Новости бухарские евреи

Бухарские евреи принадлежат к еврейской диаспоре. Первый съезд Всемирного конгресса бухарских евреев состоялся 23 ноября 2000 года. Масштабный проект посвящен культуре бухарских евреев как феномену особой еврейской идентичности в контексте культур Центральной Азии. Значительное место в экспозиции отведено традиционной одежде бухарских евреев, а также образцам ткачества и золотого шитья. Те, кто уже посетил выставку, отмечают: сейчас, с учетом развития современных технологий, экспозиция — хороший повод на примере бухарских евреев напомнить о по-настоящему.

CМИ: Бухарские евреи могут исчезнуть навсегда

Еврейский музей представляет выставку «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»: Это уже 20-й съезд Всемирного конгресса бухарских евреев.
В Москве открылась выставка о бухарских евреях | Официальный сайт АНО «Содружество народов Евразии» Бухарские евреи: читайте последние новости по тегу в ленте новостей на сайте MK.
Абдулазиз Камилов принял делегацию Всемирного конгресса бухарских евреев Бухарские евреи — одна из этнических групп еврейского народа, история которой уходит в глубину веков.
Абдулазиз Камилов принял делегацию Всемирного конгресса бухарских евреев Бухарские евреи – этнос, сформировавшийся в XVIII веке на территории центральноазиатских мусульманских государств: Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств.

Выставка - Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций (03 марта 2023 )

На съезд прибыли более 1000 раввинов со всего мира. В присутствии главного сефардского раввина Израиля Шломо Амара, главного раввина всемирной бухарской общины Пинхаса Хакоэна Рабина, главного раввина Узбекистана и Центральной Азии Давида Гуревича и многих других влиятельных религиозных деятелей, президент Всемирного Бухарского Конгресса Леви Леваев вручил стипендии восьмистам лучшим ученикам, посвятившим себя изучению Торы, на общую сумму более полмиллиона шекелей. Г-н Леваев пожелал студентам успехов и рассказал, что, поскольку Конгресс считает поддержку образования среди молодежи одной из своих важнейших задач, было решено выделить определенную сумму в качестве стипендии ученикам ешив. С той же преданностью в сердце мы открыли сеть учебных заведений Ор Авнер и, в результате нашей работы, мы видим здесь свыше тысячи ученых молодых людей, представляющих бухарскую общину", — сказал в своем выступлении Лев Леваев.

Для гостей играл симфонический оркестр «Таврический». Посмотрите на лица гостей! Кажется, эти люди умеют получать удовольствие от жизни! Немного фактов о бухарских евреях - Сегодня в мире 250 000 бухарских евреев. Раввина благословляют так: «Чтоб вы были живы и здоровы на службу народа».

С окончательным присоединением Бухарского Эмирата к России жизненные условия местных евреев серьезно изменились. Сюда начала проникать европейская и русская культура, потянулись российские евреи-ашкеназы.

Последнее привело к русификации местных фамилий. Начала появляться национальная интеллигенция, отстаивавшая интересы собственного народа. Разговорным языком постепенно становился русский, хотя бухарский диалект никуда не уходил. Подтверждением тому служит факт издания в Скобелеве нынешней Фергане в первой половине 1910-х бухарско-еврейской газеты под названием «Рахамим». Советский период После падения российского царизма в 1917 новое руководство страны обратило пристальное внимание на бухарско-еврейскую диаспору. Для ее представителей в 1920-х годах в Ташкенте, Коканде, Самарканде были открыты ряд средних и высших учебных заведений. Наиболее известным стал Ташкентский Институт просвещения, созданный благодаря стараниям Рахмина Бадалова, ставшего впоследствии его директором. Интересно, что бухарские евреи, считавшиеся национальным меньшинством, могли бесплатно обучаться в вузах. Не были забыты и средства передачи информации. Уже в 1920-х в крае массово издавались газеты, журналы, рассчитанные именно на бухарских евреев.

Правда, еврейскую графику заменили кириллицей. Высокообразованные бухарские евреи активно привлекались к управленческой работе, службе в армейских структурах. Один из них Илья Левиев работал секретарем Верховного Совета республики. В армии практически не было рода войск, в котором бы не служили бухарские евреи. Во время Великой Отечественной до 30000 бухарцев ушли защищать страну. Порядка трети сложили головы на полях сражений. Огромный вклад представители данной диаспоры внесли в экономическое и культурное развитие страны в послевоенный период. Из их среды вышли профессионалы, развивавшие сельскохозяйственную отрасль, нефтегазовую промышленность, внесшие значительный вклад в строительство среднеазиатских ирригационных сооружений. Из среды бухарских евреев вышла целая плеяда замечательных актеров, музыкантов, поэтов, журналистов, художников, спортсменов.

А так они используются в качестве, к примеру, детских садов, т. Это было и в случае возврата синагог, которые мы просили вернуть, это было и при открытии еврейской школы, когда сам хаким мэр Бухары поддерживал нас в этом начинании. Никакого государственного антисемитизма в современном Узбекистане нет. Наоборот, мы сталкиваемся с ситуацией, когда местное мусульманское население сожалеет по поводу того, что многие бухарские евреи уехали и продолжают уезжать из Узбекистана. Для Бухары и Самарканда вообще характерны комплиментарные отношения между евреями и мусульманами: мы ходим друг к другу в гости, на свадьбы и другие мероприятия. Совершенно нормальной считается в Узбекистане практика взаимных поздравлений с религиозными праздниками, когда мусульмане поздравляют евреев, а евреи мусульман с торжественными датами Иудаизма и Ислама. Например, многие бухарские евреи спокойно по улицам ходят в кипе, и никаких косых взглядов или шептаний за спиной нет. Наоборот, тот факт, что мы не стесняемся ходить в религиозной одежде, вызывает уважение к нам со стороны мусульман. Либо тут сказывается то, что эти события происходят далеко от нашей страны и потому не актуальны для местных мусульман, либо есть понимание у тех же узбеков или таджиков, что бухарские евреи живут рядом, бок о бок, и не стоит из-за арабо-израильских противоречий на Ближнем Востоке ссориться со своими соседями. Насколько необходима ротация кадров иудейского духовенства в Узбекистане? У бухарских евреев духовный сан, как правило, передаётся по наследству. Но как быть с тем, что у сыновей раввинов также сильно миграционное настроение? Скажем, здесь имеется несколько семей, которые вначале репатриировались в Израиль, но, пожив там некоторое время, вернулись обратно в Узбекистан. Основная причина такого возвращения — трудность адаптации к жизни западного государства и ностальгия по своим родным местам. Однако количество вернувшихся несопоставимо меньше количества уехавших навсегда. Через десять лет в Бухаре не останется ни одного еврея.

Выставка об истории и культуре бухарских евреев открылась в Москве

Бухарские евреи откуда есть они пришли в Бухару Благородную?После публикации моих статей по саманидам я получил большое число откликов, разделившихся. Важная новость для бухарских евреев во всем мире, которые говорят по-русски. Бухарские евреи-воины совершили множество героических подвигов, били врага, не жалея сил, отдавая жизнь во имя Победы. От имени правления Всемирного Конгресса бухарских евреев, Лев Леваев передал чек на сумму 2,857,000 шекелей на стипендии 1012 бухарским студентам Израиля. Евреи живут в Бухаре, оазисе на старом Шелковом пути, уже более 2000 лет.

Г.Хидоятов: Бухарские евреи - кто они и откуда пришли в Благородную Бухару?

Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» | Куда сходить в Москве Впервые история и культура бухарских евреев показана как феномен особой еврейской идентичности в контексте культур Центральной Азии.
Г.Хидоятов: Бухарские евреи - кто они и откуда пришли в Благородную Бухару? История Бухарских Евреев.
Последние бухарские евреи — фоторепортаж Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» будет открыта до 16 июля 2023 года, а семейный проект «На языке правил и исключений.
Бухарские евреи на пороге третьего тысячелетия - Словосочетание «бухарские евреи» закрепилось за членами общины потому, что до завоевания Россией Средней Азии значительная часть общины жила на территории Бухарского ханства.

Еврейский музей представляет выставку «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»

С 3 марта по 18 июня 2023 года в Еврейском музее и Центре толерантности пройдет выставка «Евреи Бухары: на перекрестке цивилизаций». В общей сложности, диаспора насчитывает около 200 000 бухарских евреев, которые сейчас проживают преимущественно в Израиле и США. 2 марта в Еврейском музее и центре толерантности (г. Москва) прошло торжественное открытие выставки «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». СРЕДНЕАЗИАТСКИЕ ЕВРЕИ, бухарские евреи (самоназвания – бухори, яхудиёни бухори), этнич. группа евреев в Ср. Азии.

Лазарь Борухов: «Мусульмане сожалеют, что евреи уезжают из Бухары»

Термин бухарские евреи означает евреи города Бухары и евреи Бухарского эмирата. О причинах этого явления и о судьбе бухарских евреев мы поговорили с хазаном Ново-махаллинской синагоги Бухары Лазарем Боруховым. Термин бухарские евреи означает евреи города Бухары и евреи Бухарского эмирата. Бухарские евреи откуда есть они пришли в Бухару Благородную?После публикации моих статей по саманидам я получил большое число откликов, разделившихся. Здесь покажут предметы быта, изделия ремесленников, уникальные исторические документы и фотографии, которые должны дать представление об истории и культуре бухарских евреев. Невозможно было описать антропонимию бухарских евреев, не зная языка, историю, традиций этого народа, все эти аспекты взаимосвязаны.

Путь бухарских евреев: от ювелиров до меценатов, из Азии в Америку

Проект организован совместно с Политехническим музеем и проходит в рамках объявленного в России Десятилетия науки и технологий 2022—2031. Значительную часть экспозиции занимают интерактивные зоны: «космическая» песочница с кинетическим песком, цифровая биография «Fish Making», комната Эймса, и звуковая стена «Природные явления». Выставочный проект сопровождает масштабная программа мероприятий. К выставке подготовлены семейная программа, специальная публичная программа и интерактивная экскурсионная программа для посетителей с ментальными особенностями.

Вокруг темы выставки построена программа детской резиденции «Наука через искусство».

Большинство произведений являются частью коллекции Музея истории евреев в России и собраны в еврейских семьях в ходе музейных экспедиций в Среднюю Азию. Также на выставке будут представлены экспонаты из собрания Российского этнографического музея, Фонда Марджани и частных коллекций. Выставки подобного масштаба и наполнения еще не было ни в одном этнографическом, еврейском или художественном музее.

Как особый еврейский субэтнос бухарские евреи окончательно сформировались в XVIII веке на территории центральноазиатских мусульманских государств: Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств. Однако их культура наследовала и продолжила традиции гораздо более раннего времени, корни которых восходят к эпохе Персидской империи. Уже в эпоху Средневековья Бухара и Самарканд стали заметными центрами еврейской учености и религиозной поэзии на фарси и иврите. Несмотря на дискриминацию и религиозные гонения, которым они подвергались в Центральной Азии, бухарские евреи играли важную роль в развитии местной музыкальной культуры и традиционных ремесел.

Сведения об этой волне переселенцев даёт Иосиф Флавий в произведении «Иудейские древности». В книге XII в главе 3 Иосиф Флавий описывает в каком необыкновенном почёте были иудеи у эллинистических царей и добавляет «таким же уважением пользовались они в глазах прочих царей Азии после того, как приняли участие в их походах. Селевк I Никатор удостоил их во всех основанных им в Азии и Нижней Сирии городах, равно как в самой столице, Антиохии , права гражданства и сделал их равноправными с македонянами и греками, что осталось в силе по настоящее ещё время». Одним из городов, который был основан в Азии при Селевке I Никаторе и в котором иудеям он предоставил права гражданства был город Антиохия-Маргиана, основанный примерно в 288 году до новой эры его сыном-соправителем Антиохом I Сотером на месте разрушенной греческой колонии, основанной Александром Великим в Мервском оазисе. Первые археологические свидетельства проживания иудеев на территории среднеазиатского региона были обнаружены советскими исследователями во время раскопок в Мервском оазисе в 1954 году.

Были обнаружены остатки древней синагоги, а также черепки с еврейскими надписями и именами. Обнаруженное относилось к периоду от II века до новой эры до I века новой эры [9]. Эти археологические свидетельства подтверждают проживание иудеев в Мервском оазисе со времён Селевка I Никатора, Антиоха I Сотера и Антиоха II Теоса , которым они даровали права гражданства, как и упомянул Иосиф Флавий в произведении «Иудейские древности». Парфянская империя[ править править код ] Около 115 года до новой эры при представителе парфянской династии Аршакидов Митридате II был захвачен Мервский оазис вместе с его населением и иудеи из Мервского оазиса постепенно стали переселятся в парфянскую столицу Нису. Прожив в Нисе более 100 лет, иудеи Нисы со временем перешли на парфянский язык для общения в повседневном быту.

О таких парфяноязычных иудеях из среднеазиатского региона упомянуто в книге «Деяния Апостолов» , где они представляны иностранными паломниками в Иерусалиме на праздник Пятидесятницу Шавуот в 33 году новой эры, общающимися с двенадцатью апостолами, ближайшими учениками Иисуса Христа. Часть из паломников крестилась после общения с апостолами. Таким образом, благодаря деятельности апостолов, в Парфянской империи появилось довольно много иудеохристиан — евреев христианского вероисповедания, включая в столице Нисе. Вторая Иудейская Война[ править править код ] Парфянские иудеи приняли активное участие во Второй Иудейской Войне в 115—117 годах против римлян во главе с императором Траяном , бои которой велись и на территории Месопотамии, и окончившейся решительной победой римлян. Можно предположить, что отдельные иудейские подкрепления поступали на войну и из среднеазиатских областей Парфянской империи.

Государство Сасанидов[ править править код ] В 224 году новой эры вместо парфянской державы Аршакидов возникает персидское государство Сасанидов. На языке персов государства Сасанидов термин иудей передаётся как джахуд. В это время получил широкое распространение прозелитизм [10]. Это явление связано с тем, что в государстве жило много иудеев, которые привлекали своей уникальной религией новых приверженцев. В начале 300-х годов новой эры об иудеях в среднеазиатском Мервском оазисе содержится упоминание в Вавилонском Талмуде Ав.

Несомненно, что это была та самая иудейская община, которая проживала в области со времён первых Селевкидских царей. Собственно, с шахиншахом Бахрамом — сыном иудейки Шошандухт, связано основание еврейской общины в районе города Бухары. Это произошло, когда Бахрам V в 427 году выступил на военное сражение с эфталитами [12]. Как рассказывает Абу Ханифа ад-Динавари в «Книге связных рассказов» «эфталиты изъявили ему покорность и попросили его, чтобы он установил им определенную границу между ним и ими, которую они обязались бы не преступать. Бахрaм в качестве границы избрал место, глубоко вдающееся в их сторону, приказал построить там башню и её назначил границей.

Место, глубоко вдающееся в их сторону, которое избрал Бахрам V в качестве границы между эфталитами и Персией, это район города Бухары, где поселились персидские пограничники, иудеи в среде которых не были исключением. О том, что Бухара служила границей на долгие годы между Персией и эфталитами, видно из дальнейшего абзаца в «Книге связных рассказов», где описывается завоевание среднеазиатского региона тюрками. Пока тюрки не приближались к Бухаре, Персия не вступала в войну с тюрками «Тогда царь турок, хaкaн Синджибу, собрал свой народ, снарядился и пошел походом против земли Хорасанской; он овладел Шашем, Ферганой, Самаркандом, Кешем и Несефом и дошел до самой Бухары. Узнав об этом, Хосрой поставил своего сына и наследника Ормузда во главе многочисленного войска и отправил его на войну с турецким хaкaном. Ормузд отправился в поход, но когда он приблизился к хaкaну, тот покинул захваченные им области и вернулся восвояси, а Хосрой отправил Ормузду послание с приказом вернуться обратно».

Бахрам V поселил иудейских и персидских пограничников на долгие годы на границу в Бухаре. Более того, шахиншах назначил своего младшего брата Нарсэ наместником провинции Хорасан то есть Средней Азии с резиденцией в городе Балх. Собственно, с Нарсэ связано основание еврейской общины в городе Хорезм — столице провинции Хорезм. Как сказано в книге о правителях, основавших города в Персии, называемой «Города Ирана» «Город Хорезм основал Нарсэ сын иудейки» [14]. В этой книге иудейское происхождение Нарсэ приводится для того, чтобы объяснить источник наличия иудеев в городе.

Иудеи продолжили жить в провинции Хорасан вплоть до арабского завоевания Мерва в 652 году, пережив и Сасанидскую Персию и Тюркский каганат. Арабский халифат и Хазарский каганат[ править править код ] Ещё до завоевания арабами столицы Хорасана — города Мерва в 652 году, в нём проживали с Сасанидского времени иудеи, христиане и зороастрийцы. А уже через 87 лет они упомянуты Ат-Табарием в книге «История пророков и царей», где он рассказывает, что после того, как наместник Хорасана Наср ибн Сияр вернулся в Мерв после похода в Мавераннахр в 739 году, он произнёс речь перед людьми: «Ведь Бахрамсис заботился об огнепоклонниках , защищая их и возлагая наложенные на них подати на мусульман? Ведь Ишибдад, сын Грегора, заботится о христианах, а Акиба ал-Яхуди — об иудеях, делая то же самое? И я позабочусь о мусульманах и защищу их и переложу тяготы их на язычников.

Упомянутая подать, так называемая джизья , налагалась на население обладающее статусом зимми , в которое входили; зороастрийцы, христиане и иудеи. Зиммии упомянуты и в Бухаре между 715 и 724 годами при предыдущем наместнике Хорасана Асаде сыне Абдуллы Кушайри. Как рассказывает Наршахи в книге «История Бухары», при бухархудате Тахшаде I «появился один человек, который стал проповедовать ислам жителям Бухары. Жители Бухары большею частью были зиммиями и платили подушную подать. Можно предположить, что среди зиммиев Бухары были не только зороастрийцы и христиане, но и иудеи.

А тем временем в соседнем с Арабским халифатом Хазарском каганате хазары под влиянием своего полководца Булана перешли в иудаизм. В середине 700 годов часть Средней Азии, в частности Хорезм, входил на несколько десятилетий в состав Хазарского каганата, куда мигрировали иудеи из мусульманских Хорасана и Мавераннахра. Оставшиеся иудеи Хорасана и Мавераннахра осуществляли связь с Хазарским каганатом посредством торговой корпорации « Раданиты », о которой упомянул в 800 годах Ибн Хордадбех в «Книге путей и стран», где он пишет, что раданиты путешествовали в Хорасан и Мавераннахр через Хазарский каганат из славянских земель: «Путь еврейских купцов ар-Разанийа, которые говорят по-арабски, по-персидски, по-румийски, по-франкски, по-андалузски, по-славянски. Они в самом деле путешествуют от ал-Машрика до ал-Магриба и от ал-Магриба до ал-Машрика по суше и по морю… Иногда они держат путь по ту сторону севернее Румийи, в страну славян, затем в Хамлидж — главный город хазар, далее по морю Джурджан, затем в Балх и Мавараннахр, затем в Урт тугузгуз, затем в ас-Син. Столицей Мавераннахра в этот период был город Самарканд, в котором правил эмир Наср I правнук Саман-худата , и тогда в 800 годах, благодаря раданитам, в городе возникает большая иудейская община.

Более 2 веков исповедовали хазары иудаизм и за это время иудейские общины распространились через Хазарский каганат из Персии и среднеазиатского региона до земель восточных славян. В ней много евреев, мало христиан, и есть разные виды магов…» [18]. Газневиды, Караханиды, Сельджукиды, Каракитаи, Хорезмшахи[ править править код ] В дальнейшем на протяжении более 200 лет в среднеазиатском регионе правили различные династии; Караханиды , Газневиды , Сельджукиды , Каракитаи и Хорезмшахи. На протяжении всего этого периода иудеи продолжали жить на среднеазиатских землях. В 1000 годах об иудеях в среднеазиатском регионе сообщает поэт Унсури , который упомянул о них в своей касыде во славу султана Махмуда Газневи.

В первой половине 1100 годов об иудеях в Самарканде упоминает ан-Насафи в книге «Кандия малая», где он пишет, что в Самарканде у синагоги: «В настоящее время место это носит прозвище еврейской улицы. В этой книге приведён рассказ из более раннего источника «Известия» об иудее построившем в Самарканде свинцовый акведук «Джуй Арзиз» [19].

Фото пресс-служба музея На выставке будет представлено около 200 экспонатов — образцы народного искусства и предметы быта, изделия ремесленников, ритуальные предметы, амулеты, уникальные исторические документы и фотографии.

Ядром проекта станут различные элементы декора традиционных еврейских домов из Самарканда и Бухары конца XIX — первой трети XX века: именно они лягут в основу специально созданной инсталляции, рассказывающей о жилище бухарско-еврейской семьи. Значительное место отведено традиционной одежде бухарских евреев и образцам ткачества и золотого шитья. Большинство произведений являются частью коллекции Музея истории евреев в России и собраны в еврейских семьях в ходе музейных экспедиций в Среднюю Азию.

Также на выставке будут представлены экспонаты из собрания Российского этнографического музея, Фонда Марджани и частных коллекций. Выставки подобного масштаба и наполнения еще не было ни в одном этнографическом, еврейском или художественном музее.

Другие выставки

  • CМИ: Бухарские евреи могут исчезнуть навсегда
  • Подробности
  • Всемирный Конгресс бухарских евреев
  • Бухарские евреи - главные новости и последние события
  • Еврейская панорама :: 5 (107) Май 2023 :: «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»
  • Г.Хидоятов: Бухарские евреи - кто они и откуда пришли в Благородную Бухару? | Новости

В Центре толерантности открылась выставка, посвященная бухарским евреям

На выставке представлено более 200 экспонатов из фондов двух музеев — ее инициаторов, а также из Российского этнографического музея, Фонда Марджани и частных коллекций. Фото: Еврейский музей и центр толерантности Экспозиция включает несколько тематических разделов, в том числе «Религиозные обычаи», «Жизненный цикл», «Традиционные занятия и ремесла, музыка, танец, театр», «Традиционная одежда». Наиболее зрелищным представляется раздел «Дом и традиционная бытовая культура», где можно увидеть фрагменты домов евреев из Бухары и Самарканда конца XIX — первой трети XX века: входные двери, ставни, части колонн, расписной потолок, амулеты, предназначенные для охранения дома, а также предметы повседневного быта. Фото: Еврейский музей и центр толерантности Инсталляцию дополнят образцы народного искусства, изделия ремесленников, ритуальные предметы, уникальные исторические документы и фотографии. Еврейский музей и центр толерантности «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» До 18 июня.

Еврейский музей и центр толерантности открыл выставку «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» 3 марта 2023 - 18 июня 2023 2 марта в Еврейском музее и центре толерантности состоялось открытие выставки «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Этот масштабный совместный проект Еврейского музея и Музея истории евреев в России представляет историю и культуру бухарских евреев как феномен особой еврейской идентичности в контексте культур Центральной Азии. Выставка проходит при поддержке Всемирного конгресса бухарских евреев. Берл Лазар, главный раввин России: «Я хорошо помню, когда 35 лет назад я впервые побывал в Ташкенте. Тогда уже наступило время исхода, многие евреи уезжали из Центральной Азии, и, хотя атмосфера бухарских евреев еще отчетливо ощущалась, люди жаловались, что традиции и культура теряются. Ведь жили так компактно и дружно, а теперь все разбросаны по всему миру. Тогда, в 87 году, не было ничего, что содействовало бы сохранению традиций бухарских евреев, но сегодня почти в каждой стране есть община бухарских евреев. Несмотря на территориальную разрозненность, они везде имеют свой дом и соблюдает традиции. Кухня, одежда, язык — всё сохранилось даже у молодого поколения, детей и внуков. И это пример для нас, тех, кто привык проводить большую часть жизни в виртуальном мире, кто забыл, как нужно дружить, что такое добрые соседские отношения. И, наверное, неслучайно открытие выставки состоялось в преддверии Пурима — праздника, который символизирует единство, который учит нас быть добрыми. Сегодня я увидел, как силен дух бухарских евреев, которые умеют чтить свои корни, ведь самоидентификация — это основа общества. И пусть в сердце каждого из нас сохранится память о нашем происхождении, наших предках и их традициях». Экспозиция встретила гостей в центральном лобби музея и продолжилась в левой галерее, увлекая зрителей в захватывающее историческое и культурно-этнографическое путешествие, включающее подразделы «Дом и традиционная бытовая культура», «Религиозные обычаи», «Жизненный цикл», «Традиционные занятия и ремесла, музыка, танец, театр», «Традиционная одежда». Александр Борода, генеральный директор Еврейского музея и центра толерантности: «Община бухарских евреев является показательным и интереснейшим примером того, как сохраняется самобытность субэтнической общности, несмотря на ее расселение из Центральной Азии по всему миру.

Важно подчеркнуть, что несмотря на все сложности, которые наши собратья испытывали, живя в Центральной Азии, бухарские евреи играли весьма важную роль в развитии местной музыкальной культуры и традиционных ремесел, занимали видное место в системе международной торговли между Россией и странами Востока. Успешные еврейские купцы выдвинули из своей среды деятельных предпринимателей, просветителей и меценатов, которые стали первопроходцами в промышленности, в области внедрения новых систем образования, в сфере становления театра и современного книгоиздательства в регионе. Бухарские евреи, наряду с ашкеназскими и горскими евреями, создавали национальные колхозы, новые школы, служили в Красной армии, воевали в Великой Отечественной войне, среди бухарских евреев есть значительное число ученых, представителей науки, культуры, искусства, творческой интеллигенции. Однако на всех этапах своей истории и в различных интеграционных процессах, несмотря на внешние влияния в разных странах, бухарские евреи сумели не раствориться в остальных этносах, сохранив свою изумительную самобытную культуру, особые обычаи и обряды, преданность иудаизму. Подводя итоги вечера: oщущения от этого мероприятия у меня остались самые удивительные — я словно совершила небольшое путешествие на малую родину бухарских евреев, где на самом деле — никогда не была, в полной мере ощутив манящие запахи их кухни и пряных острых специй, насладившись яркими красками их посуды и костюмов, неплохо познакомившись с культурой, обычаями и традициями бухарских евреев, не покидая пределы российской столицы. Значит, организаторам проекта в полной мере удалось реализовать задуманное.

Бухарские евреи В 586 г. Иерусалимский храм, святая святых иудеев, был разрушен, его сокровища увезены в Вавилон. Иудейское царство перестало существовать. Произошло массовое изгнание иудеев из Иерусалима и других городов и сел страны. В Вавилон были уведены ремесленники , ученые люди, купцы, вероятно коло 50 тыс. Очилдыев "Пленники Навуходоносора". Нью-Йорк 1998 г. Священный город Иерусалим лежал в руинах, заросший дикими травами. Переселенцы расселялись компактными группами, автономно , что позволило им сохранить язык, традиции, веру , образ жизни и быстро размножаться. Среди иудейских пленников сильна была надежда на скорое возвращение на родину. Однако, пророки ориентировали своих земляков на долгие годы проживания на чужбине. Со временем сыны Израиля хорошо обустроились, многие достигли больших успехов, накопили немалые богатства. Оказавшись рядом с Вавилоном, городом торговцев, многие из них быстро богатели посредством торговли и приобрели большое влияние в придворных кругах мировой державы. В 539 г. Вавилон пал. Он был завоеван персидским царем Киром. Он был провозглашен царем Вавилона. Теперь евреи оказались подданными нового государства-Персии. Всем евреям он разрешил вернуться на родину. Но некоторые предпочли остаться. Персия стала мировой державой и это предоставляло еврейским торговцам огромные возможности как для торговли так и продвижения по службе. Часть из них потянулись в Среднею Азию, которая привлекала своими плодородными землями, обилием воды, развитым животноводством, умеренным климатом. Первое еврейское поселение здесь появляется в Балхе. В течении нескольких последующих веков Балх становится самым крупным центром еврейской общины в Средней Азии. Постепенно евреи стали расселяться и по другим крупным центрам этого региона. Вскоре еврейские поселения появляются в Согде. Они постепенно ассимилировались с ираноязычными племенами Хоросана и иранский язык стал для них родным. Но сохранилась их вера-иудаизм, их поклонение Сиону, образ жизни, мечта когда-нибудь вернуться на историческую родину. Будучи разбросанными по многим странам евреи стремились сохранить этническое единство и не вступали в брачные отношения с другими нациями. Тем самым они сохранили свою этническую идентичность. Видимо первые еврейские поселенцы стали переселяться в Бухару еще в VII в. Они бежали сюда вместе с иранскими беженцами и обосновали здесь свои кварталы. Говорили они на пехлеви, являющимся официальным языком Сасанидов, с диалектом древнего согдского языка. Позже в Бухаре был создан новоиранский язык- дари и они быстро освоили его, но сохранили элементы пехлеви. Поэтому их язык является смесью древнеиранского языка ахеменидов, пехлеви и дари, с элементами тюркского языка. Он стал основой современного таджикского языка. Поэтому истинные таджики, живущие в северных районах Афганистана и Пакистана, говорят на совершенно иных языках, местных диалектах, их три - каратегинский, являющийся бадахшанским наречием, дарвазско-ваханский и шугнанский. Бухара, завоеванная арабами, ставшая столицей централизованного государства саманидов, а позже караханидов, ануштегенидов хорезмшахов стала практически второй родиной евреев. Они развивали торговлю, ремесленничество. Отсюда они начали расселяться по другим городам Туркестана. Их общины с синагогами появляются в Шахрисябзе, Ширабаде, Гиссаре, Самарканде. Новая группа евреев прибыла в Бухару по инициативе Тимура. Рассказывают, что в Ширазе Иран Тимуру преподнесли в подарок шелковую ткань необыкновенной красоты. Он заинтересовался мастерами, изготовившими ее. Оказалось, что мастерами были евреи. На приглашение властителя новой империи переселиться в Бухару еврейские ремесленники поставили одно условие: они переселятся, если это будет разрешено сделать одновременно десяти семьям, так как "по их законам молитву можно читать с участием не менее десяти взрослых мужчин". Тимур согласился. В Бухару переселилось десять семей искусных красителей. Они создали в Бухарском эмирате отдельную отрасль промышленности: красильные мастерские по окраске шелка и пряжи. Диаспора бухарских евреев развивалась быстро. Они захватили в свои руки торговлю некоторые отрасли ремесленничества. Им принадлежало несколько хлопкоочистительных цехов, а также винокуренные заводы в Ширабаде, Шахрисябзе, Душанбе, Гиссаре и Бухаре. Живя своими общинами и исповедуя иудаизм, бухарские евреи по своему физическому типу резко отличаются от европейских евреев. Долголетнее сосуществование в мусульманской азиатской среде наложило особый отпечаток на их внешность, благодаря которому они выделялись как среди своих европейских соплеменников, так и местного населения. Они сохранили чистоту типа, напоминаюшего библейских евреев Палестины. В Бухаре они нашли благоприятную природную и социальную среду для жизни, деятельности, торговли. Они были двуязычными и совершенно свободно говорили на смешанном иранском наречии и узбекском языке. С завоеванием Средней Азии Россией и образованием Туркестанского края с русской администрацией они быстро освоили и русский язык и практически захватили в свои руки всю русско-бухарскую торговлю. Многие настолько хорошо освоили узбекский язык, что стали переводчиками на узбекский язык русских и персидских писателей. Стали узбекскими писателями и поэтами. Они не ассимилировались с узбекской нацией, но стали интегрированной ее частью.

Форма поиска

  • Бухарские евреи обратились к Шавкату Мирзиёеву с жалобой на Юлдуз Усманову - , 22.05.2021
  • Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций - Новости и события
  • Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»
  • Последние бухарские евреи — фоторепортаж
  • Еврейский музей и центр толерантности открыл выставку «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»

Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» | Куда сходить в Москве

Экскурсия по выставке «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» - YouTube Фотографии из репортажа РИА Новости 02.03.2023: Выставка "Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций" | Больше фото в банке визуального контента медиагруппы «Россия.
«Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»: редкие экспонаты в Еврейском музее Торжественное открытие выставки «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций», состоялось 2 марта 2023 года.

Выставка "На перекрестке цивилизаций" рассказывает о евреях Средней Азии

2 марта в Еврейском музее и центре толерантности состоялось открытие выставки «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Конгресс бухарских евреев России и СНГ выражает свои глубокие соболезнования всем родным и близким покойного. История Бухарских Евреев. О причинах этого явления и о судьбе бухарских евреев мы поговорили с хазаном Ново-махаллинской синагоги Бухары Лазарем Боруховым. Первый съезд Всемирного конгресса бухарских евреев состоялся 23 ноября 2000 года.

Организатор

  • Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
  • В Москве прошла презентация книги «Елена Коровай: иной взгляд. Бухарские евреи в русской культуре»
  • Другие новости категории
  • В Москве откроется выставка об истории и культуре бухарских евреев
  • СРЕДНЕАЗИА́ТСКИЕ ЕВРЕ́И
  • Выставка - Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций (03 марта 2023 )

Выставка - Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций (03 марта 2023 )

С 3 марта по 3 сентября 2023 года Еврейский музей и центр толерантности совместно с Музеев истории евреев России представил выставку «Бухарские евреи: на пер. ноги скрестили по-Бухарски. Могут ли бухарские евреи стать на этих выборах реальной, значимой силой? Словосочетание «бухарские евреи» закрепилось за членами общины потому, что до завоевания Россией Средней Азии значительная часть общины жила на территории Бухарского ханства.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий