Новости за что достоевский попал на каторгу

Смотрите онлайн видео «Почему Достоевский попал на каторгу? После каторги Достоевский сшил их в одну тетрадь, которую назвал «Моя тетрадка каторжная». На каторге Достоевский понял наконец, как далеки умозрительные, рационалистические идеи "нового христианства" от того "сердечного" чувства Христа, каким обладает народ. Однако на какую бы работу ни попадал Достоевский, он, как дворянин, всегда находился в более тяжелых условиях, чем остальные арестанты. 24 декабря, в ночь под Рождество, на ноги Достоевскому надели пятикилограммовые кандалы, и сани повезли его на каторгу, в Сибирь.

Федор Михайлович Достоевский: «Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни»

Достоевскому назначили каторжные работы сроком в четыре года, и с дальнейшим определением его в солдаты. Казарма каторжного острога В Омский острог вместе с другим петрашевцем С. Дуровым, Достоевский был доставлен 23 января 1850 года. Время омской каторги писателя можно охарактеризовать как сложный период, когда воедино сплелись тяготы, страдания, лишения с его творческим подъёмом, формированием мировоззрения писателя, глубинного понимания жизненной философии.

Но это уже стало ясно спустя годы. А вначале писателю приходилось переносить все тяготы каторжного пребывания. Это были адские материально — бытовые условия, конвой, кандалы, тяжелый труд.

Осужденные на каторжные работы были бесправными, и конечно, им приходилось мириться с постоянными унижениями. А если учесть, что в таких местах особо ненавидели лиц дворянского происхождения, нетрудно представить, что приходилось испытывать писателю.

На год его пристанищем стал литературно-философский кружок Бекетовых. Здесь его принимали радушно, и он чувствовал себя своим человеком.

Из-за отъезда Бекетовых кружок распался, и Достоевский с 1847 года стал посещать собрания у Михаила Петрашевского. Кто знает, если бы не эта роковая цепочка случайностей, как бы сложилась судьба писателя? Там говорились слишком заумные речи, так что иногда за целый вечер он не решался высказать ни слова. Вскоре петрашевцы образовали несколько альтернативных кружков.

Их участники могли пересекаться на разных собраниях. Достоевский чаще всего посещал музыкально-литературный кружок Сергея Дурова. Вместе с ним на встречи приходил его брат Михаил. Также здесь собирались поэт Алексей Плещеев, критик Александр Милюков, поручик Александр Пальм и некоторые другие петрашевцы.

В основном они были умеренных взглядов. Впоследствии Пальм станет писателем и опишет свой опыт участия в кружках в романе «Алексей Слободнин». Эта книга интересна содержащимися в ней характеристиками петрашевцев. Но молодого Достоевского тянуло и к крайностям.

Он не только продолжал периодически приходить по пятницам к самому Петрашевскому, но и вошел в «тайную семерку» — кружок наиболее радикально настроенного петрашевца Николая Спешнева. Чем занимались участники кружков? Тайная полиция выслеживала 13 месяцев деятельность петрашевцев и представила их как революционную организацию, угрожающую основам общества. На самом же деле большая часть участников кружков просто проводили время в занимательных беседах и увлекательных спорах.

Ну а какие ещё слова и какое отношение можно было ожидать от человека, который видел Омск через зарешёченные окна и смотрел на окружающий его мир через штыки конвоиров. Конечно, к самому городу Достоевский не мог испытать никакого другого чувства. Но лучшая характеристика любого города — это характеристика людей, которые его населяют. И Достоевский говорил, что он здесь нашёл очень много благородных людей и что если б он их здесь не нашёл, то «он бы погиб совершенно». Он говорит это о разных совершенно людях: об инспекторе классов Омского кадетского корпуса Иване Викентьевиче Ждан-Пушкине, который впоследствии определил в кадетский корпус его пасынка Пашу. И о священнослужителе Александре Ивановиче Сулоцком и Якове Александровиче Слуцком — артиллерийском полковнике, который помогал ему, чем мог. Конечно, о коменданте Омской крепости Алексее Фёдоровиче де Граве и многих других людях. Когда в 1855 году, выйдя с каторги, он писал письмо Прасковье Александровне Анненковой, он не мог не отозваться тепло о её дочери Ольге и супруге дочери Константине Ивановиче Иванове, в доме которых он прожил около трёх недель. Потому что Константин Иванов был адъютантом генерала Бориславского, который заведовал всеми работами в крепости.

И будучи женатым на дочери декабриста, он старался сделать всё, чтобы, по крайней мере, жизнь Достоевского была сохранена, и его здоровье не пострадало бы катастрофически. Так, например, за поэтом-петрашевцем Сергеем Фёдоровичем Дуровым не доследили: он однажды попал на работу по разбору баржи, вмёрзшей в лёд, и вместе с другими арестантами работал, стоя по пояс в ледяной воде. После этого Дуров стал инвалидом. И об этом в «Записках из Мёртвого дома» красноречиво написано: рассказчик «с ужасом смотрел, как один из его товарищей гас у него на глазах словно свеча — вошёл он в острог красивый, бодрый, а вышел седой, полуразрушенный, без ног, с одышкой». От такой работы Достоевский был, к счастью, здесь избавлен. Это ни в коей мере не означает, что он катался здесь как сыр в масле и бил баклуши. Достоевский тяжело работал: например, когда его направляли в инженерную мастерскую, он там крутил тяжёлое точильное колесо — его нужно было крутить много часов с определённой скоростью, прикладывая огромные усилия. Но главными тяготами были даже не эти физические работы, а ненависть со стороны каторжан к нему как к отставному военному и помещику. А каторжники в омском остроге совершили свои преступления именно против дворян.

Это одна из жён декабристов, которые также проявляли заботу о Достоевском? Прасковья Александровна жила в Тобольске.

Достоевский и Ч. Летом зной и ветер с песком, зимой буран. Природы я не видал. Городишка грязный, военный и развратный в высшей степени. Я говорю про чёрный народ.

Если б не нашёл здесь людей, я бы погиб совершенно". Одним из таких людей стал комендант крепости Алексей Фёдорович де Граве, который старался облегчить положение арестанта и по возможности освободить от тяжёлых работ. После освобождения там же, в Омске, состоялось знакомство Достоевского с Чоканом Валихановым, будущим известным путешественником и этнографом. Предчувствие весны В марте 1854 года в Семипалатинске, где после острога писатель отбыл пять лет из "бессрочной службы" рядовым в 7-м сибирском линейном батальоне, он получил наконец возможность жить на отдельной квартире, а самое главное — получать книги и писать. Вид с Александро-Невской церкви. Фото: pastvu. Здесь уже начало киргизской степи.

Город довольно большой и людный. Азиатов множество. Степь открытая. Лето длинное и горячее, зима короче, чем в Тобольске и в Омске, но суровая. Растительности решительно никакой, ни деревца — чистая степь. В нескольких верстах от города бор, на многие десятки, а может быть, и сотни вёрст. Здесь всё ель, сосна да ветла, других деревьев нету.

Дичи тьма. Порядочно торгуют, но европейские предметы так дороги, что приступу нет". Весенний воздух после нескольких лет "тесноты, духоты и тяжкой неволи" опьяняет Достоевского — он весь в предчувствии решительных перемен, появления в своей жизни чего-то грозного и неизбежного. Позже, сравнив свои тогдашние чувства с последующими событиями он будет поражён: "Напророчил же я себе!

Выбор редакции

  • Детство и юность
  • Молодой литератор
  • За что Достоевский попал на каторгу? 🤓 [Есть ответ]
  • Арест и инсценировка казни
  • Почему Достоевский попал на каторгу? [111]

Фактчек: 13 самых популярных легенд о Достоевском

19 ноября смертный приговор Достоевскому был отменён по заключению генерал-аудиториата «ввиду несоответствия его вине осужденного» с осуждением к восьмилетнему сроку каторги. В 1846 г. в биографии Достоевского произошло событие, повлиявшее на всю его последующую жизнь. Однако на какую бы работу ни попадал Достоевский, он, как дворянин, всегда находился в более тяжелых условиях, чем остальные арестанты. Он был приговорен к 15 годам каторжных работ и выпущен спустя несколько лет на свободу в состоянии умственного расстройства. Когда Достоевский попал на каторгу, поначалу его определили в больничные палаты, которые находятся на улице Гусарова. Тобольское Евангелие прошло с Достоевским каторгу и солдатские казармы, оно было рядом, когда Фёдор Михайлович вернулся в большую литературу, оно свидетель и судья его творческих взлётов и страстных падений.

За что сидел в тюрьме Достоевский

Когда-то сам Достоевский сказал, что «нужно говорить глаз на глаз чтоб душа читалась на лице, чтоб сердце сказывалось в звуках слова. Достоевский выдержал испытание каторгой с триумфом, потому что он с самого начала принял каторгу как должное. Долгие минуты ожидания на эшафоте и каторга были очень страшными испытаниями, но сам Достоевский был уверен, что именно они привели его к вере в Бога.

Федор Достоевский – каторжанин и монархист

Более того, Достоевский стал первым русским писателем, побывавшим на каторге. По результатом этой деятельности, Достоевскому дали расстрел, а потом его смягчили до четырёх лет сибирских работ. Вместе с Натальей Дмитриевной Фонвизиной они познакомились с Достоевским, когда его везли на каторгу – во время остановки в Тобольске. 27. Достоевский всю свою жизнь хранил Евангелие, которое ему подарили в Тобольске жены декабристов, по пути на каторгу в Омск. Достоевского после этого ожидало раскаяние. Как Раскольников из «Преступления и наказания», он поедет на каторгу в Сибирь.

Омск — гадкий городишко, или Как в нашем городе жил Фёдор Достоевский

Однако на какую бы работу ни попадал Достоевский, он, как дворянин, всегда находился в более тяжелых условиях, чем остальные арестанты. Однако на какую бы работу ни попадал Достоевский, он, как дворянин, всегда находился в более тяжелых условиях, чем остальные арестанты. 1. Достоевский входил в кружок петрашевцев, поэтому он попал на каторгу.

Федор Достоевский: каторга-любовь

Виноват ли Гоголь? В 1847 году вышла новая книга Гоголя «Выбранныe местa из переписки с друзьями». В ней уже на то время маститый писатель обращается к губернаторам, к духовенствy, к чиновникам и поучает их, как вести государственныe делa, призывает уповать нa Богa, верить в егo милосердиe и волю, почитать порядки и воспитывать народ богобоязненным. Одним словом, полностью перечеркивает блестящую сатиру собственных «Мертвых душ». Николай Гоголь и Виссарион Белинский Именно из-за этой малоизвестной книги Гоголя и завязалась роковая для петрашевцев переписка с критиком Виссарионом Белинским.

В письме, датированном 15 июля 1847 годa Белинский критикует писателя, и ставит под сомнение его искренность. Параллельно Виссарион Григорьевич издевается над духовенством и особой императора. Речь идет о произведении «Солдатская беседа», которое позднее Достоевский признал бездарным. В нем были не просто издевательства над верой и властью, а конкретные призывы к перевороту.

Следователи настаивали на том, что Петрашевский и его товарищи прониклись этими идеями и были готовы к активным действиям. Возможно, в этом была доля правды, так как среди кружковцев царили радикальные настроения. Спустя годы, переосмыслив многое, Достоевский опишет своих товарищей в романе «Бесы». Каторжники Кстати, сам автор «Солдатской беседы» Григорьев тоже пострадал.

Ему присудили целых 15 лет каторги.

Федор Михайлович, следуя завету отца, окончил престижное петербургское инженерное училище, стал офицером. Но он не видел себя военным инженером. Только писателем! Тем более что его первый роман «Бедные люди» нашел поддержку королей тогдашней литературной журналистики — Николая Некрасова и Виссариона Белинского.

Слава вскружила голову молодому автору. Отныне он не говорил, а вещал. И любил окружать себя сонмом поклонников. Когда в литературных кругах стали высмеивать это «гениальничанье» Достоевского, тот смертельно обиделся, порвав почти со всеми старыми друзьями. А потому нет ничего удивительного, что он связался с молодыми радикалами, сплотившимися вокруг Петрашевского.

Строго говоря, петрашевцы не представляли угрозы: не объявляли себя тайным обществом или политической партией, не замышляли революционных действий, не плели заговоров и не налаживали связей с военными. Они просто собирались на квартире М. Буташевича-Петрашевского, где обменивались мнениями и обсуждали идею социализма — западную интеллектуальную новинку. И тем не менее наказали их с неслыханной строгостью. Арестовали более 40 человек, более 20 приговорили к расстрелу.

За что? За «мыслепреступление» — за намерение «возбуждать во всех классах народа негодование против правительства». Казнь заменили на каторгу непосредственно в день приведения приговора в действие. Эти «десять безмерно страшных минут ожидания смерти» оказались тем еще испытанием для психики Достоевского!

Самые известные произведения Достоевский создал уже после выхода из ссылки. К ним литературоведы относят так называемое «великое пятикнижие»: «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». Скончался Достоевский 9 февраля 1881 года от обострения давно мучившей его болезни легких — эмфиземы. После известия о смерти Федора Михайловича толпы людей пришли проститься с великим писателем. Художник Иван Крамской написал карандашом и тушью посмертный портрет писателя. Портрет хорошо сумел передать ощущение, запечатлевшееся в памяти жены писателя. Уважайте жизнь! И ведь знает человек, что никто не обидел его, а что он сам себе обиду навыдумал и налгал для красы, сам преувеличил, чтобы картину создать, к слову привязался и из горошинки сделал гору, знает сам это, а все-таки самый первый обижается, обижается до приятности, до ощущения большого удовольствия, а тем самым доходит и до вражды истинной…» 8.

Время омской каторги писателя можно охарактеризовать как сложный период, когда воедино сплелись тяготы, страдания, лишения с его творческим подъёмом, формированием мировоззрения писателя, глубинного понимания жизненной философии. Но это уже стало ясно спустя годы. А вначале писателю приходилось переносить все тяготы каторжного пребывания. Это были адские материально — бытовые условия, конвой, кандалы, тяжелый труд. Осужденные на каторжные работы были бесправными, и конечно, им приходилось мириться с постоянными унижениями. А если учесть, что в таких местах особо ненавидели лиц дворянского происхождения, нетрудно представить, что приходилось испытывать писателю. Строительство дома всегда хлопотное дело, но не в случае, если вы покупаете готовые дома из бруса. Полный комплект вам доставят и соберут, если нужно, можете даже заказать проект «под ключ». Однако и здесь находились добрые люди, которые всячески старались облегчить судьбу Достоевского.

За что сидел в тюрьме Достоевский

Сибирь и каторжные работы неотделимы в нашем сознании от политических заключённых, которые в XIX веке считались «уголовниками», за которыми следили особым образом. В 1848 году Достоевский стал членом тайного общества петрашевцев. Достоевский был заключен в Петропавловскую крепость, приговорен к расстрелу, который затем был заменен каторгой с последующей службой в армии рядовым. 27. Достоевский всю свою жизнь хранил Евангелие, которое ему подарили в Тобольске жены декабристов, по пути на каторгу в Омск. Пройдя путь каторги, Достоевский сумел обрести страстную веру в Россию, в русский народ.

Каторга и благодать: почему Фёдор Достоевский полюбил Сибирь

Приговоренные пережили весь ужас "смертников", и лишь в последнее мгновение им объявили, как особую милость, настоящий приговор о переживаниях Достоевского в эту минуту см. В ночь с 24 на 25 декабря Достоевский был закован в кандалы и отправлен в Сибирь. Источник: ОловосПросветленный 21498 12 лет назад Спасибо большое! Анечка Просветленный 41975 Пожалуйста Рада, что ответ пригодился. Остальные ответы.

Он познакомился с М. Петрашевским, который был организатором так называемых «пятниц». В частности, поднимались вопросы относительно отмены крепостного права и свободы слова в России.

На одной из встреч Федор Михайлович познакомился с коммунистом Н. Спешневым, который в скором времени образовал тайное общество, состоящее из 8 человек. Эта группа людей выступала за осуществление переворота в государстве и за образование подпольной типографии.

Их участники могли пересекаться на разных собраниях. Достоевский чаще всего посещал музыкально-литературный кружок Сергея Дурова. Вместе с ним на встречи приходил его брат Михаил. Также здесь собирались поэт Алексей Плещеев, критик Александр Милюков, поручик Александр Пальм и некоторые другие петрашевцы.

В основном они были умеренных взглядов. Впоследствии Пальм станет писателем и опишет свой опыт участия в кружках в романе «Алексей Слободнин». Эта книга интересна содержащимися в ней характеристиками петрашевцев. Но молодого Достоевского тянуло и к крайностям.

Он не только продолжал периодически приходить по пятницам к самому Петрашевскому, но и вошел в «тайную семерку» — кружок наиболее радикально настроенного петрашевца Николая Спешнева. Чем занимались участники кружков? Тайная полиция выслеживала 13 месяцев деятельность петрашевцев и представила их как революционную организацию, угрожающую основам общества. На самом же деле большая часть участников кружков просто проводили время в занимательных беседах и увлекательных спорах.

Они рассуждали о будущем России, осуждали крепостничество, мечтали о социальной справедливости. Политические взгляды у петрашевцев были различными — от умеренных до радикальных. Подавляющее большинство симпатизировали социалистическим идеям Фурье. Но были и сторонники капитализма.

Например, Дмитрий Ахшарумов в качестве идеала видел буржуазную конституционную монархию. Константин Васильев «Портрет Фёдора Михайловича Достоевского» Константин Васильев «Портрет Фёдора Михайловича Достоевского» В таких тонкостях сотрудникам Третьего отделения разбираться совершенно не хотелось — из 34 арестованных 23 апреля 1849 года петрашевцев 21 были осуждены на смертную казнь.

Я припоминал, как, бывало, еще в детстве, стоя в церкви, я смотрел на простой народ, густо теснившийся у входа и подобострастно расступавшийся перед густым эполетом. Там, у входа, казалось мне тогда, и молились-то не так, как у нас, молились смиренно, земно, с каким-то полным сознанием своей приниженности. Теперь и мне пришлось стоять на этих местах, даже и не на этих: мы были закованные и ошельмованные. От нас все сторонились, нас как будто боялись, нас каждый раз оделяли милостыней, и, помню, мне это было как-то приятно, какое-то утонченное особенное ощущение сказывалось в этом удовольствии! Каторжные надевали чистые рубахи, на лице у всех было какое-то особенное выражение… но ненадолго. В тот же вечер большинство лежали на нарах пьяные, передравшиеся, безобразные. В воздухе — страшная ругань, невыносимая вонь; повсюду много свирепых или умильных пьяных лиц.

Тоска от безделья, от нахлынувших праздничных воспоминаний детства, от безобразных сцен заставляет бежать из казармы, хотя бы на двор, к заостренным палям острога. Однажды на Рождество каторжные устроили «театр». Острог оживился; новое дело заинтересовало всех. Каторжным было приятно, что им доверяют такое дело, что само начальство приходит смотреть на игру их товарищей-актеров, что они, на этот раз, как бы совсем люди, и в это время было больше бодрости, меньше ругани, пьянства, распутства. Гордые оказанным доверием, каторжные сами поддерживали дисциплину. Льгот и послаблений дворянину никаких не делалось. Он носил те же кандалы, как и обыкновенные каторжники, ел ту же пищу, ходил в том же костюме и делал ту же работу. Но ему, конечно, все это было вдесятеро тяжелее, чем другим. Как человек интеллигентный, он чувствовал ежеминутно такие лишения, которых не приходилось испытывать ни одному из его сотоварищей.

Пришлось оставить привычку читать, так как книг в каторге читать не полагалось, допускали только Евангелие и библию, которую, кстати сказать, у него украли. Если грубое обращение вызывало тогда протест даже со стороны обыкновенных преступников, бывших крепостных, то легко себе представить, каково было переносить ту же самую грубость человеку культурному. Как бы там ни говорили, каторжная жизнь была тяжелая, мрачная… Дуров угас в остроге: «вошел он в острог молодой, красивый, добрый, а вышел полуразрушенный, седой, без ног, с одышкой». Выносить эту жизнь становилось иногда совсем не под силу. Тогда уходили обыкновенно в лазарет, где доктора были такие хорошие, ласковые. Материальные неудобства и всяческие стеснения были и здесь те же самые, но «принудительность» жизни по известной программе чувствовалась меньше. Можно было полежать вволю, хотя и на скверной койке и в невозможном больничном халате, спать, не слушая барабана, не ходить на работу. Незаметно, однако, подошли мы к труднейшему вопросу о влиянии каторги на характер и миросозерцание Достоевского. По этому поводу говорят различно; сам Достоевский то проклинал эту жизнь, то как будто благословлял ее.

Миллер полагает, что жизнь на каторге была «уроком народной правды для Достоевского». Майков решительно утверждает, что каторга была полезна. Ястжемский думает, что она развила литературный талант. Мнения самого Достоевского противоречат одно другому. Михайловский приписывает каторге влияние безусловно вредное, чисто отрицательное. Вопрос, как кажется, неразрешим. Отвечать на него a priori [9] нельзя, так как на разных людей каторга несомненно производит разное впечатление. Одних она может доконать совершенно, как, например, Дурова, других озлобить, как Петрашевского, третьих смирить. Последнее выпало, по-видимому, на долю Достоевского.

Он смирился до самой глубины своего миросозерцания, но опять-таки нельзя утверждать, чтобы оно стало совсем другим после каторги. Мистические идеи бродили в нем и раньше, уважением к христианству он был проникнут и до каторги. Сам темперамент его, как увидим ниже, остался в сущности тем же неровным, истеричным, склонным к меланхолии. Правда, Достоевский в письмах из Семипалатинска утверждает, что он стал совершенно другим и меланхолия исчезла без следа. Но все это было в самом начале, после выхода из острога, когда меланхолия действительно неуместна. Потом Достоевский говорил, что на каторге он сошелся и братски соединился с народом, но тут же прибавляет, что ему трудно было бы рассказать историю перерождения его убеждений. Но совершенно в стороне оставить вопрос нельзя. Попытаемся же по мере сил ответить на него без всякой предвзятой мысли и только на основании данных биографии. Если рассуждать по пословице «все хорошо, что хорошо кончается», то, быть может, в известном смысле и каторга была полезна.

Мы уже видели, что настроение Достоевского до ареста было во всех отношениях ужасно и грозило разрешиться самоубийством. Жизнь без признака воли, торопливая, нетерпеливая жизнь — вот что говорит нам биография о периоде, предшествовавшем аресту. Достоевский мучительно ожидал какого-нибудь толчка, какой-нибудь перемены. Судьбе было угодно отправить его в Омский острог. Какой путь приняла бы его жизнь без этого постороннего вмешательства, сказать трудно; может быть, он покончил бы с собой, может быть, стал революционером столько же по убеждению, сколько от отчаяния, может быть, время помогло бы ему дисциплинироваться. Все это одинаково вероятно и одинаково гадательно. Толчок явился извне. Мы видели, что он не особенно даже поразил Достоевского, так как душевный кризис назрел и требовал разрешения. Но ведь отсюда не следует, что каторга прошла без следа.

Оставляя в стороне вопрос о ее влиянии на здоровье, литературный талант и пр. Правда, мысль, что он мог не в пример прочим перенести такое тяжелое испытание, что самое тяжелое в жизни пройдено, придавала ему бодрости, но эта бодрость не выходила за пределы личной жизни и личной деятельности. Во всех других сферах Достоевский как-то заметно сократился. Нечего и говорить, что повторение петрашевской истории стало для него совсем немыслимым после четырехлетнего пребывания в остроге. От активной борьбы с жизнью он отказался, хотя и прежде-то он брался за нее скорее от отчаяния, чем от какой другой причины. Он смирился, смирился в том смысле, что, видя целые годы вокруг себя непреодолимые преграды, слишком глубоко проникся сознанием своей личной слабости перед окружающими его условиями. Формула «как хочу, так и делаю» была уже совсем неприменима на каторге. Острог — это сила, совершенно придавившая, уничтожившая личное «я». И Достоевский как нельзя более проникся этим внушением.

Все: темперамент, взгляды остались те же, — но известного рода трусливость, запуганность перед жизнью, и раньше бывшие в нем, резче, яснее выступили наружу и совсем оттеснили на задний план прежние взрывы своеволия. Мысль эта кажется простой, но, чтобы лучше убедиться в этом, обратимся к характеристике внутренней жизни Достоевского на каторге; тогда подавляющее впечатление последней станет, на наш взгляд, очевидным. Особенно мучило Достоевского то, что он был «не в своем обществе», — совсем чужим для всех своих невольных товарищей. Дворянство, образование создавали между ними непроходимую пропасть. Он всем понятен, и сам всех понимает, всем знаком, и все считают его за своего. Не то с благородным дворянином… Как ни будь он справедлив, добр, умен — его целые годы будут ненавидеть и презирать все, целой массой; его не поймут, и, главное, не поверят ему. Он не друг и не товарищ, и хоть достигнет он наконец, с годами, того, что его обижать не будут, но все-таки он будет не свой, и вечно мучительно будет сознавать свое одиночество и отчуждение. Это отчуждение делается иногда совсем без злобы со стороны арестантов, а так, бессознательно. Не свой человек, да и только; а ничего нет ужаснее, как жить не в своей среде.

Мужик же, переведенный из Таганрога в Петропавловский порт, тотчас же найдет там такого же точно русского мужика, тотчас же сговорится и сладится с ним, а через два часа они, пожалуй, заживут самым мирным образом в одной избе или шалаше». Волей-неволей Достоевскому пришлось примириться со своим уединением и сосредоточиться исключительно на жизни внутренней, жизни своего сердца.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий