Новости спасение челюскинцев 1934

За пять месяцев до спасения челюскинцев экипаж Куканова на одном У-2 за тринадцать рейсов спас более 90 человек с вмёрзших в лёд пароходов Колымской экспедиции, но эта спасательная операция не получила широкой огласки в то время, поскольку многие из спасённых были. Москва отреагировала на несчастья челюскинцев быстро. Спецкомиссию по спасению людей возглавил Валериан Куйбышев, один из высших сановников государства.

Трагедия «Челюскина»: авантюра Отто Шмидта или риск первооткрывателей?

13 апреля 1934 года Водопьянов, Каманин и Молоков выполнили заключительный вылет в лагерь и доставили на материк последних челюскинцев: заместителя Шмидта Боброва, радистов Кренкеля и Иванова, боцмана Загорского, Воронина и моториста Погосова. Операция по спасению челюскинцев была возобновлена 7 апреля 1934 года. "Челюскинцам" и спасшим их героическим летчикам пламенный пролетарский привет!, 1934 г. 29 мая 1934 года Петропавловск-Камчатский торжественно встречал героев-челюскинцев, а также экипаж знаменитого ледокола «Красин». Спасение челюскинцев Пароход «Челюскин» летом 1933 года в Ленинграде.

13 февраля 1934 года во льдах Арктики затонул пароход «Челюскин»

В истории гибели судна и спасения людей многое, как это обычно и бывает, осталось за строками победных реляций. Сомнения капитана Воронина Еще в 1763 году Ломоносов в "Кратком описании разных путешествий по северным морям... Однако лишь в 1878-1879 гг. В 1914-1915 годах схожим маршрутом прошла экспедиция Бориса Вилькицкого, зимовавшая у Таймыра.

Этапным стал 1932 год - экспедиция ученого Отто Шмидта на ледокольном пароходе "Александр Сибиряков", которым управлял капитан Владимир Воронин, впервые прошла Северный морской путь за одну навигацию в Чукотском море льды "откусили" гребной винт, на чистую воду Берингова пролива судно вышло под парусами. Теперь маршрут должно было повторить грузовое судно, чтобы доказать: арктические моря - рабочая транспортная артерия. Но человек предполагает, а Север располагает...

Грузовой пароход "Лена", усиленный для льдов, построили по советскому заказу в Дании. В Ленинград его привел капитан Петр Безайс, пароход переименовали в честь исследователя Арктики Семена Челюскина 1707-1764. Сегодня при слове "Челюскин" вспоминается в первую очередь не человек, а пароход...

Пароход "Челюскин". Фото: "Родина" В июле 1933 года "Челюскин" зашел в Копенгаген для устранения выявленных дефектов, после чего взял курс на Мурманск. Командование судном принял Воронин, изо всех сил этому сопротивлявшийся.

Он считал, что корпус "Челюскина" не выдержит льдов, шпангоуты недостаточно часты и прочны. Воронин согласился довести пароход только до Мурманска. Но другой кандидатуры начальник Главсевморпути Шмидт не видел, и капитана попросту поставили перед фактом.

Мурманск "Челюскин" покинул лишь 10 августа - в Арктике это уже ворота зимы. На борту "советского ковчега" находилось 112 человек: моряки, ученые среди них океанограф Яков Гаккель - отец виолончелиста группы "Аквариум" Севы Гаккеля , полярники, направлявшиеся на остров Врангеля. Спецкором "Правды" в рейс пошел поэт Илья Сельвинский.

Был и художник - Федор Решетников, впоследствии прославившийся картиной "Опять двойка". Карта похода парохода "Челюскин". Фото: "Родина" Чукотское море встретило "Челюскин" сплошным льдом.

Когда в октябре его навестили местные жители на собачьих упряжках, восемь человек, включая поэта Сельвинского и оператора Трояновского, сошли на берег. Впаянный в лед, "Челюскин" дрейфовал вместе с ним, и поначалу удачно. Дрейф неуправляемого парохода, попавшего в ледовые челюсти, продолжался почти пять месяцев.

Развязка наступила 13 февраля 1934 года, когда "Челюскин" сдавили льды. Потом как бы грохнули пулеметы - это сорвались с мест тысячи заклепок. Корабль дрожал, стонал, кряхтел, как живое существо.

Борт в надводной части разорвало метров на двадцать. Нутро корабля выворачивалось наружу", - вспоминал радист Эрнст Кренкель. Фото: "Родина" К аварийной выгрузке готовились загодя, эвакуацию провели организованно.

Летчик с "Челюскина" Михаил Бабушкин вспоминал: "В кормовой части стояли Воронин и Шмидт, наблюдая, все ли спрыгнули за борт. Позади них остановился Борис Могилевич - наш завхоз. С трубкой во рту он спокойно выжидал.

Однажды во время трудного пути малютка едва не погибла. К счастью при этом падении девочка не пострадала, но вызволить ее из этой расселины было практически невозможно. Именно так показалось другим челюскинцам: трещина такая узкая, что взрослому человеку в нее не протиснуться, а сверху до Карины не дотянуться, — она лежала на глубине около двух метров. Нужно было расширить трещину, но на это ушло бы очень много времени, и девочка попросту замерзла бы насмерть. Ситуацию спас один из местных жителей, сопровождавших отряд челюскинцев.

Погонщик выпряг из упряжки собаку и спустил ее на постромках в узкую расселину. Умное животное крепко ухватило зубами запеленутый сверток, и через считанные секунды Карину вместе с ее четвероногим спасателем благополучно вытянули наверх.

В Беринговом море «Челюскин» оказался зажат льдами. Вскоре после эвакуации судно было раздавлено льдами и затонуло. О бедствии удалось сообщить по радио. На спасение экспедиции были посланы корабли «Красин», «Сталинград» и «Смоленск» и полярная авиация. Поскольку дальность полета была невелика, самолеты везли в разобранном виде, собирали на мысе Олюторка, откуда летчики и достигли лагеря Шмидта. Понадобилось более десятка рейсов, чтобы вывезти всех.

На льдине экспедиция провела более двух месяцев.

Уже последняя ночь была тревожной из-за частых сжатий и сильного торошения льда. Одновременно лопнули трубы паропровода, что лишило возможности пустить водоотливные средства, бесполезные, впрочем, ввиду величины течи. Через два часа всё было кончено.

За эти два часа организованно, без паники выгружены на лёд давно подготовленные аварийный запас продовольствия, палатки, спальные мешки, самолёт и радио. Выгрузка продолжалась до того момента, когда нос судна уже погрузился в воду. Руководители экипажа и экспедиции сошли с парохода последними, за несколько секунд до полного погружения. Пытаясь сойти с судна, погиб завхоз Могилевич.

Он придавлен бревном и увлечён в воду. Начальник экспедиции Шмидт. Через 2 дня после крушения судна в Москве была организована специальная комиссия под руководством Валериана Куйбышева.

«Было что угодно, но не было паники»: 90 лет назад затонул пароход «Челюскин»

НЕ СДАДИМСЯ! (К 90-ЛЕТИЮ СПАСЕНИЯ ЧЕЛЮСКИНЦЕВ) син сделал очень много для спасения челюскинцев, он пользуется вполне заслуженно авторитетом среди других участников подготовки спасения, безусловно, заслуживает быть награжденным орденом Красной Звезды.».
Завершены работы на месте гибели легендарного парохода «Челюскин» Предполагалось, что дирижабли будут летать в лагерь для спасения челюскинцев.
Трагедия «Челюскина»: авантюра Отто Шмидта или риск первооткрывателей? - Статьи и репортажи РГО За пять месяцев до спасения челюскинцев экипаж Куканова на одном У-2 за тринадцать рейсов спас более 90 человек с вмёрзших в лёд пароходов Колымской экспедиции, но эта спасательная операция не получила широкой огласки в то время, поскольку многие из спасённых были.
Несостоявшаяся челюскиниада | Аргументы времени Спасение челюскинцев Пароход «Челюскин» летом 1933 года в Ленинграде.

Наперегонки со льдами: как советские лётчики предотвратили гибель челюскинцев

90 лет назад, 13 апреля 1934 года, в Чукотском море завершилась операция по спасению участников арктической экспедиции на пароходе «Челюскин». Первую посадку в лагере челюскинцев 5 марта 1934 года совершил экипаж самолета АНТ-4 под управлением Анатолия Ляпидевского. Это, конечно, сыграло огромную роль в спасении челюскинцев», — вспоминал о событиях 13 февраля 1934 года советский радист-полярник, участник экспедиции Эрнст Кренкель РИА Новости. Первым в лагере челюскинцев 5 марта 1934-го приземлился экипаж Анатолия Ляпидевского. В операциях по спасению челюскинцев было занято около 1000 собак. Активное спасение челюскинцев началось спустя 13 дней и продолжалось в течение двух недель.

Спасение челюскинцев

Каманин, В. Молоков, И. Доронин, М. В этот день 1944 года войсками 4-го Украинского фронта при поддержке Черноморского флота, Азовской флотилии и крымских партизан была освобождена столица Крыма — Симферополь. В оккупации город находился 865 дней.

В окрестностях нацисты построили лагерь смерти, в котором было замучено более 10 тысяч человек. В городе действовало партизанское подполье, не прекращавшее борьбу ни на день.

Поэтому в Москве решили для надёжности дублировать процесс, купив несколько самолётов в США. Выбор пал на «северный» вариант «Флитстера» фирмы «Консолидейтед». Последних ждало путешествие через половину земного шара.

Берлин, Лондон, Нью-Йорк, поездка на Западное побережье по трансконтинентальной железной дороге, после чего Канада, и, наконец, Аляска. Правда, Леваневский разбил свой «Флитстер» у мыса Онман и выбыл из игры. А вот Слепнёв вторым после Ляпидевского прибыл в лагерь и эвакуировал пять человек. Чуть позже он совершил обратный рейс на Аляску, перевезя в больницу из Уэлена болеющего, но всячески упирающегося полярника Отто Шмидта. Воздушный мост Тем временем подходило к концу оборудование авиабазы в поселке Ванкарем, откуда, в силу погодных и навигационных особенностей, было летать удобнее, чем из Уэлена.

Второго апреля туда прилетел Ш-2 с самого «Челюскина». Пилотировавший его лётчик Бабушкин порывался тут же лететь обратно, но из-за сомнительного состояния и малой грузоподъёмности самолёта его не пустили, назначив вместо этого начальником ванкаремского аэродрома. Пять дней спустя туда начали массово прибывать самолёты, и спасение челюскинцев встало на широкие рельсы. Тринадцатого апреля были эвакуированы последние шестеро обитателей льдины, а также ездовые собаки, привезённые туда одним из рейсов «на всякий случай». Судьба друзей человека горячо интересовала местное население — ведь это были лучшие собаки в округе.

Эвакуация не закончена Людям перестала грозить немедленная смерть в водах Северного Ледовитого океана. Но в чукотских ярангах всё ещё находилось много больных, измученных суровой арктической зимовкой людей. Самолёты продолжали работать, развозя их по больницам. Тех, кто мог выдержать длительный путь, отправляли «в цивилизацию» теми же собачьими упряжками. Собирали группы по 5-13 челюскинцев и отправляли для начала в Уэлен, дорога куда занимала обычно от недели до двух.

Дальше ехали в Анадырь, а оттуда морем — кого куда.

Среди зимовщиков были и две маленькие девочки: полуторогодовалая Алла Буйко и новорожденная Карина Васильева. Фото: xxx-shoping.

При повторном полете у АНТ-4 отказал один двигатель, и при совершении вынужденной посадки самолет был поврежден. Остальную авиацию для эвакуации челюскинцев пришлось доставлять пароходами до Камчатки, а затем перегонять своим ходом к месту аварии. Еще троих летчиков Леваневского, Слепнева и Ушакова отправили из Москвы через Европу, Атлантику и Аляску, где их ждали закупленные у США два американских самолета «Флейстер» впоследствии этот факт советская пресса не афишировала.

Один из этих самолетов его пилотировал Сигизмунд Леваневский в лагерь Шмидта так и не долетел, потерпев аварию в нескольких десятках километров от него. Только в начале апреля в течение недели наши лётчики начали полномасштабную спасательную операцию - на 4 советских, 1 немецкой и 1 американской машинах они вывезли в чукотское становище Ванкарем остальных 90 челюскинцев ещё двое зимовщиков сами вылетели на Большую Землю на имевшемся на пароходе лёгком самолете-амфибии Ш-2. В общей сложности авиаторы совершили 22 рейса до места ледовой стоянки в 130 километрах от Ванкарема и назад.

Не повезло только одному человеку — завхоз Борис Могилевич, который в последние минуты находился на судне. Он замешкался, на него упали бочки и мужчина затонул вместе с пароходом, пишет РИА Новости. Судно во льдах. СС0 Паники во время эвакуации с судна не было, говорится в книге "100 знаменитых катастроф". Челюскинцы успели выгрузить на льдину практически все, что могло понадобиться для зимовки — продовольствие, одежду, горючее, палатки, спальные мешки, научную аппаратуру, говорится в книге "100 знаменитых катастроф" Валентины Скляренко. Экипаж обустроил на льдине лагерь, изучал суровые условия Арктики, слушал лекции по математике, космологии, сочинял стихи и даже выпускал стенгазету. Спасение экипажа парохода "Челюскин" Цитата из книги "100 знаменитых катастроф" Валентины Скляренко: "Лагерь Шмидта верил, что Родина не оставит их в беде, и их надежды оправдались. К организации спасательной операции на Большой земле приступили уже на следующий день. Была создана правительственная комиссия по спасению челюскинцев, о действиях которой постоянно сообщалось в печати.

Многие специалисты не верили в возможность спасения.

Не сдрейфили: как советские летчики спасали челюскинцев

Предполагалось, что дирижабли будут летать в лагерь для спасения челюскинцев. Длившаяся два месяца эпопея по спасению застрявших на льдине челюскинцев завершилась. 85 лет назад, 13 апреля 1934 года, завершилась операция по спасению членов экипажа парохода «Челюскин», затонувшего к северу от Берингова пролива.

Челюскинцы во Владивостоке

Доронин, М. В этот день 1944 года войсками 4-го Украинского фронта при поддержке Черноморского флота, Азовской флотилии и крымских партизан была освобождена столица Крыма — Симферополь. В оккупации город находился 865 дней. В окрестностях нацисты построили лагерь смерти, в котором было замучено более 10 тысяч человек. В городе действовало партизанское подполье, не прекращавшее борьбу ни на день.

Освобождение Симферополя Москва приветствовала артиллерийскими залпами из 224 орудий.

Радист Эрнст Кренкель отправил радиограмму в ближайший посёлок Уэлен, из которой Большая земля узнала о том, что произошло во льдах. Правительственная комиссия по спасению челюскинцев была создана в тот же день. Её возглавил Валериан Куйбышев. Нужно было немедленно снарядить сразу несколько ледокольных и авиационных экспедиций. Спасти всех до одного! Ближе других лётчиков к дрейфующему лагерю, с которого приходили редкие радиосигналы, оказался Анатолий Ляпидевский. Плюс машина — тяжёлый АНТ-4, гражданская «полярная» версия первого в мире серийного цельнометаллического двухмоторного бомбардировщика ТБ-1, творение конструктора Андрея Николаевича Туполева. Они первыми прибыли в Уэлен и начали поисковую экспедицию.

От Уэлена до лагеря Шмидта — примерно 265 километров. Но техника не позволяла определить местоположение героев, и Ляпидевский начал полёты в неизвестность, каждый из которых мог оказаться для лётчика роковым. Сам лётчик так рассказывал о тех днях: «Двадцать девять раз пытались мы пробиться сквозь пургу и туманы в тяжелейших условиях Заполярья, и всё безуспешно... Вылетали, брали курс, и каждый раз возвращались — стихия свирепствовала, мороз доходил до минус 40 градусов, а летали мы тогда без стеклянных колпаков над кабиной и даже без защитных очков, просто лицо оленьей шкурой обматывали и оставляли маленькие щёлочки для глаз. Но от холода ничего не спасало. В конце концов на 30-й полёт я обнаружил этот лагерь. Солнце, тишина, но страшный мороз — 40—45 градусов... Мы всматривались до боли в глазах. И наконец прямо «упёрлись» в лагерь Шмидта. Первым лагерь увидел Лев Васильевич Петров, наш штурман, показал мне пальцем: «Толя, смотри!..

Лагерь располагался в нескольких километрах от этого импровизированного аэродрома. Для них увидеть в небе самолёт было высшим счастьем, а успешное приземление Ляпидевского вызвало девятый вал радости. Челюскинцы во главе со Шмидтом и капитаном Ворониным обнимали и даже качали лётчиков. Трудно вообразить, с каким восторгом они встречали долгожданных спасателей. Кого выручать в первую очередь? На этот счёт дискуссий не было. Ляпидевскому с трудом удалось вместить в салоне АНТа десятерых женщин и двух маленьких девочек, одна из которых, Карина Васильева, родилась на борту «Челюскина» и имя своё получила в честь Карского моря. Обратный путь, несмотря на перевес, прошёл благополучно. Чуть более двух часов Ляпидевский летел из Уэлена к лагерю, около двух часов провёл на льдине и за два часа вернулся на базу. Безупречный исторический полёт, такой бывает раз в жизни!

Шмидт послал руководителям государства ликующую телеграмму: «Полярное море, лагерь Шмидта. Сегодня, 5 марта, большая радость для лагеря челюскинцев и вместе с тем праздник советской авиации. Самолёт АНТ-4 под управлением лётчика Ляпидевского при лётчике-наблюдателе Петрове прилетел: из Уэлена к нашему лагерю, спустился на подготовленный нами аэродром и благополучно доставил в Уэлен всех бывших на «Челюскине» женщин и обоих детей. Самолёт взял направление надо льдом и с поразительной уверенностью вышел прямо на аэродром. Посадка и подъём были проделаны удивительно чётко и с пробегом всего на расстоянии 200 метров. Успех полёта т. Ляпидевского тем значительнее, что стоит почти 40-градусный мороз.

Решил и это взять. Не оставлять - так ничего не оставлять". Самолеты-трудяги Р-5. Большинство челюскинцев спасли именно "эр-пятые". Некоторых пассажиров везли в грузовых сигарообразных контейнерах, подвешенных под крыльями. Больше всего челюскинцев вывезли с льдины Молоков 39 и Каманин 34. С самолетов на палубу сыпались охапки ландышей. В городе соорудили "триумфальную арку", а гостиница "Версаль" вскоре стала "Челюскиным" в 1990-х ей вернули прежнее название. В столицу спасенных и спасителей вез литерный поезд. В любое время дня и ночи поезд встречали колхозники и горожане со знаменами и цветами, везде просили задержаться и рассказать обо всем", - писал Водопьянов. Составили даже график вахт, чтобы в любое время дежурили один летчик и двое челюскинцев. Казалось, вся страна обнимала нас с восторгом и любовью", - вспоминал Молоков. Апофеозом стала встреча 19 июня в Москве с участием Сталина. Встреча челюскинцев в Москве. Их фамилии выучил наизусть весь Союз. Героям вручили ордена Ленина - высшую награду страны медали "Золотая Звезда" введут лишь через пять лет. Леваневский - единственный из первых Героев, не вывезший с льдины ни одного человека и вообще не летавший в лагерь Шмидта. Перегоняя "флитстер" с Аляски, он в сложных погодных условиях разбил машину, не долетев до Ванкарема. Говорили, что в число Героев он попал потому, что был любимцем Сталина... Славы - таковы уж ее законы - на всех не хватает. Нередко те, кто достоин самых высоких наград, остаются в тени. По свидетельству поэта Феликса Чуева, Ляпидевский считал: первым Героем по справедливости должен был стать командир Чукотской авиагруппы Куканов. Он еще в сентябре возил Шмидта с "Челюскина" на остров Врангеля, потом эвакуировал людей с других вмерзших в лед судов, в феврале пробивался к ледовому лагерю, но из-за неисправности вернулся. Однако "героя номер ноль" отметили лишь орденом Красной Звезды. Та же награда досталась Бабушкину, эвакуировавшему из лагеря Шмидта двоих как и Доронин , - себя и бортмеханика. Из альбома "Героический поход Челюскина". Фото: "Родина" А легенда сибирских авиалиний Виктор Галышев - первый летчик-спасатель СССР, эвакуировавший в 1930 году пассажиров затертого льдами парохода "Ставрополь"? Из-за поломки он застрял в Анадыре и на лед не летал, зато позже вывозил челюскинцев уже из Ванкарема в Провидения - к пароходу. Те же задачи выполнял Борис Пивенштейн, которому на пути в Ванкарем пришлось отдать свой исправный самолет командиру - Каманину - и заняться ремонтом забарахлившей машины последнего. Галышева и Пивенштейна отметили "Красной Звездой" как "летчиков резерва". Тот же орден получили все участники зимовки, кроме детей. Судьбы челюскинцев сложились по-разному. Вторым пилотом у Водопьянова был Бабушкин за этот полет его отметили званием Героя , радистом папанинской четверки - Кренкель, сопровождающим до полюса - Шмидт. В 1938 году Бабушкин погиб в авиакатастрофе, а обоих заместителей Шмидта по челюскинскому походу Алексея Боброва и Илью Баевского расстреляли.

Впрочем, к такому исходу экипаж был готов, и на лёд смогли быстро выгрузить припасы, а также доски и кирпичи для строительства бараков. При высадке погиб завхоз Могилевич, которого раздавил сместившийся со своего места ящик с грузом. Остальные члены экспедиции благополучно сошли на лёд и приступили к строительству жилища. Благодаря работавшей радиостанции удалось передать информацию о случившемся на большую землю. Специально образованная в Москве комиссия Совнаркома приняла решение организовать эвакуацию «челюскинцев» с помощью авиации. Но из-за сложных погодных условий первых людей удалось снять со льдины только 5 марта. Примечательно, что его экипаж выполнил 28 вылетов в поисках терпящих бедствие членов экспедиции. Но лишь в ходе 29-го рейса льдину с ними удалось обнаружить. Дрейф продолжился, а 13 февраля 1934 года корпус «Челюскина» был раздавлен льдами и корабль пошёл ко дну Сев на площадке размером всего 150 на 400 метров, в сорокаградусный мороз, самолёт взял на борт десять женщин и двоих детей. Возвращаясь за остальными, авиаторы снова смогли удачно посалить крылатую машину, но при взлёте у неё отказал двигатель. Ляпидевский и члены его экипажа присоединились к «челюскинцам»… Спасение пришло только 7 апреля. За две недели лётчики перевезли со льдины в чукотское становище Ванкарем всех «челюскинцев», включая экипаж Ляпидевского. Тяжело заболевшего Отто Шмидта доставили в госпиталь города Ном на Аляске. Несмотря на неудачу экспедиции, было организовано чествование «челюскинцев» во всесоюзном масштабе.

Спасение челюскинцев: 90 лет назад семеро летчиков стали первыми в истории Героями Советского Союза

На маршруте приходилось преодолевать горные хребты, высота которых немногим уступала потолку самолетов Р-5. Осуществить полет пятерки строем из-за попадания в облака не удалось. Демиров и Бестанжиев от группы оторвались. Затем они оба и находившиеся на борту механики потерпели аварии и чудом добрались до населенного пункта. Фарих оказался прав. При посадке в Анадыре Каманин подломал свой самолет. Не оказалось в Анадыре и бензина. Каманин приказал слить бензин из поврежденного самолета, оставив Пивенштейна для его ремонта, а сам в паре с Молоковым продолжил перелет. Автору приходилось слышать, что Каманин отнял у Пивенштейна не только самолет, но и лавры героя-спасителя. Но Каманин был военным командиром группы и не имел права по своей инициативе передавать кому-либо свои функции.

Пивенштейн же, отремонтировав подручными средствами самолет, прилетел в Ванкарем и перевозил спасенных челюскинцев в бухту Провидения, где их ждал пароход. Каманин и Молоков, прибыв в Ванкарем, сразу же приступили к полетам в ледовый лагерь. Молоков вывез на материк 38 человек, а Каманин — 34. Самая трудная эпопея выпала на долю третьей группы летчиков. Водопьянов, Доронин и Галышев — наиболее опытные полярные летчики — преодолели в воздухе путь от Хабаровска до самого Ванкарема длиной в 5860 километров. Эта трасса была также мало исследована и не радиообеспечена. Не повезло в конце пути Галышеву. Из-за отказа двигателя он задержался в Анадыре. Водопьянов и Доронин, прибыв в Ванкарем последними, вывезли оставшихся 12 человек и ездовых собак.

Галышев, как и Пивенштейн, перевозили челюскинцев из Ванкарема в бухту Провидения. Еще двоих человек перевез летчик Бабушкин, находившийся на «Челюскине» со своим маленьким самолетом Ш-2. Вся мировая общественность, специалисты авиации и полярники дали челюскинской эпопее наивысшую оценку. Такой хорошо организованной спасательной экспедиции мировая история еще не знала. Отметим, что кроме двух «Флейстеров» и одного «Юнкерса» остальные самолеты были советскими. С 13 февраля по 13 апреля 104 человека вели героическую работу по устройству организованной жизни на льду океана и строительству аэродрома, который постоянно разламывался, покрывался трещинами и торосами, заносился снегом. Сохранить человеческий коллектив в таких экстремальных условиях — большой подвиг. История освоения Арктики знает случаи, когда люди в таких условиях не только теряли способность к коллективной борьбе за жизнь, но даже ради личного спасения совершали по отношению к товарищам тяжкие преступления. Душой лагеря был Отто Юльевич Шмидт.

Может быть, сегодняшним читателям будет смешно, но там, на льдине, Шмидт издавал стенную газету и читал лекции по философии. Его умение поддерживать в людях стремление к жизни и надежду на благополучный исход было важной причиной успеха в борьбе с арктической стихией. И еще людей спасала вера в непременную помощь страны. В связи с успешным окончанием эпопеи была учреждена высшая степень отличия — звание Героя Советского Союза. Оно было присвоено летчикам А. Ляпидевскому, М.

На дрейфующей льдине был создан ледовый лагерь, в котором оказалось 104 человека, включая 10 женщин и двух маленьких девочек, родившихся во время плавания. Этот лагерь просуществовал 2 месяца. После получения радиограммы Москва создала правительственную комиссию, и с этого момента началась операция по спасению челюскинцев. Шмидт же возглавил борьбу полярников за жизнь в суровых условиях Арктики. Люди не пали духом, они верили, что их спасут. Они постоянно расчищали льды, готовя аэродромы для посадки спасательных самолетов. На спасение челюскинцев были брошены полярная авиация и корабли - «Красин», «Сталинград» и «Смоленск». На Мысе Олюторком с кораблей выгрузили и собрали самолеты для полетов в лагерь Шмидта. Летчики совершили невозможное: на легких самолетах они добрались туда.

Впервые грузовой пароход достиг в это время года столь высоких широт. Шмидт с прилетевшим к пароходу лётчиком Кукановым вылетел на остров Врангеля, куда самолёт доставил радиста, продовольствие, а оттуда вывез несколько зимовщиков. До Тихого океана — 280 километров. Огромный путь — от Мурманска до Колючина — пройден в 40 дней. Зарядами аммонала взрывают нагромождённый лёд, пешнями и ломами обкалывают отдельные глыбы. Груды осколков, обломков и мелких кусков льда, тысяча тонн погружают на самодельные сани, отвозят в сторону. Наконец 5 октября лёд начало разводить. Мощная трещина прошла через пространство, очищенное челюскинцами от льда.

Через день, 1 сентября, экспедиция прошла мимо мыса Челюскин. Пароход плыл по Восточно-Сибирскому морю. Течь в трюме усилилась, лопнул один из шпангоутов. Но назад поворачивать смысла не было: казалось, что до Берингова пролива уже рукой подать. В середине сентября, когда «Челюскин» проплывал мимо острова Колючин, восемь заболевших участников экспедиции на собачьих упряжках переправили на берег. Wikimedia Commons К 23 сентября погода в Чукотском море ухудшилась, и пароход вмёрз в лёд. Произошло это примерно там же, где год назад потерпел аварию «Александр Сибиряков», поэтому Воронин и Шмидт считали, что им снова удастся достичь конечной точки маршрута. Вместе со льдами «Челюскин» больше месяца дрейфовал на восток и 4 ноября вошёл в Берингов пролив. Лётчик Бабушкин , летавший на разведку на самолёте-амфибии, докладывал, что до чистой воды оставались считанные мили, а значит, близко освобождение из ледового плена. Внезапно льды двинулись на север, а затем — на северо-запад. Челюскин вместе с ними вновь оказался в Арктике. Его вынужденный дрейф продолжался ещё три месяца суровой полярной зимы. Льды всё сильнее стискивали корпус парохода… 13 февраля в Москве получили радиограмму: «В 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северный и в 144 милях от мыса Уэллен «Челюскин» затонул, раздавленный сжатием льдов…». Это послание было отправлено уже из ледового лагеря. Понимая, что гибель корабля неизбежна, челюскинцы за несколько дней перенесли на лёд всё содержимое трюмов, в первую очередь — продовольствие и топливо. Из снятых с палубы досок соорудили бараки. Во время разгрузки «Челюскина» погиб, придавленный сместившимся грузом завхоз экспедиции Борис Могилевич. В ледовом лагере, посреди полярной ночи, остались 104 человека, в том числе двое маленьких детей. Пока в Москве готовились к спасению челюскинцев, те налаживали свою жизнь во льдах. Их главной задачей стала расчистка большого пространства, на которое могли бы садиться самолёты. Все понимали, что вывезти их на большую землю возможно только по воздуху. Ледовый аэродром постоянно заносило снегом, на нём возникали трещины, и на поддержание его в постоянной готовности уходили все силы полярников. По вечерам Шмидт читал челюскинцам лекции по философии. В лагере, как и в любом советском коллективе, регулярно выходила стенгазета.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий