обсудить вопросы межрегиональные, двусторонние, безопасности, вопрос Афганистана». Президенты подчеркнули важность расширения инвестиционного сотрудничества с охватом практически всех отраслей экономики. Большую роль в этом сыграют результаты II Форума межрегионального сотрудничества, проведенного накануне визита президента Узбекистана. Его практическими итогами стали новые соглашения и контракты в сферах промышленности, энергетики, транспорта и фармацевтики, текстильной и пищевой промышленности. Лидеры уделили внимание и вопросам расширения культурно-гуманитарного сотрудничества. В мае 2021 г.

Сегодня Узбекистан — лидер по количеству зарубежных филиалов российских вузов. Их число достигло 15, причем 12 открыто только за последние четыре года. Тесное сотрудничество налажено и в области здравоохранения. При поддержке российских партнеров в Узбекистане организовано производство вакцины «Спутник V», завершились работы по открытию филиала Российского национального исследовательского медицинского университета им. Пирогова в Ташкенте. Президенты также обменялись мнениями по вопросам региональной и международной повестки, представляющим взаимный интерес.

Подчеркнута важность продолжения двусторонних консультаций между внешнеполитическими и оборонными ведомствами стран. Российская сторона приветствовала предпринимаемые Узбекистаном важные шаги по содействию мирному процессу в Афганистане. Лидеры подтвердили готовность к дальнейшему взаимодействию в рамках ООН, СНГ, ШОС и других международных структур, а также приверженность дальнейшему укреплению отношений стратегического партнерства и союзничества между Узбекистаном и Россией. Как обстояли дела с сотрудничеством в этих областях ранее, и как эти документы повлияют на дальнейшее развитие взаимодействия? Это касается и экономики, и гуманитарных связей, и транспортной инфраструктуры. Здесь у нас очень большое поле для совместной работы и, безусловно, нам есть о чем поговорить».

В последние годы достигнут настоящий прорыв. Регулярно проводятся заседания Совместной комиссии на уровне премьер-министров и Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. Налажено тесное взаимодействие между регионами.

Большинство стран постсоветского пространства прошли период «шоковой терапии» еще в 90-е — начале нулевых годов, Узбекистан же только начинает такие реформы. Общее торговое пространство может свести на нет монополию, например, узбекского завода UzAutoMotors на внутреннем рынке. Не исключено, что в ряде отраслей экономики будут потеряны рабочие места, снизятся темпы производства, замедлятся инвестиционная активность, модернизация промышленности и рост конкурентоспособности некоторых товаров.

Однако узбекский завод UzAutoMotors потеряет монополию Возникнет риск ухудшения торгового сальдо и платежного баланса страны. Некоторые отрасли экономики придут в упадок, как это было с птицеводством и цементным производством в Киргизии, которые не выдержали конкуренции с этими отраслями других стран ЕАЭС. Предоставление ряда преимуществ трудовым мигрантам может привести к новому витку отъезда трудоспособного населения республики. Нельзя не учитывать и негативный опыт на пространстве ЕАЭС. Есть проблемы — и в Казахстане, и в Киргизии, и в Белоруссии, что подрывает доверие к этому интеграционному объединению. Россия также переживает сложный геополитический и экономический период.

Она находится под грузом международных санкций, что отрицательно влияет на ее экономику. С одной стороны это повысит его роль, с другой — будет сопряжено с серьезными вызовами для самой организации, которая впервые столкнется со вступлением столь крупного игрока. Интеграция потребует больших усилий и трансформации для обеих сторон, что станет серьезным тестом и для ЕАЭС, и для Узбекистана, вхождение которого может позитивно повлиять на стагнирующую в последнее время евразийскую интеграцию. Следует учитывать, что взаимодействие Узбекистана с ЕАЭС будет строиться на прагматичной основе, свободной от политической конъюнктуры, исходя исключительно из экономической целесообразности и национальных интересов. Как сказал Мирзиёев, «… в этом серьезном вопросе мы будет исходить, прежде всего, из интересов нашего народа и опираться на его мнение». Невхождение Узбекистана в ЕАЭС создает определенные проблемы в функционировании пограничных и таможенных пунктов пропуска с соседними странами.

Наряду с этим отдельные соседние страны, пользуясь преимуществами членства в ЕАЭС, активно реэкспортируют узбекскую продукцию в качестве собственной. В результате Узбекистан недополучает значительную потенциальную прибыль. Очевидно, что улучшение условий доступа узбекской продукции на рынок ЕАЭС, включая унификацию стандартов и норм, актуально для республики.

Мы заинтересованы в том, чтобы гарантировать соответствие узбекских товаров высоким евразийским стандартам. Это важно для реализации четырёх основных свобод — движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы», — отметил премьер-министр. Михаил Мишустин также напомнил, что Россия оказывает поддержку Узбекистану в гармонизации технических регламентов с нормами союза.

Проводятся консультации, предоставлена документация и оборудование для прямого подтверждения соответствия продукции, аккредитации испытательных лабораторий, обеспечения единства измерений. Об этом тоже договорились во время форума», — заключил он.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий