Новости праздник рождество христово краткое описание

Рождество католическое и православное. Праздник Рождества Христова православные христиане отмечают 7 января. Рождество Христово – это прежде всего семейный праздник, день мира и милосердия.

Мероприятие «Праздник Рождества: традиции и обычаи»

Традиционно 12 дней — между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января) — празднуется славянский праздник Святки в память о евангельских событиях. История возникновения праздника Рождество Христово изложена кратко, для детей. Пожалуй, значимость такого праздника, как Рождество Христово, вряд ли стоит кому-то доказывать. Рождество Христово для детей Рождество Христово — один из главных христианских праздников.

Рождество Христово — 2023: история, традиции и обычаи праздника

Именно от них украинские штундисты, ставшие впоследствии евангельскими христианами-баптистами, переняли добрую традицию праздновать Рождество Христово в уютной домашней обстановке с обязательным праздничным столом, рождественским подарком, богослужением, коленопреклонёнными молитвами в рождественскую ночь. Именно оттуда пойдут замечательные рождественские колядки, столь любимые в нашем братстве. Это добрый обычай возвещать в рождественские дни о Спасителе Христе всем соседям и знакомым, приглашать в свой дом гостей и выставлять на стол лучшие, специально сохранённые до этого дня, съестные припасы. До сих пор в украинском братстве сохранился обычай: в рождественскую ночь обязательно приютить и обогреть нуждающегося, вдову, сироту и проявить добрые дела милосердия. Рождество до революции Особо следует сказать о Петербурге. Евангельское пробуждение пришло туда на несколько лет позже, чем на Кавказ и на юг России. Это событие связано с проповедью лорда Редстока в великосветских петербургских салонах. Слушателями Евангелия стала высшая знать России.

Эти люди, обладавшие богатством, властью, образованием, склоняли колени перед Христом и начинали жить совершенно новой жизнью. Их христианство с самого начала было деятельным и практичным. Они отворили свои дома для всех слоёв общества. Граф сидел рядом с извозчиком, княгиня — рядом с бедным студентом. С самого начала стало развиваться служение обездоленным и больным, тем, кого общество отринуло. Сейчас такое служение мы называем социальным. Петербургские верующие проявляли заботу о заключённых, детях, вдовах, одиноких матерях, студентах.

На Рождество организовывались праздники для детишек именно из таких слоёв населения. Они собирали детей, разучивали с ними рождественские песни, дарили им подарки, проявляли заботу об их бытии. Потом многие из этих детишек станут активными служителями евангельских церквей. С высылкой из России в 1884 года лидеров петербургского евангельского пробуждения В. Пашкова и М. Корфа эти рождественские праздники не прекратятся. Их будет продолжать организовывать петербургская община, пастором которой станет Иван Вениаминович Каргель.

К этой общине присоединится и Иван Степанович Проханов, который станет одним из лидеров молодёжного евангельского движения, а позже и организатором Союза евангельских христиан. Юношеские кружки евангельских христиан продолжат чудесную традицию устраивать особые рождественские вечера. Во время рождественских праздников проводились самые различные евангелизации. После 1917 года праздник Рождества прочно входит в жизнь поместных церквей. Более того, именно на Рождество несколько раз собирались всероссийские съезды евангельских христиан-баптистов. Во время Рождества на этих съездах совершалась Вечеря Господня, а потом делегаты выходили на улицу и приглашали всех желающих на торжественные рождественские богослужебные собрания, где люди могли услышать Благую весть о рождении Иисуса Христа. Это происходило помимо деловых заседаний съездов.

Рождество в Советском Союзе В 1929 года в Советском Союзе было принято новое религиозное законодательство, по которому жизнь поместной церкви резко ограничивалась.

Считалось, что тем самым можно навлечь на себя беду. Много традиций было связано с застольем. Так, нельзя было вставать из-за стола раньше гостей. Взятую в руки ложку нельзя было класть на стол. А незамужним девушкам и холостым парням запрещалось садиться на углу. В этом случае искать вторую половинку предстояло ещё не один год. Плохой приметой считалась тяжёлая работа на праздник.

Под запрет попадали также любые виды рукоделия или стирка. А вот готовка праздничного обеда или уборка дома в этот список не входили, так как считались частью подготовки к празднику. Наоборот, прилежная хозяйка, чтобы отогнать от дома нечисть, должна была пройтись по углам веником из крапивы. Праздник надо было посвятить добрым делам. А потому категорически запрещалось ругаться и сквернословить. Несмотря на то что ночь на Рождество считалась одной из самых точных в году для разного рода предсказаний, гадание и ворожба на Рождество были не в почёте. Православная церковь и вовсе запрещает заниматься этим "богопротивным" делом — даже ради забавы. Считается, что, совершая разного рода обряды, человек обращается за помощью к злым духам.

И с тех самых пор православное Рождество Христово празднуется по «новому» стилю 7 января, что соответствует 25 декабря по «старому» стилю. История праздника Согласно преданию, Мессия родился в дороге, в скромнейших условиях. Беременная Дева Мария в сопровождении праведного Иосифа возвращалась в родной город Назарет с переписи населения, которую объявил император Август. Места в гостинице им не нашлось, а Марии тем временем пришла пора рожать. Младенец Христос родился в пещере, куда пастухи обыкновенно загоняли скот. Колыбелью будущему Спасителю стала кормушка для скота. Одним из знаков того, что родился тот самый Спаситель, которого народ ждал с ветхозаветных времен, стала Вифлеемская звезда, загоревшаяся в небе. По этой звезде волхвы древние служители религиозного культа нашли пещеру и принесли дары младенцу Иисусу: золото, ладан и смирну. Крещение Древней Руси в 988 году князем Владимиром и вместе с ним привнесенные в русскую жизнь христианские ценности сыграли огромную роль не только в вопросах объединения разрозненных княжеств, но и в изменении жизненного уклада простого народа.

На Руси праздник Рождества отмечался с большим трепетом. Традиции на Рождество И даже в непростое атеистическое время XX века народ вынес и сохранил этот праздник с приятными сердцу рождественскими традициями. В православии дню Рождества Христова предшествует пост. Рождественский пост называют еще Филипповым постом. У православных он длится 40 дней, во время которых рекомендуется исключить из рациона пищу животного происхождения. Но, как известно, главным в посте является не столько пищевой пост, сколько духовный. Как гласит закрепившееся в народе ироничное выражение: главное — не есть людей. Духовный пост подразумевает под собой отказ от развлечений, осмысление своей жизни, покаяние в грехах, чтение книг Священного писания, посещение богослужений.

Известно, что именно там было оказано наибольшее сопротивление установлению декабрьского праздника. В середине V столетия патриарх Ювеналий 424—458 , вернувшись в Иерусалим после Халкидонского Собора, ввел здесь на короткий срок празднование Рождества 25 декабря — причем с ориентацией не на латинский, а на византийский канон. Однако в скором времени Иерусалимская Церковь вернулась к прежнему обычаю, который, в частности, подтверждается грузинской версией Иерусалимского лекционария конца V века, где говорится о праздновании Рождества и Крещения в Святом городе в один день — 6 января, а также данными, извлекаемыми из двух известнейших агиографических произведений Кирилла Скифопольского VI в. Сославшись на Евангелие от Луки Лк 1: 26—56 , Юстиниан привел также ряд авторитетных мнений отцов: святителей Григория Богослова, Григория Нисского и Иоанна Златоуста, а также текст под именем блаженного Августина Иппонского, пытаясь убедить своих адресатов принять отдельный праздник Рождества. Эти рекомендации, однако, были исполнены уже после смерти Юстиниана. Праздник в православном богослужении Рождество Христово. Фреска монастыря св. Павла, Афон. Ru День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам — Господским и непереходящим. Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднства 20—24 декабря и шесть дней попразднства, отдание бывает 31 декабря. Свидетельством древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Тому и другому предшествует сочельник, когда нужно поститься «до звезды». Чин богослужения в навечериях обоих праздников и в самые праздники также совершенно одинаков [5]. Нужно сделать краткие комментарии по поводу рождественского поста. Он ведет свое начало от древнехристианского обычая поститься накануне великих праздников, чтобы в сам праздник причаститься святых таин. Но благочестивое стремление к подвигу поста не ограничивалось одним днем. Из творений святителя Иоанна Златоуста понятно, что в его время Рождественский пост начинался 20 декабря и, таким образом, уже был пятидневным. Некоторые же христиане увеличивали пощение до недели и даже до 21 дня. А затем стали поститься, как и в Великий пост, в течение 40 дней, то есть с 14 ноября. Такой срок встречается уже в Ипотипосисе преподобного Феодора Студита [6]. Хронологическая нестабильность рождественского поста была преодолена патриархом Лукой Хризовергом 1156—1169 , когда было установлено, чтобы все христиане постились перед праздником Рождества Христова 40 дней. Святоотеческая экзегеза праздника Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих гомилиях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников. Святитель Амвросий Медиоланский подчеркивает: «Чем кто более любит Христа, тем тот усерднее заповеди Его хранити долженствует; да видит Он, что мы истинно в Него веруем, когда так в день Рождества Его блещем; когда тщимся предстать Ему, искушенные верою, убранные милосердием, украшенные благонравием. И да будет Ему тем большая радость, чем приметит нас целомудреннее. И потому за несколько дней прежде очистим сердца наши, уцеломудрим совесть, украсим душу свою; и так очистившись от всякой скверны, встретим пришествие Непорочного Господа — да Коего Рождение от Непорочной Девы происходит, Того Рождество и непорочными рабами праздновано будет. Ибо кто в сей день осквернен и нечист бывает, тот Рождество Христово и пришествие Его праздновать не может. Праздник в западной традиции Для западной традиции принципиально, что верующие поминают событие Рождества, но все же празднуется то, что из этого происходит, то есть величается Рожденный тогда из перспективы нынешнего времени. По этой причине праздник сначала и не назывался паtаlе Domini — праздник рождения Господа. И тексты древней римской рождественской мессы лишь в малой степени отражают внешние события в Вифлееме, зато всячески подчеркивают, что превечное Слово Бога Отца облеклось в плоть. Согласно проповедям папы Льва I, в Риме V века содержанием праздника Рождества является вочеловечение Христово, которое охватывало события Благовещения и Рождества. Римский генезис, как полагают исследователи, имеют также три рождественских мессы, которые «служатся ночью in посtе ,на утренней заре in аиrоrа и на протяжении дня in diе » [8]. Ее остановка — station, которая, как известно, была связана с так называемыми стационными храмами, откуда торжественная процессия переходила в другой храм, производилась на Палатинском холме, где располагалась резиденция Августа. Там была церковь во имя святой Анастасии, память которой совершается 25 декабря. Вышеназванные мессы впоследствии вошли в сакраментарии и через литургическую практику Рима распространились по всему Западу. Поначалу, однако, три различные остановкине были предписаны как обязательные. Тройка служб была воспринята и Миссалом 1970 года, который удержал и октаву, наличествующую в латинской практике, как известно, только у Пасхи и Рождества Христова. Основной тон ночной мессе задает Евангелие о Рождестве Господа Лк. За утренней мессой чтение этого евангельского текста продолжается Лк. За третьей мессой положен пролог Евангелия от Иоанна 1: 1—18. К рождественской литургии причисляется также «Мissa vigilia» — вечерняя месса 24 декабря, за которой из Евангелия вычитывается родословие Иисуса Мф. В католических костелах с XIII века устраивались небольшие ниши, в которых изображались сцены о рождении Христа с помощью фигурок из дерева, фарфора, раскрашенной глины. Со временем ясли стали ставить не только в храме, но и в домах перед Рождеством.

Светлый и семейный праздник. Как отмечают Рождество Христово

это древний христианский праздник его празднуют ещё со времен учеников, апостолов Иисуса Христа. Краткое описание праздника Рождества Христова и предваряющего его Рождественского пост. Первых 330 лет в истории христианской веры из-за ее гонения Рождество Христово не праздновали. Протоиерей Максим Смоляков, настоятель Храма Рождества Христова г. Красноярск. Рождество Христово — это один из самых главных христианских праздников.

Рождество Христово: традиции и история праздника

7 января отмечают один из главных православных праздников — светлое Рождество Христово. История Рождества Христова описана в Священном Писании, но празднование этого события появилось позже. Рождество Христово – один из главных праздников христиан, который отмечается в честь дня Рождения воплоти Иисуса Христа. Рождество Христово — знаменательное событие для всех христиан. Об истории и традициях праздника, какого числа и как его отметят в России в 2024 году – в РИА Новости, 26.12.2023. Сочельником называется день накануне Рождества Христова.

Рождество Христово: история и традиции праздника

Сын Божий, ни на мгновение не переставая быть Богом, стал еще и Человеком — раз и навсегда! Сперва — плодом, завязавшимся в утробе Девы Марии; затем — беспомощным Младенцем, рожденным за неимением лучшего в загоне для скота; и наконец — скитальцем-проповедником, вынужденным терпеть все ограничения и тяготы обычной земной жизни, испытывающим голод и жажду, страдающим от холода и зноя, болезней и недосыпания, не имеющим где главу приклонить… Бог становится человеком. Для чего? Чтобы человек реализовал свое предназначение; чтобы мог снова беседовать с Богом «лицом к лицу», как некогда Адам; чтобы стал незамутненным образом и подобием Божиим. В «Слове о воплощении Бога-Слова» святитель Афанасий Александрийский объясняет, что у Бога не было иного способа спасти падшее человечество. Людьми, которых Он сотворил для вечной жизни, овладевала смерть; «род человеческий растлевался… и Богом совершённое дело гибло». Человек погибал потому, что нарушил Божию заповедь не вкушать от древа познания добра и зла. А отменить эту заповедь постфактум Бог уже не мог: тогда Он вступил бы в противоречие Сам с Собою. Не было смысла и ждать от людей покаяния: Бог, конечно, простил бы их, но покаяние не вернуло бы им бессмертия: ведь сколько грехов уже было совершено… Выходило, по слову святителя Афанасия, «нечто… ни с чем несообразное и вместе неприличное». Посему-то, говорит он, «бесплотное, нетленное, невещественное Божие Слово приходит в нашу область» и «приемлет на Себя тело, и тело нечуждое нашему», чтобы, во исполнение Своей же заповеди, пострадать и умереть как человек, а затем Божией силой воскреснуть и уничтожить в людях смерть, «как солому огнем».

Коротко говоря, Рождество Христово стало первым шагом, предпринятым Богом с целью спасти Свое творение от греха и его неизбежного последствия — смерти. Тропарь Рождеству Христову: Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе! Перевод на русский язык: Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо через него звездам служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Икона Рождества Христова 1. Младенец Христос в вертепе — пещере с яслями кормушкой для скота. Рядом со Христом изображен вол и осел: вол, по толкованию многих святых отцов, — это символ иудеев, живущих по закону, а осел — символ язычников, которые сами себе закон Рим 2:14.. Христос пришел спасти и тех, и других. В центре иконы — Богородица.

Она возлежит на одре: это знак того, что рождение Господа Иисуса было абсолютно реальным, а не призрачным как утверждали некоторые ; Он пришел в мир как живой человек из плоти и крови. Багряный цвет ложа Девы Марии — знак Ее царского достоинства. Богородица происходила из рода царя Давида и стала Матерью Царя царей и Господа господствующих Откр 19:16. Изобразив Богородицу отвернувшейся от Младенца Христа, иконописец дает понять, что, во-первых, Дитя принадлежит не Ей, а всему миру Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь Мф 12:50.

Они были в поле, как вдруг предстал им Ангел Господень и возвестил великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь Лк 2:8—11. Пастухи вошли в пещеру, где обыкновенно зимовали их стада, и увидели Христа воочию. Сонм Ангелов — в ночь Рождества взорам изумленных пастухов предстало многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

Лк 2:13—14. Один из Ангелов склоняется к пастухам, призывая их присоединиться к хвалебной песни. Это иллюстрация строки «Ангелы с пастырьми славословят» из рождественского кондака — церковного песнопения, раскрывающего смысл праздника. Луч звезды — рождение Спасителя сопровождалось явлением в восточной части неба яркой звезды. На иконе луч звезды указывает на ясли с Младенцем Христом. Звезда указывала путь волхвам до Вифлеема и затем остановилась над местом, где был Младенец Мф 2:9. Ориген считал Вифлеемскую звезду реальным небесным объектом, Иоанн Златоуст — разумной ангельской силой.

А знаменитый немецкий математик и астроном XVII века Иоганн Кеплер вычислил, что в 748 году от основания Рима, как раз около времени Рождества Христова, с земли можно было наблюдать «парад планет» — схождение в одной точке небосвода Юпитера, Марса и Сатурна… «Но конечно, та звезда, которая указывала путь волхвам от Иерусалима до Вифлеема и затем пришедши ста верху, идеже бе Отроча Мф 2:9 , уже не была ни настоящей звездой, ни планетой, а совершенно особым чудесным явлением», — замечает архиепископ Аверкий Таушев. Волхвы — о поклонении Младенцу Христу волхвов — мудрецов, пришедших с востока, вероятно из Персии, — рассказывает один евангелист Матфей. Волхвы традиционно присутствуют на иконе Рождества, но в действительности они прибыли в Вифлеем только через год или два после рождения Иисуса Христа. Это ясно из слов Евангелия о том, что иудейский царь Ирод, пожелав устранить Христа, как своего будущего соперника, велел солдатам уничтожить в Вифлееме всех младенцев от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов Мф 2:16. Волхвы — символ языческих знаний, склонивших главу перед истинным Богом. Они принесли Младенцу дары: золото, ладан и смирну. Золото — как Царю, ладан — как Священнику, а смирну — ароматное вещество для помазания умерших — как Человеку, Которому предстоит умереть, объясняют святые отцы.

Поклонение ангелов — на иконе Андрея Рублева изображен сюжет, получивший распространение примерно с XIV века: поклонение Ангелов родившемуся Спасителю. Согласно Евангелию, к Младенцу Христу пришли только пастухи и волхвы. Но иконописцы иногда изображали вместо них Ангелов с руками, покрытыми тканью. Это намек на воспоминание рождественских событий в самом начале Божественной литургии, на проскомидии, когда священник поминает живых и умерших членов Церкви, вынимает за каждого по частичке из просфор и укладывает их вокруг главной — Агничной — просфоры ей предстоит стать Телом Христовым , а затем покрывает эту просфору специальным тканевым платом — покровцом.

Рождество предвозвещает искупительный подвиг Христа и обновление человеческой природы. Почему не вполне верно называть Рождество православным? Однако это не вполне верно. Дело в том, что в ночь на 7 января Рождество отмечают четыре из 15 православных церквей — Русская, Грузинская, Иерусалимская и Сербская. Кроме них в этот день Рождество празднуют афонские монастыри, живущие по юлианскому календарю, а также многие католики восточного обряда например, Украинская греко-католическая церковь и часть протестантов. В то же время некоторые православные отмечают Рождество в ночь на 25 декабря, как и католики.

Это прихожане 11 из 15 поместных православных церквей мира, которые придерживаются новоюлианского календаря, совпадающего с григорианским. Вместе с ними праздник встречают протестанты, живущие по григорианскому календарю. Разные даты Рождества 25 декабря или 7 января объясняются только разными системами летоисчисления григорианский и юлианский календари. О разнице календарей мы рассказывали в материале о Рождестве по григорианскому календарю. История празднования в России 4 В 1920-х годах в Советском Союзе религиозные праздники искоренялись. В 1935 году произошел перелом в госполитике и рождественские традиции были восстановлены как часть светского празднования Нового года 1 января , хотя и с некоторыми правками. Подарки, посещения Деда Мороза стали частью новогодних традиций и утратили первоначально рождественские ассоциации. А на новогодней елке в 1937 году, которая состоялась в Москве в Колонном зале Дома союзов, на самом дереве вместо золотой Вифлеемской звезды появилась красная.

Она заряжает положительной энергией и позволяет встретить праздник с чистой душой и сердцем. Только после службы заканчивается Рождественский пост и православные приступают к праздничной трапезе. Рождество Христово — это прежде всего семейный праздник, день мира и милосердия. Поэтому и провести его нужно соответствующим образом. В этот день нужно собрать дома близких людей, и вкусно накормить их. В некоторых странах есть чисто рождественские блюда — индейка или карп в сметане. В России специального регламента, что готовить в этот день, не существует. Главное, чтобы праздничный стол был обилен и вкусен. Еще одна традиция — одаривать близких.

15 фактов о Рождестве: история, традиции, приметы

Считается, что идеальным временем для того, чтобы загадать желание, является Рождественская ночь, после того как на небе появится Вифлеемская звезда. Не стоит произносить желание вслух, можно загадать его про себя и никому не рассказывать. Храните его в тайне до тех пор, пока не сбудется. Праздник Обряды и ритуалы на Рождество от врагов На Рождество можно произвести обряд, чтобы отвадить от себя врагов. Обряды и ритуалы на Рождество от врагов: Для этих целей вам понадобится топор. Лучше всего, если он будет не бутафорским, а настоящим, при помощи которого осуществляется рубка дров.

Для этого вам необходимо взять топор и на весь день, с утра 6 января, оставить на улице. После этого внесите топор в дом. Из-за перепада температур на лезвии появится конденсат. Его необходимо стереть при помощи старой, ненужной тряпки. Далее, необходимо взять отрезок ткани, при помощи которой вытирался конденсата с топора, и бросить под дверь недоброжелателю.

Если вы работаете с этим человеком, можете подложить лоскут под стол или вложить в сумку, ящик рабочего стола. Помните, что такой ритуал не несет никакой негативной энергетики, и не приносит вред, а также несчастье вашему врагу. Это лишь позволяет сделать его более доброжелательным к вам, и позабыть о своей ненависти. Слова: Сталь запотела, стрела прилетела. Сталь остыла, зло про меня навсегда позабыло.

Рождество Традиция празднования Рождества Существует масса традиций, которые осуществлялись 7 января. Считалось плохой приметой убирать, много спать и тяжело работать в этот день. Кроме того, старались ни в коем случае не выносить мусор. Традиция празднования Рождества: Считалось, что в соломе могут быть остатки умерших душ, которые должны быть в доме. Само празднование начиналось только после того, как появится Вифлеемская звезда.

Весь день дети и взрослые должны были голодать, разрешалось детям есть немного отварного картофеля без специй и масла, а взрослые ели только злаки, запаренные в кипятке. Считалось, что для приготовления праздничного ужина, необходимо сжечь 7-12 поленьев. Именно такое количество привлекает удачу в дом. До появления первой звезды глава семьи, то есть мужчина, должен был накормить всех животных, убраться в хлеву, и посыпать все маком. Такой обряд помогал выгнать нечистую силу, и препятствовать болезням животных.

Весь день 6 января хозяйка готовила еду вместе со своими дочерьми. Сыновья помогали по хозяйству мужчине. После того на небе появилась первая звезда, взрослым нельзя было покидать дом. Разрешалось, чтобы в дом заходили и входили исключительно молодые люди. Праздник Считалось хорошей приметой пригласить за стол обездоленных, покинутых, и бедных людей.

После праздничного ужина небольшое количество еды относилось старейшинам. Нужно, чтобы внуки отнесли своим бабушкам и дедушкам какие-то вкусности вечером на Рождество.

С 330-х гг. Рождество Христово совершилось при наступлении «полноты времени» Гал. Рождество Христово знаменует Боговоплощение , открывшее человеку возможность спасения. Согласно святителю Афанасию Великому , Слово вочеловечилось, чтобы люди могли обожиться.

Рождество Христово положило начало новой эры в истории человечества. Православное богослужение праздника раскрывает божественный кеносис , богочеловеческую диалектику этого таинства: пастушеская пещера становится Небом, Богоматерь — херувимским престолом Бога, ясли — вместилищем возлежащего в них невместимого Бога и беспомощного младенца одновременно. Приурочение Рождества Христова к календарной дате с начала 3 в. Нарочито соединив Рождество Христово с языческим Днём рождения непобедимого Солнца Dies Natalis Solis Invicti — 25 декабря, когда после зимнего солнцестояния начинается увеличение светового дня, — христианские богословы сделали его центром народной жизни. В тропаре Рождества Христова сохраняется миссионерский аспект — полемика с астрологией: звездопоклонники волхвы звездой же были научены поклоняться Христу, а не Митре — видимому солнцу. Христиане Востока, унаследовавшие ветхозаветный взгляд на день рождения как день начала страданий, не сразу приняли миссионерский смысл праздника Рождества Христова. На Востоке он появился в последней четверти 4 в.

Армянская церковь и некоторые другие церкви сохранили архаичный календарь, в котором отдельного праздника Рождества Христова нет, но это событие отмечается в день Богоявления Крещения Господня , как это было первоначально на всём христианском Востоке. В православной традиции Рождеству Христову предшествует 40-дневный Рождественский пост; день непосредственно перед Рождеством Христовым именуется сочельником; после Рождества Христова наступает период святок. В Римско-католической церкви и в некоторых протестантских церквах период подготовки к Рождеству Христову называется адвентом от лат.

Православные верующие считают Рождество вторым по значимости праздником после Пасхи, светлым и радостным днем. Это случилось в иудейском Вифлееме — Божья мать, Пресвятая Дева Мария со своим мужем Иосифом прибыли туда на объявленную властями перепись населения. Однако им не удалось найти места для ночлега, и они остановились в пещере, в которую на ночь загоняли домашний скот. Именно там и родился Христос. Оно было описано в Ветхом Завете почти за шесть веков до самого события. Когда в небе появилась Вифлеемская звезда, путешествующие волхвы восприняли ее как знак исполнения этого пророчества.

Волхвы явились к месту рождения Иисуса, чтобы поклониться Божественному младенцу и преподнесли ему драгоценные дары — золото, ладан и смирну. О рождении Спасителя вскоре узнал царь Ирод, который тогда правил в Иудее.

Когда подходил срок рождения ребенка, царь иудейский Ирод объявил перепись населения. Поэтому будущая мать вместе с супругом Иосифом направилась в Вифлеем, откуда происходили предки мужа. К тому времени все гостиницы города оказались переполненными, и Марии пришлось ночевать в пещере, куда пастухи сгоняли свой скот. Там и появился на свет Младенец Иисус. Мы этим отмечаем, что Господь на себя возложил большие неудобства, нежели сейчас возлагаются на большинство из нас. И рождаемся в гораздо большем комфорте, и живем в гораздо большем комфорте.

Ведь Господь пришел на землю и принизил себя ради нашего спасения», — объяснил в беседе с «Известиями» священник храма святителя Петра митрополита Московского в Санкт-Петербурге Николай Савченко. Во время двунадесятых праздников богослужения проходят особенно торжественно Чудесную весть о приходе Мессии в мир земной первыми узнали пастухи. К ним с небес спустился ангел, повелевший явиться к Младенцу и воздать ему почести. Придя в пещеру, пастухи обнаружили, что ребенка в яслях оберегают своим дыханием от зимних холодов осел и вол.

Рождество Христово 2023: смысл и главные традиции великого праздника

История праздника Согласно описанным в Евангелии событиям, Дева Мария и ее муж Иосиф, ожидавшие появления на свет ребенка, жили в Назарете. В Вифлееме они оказались по приказу кесаря Августа, проводившего перепись населения. Мария и Иосиф не смогли найти места для ночлега в городе, поскольку туда съехалось множество людей, и им пришлось переночевать в пещере, служившей стойлом для скота. Там и появился на свет Христос. Первой колыбелью ему послужили ясли — кормушка для скота. Новость о рождении Спасителя услышали сторожившие стадо пастухи, они отправились в пещеру и первыми поклонились младенцу. Тогда на небе засияла Вифлеемская звезда. Следуя за ней, к новорожденному Христу пришли волхвы и принесли ему золото, ладан и смирну.

Золото было данью царю, ладан — даром Богу, а смирна — человеку, который должен будет умереть смирной помазывали умерших. Вифлеемская звезда сразу стала важным символом, но сам праздник Рождества появился несколько позже. До IV века в восточных и западных церквях Рождество объединяли с праздником Крещения и отмечали 6 января. В 337 году папа римский Юлий I утвердил 25 декабря как дату Рождества Христова, и представители многих конфессий празднуют его в этот день. Русская, Грузинская, Сербская, Иерусалимская и ряд других церквей празднуют Рождество 7 января. Хотя еще в 1699 году Петр I повелел приносить в дом к празднику сосновые, еловые и можжевеловые ветви, вести летосчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова и день новолетия, по примеру всех христианских народов, отмечать не 1 сентября, а 1 января. Но после смерти императора его рекомендации соблюдали не слишком аккуратно: на протяжении всего XVIII века перед праздником с помощью хвойных деревьев и веток украшали только питейные заведения по елкам, привязанным к колу, установленным на крышах или воткнутых у ворот, было легко их опознать.

Больше нигде ели к празднику не появлялись. Впрочем, приказ Петра I касался больше украшения улиц столицы тогда еще Москвы , а не интерьера.

И чтобы подчеркнуть всю праздность этого момента, принимались за столь долгожданную праздничную трапезу. Но, она, в обязательном порядке, была постной. Стол был невероятно богатым. И на нем должны были стоять, непременно, 12 блюд. Совсем не обязательно было кушать каждое блюдо полностью.

Да и не очень реально это было после строгого поста. А вот понемногу — совсем другое дело. Начинали трапезу с кутьи — центрального, главного, блюда Рождественского стола. Кроме всего прочего, она является и поминальным блюдом, поэтому миску, наполненную ею, а рядом — узвар, ставили и для умерших родных, которые, как считалось и считается по сей день в эту волшебную пору посещают живых. Кутью приносили и тем людям, которые не являлись родными или проживали в других домах, чтобы пожелать им благополучия, достатка, крепкого здоровья, счастья и радости, а также — поздравить с Рождеством. Эти же пожелания несли и кумовьям. За нее взрослые дарят деткам гостинцы от души.

Вернемся к праздничному домашнему столу. Он накрывался свежим пахучим сеном, но которые, в чистой красивой посуде ставилась еда. Каждое из блюд обладает своим смыслом. Считается, что на стол следует ставить блюда изо всех фруктов, овощей, имеющихся в хозяйстве, чтобы на следующий год они уродили еще богаче. Почему именно 12 блюд необходимо приготовить на Рождество? Это обосновано тем, что в году столько же месяцев. А еще, именно 12 апостолов принимали непосредственное участие в известной тайной вечере с Христом.

Кутья, как уже было сказано, главное блюдо этого стола. Это каша из злаковых. Узвар вар.

С языческих времен сохранилась традиция приглашать к рождественской трапезе души предков. Семья либо ставила на стол приборы по количеству умерших, либо откладывала для покойных немного от каждого блюда в отдельную миску, которую оставляли на ночь. В этот же вечер обходили дома родственников с угощением, что символизировало единение всего рода за общей трапезой. Затем шли на ночную службу в церковь. Люди верили, что ровно в полночь на Рождество небо открывается и Господь слышит всякую просьбу. В России, в отличие от других славянских стран, гадать и колядовать в сочельник было не принято — эти обряды обычно совершали в святочные вечера. А накануне Рождества принимали лишь славильщиков, которые ходили по дворам с «вестью о рождении Христа» — духовными текстами и песнями.

Основным угощением для них был ритуальный хлеб.

Он был разработан сербским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем. Традиции Рождества Рождественское богослужение в храме Христа Спасителя. Она начинается с 40-дневного Филиппова поста. За это время верующие должны очистить тело и душу, чтобы подготовиться к великому празднику. Первые упоминания того, что "Христос рождается", начинают появляться в церковных богослужениях в начале декабря и связаны с праздником Введения Богородицы во храм.

Само же празднование Рождества начинается с навечерия Рождества Христова в народе сочельника — вечера накануне появления Христа на свет. Праздник получил своё "народное" название в честь сочива — блюда из варёных злаков, мёда и сухофруктов, которое впоследствии было заменено кутьёй варёным рисом с изюмом. Сочиво принято вкушать после первого этапа богослужения — вечерни, во время которой на середину храма выносят свечу как символ путеводной звезды, освещавшей дорогу волхвам. Первые службы в сочельник начинаются ещё утром. Читают великие часы, которые также называют царскими в честь византийского императора, в древности непременно принимавшего участие в службе. Во время царских часов верующим рассказывают, почему Господь является в виде человека в Вифлееме в результате непорочного зачатия: "Христос рождается, чтобы в нас восстановить прежде падший Свой образ".

Если в монастырях служба проходит всю ночь, то для обычных прихожан всенощное бдение, как правило, разделяют на две части. Ближе к вечеру 6 января в храмах начинается праздничная вечерня, а утром 7-го числа служится Божественная литургия. Именно по её окончании можно начать разговляться, то есть принимать в пищу не только постные блюда. Набожные крестьяне соблюдали пост, а потому по-настоящему праздничный стол готовился не к Новому году, а к Рождеству. К этому дню в деревнях был приурочен забой скота.

Рождество Христово: коротко о празднике

Позже эти два торжественных события разделили на разные даты. Однако такое решение приняли не все: например, армяне до сих пор отмечают праздник по старому принципу. Христос родился, естественно, по лунному календарю. Мы можем приблизительно высчитать соответственно солнечному, поэтому сделали проще — отсчитали девять месяцев от Благовещения 7 апреля. А с Богоявлением его развели. До начала XIX века не принято было устраивать массовые гуляния. Известные сейчас обычаи открывать ярмарки, украшать елки и делать подарки пришли из европейских стран. Однако с приходом советской власти, которая пыталась упразднить религию, елки и все прочие символы Рождества запретили. В послевоенные годы ели вернулись в дома в виде новогоднего атрибута, никак не связанного с религиозным праздником. Власти поняли, что несправедливо лишать детей праздника и эмоций, связанных с этим символическим деревом. Однако масштабно праздновать Рождество начали лишь в 1991 году.

Викимедиа Традиции православного Рождества Христова Священник отметил, что в честь Рождества в православных церквях проходят торжественные службы. Их начинают проводить утром 6 января — в сочельник, а вечером этого же дня верующие собираются на всенощное бдение с литией. Ровно в полночь 7 января начинается рождественская заутреня и ранняя Божественная литургия. Традиционно в канун праздника рядом со святынями возводят снежные рождественские вертепы. Внутри кукольного театра показывают сцену Рождества. Объемные фигурки отсылают к истории праздника.

И остановилась звезда "над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. Когда же они отошли, - се вот , Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его…" Так, с бесприютности и скитаний, начинается жизнь Христа. Когда родился Спаситель, люди по-разному отнеслись к этому событию. Одни, как волхвы, с чистым сердцем пошли встречать Его, чтобы возрадоваться. Другие, как Ирод, решили Его уничтожить. Были и равнодушные, которые не пустили Богородицу в свой дом переночевать. Им было все равно, они были не способны на милосердие, на сострадание. При молчаливом согласии таких людей и совершается зло. И те, и другие, и третьи есть и среди нас. И каждый из нас ежедневно стоит перед выбором:с кем он? Где он? Со Христом, или за Ирода? А, может, просто укрылся в своем уютном мирке и не впустит туда чужую беду и боль, а, значит, не впустит и Господа. Каковы традиции празднования Рождества Христова? Во-первых, сам праздник Рождества Христова начинается с ожидания. И главное в этом ожидании пост, длящийся с 28 ноября по 6 января. Пост готовит дух и тело к восприятию самого события Рождества Христова, к участию в нем. Церковь понимает, насколько это важно - ожидание праздника. Подобно тому, как волхвы, восточные мудрецы, шли в Вифлеем и ожидали увидеть родившегося Христа, готовились к этой встрече, несли ему дары, так и мы, совершая пост, совершаем духовный путь и приносим Господу свои духовные дары. Это ожидание праздника. А есть еще и приближение праздника. Приближение заключается в том, что накануне, 6 января,совершается Рождественский сочельник, день очень строгого поста, когда готовится сочиво - блюдо из пшеницы и меда. В этот день не едят до появления на небе первой звезды в воспоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к месту рождения Спасителя. Сочельник проходит в подготовке - люди готовятся к исповеди и Причастию, чтобы причаститься или на праздник Рождества Христова, или в сам сочельник, и подготавливают рождественскую трапезу. Так происходит наш настрой на встречу родившегося Христа, собирание всего человека. И при настоящей подготовке и дух, и тело участвуют в празднике. Во-вторых, понимая, насколько важно для нас, людей, внешняя сторона событий, Церковь готовит нас к празднику и особыми рождественскими традициями. В домах ставится вечнозеленая елка - символ вечной жизни, которую даровал нам Христос.

Поэтому окончание поста было приурочено к появлению первой звезды на вечернем небе в канун праздника. В последний день поста до этого момента вообще не принято было есть. Сжигание снопа Рождество также знаменовало окончание сельскохозяйственного года. Во время сбора урожая глава семейства выбирал лучший сноп пшеницы и ставил его под иконы, как благодарность Богу за хороший урожай. В канун Рождества этот сноп сжигался, символизируя тем самым надежду на следующий урожай. В это время было принято менять как можно больше в своей жизни — надевать новую одежду, обувь, покупать дорогие вещи. Вертеп, ряженные и коляда Традиция создавать праздничные театры, вертепы, пришла к нам лишь в начале позапрошлого века. Для крестьян театр был в диковинку, поэтому они называли актеров «ряженными». Вертепы выходили в вечер перед Рождеством и выступали на площадях или заходили в дома.

Хозяйка же занималась вышивкой, уборкой, подготовкой новой посуды, приготовлением блюд. Дети помогали им во всем этом. Второго января на Игната делалась финальная уборка, дома украшали дидухом, еловыми ветками. Четвертого января на Анастасии окончательно завершалась заготовка продуктов для праздничного стола. Шестого числа, с самого рассвета, хозяйка набирала воды для кутьи, узвара, топила очаг, на котором потом готовились блюда. До вечера шестого числа еще продолжался строгий пост. А вот первая звезда возвещала его относительное «окончание». И чтобы подчеркнуть всю праздность этого момента, принимались за столь долгожданную праздничную трапезу. Но, она, в обязательном порядке, была постной. Стол был невероятно богатым. И на нем должны были стоять, непременно, 12 блюд. Совсем не обязательно было кушать каждое блюдо полностью. Да и не очень реально это было после строгого поста. А вот понемногу — совсем другое дело. Начинали трапезу с кутьи — центрального, главного, блюда Рождественского стола. Кроме всего прочего, она является и поминальным блюдом, поэтому миску, наполненную ею, а рядом — узвар, ставили и для умерших родных, которые, как считалось и считается по сей день в эту волшебную пору посещают живых. Кутью приносили и тем людям, которые не являлись родными или проживали в других домах, чтобы пожелать им благополучия, достатка, крепкого здоровья, счастья и радости, а также — поздравить с Рождеством. Эти же пожелания несли и кумовьям. За нее взрослые дарят деткам гостинцы от души. Вернемся к праздничному домашнему столу. Он накрывался свежим пахучим сеном, но которые, в чистой красивой посуде ставилась еда. Каждое из блюд обладает своим смыслом.

Мероприятие «Праздник Рождества: традиции и обычаи»

Хотя Рождество Христово — это религиозный праздник, его любят не только люди верующие, но и те, кто далек от религии. Праздник Рождества ассоциируется с чистотой, поэтому человек должен быть чистым не только душой, но и телом. Рождество Христово, христианский праздник, посвящённый рождению по плоти Бога Слова (второй Ипостаси Святой Троицы) – Иисуса Христа. Хотя Рождество Христово — это религиозный праздник, его любят не только люди верующие, но и те, кто далек от религии.

Рождество Христово: традиции и история праздника

праздник в лютеранских церквях, святой день обязательства в Римско-католической церкви и Главный праздник англиканского причастия. Рождество Христово – это второй, по значимости, праздник в православном календаре. 7 января православные отмечают Рождество Христово.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий