Новости название операции по прорыву блокады ленинграда

Инициатива проведения операции с целью прорыва блокады Ленинграда исходила от Военного совета Ленинградского фронта.

Прорыв блокады Ленинграда: как проходила операция «Искра» в январе 1943-го

81 год началу прорыва Блокады Ленинграда в 1943 году Прорыв блокады Ленинграда: операция «Искра». Гитлеровцы полагали захват и уничтожение Ленинграда важнейшей военно-политической задачей.
Операция «Искра»: как прорывали блокаду Ленинграда Операция осуществлялась силами Ленинградского и Волховского фронтов при содействии части сил Балтийского флота, Ладожской военной флотилии и авиации дальнего действия с целью прорыва блокады Ленинграда.
«День великого торжества»: как была прорвана блокада Ленинграда — РТ на русском Операция осуществлялась силами Ленинградского и Волховского фронтов при содействии части сил Балтийского флота, Ладожской военной флотилии и авиации дальнего действия с целью прорыва блокады Ленинграда.
Битва за Ленинград — хроника сражений блокадного города | Diletant 12 января началась операция по прорыву блокады Ленинграда. В этих боях ключевую роль опять должна была сыграть 2-я ударная армия. Через неделю боев войска Ле.

Операция «Искра»: как прорывали блокаду Ленинграда

Ленинградская «Искра»: 5 фактов о начале прорыва блокады - Православный журнал «Фома» 12 января началась операция по прорыву блокады Ленинграда. В этих боях ключевую роль опять должна была сыграть 2-я ударная армия. Через неделю боев войска Ле.
18 января – День прорыва блокады Ленинграда (1943 год) Статья автора «Центральный музей Вооруженных Сил» в Дзене: 80 лет назад, 12 января 1943 года, началась наступательная операция советских войск с целью прорыва блокады Ленинграда.
18 января 1943 года удалось прорвать блокаду города Ленинграда - Российское историческое общество После прорыва в ходе операции «Искра» исчезла возможность штурма города немецкими войсками – огневая инициатива по Северо-Западному направлению окончательно отошла советским войскам.
18 января 1943 года прорыв блокады Ленинграда Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда 12–30 января 1943 г.

Алексей Исаев. Операция "Искра". Прорыв блокады Ленинграда

Бойцы Полякова после упорного боя овладели сильно укрепленным узлом сопротивления — рощей Круглая. Романовский ввел в бой дивизии второго эшелона. Однако к коренному перелому это не привело. Немецкие войска, усиленные спешно переброшенными резервами, продолжали прочно удерживать опорные пункты. Войска 67-й армии в ходе второго дня операции имели незначительное продвижение. Советские войска продолжали медленно продвигаться навстречу друг другу.

Вечером того же дня частями 86-й стрелковой дивизии и 34-й отдельной лыжной бригады Ленинградского фронта был освобождён Шлиссельбург. В этот же день войска 128-й стрелковой дивизии Волховского фронта взяли Липки. Таким образом, к вечеру 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана, а все южное побережье Ладожского озера очищено от немецких войск. Но значимых успехов наступающим советским частям добиться не удалось. Немецкое командование перебросило в район Синявино 5 дополнительных дивизий, что позволило ему удержать Синявинские высоты.

Неудачи конца января вынудили Ставку ВГК скорректировать план наступления. Согласно новому плану к операции подключались 55-я армия Ленинградского фронта и 54-я армия Волховского фронта, которые встречным ударом в направлении Тосно должны были отсечь мгинско-синявинскую группировку противника от основных сил.

Работа этих людей была невероятно трудна, требовала огромного физического напряжения», — вспоминал уже упомянутый нами начальник службы пути Октябрьской дороги Алексей Кананин. Ни по каким техническим условиям нельзя, чтобы колес поезда касалась вода. Но у нас другой дороги не было, выбора не было.

Война диктовала свои условия. Поезда шли прямо по воде», — приводил телеканал «Мир» слова хранителя фондов мемориального музея «Дорога Победы» Людмилы Французовой. За год, который проработала Дорога Победы, ей было нанесено врагом более тысячи повреждений, были подбиты и сожжены полторы тысячи единиц подвижного состава. Но каждый раз повреждения устранялись, а машинисты вновь и вновь вели поезда с продовольствием и топливом в Ленинград, вывозя обратным рейсом эвакуируемых и военную продукцию ленинградских заводов. Фёдор Попов.

Россия Поезд идёт по Дороге победы О том, как удавалось прорываться сквозь обстрелы, позже вспоминал паровозный машинист, Герой Социалистического Труда Василий Елисеев: «Мы научились маскироваться, обманывать врага, выходить победителями из труднейших положений. Отправляясь со станции Поляны в сторону Шлиссельбурга, мы знали, что до 30-го километра доедем спокойно: линия здесь тянулась среди высокого леса. Но на 30-м километре спасительный лес кончался и начиналась поросшая мелким кустарником поляна. Мы действовали так: следуя через лес, набирали высокую скорость, а по выходе на открытое место закрывали регулятор. За это время уголь в топке прожигался так, что не было дыма.

Без дыма и пара паровоз шел до следующего километра, где начинался уклон, и состав мчался несколько километров по инерции. Затем приходилось открывать пар. Увидев его, фашисты сразу же открывали огонь. Снова приходилось сильно разгонять поезд, снова закрывать регулятор и какое-то расстояние следовать по инерции. Гитлеровцы, потеряв ориентир, прекращали огонь, пока снова не обнаруживали цель.

А машинист без устали повторял свой маневр, играя со смертью». За годовой период работы Дороги Победы только из числа железнодорожников погибло, по неполным данным, 110 и ранено 175 человек. Сколько погибло военных железнодорожников, солдат и офицеров из подразделений ПВО и охранения, сопровождающих грузы, эвакуируемых мирных жителей — до сих пор точно не известно. В очерке «Непокоренный Ленинград», изданном в 1985 году, приводятся такие факты, дающие некоторое представление о масштабах потерь всего нескольких дней марта 1943 года. Восстановительные работы велись путем укладки обходного пути длиной 750 погонных метров.

Они проводились под артобстрелом противника, в результате чего было убито 15 человек. На протяжении 350 м был разрушен железнодорожный путь. На восстановительных работах в результате артобстрела убито и ранено 18 человек». Всего же было зафиксировано не менее 1200 повреждений железной дороги. И каждый раз на их ликвидацию под огнем врага выходили ремонтные бригады.

Специально созданные подразделения ПВО за год в районе железной дороги сбили 102 немецких самолета. А контрбатарейный огонь советских артиллеристов вынуждал фашистов расстаться с мыслью о том, чтобы полностью остановить железную дорогу в Ленинград. Под обстрелом В тени Дороги Жизни С февраля 1943 года до 27 января 1944 года, когда была полностью снята блокада Ленинграда, по Дороге Победы и наведенным через Неву мостам прошло 4729 поездов, а за всё время работы — более 6000 составов. Временная железная дорога действовала до 10 марта 1944 года, пока не восстановилось обычное ж.

Под руководством командующих армиями были проведены сборы командного состава и командно-штабные игры. Для каждой дивизии в тылу была подобрана местность, схожая с той, где предстояло прорывать оборону. Здесь были оборудованы учебные поля и городки по типу опорных пунктов противника, на которых подразделения и части учились штурмовать укрепленные позиции, вести наступательный бой в лесу. В заключение прошли учения с боевыми стрельбами. С помощью аэрофотосъемки были тщательно уточнены карты. Фотосхемы и исправленные карты получили все командиры, до рот и батарей включительно. В подразделениях и частях, выделенных для прорыва, создавались штурмовые отряды и группы разграждения для проделывания проходов и уничтожения наиболее прочных оборонительных сооружений. Большое значение придавалось оперативной маскировке. Перегруппировка войск производилась исключительно в ночное время или в нелетную погоду. Для разведки боем и ночных поисков привлекались только те подразделения и части, которые находились в непосредственном соприкосновении с противником. Чтобы скрыть от него подготовку к прорыву, были активизированы разведывательные действия на всем фронте, вплоть до Новгорода. В разработке плана операции участвовал ограниченный круг лиц. Все эти меры сыграли свою роль. Противнику лишь незадолго до начала операции удалось установить, что войска готовятся к наступлению, но определить время и силу удара он не смог. Командир 26-го армейского корпуса генерал Лейзер, учитывая это, предложил командующему 18-й армией генералу Линдеману отвести войска от Шлиссельбурга Das Deutsche Reich und der Zweite Weltkrieg. Stuttgart, 1990. Однако тот отверг это предложение. Командующие Ленинградским и Волховским фронтами, проанализировав проделанную работу, пришли к выводу, что войска будут готовы к наступлению к установленному сроку — 1 января 1943 г. Несмотря на это, они 27 декабря 1942 г. Сталину установить начало наступления между 10 — 12 января. Мотивация была такова: крайне неблагоприятные метеоусловия, характеризующиеся затяжной оттепелью и в связи с этим совершенно недостаточной устойчивостью ледяного покрова на Неве и плохой проходимостью болот. В начале января 1943 г. Одновременно были установлены сигналы взаимного опознавания при встрече, а также было условлено, что если войска одного из фронтов, выйдя на намеченный рубеж, не встретят войска другого фронта, то они продолжат наступление до фактической встречи. Ворошилов доложил И. Столь оптимистическое заверение насторожило Верховного Главнокомандующего. Он позвонил в штаб Воронежского фронта, где в то время находился генерал армии Г. Жуков и сказал: «В Ленинграде как представитель Ставки находится Ворошилов. Государственный Комитет Обороны считает, что Вам также необходимо поехать туда. Воспоминания и размышления. Жуков прибыл в штаб Волховского фронта, а затем ознакомился с положением дел во 2-й ударной и 8-й армиях. Вечером Георгий Константинович докладывает в Ставку ВГК: «Сегодня был на командном пункте Романовского и Старикова, с которыми подробно разобрал обстановку и принятые решения. Разобрал также обстановку с командиром 128 сд и его решение на бой. Отсутствие танков и недостаточное количество огневых средств не гарантировало прорыв. Взаимодействие на стыках армии, соединений и частей отработано слабо. Расположение дивизионных резервов в боевых порядках было слишком близкое, и по существу резервы превращались во вторые эшелоны, отмененные Вашим приказом. Удаленность их от 1-го эшелона на 1—1,5 км могла привести к большим потерям. Кроме того, обнаружен ряд мелких тактических и технических недостатков. По всем обнаруженным недостаткам даны исчерпывающие указания Афанасьеву псевдоним К. Генерал армии Жуков просил срочно подать для фронта воздухоплавательный аэростатный отряд, одно-два звена самолетов-корректировщиков, дополнительно отпустить следующее количество боеприпасов: 122-мм гаубичных — 20 тыс. По приказу Сталина командующие фронтами немедленно приступили к устранению выявленных Жуковым недостатков, еще раз детально проработали план предстоящей операции. Однако полностью устранить все недостатки не удалось. К началу наступления испортилась погода. Над землей нависли низкие облака, временами шел густой снег. В ночь на 12 января сводная группа ночных бомбардировщиков совершила массированный налет на артиллерийские позиции и штабы противника в полосе прорыва. В 9 часов 30 минут началась артиллерийская подготовка. За 40 минут до начала атаки штурмовая авиация группами по шесть — восемь самолетов нанесла удар по опорным пунктам и батареям противника. По окончании артиллерийской подготовки пехота, сопровождаемая огневым валом на направлении главного удара и последовательным сосредоточением огня на вспомогательных направлениях, двинулась в атаку на вражеские позиции. Несмотря на мощную артиллерийскую подготовку, противник сохранил немало огневых средств и живой силы. В результате он оказал ожесточенное сопротивление. Авиация Ленинградского и Волховского фронтов и Краснознаменного Балтийского флота, несмотря на низкую облачность, наносила непрерывные удары по скоплениям войск противника.

В 8-й армии, обеспечивавшей левый фланг ударной группировки Волховского фронта и наносившей удар частью своих сил, привлекалось две стрелковые дивизии, стрелковая бригада, 679 орудий и минометов, 92 танка. Таким образом, путем привлечения стратегических резервов, осуществления внутрифронтовых перегруппировок удалось создать превосходство над противником по дивизиям 2 : 1 20 советских против 10 немецких: пяти, находившихся в обороне, и пяти, которые могли быть переброшены вражеским командованием в район прорыва. По артиллерии и минометам соотношение было 7 : 1 около 5000 против 700 , по танкам — 10,3 : 1 539 против 50 , по самолетам с учетом авиации КБФ — 3,3: 1 829 против 250. Для согласования действий фронтов, наносивших встречные удары, был разработан и 27 декабря 1942 года представителем Ставки ВГК Маршалом Советского Союза К. Ворошиловым утвержден план взаимодействия фронтов. Учитывая трудности прорыва сильно укрепленной обороны, сложные географические условия района предстоящих действий, недостаточный опыт наших войск в ведении наступательных действий, неудачи предыдущих попыток прорыва блокады, средний темп наступления планировался от 2 до 4 км в сутки. При этом в плане взаимодействия фронтов указывалось, что если какая-либо ударная группировка не успеет подойти к рубежу установленной встречи, то другая группировка должна продолжать решительное наступление до установления фактической встречи. Войска 67-й армии должны были преодолеть по льду реку Неву, прорвать оборону противника на участке Московская Дубровка, Шлиссельбург шириной 13 км, разгромить его группировку в западной части выступа и, развивая наступление, соединиться с войсками Волховского фронта. Перед войсками 2-й ударной и 8-й армий ставилась задача взломать оборону противника на участке Липка, Гайтолово шириной 12 км, разгромить его группировку в восточной части выступа и, развивая наступление, соединиться с войсками ударной группировки Ленинградского фронта. При подготовке наступательной операции большое внимание было уделено организации надежного огневого поражения противника. Основная роль в нем отводилась артиллерии. На обоих фронтах впервые за годы Великой Отечественной войны готовилось артиллерийское наступление в полном объеме: артиллерийская подготовка атаки, артиллерийская поддержка атаки и артиллерийское сопровождение наступающих войск. Артиллерийская подготовка атаки планировалась в 67-й армии продолжительностью 140, во 2-й ударной армии — 105 и в 8-й армии — 125 минут. Плотности составляли в среднем: в 67-й армии — 144, во 2-й ударной — до 180, в 8-й армии — 100 орудий и минометов на 1 км полосы наступления. Однако в зависимости от важности избранных направлений они могли быть и большими. Так, в полосе 136-й стрелковой дивизии Ленинградского фронта они составляли 163, а в полосе 327-й стрелковой дивизии Волховского фронта — 360 орудий и минометов на 1 км. В полосе наступления 67-й армии для сохранения целостности льда на Неве разрушение оборонительных сооружений противника на переднем крае и в глубину до 200 м от него планировалось проводить только орудиями, выставленными для стрельбы прямой наводкой. Во 2-й ударной армии для стрельбы прямой наводкой также было выставлено почти 250 орудий. Артиллерийская поддержка атаки планировалась одинарным огневым валом на глубину 1 км, а затем последовательным сосредоточением огня. В 67-й армии было решено с выходом пехоты на лед реки Невы на вражеском берегу на удалении 200—250 м от берега создать рубеж сплошного заградительного огня, который на местности совпадал с первым рубежом огневого вала. В армиях создавалось большое количество артиллерийских групп различного назначения: для борьбы с артиллерией противника — группы дальнего действия, для поражения целей в глубине обороны противника — группы особого назначения из наиболее дальнобойных орудий, для разрушения самых прочных оборонительных сооружений — группы разрушения из крупнокалиберных орудий. В отдельные группы были сведены гвардейские минометные части реактивной артиллерии. В стрелковых дивизия создавались группы поддержки пехоты, группы ближнего боя и контрминометные группы гаубичный или минометный полк со средствами звуковой разведки. Авиация должна была решать одновременно две боевые задачи: поражать наземного противника и обеспечить надежное прикрытие ударных группировок фронтов от ударов авиации противника с воздуха. Использование авиации планировалось в виде авиационного наступления, включавшего в себя проведение предварительной и непосредственной авиационной подготовки и авиационной поддержки наступающих войск. Были отработаны вопросы взаимодействия сил 13-й и 14-й воздушных армий и авиации флота. Для улучшения эффективности использования штурмовой и бомбардировочной авиации при поддержке наземных войск разработан так называемый «челночный» способ действий. Заключался он в том, что самолеты 14-й воздушной армии, нанеся удары по целям, не возвращались назад, а садились на аэродромы Ленинградского фронта, где заправлялись, принимали бомбовый груз и вылетали для повторного удара теперь в обратном направлении с посадкой уже на свои аэродромы. Аналогично планировались и действия авиации 13-й воздушной армии. Особого внимания заслуживают способы применения танков. Небольшая глубина операции «Искра» и лесисто-болотистая местность не позволяли в полной мере использовать маневренные и скоростные качества боевых машин. Поэтому командующие армиями приняли решение использовать танки исключительно для непосредственной поддержки пехоты, распределив их заблаговременно между соединениями первого и второго эшелонов. В 67-й армии первому эшелону были приданы только легкие танки, которые могли преодолевать реку Неву по льду вместе с пехотой. Для преодоления реки средними и тяжелыми танками саперы должны были уложить на лед специальный деревянный колейный настил, а его поперечины крепить ко льду сквозными болтами и нарастить таким образом толщину льда. Это планировалось сделать после выхода наступавших войск на вражеский берег. Испытания предложенной саперами конструкции проводили незадолго до начала операции в присутствии маршала К. Ворошилова и генерала Л. И танк, однако, провалился и затонул. Но идея была одобрена, проверена и сослужила свою службу. Инженерные войска 67-й армии были разделены на четыре эшелона. Первый эшелон должен был сопровождать и обеспечивать боевые действия войск первого эшелона; второй эшелон — прокладывать колонные пути и дороги вслед за наступающими войсками; задачей третьего эшелона было сооружение четырех переправ через реку Неву; четвертый эшелон предназначался для перевозки грузов. В состав этого эшелона входил батальон, имевший 80 собачьих упряжек. Аналогичное использование инженерных войск планировалось и во 2-й ударной армии, с той лишь разницей, что у них не было необходимости в подготовке к преодолению широкой водной преграды. Началом подготовки операции «Искра» можно считать предварительное разрушение обороны противника огнем артиллерии и ударами авиации. Артиллеристы в течение месяца разрушили 80 дзотов, 35 пулеметных гнезд и блиндажей, 8 наблюдательных пунктов, уничтожили много вражеских пулеметов и несколько артиллерийских орудий. Разрушение велось на широком фронте и не могло раскрыть направление главного удара. Генерал М. Духанов так писал впоследствии: «Со стороны казалось, что на участке 67-й армии жизнь течет в ленивом русле позиционной войны. Не меняло положения и то, что с некоторых пор наша артиллерия методически, ежедневно разрушала тот или иной дзот гитлеровцев — то же происходило и на других участках фронта».

18 января - День прорыва блокады Ленинграда!

Войска Ленинградского фронта ведут бой за освобождение Красного Села. Источник: Архив Lesta Games. На первом этапе наступления войсками Ленинградского фронта планировалось нанести два сходящихся удара в направлении Ропши с ораниенбаумского плацдарма силами 2-й ударной армии генерал-лейтенанта И. Федюнинского и с Пулковских высот частями и соединениями 42-й армии генерал-полковника И. Предполагалось уничтожение противника в районе Красное село — Ропша — Стрельня, а затем развитие наступление в двух направлениях: Кингисепп — Нарва и Красногвардейск Гатчина — Луга. Задачей 67-й армии генерал-лейтенанта В. Свиридова было сковывание врага в направлении Мги и подготовка собственного удара на Мгу, Ульяновку, Красногвардейск, чтобы вместе с 8-й армией командующий — генерал-лейтенант Ф. Стариков Волховского фронта окружить и уничтожить там немецкие войска.

И грянул гром Подготовка операции велась в строжайшем секрете, советское командование всеми силами старалось дезинформировать противника о планах и основных направлениях действий. Передовые части выдвинулись на позиции менее, чем за сутки до начала наступления, а танки — в ходе артиллерийской подготовки, когда уже грянул гром. А он грянул не только в переносном смысле «Январский гром» — кодовое название Красносельско-Ропшинской операции , но и в прямом. В течение лета и осени 1943 года Ставка насыщала Ленинградский и Волховский фронты артиллерией — как противотанковой, так и дивизионной, и тяжёлой. В декабре 1943 года он был равен 82,8 тонны против 29,8 тонн в декабре 1941 года, то есть вырос в 2,8 раза без учёта 50-мм минометов , — отмечает исследователь Б. На Волховском фронте к началу наступления имелось 3551 орудие и миномёт, а кроме того, 21 дивизион полевой реактивной артиллерии. Утром 14 января на противника обрушился огневой молот орудий 2-й ударной армии, береговой и корабельной артиллерии Балтийского флота — более сотни тысяч снарядов и мин в течение 65 минут.

Затем, под прикрытием морской авиации, в атаку пошли советские стрелки в белых маскхалатах. Артиллерийская поддержка серьёзно упростила для красноармейцев выполнение боевых задач: из 251 цели огнём были поражены 169, а батареи противника отмалчивались более получаса. Однако вскоре руководство войсками 3-го танкового корпуса СС было восстановлено, и началась борьба, особенно ожесточённая в районе опорного пункта Гостилицы. Роль танков, самоходок и другой техники Войска 48, 90 и 131-й стрелковых дивизий 2-й ударной армии в наступлении поддерживали артиллеристы и танкисты: армии было придано 169 танков и два десятка самоходок. После занятия передовой траншеи противника пехотой свой ход сделали танкисты. К концу дня войска Красной Армии углубились в неё на направлении главного удара — почти на 4 километра, а общая протяжённость фронта наступления 2-й ударной армии составила 10 км. Бой на северо-западе Гостилиц был особенно ожесточённым, противоборствующие войска неоднократно выбивали друг друга с этой полосы земли.

Тем не менее, на исходе первого дня наступления верх в этой борьбе одержала советская армия. Итог дня — продвижение в районе Лиговского канала на 4,5 километра в центре и до полутора километров на флангах; ещё день спустя — прорыв на 8 км. Симоняка достиг второй полосы вражеской обороны. Под Новгородом, на Волховском фронте, 14 января части 59-й армии незаметно достигли по льду западного берега озера Ильмень и закрепились на нём. Снегопады и метели не позволяли авиации 14-й воздушной армии поддержать войска, артиллерии же не удалось подавить все вражеские опорные пункты. Прорвать основную полосу немецкой обороны здесь удалось только на второй день.

Однако и Любанская, и Синявинская наступательные операции не увенчались успехом. Район между южным побережьем Ладожского озера и поселком Мга так называемое «бутылочное горлышко» , где расстояние между Ленинградским и Волховским фронтами было наикратчайшим 12—16 км , был по-прежнему занят частями немецкой 18-й армии. В этих условиях Ставкой ВГК был разработан план новой операции. Войскам Ленинградского и Волховского фронтов предписывалось «разгромить группировку противника в районе Липка, Гайтолово, Московская Дубровка, Шлиссельбург и, таким образом, разбить осаду г. Ленинград» и к исходу января 1943 года закончить операцию и выйти на линию река Мойка—Михайловский—Тортолово. На подготовку операции был отведен почти месяц, за который в войсках развернулась всесторонняя подготовка к предстоящему наступлению. Особое внимание было уделено организации взаимодействия между ударными группировками для чего командование и штабы двух фронтов согласовали свои планы, установили линии разграничения и отработали взаимодействия, проведя ряд военных игр на основе реальной обстановки. Всего ударные группировки двух фронтов насчитывали 302 800 солдат и офицеров, около 4 900 орудий и минометов калибром 76-мм и выше , более 600 танков и 809 самолетов. Оборону шлиссельбургско-синявинского выступа осуществляли основные силы 26-го и часть дивизий 54-го армейских корпусов 18-й армии, численностью примерно 60 000 солдат и офицеров, при поддержке 700 орудий и минометов и около 50 танков и САУ. Ввиду значительного превосходства советской армии в живой силе и технике, немецкое командование рассчитывало удержать позиции, прежде всего, за счет мощи своей обороны: большинство поселков являлись опорными пунктами, передний край и позиции в глубине обороны были огорожены минными полями, проволочными заграждениями и укреплены дзотами. На Ленинградском фронте огненный смерч бушевал 2 часа 20 минут. На Волховском фронте во 2-й ударной армии артподготовка продолжалась 1 час 45 минут. Артподготовка перед операцией «Искра» В 11 часов 50 минут был дан последний залп гвардейских минометов, и на невский лед вышли стрелковые цепи дивизий первого эшелона Ленинградского фронта. Наибольшего успеха в первый день добилась 136-я стрелковая дивизия командующий генерал-майор Н. Симоняк в районе деревни Марьино. Быстро форсировав Неву, части дивизии взломали передний край обороны противника и к исходу 12 января продвинулись на 3—4 километра. Удачно действовала в первый день наступления 268-я стрелковая дивизия. К исходу дня дивизия продвинулась до 3 километров и создала угрозу окружения городокского узла обороны и 8-й ГЭС. Не так благоприятно складывалась обстановка на флангах. Не подавленные огневые точки в полуподвалах здании и на пристанях вынудили ее подразделения залечь на льду Невы.

Защитники города не переставали пытаться прорвать кольцо. В 1941-1942 годах сделать это не удалось, но на начало нового года советское командование готовило еще одну операцию под названием «Искра». План предполагал одновременный удар Ленинградского и Волховского фронтов между Шлиссельбургом на юге Ладожского озера и поселком Мга. Именно здесь была ахиллесова пята фашистов - расстояние между силами Красной армии было всего 12-16 километров. Немецкое командование это понимало, так что части 18-й армии вермахта превратили небольшой участок земли в настоящую крепость. Салют в Ленинграде с крейсер «Киров», 27 января 1944 года. Источник: militera. К концу дня красноармейцы сумели захватить на левом берегу Невы плацдарм размером примерно шесть на три километра. После этого с 13 по 17 января шли ожесточенные бои за каждый метр земли. Советским бойцам было нелегко штурмовать эшелонированную оборону неприятеля. Но надежда на скорую встречу со своими придавала сил: войска Ленинградского и Волховского фронтов разделяли всего несколько километров. В тот же день от немецких захватчиков освободили Шлиссельбург.

Об этом надо читать, смотреть фильмы, рассказывать детям, не боясь. Недопустимо думать, что это было давно и не стоит тревожить трагическими событиями нежные души. Мы должны хранить эти события, потому что, когда люди стирают память по своей воле или кто-то умышленно воздействует на них постоянно и целенаправленно , они перестают ценить жизнь других, ценить мир. И это, к горькому сожалению, мы видим сегодня. А наши воины вновь вынуждены защищать мир и жизнь. Поэтому очень правильно, что сейчас в наших школах появился такой предмет, как «Разговоры о важном», с которого начинается первый рабочий день каждой недели, где ребятам рассказывают о таких важных событиях. На этой неделе именно прорыву блокадного Ленинграда были посвящены занятия. И отвратительно, что кто-то выступает против этого, против нашей героической истории. Знать подвиги своего народа — гражданская обязанность, которая определена свыше». Председатель комиссии МГД по экономической и социальной политике Людмила Гусева , фракция партии «Единая Россия»: «Сегодня отмечают памятный день в истории нашей страны — годовщину прорыва блокады Ленинграда. Именно в тот день наступил переломный момент страшных событий. Обессиленные и голодные ленинградцы не сдавались и храбро защищали свой город. Спустя 80 лет подвиг людей не забыт. Трагические и героические дни, бессмертная слава героев по-прежнему в памяти». Председатель комиссии МГД по межпарламентскому сотрудничеству Людмила Стебенкова , фракция партии «Единая Россия»: «18 января 1943 года, ровно 80 лет назад, была прорвана блокада Ленинграда. Она длилась почти 900 дней и ночей. От голода и холода город потерял более миллиона жителей, но жил и боролся, несмотря на все лишения. Этот подвиг ленинградцев наш народ будет чтить вечно. Именно в праздник Богоявления Господня была прорвана блокада. И это очень символично! Мы никогда не забудем героев-ленинградцев, их портреты всегда будут с нами в шествиях «Бессмертного полка». Председатель комиссии МГД по законодательству, регламенту, правилам и процедурам Александр Семенников , фракция партии «Единая Россия»: «80-летие прорыва блокады Ленинграда — это дата, прямо обращенная в наш сегодняшний день. Дотла сжигали города, пытались отменить язык, культуру, переформатировать менталитет народов. Но трагедия Ленинграда превзошла все бывшее когда-либо в истории войн. Почти миллион невинных жизней цинично и хладнокровно погубили пришельцы с Запада. Казалось, расплата должна была навсегда отбить охоту к повторению этого чудовищного преступления.

Операция Искра

TacticMedia / Архивная революция / SpeZinform Даты блокады Ленинграда, которые въелись в память многих советских людей, начинаются с сентября 1941 года.
TacticMedia / Архивная революция / SpeZinform Это была так называемая 1-я Синявинская операция, по названию села, под которым происходило действие, – Синявино.

Освобождение Ленинграда от прорыва до снятия блокады

Грамотно выстроенная оборона и прорыв блокады привели к тому, что город выстоял. В городе не было эпидемий, страшных заболеваний, была организована нормальная хозяйственная жизнь, даже производилось оружие, которое вывозили по Ладожскому озеру, по пробитому в результате операции "Искра" коридору", — рассказал военный историк. Он подчеркнул, что прорыв блокады Ленинграда спас не десятки, а сотни тысяч мирных жителей от голодной смерти, и позволил нашим войскам накопить силы для последующего прорыва блокады в 1944 году. Блокада Ленинграда была прорвана 18 января 1943 года. Но только через год, 27 января 1944 года, город был полностью освобожден.

Ожесточенные бои продолжались до конца января, но, несмотря на ввод в бой новых частей, прорвать оборону противника не удалось. В кратчайшие сроки были построены железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, автомобильная магистраль и мосты через Неву. Уже с середины февраля в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для других промышленных центров страны. Все это коренным образом улучшило положение жителей города и войск Ленинградского фронта. Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. Была окончательно снята даже теоретическая возможность штурма Ленинграда немецкими войсками — инициатива на Северо-Западном направлении окончательно перешла к советским войскам. В этой обстановке Ставка ВГК посчитало возможным не только развить достигнутый успех и восстановить контроль над Кировской железной дорогой, но и провести ещё более крупномасштабную операцию — полностью снять блокаду Ленинграда и освободить всю Ленинградскую область. Однако операция «Полярная звезда» закончилась провалом. Советским войскам под Ленинградом не удалось развить наступление, разгромить немецкую мгинско-синявинскую группировку, обеспечить прочную железнодорожную связь города со страной, а также отбросить противника на расстояние, исключающее артиллерийские обстрелы. Полностью разгромить немецко-фашистские войска к югу от Ленинграда удалось в январе 1944 года в результате Ленинградско-Новгородской операции. А уже в июне в ходе другой операции — Выборгско-Петрозаводской — на севере от города были разбиты и финские войска. Блокада Ленинграда была ликвидирована.

Грохот боя удалялся от берега реки. Лавина советских бойцов, прокладывая путь огнём, штыком и гранатой, устремилась дальше, навстречу воинам Волховского фронта. К концу первого дня наступления войска 67-й армии имели на левом берегу Невы два плацдарма. Ночь на 13 ноября обе стороны провели в приготовлениях. Спешно выдвигались части 96-й и 61-й пехотных дивизий противника. Советские части укреплялись на левом берегу Невы. С правого берега переправлялись штабы и командные пункты. Часть дальнобойной артиллерии меняла свои огневые позиции. Инженерные войска приступили к постройке ледяных переправ для переброски через Неву средних танков. Утром части 67-й армии возобновили наступление, стремясь овладеть узлами обороны противника на флангах прорыва - в Шлиссельбурге. На отдельных направлениях советские части значительно улучшили свои позиции. С 14 по 17 января обе стороны вводили в сражение новые силы. На небольшом участке местности продолжались ожесточённые бои, основная тяжесть которых ввиду особых условий местности легла на плечи пехоты. Успех этих боёв во многом зависел от мужества, воинского мастерства и находчивости младших командиров, непосредственно руководивших своими отделениями. Утром 13 января 330-й стрелковый полк подполковника Г. Середина овладел железной дорогой и юго-западной окраиной Шлиссельбурга, а затем атаковал с юга и запада Преображенскую гору.

Тринадцатого и четырнадцатого января командование обоих фронтов вводит свежие части вторых эшелонов. С новыми силами удается прижать и частично блокировать немецкую группировку у Шлиссельбурга, где бушуют тяжелейшие бои. Зона прорыва понемногу расширяется. Бойцы лыжной бригады 2-й ударной армии обходят немцев по льду Ладожского озера и атакуют их с тыла у населенного пункта Липка. Рвущиеся навстречу друг другу войска Ленинградского и Волховского фронтов разделяет лишь пара километров. Гитлеровцы лихорадочно перебрасывают с юга еще две дивизии — пехотную и эсэсовскую с говорящим названием «Полицай». Они с колес ввязываются в битву, но остановить стремительно смыкающиеся клещи двух советских ударных группировок уже не могут. Кольцо вокруг Ленинграда разорвано.

1.4. Прорыв блокады.

Таким образом, 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана. Около полуночи 18 января радио передало о том, что блокада Ленинграда прорвана. На улицах и проспектах города было всеобщее ликование. Рано утром 19 января город-герой был украшен флагами.

Таким образом, железнодорожное сообщение между Ленинградом и остальной территорией СССР, не занятой фашистскими оккупантами, было восстановлено. По временному, крайне опасному полотну, по мосту, который изгибался зигзагами от течения и льдин, железнодорожные составы всё-таки могли двинуться в измученный город. Отметим, что руководил строительством железнодорожной линии Шлиссельбург — Поляны и свайно-ледовой переправы через Ладогу выдающийся инженер Иван Зубков. До войны он возглавлял строительство первой линии Ленинградского метрополитена, которое удалось завершить только после войны, в 1950-е годы. Но Иван Зубков в Ленметрострой уже не вернулся — он погиб летом 1944 года в возрасте 39 лет. Иван Георгиевич Зубков, начальник Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта, руководитель строительства Дороги победы 5 февраля Шлиссельбургская трасса была введена во временную эксплуатацию, а утром 7 февраля 1943 года, — после 17-месячного перерыва — в Ленинград, на Финляндский вокзал прибыл первый грузовой поезд с продовольствием. Его тянул за собой паровоз под управлением машиниста Ивана Пироженко.

На паровозе был укреплен лозунг «Привет героическим защитникам Ленинграда! В тот же день с вокзала вокзала на «большую землю» отправился товарный поезд, который был загружен отливками орудийных стволов — так трудовой Ленинград вносил свой вклад в борьбу с врагом на фронтах Великой Отечественной войны. Первый поезд, прибывший в блокадный Ленинград по Дороге победы. Финляндский вокзал. Рабочие и инженеры горячих цехов и оборонных заводов с 22 февраля 1943 года стали получать по 700 граммов хлеба, на остальных предприятиях — по 600 граммов, служащие — по 500 граммов. Для сравнения: в феврале 1942 года нормы выдачи хлеба составляли: рабочим — 500 граммов; служащим — 400 граммов; иждивенцам и детям — 300 граммов. Поезда над водой и в воде Тем временем в Шлиссельбурге в 500 метрах ниже по течению Невы от низкого моста уже началось строительство еще одного, на этот раз высоководного железнодорожного моста через Неву. Мост должен был заменить первую переправу, под его пролетами должны были свободно проходить небольшие суда, а для больших судов и кораблей был предусмотрен разводной пролет. Строительство железнодорожного моста на свайных опорах-2 Мост длиной 852 метра и высотой более 8 метров под вражеским огнем строили воины-железнодорожники и около тысячи человек из числа местного населения. Движение по мосту было открыто утром 19 марта 1943 года.

Но старую переправу решили не разбирать: из-за постоянных повреждений от снарядов и бомб новый мост выходил из строя, и тогда железнодорожные составы направлялись на первый мост-дублер. Были, конечно, и здесь повреждения, но они быстро устранялись. А через 15 суток воины-железнодорожники восстановили и постоянный мост». С приходом весны 1943 года проложенная зимой по болотам и ручьям железнодорожная трасса оказалась под угрозой затопления. Талая и болотная вода размывала путь, делала движение поездов по нему почти невозможным. Но каждый раз железнодорожное полотно восстанавливали, вопреки силам природы и злой воле врага. Это значило, что общепринятый способ наблюдения за рельсами, стыками и шпалами был здесь невозможен. Путевой обходчик не мог осмотреть рельс и стык, не мог обнаружить трещину обычным остукиванием. Обходчики шли вдоль полотна по воде. В воде они меняли болты, ставили подкладки под рельсы, проверяли зазоры и т.

Работа этих людей была невероятно трудна, требовала огромного физического напряжения», — вспоминал уже упомянутый нами начальник службы пути Октябрьской дороги Алексей Кананин. Ни по каким техническим условиям нельзя, чтобы колес поезда касалась вода. Но у нас другой дороги не было, выбора не было. Война диктовала свои условия. Поезда шли прямо по воде», — приводил телеканал «Мир» слова хранителя фондов мемориального музея «Дорога Победы» Людмилы Французовой.

Рано утром 19 января город-герой был украшен флагами. Все его жители вышли на улицы, как это было в большие всенародные праздники. На многолюдных митингах ленинградцы выражали глубокую благодарность войскам Ленинградского и Волховского фронтов, прорвавшим блокаду. Зиничева Основные сведения.

Артиллерийская канонада Ленинградского и Волховского фронтов слилась в единый мощный рев, и трудно было разобрать, кто и откуда ведет огонь. Впереди вздымались черные фонтаны разрывов, качались и падали деревья, летели вверх бревна блиндажей противника. Над землей то тут, то там появлялись серые, быстро оседающие на сильном морозе облачка — испарения от вскрытых огнем болот. На каждый квадратный метр участка прорыва падало два-три артиллерийских и минометных снаряда", — писал в своих мемуарах "Воспоминания и размышления" о начале операции "Искра" Маршал Советского Союза Георгий Жуков. Как "срочное изобретение" спасало жителей блокадного города К полудню в наступление на участке от Московской Дубровки до Шлиссельбурга перешли 11 советских дивизий. На участке наступления 136-й стрелковой дивизии играл духовой оркестр, исполнявший "Интернационал" на тот момент бывший гимном СССР. Первыми двигались штурмовые группы, состоявшие из саперов и пехотинцев. Немцы встретили наступавшие советские части ураганным огнем, однако остановить атакующих не смогли. К концу первого дня наступления расстояние между наступавшими навстречу друг другу 67-й армией Ленфронта и 2-й ударной Волховского фронта составляло 8 км. Здесь в 9:30 утра 18 января встретились бойцы 1-го батальона 123-й стрелковой бригады Ленинградского фронта и бойцы 1-го батальона 1240-го полка 372-й стрелковой дивизии Волховского фронта. Ровно в полдень воины этих дивизий встретились также южнее этого Рабочего поселка. В два пополудни над Шлиссельбургом был поднят красный флаг. От вражеских войск было очищено все южное побережье Ладожского озера. Вечером сообщение о прорыве блокады было зачитано в Ленинграде. Несмотря на поздний час, сразу после того, как по радио было передано внеочередное сообщение Совинформбюро о прорыве блокады, на ленинградских заводах состоялись митинги. Утром 19 января улицы Ленинграда были украшены флагами, даже незнакомые люди на улицах обнимались и поздравляли друг друга с важной победой. ЛенТАСС так описывал настроения жителей города-фронта в тот знаменательный день: "Радости нет предела. Люди обнимаются, целуются, жмут друг другу руки, поздравляют с прорывом блокады". Ледовый тыл Кронштадта. О Малой Дороге жизни Развить успех и отбросить немецкие войска от Ленинграда в январе 1943 года Красной армии не удалось.

Освобождение Ленинграда от прорыва до снятия блокады

После прорыва в ходе операции «Искра» исчезла возможность штурма города немецкими войсками – огневая инициатива по Северо-Западному направлению окончательно отошла советским войскам. День прорыва блокады стал особенно важной датой для всего народа. Прорыв блокады Ленинграда. Операция "Искра"» (Документальный, история ВОВ, "ЗВЕЗДА", 2020). Победа в Великой Отечественной войне складывалась из боевых действий, продиктованных законом военной науки. Прорыв блокады Ленинграда начался по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 года. Как прорвали блокаду Ленинграда в 1943-м: операция "Искра" и Дорога Победы.

18 января - День прорыва блокады Ленинграда!

Сегодня, 18 января, жители города на Неве отмечают одну из самых трагичных и одновременно радостных дат в истории города – День прорыва блокады Ленинграда. Как в блокадном Ленинграде переименовали 20 улиц. 18.01.2020 18 января 1943 года произошел прорыв блокады Ленинграда. Стратегическая наступательная операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда проводилась силами ударных группировок Ленинградского (командующий генерал-лейтенант Л. А. Говоров). Прорыв Блокады Ленинграда. Инициатива проведения операции с целью прорыва блокады Ленинграда исходила от Военного совета Ленинградского фронта. В честь полного снятия блокады Ленинграда в Северной столице производится торжественный салют.

Подпишитесь на рассылку

  • Прорыв блокады Ленинграда. 1943 год
  • Операция «Искра»: как проходил прорыв блокады Ленинграда
  • Прорыв блокады Ленинграда: как проходила операция «Искра» в январе 1943-го
  • Как пробили брешь в блокаде Ленинграда

Блокада Ленинграда

Забирались на крутые ледяные откосы с помощью кошек и багров, закрепляли там лестницы. В тяжелых боях под Ленинградом бойцы 2-й ударной армии захватили новейший немецкий танк «Тигр», который незамедлительно отправили в Москву для изучения. А сколько подвигов совершили в те дни защитники Ленинграда! Вспомним лишь несколько эпизодов из многих. Герои прорыва Штурмовая группа, в которую входил красноармеец-стрелок Дмитрий Молодцов, 13 января должна была обойти тяжелую артиллерийскую батарею немцев с фланга и захватить ее.

Бойцы ползли по глубокому снегу. Путь им преградил пулеметный огонь с высоты, которую красноармейцы называли Подснежником. Молодцов не растерялся, с тыла подполз к немецкой огневой точке и попытался забросать дзот гранатами. Тщетно: немцы продолжали обстрел.

Тогда Молодцов бросился своим телом на вражеский пулемет, приняв огонь на себя. Его товарищи бросились в атаку и захватили батарею. Вскоре его подвиг повторил командир пятой роты 533-го полка 128-й стрелковой дивизии старший лейтенант Яков Богдан. Группа штурмовиков Ил-2 в воздухе Фото: waralbum.

Их встретил огонь зениток. Ил-2, которым управлял летчик Иван Пантелеев, загорелся. Пламя подбиралось к кабине, но пилот вместе со стрелком Петром Сологубовым продолжали атаковать вражеские позиции. Они хладнокровно сбросили по целям все снаряды, а потом Пантелеев направил пылающий Ил-2 в гущу вражеских машин.

Вместе с бойцами Орлов заставил замолчать огневую точку гитлеровцев. Его не остановило ранение. После боя Орлова нашли на огневой позиции вражеского пулемета. Он и мертвый не выпускал из рук оружия.

Советский санитар несет раненого бойца с оружием во время прорыва блокады Ленинграда Фото: waralbum. На этом участке гитлеровцы в плен не сдавались, сражались до последнего патрона, выдерживали суровые рукопашные бои. Врач трудился практически без прикрытия в 100 м от вражеских автоматчиков. Осколком ему оторвало два пальца на руке.

Все санитары погибли. Доктор сам перевязал себе кисть и, стиснув зубы, продолжал работать под обстрелом. Его вынесли с поля боя со сквозной раной в стенке легкого. Восемь месяцев Краснопеев потом провел в госпиталях — не доктором, а пациентом.

Но войну закончил в Берлине. Кстати, большую помощь врачам и сестрам милосердия оказывали в тех сражениях собаки.

На первом этапе силами Ленинградского и Волховского фронтов предполагалось ударить навстречу друг другу по частям фашистской армии, занимавшей участок между южным побережьем Ладоги и поселком Мга — так называемому "бутылочному горлышку", — и деблокировать Ленинград. Расстояние между советскими фронтами здесь было кратчайшим, 12-16 км. На втором этапе — двинуться на юг и разгромить врага в районе Мги. Подготовка к операции и ее задачи Подготовка операции "Искра" заняла около месяца, особое внимание в ней уделили ударным группировкам. Генерал-полковник Леонид Говоров разработал методы и принципы применения артиллерии в предстоящей операции. В результате было образовано несколько артиллерийских групп: дальнего действия, особого назначения и контрминометная. Координацией ударных действий руководили представители Ставки — маршал Климент Ворошилов и генерал армии Георгий Жуков.

Советское командование, размышляя о разных методах и совершая ошибки, на протяжении долгого времени искало место прорыва и приняло решение наступать в самом узком месте гитлеровской обороны — в "бутылочном горле" у Ладоги. Именно в этом месте всего 14 километров разделяли блокадное кольцо с Большой землей. Суть операции заключалась в следующем: было необходимо встречными ударами сил Ленинградского — с запада, и Волховского — с востока фронтов разбить группировку немецких войск, что нашим бойцам и удалось. Важной задачей сопротивления было выдавить противников с выступа шириной 12—16 км, который упирался в Ладожское озеро и замыкал звено блокады. Для наступления сформировали ударные группировки Ленинградского и Волховского фронтов. Вместе они насчитывали 303 тысячи солдат и офицеров, 4900 орудий и миномётов, 600 танков, 809 самолетов — самые крупные силы за всю историю операций под Ленинградом. Затем прорвать сильнейшую вражескую оборону, которая совершенствовалась 16 месяцев. Кроме того, нам предстояло наносить лобовой удар — по условиям обстановки манёвр исключался".

Расстояние между нашими и вражескими силами противника сократилось до 4 километров. В четвертый и пятый дни наступления 15-16 января войска Ленинградского и Волховского фронтов вели бои за отдельные опорные пункты, постепенно продвигаясь навстречу друг другу. Ведя упорные бои, медленно продвигалась к городу на Неве 2-я ударная армия. Она постепенно расширяла прорыв. После рейда по льду Ладоги в тыл немецкого гарнизона в деревне Липка, наши бойцы овладели этим населенным пунктом. Вся страна с замиранием сердца следила за военными действиями в районе осажденного Ленинграда. А здесь 17 января, на шестой день операции «Искра», на направлении главного удара вновь завязались ожесточенные бои. Немецкое командование срочно перебрасывало поддержку в районы населенных пунктов Мга, Келколово, Мустолово, Синявино. Коридор, разделявший войска Ленинградского и Волховского фронтов, стал совсем узким. В конце же 18 января 34-я лыжная бригада установила связь со 128-й стрелковой дивизией и 12-й лыжной бригадой 2-й ударной армии. Поселок Липки наконец был взят. И этот день, 18 января, навсегда останется в памяти не только ленинградцев, но и всей нашей страны. Блокада Ленинграда была прорвана. В обессилевший город пришел праздник. Люди, ослабевшие, измученные, ликовали. Рано утром 19 января город на Неве украсили флаги. Прошли митинги, на которых ленинградцы от души благодарили своих освободителей — бойцов Ленинградского и Волховского фронтов. Закрепившись на новых рубежах, наши войска продолжили наступление на Синявинские высоты.

В тот же день был полностью освобожден Шлиссельбург и очищено от врага все южное побережье Ладожского озера. Сухопутная связь Ленинграда со страной была восстановлена. Несмотря на то что в ходе операции «Искра» противник был отброшен от южного побережья Ладожского озера на 10-12 километров, Ленинград по-прежнему оставался прифронтовым городом. Через образовавшийся коридор в течение 17 суток были проложены железная дорога и автомобильная трасса, подвергавшиеся постоянным обстрелам германской артиллерии. Блокада Ленинграда была снята полностью в ходе Ленинградско-новгородской операции, проведенной советскими войсками 14 января — 1 марта 1944 года. В результате нее враг был отброшен на 220—280 километров от города, прекратились артиллерийские обстрелы Ленинграда, от которых погибли около 17 тысяч человек и около 34 тысяч были ранены. Планы германского командования уничтожить город, вынудить оборонявшиеся советские войска к капитуляции потерпели провал.

Прорыв и снятие блокады Ленинграда: как это было?

Стратегическая наступательная операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда проводилась силами ударных группировок Ленинградского (командующий генерал-лейтенант Л. А. Говоров) и Волховского (командующий генерал армии К. А. Мерецков) фронтов. Шаблон:Блокада Ленинграда 2 Операция «Искра» — наступательная операция советских войск во время Великой Отечественной войны, проведённая с 12 по 30 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов при содействии части сил Балтийского флота и. Как прорвали блокаду Ленинграда в 1943-м: операция "Искра" и Дорога Победы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий