Функциональная грамотность выступление с презентацией

А чтобы сформировать у школьников функциональную грамотность, педагогам следует работать с каждым ее компонентом. Всего функциональная грамотность включает 6 компонентов. Критерии функциональной грамотности для педагога. • Принятие функциональной грамотности как комплексного образовательного результата. • Доля учебных занятий с применением КИМ, направленных на проверку формирования функциональной грамотности. Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию. Критерии функциональной грамотности для педагога. • Принятие функциональной грамотности как комплексного образовательного результата. • Доля учебных занятий с применением КИМ, направленных на проверку формирования функциональной грамотности.

Учительские университеты

Это международная программа оценки качества обучения, учрежденная Организацией экономического сотрудничества и развития. Замер в формате тестирования проводится раз в 3-4 года среди 15-летних подростков. Рейтинг оценивает практические навыки школьников и умение применять академические знания в жизни. Это также показывает экономический и социальный потенциал страны, а не только уровень функциональной грамотности. В рейтинге российские школьники традиционно оказываются примерно в середине списка, занимая средние позиции или ниже средних по различным блокам тестирования. В 2018 году из 79 стран Россия по совокупности результатов оказалась на 18 месте. В Рособрнадзоре намерены заменить тестирование отечественным аналогом уже этой осенью. Что нужно уметь ученику, чтобы называться функционально грамотным?

Функциональная грамотность складывается их нескольких составляющих: Читательская — чтение и понимание текста в том числе формулировки задачи, инструкции, вопроса ; Математическая — не только расчеты, но и логичность, структурность мышления; Естественно-научная — умение объяснять различные явления с научной точки зрения, использовать исследовательские методы; Финансовая — умение принимать разумные финансовые решения; Креативное мышление — способность предложить нестандартный и творческий выход из ситуации; Глобальные компетенции — умение мыслить широко, адаптироваться к новым обстоятельствам, использовать коммуникативные навыки. Соответственно, на уроках литературы в большей степени развивается читательская грамотность, алгебры и геометрии — математическая, географии, биологии, химии, физики — естественно-научная и т. Но при этом невозможно, например, решить задачу, если неправильно прочитать ее условие и не понять смысл или неправильно выполнить арифметические вычисления.

Целесообразный отбор языковых средств для построения содержательных, связных и нормативно грамотных конструктов, как устных, так и письменных. Готовность к осознанию терминологических и понятийных характеристик системы языка. Слайд 16 Литературная грамотность младшего школьника Сформированностьмотивации к самостоятельному чтению; осознание себя как читателя, понимание роли чтения в успешности обучения и повседневной жизни. Овладение процессом смыслового чтения текстов разного типа, прежде всего художественного текста.

Учебнике по работе с информацией для учеников 1—4 классов В задании нужно соотнести визуальный образ и текст. Причем в тексте животное не названо явно.

Нужно определить, кто это, по описанию, а выбрав соответствующую иллюстрацию, ребенок узнает, о ком же говорится в отрывке.

Функциональная грамотность школьников: организация обучения по ФГОС 2023-2024

В ней зафиксировано: "сохранение лидирующих позиций Российской Федерации в международном исследовании качества чтения и понимания текста PIRLS, а также в международном исследовании качества математического и естественно-научного образования TIMSS ; повышение позиций Российской Федерации в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся PISA ". В ходе тестирования оцениваются три области функциональной грамотности : грамотность в чтении, математическая и естественнонаучная грамотность. Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией читать, прежде всего становится обязательным условием успешности. Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Осознанное чтение является основой саморазвития личности — грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.

Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности. Во ФГОС прописано: изменение образовательной парадигмы — компетентностный подход; характер обучения и взаимодействия участников образовательного процесса — сотрудничество, деятельностный подход; доминирующий компонент организации образовательного процесса — практико ориентированная, исследовательская и проектная деятельность, основанная на проявлении самостоятельности, активности, творчестве учащихся; характер контроля — комплексная оценка образовательных результатов по трем группам личностные, предметные, метапредметные. В общем Владеть функциональной грамотностью — это не просто норма, но и обязанность педагога.

Данное понимание нашло отражение в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Подобный взгляд на проблему грамотности сохранялся до 80-х годов ХХ века. Словари русского языка, педагогические справочники, энциклопедические словари фиксируют единое значение термина грамотность — определённая степень знания законов и правил родного языка в сочетании с навыками устной и письменной речи. Содержательное наполнение понятия «грамотность» Слайд 3 В конце 80-х годов ХХ века происходит расширение понятия «грамотность». В 1987 году в «Толковом словаре русского языка» С. Ожегова лексическое значение прилагательного «грамотный» толкуется следующим образом: Умеющий читать и писать, а также умеющий писать грамматически правильно, без ошибок. Обладающий необходимыми знаниями, сведениями в какой-либо области.

Учебника совместно с экспертами Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО. По итогам работы с подборками учителю будет предоставлен подробный аналитический отчет с «картой навыков» каждого из учеников — но только в том случае, если учитель обратился к заданиям в даты марафона. Задания по работе с информацией в Яндекс. Учебнике — межпредметные, поэтому их можно будет выдавать и на русском языке, и на математике, и на окружающем мире, и на любом другом предмете.

При этом курс разбит по годам обучения: для 1-х и 2-х классов и для 3-х и 4-х классов. Учебнике Анна Булгакова. По их результатам будет составлена аналитика и даны рекомендации о том, в каких блоках каких годов обучения стоит начать. Можно будет использовать задания предыдущего года обучения как подготовительные: они помогут ребятам освоиться в ситуации успеха и не бояться заданий посложнее.

Задания дополняются обучающим курсом и вебинарами для учителей на тему функциональной грамотности. Это прекрасная возможность для педагогов, которые хотели начать заниматься функциональной грамотностью, но не знали, как к ней подступиться: специалисты Яндекс. Учебника расскажут о функциональной грамотности в принципе, помогут включить полезные задания в привычную ежедневную рутину, сопоставить их с темами программы и возможностями учеников. В заданиях Яндекс.

Учебника есть все, чтобы начать обучать учеников функциональной грамотности. Интересные тексты с лишней и недостающей информацией, красочные брошюры и картинки, графики, объявления — в общем, все, что может попадаться им на глаза и находиться в зоне их внимания в повседневной жизни. Появление таких заданий на бесплатной массовой платформе поможет большему количеству учителей даже в самых удаленных регионах безболезненно начать системную работу над функциональной грамотностью своих учеников. Особенности задания в Яндекс.

Учебнике: Косвенные подсказки. При первой ошибке в задании ребенку предлагается подсказка с подтекстом: она советует, на что обратить внимание, и дает ученику возможность еще раз испытать себя. Задания разделены на блоки. В разных блоках по работе с информацией дети делают задания на ориентацию на странице, в тексте, на извлечение информации, на поиск недостающей информации.

Другие презентации » Мастер-класс: "Приёмы формирования функциональной грамотности читательской у обучающихся начальных классовльской Мастер-класс: "Приёмы формирования функциональной грамотности читательской у обучающихся начальных классовльской Смотреть онлайн Мастер-класс: "Приёмы формирования функциональной грамотности читательской у обучающихся начальных классовльской: Cкачать презентацию: Мастер-класс: "Приёмы формирования функциональной грамотности читательской у обучающихся начальных классовльской.

Функциональная грамотность в основном образовании презентация, доклад

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Уместно использование формулы, которая раскрывает принцип функциональной грамотности. uГлавной задачей педагога является помощь в становлении личности ребенка, создание для этого благоприятной среды, для успешного формирования функциональной грамотности. Функциональная грамотность. Разное, презентация, доклад, проект. КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ. — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека. использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования.

Все говорят о функциональной грамотности: что это за зверь и как его приручить

Функциональная грамотность. как цель и результат современного образования. Сардаева И.В., учитель русского языка и литературы. Добрый день, коллеги! Своё выступление, думаю, необходимо начать с определения термина «функциональная грамотность». На нашем сайте презентаций вы можете бесплатно ознакомиться с полной версией презентации "Выступление "Функциональная грамотность в начальной школе"". Функциональная грамотность (лат. – направление) – степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957г. • Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Уместно использование формулы, которая раскрывает принцип функциональной грамотности.

Функциональная грамотность школьников: организация обучения по ФГОС 2023-2024

Функциональная грамотность Учёба через призму практических задач. 1. Единое образовательное пространство — условие доступности качественного образования и равных возможностей для всех обучающихся. Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Функциональная грамотность включает в себя следующие компетенции: • Математическую • Финансовую • Естественнонаучную • Читательскую • Критическое мышление. Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.

Функциональная грамотность в основном образовании презентация, доклад

Презентация к докладу "Функциональная грамотность – современный вызов для образования". Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему ""Формирование функциональной грамотности младших школьников"" по педагогике. Презентация состоит из 26 слайдов. онлайн презентация доступная к бесплатному просмотру в количестве 13 слайдов. Скачать и распечатать можно в (x) для ученика любого класса, а также студента. Функциональная грамотность (лат. – направление) – степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957г.

презентация «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»

Учебнике по работе с информацией для учеников 1—4 классов В задании нужно соотнести визуальный образ и текст. Причем в тексте животное не названо явно. Нужно определить, кто это, по описанию, а выбрав соответствующую иллюстрацию, ребенок узнает, о ком же говорится в отрывке.

Учебнике: Косвенные подсказки. При первой ошибке в задании ребенку предлагается подсказка с подтекстом: она советует, на что обратить внимание, и дает ученику возможность еще раз испытать себя.

Задания разделены на блоки. В разных блоках по работе с информацией дети делают задания на ориентацию на странице, в тексте, на извлечение информации, на поиск недостающей информации. Задания системно развивают определенный навык. Например, на один и тот же тест есть несколько заданий, усложняющихся и расширяющихся от первого к последнему.

В конце каждого блока для каждого года обучения есть обобщающие задания, в которых воссоздана некоторая условно реальная ситуация, и в ней ребенку нужно проявить умения из текущего блока и блоков, которые были до этого. Примеры карточек В первом классе хорошо читающим детям можно предложить задание с отрывком из сказки Николая Носова «Винтик, Шпунтик и пылесос». Часто ученики находят элементы информации по формальным признакам: видят заглавную букву — значит, это начало предложения или имя собственное. А что если нужен навык просмотрового чтения?

Как перепроверить себя: как же зовут героя? Если ребенок не знаком с текстом, он может сделать вывод, что, раз есть Шпунтик, то может быть и герой Пылесос. В карточках для первого класса задания озвучиваются. На прочтении инструкции можно сэкономить время, если ребенок хорошо усваивает материал на слух.

Также можно слушать и просматривать текст, а можно читать вместе с диктором или самому. Иногда можно, иногда — нет. В этом задании на читательскую грамотность ребенок попробует угадать, кто является героем рассказа Станислава Востокова «Розовая птица». Здесь нет одного правильного ответа.

Ученик может выбрать как сразу три варианта ответа, так и нажать «пока не знаю». Переходя на следующий этап задания, он удивится, узнав героя рассказа, и отметит верный ответ, соотнеся текстовую информацию с иллюстрацией.

Это значит, что функциональная грамотность — не просто новомодный тренд, а главная тенденция развития российского и мирового образования, которую уже сейчас должен брать на вооружение каждый современный учитель-профессионал. Конечно, внедрение школьных знаний в реальную жизнь — не внезапное озарение экспертов образования, а многолетняя практика многих опытных и знающих педагогов. Активное обсуждение этой темы — лишь знак того, куда сместился фокус развития образования. Во главе угла не просто знание фактов, дат или формул, но их практическое применение. Сделан акцент на то, что школа должна научить ребенка анализировать, систематизировать, отбирать и комбинировать данные, делать на их основе выводы. Заместитель директора ФИПИ Ольга Котова об изменениях в экзаменах Как начать формирование функциональной грамотности школьников на уроках? Самый беспроигрышный вариант — включать соответствующие задания в ваши уроки.

Это можно сделать так: в начале любого урока как работы-пятиминутки или небольшие проверочные или в конце урока, если осталось время; дополнить подходящими к теме заданиями для актуализации, повторения или закрепления материала; использовать в начале урока как задание-прогнозирование новой темы. Где брать задания на формирование функциональной грамотности школьников? Разрабатывать задания с нуля не придется, существуют авторитетные ресурсы с готовыми заданиями на формирование функциональной грамотности школьников. Бесплатные ресурсы, не требующие регистрации Банк заданий Института стратегии развития образования РАН — задания по различным видам функциональной грамотности в PDF-формате с комментариями для преподавателя.

Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности. Однако механизма системного обучения школьников функциональной грамотности нет — существуют только печатные методички, в которых учителю предлагается в том числе самому придумывать задания.

Для учителей, и так чрезвычайно перегруженных, это практически нереально, — рассказывает руководитель направления продвижения Яндекс. Учебника Ирина Савицкая. Функциональная грамотность — это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и — что очень важно — перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из предметов, не только в рамках русского языка и литературного чтения. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов: математики, окружающего мира и так далее. Сегодня большая часть учебников учит детей решать задачи, исходя из явной информации.

Но в обычной жизни в любом тексте есть и другой уровень, неявный. Например, когда мы рассматриваем билет в театр, в первую очередь в глаза бросается время спектакля, адрес театра — всё это явная информация. А вот когда мы, извлекая её, прикидываем, во сколько нам нужно выйти из дома, чтобы быть вовремя — это уже неявная для читателя информация. Другой пример — туристическая брошюра, в которой есть обычный текст, курсив или жирный шрифт, графики, схемы, таблицы. Можно читать её внимательно, а можно сфокусироваться на своей цели и извлечь конкретную информацию — например, цену билетов в музей, возможные варианты посещения музеев исходя из их расположения и так далее. Красноярска Любовь Рябинина. Проблема нередко переносится и во взрослую жизнь, ведь без специальных заданий ориентироваться в тексте учится только часть людей: либо случайным образом, либо на основе дополнительного ресурса.

Но заданий, которые развивают функциональную грамотность ребенка, к сожалению, не так много. Это связано с тем, что их разработка достаточно сложна, в ней нужно учесть много факторов. Задания должны быть не только привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту детей и их когнитивным особенностям.

Учительские университеты

В отношении всех объектов, образующих минимальное поле функциональной грамотности, и следует формировать у учащихся функциональную грамотность, связывая ее результаты с возможностью социализации личности. • Могут быть использованы в обучающих целях педагогами на уроках и во внеурочной деятельности, а также администрацией школы для организации внутришкольного мониторинга по оценке функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов. «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенку важно обладать: Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром. Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи. Цель. 1. Раскрыть понятие «функциональная грамотность» «функциональное чтение»; 2. Повысить интерес к работе по формированию функциональной грамотности школьников через изучение и внедрение новых образовательных технологий, повышение уровня самообразования. Критерии функциональной грамотности для педагога. • Принятие функциональной грамотности как комплексного образовательного результата. • Доля учебных занятий с применением КИМ, направленных на проверку формирования функциональной грамотности.

Презентация на тему ""Формирование функциональной грамотности младших школьников""

Этапы формирования работы с текстом у обучающихся начальной школы. Формировать читательскую грамотность необходимо на любом уроке. Однако базовым предметом для этого является урок литературного чтения. Приём «Чтение по частям». Для этого приема предлагается использовать повествовательный текст. Сначала обучающимся по названию текста и по иллюстрации при ее наличии предлагается определить, о чём пойдёт речь в произведении. Затем текст читается по частям.

После чтения каждого фрагмента, обучающиеся высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данный прием способствует выработке у обучающихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными. Для формирования навыка способность извлекать необходимую информацию из книг можно предложить такое задание: «Определи по обложкам справочные книги, из которых можно узнать много интересных фактов об окружающем мире» Пример 3. Прием «Создание диафильма». На уроках литературного чтения используются иллюстрирование учениками изучаемого произведения. Этот вид работы позволяет детям почувствовать радость от необычного общения с книгой.

Также учит делить текст на смысловые части, к которым надо нарисовать иллюстрацию. Данный вид работы хорошо подходит для работы в группах. Курс «Литературное чтение» имеет большое значение для дальнейшего развития и для успешного обучения выпускника начальной школы. Важно научить младшего школьника учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Важно помнить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от учителя, задача учителя, выступать организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда с уверенностью можно будет сказать словами И.

Песталоцци: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами». Из опыта работы «Формирование у школьников читательской грамотности как одного из компонентов функциональной грамотности, на уроках литературы. Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Что же значит «уметь читать»? В практике международного мониторинга читательской грамотности принято различать три основных читательских умения: 1. Найти и извлечь сообщение или информацию.

Виды работ, которые можно использовать на уроках литературы для развития данного умения: конспекты, рефераты, доклады, книжки-малышки, литературный журнал, сборники стихов, презентации, таблицы, схемы и т. Интегрировать и интерпретировать сообщение , или — по-русски: связывать и толковать. Виды работ, которые можно использовать на уроках литературы для развития данного умения: раскадровка, рисуем стихи, характеристика персонажа через рисунок, фишбоун, характеристика персонажа через его окружение, что в сумке героя? Осмыслить и оценить сообщение. Мы с обучающимися на уроках литературы используем следующие виды работ: литературная визитка героя или автора, обложка книги, презентация «Моя любимая книга», лепбук и т. Вывод: Формирование читательской грамотности у школьников, прежде всего, зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса.

Из опыта работы «Эпистолярный жанр в литературе, как средство повышения речевой грамотности обучающихся» Эпистолярные жанры представляют собой особую форму словесности, воплощающуюся в текстах, «имеющих форму письма, открытки, телеграммы, посылаемые адресату для сообщения определенных сведений». Большие возможности для формирования коммуникативной культуры учащихся имеет жанр письма, который способствует формированию умений использовать в процессе письменного общения различные стили речи в зависимости от адресата и ситуации общения; осуществлять выбор формы для выражения мысли, использовать разнообразные языковые средства для выражения конкретного содержания письма; выражать эмоционально-оценочные суждения в процессе письменного общения. На уроках литературы обсуждаем письмо обсуждаем с ребятами судьбу Ваньки Жукова в рассказе А. Чехова «Ванька». Письмо мальчика-сироты естественно и правдиво раскрывает характер его души. Автор показывает твердость характера, сильную волю своего маленького героя.

Изучая жанр письма в 5 классе, обучающиеся знакомятся с особенностями этого вида художественной речи: наличие обращения, рассказ о своих увлечениях, достижениях, неудачах и о проявлении интереса к жизни получателя письма.

Коммуникативная грамотность: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы. Владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы. Компьютерная грамотность: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы. Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности. Грамотность при решении бытовых проблем: выбирать продукты, товары и услуги в магазинах, в разных сервисных службах ; планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой. Правовая и общественно-политическая грамотность: отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях Президента, Правительства, Государственной Думы; объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий. Данные качества функционально грамотной личности могут и должны рассматриваться как портрет современного выпускника школы. Математическая грамотность — это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.

Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Естественнонаучная грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Из опыта работы «Развитие читательской грамотности как одного из компонентов функциональной грамотности обучающихся начальной школы» Важнейшее умение, которое необходимо развивать у обучающихся начальной школы: умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию. Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность — это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни. Этапы формирования работы с текстом у обучающихся начальной школы. Формировать читательскую грамотность необходимо на любом уроке. Однако базовым предметом для этого является урок литературного чтения. Приём «Чтение по частям».

Для этого приема предлагается использовать повествовательный текст. Сначала обучающимся по названию текста и по иллюстрации при ее наличии предлагается определить, о чём пойдёт речь в произведении. Затем текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента, обучающиеся высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данный прием способствует выработке у обучающихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными. Для формирования навыка способность извлекать необходимую информацию из книг можно предложить такое задание: «Определи по обложкам справочные книги, из которых можно узнать много интересных фактов об окружающем мире» Пример 3. Прием «Создание диафильма». На уроках литературного чтения используются иллюстрирование учениками изучаемого произведения. Этот вид работы позволяет детям почувствовать радость от необычного общения с книгой.

Также учит делить текст на смысловые части, к которым надо нарисовать иллюстрацию. Данный вид работы хорошо подходит для работы в группах. Курс «Литературное чтение» имеет большое значение для дальнейшего развития и для успешного обучения выпускника начальной школы. Важно научить младшего школьника учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Важно помнить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от учителя, задача учителя, выступать организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда с уверенностью можно будет сказать словами И. Песталоцци: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами». Из опыта работы «Формирование у школьников читательской грамотности как одного из компонентов функциональной грамотности, на уроках литературы. Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Что же значит «уметь читать»? В практике международного мониторинга читательской грамотности принято различать три основных читательских умения: 1. Найти и извлечь сообщение или информацию.

Актуальность проектной деятельности заключается в том, что дети в процессе работы решают нестандартные задачи, анализируют нестандартные ситуации, раскрывают свой творческий потенциал, повышают свою самооценку. Возрастает интерес к процессу обучения и воспитания. Слайд 8 Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — чтению и письму, говорению и слушанию.

Так в чём же преимущество метода проекта в развитии функциональной грамотности младших школьников? Метод проекта даёт возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность и активность; позволяет приобретать обучающимися опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает основные виды функциональной грамотности - коммуникативную, информационную, деятельностную. Слайд 9 Проект можно считать универсальной образовательной технологией, которая может применяться в изучении любого предмета. Она актуальна и на уроках, и во внеурочной деятельности учителя. Каждый проект уникален, так как ориентирован на специфику взглядов и идей самих учеников. Проект эффективен в рамках целей и задач образовательного процесса, так как формирует у обучающихся большое количество умений и навыков, связанных с реальностью, а не абстрагированных от жизненного поля.

Проектная деятельность активно развивает творческое мышление и формирует функциональную грамотность учащихся, на основе опыта практической деятельности. Все этапы действия равноценно важны и формируют определенные компетенции в рамках общей функциональной грамотности, напомним, что для успешной организации работы с творческими и исследовательскими проектами в классе и школе, необходимо выполнить «пять этапов»: Слайд 10 На каждом этапе с 1 по 4 класс, проводится различная работа, позволяющая активизировать исследовательскую деятельность учащихся, согласно их возрасту. В 1 классе ведется пропедевтическая работа, в уроки учитель включает задания, направленные на анализ, синтез, классификацию, сравнение, обобщение предметов. Задания могут быть на уроке математики, обучения грамоте, познанию мира, изо. Пропедевтическая работа ведется следующими средствами: - проблемным, частично — поисковым, эвристическим обучением; - уроком — исследованием. Вначале постановку проблемы решает сам учитель, поиск решения осуществляют учащиеся по наводящим вопросам, предложения выбирают учащиеся самостоятельно, выводы делают под руководством учителя.

Во втором классе ведётся работа над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определенные понятия, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал. Предлагаются задания и упражнения для развития умения видеть проблемы: - продолжи неоконченный рассказ; - составь рассказ от имени другого персонажа; - опишите один день вашей воображаемой жизни; - используя данную концовку, придумай рассказ или сказку; - определи, сколько значений у предмета; В 3 - 4 классе продолжается работа по проведению кратковременных исследований. На уроках используются игровые методы, путешествия, сказочный материал.

Причем в тексте животное не названо явно. Нужно определить, кто это, по описанию, а выбрав соответствующую иллюстрацию, ребенок узнает, о ком же говорится в отрывке. На основе сходства значения и описания нужно сделать выбор.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий