Новости вгу ректор

Студенты ВГУ написали открытое письмо на имя ректора Дмитрия Ендовицкого. 4 апреля в конференц-зале Главного корпуса ВГУ состоялось заседание Совета ректоров вузов Воронежской области.

Ректор ДонГУ провела рабочую встречу с учеными Воронежского государственного университета

В феврале 2011 года избран ректором Воронежского университета. И тут ректор решил поведать о том, что в ВГУ «подготовили 18 дивизионов противотанковых артиллерийских орудий МТ-12». Возвращение ученых из-за рубежа лишь в крупные города не даст эффекта, цитирует РИА Новости ректора Воронежского государственного университета (ВГУ) Дмитрия Ендовицкого.

Ректор ВГУ сделал прививку от коронавируса

Поэтому в работе буду уделять внимание связи с работодателями. Мы будем больше внедрять практико-ориентированных блоков, повышать подготовку наших преподавателей и, если это необходимо, будем кооперироваться с другими вузами». Среди приоритетных задач, озвученных новым ректором, — проведение эффективной приемной кампания, участие университета в программах, инициированных Минобрнауки, в том числе в коллаборации с другими вузами, внимание к воспитательной деятельности и молодежной политике.

Центральной темой повестки дня стал вопрос о подготовке кадров для технологического суверенитета России, где вузы выступают ключевым фактором. Участники выступили с докладами о вызовах для системы высшего образования Воронежской области в части подготовки инженерных кадров и примерах эффективной работы в этом направлении. В прениях выступил председатель Совета молодых учёных и специалистов Воронежской области Сергей Турищев. Он отметил, что важным направлением интеграции межвузовского пространства является активное участие вузов в поддержке проведения Конгресса молодых учёных Воронежской области.

Москва; Председатель подкомитета Торгово-Промышленной Палаты Воронежской области по финансовому консультированию и аудиту; Эксперт Учебно-методического объединения вузов в области финансов, учета и мировой экономики; Член Некоммерческого партнерства «Ассоциация «Содружества», г. Награды Медаль Российской Академии Наук РАН за цикл работ по экономике 2000 ; Победитель конкурса молодых ученых-преподавателей, организованного Благотворительным фондом Владимира Потанина 2003 ; Лауреат всероссийского конкурса «Профессиональная команда страны» I степени, федеральный уровень в 2007 г. Грызлов ; Лауреат конкурса «Золотой фонд Воронежской области» 2002 ; Имеет Благодарность губернатора Воронежской области за активное участие в реализации приоритетного национального проекта «Образование» 2007 ; Орден «За вклад в науку» 2-й степени — награда общественного признания Международной Академии Общественных Наук 2010 ; Под руководством профессора Д.

Распечатать На встрече присутствовали заместитель Министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев, Губернатор Воронежской области Александр Гусев и руководители образовательных организаций высшего образования. С приветственным словом на открытии заседания выступил Губернатор Воронежской области Александр Гусев.

Он отметил, что вхождение ВГУ в число кандидатов программы «Приоритет-2030» — это важный шаг для развития университета. Воронеж — студенческий город, мы видим, как активно к нам пребывают студенты из соседних регионов. В свою очередь, мы готовы поддерживать все вузовские начинания, которые будут полезны жителям области и экономике нашего региона, — прокомментировал Губернатор Воронежской области.

Последние комментарии

  • Ендовицкий Дмитрий Александрович: биография, семья, фото
  • Начальное образование, правоведение: ректор ВГУ рассказала о популярных у целевиков специальностях
  • Больше 400 тысяч в месяц. Стали известны зарплаты воронежских ректоров
  • Дмитрий Ендовицкий переизбран на пост ректора Воронежского госуниверситета

Украинская «Баба Яга» охотилась за ректором ВГУ Дмитрием Ендовицким

Ректор ВГУ предложил представителям других вузов стать соучредителями данного проекта, совместно разработать контент и политику канала. Ректор ВГУ Дмитрий Ендовицкий рассказал о корпоративных программах, ассоциациях выпускников и лабораториях, работающих под руководством компаний-партнёров вуза. Встреча прошла под председательством ректора ВГУ Д.А. Ендовицкого.

Три ректора — три вехи в истории Воронежского университета

Заседание прошло под председательством ректора Воронежского государственного университета, профессора Дмитрия Ендовицкого, сообщает пресс-служба вуза. Открыла мероприятие вице-мэр Воронежа по социальной политике Надежда Савицкая. Она проинформировала собравшихся о том, что 18 января стартует Эстафета Олимпийского огня в Воронеже, и заручилась поддержкой сотрудников университетов. После приветственных слов участники заседания перешли к повестке дня. Первой с докладом о вузах и культурной среде Воронежской области выступила профессор кафедры культурологии Тамара Дьякова. Тамара Александровна рассказала о проведенном исследовании уровня культурной жизни Воронежа. Возглавлял проект ректор Воронежской академии искусств Эдуард Бояков, а группа экспертов помогла оценить культурное состояние региона и выработать возможные решения выявленных проблем. С опорой на проведенное исследование в докладе был сформулирован ряд задач, стоящих перед вузовским сообществом. Этот вопрос крайне важен для Воронежа — культурной столицы Черноземья. Заслушав и обсудив доклад Тамары Дьяковой, Совет ректоров принял решение укрепить взаимодействие вузов с учреждениями культуры и творческими союзами области, активизировать сотрудничество преподавателей и студентов во внеучебное время, расширить гуманитарное образование студентов — создать курсы по выбору, факультативы.

Кроме того будет рассмотрена возможность привлечения к подготовке номеров альманаха ВГУ «Университетская площадь» авторов из других вузов. Обсуждая основные моменты доклада, собравшиеся рассказали о мероприятиях в сфере культуры, которые проводятся в их вузах. Ректор ВГУ, профессор Дмитрий Ендовицкий информировал членов Совета о дискуссии по вхождению Воронежского художественного училища в Воронежский государственный университет и открытию на его базе Высшей школы художеств и дизайна.

Заседание Совета ректоров высших учебных заведений прошло в Воронеже Заседание Совета ректоров высших учебных заведений прошло в Воронеже 21 июня временно исполняющий обязанности губернатора области Александр Гусев принял участие в заседании Совета ректоров высших учебных заведений Воронежской области.

Обращаясь к вузовскому сообществу в начале заседания, глава региона отметил важность диалога между властью и молодежью. Это важно не только в плане экономического развития, но и для всех направлений, в том числе социальных и гуманитарных. Мы должны быть нацелены на то, чтобы понять, что требуется молодежи, и обеспечить ту основу, на которой она будет строить свою дальнейшую жизнь, — сказал врио губернатора. Александр Гусев подчеркнул свою готовность к открытому общению со студентами воронежских вузов: — Я готов общаться со студентами ваших вузов в любой форме.

И если вы такую форму и возможность найдете, я с удовольствием ваше приглашение приму. Мне важно понимать настроения. Я своим коллегам говорю, что у нас один ключевой показатель эффективности — мы должны стремиться к тому, чтобы трудоустроить на территории области всех выпускников вузов, которые у нас есть. Если мы это сделаем, то решим проблемы и экономические, потому что это как минимум 8-10 тысяч высокопроизводительных рабочих мест в год, и социальные, потому что молодежь остается там, где ей интересно и где она может себя проявить и развиваться.

Поэтому настроения выпускников вузов для нас очень важны. После приветственного слова Александра Гусева председатель Совета ректоров вузов области, ректор ВГУ Дмитрий Ендовицкий проинформировал участников заседания о роли воронежских вузов в реализации Указа Президента России Владимира Путина от 7 мая 2018 года в части создания мировых научных центров в области математики и генетики, технологического развития и повышения производительности труда. Документ содержит 12 приоритетных проектов, которые сформулированы в виде целей и задач до 2024 года. Одними из ключевых направлений выбраны наука, образование и развитие цифровой экономики.

Есть интересная новость? Звоните: 473 267-94-00, 264-93-98. Пишите: web moe-online. Online», «МОЁ! Белгород», «МОЁ!

Online», материалов, размещённых в разделах «Мнения», «Народные новости», а также комментариев пользователей к материалам сайта могут не совпадать с позицией редакции газеты «МОЁ! Есть интересная новость? Звоните: 473 267-94-00, 264-93-98. Пишите: web moe-online. Online», «МОЁ!

Дмитрий Ендовицкий переизбран на пост ректора ВГУ

Биография ректора МГУ Виктора Антоновича Садовничего: личная жизнь, математическое образование, достижения детей и внуков. Одна из самых ценных видеохроник – открытие бюста государственного деятеля в ВГУ 16 февраля 1998 года. Ректор ВГУ Дмитрий Ендовицкий рассказал о корпоративных программах, ассоциациях выпускников и лабораториях, работающих под руководством компаний-партнёров вуза.

Дмитрий Ендовицкий переизбран на пост ректора ВГУ

Слова - патриотичные. Но в таком состоянии на камеру говорить не стоит даже их». В социальных сетях активно обсуждается вопрос о приостановке членства ректора Ендовицкого в «Единой России», как говорится, до выяснения. Куратор партийной комиссии по этике - депутат Госдумы от Воронежской области Евгений Ревенко. И другими их зарубежными коллегами. И если про дивизионы не было в ответе на официальный журналистский запрос, что государственная организация обязана делать, согласно статье 39-й федерального закона «О СМИ» если по статье 40 того же закона информация может быть отделена от государственной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны , - то почему в ресторане о них говорить можно?

Свою первую крупную научную работу молодой исследователь выполнил точно в срок. В октябре 1938 года он успешно защитил диссертацию и стал кандидатом химических наук. В те годы выпускник аспирантуры обязан был работать там, куда направляло его государство.

Михантьев получил назначение на должность доцента Марийского государственного педагогического института в городе Йошкар-Оле. Но трудиться химиком-педагогом ему пришлось недолго. В грозное время Великой Отечественной войны Михантьев ушел на фронт. Воевал он в разных местах, в том числе и под Воронежем. Занимал командные должности, позволявшие к тому же успешно использовать полученную квалификацию. К концу войны являлся одним из руководителей фронтовой службы химической защиты. День Победы он встретил в звании инженер-майора. После демобилизации Борис Иванович вернулся в Йошкар-Олу и стал работать в Поволжском лесотехническом институте.

Но тяга к научному творчеству и несомненная одаренность побуждали молодого доцента приступить к разработке больших исследовательских задач. Три года жизни в столице прошли в упорных и при этом очень продуктивных научных занятиях, и в июле 1952 года Б. Михантьев успешно защитил докторскую диссертацию, завершив крупное исследование по химии высокомолекулярных соединений. И вновь его как выпускника докторантуры направляют на новое место: на сей раз заведующим кафедрой химии Воронежского лесотехнического института. Однако в ЛТИ Михантьев не задержался. Менее чем через год его энергия и организаторские способности были замечены областным партийным руководством. Михантьев был назначен на должность ректора Воронежского государственного университета. Назначение, повторимся, оказалось не только вполне закономерным, но, как показало время, и очень удачным.

Воронежский университет открывал в начале 1950-х годов новую страницу своей истории. Ценой огромных усилий переживших войну людей он был только что восстановлен из руин. Бесспорная заслуга в деле возрождения полностью разрушенного и разоренного университета принадлежала ректору Н. Латышеву, сумевшему в неимоверно сложных условиях тотального дефицита сплотить университетский коллектив вокруг благородной задачи возрождения флагмана высшего образования Центрального Черноземья. Университет встал на ноги. К приходу Б. Михантьева он состоял из шести факультетов: биолого-почвенного, географического, геологического, физико-математического, историко-филологического и химического. Кафедра педагогики еще не была восстановлена, но педагогические дисциплины уже преподавались.

Как свидетельствует сохранившийся в архиве акт передачи дел от одного ректора другому, профессорско-преподавательский состав университета насчитывал 181 человека. Но только 12 кафедр возглавлялись профессорами. Всего же в университете работали 17 профессоров и 76 доцентов. Примечательно, что в штатном расписании ВГУ числились три водителя автомашин и три конюха-возчика. На дневном отделении обучались 1825 студентов, из которых 80 были участниками Великой Отечественной войны. Больше всего студентов училось на физико-математическом факультете 418 , меньше всего — на геологическом 240 25. По масштабам деятельности университет в целом вышел на довоенный уровень. Но после завершения восстановительного периода перед ним вставали новые и очень сложные задачи.

Страна была на подъеме и потребности в специалистах с университетским образованием быстро возрастали. Университету предстояло укрепление буквально по всем направлениям. Очень трудным было положение с помещениями. По обеспеченности площадями для учебной и научной работы в расчете на одного работника ВГУ к приходу Михантьева занимал 33-е место среди 34 университетов Советского Союза. В исключительно тяжелых условиях работала библиотека, в фондах которой уже насчитывалось около 700 тыс. Хранить новые поступления было негде, и Н. Латышев даже дал указание о списании и уничтожении примерно 120 тыс. Едва приняв университет, Борис Иванович отменил это распоряжение; новый ректор был преисполнен решимости в кратчайшее время выправить ситуацию.

Надо строить библиотеку, решительно заявил он26. Как ученый он прекрасно понимал, что без полноценной библиотеки университет функционировать не может. Нужно было строить новые учебные корпуса, быстрее обновлять оборудование научных подразделений, укреплять материальную базу действовавших факультетов, готовить условия для открытия новых. Предстояли большие усилия по укреплению кадрового потенциала кафедр, по выведению университетской науки на самый современный уровень. Отдавая должное энергии и целеустремленности Н. Латышева, коллектив университета все же сознавал, что старому партийному работнику не хватало научного кругозора и, так сказать, научного веса. Для развития главного вуза региона опыта хозяйственных и восстановительных работ уже было мало. Вот почему назначение Б.

Михантьева все кафедры и факультеты встретили с пониманием. Новый ректор мог рассчитывать на поддержку ученого совета, общественно-политических и профсоюзных организаций вуза. Одной из главных забот нового ректора стало строительство. По сути дела сразу же Михантьев должен был отдавать много сил начавшемуся строительству главного учебного корпуса на территории разрушенного в войну Митрофановского монастыря. Строительство началось трудно и поначалу шло довольно вяло: не хватало материалов, механизмов, рабочей силы и т. Ректору приходилось бороться за каждую тысячу кирпичей, за сохранение необходимых объемов финансирования. Лишь с 1956 года строительство начало набирать обороты. Впрочем, жаловаться особенно не приходилось.

Руководство ВГУ прекрасно понимало, что местные строители и без того работали с неимоверными нагрузками: за считанные годы Воронеж должен был отстроиться после тяжелейших разрушений, причиненных ему войной. На строительные работы в ту пору шли все, а уж студенты и преподаватели университета тем более. Громадное довоенное здание ВГУ было разрушено в 1943 году до основания. Сооружение нового главного здания университета было совсем не единственной строительной заботой ректора. С большой энергией Б. Михантьев принялся за укрепление уже действовавших подразделений. Скоро пришли первые успехи. В 1955 году были введены в строй новые помещения.

Они были особенно дороги коллективу, ведь это были первые новостройки университета послевоенного времени. Сообщая об этих событиях, университетская газета писала: «К 10 сентября будет закончено строительство новой четырехэтажной пристройки к главному корпусу. В первых трех этажах ее разместится библиотека, книгохранилище, большой читальный зал. Четвертый этаж займет двухсветный актовый зал на 450 мест»27. Надо полагать, что быстрый ввод библиотечной пристройки доставил Михантьеву особое удовлетворение — не зря он отменил распоряжение о сдаче тысяч книг заготовителям сырья! Понятно, что существенное расширение «красного корпуса» по проспекту Революции здание тогда являлось главным для ВГУ заметно улучшило условия деятельности располагавшихся в нем естественных факультетов. Первые успехи воодушевляли. Ректор продолжал настойчиво и не без успеха бороться за развитие материальной базы университета.

По решению городских и областных властей в середине 1950-х годов вузу были переданы здания, расположенные в центральной части города. Правда, прежде чем ввести их в действие, пришлось выполнить большой объем строительных работ. Случилось это забытое теперь событие 11 мая 1918 года. Ныне — площадь Ленина, 10. Полностью работы по реконструкции и строительству здесь удалось завершить в 1960 году и на несколько лет теперь уже здание у Кольцовского сквера стало именоваться главным, так как сюда перебазировался ректорат университета. В новых помещениях разместились кафедры гуманитарных факультетов. И все же строительство новых корпусов не успевало за развитием университета как учебного и научного центра. С большой настойчивостью Борис Иванович трудился над проблемой выпуска остродефицитных тогда специалистов с университетской квалификацией.

С середины 1950-х годов стал быстро увеличиваться набор на все факультеты. Рост студенческого контингента заметно опережал ввод новых учебных помещений, поэтому ректор был вынужден издавать приказы о проведении занятий по воскресным дням, о сокращении учебных часов по черчению на физико-математическом факультете, по иностранным языкам для студентов разных курсов. Занятия попросту негде было проводить28. Факультеты росли быстрее, чем корпуса, и помещений катастрофически не хватало. Энергичные шаги предпринимались Михантьевым по укреплению профессорско-преподавательского состава. Большой поддержкой ректора пользовалась исключительно продуктивная деятельность профессоров М. Красносельского и В. Соболева, принявшихся за создание в стенах ВГУ крупной математической школы.

Вскоре на физмате начал работать еще один одаренный исследователь — профессор С. Постепенно в университете сложилось сообщество математиков с мощным научным потенциалом. К началу 1960-х годов воронежская школа математиков пользовалась репутацией одной из самых сильных в стране. Укреплялись и другие структурные подразделения. На кафедрах физического отделения быстро развивались перспективные направления, пользовавшиеся в ту пору большой популярностью у молодежи. Борис Иванович деятельно поддержал идею создания кафедры ядерной физики, на которой стала работать группа талантливых молодых исследователей. На кафедре электромагнитных колебаний была создана специальная лаборатория, которой руководил профессор Р. Роберт Доппель был немецким ученым-ядерщиком, после окончания войны его в качестве своеобразной репарации вывезли из Восточной Германии и поселили в Воронеже.

Под его руководством велись исследования селективного фотоэффекта, радиационной физики газового разряда и физики атомного ядра. Проводились в университете и наблюдения за искусственными спутниками Земли, запуски которых вызывали чувства законной гордости у советского студенчества. Большим событием в жизни университета стало открытие в январе 1959 года вычислительного центра. Его сотрудники с успехом работали на первой отечественной серийной вычислительной машине «Урал-1», для размещения которой понадобилась площадь примерно в 70 кв. Эта громоздкая машина могла выполнять сто операций в секунду. Техника была далекой от совершенства, некоторые узлы часто выходили из строя. Ректору приходилось искать дефицитные материалы, но он неизменно поддерживал руководителя центра А. Сивкова, прекрасно понимая значение нового подразделения для решения фундаментальных и прикладных научных задач.

Стремительно развивалось и гуманитарное образование. Осенью 1958 года Б. Михантьев выступил инициатором открытия в университете юридического факультета. Событие это имело большое значение для всего Центрального Черноземья. Потребность в правоведах была очень большой, и факультет становился главным центром их подготовки. В 1959 году число факультетов выросло до восьми. Физико-математический факультет был разделен на два самостоятельных — физический и математико-механический. Девятым факультетом стал экономический, открытый в 1960 году.

В том же году сложились условия для разделения историко-филологического факультета на два самостоятельных. А в 1962 году был открыт факультет романо-германской филологии. Конечно, не забывал ректор и о развитии самого близкого его сердцу — химического факультета. Здесь возникли две перспективных научно-исследовательских лаборатории — ионообменных процессов и химии высокомолекулярных соединений. Последнюю возглавил сам Б. Михантьев, мечтавший в скором времени вернуться к активному научному творчеству. Создавались и новые кафедры: радиофизики, физики полупроводников, истории Древнего мира и средних веков, испанского языка и т. Рос численный состав преподавателей.

В начале 1960 года в университете работало уже почти 500 преподавателей, в том числе 24 доктора и 141 кандидат наук. Преподавательский состав увеличивался главным образом за счет научной молодежи. Существенно возрос прием студентов. Набор на первый курс дневного отделения возрос, в начале 1960-х годов составлял 1100—1200 человек. Это потребовало от ректората принять незамедлительные меры по улучшению жилищных условий студенчества, иногородние студенты все еще проживали в основном на частных квартирах. В 1964—65 годах началось строительство двух общежитий по улице Фр. Их ввод позволил разместить в относительно комфортных условиях около 1000 студентов. Ситуация, таким образом, начала меняться в лучшую сторону.

Хотя проблем, конечно, было еще много. Трудным оставалось положение с жильем для сотрудников. Многие из них ютились в тесных комнатах общежитий. В одном проживали 143 преподавателя, в другом — 8129. Вакантных мест, тем не менее, в университете не было. Большим личным достижением Б. Михантьева стало правительственное решение о создании при университете научного издательства. Соответствующий приказ министра высшего образования СССР был подписан 17 марта 1958 года.

Создание научного издательства существенно улучшало условия для роста квалификации преподавательского состава, причем не только университета, но и всех вузов Центрального Черноземья. Ректор был особенно доволен, потому что пожелание об организации издательства было высказано ему при первой встрече с ученым советом университета еще 23 сентября 1953 года. Озвучил его заведующий кафедрой философии профессор Б. Масштабы научных исследований интенсивно возрастали практически на всех факультетах и кафедрах.

Жалоба эта, адресованная Л. Кагановичу, носила характер откровенного доноса. Позиция Главпрофобра расценивалась в ней как откровенно антисоветская, играющая на руку реакционной профессуре8. В Москву, теперь уже в ЦК, снова направился А.

Его доводы сочли в высшей партийной инстанции убедительными. Давление местных и центральных партийных учреждений в конце концов возымело действие. Главпрофобру пришлось отступить. Весной 1925 года приказ о смещении В. Регеля был подписан, а новым ректором Воронежского университета был назначен профессор С. С отставкой профессора В. Регеля уходила в прошлое целая эпоха жизни университета. Василий Эдуардович после отставки с поста ректора покинул университет не сразу.

Некоторое время он работал директором музея древностей и изящных искусств, коллекциями которого очень дорожил. Приказом Главпрофобра ему не только был сохранен прежний оклад, но и установлена персональная надбавка в 75 рублей за заслуги перед советской высшей школой9. В 1925 году было принято решение о выделении музея из состава университета и о создании на его основе отдельного культурно-просветительского учреждения, именуемого ныне Воронежским областным музеем изобразительных искусств имени И. Вскоре Василий Эдуардович Регель уехал из Воронежа. Умер он в Риге в 1932 году. Павел Флегонтович Сапожников В начале1930-х годов Воронежский университет подвергся глубокой реорганизации и фактически вступил в качественно новый период своей истории. Три его факультета педагогический, медицинский и планово-экономический были преобразованы в самостоятельные и сугубо профильные институты. К сентябрю 1931 года в составе университета осталось всего 86 студентов на только созданном химико-биологическом факультете.

Но университет выстоял и на этот раз. Благодаря поддержке ученых из Академии наук СССР он был сохранен, но при этом радикально реорганизован. Правительство СССР решило сохранить примерно полтора десятка классических университетов, значительно повысив их статус как универсальных научно-учебных центров подготовки высококвалифицированных специалистов при одновременном развитии фундаментальных научных исследований. В массовом сознании университеты стали восприниматься с этого времени как элитные учебные заведения, как своего рода «вузы для вузов», выпускникам которых открывалась прямая дорога к высотам науки. Облик ВГУ радикально изменился. Из университета медико-педагогического профиля он превращался в головной для Центрального Черноземья вуз, ориентированный на подготовку высококвалифицированных специалистов и научных работников главным образом в области естественных наук. Так, во всяком случае, обстояло дело в первой половине 1930-х годов10. Обновленный университет, пережив трудное время расставания с прежними факультетами, очень скоро начал быстро расти.

В годы первых пятилеток страна остро нуждалась в квалифицированных кадрах разных специальностей. Экономические перспективы Центрально-Черноземного региона были в ту пору связаны с ростом химической, оборонной и легкой промышленности, а также с развитием предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья. Основной задачей Воронежского университета стало кадровое обеспечение принятых партией программ хозяйственного развития. Кроме того, более высокие требования предъявлялись к университету как ведущему научно-исследовательскому центру, прежде всего в области химии и биологии. Реализация первых пятилетних планов сопровождалась, как известно, крупными достижениями в сфере индустриального развития. Бурный подъем промышленности потребовал расширения сырьевой базы. Одновременно происходили серьезные сдвиги в размещении производительных сил. Коренным образом менялась социально-демографическая ситуация.

Новые общественно-экономические реалии диктовали необходимость в развитии университетского образования. В 1934 году к действовавшим химическому, биологическому и физико-математическому факультетам добавился геолого-географический. Еще через пять лет быстро выросший молодой факультет был разделен на два самостоятельных — географический и геолого-почвенный. А в 1940 году в университете открылся и первый факультет гуманитарного профиля — исторический, который в самый канун Великой Отечественной войны был преобразован в историко-филологический. Динамика экономических, культурных и социальных перемен была в предвоенное десятилетие впечатляющей. К активной социальной жизни поднимались многомиллионные пласты деревенского, в основном малограмотного населения. Первые успехи на путях социалистической модернизации порождали атмосферу неподдельного оптимизма. Однако эпоха социалистической реконструкции оказалась на редкость противоречивой.

Неискушенные в политическом отношении слои легко связывали начавшиеся перемены с направляющей волей партийного руководства, «гением» и «мудростью» вождя народов. В свою очередь, правящий режим, встав на путь форсированного строительства нового общества, требовал от народа исключительной преданности и полного идеологического однообразия. Формировались основы строя, который получил впоследствии название «тоталитарного» или административно-командного. Любое политическое свободомыслие решительно пресекалось, в стране начал раскручиваться маховик невиданных по масштабам репрессий. Курс на «монолитную сплоченность» общества требовал устранения любых сомнений или уклонов. Как отдельные люди, так и целые общественные группы, не вписывавшиеся по каким-либо причинам в ряды безупречных строителей нового общества, подвергались морально-политической изоляции, а затем и физическому устранению. Политический террор захватил все социальные слои. Свою горькую ношу пришлось вынести и высшей школе.

Стоит отметить, что руководители всех государственных вузов Воронежа а их в 1930-е годы было больше десятка , многие профессора, доценты, аспиранты и студенты разоблачались как «враги народа» и получали разные наказания, вплоть до высшей меры пролетарского возмездия. Спустя два десятилетия высшие судебные инстанции страны признали почти всех расстрелянных невиновными. Пожалуй, самые тяжелые потери пришлось понести и ВГУ. Пять его руководителей, последовательно сменявших друг друга более десятка лет подряд, подверглись суровым репрессиям: Г. Чуич ректор в 1927—1929 гг. Сапожников директор в 1929—1932 гг. Подволоцкий директор в 1932—1934 гг. Норин директор в 1934—1936 гг.

Щепотьев директор в 1936—1938 гг. Необоснованные репрессии затронули также многих преподавателей и студентов. Погибли, например, профессора М. Крашенинников, Я. Ратгаузер, проректор Д. Алпатов, преподаватели военной кафедры С. Беляев, И. Веселаго, Г.

Шульц и многие другие. Один из них, Павел Флегонтович Сапожников, был философом-марксистом революционной закалки, участником известной в стране школы Н. Он родился в 1897 году, по всей видимости, в семье скромного служащего. Следовательно, к моменту назначения на должность ректора ему было всего 32 года. Но за плечами у него уже был немалый опыт общественно-политической деятельности. До революции Сапожников учился в Казанском университете, правда, успел закончить только два курса физико-математического факультета11. В бурное время революции и гражданской войны Сапожников был на стороне советской власти. И, по всей видимости, служил ей на совесть.

Причем больше всего он преуспел на так называемом идеологическом фронте. После окончания гражданской войны Сапожников получил направление на учебу в Институт красной профессуры ИКП , учебное заведение, созданное специально для подготовки преподавателей новой формации, главным образом, в области общественных наук. Деятельность этого института в 1920-е годы находилась под контролем Н. Бухарина, сторонниками взглядов которого стали многие его слушатели, в том числе и П. Молодые «бухаринцы» играли в те годы заметную роль в идеологической жизни партии. Закончив учебу в ИКП, Сапожников некоторое время работал в центральных партийных идеологических учреждениях. Он был научным сотрудником Института Ленина, редактором журнала «Революция и наука», а с 1925 года состоял штатным сотрудником газеты «Правда», также находившейся под общим руководством Н. Одновременно Сапожников преподавал в Московском университете общественные дисциплины, в том числе марксистскую теорию права и диалектический материализм.

Вскоре молодого философа избрали членом президиума РАНИОН этой популярной в свое время аббревиатурой именовалась ассоциация исследователей-марксистов в области общественных наук. Карьера в столице развивалась быстро, и уже в 1926 году Сапожников переходит на работу в аппарат ЦК ВКП б на должность заместителя заведующего подотделом пропаганды. Казалось, что успешное продвижение по партийной служебной лестнице будет продолжено. Однако в 1928 году ситуация в партии резко изменилась. В высшем руководстве обнаружились острые противоречия по вопросу о путях дальнейшего социально-экономического развития страны. Группа «правых» во главе с Н. Бухариным выступила против форсированных темпов индустриализации, осуществить которые можно было только за счет ущемления экономических интересов крестьянства. Сторонники Бухарина энергично возражали против репрессивных мер в отношении зажиточного крестьянства и насильственных методов коллективизации села.

Разногласия общеполитического свойства привели к острой схватке за власть, которая превратилась в борьбу на уничтожение оппонентов. Сталину и его сторонникам удалось привлечь на свою сторону большую часть партийного аппарата и нанести бухаринской группе серьезное поражение. На пленумах ЦК и в печати развернулась острая критика платформы «правых». Были приняты меры по ослаблению их позиций в центральных партийных структурах. Многие из сторонников Бухарина были вынуждены отправиться на периферию. Одним из следствий такой кампании и стало перемещение П. Сапожникова в Воронеж. Случилось это во второй половине 1928 года.

Поначалу он получил довольно скромную должность заместителя заведующего отделом культуры обкома партии. Но скоро бывшего столичного функционера выдвинули на освободившееся место ректора Воронежского университета. Можно предположить, что в областном партийном руководстве были явные, но больше скрытые сторонники Н. Бухарина и «правых». Кроме того, в партии еще сохранялись следы относительного либерализма и терпимости к инакомыслию, характерные для времен нэпа. Сапожникову довелось руководить университетом в критическое для него время. Начало первой пятилетки ознаменовалось крупными переменами в политике советской власти по отношению к высшей школе. Острая потребность в квалифицированных кадрах, прежде всего инженерно-технических, подтолкнула руководство страны к ускоренному созданию отраслевых высших учебных заведений.

Перед профильными институтами ставилась задача подготовки специалистов, способных быстро решать прикладные задачи социалистического строительства. В конце 1929 года университеты были признаны устаревшими учебными заведениями и их решили упразднить. На основе университетских факультетов стали повсеместно создаваться однопрофильные институты, в том числе медицинские и педагогические. Угроза закрытия нависла и над Воронежским университетом, поскольку ему тоже пришлось расстаться со своими основными факультетами. В это трудное время П. Сапожникову пришлось проявить большую настойчивость и силу характера. Он в числе других ученых и организаторов высшей школы считал решение о закрытии университетов ошибочным, чреватым серьезными потерями для отечественной науки, прежде всего фундаментальной. Усилия по защите классических университетов были в конце концов вознаграждены.

Аргументы Академии наук СССР, многих университетских ученых и организаторов высшего образования пришлось принять во внимание, и уже к весне 1931 года руководство страны сочло необходимым сохранить 13 университетов, придав им статус головных учебных заведений больших регионов. В их числе был и Воронежский12. Такой поворот дела П. Сапожников считал и своим личным успехом. Еще во время преобразования старых факультетов в самостоятельные институты он энергично противился полному разделу университетского имущества и сумел отстоять для ВГУ главный учебный корпус бывшее здание Михайловского кадетского корпуса , большую часть библиотеки, ряд жилых помещений. Не покинула университет и преданная ему часть профессорско-преподавательского состава, включая 11 профессоров. Осенью 1931 года произошло второе рождение университета, на первый курс было принято 360 абитуриентов на старших курсах оставалось всего около 90 химиков и биологов и появились обнадеживающие перспективы роста. С большим удовлетворением П.

Сапожников писал в областной газете, что обновленный университет становится центром по подготовке молодых исследователей по физико-математическим и естественным наукам. Будущие выпускники к тому же должны получать квалификацию преподавателей вузов и втузов13. Изменилась и должность руководителя: вузы стали возглавлять не ректоры, а директора — с 1930 года в вузах было введено единоначалие и отменена выборность администрации. Советская политическая система все более зримо приобретала командные черты. Однако над карьерой самого П. Сапожникова очень скоро начали сгущаться тучи. С политической точки зрения, его положение в университете не было прочным, можно сказать, с первых дней. В 1929—1930 годах обстановка в руководстве ВКП б резко изменилась.

Бухарина, как на сторонника более умеренной и сбалансированной политики по вопросам социалистического строительства, нападки становились все более ожесточенными14. Естественно, что на местах острой критике стали подвергаться и питомцы «бухаринской школы». Сапожников к тому же был не только администратором, но и профессором, возглавившим кафедру философии. Руководил он и областным отделением Всесоюзного общества воинствующих диалектиков-материалистов. Именно философские позиции стали уязвимым местом нового руководителя ВГУ. Уже в 1929 году в печати появились острые выпады в его адрес. В ноябре 1929 года многотиражная газета «Красный университет», отражая позицию партбюро, едко писала о том, что ректор занял примиренческую позицию в ходе разгоревшихся политических дискуссий. Он, сообщала газета, «договорился до того, что Бухарин, мол, правым никогда не был, что отдельные ошибки Бухарина правые использовали в своих целях, и что, таким образом, Бухарин отнюдь не идеолог и не вождь правых оппортунистов».

Как представитель «бухаринской школы», настаивал автор статьи, «ректор ВГУ тов. Сапожников должен прямо и недвусмысленно заявить, с кем он: с партией или против нее. Или — или.

Дмитрий Александрович также рассказал о совещании у министра обороны РФ генерала армии Сергея Шойгу, которое прошло 16 декабря. Ректор ВГУ за последний год три раза встречался с министром обороны РФ по вопросам развития военного образования в гражданских вузах. Последняя встреча была откликом на послание Президента РФ Владимира Путина о том, что все юноши могут получить военно-учетную специальность. Сергей Шойгу проинформировал участников заседания о принятых решениях, согласно которым, будут поддерживаться существующие военные кафедры, они же станут межвузовскими. Юноши смогут получить военно-учетную специальность без отрыва от основного образования. В 2014 году в пилотном режиме будут выбраны регионы, в которых начнется реализация проекта. Они направлены на то, чтобы выявить международные вузы — лидеры в области образования, науки и инноваций. Вторым вопросом повестки дня стал доклад ректора ВГУ об итогах заседания Совета ректоров вузов областей Центрального Черноземья в Орле. Было принято решение создать Ассоциацию государственных вузов Черноземья, к которой также смогут присоединиться и высшие учебные заведения других регионов. Поддержано всеми решение о формировании сети объединенных диссертационных советов. Кроме того, вузы Черноземья будут вести активную работу по сетевым образовательным программам. Следующую встречу Совета ректоров вузов Черноземья, Брянска и Тулы планируется провести в феврале в Липецке. На ней будут присутствовать руководители Новолипецкого металлургического комбината и компании «Atos IT Solutions and Services».

Названы кандидаты на пост ректора ВГУ

Вакцинация прошла в первом корпусе ВГУ Университетская пл. В одном помещении измеряли температуру, сатурацию крови и давление, а также проводили анализ на глюкозу и холестерин. В соседнем помещении шла непосредственно вакцинация, после которой привитые полчаса находились под наблюдением врача.

В его биографии много интересных фактов. Многим уже хорошо известна легенда о происхождении самой фамилии Машеровых, которая имеет старинные французские корни. Не менее интересна и до сих пор не разгадана загадка даты рождения Петра Машерова. Это же надо! Правда, в период советской власти, вплоть до 2000-х годов, официальной датой рождения считали 26 февраля. А все дело в том, что 1918 - 14 февраля 1918 года Россия перешла на григорианский календарь «новый стиль». После 31 января наступило сразу 14 февраля.

Продолжительность 1918 года составила 352 дня. Вместе с тем православная церковь не приняла этого нововведения и вела счет по старому календарю. По мнению историков, в т. Загадки Машерова, что самое интересное, появляются и сегодня! На официальный запрос нашего университета о годах учебы Петра Мироновича на педрабфаке перед поступлением в наш университет Витебский областной архив выдал справку, что среди обучающихся в обозначенный период фамилии Машерова нет! Тогда как в университете, в мемориальном музее П.

Также Дмитрий Ендовицкий рассказал о трансформации биологического факультета в медико-биологический , где с будущего учебного года будут готовить по трем, уникальным для Центрального Черноземья специальностям. Также ректор сообщил губернатору о подготовке вуза к торжественной церемонии празднования выпуска 500 магистров ВГУ, которая состоится 1 июля на Адмиралтейской площади. В завершение встречи прошло обсуждение подготовки к празднованию 100-летия ВГУ.

Звоните: 473 267-94-00, 264-93-98. Пишите: web moe-online. Online», «МОЁ! Белгород», «МОЁ! Курск», «МОЁ!

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий