Новости кто стал первым в россии царем

Фигура царя помещена в скульптурной композиции памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде (открыт в 1862, автор проекта М. О. Микешин).

Топ-10 самых долго правящих глав России за последние 400 лет (да, он уже в топе!)

Борис Годунов оставил трон своему сыну Федору Годунову, которому пришлось поцарствовать совсем недолго. В 1605 году он вступил на престол и в том же году был убит сторонниками Лжедмитрия, который выдавал себя за младшего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия, погибшего в Угличе еще в раннем детстве. С 1606 года он и стал очередным русским царем и правил до 1610 года, когда его вместе с женой постригли в монахи и заточили в Иосифо-Во-локоламский монастырь. После низложения царя Василия в России в течение трех лет продолжался период междуцарствия.

Это был первый русский царь из династии Романовых, представители которой правили в России вплоть до 1917 года, когда последний царь из этой же династии Николай II отрекся от престола и был расстрелян. После смерти Михаила Федоровича в 1645 году царем стал его сын Алексей Михайлович. У него было много детей, среди которых в дальнейшем и разгорелась борьба за царский престол.

Заседания проходили в обстановке ожесточенного соперничества различных политических группировок, оформившихся в русском обществе за годы Смуты и стремившихся упрочить свое положение избранием своего претендента на царский престол. Выбор в итоге пал на юного Михаила Романова. Михаил Федорович родился в 1596 году в семье боярина Федора Никитича Романова впоследствии — патриарха Филарета и его жены Ксении Ивановны. Приходился внучатым племянником Ивану Грозному и двоюродным племянником последнему русскому царю из московской ветви Рюриковичей Федору Ивановичу.

По мнению ряда историков, решающую роль в избрании Михаила Романова на царство сыграли казаки, которые именно в этот период становятся влиятельной общественной силой. Среди служилых людей и казаков тогда возникло движение, центром которого стало московское подворье Троице-Сергиева монастыря, а его деятельным вдохновителем — келарь этого монастыря Авраамий Палицын, лицо весьма влиятельное среди москвичей. На совещаниях с участием келаря Авраамия и решено было провозгласить царем Михаила Романова. При избрании на престол участники Земского собора учитывали родство Романовых с Рюриковичами — восторжествовала извечная идея «природного» царя.

Сказалась и безупречная репутация: род Романовых, выбитый из политической жизни еще при Борисе Годунове, не принимал практически никакого серьезного участия в политических делах и событиях Смутного времени. Романовы не запятнали себя и сотрудничеством с поляками, в отличие от того же Федора Мстиславского, участвовавшего в избрании царем польского королевича Владислава.

В Москве Кремль был разрушен, полностью разграблено его внутренне убранство, казна была пуста. Смута ещё не была окончательно подавлена, неспокойными были отношения со Швецией и Польшей: в Новгороде находились шведы, а польский королевич Владислав готовил новый поход на Москву. Южные города грабили крымские татары. Многие опасались, что неопытность и мягкий характер Михаила станут препятствиями на пути наведения порядка в стране, но у царя была сильная опора: его мать инокиня Марфа и бояре, входившие в ближний круг.

Постоянно собирался Земский Собор, фактически ставший совещательным и исполнительным органом. Важные государственные дела решались в Боярской Думе — связь царя с обществом через государственные и представительные органы была прочной. Решения Думы и Собора считались принятыми, если их одобрял царь. В 1619 году вернувшийся из плена Филарет, властный и умелый правитель, взял бразды правления в свои руки. Он получил сан патриарха, а затем титул Великого Государя и соправителя. Филарет возвысил православную церковь и укрепил государственность, усмирив Боярскую думу и отодвинув от власти Марфу Ивановну и братьев Салтыковых.

Отношения отца и сына были тёплыми и доверительными. Государю надлежало иметь супругу; Михаил пытался самостоятельно решить вопрос о своей избраннице. Так, вопреки воле матери, в невесты он выбрал Марию Анастасию Хлопову, девицу из незнатного дворянского рода. Браку не суждено было осуществиться — против Марии было всё окружение царя. Невесту объявили больной и отправили «на лечение» в Тобольск. В 1624 году по настоянию матери Михаил женился на Марии Долгоруковой, но через год Мария умерла от болезни.

Год спустя были устроены царские «смотрины невест»; на этот раз царь сам выбрал себе в жёны Евдокию Стрешневу, дочь небогатого дворянского рода. Брак оказался счастливым; у супругов родилось 10 детей. До взрослого возраста дожили четверо, в том числе, будущий царь Алексей Михайлович. Преобразования в период царствования Михаила Романова Огромный круг вопросов правления страной Михаил и Филарет начали с поддержки своих сторонников. Дворяне и богатые казаки получили земли вместе с крестьянами, которые там проживали. Беглых крестьян разыскивали и возвращали хозяевам.

Система крепостничества укрепилась. Финансовые средства для пополнения пустой казны предполагалось изыскать путём совершенствования налоговой системы. Для установления числа налогоплательщиков была проведена перепись населения. Налоги были повышены; был введён подворный налог. Государственная монополия на водку позволила собирать налоги с кабацких доходов. Был введён чрезвычайный ежегодный налог «пятина», составлявший пятую часть всего дохода с хозяйства — сначала он распространялся на торгово-промышленную верхушку, а потом практически на всё население.

С неплательщиками поступали сурово: их били палками по ногам перед приказной избой; ежедневная экзекуция повторялась до тех пор, пока деньги не вносились.

Враждующие между собой боярские группировки получили четкий сигнал о том, что государь собирается превратить слабое и децентрализованное государство в могущественную державу. Царский титул давал Ивану Грозному возможность претендовать на роль преемника древних традиций Римской империи. На первых порах Иван Васильевич был настроен на поэтапное проведение либеральных реформ. Поддержанный ближайшим кругом соратников, царь провел ряд мероприятий, которые должны были обновить и укрепить власть в стране. Изменения коснулись и области законодательства: Иван Грозный ввел в действие новый судебник, который давал крестьянским общинам право на самоуправление, а также разрешил переход крестьян от одного хозяина к другому. Значительное внимание царь уделял перевооружению армии. При нем стрелецкое войско получило огнестрельное оружие, которое по тем временам было диковинкой даже для многих развитых европейских стран.

"С великим гневом и плачем": как на российский престол взошел первый из Романовых

Особая историческая роль Московского государства Таким образом, 16 век становится в сознании людей переломным. На Руси образуется Православное Царство - государство, в котором жизнь каждого человека, начиная от правителя и заканчивая последним из холопов, подчиняется одной цели. Эта цель заключается в том, чтобы быть достойными выпавшей на долю Московии великой миссии завершения мировой истории. Как будущая держава, Русское государство становится в один ряд с государствами Европы.

Руси того времени выпала особая историческая роль, в числе прочего она стала рассматриваться и как единственная хранительница истинного христианства. Венчание Иоанна на царство Именно такие воззрения на изменения в православном мире и преобладали при Иване Грозном. В 1547 году, 16 января, в Кремле, в Успенском соборе было проведено торжественное венчание великого князя Ивана IV на царство.

Митрополит возложил на Иоанна крест Животворящего Древа вместе с бармами широкое оплечье или воротник с изображениями религиозного характера и шапку Мономаха. Это предметы, являвшиеся знаками царского сана. После того как первый русский царь приобщился к Святым Тайнам, его помазали миром.

Свидетельством того, что данное событие не рассматривалось, как просто красивый обряд, а было серьезно воспринято Иваном IV, служит и тот факт, что по прошествии десяти лет он решил закрепить свое положение. Он попросил благословения на совершенное венчание у Восточной церкви, так как до этого вселенский патриарх не давал его. А значит, в глазах иностранных правителей Иван Грозный не был первым русским царем.

Грамота вселенского патриарха И вот в 1561 году патриарх Иоасаф прислал в Москву соборную грамоту, подписанную греческими митрополитами и епископами. В ней говорилось о родстве Московского царя и греческой царевны Анны, о роли Владимира Красно Солнышко. Грамота поясняла, что Иван IV, без сомнения, происходит из царского рода, а именно от сестры Василия Багрянородного Анны, а также был венчан диадемой, прочими одеждами и знаками царского сана, которые были присланы из Греции.

А значит, Иоанну следует именоваться законно венчанным. Таким образом, Иоанн Грозный не просто получил царский титул, которым его называли во внешнеполитических документах. Он оказался первым русским царем, который осознал всю важность пребывания на престоле, сопряженную с духовной направленностью, без наличия которой Москва не смогла бы стать центром Русского государства и преемницей Константинополя.

Дальнейшая судьба Дмитрия незавидна. Правил он вместе с дедом всего год, решая судебные тяжбы в нескольких уездах, после чего возник новый заговор, сторонники Дмитрия были казнены или сосланы, а Василий был помилован дедом и стал Великим князем Новгорода и Пскова; вышла из-под опалы и Сoфья. Участь помазанника Божия Дмитрия оттеснили от государственных дел: его имя в документах начали писать после имен других сыновей Ивана III, а в 1502 году дед сам заточил Дмитрия и Елену в темницу, запретив даже в молитвах поминать их имена и называть Дмитрия Великим князем. Почему он так поступил, не ясно. Как позже вспоминал австрийский дипломат Сигизмунд фон Герберштейн, перед смертью дед пытался облегчить участь внука и приказал отпустить его, но Василий III заковал племянника в железо, и тот скончался в темнице в 1509 году. Герберштейн называет две возможные причины смерти Дмитрия: он мог задохнуться от дыма во время пожара или умереть от голода; а князь Андрей Курбский писал, что его удавили. О смерти Дмитрия сообщается во второй редакции летописного свода 1518 года, где написано, что умер он «в нужде и в тюрьме». Получается, что еще до коронации Ивана Грозного на Руси был помазанник Божий Дмитрий Иванович, который приходился Грозному двоюродным братом.

По договору, заключенному с русским посольством, Владислав должен был принять православие и прибыть в Москву для возведения на престол. Специально для коронации своего сына Сигизмунд III заказал у ювелиров «Московитскую корону» — венец, увенчанный 255-ю драгоценными камнями: жемчугом, сапфирами, изумрудами и рубинами.

На Руси же от имени царя Владислава Жигимонтовича даже начали печатать монеты. Однако Владислав православие так и не принял и в Москву не прибыл. Корона же после смерти его отца была разобрана на драгоценности, большая часть из которых попала к германским курфюрстам Гогенцоллерам, после чего следы их затерялись. По легенде, один из камней, входивших в «Московитскую корону», резной сапфир, был позднее подарен императору Николаю Павловичу и до сих пор хранится в Оружейной палате. Якобы при нем был обнаружен пергамент с надписью Ex Corona Moscoviae. Впрочем, историки в эту теорию не верят. Яблоко державное Зато российские монархи позаимствовали у польских один из двух главных символов монаршей власти — державу, которая в Польше в старину называлась «яблоком царского чина», а на Руси — «яблоком державным». Впервые как символ власти она была использована русским царем в 1557 году, а для венчания на царство державой впервые воспользовался Лжедмитрий I в 1605 году.

С 1570 года началось активное формирование Казачьего войска и обустройство Станиц-Застав. Опричники по приказу Ивана грозного 12 января 1570 года стали массово мародёрствовать во всем Новгороде и его окрестностях. Каратели никого не жалели, взрослых и детей пытали, избивали, а потом сбрасывали прямо в реку Волхов. Если кто выживал, то того заталкивали под лёд палками. По различным данным, в тот страшный день погибло от 2 до 10 тысяч человек. Расправившись с Новгородом, царь выступил на Псков. Царь ограничился только казнью нескольких знатных горожан и грабежом их имущества. В то время, как гласит предание, псковский юродивый, во время обеда, протянул Грозному кусок сырого мяса со словами: «На, съешь, ты же питаешься мясом человеческим», а после - грозил Ивану многими бедами. Иван Грозный приказал снять колокола с одного псковского монастыря. В тот же час пал под царём его лучший конь, что произвело впечатление на Ивана. Царь поспешно покинул Псков и вернулся в Москву, где начался розыск о новгородской измене, длившийся весь 1570 год, пострадали многие видные опричники. В 1571 году, когда на русские земли вторгся крымский хан, опричники Ивана Грозного оказались полностью недееспособными и не смогли защитить государство. Царь разбаловал их, и они попросту не пошли на войну. Тогда государь принял решение об отмене опричнины и даже отдал приказ на составление списков убиенных, чтобы их души отпевали в монастырях. Царь Иван Грозный 16 февраля 1571 года утвердил «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе», который стал первым в России воинским Уставом. Документ был разработан воеводой Михаилом Воротынским. В Приговоре кратко изложили тактику и стратегию отражения набегов врагов на русские границы, а также основные принципы сторожевой и станичной службы. Кроме того, документом устанавливалось устройство и расположение сторожевых застав. Ям-Запольский Мирный договор 15 января 1582 года заключен между Русским царством и Речью Посполитой в деревне Киверова Гора, в местечке недалеко от Пскова, в период правления Ивана Грозного. Этот документ подводил итоги Ливонской войны и провозглашал мир между двумя государствами сроком на 10 лет. П его условиям Россия отказывалась от отвоеванного Полоцка в Речи Посполитой и своих земель в Ливонии. Взамен поляки вернули русские города: Великие Луки, Невель, Заволочье, Холм, со всем имуществом и волостями, и все псковские пригороды. Экономика страны развалилась. Потерпев проигрыш в Ливонской войне, царь понял, что совершил множество непростительных ошибок. Его одолевали приступы ярости, и в один из них случайно стал убийцей собственного сына, ударив заостренным концом посоха по виску юноши. Спохватившись, царь впал в отчаяние, так как старший сын, Иван Иванович являлся единственный престолонаследником, второй ребенок, Федор оказался недееспособным. В результате Иван Грозный даже хотел уйти в монастырь. Разделение страны пагубно сказалось на экономике государства. Огромное число земель оказалось разорено и опустошено. В 1581 году с целью предотвратить запустение имений Иван Грозный ввел заповедные лета: временный запрет крестьянам уходить от своих хозяев в Юрьев день, что способствовало утверждению в России крепостнических отношений. Иван Грозный скончался 28 марта 1584 года в Москве. На третий день тело царя Ивана Васильевича предано погребению в Архангельском соборе рядом с могилой сына. Мать - Елена Глинская. Первой женой монарха являлась Анастасия Захарьина-Юрьева, с которой обвенчался в 1547 году. Более чем за десять лет брака царица родила шестерых детей, из которых выжили только Иван и Федор.

"С великим гневом и плачем": как на российский престол взошел первый из Романовых

все новости чемпионатов. Первым русским правителем, официально венчанным на трон и торжественно величавшимся титулом «Царь» стал в 1547 году Иван Грозный. К 30 годам царя стала мучить прогрессирующая болезнь ног, из-за которой он стал терять способность к самостоятельному передвижению. Первым коронованным царем в России был Иван Грозный. 4.3 Список царей России после первого царя династии Романовых. Иван Васильевич первым из русских государей стал царем всея Руси, а Русское государство во всеуслышание заявило о себе как о наследнике великой Византийской империи.

Первый царь на Руси. Кого первым нарекли царем всей Руси?

О таком знаковом для нашей цивилизации событии мы можем судить, как и обо всем, что происходило в X веке на периферии тогдашней цивилизации, то есть по летописям и хроникам, многие из которых нередко противоречат друг другу и составлены столетия спустя Между тем ещё при достаточном могуществе Византии на царский титул претендовал святой Владимир Креститель. Признаком того, что он полагал себя равным византийским василевсам, была первая на Руси золотая монета. В нумизматике золотая монета Владимира Святославича называется «златник». Настоящее её название неизвестно — она не подписана и в документах не упоминается.

По размерам и весу златник соответствует византийскому солиду диаметр 19—24 мм, вес 4—4,4 г. Первоначально златники равно как и более ходовая монета — сребреники считались сербскими или болгарскими подражаниями византийской чеканке, окончательно их русское происхождение было установлено в середине XIX века. Для не умеющих читать рядом с портретом самодержца была помещена его семейная печать пресловутый трезубец.

Кстати, самих златников выпущено было очень немного — на настоящий момент их известно 11 штук. Интересно, что это не были наградные знаки — монеты потёрты, как будто имели хождение. Правда, номинал их, скорее всего, был исключительно высок.

Хотя бы потому, что они действительно делались из золота, в то время как в сребрениках Владимира содержание серебра очень небольшое. Вообще само по себе появление золотых монет уже было определённой претензией на особый статус Киевского государства, но куда важнее оформление портрета киевского правителя.

В ознаменование этого события Сенат и Синод решили преподнести Петру Алексеевичу титул Императора Всероссийского со следующей формулировкой: «Как обыкновенно от римского сената за знатные дела императоров их такие титулы публично им в дар приношены и на статутах для памяти в вечные роды подписываны». Напомним, 300-летие победы в Северной войне и провозглашения России империей 1721 входило в число приоритетных тем Российского исторического общества в 2021 году. Феофан Прокопович выступил с проповедью, описав все знаменитые дела царя, за которые он достоин называться Отцом Отечества, Императором и Великим. Вслед за этим к царю подошли сенаторы, канцлер граф Г. Под залпы сотен орудий Адмиралтейства, Петропавловской крепости и введённых в Неву 125 галер Пётр принял новый титул. По словам очевидца, «всё казалось объято пламенем и можно было подумать, что земля и небо готовы разрушиться».

Вскоре выяснилось, что хитрый король не хотел отпускать сына в Москву, но желал занять российский престол сам, присоединив Россию к своим владениям. Соединив власть над Речью Посполитой и Московией, он получал возможность согнать узурпатора со шведского престола и вернуть себе шведскую корону, на которую имел законные права. Он видел себя главой самой обширной и могущественной монархии Европы», — пишет знаток эпохи историк Руслан Скрынников. Переговоры зашли в тупик. Доверие к интервентам в народе окончательно иссякло. Патриарх Гермоген принялся тайно рассылать из Москвы грамоты о том, что он освобождает тех россиян, кто успел принести присягу Владиславу, от обязательств перед польским королевичем. Восстание вспыхнуло и в самом городе.

Москва горела несколько дней, превратившись в груду пепла, тысячи москвичей погибли — и поляки спешно занялись грабежом, стараясь вытащить из-под развалин всё ценное. Но штурм захватчикам удалось отбить, а там уже пошли раздоры в рядах самого ополчения. Узнав об этих событиях, Филарет повторил, что защитники Смоленска ни за что не откроют ворота, особенно узнав о том, как поляки выжгли столицу. Он предложил, чтобы король точно назначил время своего отхода в Польшу. Историк Варвара Вовина особо отмечает эти события, ознаменовавшие резкую перемену в характере бывшего боярина. Почему Филарет изменил привычную линию поведения? Куда исчез его конформизм, покорность?

Может быть, на него повлиял подъём антипольских настроений, мужество Шеина, унижение Шуйского? А может быть, наконец, он освоился со своим положением, оглянулся вокруг, увидел, что происходит, и сделал окончательный выбор? Быть или не быть России? Раздражённый Сигизмунд распорядился арестовать членов русского посольства и рассовать их по темницам. Поляки обвиняли Филарета, будто он, отправляясь в посольство, тайно договорился с патриархом Гермогеном не пускать королевича на трон, «а патриярх ему имался всех людей к тому приводить, чтобы сына его Михаила на царство посадити». В заключении Филарету пришлось провести долгих восемь лет. Переход на сторону короля сулил ему свободу, почести и возвращение из плена на родину, но Филарет, хотя на карту была поставлена его голова, отказался торговать интересами Отечества.

О ранней жизни его сына Михаила мы знаем очень мало. Родился он 22 июля 1596 года в Москве, отличался слабым здоровьем. Самым ярким впечатлением детства Михаила стала резкая смена роскошного боярского терема на тяготы ссылки. Конечно же, личные качества юноши играли ничтожно малую роль в его карьере. Романову досталось популярное имя», — отмечает Скрынников. В то время, когда поляки вступали в предательски сданную им Москву, подросток Михаил, получивший ранее придворный чин стольника, жил вместе с матерью инокиней Марфой в романовском подворье в Китай-городе. Патриоты России тяжело переживали факт захвата оккупантами столицы.

Рязанский дворянин Прокопий Ляпунов, вдохновившись грамотами патриарха Гермогена, призывавшими к сопротивлению оккупантам, кинул клич — и начал сбор земского ополчения. Это ополчение весной 1611-го подступило к Москве, но штурм окончился неудачей, а сам Ляпунов вскоре погиб. Впрочем, нижегородский земский староста Кузьма Минин и участник неудачного штурма Москвы воевода князь Дмитрий Пожарский стали собирать 2-е земское ополчение. Ополченцы вновь подошли к Москве и в ходе нескольких яростных сражений в августе 1612-го наголову разбили польское войско гетмана Яна Ходкевича. На помощь Ходкевичу выступил сам король Сигизмунд, но, столкнувшись с яростным сопротивлением русских, вынужден был отдать приказ об отступлении.

Мы одеваемся в платья, которые он велел носить. Мы выходим на улицы города, которые он построил. Мы идем на службу в учреждение, которое он основал. Все, чего, чего мы с вами коснулись, так или иначе, сознательно, походя, целенаправленно или иногда даже случайно — Петр коснулся всего. Но невозможно оценивать результаты правления Петра однозначно. Такие категории вообще неприменимы к историческим явлениям. Итоги петровских реформ были противоречивым. Какой из вышеупомянутых сфер мы бы с вами ни коснулись, мы увидим вот это противоречие. Например, говоря о культуре, мы скажем, что великая русская культура XIX века не была бы возможна без петровских преобразований. Понятно, что она создавалась, формировалась на протяжении предшествующих десятилетий в XVIII веке по европейским лекалам. Но она была национальной культурой, потому что любое заимствование при пересадке на национальную почву видоизменяется. Без петровских реформ она не появилась бы. Одновременно с этим ориентация в сторону культурных европейских образцов породила культурный раскол в русском обществе между образованной элитой и необразованной массой, которая составляла большую часть населения страны. Он ощущался очень долго. Некоторые историки говорят об этом культурном расколе как об одном из факторов, — я подчеркну, именно об одном из факторов, — которые привели в конечном счете к событиям 1917-го года. Петр — самодур, алкоголик, который носил с собой щипцы для выдирания зубов у придворных Слово самодур, я думаю, к Петру совсем не подходит. Он, во-первых, был человеком своего времени, и это надо понимать. Во-вторых, Петр был человеком порывистым, с довольно резкими сменами настроения. Он не был алкоголиком. Он пил, да, пил много и заставлял пить других. Судя по всему, он делал это, чтобы послушать, что они будут говорить, когда напьются. Конечно, Петр не носил с собой постоянно щипцы, чтобы вырывать зубы. Это относится к сфере исторических анекдотов, однако зафиксировано, что пару раз у кого-то он зубы действительно выдрал. Но за этим стоит совершенно другое, большой интерес Петра к достижениям естественных наук. Появилась идея о силе человеческого разума, с помощью которого человек в состоянии менять окружающий мир, в том числе мир социальный, то есть строить его на рациональных основах. Это центральная идея эпохи, которой проникся Петр I. Поэтому, вырывая зубы, он демонстрировал ее воплощение. Ты страдаешь, у тебя зуб болит. А я своими руками его вырвал, и ты здоров. Вот практическое, прикладное воплощение этой идеи. Именно с этим связана любовь Петра к работе на станке. Когда он своими руками что-то делал, это и было проявлением силы человеческого разума, его способностей. Человек как творец. Петр построил Санкт-Петербург Среди историков вообще и историков Петербурга в частности существует дискуссия, которая ведется с некоторой долей иронии, о том, в какой степени вообще правильно считать Петра основателем этого города. Решение о строительстве крепости в устье Невы было принято на военном совете 16 мая 1703 года, а Петр в это время отсутствовал. Его не было на этом совете. Это решение было принято без него. Он вернулся через несколько дней, и ему доложили, что вот такое решение есть, и он его одобрил.

Первый выбранный царь

Первым исторически достоверным предком Романовых считается московский боярин времен Ивана Калиты и Симеона Гордого Андрей Кобыла. Нострадамус: голод в Европе и применение химоружия. 2 ноября 1721 г. Пётр Алексеевич по прошению сенаторов принял титул Великого, отца Отечества, императора Всероссийского, а Российское государство стало империей.

Иван IV Грозный: история правления русского царя

Иван IV стал первым в русской истории царём, а Московское княжество с этого момента стало Русским царством. Так Россия получила своего первого царя. Он стал 14-м ребенком царя Алексея Михайловича и первым из троих детей его второй супруги, крымско-татарской княжны Натальи Кирилловны Нарышкиной. Правда, из-за репрессий царя Бориса Годунова, заподозрившего Романовых в покушении на свою жизнь, Фёдор был пострижен в монахи и стал потом Ростовским митрополитом Филаретом.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий