Какие войска взяли константинополь в марте 1204 года

4-й крестовый поход. Взятие Константинополя. В январе 1204 г. в Константинополе была подготовлена революция.

Четвертый крестовый поход

23 июня 1203 года основная армия крестоносцев достигла Константинополя, в то время как другие контингенты (возможно, большинство всех крестоносцев) продолжили движение в Акко. Первое завоевание Константинополя В продолжение весенних и летних месяцев 1202 года Венеции собрались значительные отряды немецких, ранцузских и итальянских крестоносцев. Теперь они превратились в армию наёмников, которые по заказу грабили и убивали кого угодно, в том числе христиан. Источники: Рис. 1. Осада Константинополя крестоносцами (1204).

Реальные причины

  • Реальные причины
  • Глава 1. Византия и крестоносцы
  • 1204: Разграбление Константинополя
  • Цель - Константинополь
  • Четвёртый крестовый поход
  • Четвертый Крестовый поход 1202-1204 гг.: история, причины и последствия

Этот день в истории: 1204 год — крестоносцы захватили Константинополь

К 1248 году французский король собрал 15-тысячное войско, включавшее 3000 рыцарей и 5000 арбалетчиков на 36 судах. В 1249 году французские войска под командованием короля Людовика IX начали Седьмой крестовый поход. в 1203 и в 1204 г. Итоги: Захват в 1204 году Константинополя крестоносцами. клирика Альома де Клари. Армия крестоносцев прибыла к Константинополю 24 июня 1203 г. н.э. Их войска насчитывали около 4500 рыцарей и их оруженосцев, до 14 000 пехотинцев и 20 000–30 000 венецианцев. Первой целью был византийский гарнизон в соседней Галате, на другом берегу Золотого Рога.

Четвертый Крестовый поход 1202-1204 гг.: история, причины и последствия

Статья автора «Немного Историк» в Дзене: 3 апреля 1204 года войсками крестоносцев был взят Константинополь. Да, такое было на самом деле. Нет, речь не о Стамбуле, а именно о Константинополе. С 12 на 13 апреля 1204 г. великий Константинополь пал, пал жертвой Четвёртого крестового похода. Святой для православных христиан центр был не просто захвачен, он был варварски разорён христианами, взявшими в руки оружие для освобождения "святых мест". Захваченный "крестоносцами" и умывшийся православной кровью Константинополь еще в 1204 году стал предвозвестником "Заката Европы" и всей западно-христианской цивилизации. Константинополь пал 29 мая 1453 года. Поэтому цифру будущего войска представители похода взяли «от балды» – 33 тысячи человек.

29. 4Й крестовый поход. Разгром Константинополя крестоносцами

Намерение вернуть Зару приняло конкретную форму во время плавания как логическая необходимость для такого «тяжелого» флота. Как сообщалось выше, Годфри Виллардуэн передал, что «самый красивый флот когда-либо отправлялся из любого порта». Флот остановился сначала в Триесте , а затем в Муджии , где венецианцы потребовали акта подчинения. Прибывшие в Задар ныне под эгидой Венгерского королевства 10 ноября крестоносцы не были встречены с распростертыми объятиями, напротив, население сопротивлялось. После пятидневной осады состоялся штурм города, который был захвачен и разграблен. К настоящему времени приближалась зима, и поэтому было решено провести зиму в Задаре. Узнав о взятии Задара и разграблении, папа пришел в ужас: вопреки его приказу крестоносцы осмелились напасть на католический христианский город.

По этой причине он решил отлучить крестовый поход. Однако различные бароны заявили, что Венеция шантажировала их и вынудила их совершить злополучное действие; затем папа отменил их отлучение от церкви, которое полностью перенесли венецианцы. Дож Дандоло не обратил особого внимания на отлучение от церкви, но вступил в связь с Филиппом Швабским тоже отлученным , который должен был убедить папу позволить предприятию продолжаться даже в пользу своего зятя Алексея IV. Алессио удалось бежать из плена в 1202 году и укрыться в Германии со своей сестрой, женой Филиппа Швабского. Предложение византийского князя заключалось в том, чтобы заручиться поддержкой крестоносцев для восстановления владения престолом в обмен на военную помощь 10 000 солдат , деньги и товары народного потребления для крестоносцев, воссоединение двух Церквей и выгодные торговые соглашения с Венецией. Папа, прельстившись перспективой встречи с православной церковью , уговорил, снял отлучение и дал разрешение на продолжение предприятия и свержение узурпатора Алексея III.

Дож Дандоло был рад угодить папе и обеспечить Венеции огромные преимущества. Некоторые крестоносцы, которым не нравилась перспектива напасть на другой христианский город вместо того, чтобы сражаться с мусульманами , отделились от остальных крестоносцев и отправились в Сирию. Остановка была сделана в Дурресе , где Алексей был признан императором, и дальнейшая остановка была сделана на Корфу. Наконец 24 июня Константинополь был замечен. После тщетных попыток занять Халкидон и Крисополи , крестоносцы высадились в Галате , сумели взорвать цепь, защищавшую Золотой Рог , и вошли в порт Константинополя. Первое взятие Константинополя Вступление крестоносцев в Константинополь на гравюре Гюстава Доре Алессио ясно дал понять крестоносцам и венецианцам, что население будет радушно встречено ими.

Вместо этого они обнаружили, что ворота заперты, а стены заполнены защитниками. Алексий III, загнанный в угол, схватил как можно больше имперских сокровищ и бежал, взяв с собой свою дочь. Исаак II был освобожден из тюрьмы и заявил о своей готовности подтвердить обещания, данные крестоносцам своим сыном, которого он назначил соправителем 1 августа 1203 года, соответствующей церемонией в церкви Святой Софии в присутствии всех бароны крестового похода. Но соблюдать взятые на себя обязательства было непросто: казна королевства была пуста, а союзу двух церквей решительно противостояли как духовенство, так и народ. Крестоносцы остались расположиться лагерем за стенами и ждали решения; Алессио пытался оттянуть и заставить замолчать командиров крестоносцев дорогими подарками. В городе нападению народа подверглись проживающие там колонии генуэзских и пизанских купцов.

Алессио усугубил положение, введя новые и обременительные налоги для сбора средств, направленных на умиротворение крестоносцев, которые начинали громко заявлять о себе.

Из крупных населённых пунктов европейцам удалось сохранить за собой только Антиохию, Тир и Триполи. В ходе Третьего крестового похода резко обострились отношения между крестоносцами и Византией. Константинополь подозревал рыцарей в сговоре со своими европейскими врагами и больше не желал оказывать им помощь. Крестоносцы, в свою очередь, занимались грабежами на византийских землях. В итоге Саладин заключил с рыцарями мир на выгодных для себя условиях, сохранив свои завоевания и разрешив паломникам некоторое время посещать Гроб Господень. Четвёртый крестовый поход Четвёртый крестовый поход был провозглашён папой Иннокентием III в 1198 году, однако в Европе эту идею восприняли без воодушевления.

Кандидат исторических наук, профессор Дмитрий Харитонович писал в книге «История крестовых походов», что Папа Римский повелел проповедовать миссию всем священнослужителям. Однако деньги собирались медленно», — утверждал Харитонович. Его первоначальной целью должен был стать Египет. Наиболее мощный флот на Средиземном море в то время был у Венеции. Организаторы похода попросили её власти переправить крестоносцев за море. Однако людей собралось значительно меньше, чем планировалось, из-за того, что одна часть потенциальных участников передумала участвовать в кампании, а другая сама выступила в путь. Рыцарям также не хватало денег, обещанных Венеции за помощь в снабжении.

Венецианцы предложили своим должникам в обмен на отсрочку платежа захватить христианский Задар, который представлял угрозу их экономическим интересам. Большинство крестоносцев согласились, и 24 ноября 1202 года далматинский город был разорён. Византийский престол Акунов напомнил, что в Византии незадолго до Четвёртого крестового похода произошёл государственный переворот. Однако племянника, также Алексея, новый император не тронул.

Они считали, что если господа платят, значит, у них есть шанс заработать. Дворяне же подошли более прагматично к этому вопросу. Был подписан договор с Венецианской республикой об аренде флотилии для переправки войск в Александрию. Так планировалось начать завоевание Египта. Дож Венеции запросил 85 тысяч серебряных марок.

Срок на сбор суммы давался до 1202 года. Когда к этому времени значительная часть армии крестоносцев подошла к городу, деньги еще не были собраны. Солдат поместили на острове Лидо, в стороне от Венеции, чтобы предупредить болезни и беспорядки. Им доставлялся провиант и предоставлялись необходимые услуги. Однако когда дож узнал, что командование армии не в состоянии собрать необходимые средства, он прекратил обслуживание. Участники Четвертого крестового похода начали постепенно разбегаться. Кампании грозил провал, поэтому Бонифацию Монферратскому пришлось договариваться с венецианцами о бартере. С этого момента Четвертый крестовый поход полностью изменяет свое направление. Армия крестоносцев фактически оказывается наемниками Венеции.

Первым заданием стал захват хорватского города Зары. Это была христианская крепость под протекцией короля Венгрии, который не так давно тоже принял веру Христа. Эта атака шла вразрез со всеми устоями общества относительно защиты единоверцев. Фактически армия крестоносцев совершила преступление против католической веры и Святого Престола. Но жаждущих мести солдат уже никто не мог остановить, тем более что следующей целью планировался Константинополь. Взятие Зары После того как цели Четвертого крестового похода были изменены, они приобрели исключительно светское направление. Ни о какой «защите веры» не могло идти и речи, так как первым взятым городом стала Зара, христианский оплот на территории современной Хорватии. Эта крепость была единственным равносильным соперником Венеции на Средиземном море. Поэтому мотивы такого поведения дожа очевидны.

Когда командование крестоносцев узнало от Бонифация об условии отсрочки платежа за переправу в Александрию, многие отказались участвовать. Некоторые даже отделились и самостоятельно пошли в Святую землю или вернулись домой. Однако основной массе терять было нечего, так как большинство солдат происходило из беднейших слоев общества. Любой грабеж был их единственным способом заработка. Поэтому крестоносцы выполнили просьбу дожа. В ноябре 1202 года воины креста подошла к стенам Зары. Эта крепость охранялась венгерским и далматинским гарнизонами. Они смогли продержаться целых две недели против многотысячной армии, в которой было много профессиональных солдат и закаленных боями ветеранов. Когда город пал, он подвергся грабежу и бесчинствам.

Улицы были завалены трупами жителей. За подобное зверство Папа Римский отлучил всех крестоносцев от церкви. Но эти слова утонули в звоне награбленного золота. Армия была довольна. Поскольку пришла зима, переправу в Александрию отложили до весны. На полгода солдаты были расквартированы в Заре. Четвертый крестовый поход, кратко говоря, начался с проклятия армии Папой Римским и вылился в планомерные военные действия одних христиан с другими. Падение Византии После взятия Зары цели Четвертого крестового похода переместились с юга на восток. Теперь подогреваемая армейскими священниками ненависть к «византийским предателям» смогла реализоваться.

По настоянию венецианского дожа флотилия отправляется не в Александрию, которая стала уже не интересной крестоносцам, а в Константинополь. По официальным документам, армия завернула в столицу Византии, чтобы помочь императору Алексею Ангелу. Его отец, Исаак, был свергнут узурпатором и заточен в темницу. На самом же деле в этом событии сплелись интересы всех европейских правителей. Если с Палестиной не получилось, то вторым шансом для Рима стало присоединение греческой православной церкви. Французские и немецкие дворяне, а также Венецианская республика также имели виды на богатства Византийской империи. Простые солдаты, которых подогревали призывами отомстить предателям, стали инструментом для власть имущих. Когда армия подошла к городу, там происходила борьба за власть.

Первоначальный план Четвертого крестового похода, предусматривавший организацию морской экспедиции на венецианских судах в Египет, был изменен: крестоносное войско должно было двинуться к столице Византии. Был найден и подходящий предлог для нападения на Константинополь. Там произошел очередной дворцовый переворот, в результате которого император Исаак II из династии Ангелов, правившей империей с 1185 г. Его сын Алексей обратился за помощью к крестоносцам. Стоя лагерем в одном из предместий Константинополя, крестоносцы более полугода не только оказывали воздействие на жизнь столицы империи, но и все более распалялись при виде ее богатств. Крестоносцы решили штурмовать город со стороны Золотого Рога, у Влахернского дворца. Католические священники, состоявшие при войсках крестоносцев, всячески поддерживали их боевой дух. Они с готовностью отпускали грехи всем желавшим того участникам предстоящего штурма, внушая воинам мысль о богоугодности захвата Константинополя. Вначале были засыпаны рвы перед крепостными стенами, после чего рыцари пошли на приступ.

История вопроса

  • Папа Иннокентий III провозглашает Четвертый крестовый поход
  • Поиск по этому блогу
  • Катастрофа 1204 года константинополь в руках крестоносцев
  • решение вопроса

1204: Разграбление Константинополя

Как венецианцы взяли Константинополь в 1204 году: секретный фарватер одно из знаковых событий средневековой истории, которое имело далеко идущие последствия для всей Европы, произошло в рамках Четвертого крестового похода (1202-1204).
крестоносцы, палестина, константинополь, осада «Византийско-венецианский договор 1187 года, по условиям которого византийские василевсы, полагаясь на флот итальянских союзников, сократили свои военно-морские силы до минимума, также стал одной из причин падения Константинополя в 1204 году», — отметил Ульянов.
Падение, осада и захват Константинополя 29 мая 1453 года Четвёртый крестовый поход — крестовый поход в 1202—1204 годах. В конце XII века за организацию нового похода на Восток взялся папа Иннокентий III. Сначала крестоносцы намеревались направиться через море в Египет.

Четвертый крестовый поход

Запад versus Восток: 815 лет назад крестоносцы вошли в Константинополь В 1195 году Исаака сверг его брат Алексей, а в 1203 году крестоносцы прибыли к Константинополю, чтобы свергнуть с престола Византии императора Алексея Ангела (правил с 1195 по 1203) и посадить на престол его племянника — тоже Алексея Ангела.
Нетривиальная История...: Захват Константинополя крестоносцами - 1204 год (ЕГЭ по истории) В результате Четвёртого крестового похода в 1204 году Константинополь был разорён, и на Запад были вывезены многие почитаемые православные святыни (см. ниже).
Этот день в истории: 1204 год — крестоносцы захватили Константинополь Четвёртый крестовый поход — крестовый поход в 1202—1204 годах.

Ромеи после падения Константинополя в 1204 году

Находясь в безвыходной ситуации, руководители похода приняли предложение дожа Венеции. После двухнедельных боев порт был взят и разграблен. В результате потерянного времени совершать переправу было уже поздно. Поэтому решено было отложить поход до весны, а зиму пережить в Венеции. Римский папа с гневом выслушал сообщение о нападении на Задар и сразу же отлучил всех его участников от церкви. Затем он отменил свое решение и оставил его в силе только относительно венецианцев. Захват Константинополя После разграбления Задара армия крестоносцев была переправлена через море. Однако поход, какой был организован для борьбы с неверными, полностью поменял свою цель. Теперь войска проложили маршрут по направлению к Византии, которую считали главным виновником своих прошлых неудач. Официальной причиной изменения первоначальных планов послужил переворот в Константинополе. Чтобы исправить ситуацию, сын Исаака II Алексей обратился за помощью к крестоносцам, обещая им в случае успеха большую награду.

Предложение было принято. За короткий срок крестоносцы с помощью венецианского флота прорвали морскую защиту Константинополя и захватили большинство башен крепостной стены. Понимая безвыходность положения, Алексей III спасся бегством. Народ вывел из заточения Иссака II и восстановил его на престоле. В это время его сын безрезультатно пытался собрать с населения нужную сумму. Наконец, терпение крестоносцев закончилось. Выплата награды задерживалась на неопределенный срок. Перестав на нее надеяться, они договорились с представителями Венеции захватить город и разделить между собой его территорию. Несмотря на наличие всего 20-тысячного войска, начавшийся штурм оказался успешным. Сказался кризис, охвативший Византийскую империю.

К тому же его торговая часть населения придерживалась своих интересов. Им хотелось не воевать, а торговать с латинскими странами. Организация Латинской империи Крестоносцами в Константинополе была образована Латинская империя.

Отсюда возникают большие сомнения по поводу обозначения Энрико Дандоло как некоего плута или изменника. Скорее я бы сказала, что он, как истинный дож Венеции - а это почетное и пожизненное место - и как настоящий патриот своей страны блюдет ее интересы. Для Дондоло поход был выгоден в плане наема флота изначально, а уж коль выпала возможность отомстить столь ненавистным для венецианцев грекам, то стоит ли говорить о его решении на совете по поводу предложения царевича Алексея? Ответ мог быть только положительный. Дож Венеции защищал интересы своей страны в первую очередь. К тому же мы видим у Робера де Клари, что Дандоло совсем не обладает фанатичностью крестоносцев-французов.

Когда из Задара привезли грамоту о том, что все нападающие крестоносцы на Задар будут отлучены от церкви, то некоторые французы дрогнули и отказались от осады, а дож Венеции тогда сказал, "что не откажется от намерения отомстить жителям города даже под угрозой отлучения апостоликом". Здесь я делаю вывод, что если у французов были религиозные мотивы идти в Египет, то у венецианцев преобладали материальные привилегии. Они надеялись обогатиться за счет этого похода, а потому совсем не удивительно, что они предложили компенсировать крестоносцам долг походом на Задар. Но из этого совсем не следует то, что дож Венеции настаивал на походе в Константинополь или специально уводил крестоносцев подальше от Египта. Бои на улицах Задара Когда разгорается битва между венецианцами и французами на улицах Задара, автор винит не венецианцев или французов, а как-будто сторонних лиц. Виллардуэн скрывает причины раздора, указывая только, что "в войске случилась большая беда, ибо между венецианцами и французами началась распря весьма великая и весьма яростная". Отсюда можно сделать вывод, что Виллардуэн с симпатией относится к венецианцам. Автор говорит об этих боях как о жуткой ошибке, которую принялись устранять сторонние люди: "и с великим трудом и великими усилиями они все же разняли бившихся. И знайте, что это была самая большая беда, которая случалась когда-либо в войске".

Робер де Клари также указывает на распрю, длившуюся от полутора суток до недели, но умалчивает о ее причинах. Очевиднее всего то, что мелкие рыцари об этом может говорить тот факт, что Виллардуэн, как представитель знати, не участвовал в боях начали винить венецианцев за то, что те направили их воевать против христиан. Поскольку венецианцев было большее число, вскоре их негодование переросло в вооруженную стачку. Другой возможной причиной исследователи считают неправомерное разделение добычи в Задаре между венецианцами и французами. Но эту причину я исключаю опираясь на хронику Робера де Клари, который говорит, что споры из-за дележа добычи начались только после повторного завоевания Константинополя, когда знатные люди начали выбирать себе лучшие дома в Константинополе: "и именно с тех пор они начали предавать меньшой люд, и выказывать свое вероломство, и быть дурными сотоварищами". Отношения между крестоносцами и греками К грекам у крестоносцев всегда было недоверие, ведь в средневековое время, когда честь, храбрость, истинность, верность слову были одними из лучших благодетелей, греки часто нарушали свои обещания, пользовались интригами и устраивали заговоры. Неудивительно, что крестоносцы решили восстановить на троне законного наследника, хотя этот повод пойти на Константинополь был и далек от причины, но для мелких рыцарей вполне годился. Робер де Клари даже презрительно и саркастично отзывается о греках в своих хрониках: "А ведь это были те самые люди, эти греки, которые взялись защищать берег и которые похвалялись перед императором, что пилигримы никогда не ступят сюда, пока они, греки, находятся здесь". И тут же можно вспомнить "великую измену" , по мнению крестоносцев, когда греки ночью решили спалить их флот и направили к ним горящие корабли.

А такие поступки греков, как оставление императором престола и позорное бегство из Константинополя, дважды произошедшее за время четвертого крестового похода Виллардуэн описывает как: "послушайте-ка о чудесах нашего Господа". И даже когда крестоносцы посадили на императорский престол царевича Алексея, он предложил им расположится неподалеку от Константинополя, но не в самом городе, "ибо если бы они расположились в городе, то могли бы опасаться распри с греками, в которой город ведь мог бы быть уничтожен". И впоследствии, когда крестоносцы свободно ходили по Константинополю и даже селились в нем, греки как утверждает Виллардуэн зажгли огонь между в городе между ними и крестоносцами, который занялся очень сильно и много строений в городе уничтожил. После этого многие крестоносцы, которые селились до этого в черте города собрали свои вещи, жен и детей и ушли из города, боясь ненависти со стороны греков. Всё это говорит об отношениях между греками и крестоносцами. И даже когда Анри, брат императора Бодуэна пошел завоевывать византийские земли, Виллардуэн отмечает, что "эрмены страны, которых там было много, начали переходить к нему, ибо сильно ненавидели греков". Трудно сказать насколько прав был в данном случае хронист, так как оба источника имеют свойственные французам выражения крайней восторженности например, самый богатый или самый укрепленный город в мире, самый храбрый рыцарь и другие , но можно однозначно определить отношение к грекам именно французов. Жоффруа де Виллардуэн пишет о недоверии к грекам и даже опасении: "не знаю, какие люди, опасавшиеся, как бы греки не напали на них, подложили огонь между ними и греками ". Это был пожар после второго взятия Константинополя, когда недалек был день избрания императором Бодуэна Фландрского.

Этот момент избрания наиболее символичен в отношениях между греками и крестоносцами. Константинополь был, в первую очередь, символом богатства и христианства Византии со времен правления императора Константина. Какое же это было сенсационное событие, что древний императорский трон в столице мира Константинополе занял обычный французский граф! Короновав его императором по всем византийским обычаям и одев его в императорские одежды, крестоносцы просто оскорбили священный Константинополь. То, какое значение он имел для греков, может говорить тот факт в хронике Робера де Клари, что когда войска крестоносцев уже после взятия Константинополя подошли к городу Адрианополь и захотели взять его, показывая жену бывшего императора Кирсака и ее детей, предлагая признать одного из них своим сеньором, греки им отвечали: "ступайте в Константинополь и коронуйте его, а когда он воссядет на трон Константина, и мы узнаем об этом, вот тогда мы сделаем то, что должны будем сделать". Отсюда я делаю вывод, что коронация Бодуэна Фландрского была оскорбительна грекам. С другой стороны дворцовые перевороты были не редки в Византии, но на трон всё равно вступали только приближенные империи, а не завоеватели. Можно предположить как греки относились к крестоносцам. И что уж говорить о венецианцах, дож которых был ослеплен греками с помощью подлости.

Константинопольский канцлер Никита Хониат вот как описывает отношение дожа к Византии и грекам: "Еще более желал нам зла венецианский дож Генрих Дандоло, слепой и удрученный временем; он перед всеми ненавидел и враждовал против греков". Личные обиды и их влияние на ход крестового похода Говоря о личных раздорах крестоносцев начинать надо с того, что недовольные отклонением похода от назначенного курса постоянно покидали лагерь крестоносцев. Об этом постоянно говорят Виллардуэн и Робер де Клари в своих хрониках. Причем рассматривая эти документы, можно найти странные строки о том, что крестоносцы не знали точно куда бы они хотели пойти в поход, а точнее в какие земли сарацин желали бы отправится. Также на страницах хроник мы найдем много недовольных в войске крестоносцев, а потому оно всё время уменьшалось, значит недовольных было много. Виллардуэн оправдывает это тем, что были люди, которые хотели, чтобы войско распалось, а Робер де Клари просто пишет о недовольных среди крестоносцев. Как бы то ни было, но разногласия были, и росли они прямо пропорционально завоеванной крестоносцами добычи. Виллардуэн специально упоминает о тех, кто отправился в этот крестовый поход не со всеми вместе, а с других гаваней. Говорит о том, что многие погибли, некоторые вернулись без славы и подвигов, давая таким образом еще одно оправдание именно такого похода, в котором участвовал он.

Но несмотря на порицание людей уехавших от крестоносцев, Виллардуэн описывает случай, когда больше половины людей хотело уехать из лагеря и оставшиеся рыцари вынуждены были идти к ним и умолять их остаться, заключив с ними договор на один год, по истечении которого каждый сможет уйти куда захочет. Нарушения равноправия в Константинополе Одним из примеров личных обид мы можем назвать бесчинство в Константинополе. Робер де Клари упоминает там своего брата Альома де Клари, якобы обделенного. Да и само поведение крестоносцев, по которому не могло быть равноправия в делении добычи, я полагаю, не оставило равнодушными многих мелких рыцарей. Если брать хронику Робера де Клари, можно увидеть строки "все это ушло бесчестными путями". Судя по тому, что никаких карательных мер по отношению к ворам применено не было, можно только представить насколько равным был дележ. Ссора из - за Солоники Самым ярким примером личной обиды может служить ссора императора Бодуэна Фландрского с маркизом Бонифацием Монферратским. По сообщениям Виллардуэна Бонифацию полагались земли "по другую сторону Рукава, у Тюркии, и какой-либо остров Греции". Однако Бонифаций Монфератский потребовал взамен полагающихся ему земель отдать землю Салоники.

Виллардуэн пишет про обещания, данные императором, значит вполне возможно, что у императора были какие-то обязательства по отношению к маркизу или, возможно, это были обещания отдать маркизу Салоники. В итоге события развивались так, что император Бодуэн I, завоёвывая свои земли дошел до Салоники. Маркиз же предупредил его, чтобы тот не вступал в землю, уже отданную ему. Император сделал по-своему, а Бонифаций Монферратский поскакал обратно, завоёвывая земли также быстро, как и Бодуэн, но в другом направлении. Маркиз осадил войско императора в Адрианополе и если бы не вмешательство знати крестоносцев со стороны Константинополя, то неизвестно каким бы еще делением закончилось бы покорение Византийской империи. Робер де Клари описывает очень красочно гнев императора на маркиза: "они пригрозили маркизу и его людям, что коли доберутся до них, то всех их изрубят в куски и его самого не оставят в живых". Следовательно эта личная обида могла закончитья еще одной локальной войной, если бы не вмешались в Константинополе. Бароны, дож Венеции и другие, оставшиеся в столице очень хорошо понимали всю серьезность сложившейся ситуации и постарались всеми силами исправить положение. А потому данная ссора, хоть ее и можно отнести к одной из самых крупных ссор во время четвертого крестового похода, не слишком сильно отразилась на ходе событий.

Результаты четвертого крестового похода Четвертый крестовый поход показал полное обмирщение дела крестовых походов. Разделившаяся когда-то могучая Византийская империя уже никогда больше не была так блистательна как до четвертого похода. Именно в этом походе обнажились истинные причины крестовых походов. Папа Иннокентий III, как только узнал факт падения Константинополя, не растерялся, а поздравил Бодуэна I с его завоеваниями и порадовался, что Византийская столица наконец-то вернулась в лоно родной церкви. Но как только папа узнал обо всех бесчинствах, творившихся во время падения Константинополя, он был сильно разгневан. Именно это поведение крестоносцев в священном городе, в столице городов, ярче всего показало суть похода и его цели. А главное, что "четвертый крестовый поход был последним крупным деянием и вместе с тем выражением глубокого кризиса крестоносного движения, жертвой которого стала крупнейшая православная держава". Любопытно, что исследователи считают концом четвертого крестового похода взятие Константинополя и раздел Византийских земель. А Робер де Клари и Жоффруа де Виллардуэн, несмотря на названия "Завоевание Константинополя", останавливают свои описания приблизительно одинаково на том месте, когда в 1206 году умирает маркиз Бонифаций Монферратский и на его место ставят Анри, брат Бодуэна Фландрского.

Такая концовка скорее всего связана с тем, что для хронистов поход в святую землю окончился после смерти ее предводителя. Отсюда можно сделать вывод, что дожа Венеции предводителем никто из них не считал. Такой же вывод можно сделать о настроении среди крестоносцев вообще. Значит в то время Энрико Дандоло, хоть и состоял в договорных обязательствах с маркизом, но был чужд всем французам, как и венецианцы вообще. Заключение По всему написанному можно теперь ответить на поставленные вначале вопросы, одним из главных которым является отношение к крестовому походу венецианцев и дожа Венеции в частности. Энрико Дандоло вряд ли мог иметь какой - либо заговор против крестоносцев с целью увести их на Византийскую империю. Мало того, что об этом не пишут источники, но и само предположение об измене может вытечь только из логических умозаключений и сравнений всего того, что получили венецианцы от крестового похода. А поскольку таковые предположения не являются документальными или доказанными иными признанными формами доказательств, я отрицаю факт измены Энрико Дандоло делу крестового похода и считаю, что поход на Константинополь был не его запланированным предложением, а общим решением наиболее знатных баронов совета крестоносцев.

В Византии в это время шла борьба за власть. И один из претендентов на корону, Исаак II, пообещал, что не только выполнит все эти требования, но ещё и денег даст, если святое воинство поможет ему взойти на престол.

Ему помогли, но денег, к несчастью, Исааку не хватило.

Правил он достаточно долго. Его правление может считаться продолжительным: 1331-1355 годы. Он был и ловкий дипломат, и умный волевой правитель, и безусловно крупный полководец своей эпохи. Он отобрал у анжуйцев ту часть Албании, где еще удерживалось крестоносное наследие, он забрал значительные территории западной Болгарии. Ему принадлежала вся Македония. В 1346 году в Ускубском соборе, то есть в Скопле тогда Ускуб — это город Скопле, чтобы никто не говорил, что это мусульманский город в Боснии Стефан Душан короновался императором и автократором сербов и ромеев. Сербская держава действительно похожа на империю. Она простирается от Дуная до Эгейского моря и Адриатики, она имеет выход к двум морям. Она практически отсекает от континента то, что осталось от Империи Ромеев.

И наконец в 1355 году кажется, что Константинополь станет сербским. Стефан Душан занимает Адрианополь и почти всю Фракию, стоя тем самым у стен имперской столицы. К несчастью, может быть, для христианского мира он и скончался во время того похода во Фракии. После смерти Душана несербские части его империи были очень быстро потеряны, причем в основном не возвращены Империи Ромеев. Что-то прихватили западные. На незначительную территорию у адриатического побережья сумели наложить лапу путем установления вассальных связей мадьяры, укрепляющееся Венгерское королевство. Идея спасения от турок не удалась. Сербы были энергичны, у сербов могло получиться, они могли устоять. Тем более, заметьте, устоять, удержать турок от проникновения в Европу нужно было так ненадолго, ну на полвека. Полувеком позже в историю вошла бы Россия Иоанна Третьего как полноценное государство, и возможно, турок никогда бы в Европе не было.

Я допускаю моделирование в истории, и полагаю нелепейшим и даже каким-то, прямо скажем, нехристианским утверждение, что «в истории нету сослагательного наклонения». А как же мы можем давать оценку? А как же мы можем рассматривать варианты результатов поведения того или иного народа, того или иного правителя, правительства или церковного собора, наконец, если мы не допускаем моделирования? Кажется, последний шанс удержать Константинополь был связан с именем Душана. Дальнейшее известно. В 1389 году Битва при Косове или на Косовом поле погубила лучшую сербскую армию. Турки прочно стали на Балканах. Болгарских и сербских независимых земель больше не существовало. И Константинополь был бы занят раньше, если бы еще продлить агонию православного царства не помог тот, кто христиан не любил, даже убивал, что вообще-то мусульманам запрещено Кораном. То был страшный правитель из азиатских глубин — Тамерлан.

Лишние полвека агонии Константинополя дает битва при Ангоре Анкаре сейчас. Когда войска уже готового взять Константинополь Османского султана Баязида Молниеносного в 1402 году были разбиты Тамерланом, сам Баязид попал в плен, и еще полвека турки собирались с силами. Но в общем все было решено. Ушедшая империя оставила нам очень много. Она оставила нам «Византию после Византии». Это Афон и вся афонская монашеская традиция, вместе с афонской книжностью, с афонскими святынями, афонскими иконами. Это Критская школа иконописания, дотянувшаяся до наших дней. Я знаю, как пишут иконы на Крите сейчас, — так же, как и в XVI веке. Я видел. А главное то, что с Афоном связаны и два возрождения монашества на русской почве.

Это конечно византийская образованность, которой мы не смогли воспользоваться так, как нам и следовало еще в конце XV века, создав единую Россию. Есть книги по этой теме. Но самой империи не стало. Имперский скипетр по долгу служения перешел к нам. И наш долг — его держать. Однако, по всей вероятности, Второй Рим и сам по себе не пустое место. И вот почему. Есть замечательное предание, связанное с последними днями Константинополя. Защищать Константинополь было некому. Греки окончательно разучились защищаться.

Плюс еще заключенная предпоследним императором Ферраро-Флорентийская церковная уния, мною упомянутая. Она окончательно раздробила византийский мир. Раздробило его и другое. Одни подданные империи продолжали именовать себя ромеями римлянами , а другие с удовольствием именовали себя эллинами. В этом, конечно, не было поворота к язычеству, как некоторые считают. В этом был отказ от имперского долга, отказ от положения имперского народа. Защищали Константинополь всего несколько человек против колоссальной турецкой армии и ее чудовищной артиллерии. И половиной этих людей были венецианцы. Какая поразительная ирония! Какие поразительные символы!

Венецианского капитана, который до тяжелого ранения оборонял стены, звали Джустиниани, то есть Юстиниан. Его фамилия — это имя второго величайшего Константинопольского царя. А последний василевс носил имя Константин. Константин XI Драгас доказал, что он достоин своей пурпурной обуви, он пал на стенах столицы. Его тело, заваленное другими, было потом обнаружено только по императорской обуви. Но легенда не в этом. Турки рвались к Софии. И они стремились не ограбить Софийский собор, как это сделали двумя веками раньше крестоносцы, а молиться в нем. Неслучайно они потом тиражировали Софию по всему мусульманскому миру. То была их стародавняя мечта — молиться в этом храме.

Они понимали и его масштаб, и его значение. Но в тот момент они были рассвирепевшими захватчиками. А в Софии совершалась последняя литургия. И когда турки ворвались в собор, священник снял Чашу со Святыми Дарами и унес ее в боковую дверцу, которую преследователи то ли не смогли выломать сразу, то ли и не стали выламывать. Мы того не знаем. Они же в общем получили свой молитвенный дом, они были счастливы. Это место известно, его показывают в Софии. Есть дверца. Известно, что за дверцей. Конечно, за долгие века этот вопрос был исследован.

За дверцей находится старая вспомогательная лестница, ведущая на хоры, давно заваленная бутовым камнем. Ее не открывают. Но если приложить ухо, слышен странный шелест, странный акустический эффект. И предание о том дожило в греческом фольклоре, распространяясь по Европе, до нашего века. Предание говорит, что то, что вы слышите, есть не просто шелест, а непрерывная молитва последнего иерея Софийского собора. И как только Константинополь будет возвращен по принадлежности православному миру, и в нем начнется первая после перерыва литургия, дверца откроется и священник вынесет Чашу. Я дал большую литературу, в том числе все сводные книги по истории Византии. Есть еще несколько книг, касающихся позднейшего периода, кроме третьего тома «Культуры Византии» о поздневизантийском периоде, который я называл, и кроме последнего тома лучшей истории Византии — истории Успенского. Он еще не вышел, но два тома уже вышли, скоро выйдет и третий. Третий уже вышел?

О, благодарю вас! Приятно слышать. У меня он есть издания 1949 года. Это безусловно лучшая история Византийской империи. Но есть еще отдельные книги. Весьма рекомендую вашему вниманию переводную с английского, вышедшую в 1983 в издательстве «Наука», как и практически все византийское, работу Рансимена «Падение Константинополя в 1453 году». Автор — англичанин, византинист, сэр Стивен Рансимен. Книга написана с огромным уважением и огромной симпатией к византийской истории, традиции, к нашей традиции. Кроме того, она написана просто хорошо. Есть вышедший чуть раньше очень крупным тиражом, по-моему, в 1980 или 1981 году небольшой томик, совсем тоненькая книжка под названием «Записки янычара», это записки очевидца о взятии Константинополя в 1453 году.

Очевидец был славянин, попавший в плен, оказавшийся через рабское положение янычаром, а потом сбежавший. Он был очевидцем взятия с той стороны. Кстати, эта книжка вышла в серии, которую следует запомнить. Она называлась громоздко — «Памятники литературы народов центральной и восточной Европы». Дурнее не придумаешь. Но что же делать, она так называлась. Она жила несколько десятилетий в издательстве «Наука», а сейчас ее отдельные книги переиздаются. В ней выходили также две византийские хроники X века. В ней выходила «Алексиада» Анны Комнины. Чуть ли не последней книжкой в этой серии были «Записки Янычара».

Несколько книг этой серии не византийские, а славянские. Там есть «Гуситская хроника» Лаврентия из Бржезовой, но всех книг я не вспомню. Знайте, что такая серия существует и переиздается. Первому взятию Константинополя, то есть взятию крестоносцами посвящены две книги, тоже написанные очевидцами, очевидцами-крестоносцами. Оба автора — рыцари. В библиотеке ищите по авторам: «Клари Робер де» и «Виллардуэн Жоффруа де». Есть еще несколько книг.

希少品! TENDERLOIN バンダナ HONAI インディゴ ブルー 青 紺 テンダーロイン 世界的に有名な

Утром 13 апреля 1204 года войска так и не встретив сопротивления, заняли южную половину города, и в Константинополь торжественно вступил Бонифаций де Монферрат. В июне 1203 года крестоносцы прибыли под стены Константинополя, осадили город и нанесли тяжелое поражение войску Алексея III. Император бежал, а вместо него трон занял освобожденный из тюрьмы Исаак II Ангел. Хищники у стен Зары. Четвертый крестовый поход печально известен по разграблению Константинополя крестоносцами в 1204 году. Однако этому кульминационному событию предшествовала осада другого христианского города. Осады Константинополя в 1204 году по крестоносцам (до сих пор называют «латиняне» или «франки») следует первой осаде и заканчивается в захвате и сосиски столицы Восточной Римской империи (или Византии). Расхитив все, что могли захватить, и разделив между собою добычу, крестоносцы приступили к избранию латинского императора и латинского патриарха, согласно договору, заключенному в марте 1204 года. Императором был избран Болдуин, граф Фландрский. В результате Четвёртого крестового похода в 1204 году Константинополь был разорён, и на Запад были вывезены многие почитаемые православные святыни (см. ниже).

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий