Новости 1820 год в истории россии

28.01.1820. Первая русская антарктическая экспедиция на двух парусных судах "Восток" и "Мирный", возглавляемая Фаддеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым, открыла Антарктиду. В том же 1820 году, когда в России запретили Орден иезуитов, произошла «семеновская история» ‒ восстание в лейб-гвардии Семеновском полку. К середине января 1820 года впервые в истории русского флота шлюпы «Восток» и «Мирный» пересекли Южный полярный круг. 200 лет назад, 28 января 1820 года, русские моряки совершили последнее в истории великое географическое открытие. 28 января 1820 года (16 января по старому стилю) вошло в историю как день открытия шестого континента – Антарктиды.

Это был 1820-й или Что происходило двести лет назад

В этом году исполнилось 200 лет со времени успешного завершения антарктической экспедиции 1819 – 1821 годов, в которой участвовали шлюпы «Восток» и «Мирный». 25 марта 1820 года император Александр I запретил деятельность Ордена иезуитов на территории Российской империи, а всех его членов повелел выслать за пределы страны. была открыта Антарктида первой русской антарктической экспедицией под руководством сгаузена и ва на шлюпах «Восток» и «Мирный». Русские мореплаватели открывшие Антарктиду в 1820 году. В том же 1820 году, когда в России запретили Орден иезуитов, произошла «семеновская история» ‒ восстание в лейб-гвардии Семеновском полку. В русской истории есть немало событий, многократно отозвавшихся в различных и зачастую далеких друг от друга пластах культурной жизни.

День в истории: кавалерист-девица из Елабуги, Тайная канцелярия и испытание «Титаника»

Движение декабристов: Союз спасения и Союз благоденствия 1820. ГОД ДРАКОНА Говорят, рожденным в этот год свойственны прямота, добропорядочность, жизнелюбие, здоровье.
День в истории: 12 января 28 января 1820 года русская экспедиция под командованием морских офицеров Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева открыла последний неизведанный континент — Антарктиду.
Самые известные декабристы - вспомним всех поименно начала 1820-х годов.
Междуцарствие 1825 года История России с древнейших времен до 1861 года.

Шаги истории: 7 апреля, 1820 года

28 января 1820 года (16 января по старому стилю) вошло в историю как день открытия шестого континента – Антарктиды. 24 мая 1820 года в Варшаве, без всякой торжественности, она вышла замуж за Константина Павловича (который 1 апреля 1820 года развёлся с первой женой, Анной Фёдоровной). 1820 год. В конце октября Александр Пушкин вызвал на дуэль сразу двоих — Федора Орлова и Алексея Алексеева.

Новости и события Российского исторического общества

1820 год — високосный год, начинающийся в субботу по григорианскому календарю. 1820. ГОД ДРАКОНА Говорят, рожденным в этот год свойственны прямота, добропорядочность, жизнелюбие, здоровье. Открытие Антарктиды в 1820 году – не просто одно из выдающихся исторических свершений российских флотоводцев и моряков.

Your browser is out of date, please update your browser by going to www.microsoft.com/download

Николаев выстроено красивое и величественное здание Артиллерийского училища, в котором впоследствии поместили Штурманское училище. События в Ахтиаре 29. Указом Александра I Севастопольский порт вновь был открыт для купеческих судов, но таможня не создавалась, а при Севастопольском карантине был определен таможенный надзиратель с двумя досмотрщиками. Надзиратель подчинялся Феодосийскому градоначальнику.

Балаклавскую таможенную заставу возглавлял Климович, а таможенным надзирателем при Севастопольском карантине был коллежский асессор С. Установленная в 1820 году система таможенных органов в Севастополе сохранилась до 1860 года. В Севастополе открыта первая аптека.

Спущен на воду 20-пушечный бриг «Меркурий». В этом же году он был достроен и вошел в боевой состав ЧФ. По ходатайству Главного командира ЧФ Грейга открыт коммерческий порт, разрешен заход российским купеческим судам в Артиллерийскую бухту.

Из рапорта флотского в Севастополе начальника контр-адмирала Быченского вице — адмиралу Грейгу: «... Контора Севастопольского порта назначила для принятия приходящих купеческих судов и стояния оных Артиллерийскую бухту... В Севастополе сильнейшая буря.

В течение двух месяцев наблюдалась сильная жара, не было ни одного дождя. С утра стояла тихая погода, к обеду поднялся ветер, небо затянуло дождевыми тучами, в 15 ч 30 м при жестоком ветре весь горизонт помрачился, пошел проливной дождь с крупным градом, сопровождаемый сильнейшими громовыми ударами и молнией. Буря продолжалась 8 минут, за это время вырвано с корнем 50 молодых дубов, разбросана каменная 50 — метровая стена, молнией убило 6 и ранило 27 человек, общий ущерб городу составил почти 50 тысяч рублей.

К счастью, смерч миновал центр города и бухту, где стояла Севастопольская эскадра. Пушкин в Байдарской долине.

Беллинсгаузен и Лазарев Экспедиция возвратилась в Кронштадт спустя два года, в июле 1821-го. В торжественной встрече кораблей в порту принимал участие сам император Александр I. Морякам пожаловали многочисленные награды. Оба офицера были повышены сразу на два звания и в дальнейшем занимали самые высокие посты.

Беллинсгаузен дослужился до адмирала, получил множество орденов, в годы русско-турецкой войны командовал Гвардейским экипажем и в итоге стал военным генерал-губернатором Кронштадта. Михаил Лазарев тоже дослужился до адмирала и 17 лет командовал Черноморским флотом — в то время главной морской силой России.

Оно происходило в обстановке глубокого кризиса феодально-крепостнического строя и дало сильный толчок революционному брожению среди крестьян многих районов страны. Практика военных поселений наткнулась в России на полное непонимание, как со стороны российского офицерского корпуса, в связи с несвойственными для армейских офицеров задачами, так и среди крестьян. Крестьяне не желали жить солдатской жизнью, под уставом армии. Конечных целей и задач не понимали ни офицеры поселений, ни поселенцы. Возможно, дело было в том, что барин, всю жизнь владевший крепостными, не смог увидеть логического противоречия в мыслях крестьян, которые никогда ничем не владели, и сами были собственностью.

Реакцией же крестьян на новое мироустройство, в котором они неожиданно оказались, стало непонимание, постепенно переросшее во враждебность. Солдаты получили привилегию жить оседло со своими семьями, на том же основании, что и крестьяне. Их называли «резервным батальоном», они должны были проводить три дня зимой и два дня летом на военных ученьях. Каждому крестьянину — домовладельцу были прикреплены два или три солдата из двух действующих батальонов, составляющих остальную часть поселения. Крестьянин обязан был кормить солдат и обеспечивать новым снаряжением в обмен на помощь ему в поле. Весь образ жизни крестьян изменился из—за военных учений, в которых они должны были участвовать. Сплоченные крестьянские общины распались.

В качестве одного из регионов, где проводили этот эксперимент, была Украина. И здесь штаб Аракчеева впервые столкнулся с серьезным сопротивлением, старый уклад жизни был крепок, и обычаи имели силу закона. Многие протестовали, когда казачий полк на реке Буг превратили в поселение кавалерийских войск. Во время приезда Александра I в 1818 г.

Именно поэтому они создавали различные просветительские и литературные общества, которые носили как легальный, так и нелегальный характер. Такие общества, по утверждениям декабристов, способствовали распространению общественного мнения в стране. Союз благоденствия выступал в защиту развития науки, выпускал различные журналы и альманахи, участвовал в защите несправедливо осужденных, выкупал талантливых крепостных самоучек, создавал школы в армейских частях, оказывал помощь голодающим крестьянам. Многие члены общества вели открытую борьбу против крепостного права и прямую антиправительственную пропаганду в армии. По воспоминаниям И. Якушина « мы обсуждали главные язвы отечества: закоснелость народа, крепостное состояние, жестокое обращение с солдатами, для которых служба в течение 25 лет была каторгой, повсеместное лихоимство, грабительство и, наконец, явное неуважение к человеку вообще».

У членов Союза благоденствия были различные взгляды на политические преобразования в стране. Одни декабристы придерживались либеральных взглядов, другие - оппозиционных, треть — радикальных. Лидирующее положение занимали те, кто придерживался радикальных взглядов, их было больше всего и они требовали "решительных мер" вплоть до введения республики. На собраниях общества зачастую происходили споры, сталкивались противоположные мнения из-за разнородного состава членов Союза благоденствия. В 1820-1822 году начался переломный момент декабрьского движения. В январе 1820 г. Глинки, было проведено собрание из 14 членов Коренной управы - руководящего состава Союза. На собрании Пестель предложил республиканскую форму правления в результате проведения революционного переворота. После обсуждения, споров по данному вопросу, все члены общества высказались за республику. Муравьеву и Пестелю было предложено разработать документы тайного общества.

События истории России и мира за 1820 год

У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах. Отзыв — место для ваших впечатлений Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие — задавайте их нам в социальных сетях или по почте support ast. Мы не отвечаем за работу розничных и интернет-магазинов. В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.

Город был сильно разрушен в результате похода под командованием князя Василия Долгорукова во время Русско-турецкой войны 1768—1774 годов. После там разместился российский флот и гарнизон, а по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору от 10 июля 1774 года к России отошли в Крыму крепости Керчь и Еникале находятся на берегу Керченского пролива. Россия также удержала за собой завоеванный ею прежде Кинбурн в Северном Причерноморье. С этого момента русские суда беспрепятственно ходили между Керчью и Кинбурном. На закате Крымского ханства на месте некогда грозных крепостных стен средневекового укрепления Каффы лежали развалины.

Первая попытка оживить торговлю После присоединения Крыма к Российской империи Феодосии было возвращено ее греческое название. В 1783 году там проживало всего 290 человек, но с началом нового века в Феодосии начался следующий виток развития. Феодосия получила право беспошлинной торговли на 30 лет. Иммигранты могли свободно жить в городе и исповедовать свою веру учинять "богослужения по своему обряду". Купцы, мещане и ремесленники могли не просто жить в Феодосии, но и строить дома, лавки, магазины и амбары. По свидетельствам Павла Сумарокова — племянника поэта Александра Сумарокова, купцы из Анатолии провинция в азиатской части Османской империи — прим. ТАСС и Стамбула везли в Феодосию вина, изюм, финики, винные ягоды, корицу, гвоздику, хлопчатую бумагу, а из Крыма вывозили пшеницу, масло, сыромятную кожу и овечью шерсть. Однако Феодосия еще не успела оправиться от прошедших войн и волны эмиграции, инфраструктура была не развита — все это мешало торговле. Объявленный на 30 лет режим порто-франко просуществовал всего год и был ликвидирован в 1799 году. Зато в ближайшие годы происходили другие значимые для экономического развития Крыма события: 18 июля 1820 года в Феодосии был учрежден Коммерческий суд, в том же году был открыт Севастопольский порт, а еще спустя три года — порт в Керчи.

Новая жизнь древнего города Несмотря на то что в начале XIX века Феодосия уступила лавры первенства в торговле по морю Севастополю и Керчи, город расширялся. В именном указе 1804 года феодосийскому градоначальнику, генералу от инфантерии Андрею Феньшу предписывалось очистить город "от громад и развалин" и заняться благоустройством публичных фонтанов. Для этого государственная казна выделила 100 тыс. Кроме этого, Феодосия могла распоряжаться доходами с винного городского откупа особая форма налогообложения в торговле спиртными напитками, существовавшая в России до введения акцизного налога в 1863 году — прим. ТАСС и зарабатывать на соляных озерах, находившихся в окрестностях города. Градоначальник Феньш быстро приступил к работе и взял материалы для новых построек из бывших генуэзских укреплений. Некоторые из них тогда были окончательно разрушены. Через пять-шесть лет после этого "город воскрес из-под своих развалин", писал автор исторического очерка "Феодосия" Василий Виноградов. Завязались прежние торговые отношения с Анатолией… Феодосийский рейд покрылся массой мелких судов — словом, жизнь в воскресшем порте закипела". Таким город был к 1812 году, пока не вспыхнула Отечественная война с Францией.

Строительство крымского участка Лозово-Севастопольской железной дороги было инженерным вызовом — ее пришлось проложить над речными долинами и сквозь скалы, через которые прорубали тоннели только на подходе к Севастополю их шесть. Зато, когда в Феодосию прибыл первый поезд, в городе был настоящий праздник. О том дне оставил воспоминания будущий доктор медицинских наук Иван Саркизов-Серазини. Будучи мальчишкой, он запомнил, как толпы радостных горожан заполнили городской бульвар, повсюду развевались трехцветные флаги, а в бухте выстроились суда Черноморской эскадры. Тогда же проходила реконструкция феодосийского порта. Этот проект тоже был технически непростым — нужно было возвести искусственную насыпь в районе порта. В 1895 году берег в районе порта было не узнать. За четыре года рабочие со всей империи построили молы и укрепили бетоном новую прибрежную полосу, которая сдвинулась глубоко в море. Доля Феодосии в международной торговле среди крымских и остальных российских таможенных пунктов К 1897 году Севастополь утратил значение как экспортный пункт. Поток грузов распределился в пользу Феодосии.

Усилия были не напрасны — к 1897 году грузопоток из Севастополя был окончательно перераспределен в Феодосию и другие порты Северного Причерноморья. В те годы из Крыма вывозили преимущественно зерновой хлеб, в том числе за границу. Например, за 1897 год порт принял 135 кораблей под иностранными флагами. Больше всего — 82 судна — прибыло из Британии; на втором, третьем и четвертом местах оказались Италия 16 кораблей , Греция 15 судов и Турция 9 кораблей. Ялта сквозь века Первое письменное упоминание Ялты относится к XII веку, но населенный пункт с таким названием в произношении Ялита или Джалита возник в тех местах гораздо раньше, его основали греки. Название произошло от греческого слова "яло" или "ялос", что в переводе означает "берег". По свидетельству Павла Сумарокова, при генуэзцах Ялта была "каменной крепостью с несколькими церквями", а при ханах город оставался "значимым и укрепленным местечком" с лавками, кофейнями и цирюльнями. В начале ХIХ века, писал Сумароков, в Ялтинской долине было лишь "тринадцать скудных домов" для временного размещения греческого батальона. Его современник писатель и военный Владимир Броневский сообщал, что в Ялте в то время все еще осуществлялся натуральный обмен. Ялтинцы нагружали лодки лесом, изюмом, приготовленным из дикого винограда, луком, чесноком, льном и обменивали все это в ближайшем Феодосийском порту на пшеницу, турецкий шелк, соль и другие товары.

Экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева открыла Антарктиду, что стало одним из самых значительных географических открытий. За время плавания суда обошли вокруг всего антарктического материка. Описание путешествия было опубликовано под заглавием «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 20 и 21 гг. Также в этот день:.

Из-за непредвиденной задержки казнь закончилась позднее предусмотренного по плану времени… Уже рассвело, появились прохожие. Похороны казненных декабристов пришлось отложить. Следующей ночью их тела тайно увезли. Где и когда похоронили казнённых неизвестно. Их останков не нашли до сих пор. В 1975 году, в связи со 150-летием со дня восстания декабристов, на валу кронверка был сооружен гранитный обелиск. Во время земляных работ по сооружению памятника были найдены остатки истлевшего столба и проржавевшие от времени кандалы. На лицевой стороне обелиска — дата казни и барельеф с профилями декабристов. Такой барельеф впервые был изготовлен по просьбе Герцена и помещён на обложке выпускавшегося им журнала «Полярная звезда» в знак признания свободолюбивых идей декабристов.

Идеалисты или авантюристы: какую роль в истории России сыграло восстание декабристов

Матвей Муравьев-Апостол показывал, что в 1816 г. Нас несколько человек собралось. Чтобы пройти сей курс, мы сделали подписку». Евгений Оболенский, не воевавший, но охваченный тем же патриотическим порывом, показывал, что в 1819 г. Оболенский рассказывал, что молодые офицеры после войны «большую часть свободного от службы времени проводили на лекциях или в занятиях дома» [Муравьев-Апостол 1950, с. Бурцов пояснял, что учеба для офицеров не была самоцелью. В том, что Россия нуждается в реформах, у офицеров сомнений не было. Сергей Муравьев-Апостол утверждал, что среди «последствий войны» -«введение представительного правления в некоторые государства, сочинения политические, беспрестанно являющиеся в сию эпоху и читаемые с жадностью молодежью, дух времени, наконец, обративший умы к наблюдению законов внутреннего устройства государств» [Муравьев-Апостол 1927, с. Иван Якушкин выражался точнее: «Пребывание во время похода за границей, вероятно, в первый раз обратило мое внимание на состав общественный в России и заставило видеть в нем недостатки» [Якушкин 1927, с. Положение, когда одни христианские души могли торговать другими христианскими душами, казалось невозможным для гуманной державы - победительницы Наполеона.

Ивану Якушкину «крепостное состояние людей» казалось 10 единственной преградой к «сближению всех сословий и вместе с сим общественному образованию в России» [Пестель 1927, с. В большинстве следственных дел арестованных впоследствии деятелей тайных обществ можно найти высказывания о «пагубности» крепостного права. Императору Александру - и это прекрасно знали вернувшиеся с войны офицеры - тоже не были чужды антикрепостнические идеи. Речи о необходимости отмены крепостного права громко зазвучали в России задолго до войны, в 1801 г. Об этом говорили, в частности, на заседании Негласного комитета, пытавшегося подготовить для императора программу реформ. В 1803 г. Александр издал Указ о вольных хлебопашцах, разрешавший помещикам освобождать крестьян с землей за выкуп. Консерватор Александр Шишков, в 1812 г. Согласно мемуарным свидетельствам, от императора ждали, что он, «утвердив спокойствие всеобщим миром в Европе», займется «устройством внутреннего благоденствия вверенного провидением державе его пространного государства» [Трубецкой 1983, с.

И поначалу император оправдывал надежды: в 1816 г. Параллельно с обсуждением крестьянского вопроса шли разговоры о конституции, представительном правлении и реформе государственного управления. Некоторые довоенные планы удалось воплотить в жизнь: была проведена министерская реформа, образован Государственный совет. И хотя они не представляли собой чего-то принципиально нового, меняющего основы российского абсолютизма, «самый недальновидный человек понимал, что вскоре наступят новые порядки, которые перевернут верх дном весь существующий строй. Об этом уже говорили открыто, не зная еще, в чем именно состоит угрожающая опасность. Богатые помещики, имевшие крепостных, теряли голову при мысли, что конституция уничтожит крепостное право» [Рунич 1901, с. Неотвратимость наступления «новых порядков» после войны ощущалась особенно сильно. В 1815 г. Царство Польское, вошедшее по результатам Венского конгресса в состав Российской империи, получило конституционную хартию.

Русский царь, согласно этому документу, объявлялся польским монархом и обязан был править в соответствии с хартией. При этом в Польше образовывался двухпалатный парламент; в 1818 г. Император, лично открывший заседание парламента, произнес знаменитую речь, из которой следовало, что «законно-свободные учреждения» желательно распространить на всю Россию. Эта речь породила у современников бурную реакцию: одни испугались будущих нововведений, другие были оскорблены тем, что конституцию получили поляки, воевавшие на стороне Наполеона. Третьи - и среди них вернувшиеся с войны молодые офицеры - горячо приветствовали начинания «Агамемнона». В показаниях декабристов восхищение «варшавской речью» императора стало общим местом. Так, по словам Бурцова, речь эта, «в коей изложено было высочайшее намерение распространить со временем и на Россию подобное образование гражданского управления», «много» усилила «общее стремление к снисканию сведений», которые «могли быть употребленными в исполнении общественных обязанностей» [Бурцов 2001, с. Пестель, «воздействуя» на только что вступивших в общество заговорщиков, тоже призывал их «постигнуть» «речь, произнесенную в Варшаве к представителям народным» [Комаров 2001, с. Никита Муравьев показывал, что «свободный образ мыслей» утвердился в нем благодаря речи «покойного государя императора к Сейму Царства Польского, в коей он объявлял свое намерение ввести представительное правление в Россию» [Муравьев 1925, с.

Император на самом деле был уверен: «либеральные начала», к которым он относил и введение конституции, и отмену крепостного права, «одни могут служить основою счастия народов» [цит. Высшие государственные деятели составляли такого рода проекты; большинство из них разрабатывалось тайно. После дарования конституции Польше началась работа над «Государственной уставной грамотой» - российским основным законом; слухи об этом быстро расползлись по России. Иногда конституционные искания становились достоянием общественности: должностные лица и крупные душевладельцы выступали с речами, в которых - с большей или меньшей степенью радикализма - звучали призывы отменить крепостное право. Каждое такое выступление вызывало волну обсуждений и надежд в обществе. Идеи учебы и помощи императору имели совершенно очевидные последствия для офицеров-реформаторов. Они, по справедливому замечанию В. Боковой, хотели видеть себя людьми - «в первую очередь», и только потом уже - офицерами [Бокова 2003, с. Соответственно, изменился и их внешний вид.

По словам Федора Глинки, после войны, Окончив полевые драки, Носили офицеры фраки. И даже когда офицеры не надевали фраков, соблюдать правила ношения форменной одежды они не желали. Пример показывали Милорадович и Си-пягин: Андрей Розен, например, описывал в мемуарах непорядок в одежде высших должностных лиц корпуса. Он писал: «Когда Н. Сипягин был начальником штаба, то он сам, и граф М. Милорадович, и Я. Потемкин, и вообще генералы-щеголи или франты, а за ними и офицеры носили зеленые перчатки и шляпу с поля». И вспоминал эпизод, когда, копируя поведение начальников, тоже оделся «против формы, по образцу тогдашнего щеголя»: «Под расстегнутым мундиром виден был белый жилет, шляпа надета была с поля, а на руках зеленые перчатки». На улице Розен встретил императора Александра: «Я остановился, смешался, потерялся, успел только повернуть поперек шляпу.

Государь заметил мое смущение, улыбнулся и, погрозив мне пальцем, прошел и не сказал ни слова» [Розен 1984, с. Кроме того, между офицерами и солдатами еще на войне установились «добрые отношения»; после войны они только окрепли. В других полках ротные командиры нашли возможность без нее обходиться. Про жестокости, какие бывали прежде, слышно было очень редко», - вспоминал Иван Якушкин [Муравьев-Апостол 1922, с. Офицерам было ясно: просвещение и палки - вещи между собою несовместимые. Давно отмечено, что послевоенная эпоха в России - это «эпоха тайных обществ» [Бокова 2003]. Образовывались полковые артели, политические клубы, кружки, в которые, наряду с офицерами, вступали и их штатские единомышленники. Так, в 1815 г. В Генеральном штабе существовала Священная артель, «мыслящий кружок», участники которого беседовали «о предметах общественных» [Пущин 1988, с.

В Москве возникло Военное общество и т. Все они были тайными, однако «их "тайна" - только принятая форма собраний, -негласных, более или менее замкнутых, непубличных» [Пресняков 1925, с. Между тайным и антиправительственным объединением ставить знак равенства пока еще было невозможно. В феврале 1816 г. Его основали шестеро молодых гвардейцев, связанных между собою узами родства и фронтовой дружбы. Среди основателей - четыре представителя разветвленной и дружной семьи Муравьевых, «муравейника», как их называли в свете: Александр и Никита Муравьевы, Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы. При этом четверо - братья Муравьевы-Апостолы, Иван Якушкин и Сергей Трубецкой - служили на момент образования общества в гвардейском Семеновском полку, а еще двое -Александр и Никита Муравьевы - были гвардейскими квартирмейстерами. Нечкина считала, что Союз спасения - «первая русская революционная организация. Однако вряд ли в данном случае она права.

В Союзе шли споры о том, что есть «благо России»: противодействие ли немцам на русской службе, «конституционное правление» или необходимость «даровать свободу крепостным крестьянам и для того пригласить большую часть дворянства к поданию о том просьбы государю императору» [Пестель 1927, с. Ни о каких конкретных «революционных действиях» Союза историкам не известно. Бокова [Бокова 2003, с. Однако Союз спасения - притом, что для власти он был абсолютно безопасен - стал первым, еще робким сигналом того, что власть теряет доверие мыслящего общества. Осенью 1817 г. Повод, в связи с которым возник цареубийственный план, заговорщики трактовали по-разному. Многие из них подтвердили на следствии, что план возник вследствие письма из Петербурга, от Сергея Трубецкого. В письме содержалась информация, что император намеревается присоединить к Царству Польскому часть бывшей польской территории и уехать со всем двором в Варшаву. Причины, по которым это было нужно императору, заговорщики запомнили по-разному.

Никита Муравьев утверждал, что из Варшавы император собирался издать «манифест о вольности крепостных людей и крестьян», этот «манифест» мог сподвигнуть народ на применение оружия «противу дворян»; государь же, пользуясь «всеобщим смятением», «присоединит польские губернии. Якушкин показывал, что государь таким образом «старается. Трубецкой писал, что он действительно «полагал», что император вскорости объявит о присоединении «российско-польских провинций к Царству Польскому», а о других 14 «мнимых намерениях государя императора» ничего на следствии сказать не смог [Муравьев 1925, с. Сначала заговорщики решили - для того чтобы выбрать из своих рядов цареубийцу - «бросить жребий». Иван Якушкин, согласно его собственным показаниям, вызвался сам, «не хотя подвергнуть себя жребию» и желая «пожертвовать собой, дабы спасти Россию от погибели». Против этого замысла высказался Сергей Муравьев-Апостол: «На другой день, обдумав неосновательное намерение наше и быв болен, я изложил на бумаге мое мнение, коим остановлял предпринятое действие, показывая скудость средств к достижению цели» [Якушкин 1927, с. В итоге замысел был оставлен, император остался цел. Дело было, конечно, не в том, что царь в 1817 г. И не в том, что к 1817 г.

Дело было в другом: молодые офицеры впервые поняли, что для реализации планов реформ они императору не нужны. И к реальной российской политике в государстве они - при всей своей учености и влюбленности в «Агамемнона» - никакого отношения иметь не будут. Год спустя основатель Союза спасения Александр Муравьев получил возможность почувствовать на себе отношение императора к собственным антикрепостническим идеям. Возражая одному из «обскурантов», публично критиковавшему идею отмены крепостного права, но желавшему при этом конституции, он написал записку, которую сумел передать царю. В записке, между прочим, были такие слова: «Непостижимо, как можно с таким восхищением говорить о собрании представителей и в то же время оскорблять вольность и противиться сообщению мыслей! Получив записку, монарх, согласно воспоминаниям Сергея Трубецкого, прочел ее и сказал: «Дурак! А в мае 1818 г. Однако ни в 1817, ни в 1818 гг. В 1819 г.

Написанная в осторожных выражениях, она тем не менее хорошо передавала взгляды декабриста: «Не зная и не смея угадывать намерения правительства насчет общего освобож- дения крестьян, можно, однако же, быть уверену, что оно будет предпринимать все возможные по обстоятельствам меры к достижению сей благотворной цели. Дух справедливости, ознаменовавший наше правительство в глазах целой Европы, позволяет ожидать, что еще в настоящее царствование, столь славное многими победами, совершится славнейшая победа справедливости над несправедливостью, просвещения над варварством, света над тьмою». Кроме того, Тургенев в записке осуждал запрет на гласное обсуждение крестьянского вопроса: «Нет сомнения, что благонамеренные и пристойные суждения о предметах сего рода в журналах и в книгах могли бы принести великую пользу; вреда же никакого» [Тургенев 2001, с. Александр поручил Милорадовичу «передать свое благоволение автору». При этом монарх пообещал - для облегчения участи крепостных - выбрать «самое лучшее из поданных ему записок по этому вопросу» [Шебунин 1925, с. В том же 1819 г. Александр велел передать автору, что его стихи внушают «добрые чувства» [Жихарев 1989, с. Серьезной поддержкой в обществе пользовалась религиозная политика, тесно связанная с политикой гуманитарной. В конце 1812 г.

Еще год спустя Библейское общество стало независимым и получило статус общероссийского. Официально декларируемая цель этой организации - перевод Библии на языки народов, населяющих Россию. Но, как видно по результатам многих исследований, деятельность Библейского общества оказалась гораздо шире декларируемой цели. Во главе этого общества стоял один из временщиков императора, князь Александр Голицын. Время управления Голицыным Библейским обществом ознаменовано ожесточенными спорами о роли Церкви в Русском государстве и русском обществе. Князь был сторонником «универсального христианства», стирающего конфессиональные различия; пропагандируемая им «внутренняя церковь» допускала единение с Иисусом Христом, минуя церковь официальную [Флоровский 2006, с. Религиозные воззрения князя распространяли подчиненные ему преподаватели учебных заведений. Начинания Библейского общества, безусловно, влияли и на развитие науки, в первую очередь языкознания. Согласно мнению А.

Пыпина, «непосредственный результат библейской деятельности - новые издания Библии, и в особенности издания на русском языке и переводы на различные инородческие наречия, во всяком случае, были явлением высокой важности в истории русского образования» [Пыпин 2000, с. Идеи взаимодействия религии и просвещения как раз и лежали в основе концепции образованного в 1817 г. Министерства духовных дел и народного просвещения, главой которого и был назначен Голицын. Это, по выражению современников, «сугубое» министерство подмяло под себя не только собственно ведомство просвещения, но и иностранные вероисповедания, и православный Синод, и периодические издания за исключением нескольких ведомственных газет и журналов , и Академию наук, и вольные общества, и цензуру через посредство цензуры - и литературу ; «по совместительству» Голицын возглавлял и Почтовый департамент. На посту министра князь как мог развивал просвещение, учреждал школы и университеты: в частности, при нем был основан Санкт-Петербургский университет. С его санкции открывались новые периодические издания, выходили книги. Исследователи спорят, была ли политика Голицына «протестантским проектом, глобальной попыткой Реформации сверху», «мессианско-эсхатоло-гическим синтезом», «католической конверсией», «утопией общехристианского государства» или «христианским экуменизмом»1. Кроме того, вызывают споры и политические воззрения князя. Так, М.

Майофис видит во главе Библейского общества либерала: по ее мнению, насаждавшаяся посредством этого общества «модель христианства» была орудием «либерализации режима и модернизации» [Майофис 2008, с. Готовцева полагает, что «многие инициативы лично Голицына и возглавляемого им Министерства духовных дел и народного просвещения укладываются в проевропейский космополитический дискурс» [Готовцева 2018, с. Минаков, напротив, считает князя «деятелем с консервативной репутацией». Однако он уточняет, что «вариант консерватизма, который он 1. Свод и анализ мнений о религиозной политике властей в первой четверти XIX в. Впрочем, спор о взглядах Голицына и «направлении» Библейского общества и «сугубого» министерства - это всего лишь спор о терминах. Главным было другое: согласно Пыпину, Библейское общество было, по сути, общественной организацией. Согласно Пыпину, «действия общества проникли в слои жизни, до которых редко касались какие-нибудь подобные влияния; и для людей, не задававших себе никаких вопросов, проводивших жизнь по принятому обычаю и переставших что-нибудь думать о ней, такое возбуждение религиозно-нравственных вопросов все-таки могло быть шагом вперед как пробуждение из нравственной спячки» [Пыпин 2000, с. В годы деятельности Голицына в России выходили многочисленные журналы - и почти у каждого из них было свое лицо.

Министр искренне любил многих из своих неспокойных подчиненных, поддерживал при дворе Жуковского о взаимоотношениях Голицына и Жуковского см. Президент Библейского общества одним из первых русских правителей понял силу общественного мнения и старался в своей деятельности опираться на это мнение. Более того, он зачастую сам инициировал ту или иную общественную инициативу. В частности, он пытался внедрить в отечественное образование ланкастерский метод взаимного обучения. В 1816 г. Он лично наблюдал за обучением студентов и докладывал об их успехах императору, а в октябре 1817 г. При Главном правлении училищ был создан особый комитет для учреждения училищ народного просвещения [Сборник постановлений 1875, с. В 1818 г. Историки долго спорили о том, что представлял из себя Союз благоденствия.

Пыпин считал, что его основатели хотели «заявить о нем правительству и просить его содействия» [Пыпин 2001, с. Пыпину возражала Нечкина, ставившая знак равенства между тайным и революционным обществом. Она удивлялась, зачем общество - если оно преследовало вполне благонамеренные, легальные цели - «оставалось тайным» [Нечкина 1955 а, с. По ее мнению, этот союз, как и предыдущий, был организацией революционной. Сегодня Союз благоденствия мало кто из историков считает революционной организацией. Самое многочисленное тайное общество в России 1820-х годов задумывалось вовсе не как собрание революционеров, стремящихся во что бы то ни стало убить царя и разрушить самодержавие. Между деятельностью этого союза и последующими событиями на Сенатской площади можно выявить лишь весьма условную связь. И это хорошо видно при анализе устава союза см. Устав декларировал: целью союза было «споспешествовать правительству к возведению России на степень величия и благоденствия, к коей она самим творцом предназначена» [Устав 1951, с.

Ничего, противоречащего «видам правительства», в союзе, согласно уставу, быть не могло: он создавался для того, чтобы обратить «собственную волю» частных людей «к цели правительства, к пользе общей». Устав гласил: «Всякий член имеет право учреждать или быть членом всякого рода правительством одобренных обществ. Однако никто из исследователей не задавался вопросом: а какое именно «правительство» имеется в данном случае в виду: императора окружали разные люди, выражавшие разные мнения относительно происходивших в России и в Европе политических процессов. Понятно, что Союз благоденствия не мог был создан для поддержки Аракчеева, начальствовавшего над канцелярией Комитета министров и тем самым имевшего непосредственное отношение к «правительству». Почти ничего не говорится в уставе и о военной сфере деятельности «правительства» - несмотря на то что многие члены союза были офицерами, а послевоенное положение армии оставляло желать лучшего. Как известно, деятельность членов Союза благоденствия должна была охватывать «четыре главные отрасли»: «человеколюбие», «образование», «правосудие» и «общественное хозяйство». Две из них - «человеколюбие» и «образование» - дублировали деятельность возглавлявшихся князем Голицыным государственных и общественных организаций. Как следует из текста устава, Союз благоденствия «вменял» себе в «святую обязанность» распространение «истинных правил нравственности и просвещения» [Устав 1951, с. И эта благая цель полностью согласовалась с целью Министерства духовных дел и народного просвещения.

Согласно «Учреждению» этого министерства, оно как раз и должно было блюсти «истинное просвещение». Авторы «Учреждения» утверждали, что основанием такого просвещения должно быть «христианское благочестие» [Полное собрание 1830 с, с. Авторы устава тоже считали истинную веру необходимой принадлежностью «образования». Члены союза были обязаны «распространять истину» о том, что «человек не иначе, как с помощью веры, может преодолеть свои страсти, противостоять неприязненным обстоятельствам и таким образом шествовать по пути добродетели» [Устав 1951, с. Устав признавал желательность вступления в ряды Союза благоденствия священников. Вполне в духе «внутренней церкви» Голицына, устав утверждал, что «вера наша состоит не в наружных только признаках, но в самых делах наших» [Устав 1951, с. Духовные особы, состоявшие в союзе, должны были «иметь надзор» за своими собратьями, «вне союза состоящими», сообщать в союз «замечания свои насчет их поведения, дабы он мог споспешествовать трудам добродетельных и уничтожать козни порочных» [Устав 1951, с. Устав Союза благоденствия утверждал: под надзором этой организации должны были «находиться все без исключения народные учебные заведения» [Устав 1951, с. Однако «заведение и устройство училищ» было предметом деятельности входившего в министерство Департамента народного просвещения [Полное собрание 1830 с, с.

Союз благоденствия должен был заниматься сочинением и переводом «книг, как хороших учебных, так и тех, кои служат к изяществу полезных наук» [Устав 1951, с. Однако составление учебных пособий тоже было прерогативой этого департамента. Союз собирался «исправлять нравы» «изданием повременных сочинений, сообразных степени просвещения каждого сословия, сочинением и переводом книг, касающихся особенно до обязанностей человека» [Устав 1951, с. Но цензура, которую эти «сочинения» не могли миновать, опять-таки находилась в ведении Министерства просвещения. Еще более показательны предполагаемые действия Союза благоденствия в сфере «человеколюбия». И это вполне согласовалось с деятельностью возглавлявшегося тем же Голицыным Императорского человеколюбивого общества и основанного им Попечительного общества о тюрьмах. Вообще членам союза предписывалось работать в тесном контакте с этими организациями, уговаривать «соотечественников к составлению человеколюбивых обществ и заведений» и вступать «во все, уже ныне существующие» [Устав 1951, с. Союз благоденствия собирался снабжать «праздношатающихся людей работами, стараясь помещать их сообразно их способностям и учреждая рабочие заведения, в которых бы упражняющиеся находили верное и без-нуж[д]ное пропитание» [Устав 1951, с. Императорское же человеколюбивое общество старалось «выводить из состояния нищеты тех, кои трудами своими и промышленностью себя пропитать могут» [Полное собрание 1830 Ь, с.

Человеколюбивое общество создавалось, в частности, «для призрения дряхлых, увечных, неизлечимых и вообще к работам не способных» [Полное собрание 1830 Ь, с. Конечно же, сфера деятельности союза - в той мере, в какой она была заявлена в уставе - была шире сферы деятельности голицынских организаций. В частности, по его «ведомству» не проходили две из четырех «отраслей» союза: «правосудие» и «общественное хозяйство». И если «общественное хозяйство» хоть в какой-то мере интересовало Голицына в докладе об образовании Библейского общества утверждалось, что «чтение Священного Писания» благотворно влияет «на поощрение к промышленности» [Полное собрание 1830 а, с. Однако в реальности основная работа членов союза шла как раз в области литературы, просвещения, благотворительности и т. И можно, в принципе, представить себе, что авторы устава не понимали: коль скоро они собираются сотрудничать с правительством, вторгаясь в компетенцию Голицына, им придется иметь дело и с его министерством, и с ним самим. Однако организовывая, к примеру, Общество для заведения училищ по методе взаимного обучения 1819 , они не могли не знать, что это общество числилось подразделением Министерства духовных дел и народного просвещения [Месяцеслов 1820, с. По делам ланкастерского обучения члены общества тесно общались с министерскими чиновниками. Таким же подразделением министерства было и Вольное общество любителей российской словесности, которое многие исследователи считали и считают «легальным» филиалом Союза благоденствия.

Либеральные журналы 1820-х годов были наполнены славословием в адрес Голицына и Библейского общества. Факты свидетельствуют о том, что роль Союза благоденствия в русском обществе 1820-х годов была, скорее всего, сходна с ролью Библейского общества. Библейское общество существовало для поддержки религиозных инициатив министра, Союз же благоденствия - для поддержки его просветительских и гуманитарных инициатив. Образованные дворяне Александровской эпохи не могли не видеть, что параллельно с разговорами об отмене крепостного права, о конституции и либерализации церковной жизни набирает силу прямо противоположная тенденция: тенденция, говоря сегодняшним языком, «закручивания гаек». Естественно, что гвардейская «вольница» привела к падению дисциплины в войсках. Официальные документы Гвардейского корпуса содержат немало сведений о дисциплинарных проступках офицеров. Они, стоя в карауле у городской заставы, могли забыть записать в списки выезжающих из города графа Аракчеева или морского министра маркиза де Траверсе, могли - «в фуражной шапке, в расстегнутом мундире, в рейтузах и без шпаги» - случайно попасться на глаза великому князю Николаю Павловичу, могли и просто быть «неисправными» в карауле «в экспедиции заготовления бумаг» и «у присутственных мест». Далеко не все офицеры, говоря словами Федора Глинки, «перо и книгу брали в руки» и действовали «на поле мысли»; некоторые из них, «нарядясь в штатские фраки и сертуки», приставали к гуляющим по улицам женщинам, заводили скандалы и с ними, и с их мужьями. Однако реакция императора и тех, кто исполнял его волю, была, мягко говоря, неадекватной.

Власти не ограничивались наказанием конкретных виновных, они «подтягивали дисциплину» в масштабе всей гвардии и - шире -армии. В 1817 г. В том же году закрылся «Военный журнал». Военный историк А. Керсновский писал, что после войны войска стала «засасывать» «вязкая трясина мелочей»: «Вальтрапы и ленчики, ремешки и хлястики, лацканы и этишкеты сделались их хлебом насущным», «в 18151817 годах не проходило месяца, чтобы не издавались новые правила и добавления к оным, усложнявшие и без того сложный, строевой устав. Замысловатые построения и перестроения сменялись еще более замысловатыми. Идеально марширующий строй уже не удовлетворял - требовались плывущие стены! Недовольство сквозит и в письмах великого князя Константина, и в переписке генералов и офицеров, и в мемуарах. Кроме того, в 1810 г.

В 1816-1817 гг. Про военные поселения написано много: послевоенный экономический кризис привел к тому, что содержание миллионной армии стало России не по карману, а демобилизация солдат - в условиях рекрутского набора - оказалась невозможной. Идея состояла в том, чтобы «поселить» солдат на землю, заставить их кормить самих себя, то есть хотя бы отчасти сделать армию самоокупаемой. Историки считают, что поселения «задумывались как специфический государственный институт, и их введение нужно рассматривать как серию мероприятий пусть и паллиативных по своей сути , призванных сократить государственные расходы на армию, стабилизировать экономику страны», ликвидировать рекрутские наборы, «путем создания зажиточного военно-земледельческого сословия расширить социальную базу самодержавия» [Ячменихин 2006, с. Некоторые исследователи и вовсе усматривают в идее военных поселений часть «либерального модернизационного проекта» Александра I [Кондаурова 2009, с. Можно спорить, было ли в идее военных поселений здравое зерно. Пестель, умный и дальновидный современник, прекрасный специалист в военном деле, например, утверждал, что государственные «выгоды» от поселений -«мнимые»: в военное время поселения не спасут страну от рекрутского набора, соединение военного и крестьянского сословий, оседлость солдат лишит армию «воинского духа». Кроме того, хотя поселения и давали возможность государству содержать армию «без особых на то издержек», поселенцы освобождались от «всякого вида податей» - а значит, государство вполне может оказаться в финансовом проигрыше.

В 1723 году полк перевели в Петербург. Первоначально он дислоцировался на Петербургской стороне. Затем Семёновскому полку выделили участок, ограниченный Загородным и Московским проспектами, Звенигородской улицей и Обводным каналом. Этот район в Петербурге до сих пор известен под именем «Семенцы». Офицерские дома и казармы для рядовых строили вдоль пробитых в заболоченном лесу линий-просек. Уже тогда появились первые неофициальные адреса семёновцев. Они были шуточными: «В Семёновском полку, на уголку, в пятой роте, на Козьем болоте», или: «В Сам Петербурге, в Семёновском полку, дом плесивый, фундамент соломенный, хозяин каменный, номер 9». Козьими болотами в то время в Петербурге называли заболоченные, безлесные, то есть плесивые плешивые пастбища для выгона мелкого рогатого скота. Их в границах нынешнего Петербурга было много. Напротив современного Витебского вокзала для Семёновского полка построили лазарет, в котором сегодня находится Военно-медицинский музей. Перед зданием лазарета разбили безымянный сквер, известный как «Лазаретный садик». В 1920-х годах его фольклорным названием, по воспоминаниям старожилов, стало «Тошниловка». В сквере в 1837—1842 годах по проекту архитектора Константина Тона возвели Введенский собор лейб-гвардии Семёновского полка. В 1932 году его закрыли, а в следующем — разрушили. В подвальных помещениях взорванного храма обнаружили полковое знамя. Согласно легенде, его привезли с фронтов Первой мировой войны несколько офицеров и солдат Семёновского полка.

Для того чтобы команда не болела цингой от нехватки витаминов, ели квашеную капусту, лимоны и горчицу. Засоленное мясо хранили в крепких дубовых бочках, заготовленных еще в Петербурге и Нарве. Питались не свежим хлебом, а сухарями, бульон готовили из специальных «таблеток». Недостатка в запасах не было: еще после перехода до Рио на шлюпы погрузили двух быков, сорок свиней и двадцать поросят, уток, кур, чеснок и зелень. Настал день, когда перед «Востоком» и «Мирным» возник густой лед, простиравшийся до самого горизонта. Михаил Лазарев сделал в судовом журнале такую запись: «Матерый лед, чрезвычайно высокий... Простирался оный так далеко, как могло только достигать зрение». Полярное лето подходило к концу, климатические условия оставляли желать лучшего, и командование принимает решение двигаться в сторону Австралии. Там, в Порт-Джексоне ныне — Сиднее экипажам дали отдохнуть. Продолжить изучение Антарктиды запланировали на весну. Переход оказался трудным: корабли попали в шторм, а судовой слесарь, упавший с мачты еще во время ремонтных работ в Порт-Джексоне, скончался, так и не оправившись после тяжелой травмы. Спустя три недели шлюпы добрались до Новой Зеландии. Их старания были вознаграждены: по воспоминаниям участников экспедиции, местные жители понравились им гораздо больше австралийцев. Астроном Иван Симонов, единственный ученый в команде моряков, оставил подробные воспоминания о пребывании на островах. Некоторые из них напоминали мне древних римлян, как я видел их на эстампах, особливо когда мантия висела на плечах новозеландца, а перья развевались на голове его», — писал он. Новозеландцы без опаски шли на контакт с путешественниками, согласились пообедать с капитанами. Человек, в дневниках Симонова названный «страшиной», обнялся с Беллинсгаузеном и даже традиционным способом поздоровался — прикосновением носов. Все, что лежало на столе, вызвало удивление и любопытство аборигена. Правда, к пище он не притрагивался до тех пор, пока не увидел, что ее едят моряки.

Очерки по истории географических открытий. В 5 томах. Том 4. Беллинсгаузена: 16 генваря. Пасмурность с снегом, при крепком ветре от NW, продолжалась во всю ночь. В 4 часа утра увидели дымчатого альбатроса, летающего около шлюпа. В 7 часов ветр отошел к N, снег временно переставал и благотворное солнце из-за облаков изредка выглядывало. Ветр был от NO умеренный, при большой зыби от NW; по причине снега зрение наше не далеко простиралось; я привел в бейдевинд на SO, и, пройдя сим направлением две мили, мы увидели, что сплошные льды простираются от востока чрез юг на запад; путь наш вел прямо в сие льдяное поле, усеянное буграми.

День в истории: 12 января

Полковник Шварц предан военному суду, по заключению которого отправлен в отставку. Новый Семёновский полк сформирован в декабре 1820 г. Выступление Семёновского полка подтолкнуло некоторых членов Союза благоденствия , а затем и Северного общества декабристов к выработке плана вооружённого восстания. Редакция военной истории Опубликовано 15 июля 2022 г. Последнее обновление 15 июля 2022 г.

В 7 часов ветр отошел к N, снег временно переставал и благотворное солнце из-за облаков изредка выглядывало.

Ветр был от NO умеренный, при большой зыби от NW; по причине снега зрение наше не далеко простиралось; я привел в бейдевинд на SO, и, пройдя сим направлением две мили, мы увидели, что сплошные льды простираются от востока чрез юг на запад; путь наш вел прямо в сие льдяное поле, усеянное буграми. Мы поворотили на NWtW, в надежде, что сим направлением не встретим льдов. Цитируется по: Беллинсгаузен Ф. Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 20 и 21 годов, совершенные на шлюпах "Востоке" и "Мирном". Карл Людвиг Занд.

Неизвестный художник. Около 1820 года Цитируется по: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Капитан предлагал организовать сразу два похода — к Северному и Южному полюсу. В каждой экспедиции должно было быть по два судна — «Северная дивизия» и «Южная дивизия». Южную экспедицию по предложению Крузенштерна должен был возглавить Фаддей Беллинсгаузен он был участником первой кругосветки под началом Крузенштерна. Под его командование передали шлюп «Восток», второй корабль — шлюп «Мирный», возглавил лейтенант Михаил Лазарев. Это был опытный моряк, участник войны со шведами и французами, руководитель кругосветного путешествия на фрегате «Суворов». Цель экспедиции звучала туманно — открытия «в возможной близости Антарктического полюса». По сути, русский флот интересовали все южные воды Тихого, Атлантического, да и Индийского, океанов.

Выйдя 4 16 июля 1819 года из Кронштадта, корабли посетили Копенгаген и Портсмут и в начале ноября прибыли в Рио. До Бразилии корабли южной и северной экспедиций шли вместе, затем разделились. Беллинсгаузен сперва направился прямо на юг, а экспедиция на шлюпах «Открытие» и «Благонамеренный» пошли к мысу Доброй Надежды, а оттуда до порта Джексон Сидней в Австралии. Корабли под началом Беллинсгаузена обогнув юго-западный берег острова Южная Георгия, открытого Куком, открыли три острова маркиза де Траверсе, осмотрели Южные Сандвичевы острова. Двигаясь на юг, насколько позволяли льды, 27 января 1820 года русские моряки впервые в истории нашего флота пересекли Южный полярный круг. А 28 января шлюпы «Восток» и «Мирный» подошли вплотную к Антарктическому материку. Лейтенант Лазарев позднее написал: «16 января по старому стилю. Русские первопроходцы не ограничились этим, продолжая идти на восток, они раз за разом пытались пройти дальше на юг. Но каждый раз их останавливал «матёрый лёд».

Это убедило исследователей, что они имеют дело с материком, а не островами либо льдом. В начале февраля русские корабли повернули на север, в Австралию. Отремонтировав суда и пополнив запасы, шлюпы в мае отправились в Тихий океан, открыли несколько островов и атоллов Восток, Симонова, Михайлова, Суворова, Россиян и др. Затем экспедиция вернулась в Порт-Джексон Сидней и в ноябре 1820 года снова двинулась в южнополярные моря. Не оставляя попыток пройти как можно дальше на юг, русские моряки три раза пересекли Полярный круг, в начале 1821 года открыли ряд новых земель, включая остров «Петра I», «Землю Александра I» крупнейший остров Антарктики. Всего в ходе экспедиции были открыты 29 островов и один коралловый риф.

Офицеры же следующими чинами все были выписаны в армию с запрещением давать им отпуска и принимать от них просьбу в отставку; запрещено было также представлять их к какой бы то ни было награде». Четверо из офицеров были отданы под суд; «при этом, — как пишет Якушкин, — надеялись узнать у них что-нибудь положительное о существовании Тайного общества » [2]. Комитет отправил все роты полка кроме государевой, оставленной до времени в крепости в Кронштадт , откуда их развезли в приморские крепости Финляндии. Был установлен секретный полицейский надзор за офицерами полка, солдатам по окончании службы было отказано в отставке. Военному суду были преданы: капитан Н. Кашкаров , полковник И. Вадковский , майор И. Щербатов , отставной полковник Д. Последствия восстания[ править править код ] Новый Семёновский полк был сформирован 12. Полковой командир Фёдор Шварц и рота Его Величества были преданы военному суду. Шварца обвиняли в том что он вызвал возмущение своим суровым обращением с нижними чинами, поздно водил в церковь, строго наказывал даже имевших знаки отличия, не отпускал нижних чинов на вольные работы, производил слишком частые учения и т. Зачинщики из нижних чинов были наказаны шпицрутенами и сосланы в каторжные работы.

История одного бунта или "Семеновская история"

Вместе с братом Карлом, закончившим тот же корпус, он с 14 мая по 1 июня находится «в Севастополе при береге», а с 1 июня по 1 сентября плавает «с эскадрою по Черному морю для практики и эволюции на фрегате Флоре», ведет дневник, включенный в состав так называемой записной книжки 1817 — 1832 гг. Возможно, он и ранее бывал в Севастополе, поскольку его отец И. Даль с 1805 г, служил инспектором Черноморской медицинской управы Николаев , став главным доктором и инспектором Черноморского флота. В Николаеве спущен на воду первый на Черном море паровой корабль «Везувий», предназначенный для портовой службы.

За последующие 5 лет здесь построено еще два парохода — «Метеор» и «Молния». Спасители Отечества, надеются получить свободу, но из уст императора прозвучало только: «Крестьяне, верный наш народ - да получит мзду свою от Бога». Вспыхивают волнения в военных поселениях, некоторых воинских частях.

Пушкин и графиня Раевская у моря около Гурзуфа. Айвазовский … А. Пушкин за распространение в списках политических антирелигиозных стихов и эпиграмм сослан по приказу Александра I на юг России.

Грейга вступают в силу правила по сохранению крымских лесов, пригодных для кораблестроения. Николаев выстроено красивое и величественное здание Артиллерийского училища, в котором впоследствии поместили Штурманское училище. События в Ахтиаре 29.

Указом Александра I Севастопольский порт вновь был открыт для купеческих судов, но таможня не создавалась, а при Севастопольском карантине был определен таможенный надзиратель с двумя досмотрщиками. Надзиратель подчинялся Феодосийскому градоначальнику. Балаклавскую таможенную заставу возглавлял Климович, а таможенным надзирателем при Севастопольском карантине был коллежский асессор С.

Установленная в 1820 году система таможенных органов в Севастополе сохранилась до 1860 года. В Севастополе открыта первая аптека.

Полк был усмирен, «государева рота» загнана в Петропавловку. Наказание[ править править код ] «…Нижние чины, — вспоминал И. Якушкин , — были развезены по разным крепостям Финляндии; потом многие из них были прогнаны сквозь строй, другие биты кнутом и сосланы в каторжную работу, остальные посланы служить без отставки, первый батальон — в сибирские гарнизоны, второй и третий размещены по разным армейским полкам. Офицеры же следующими чинами все были выписаны в армию с запрещением давать им отпуска и принимать от них просьбу в отставку; запрещено было также представлять их к какой бы то ни было награде». Четверо из офицеров были отданы под суд; «при этом, — как пишет Якушкин, — надеялись узнать у них что-нибудь положительное о существовании Тайного общества » [2].

Комитет отправил все роты полка кроме государевой, оставленной до времени в крепости в Кронштадт , откуда их развезли в приморские крепости Финляндии. Был установлен секретный полицейский надзор за офицерами полка, солдатам по окончании службы было отказано в отставке. Военному суду были преданы: капитан Н. Кашкаров , полковник И. Вадковский , майор И. Щербатов , отставной полковник Д. Последствия восстания[ править править код ] Новый Семёновский полк был сформирован 12.

Постройка первой железной дороги в России. Денежная реформа Государя Николая Павловича.

По неопытности наших палачей и неумению устраивать виселицы, при первом разе трое, а именно: Рылеев, Каховский и Муравьев-Апостол сорвались, но вскоре опять были повешены и получили заслуженную смерть. О чём Вашему Величеству верноподданнейше доношу». Из-за непредвиденной задержки казнь закончилась позднее предусмотренного по плану времени… Уже рассвело, появились прохожие. Похороны казненных декабристов пришлось отложить. Следующей ночью их тела тайно увезли. Где и когда похоронили казнённых неизвестно.

Их останков не нашли до сих пор. В 1975 году, в связи со 150-летием со дня восстания декабристов, на валу кронверка был сооружен гранитный обелиск. Во время земляных работ по сооружению памятника были найдены остатки истлевшего столба и проржавевшие от времени кандалы.

Это был 1820-й или Что происходило двести лет назад

Сюжетный стержень книги ленинградского историка — события в лейб-гвардии Семеновском полку 16—18 октября 1820 года, когда солдаты выступили против произвола и жестокости командиров. 200 лет назад, 28 января 1820 года, русские моряки совершили последнее в истории великое географическое открытие. В истории России было много бунтов и восстаний, но одним из самых известных было восстание декабристов 190 лет назад. 20 марта 1820 года своим манифестом Александр I официально объявил о разводе Константина Павловича.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий