Новости волжская булгария карта

Несмотря на упоминающийся в арабских источниках “разгром Волжской Булгарии” русами в ходе восточных походов Святослава, очень скоро волжские Булгары подчинили себе буртасов и вплотную приблизились к землям вятичей, занимавшим оба берега реки Оки. 1100 лет назад Волжская Булгария официально приняла ислам, как государственную религию на своей территории.

Великая Болгария

  • Легенда о Биляре
  • Волжская Булгария: столица, история образования, обычаи и культура волжских булгар
  • Волжская Булгария: столица, история образования, обычаи и культура волжских булгар
  • Межпоселенческая централизованная библиотечная система | Новости
  • Булгары – народ, ставший началом для многих
  • Исторические карты, составленные основе данных «Джагфар тарихы»

Волжская Булгария в X– XII вв.

  • БУЛГАРИЯ ВОЛЖСКО-КАМСКАЯ • Большая российская энциклопедия - электронная версия
  • About the Museum-Reserve
  • Cодержание
  • Комментарии
  • БУЛГА́РИЯ ВО́ЛЖСКО-КА́МСКАЯ
  • Исчезнувшее государство. Историк — о Волжской Булгарии

Тартария и Волжская Булгария

В конце IX-начале X века в Среднем Поволжье образовалось сильное государство Волжская Булгария, столицей которого стал город Великий Булгар. Волжская Булгария была сильным государством, однако, как и многие другие государства, пала под натиском Монгольской империи в XIII веке. Волжская Булгария относительно недавнее нововведение от представителей татар с желанием удревнить историю своего народа. Волжская Булгария на карте Древней Руси выглядела примерно так. Это новый документальный фильм – путешествие по стране, которой нет на карте, но ее следы ощущаются повсеместно на волжской земле. Но когда Орда в XV столетии начала трещать по швам и распадаться, Волжская Булгария окончательно исчезла с политической карты мира.

«Волжская Булгария»

Волжские Булгары. Волжские Булгары. Šenger Tinĕs. Чувашский АкаТуй. В конце IX-начале X века в Среднем Поволжье образовалось сильное государство Волжская Булгария, столицей которого стал город Великий Булгар. Волжская Булгария была сильным государством, однако, как и многие другие государства, пала под натиском Монгольской империи в XIII веке. Несмотря на упоминающийся в арабских источниках “разгром Волжской Булгарии” русами в ходе восточных походов Святослава, очень скоро волжские Булгары подчинили себе буртасов и вплотную приблизились к землям вятичей, занимавшим оба берега реки Оки.

«Волжская Булгария»

Отсчёт независимости Волжской Булгарии принято вести с начала 10-го века. Поэтому локализация Волжской Булгарии на карте Ибн Хаукаля «привязана» к изображению реки Атил и тем народам, которые соседили с булгарами, прежде всего, к русам и славянам. «Волжская Булгария» 20 мая 2023, Усадская сельская библиотека – филиал № 31 в Высокогорском районе — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить билет. Волжская Булгария Некоторое время Волжская Булгария была вассалом Хазарского каганата, но после взятия Саркела князем Святославом стала независимой. Булгары, как известно из исторических летописей, долгое время являлись столицей Волжской Булгарии. Это новый документальный фильм – путешествие по стране, которой нет на карте, но ее следы ощущаются повсеместно на волжской земле.

Булгария: административно-территориальное устройство и города

Однако, несмотря на это влияние, Волжская Булгария смогла сохранить собственную культурную и религиозную самобытность. Одним из самых значительных наследий Золотой Орды в Волжской Булгарии стало распространение ислама. Монголы были терпимы к различным религиям, и они позволили жителям Волжской Булгарии продолжать исповедовать свою религию. Однако они также поощряли распространение ислама, и в этот период многие жители региона перешли в эту религию. Золотая Орда Золотая Орда также сыграла свою роль в экономическом и политическом развитии Волжской Булгарии.

Они создали систему налогообложения и управления, которая помогла сохранить стабильность в регионе. Они также поощряли торговлю и коммерцию, что привело к росту городов и развитию процветающей городской культуры. Сегодня наследие Золотой Орды все еще можно увидеть в культуре и истории Волжской Булгарии. Распространение ислама и развитие городской культуры — это неизгладимое наследие Золотой Орды в регионе.

Хотя период монгольского владычества был отмечен конфликтами и потрясениями, он также сыграл значительную роль в формировании самобытности и культуры народа Волжской Булгарии. Роль Казанских татар в становлении Волжской Булгарии Казанские татары сыграли значительную роль в истории и жизни Волжской Булгарии. Татары были тюркским народом, мигрировавшим в этот регион в XIII веке, во время монгольского нашествия. Первоначально они поселились в окрестностях Казани, которая была важным торговым и культурным центром.

Воины Волжской Булгарии Со временем казанские татары интегрировались в социальную и политическую структуру Волжской Булгарии. Они играли важнейшую роль в экономике, выступая в качестве квалифицированных ремесленников и торговцев. Они также были влиятельны в военной сфере, поставляя солдат для обороны региона. Казанские татары также сыграли важную роль в распространении религии Волжской Булгарии.

Казанцы были набожными мусульманами и основали мечети и исламские школы во многих городах и посёлках Волжской Булгарии. Казанские татары играли важную роль в политике и культуре Волжской Булгарии. Они часто выступали в качестве посредников между правящим классом и простым народом и играли важную роль в заключении мирных соглашений между враждующими группировками. Татары также были известны своими дипломатическими способностями и играли ключевую роль в заключении торговых соглашений и союзов с соседними государствами.

В целом, казанские татары были неотъемлемой частью истории и культуры Волжской Булгарии. Они внесли значительный вклад в экономику, военное дело, религию и политику региона, и их влияние ощущается в регионе и по сей день. Во времена правления Золотой Орды казанские татары сыграли значительную роль в истории Волжской Булгарии. Именно они завоевали и ассимилировали остатки булгар в свою культуру и язык.

В результате татарский язык стал доминирующим языком региона, а многие обычаи и традиции булгар были утрачены. Казанские татары В XV веке казанские татары основали Казанское ханство, которое стало государством-преемником Золотой Орды. Казанское ханство было важным центром торговли и культуры, и многие учёные и художники со всего мира приезжали в этот регион для обмена идеями и знаниями. Занятия и обычаи жителей Волжской Булгарии Одним из основных занятий волжских булгар было сельское хозяйство.

Они выращивали такие культуры, как пшеница, ячмень и просо, а также разводили домашний скот — лошадей, крупный рогатый скот и овец. Булгары использовали передовые ирригационные системы для повышения урожайности и были известны своим мастерством в разведении лошадей. Помимо земледелия, волжские булгары были искусными торговцами. Они контролировали крупный торговый путь, соединявший Балтийское и Каспийское моря, и были известны своей торговлей мехами, медом, воском и рабами.

На обычаи волжских булгар влияли как кочевые, так и оседлые культуры. Они практиковали форму шаманизма, включающую поклонение предкам, и верили в силу талисманов и амулетов. Они также приняли элементы ислама после того, как в X веке их обратили в свою веру мусульманские миссионеры. Волжские булгары были организованы в иерархическое общество с правящим классом знати и низшим классом простолюдинов.

На современном этапе татары-мусульмане играют важную роль в жизни Российского государства. Изучая историю ислама, мы изучаем историю не только татар, но и других народов. Это помогает нам лучше понимать друг друга, находить общий язык и избегать многих конфликтов. Вашему вниманию исторический онлайн-экскурс «История Волжской Булгарии».

Язык булгар был похож на тюркский с элементами хазарского и печенегского. После принятия ислама стала активно использоваться арабская графика. Географическое положение государства полностью предопределило его экономический путь. Первая столица — Болгар — стояла на водном пути из Каспийского моря в Европу. Нахождение на речных путях обеспечивало экономический рост и активную торговлю. Плодородные земли вдоль рек стимулировали развитие сельского хозяйства. Основными занятиями населения стали земледелие и скотоводство. Из-за специфики климата выращивались в основном зерновые. Большие территории засеивались пшеницей и рожью. Булгары даже поставляли хлеб русским. Это особо помогло в голодные для российских земель годы. В память об этом в Великом Болгаре открыли «Музей хлеба», который знакомит гостей со всеми аспектами развитого земледелия булгар. Булгарское ремесленное дело было известно во всех соседних государствах. Мастера славились работой по драгоценным камням и металлам, обработкой кожи и мехов, резьбой по камню и металлу, гончарным делом. До нас дошли многочисленные ювелирные украшения, снаряжение для верховой езды с мусульманскими растительными орнаментами, выполненные из меди, серебра и золота. Городища, селища и предметы быта булгар были найдены в Татарстане и Чувашии, Самарской, Пензенской и Ульяновской областях. Некоторые исследователи предполагают, что северные границы государства доходили вплоть до Карского моря. Активно развивалось и скотоводство. Булгарские кони считались одними из самых лучших и активно продавались в соседние государства и на восток.. Народ Булгарии занимался бортничеством. Поволжский мед славился как в Европе, так и в Азии. После развала государства навыки бортничества перешли в татарскую культуру, где сохранились и по сегодняшний день.

В суровых условиях царского самодержавия, в условиях угнетения народов она имела силы даже на вооруженную борьбу против царских войск и порой насчитывала в своих рядах до 50 тысяч человек. Совет волжских болгарских мусульман выражал интересы тех людей, которые ставили своей целью, во что бы то ни стало, сохранить родное имя болгары, добиться свободы и торжества Истины, изгнать зло и насилие из жизни. Лидер её Сардар Ваисов как-то писал императору Николаю II: Мы подняли зелёное знамя с изображением звезды и полумесяца…, защищаем наши религиозные, национальные и политические права, ведя священную борьбу против правительства угнетателей. Как видим, возрождение собственной государственности для волжских болгар не было самоцелью, а было средством обретения человеческих прав и свобод; необходимым условием достойной жизни. И народ понимал, что добиться человеческого достоинства и благополучия можно только восстановив свою родную Волжскую Болгарию. Тут уместно будет сказать, что никаких народных движений, преследовавших возрождение Золотой Орды, российская история не знает, потому что ни один народ России никогда не считал себя татарами. Итак, мы подошли к ХХ веку, и видим, что и в начале 20 века татары в России ещё не появились. Не пришли ещё татары из Монголии или откуда-нибудь. Об этом авторитетно свидетельствует энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, изданный в СПб в 1907 году, гдк прямо записано: Татар, как отдельного народа не существует. И далее продолжает, что термин татары - собирательное название тюркских народов. Для примера можно напомнить, что такое явление - называть разные народы одним именем - мы наблюдаем и в новейший период нашей истории: название индейцы применяется для аборигенов Америки, хотя сами они называют себя по имени своего племени — могикане, гуроны, майя и т. Почему-то после распада СССР ни один народ не называет себя советским народом. Очевидно, что болгарский народ продолжает жить на прежних своих землях, называет себя своим собственным именем и никакого татарского народа в Казанской губернии не существует. Возникает мысль, что революция явилась роковым рубежом, в ходе которой совершился акт переименования волжских болгар в казанских татар. Почему и как это произошло? В начале ХХ века великорусский шовинизм переживал свой зловещий расцвет. И не всем было дано стойко противостоять его гнету. Многие не выдерживали. И вот под этим давлением этнонимическое сознание волжско - болгарского народа раскололось на три больших течения. Об основном, традиционном течении, идущем из глубины веков, мы уже говорили: это Совет волжских болгарских мусульман, называемое ещё Ваисовским движением по имени лидеров её — отца и сына Ваисовых. Но в это время появились люди, которые увидели выгоду для себя в названии татары. Они считали, что надо называться татарами назло русским. Это течение называется татаризмом. Оно явилось выражением шовинистических тенденций оскорбленного национального чувства. Шовинизм против шовинизма. Зло против зла. Отчаяние, выражаемое формулой: чем хуже, тем лучше. Например, один из основоположников этого течения писатель Г. Ибрагимов, именем которого названы институт языка, литературы и истории ИЯЛИ АН РТ, и один из проспектов нашего города, так изложил основной тезис татаризма: Мы не только тюрки, мы и монголы. Мы - люди, мы — монголы; мы - тюрки; мы - татары. Наша зарождающаяся культура будет татарской культурой. И в то же время бесспорное свидетельство того факта, что в начале ХХ века татарского народа ещё не было. Его только пытались зародить. Причем фактическое положение дел с кличкой татары было таким, что народ её считал ругательным словом. Сам же Ибрагимов Г. Каким надо быть подлецом, чтобы после этого навязывать родному народу ненавистную кличку татары! Третье течение, наверное, можно назвать рациональным. Его характеризовало стремление отстоять Истину и справедливость разумными политическими методами. Видным представителем этого течения был Садри Максуди. В июле 1917 года, когда после февральской революции первые лучи свободы согрели души угнетенных народов, мусульмане Внутренней России созвали съезд в Казани и решили возродить свою национальную государственность. Это дело поручили С. Он выделялся своей эрудированностью: хорошо знал историю, литературу родного и других тюркских народов. Получил высшее юридическое образование в Париже, в Сорбонском университете. К тому времени он проявил себя как верный сын своего народа, активно участвуя в деятельности партии Иттифак аль муслимин Союз мусульман , которая ставила своей целью объединение всех мусульманских народов в борьбе за национальную независимость. Хочу подчеркнуть, что партия называлась мусульманской, а не татарской. В нее входили видные представители всех мусульманских народов: волжских болгар, башкир, узбеков, казахов, азербайджанцев и др. Два созыва подряд С. Максуди был депутатом Государственной Думы, где зарекомендовал себя истинным патриотом, бесстрашным защитником интересов родной культуры. Он неоднократно выступал на заседаниях Думы с заявлениями, что термин татары … историческое недоразумение, что называть нас татарами неверно. Сформированная съездом коллегия во главе с Максуди проделала огромную работу, в результате которой в ноябре 1917 года была провозглашена национально - культурная автономия Идель - Урал штаты, территория которой включала исторические земли Волжской Болгарии. Нейтральное название республики Идель — Урал, ни Болгария, ни Татария, обусловлено борьбой татаристов против С. Максуди никак не хотел употреблять термин татары. Но проявил слабость, уступил татаристам, фракцией которых в Милли Меджлисе - парламенте республики Идель — Урал, руководил все тот же Г. Этим он допустил недооценку важного значения родного имени болгары в сознании народа. Если бы республика была названа Болгарской, то её силы утроились бы поддержкой широких народных масс и в первую очередь поддержкой Совета волжских болгарских мусульман. Тем не менее, национальная государственность Идель — Урал штаты явилась уникальным образцом решения национального вопроса на принципах демократии и соблюдения прав человека. Её Конституция, подготовленная С. Максуди, не требовала государственного суверенитета. Максуди гениально предвидел, что будущее России - это федерация. Он говорил: … мы не хотим быть свободными против русского народа, … мы твердо верим в возможность свободного существования совместно с русским народом, которого мы никогда не смешивали с правительственной властью, не исходившей из народа. Он знал, что национальное достоинство личности обеспечивается свободой и равноправием в общественной жизни, в делах образования и культуры. В апреле 1918 года большевики назначают миллионное вознаграждение за голову С. Максуди, который волей провидения сумел избежать ареста и прибыть в город своей юности Париж. Здесь он хлопочет перед Парижской мирной конференцией стран Антанты об избавлении родного народа от большевистского ига - этой нежданной напасти. В Меморандуме в адрес Конференции он пишет: Представляется целесообразным обратить внимание на то, что название представляемой мной нации татары не что иное, как историческая ошибка…. Вернуться в окаянную Россию ему уже не суждено. Он работает профессором Сорбонского университета, в котором когда-то получил путевку в жизнь. Затем его приглашают в Турцию. Там он - профессор Стамбульского и Анкарского университетов, преподает право и историю. Несколько раз избирается депутатом Народного Собрания и, самое главное, он был одним из ближайших соратников президента Ататюрка - отца демократических преобразований в Турции. Он опубликовал десяток книг по истории и праву. В начале пятидесятых годов в составе парламентской делегации от Турции он работал в Страсбурге над составлением Конституции Европарламента. Его не влекла мания величия. Он жил и трудился во имя человеческого достоинства. Не удивительно, что гений Максуди, его человеколюбие нашли свое заслуженное применение на общечеловеческом уровне. Принципы демократии, права и свободы человека, за которые он боролся и в разработку которых внес огромный вклад, слава Богу, дошли и до нас, на его любимую Родину. Окружным путем, через Европу, но дошли: в 1993 году Россия приняла первую в своей истории демократическую Конституцию, которая не только провозгласила всех граждан России равными перед законом независимо от расовой, религиозной, национальной и прочих признаков, но и предоставила каждому человеку весь комплекс прав и свобод, необходимых для обретения человеческого достоинства. То, за что боролись волжские болгары на протяжении веков, осуществилось. Русское иго кончилось!

Исход за Запад: булгары в Болгарии

  • Исторические карты, составленные основе данных "Джагфар тарихы" - Сокровища булгарского народа
  • Волжская Булгария :: Татарская энциклопедия TATARICA
  • Как блогер запустил волну
  • Волжская Булгария: столица, история образования, обычаи и культура волжских булгар
  • Волжская Булгария. Татары или булгары? — LegendaPress

Волжская Булгария

Эфир Программа передач Новости Программы Фильмы Трансляции Лица канала. В 922 году официальной религией Волжской Булгарии стал ислам, распространившийся на эти земли вместе с проповедниками из Багдадского халифата. Но когда Орда в XV столетии начала трещать по швам и распадаться, Волжская Булгария окончательно исчезла с политической карты мира. Скрин: Карта городов центральной части Булгарии в 8м — 16м веках.

Волжская Булгария

Волжская Булгария Биляр. Город Болгар в Волжской Булгарии. Биляр Волжской Булгарии. Гибель Волжской Булгарии. Основатель Волжской Булгарии. Факты о Волжской Булгарии. Государственный язык Волжской Булгарии. Герб Волжской Булгарии. Булгарская филигрань. Ибн Фадлан Волжской Булгарией. Ахмед ибн Фадлан.

Приезд ибн Фадлана в булгары. Волжская Булгария картины. Булгарский Хан. Биляр город Волжской Булгарии. Древний город Биляр. Волжская Булгария правители. Волжская Булгария герб. Волжская Булгария 10 класс. Волжская Булгария исторические сведения. Волжская Булгария на карте древней Руси атлас.

Волжская Булгария на карте древней Руси 10 век. Города Волжской Булгарии. Ошель город Волжской Булгарии. Исторические памятники Волжской Булгарии. Внешняя политика Волжской Булгарии. Взаимоотношения Волжской Булгарии с Русью. Волжская Булгария особенности. Великая Волжская Булгария 6 класс. Великая Булгария краткая характеристика. Великая Булгария территория таблица.

Волжская Булгария история кратко. Волжская Булгария 13 век. Воин Волжской Булгарии 13 века. Волжская Булгария в 10 веке. Исторические события Волжской Булгарии. Волжско-Камская Болгария. Памятник Волжской Булгарии. Волжская Булгария памятник Ширяево. Волжская Булгария история Самарского края. История принятия Ислама Волжской Булгарией кратко.

Волжской Булгарии Болгар. Булгары история. История древней Булгарии. Волжские булгары история. Расположение Волжской Булгарии. Волжская Булгария 10 век Казань. Столица Волжской Булгарии в древней Руси.

Благодаря торговым контактам и сопутствующему им некоммерческому обмену в арабской географической литературе IX—X вв. Завершение длительного периода арабо-хазарских войн к концу VIII в. Первые сведения о месте обитания булгар появились в исламском мире в конце IX в. Ибн Русте. Географическими маркерами страны булгар для него являются река Атил, на берегу которой, по его словам, живут булгары, а также соседние с булгарами народы — хазары, славяне, буртасы — и прибывающие в Булгар для торговли русы. Из сообщения Ибн Русте следует, что к этому времени в исламском мире о волжских булгарах было известно довольно многое — наличие у булгар верховной власти malik , обращение в ислам большей части булгар, земледелие и охота как основные занятия населения, погребальные обычаи булгар, их торговые контрагенты [Bibliotheca geographorum arabicorum, 1892, p. Ибн Русте говорит о булгарах не только в посвященном им разделе своего сочинения, но упоминает о них и в других разделах, касающихся буртасов, венгров al-majghariyya и русов [Bibliotheca geographorum arabicorum, 1892, p. Информация, приводимая в этих разделах, относится либо к взаимному расположению народов буртасы и венгры названы соседями булгар , либо к их торговым контактам отмечены регулярные поездки русов в Булгар. Таким образом, уже к концу IX в. Волжская Булгария стала непременным элементом представлений исламских ученых об этнополитической, экономической и культурно-религиозной картине Восточной Европы. У Ибн Хордадбеха, автора IX в. Конечно, такое внимание со стороны арабских авторов к Волжской Булгарии не в последнюю очередь было связано с тем, что Булгария была исламской страной. Его источниками были сведения, циркулировавшие в районе Средней и Нижней Волги и на Каспии, по которому осуществлялись торговые, а также некоммерческие контакты Восточной Европы с исламскими странами. Ярким свидетельством этого служит то место, которое отведено информации о Булгарии в композиции сочинений ученых «классической школы», в том числе Ибн Хаукаля, — описание Булгарии, как и других народов Восточной Европы, приведено в главе, посвященной рассказу о Каспийском море [Opus geographicum, 1938—1939, p. Роль Волго-Каспийского пути в аккумуляции данных о Булгарии очевидна и из того, что почти все упоминания о булгарах у географов «классической школы» так или иначе связаны с известиями о Хазарии или реке Атил. Если обратиться к сообщениям о Булгарии, имеющимся у Ибн Хаукаля, то содержательно они в целом продолжают сложившийся в IX — начале X века дискурс о булгарах. Прежде всего, заметны существенные изменения в соотношении между собой материала о различных восточноевропейских народах. Если у Ибн Русте сообщения о народах региона — хазарах, буртасах, булгарах, венграх, славянах, русах — выделены в отдельные разделы, более или менее сопоставимые по объему приводимых в них данных, то у Ибн Хаукаля структурообразующим центром рассказа о Восточной Европе является описание хазар, в которое вкраплены краткие сведения о буртасах, булгарах и русах, то есть о тех народах, которые были непосредственными соседями хазар и были тесно связаны с ними экономическими и политическими отношениями. Отмечена роль русов как торговых контрагентов булгар и указаны товары, вывозимые из Булгарии, — мед, воск, меха шкуры бобра [Opus geographicum, 1938—1939, p. В описании Ибн Хаукаля важнейшим маркером географического положения Булгарии, как и прежде, остается река Атил, которая, по словам ученого, течет «от русов и булгар в Хазарское море» [Opus geographicum, 1938—1939, pp. Наряду с термином «булгар» Ибн Хаукаль упоминает «великих булгар», которые граничат с северными пределами Рума [Opus geographicum, 1938—1939, p. Одновременно упоминаются «внутренние булгары», про которых сказано лишь, что они христиане и мусульмане [Opus geographicum, 1938—1939, p. Еще один случай употребления термина «внутренние булгары» находится в составе приводимой Ибн Хаукалем пространной истории об одном жителе Хазарана то есть западной части Итиля , который отправил своего сына по торговым делам во «Внутреннюю Булгарию» [Opus geographicum, 1938—1939, p. Поскольку Булгар на Волге был куда более естественным местом ведения торговли для жителей Итиля, чем далекая от Хазарии Дунайская Болгария, следует полагать, что этнотопоним «Внутренняя Булгария» мог относиться к волжским булгарам. Новая информация о Булгарии касается, прежде всего, содержания самого этнотопонима «булгар». В частности, Ибн Хаукаль называет два вида башджиртов: одних, обитающих по-соседству с гузами и подчиненных булгарам, других — живущих рядом с печенегами и Византией [Opus geographicum, 1938—1939, p. Более подробные данные, чем у Ибн Русте, приводятся о соседях Булгарии. По словам последнего, число жителей этих городов составляло около 10 тыс. Ибн Хаукаль сообщает новые данные о булгарских городах — Булгаре и Суваре — со ссылкой на сведения о них, полученные от местного хатиба. В частности, приводится расстояние между Итилем и Булгаром по суше и по реке, как вниз по течению, так и вверх; расстояния от Булгара до Куйабы, от Булгара до «начала пределов Рума» и от внутренних башджиртов до Булгара [Opus geographicum, 1938—1939, p. Наконец, значительно расширена информация о величине расстояний, связывавших между собой различные города региона. Нетрудно заметить, что выделенные ими четыре империи в целом соответствовали цивилизационным ареалам, сложившимся на основе ислама, христианства, конфуцианства и индуизма. Так, пестрота европейской политической карты представлялась арабским географам несущественной по сравнению с причастностью народов Европы к христианству: «Что касается того, что мы присоединили к странам ар-Рума [земли] франков, галисийцев и других [народов], то язык их различен, однако религия и государство едины, подобно тому как в государстве ислама языки различаются, а владыка малик один» [Opus geographicum, 1938—1939, p. Точно так же, располагая данными о лингвистических различиях между жителями Китая и окружавшими его племенами тюрок, ал-Истахри и Ибн Хаукаль считали их всех подданными одного государя — правителя Китая [Opus geographicum, 1938—1939, p. Наряду со сбором новых данных о булгарах ал-Истахри и Ибн Хаукаль первыми в исламской литературе показали место Волжской Булгарии в системе мировых империй. Надо сказать, что во вводной части сочинения Ибн Хаукаля, занимающей 13 страниц текста в издании И. Крамерса, булгары упоминаются девять раз, что, конечно, довольно много, принимая во внимание, что эти упоминания делаются в контексте рассказа о всей ойкумене. Каким же было место Волжской Булгарии в этой идеальной модели миропорядка, которую арабские географы X в. Эти же народы либо как соседние, либо как связанные с булгарами торговыми отношениями названы и в других местах Введения [Opus geographicum, 1938—1939, p.

Центром гуннской кочевой империи называют Паннонию — современную Венгрию. Самих гуннов, кстати, также считают тюркоязычным народом. Вместе с гуннами, то есть в составе их орды, либо, по некоторым данным, чуть позже в приазовских и причерноморских степях появились тюрки-кочевники, которых ученые называют «праболгарами» или «протоболгарами». Это и были как раз предки тех болгар и булгар, о которых мы будем дальше говорить. Существуют разные точки зрения относительно происхождения этнонима «болгары», согласно одному из них, он означает «мятежники отколовшиеся». После ее распада в середине V века булгары, или болгары, стали одним из наиболее сильных локальных объединений кочевников. Ее территория не имела четких границ и простиралась от Нижнего Дона до предгорий Кубани и от Тамани до междуречья Кумы и Восточного Маныча. Столицей был город Фанагория на нынешнем Таманском полуострове. Просуществовала Великая Булгария не очень долго, поскольку, по преданию, после смерти возглавлявшего ее хана Кубрата государство поделили пятеро его сыновей: Батбаян, Котраг, Аспарух, Кубер, Альцек. Каждый из них возглавил свою собственную «орду», и ни у кого из них в отдельности не было сил, чтобы соперничать с досаждавшими им воинственными хазарами. Они тоже были наследниками гуннской кочевой империи и соперниками булгар. Часть жителей покорились хазарам, стали их данниками, впоследствии были известны под именем «черных болгар». Аспарух со своей «ордой» ушел на Дунай, и там появилась Дунайская Болгария, известная также как Болгарское царство. Под его владычество попали местные славянские племена, однако со временем болгары слились со славянами и сложилась болгарская нация. Еще одна часть обитателей Великой Булгарии переселились в Македонию и Южную Италию и со временем там ассимилировались. Нас же интересуют те болгары, которые ушли на Волгу, где и возникло государство Волжская Булгария. На территории бывшей Волжской Булгарии к настоящему времени известно около 170 городищ домонгольского времени — это остатки военных крепостей, замков и городов. Наиболее известными еще с X века были города Булгар, Биляр и Сувар. Размеры Булгара составляли 380 гектаров, Сувара — 90 гектаров. Площадь Биляра, который называют столицей Волжской Булгарии, археологи оценивают в 500 гектаров. Первое упоминание Биляра в русских летописях — 1164 год, когда Андрей Боголюбский нанес поражение булгарскому правителю, и «утече князь Болгарскыи до Великого города». Историки задают вопрос, на который пока нет ответа: почему в русских летописях, описывающих события X — первой половины XIII века, города Волжской Булгарии ни разу не упомянуты под собственными названиями? Булгар фигурирует как «Бряхимов», Биляр — как «Великий город». Кстати, основание Казани, точнее, появление крепости на этом месте, историки также относят к тем временам. Для своего времени города Волжской Булгарии были вполне значимыми. Как-никак, через ее территорию проходил Великий Волжский путь. Начинался он на севере, шел через Владимиро-Суздальское княжество, и оно же в наибольшей степени взаимодействовало с Волжской Булгарией.

Регион Верхнего Прикамья был в булгарский период сферой влияния за исключением русских городков Верхней Вятки. Здесь располагались крупные политические, культурные и экономические города — булгарские фактории — Анюшкар, Гурья-кала и др. Чепце, а на Верхней Каме было крупнейшее Рождественское городище. Влияние было насколько серьезным, что можно предполагать, что даже изменило мир материальной культуры населения этого региона, что отражено в конструировании ряда археологических культур Прикамья и Повымья — чепецкой, родановской, вымской, что отразилось даже в лексике и культуре народов Прикамья. В политическом и экономическом плане часть местного населения региона была обложена податями, очевидно, шкурками пушных зверей, а другая часть зависела от булгар, поскольку остро нуждалась в продовольствии прежде всего, зерне и ремесленных товарах железных орудиях и украшениях. Вполне очевидно, что и на луговой стороне Предволжья Марийское Поволжье создалась примерно такая же ситуация, но с существенными отличиями. Население этих территорий было тесно связано с Булгарией целой системой многочисленных политических и экономических связей. Формально не входя в состав Булгарии, они были ее военными союзниками. Скорее всего, размежевание разных финно-угорских общин Верхнего Поволжья по языку и культуре, что позднее привело к формированию этнических общностей, проходило по границе влияния Булгарии. О характере этих взаимоотношений свидетельствует термин, которым это население именовалось — чирмеш чермиш , позднее ставшее русским сословным термином «черемисы». Это население было более свободным, о чем свидетельствует вся материальная культура этого населения — наличие оружия и поясных наборов в погребениях. Булгарское государство: земли и племена. По данным археологии никаких серьезных оснований для районирования булгарской археологической культуры не выявлено. Она на удивление единообразна и сходна по основным параметрам. Определенным отличием от типичного булгарского гончарства можно считать особенности керамического производства в Посурье и Примокшанье. Впрочем, и на Самосдельском городище гончарная круговая керамика при полной идентичности отличается по цвету обжига и составу теста. Вполне очевидно, что эти различия коренятся в отборе глин для гончарного производства и некоторыми местными традициями гончарства. Никакого этнокультурного смысла за этими вариациями одного и того же керамического производства не прослеживается. Сведения письменных источников о племенах, из которых складывалась Булгария X в. Попытки археологов наносить свои гипотезы на реальную карту не выдерживают критики, поскольку основаны лишь на фантазиях и содержат много несуразностей, которые никак не объясняются. Например, некоторые археологи объединяют в единый блок материалы Большетарханского, Тетюшского и Танкеевского могильников, считая, что они принадлежат неким суварам. Еще менее обосновано объединение таких совершенно разных памятников, как Большетиганский могильник с некоторыми другими инокультурными памятниками Алексеевский могильник и др. Это тем более удивительно, что ни о каких «билирах» источники в этом регионе не сообщают, а вот Большетиганский могильник включается в ареал расселения угро-мадьяр. Из всех терминов, которые используются в различных источниках, относящихся к административно-территориальному делению, можно отнести несколько. Область «серебряных булгар». Это наименование определенной части Булгарии упомянуто в описании похода 1183 г. Еще ранее «сребреныя Болгары» упомянуты в «Памяти и похвале князю русскому Владимиру» Иакова мниха среди народов, с которыми воевал Владимир Святославич. Оставляя в стороне дискуссию о том, кого имел в виду Иаков мних — волжских булгар или «сербов и болгар» на Дунае и примем во внимание тот факт, что никаких походов на Балканы во время правления Владимира не известно, тогда как поход на булгар был хорошо известен и был фольклоризирован. Вопрос о том, что из себя представляло объединение этих серебряных булгар достаточно сложен. Возможно, это было ядро формировавшегося в Х в. Булгарского государства с центром в городе Биляр. Однако для XII в. Вполне вероятно, что в данном случае под Серебряной Булгарией надо понимать какую-то центральную историческую область или даже эмират в составе Булгарии. Сведения об отдельном владении вытекают из всего комплекса сведений о Булгарии. Первые сведения предоставил Ибн Фадлан, который рассказал, что некое племя сувар савир , пытавшееся отказаться от принятия ислама и следовать за своим правителем, под угрозами Алмыша вынуждено было согласиться. Далее в восточной историко-географической традиции сведения о Суваре преобразовались в соответствии с новыми реалиями: «поблизости другой город, называемый Сувар, в нем также соборная мечеть … количество мужей в обоих городах приблизительно 10 тысяч мужей». Эти сведения, входящие в «Главу о тюрках» или «Народах седьмого климата» и поэтому так или иначе, в полном или сокращенном виде, входят во все описания Булгарии. То есть речь идет не просто о городе, а о некоем владении — городе с округой. Подобная ситуация доказывается чеканкой монет в городе Сувар.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий