Новости искра операция великой отечественной войны

Это уникальные архивные документы о той самой стратегической операции, она носила название «Искра», в ходе которой советским войскам удалось разгромить врага. В подготовке операции «Искра» участвовал заместитель Верховного главнокомандующего и наркома обороны СССР Георгий Жуков. В годы Великой Отечественной войны – командир подводной лодки С-13; участвовал в боевых действиях на Балтике с начала Великой Отечественной войны, весь период блокады находился в Ленинграде.

Операция "Искра". Эхо Великой Отечественной войны.

Операция «Искра» Подготовила Левашова Алена ученица 11 «Б» класса МБОУ лицея № 26. В подготовке операции «Искра» участвовал заместитель Верховного главнокомандующего и наркома обороны СССР Георгий Жуков. В течение месяца авиационные части и соединения 13-й и 14-й ВА вели боевую работу по обеспечению операции "Искра". 12 уроков будут посвящены основным битвам Великой Отечественной, четыре занятия — униформе вермахта и РККА, четыре лекции — оружию Великой Победы.

Операция «Искра»

Первоначально операция "Искра" назначалась на 1 января, на 12-е января ее перенесли только потому, что Нева еще не замерзла. 18 января 1943 года – памятная дата Великой Отечественной войны. В этот день, в результате наступательной операции "Искра", советским войскам удалось прорвать блокаду Ленинграда. Во время операции «Искра» были разгромлены 7 пехотных дивизий вермахта, враг потерял более 13 тысяч убитыми, около 17 тысяч – ранеными, пленными и пропавшими без вести. Операция «Искра» — наступательная операция советских войск во время Великой Отечественной войны, проведённая с 12 по 30 января 1943 года силами Ленинградского. Конечно же, операция "Искра" не была единоличным успехом Говорова как полководца.

«День великого торжества»: как была прорвана блокада Ленинграда

К подготовке операции «Искра» командование подошло со всей возможной осмотрительностью. Для деблокирования осажденного города главные удары было решено нанести под Шлиссельбургом — в самой узкой части выступа немецкой обороны, примыкавшего к Ладожскому озеру. Командующим Ленинградским и Волховским фронтами удалось в сжатые сроки нарастить ударные «кулаки» под Шлиссельбургом за счет резервов и переброски сил с других направлений. Изнутри блокадного кольца на 13-километровом участке прорыва сосредоточили почти две тысячи орудий и минометов, а снаружи, на участке Волховского фронта, плотность артиллерии местами достигала 365 единиц на километр. С неба операцию поддерживали летчики 13-й Ленинградский фронт и 14-й Волховский фронт воздушных армий. С моря — корабли Балтийского флота. Немецкие траншеи накрывают волны разрывов тяжелых снарядов. Практически одновременно с завершением артподготовки в атаку под прикрытием огневого вала поднимается пехота обеих ударных групп.

Операции была назначена дата готовности к 1 января 1943 года. Ещё на стадии планирования советское командования задумало проведение операции в два этапа. Если на первом этапе наступления ставилась задача прорвать блокаду Ленинграда, то на втором этапе операции в феврале предполагалось разгромить группировку противника в районе железнодорожной станции Мга и обеспечить прочную железнодорожную связь Ленинграда со страной. Примечательно, что именно здесь впервые немецкое командование бросило в атаку новые танки, Pz Kpfw VI, "Тигры", оставашиеся грозным противником до конца войны. Подготовка к операции заняла месяц. Особое внимание уделили организации взаимодействия между ударными группировками. Для этого командование и штабы Ленинградского и Волховского фронтов согласовали свои планы, установили линии разграничения и отработали взаимодействия, проведя ряд военных игр на основе реальной обстановки. Решили, что если войска одного из фронтов не сумеют дойти до намеченной для них линии, то войска другого не приостанавливают продвижения, а продолжают двигаться навстречу. Поскольку советские войска не имели опыта преодоления эшелонированной обороны противника, особое место в подготовке заняло обучение соединений наступательным действиям в лесисто-болотистой местности и штурму укреплённых позиций противника. Для чего в тылу создали учебные поля и специальные городки. Наступление советских войск началось 12 января с мощнейшей артподготовки. В 11:50 под прикрытием «огненного вала» и пулемётного огня 16-го укрепрайона 4 дивизии первого эшелона 67-й армии начали форсирование Невы. Каждая дивизия была усилена четырьмя-пятью артиллерийскими и миномётными полками, истребительно-противотанковым артиллерийским полком и одним-двумя инженерными батальонами. Атаку также поддерживали 147 лёгких танков и бронеавтомобилей, вес которых мог выдержать лёд на Неве. Противник оказывал упорное сопротивление, опираясь на многочисленные узлы обороны. Для окончательного перелома в ходе сражения советское командование уже со второго дня операции начало вводить в бой вторые эшелоны армий.

Особенно отрадно, что накануне памятного дня стало известно о победе северодвинского военно-патриотического клуба «Знамя Севера» в конкурсе президентских грантов. У реконструкторов появилась возможность воссоздать события января 1943 года и вновь прорвать кольцо блокады. Благодаря победе в конкурсе военно-патриотический клуб «Знамя Севера» получит грант в размере 999 999 рублей, а при условии софинансирования общая сумма на реализацию проекта составит чуть больше полутора миллионов рублей. Масштабное событие требует огромной подготовки, которая, к слову, уже началась. Стоит отметить, что ВПК «Знамя Севера» много лет занимается поиском останков солдат на местах боёв Великой Отечественной войны в том числе в Ленинградской, Новгородской областях , среди которых немало призванных из Архангельской области. Так, 13-я отдельная лыжная бригада, сформированная в Молотовске в 1942 году, была направлена во 2-ю ударную армию Волховского фронта и участвовала в прорыве блокады Ленинграда. Именно этим событиям и посвящён фестиваль, когда в рамках наступательной операции «Искра» бойцы Ленинградского фронта соединились с красноармейцами Волховского фронта, прорвав многомесячную блокаду Ленинграда. Школа молодого реконструктора О проекте и его этапах подготовки рассказали учредитель общественной организации Виктория Семёнова и директор Владислав Замараев. Главная особенность проведения фестиваля в том, что в нём примут участие учащиеся школ. Подготовиться к событию юным и неопытным участникам поможет Школа молодого реконструктора. Затем, после летних каникул, она продолжится. Занятия охватывают порядка 400 детей в возрасте от 14 до 17 лет.

Чем блокада обернулась для жителей и как проходила операция, рассказывает «Газета. Блокада Ленинграда ныне — Санкт-Петербург началась 8 сентября 1941 года. Город окружали немецкие, финские и испанские войска, их поддерживали добровольцы из Европы, Италии и Северной Африки. Ленинград не был готов к длительной осаде — в городе не было достаточного запаса продуктов и топлива. Единственным путем сообщения с Ленинградом осталось Ладожское озеро, но пропускной способности этой транспортной магистрали — знаменитой «Дороги жизни», было недостаточно, чтобы удовлетворить нужды города. В Ленинграде наступили страшные времена — люди умирали от голода и дистрофии, горячей воды не было, крысы уничтожали запасы еды и разносили инфекции, транспорт стоял, больным не хватало медикаментов. Из-за морозных зим замерзали водопроводные трубы и дома оставались без воды. Топлива катастрофически не хватало. Людей не успевали хоронить — и трупы лежали прямо на улице. В самом начале блокады сгорели Бадаевские склады, где хранились запасы продовольствия города. Жители Ленинграда, отрезанные от всего мира немецкими войсками, могли рассчитывать лишь на скромный паек, состоявший практически из одного хлеба, который выдавали по карточкам. За 872 дня блокады умерло более миллиона человек, главным образом от голода. Попытки прорвать блокаду совершались несколько раз.

Операция «Искра»: как проходил прорыв блокады Ленинграда

Исследование воздействия операции 'Искра' на общий ход Великой Отечественной войны, анализ изменений в стратегии сторон и последствий для дальнейших боевых действий. В результате операции "Искра", 18 января 1943 года советские войска совершили прорыв блокадного кольца. В подготовке операции «Искра» участвовал заместитель Верховного главнокомандующего и наркома обороны СССР Георгий Жуков. Новости Москвы Великая Отечественная война (1941-1945).

80 лет назад началась операция "Искра", которая привела к прорыву блокады Ленинграда

Подготовка операции "Искра" заняла около месяца, особое внимание в ней уделили ударным группировкам. В результате операции "Искра", 18 января 1943 года советские войска совершили прорыв блокадного кольца. Великая Отечественная война. Смотрите видео на платформах. Операция «Искра» — наступательная операция советских войск во время Великой Отечественной войны, проведённая с 12 по 30 января 1943 года силами Ленинградского. Первоначально операция "Искра" назначалась на 1 января, на 12-е января ее перенесли только потому, что Нева еще не замерзла. Наступательная операция советских войск во время Великой Отечественной войны, получившая название «Икра», началась с 12 января 1943 года.

18 января – операция "Искра". Прорыв блокады Ленинграда.

18 января 1943 года в ходе наступательной операции "Искра" Красная Армия частично прорвала блокаду Ленинграда, но битва за город продолжалась, став самым длительным сражением Второй мировой – оно шло более трех лет. Очередное мероприятие было посвящено 80 годовщине операции «Искра», которая привела к прорыву блокады Ленинграда. В результате операции «Искра» войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда.

Операция Искра

Не оставляют никого равнодушным сохранившиеся страницы дневника маленькой Тани Савичевой: «Бабушка умерла 25 янв. Осталась одна Таня». Всего в Ленинграде за время блокады погибло до 1 млн человек. Горе пришло в каждую семью. На глазах у матерей и отцов умирали их сыновья и дочери, дети оставались без родителей. Спасением для сотен тысяч осажденных стала «Дорога жизни» — проложенная по льду Ладожского озера трасса, по которой с 21 ноября в город доставлялось продовольствие, боеприпасы и на обратном пути эвакуировалось гражданское население, главным образом женщины и дети. По «Дороге жизни» — до марта 1943 г.

В то же время из города на Неве было эвакуировано 1376 тыс. Всего за период блокады из города было вывезено 1750 тыс. Для транспортировки нефтепродуктов по дну Ладожского озера был проложен трубопровод. Были предприняты четыре попытки разорвать вражеское кольцо. Первая — в сентябре 1941 г. И только в январе 1943 г.

На узкой полосе южного берега Ладожского озера, шириной 8-11 км, удалось восстановить сухопутную связь со страной. В течение последующих 17 суток по этому коридору была проложена железная и автомобильная дороги. Январь 1943 г. Для деблокирования осажденного города главные удары было решено нанести под Шлиссельбургом — в самой узкой части выступа немецкой обороны, примыкавшего к Ладожскому озеру. В этом месте рубежи передовых частей Ленинградского и Волховского фронтов разделяли каких-то 15 километров оккупированной земли, вдоль и поперек перепаханной немецкими траншеями и противотанковыми рвами. Этот район лучше всего подходил для нанесения двух стремительных встречных ударов — с запада изнутри кольца и с востока.

За годы блокады вермахт успел здесь основательно окопаться. Так называемый шлиссельбургско-синявинский выступ представлял собой мощный укрепрайон, удерживаемый пятью прекрасно вооруженными и укомплектованными дивизиями группы армий «Север». Опасаясь прорыва, противник стянул сюда 700 орудий и минометов, а также до полусотни танков. Оборону в районе держал 26-й армейский корпус генерала Лейзера и части 54-го корпуса. Многочисленные дзоты, опорные пункты и закопанные в грунт трофейные советские танки соединялись широкими валами из бревен и земли. Политые водой, валы схватывались на морозе и становились прочными, как бетон.

Пространство между узлами сопротивления было перетянуто колючей проволокой, плотно заминировано и простреливалось перекрестным огнем. Сверху все это хозяйство прикрывали «Юнкерсы» и «Мессершмиты» 1-го воздушного флота люфтваффе. Командующим Ленинградским и Волховским фронтами удалось в сжатые сроки нарастить ударные «кулаки» под Шлиссельбургом за счет резервов и переброски сил с других направлений. Изнутри блокадного кольца на 13-километровом участке прорыва сосредоточили почти две тысячи орудий и минометов, а снаружи, на участке Волховского фронта, плотность артиллерии местами достигала 365 единиц на километр.

Новосибирск Иван Максимович Климов.

СПб, 2005 год. СПб, 2005 г. Рощино 2 театральные куклы — девочка и мальчик - память о трагических и героических днях блокады Ленинграда Автор - Ляля Прозорова в будущем Ольга Максимовна Пономарева. Место рождения: Рязанская область. Место призыва: Сталинский РВК, г.

Дата призыва: 1941 год. Воинское звание: ст. Воинская часть: 255 стрелковый полк 123 стрелковой дивизии. Яков Александрович - участник боевых действий Ленинградского фронта: Синявинской наступательной операции, Прорыва блокады Ленинграда. Москва Гвардии лейтенант М.

Ибрагимов с однополчанами Фото. Июнь 1943 года. Санкт-Петербург Гвардии лейтенант Ибрагимов М. Санкт-Петербург Выпуск техников строителей Дагестанского механического техникума Фото 1938 года.

Противнику удалось в первый же день накрыть артиллерией один из мостов и повредить его. Ситуация была неприятной, все висело если не на волоске, то на тонкой веревочке. Однако после поражения немцев на Курской дуге положение на фронте под Ленинградом начало улучшаться. Давайте остановимся на этом чуть подробнее?

И всегда, когда менялась ситуация на других фронтах и под Ленинградом, это чувствовали все. А если мы затронем более ранний период — 1941 и 1942 годы, то положение вокруг Ленинграда и, скажем, битва за Москву были не просто связаны, а зависели друг от друга полностью. Кстати, одна из серьезных проблем в науке как раз в том, что мы до сих пор часто рассматриваем такие крупные операции в отрыве, а этого нельзя делать — Вернемся к «Дороге Победы», расскажите, смогли ли наши бойцы отодвинуть фронт от дороги? И как шла работа? Было принято решение о движении исключительно по ночам. Причем в первую ночь поезда шли в город, а в следующую — из города. Такими своеобразными караванами иногда удавалось пропускать до 25 поездов за ночь. Самая большая проблема — это задержка вагонов и подвижного состава на сортировочных станциях.

Эту логистическую проблему в таких условиях до конца решить так и не удалось. Кстати, параллельно была проложена и автомобильная дорога, машины шли уже не только по льду, но и по твердой земле, трасса работала и летом, и осенью 1943 года. Во многом этот коридор и дороги стали тем фактором, который позволил Красной армии накопить на Ленинградском фронте достаточно сил и средств для мощного удара и окончательного снятия блокады Ленинграда. Это позволило зимой 1944 года провести ту операцию, которую мы сейчас знаем как Красносельско-Ропшинскую, когда с двух изолированных участков Ораниенбаумского плацдарма и самого города были нанесены равные по силе удары, приведшие к бегству немцев от города на 60-100 км. Без «Дороги Победы» это было бы невозможно. Действительно, на порядки. С учетом работы ледовой трассы и водного пути эти масштабы просто несопоставимы. Без прокладки этой временной ветки накопить требуемое количество военных материалов в Ленинграде было просто физически невозможно.

Командование Ленинградским фронтом вело успешную противобатарейную войну с немецкой тяжёлой артиллерией — количество снарядов, упавших на город, сократилось в несколько раз. В Ленинграде, начиная с трагической зимы 1941—1942 годов, были организованы специальные стационары и столовые, где кормили людей. Руководству города удалось не только спасти население от варварских обстрелов и бомбёжек, но и предотвратить эпидемии, которые могли возникнуть в период блокады.

Дорога жизни Единственной надеждой на спасение для сотен тысяч ленинградцев стала эвакуация и доставка продовольствия по Ладожскому озеру — летом по воде, зимой по льду. Эта трасса получила название «Дорога жизни». Доставка людей и грузов в период блокады по этой трассе по праву может сравниться с величайшими операциями Великой Отечественной войны.

Как только в конце ноября 1941 года Ладога покрылась льдом, руководство Ленинграда организовало через озеро переброску продовольствия в город на грузовых машинах. Обратно эвакуировалось голодающее население. По «Дороге жизни» до весны 1943 года было доставлено 1,6 млн тонн грузов, эвакуировано 1,3 млн ленинградцев.

Порой грузовики проваливались под лёд, но колонна продолжала движение, иногда под обстрелом. По дну Ладожского озера были уложены трубопровод и электрический кабель. В декабре 1941 года умерли 53 тыс.

Говоров и Волховского командующий генерал армии К. Мерецков фронтов. Общую координацию наступления осуществлял Г.

Советские ударные группировки превосходили теперь врага на решающих направлениях в пять и более раз. Блокаду прорвали 18 января 1943 года на узком участке южнее Ладоги, шириной всего 8—11 км. По этому коридору уже через несколько недель проложили железную дорогу, по которой доставляли в Ленинград продовольствие, вооружение, пополнение для защитников города.

В честь этого события впервые за всю войну был дан салют не в Москве, а в самом Ленинграде.

Ртищевская

Трупы засыпало свежим снежком, а на другой день была новая атака, новые трупы, и за зиму образовались наслоения мертвецов, которые только весною обнажились от снега - скрюченные, перекореженные, разорванные, раздавленные тела. Целые штабеля». Жуткая картина! Однако, как свидетельствуют документы, в том числе и немецкие, под Погостьем вовсе не происходило «избиение красноармейцев». Особенно когда на поле боя появлялись советские тяжелые танки, немцам приходилось очень туго, и они держались из последних сил. А в марте 1942 года вражеская оборона была прорвана там окончательно - когда ввели в бой 4-й гвардейский стрелковый корпус Ленинградского фронта Николая Гагена, сформированный в феврале 1942 года это стало его боевым крещением. Немцы отошли на оборонительные позиции у реки Тигоды, которые готовили в течение трех месяцев. И в результате образовался выступ, существовавший до конца боев под Ленинградом в январе 1944 года. Складывается впечатление, что длительное время наше командование методом проб и ошибок нащупывало место прорыва.

И решило все-таки действовать в самом узком месте немецкой обороны - «бутылочном горле» у Ладоги. Там, где всего 14 километров отделяли блокадное кольцо от Большой земли... Траншеи, блиндажи, деревоземляные огневые точки, мощная артиллерийская группировка. Плюс Рабочие городки, которые были превращены противником практически в узлы обороны... Кстати, еще в декабре 1941 года командир одного из корпусов вермахта предлагал отвести войска из «бутылочного горла» на Синявинские высоты. Он считал, что полной блокады Ленинграда и так нет, поскольку город снабжается по Ладоге. Но ему указали, что он не прав, что выгоднее держать полностью весь фронт вдоль берега Невы и части Ладоги. Первые наметки плана, который лег в основу операции «Искра», появились еще весной 1942 года.

Предложение исходило от Военного совета Ленфронта. Заслуга Леонида Говорова, возглавившего фронт в июне 1942-го, в том, что к январю 1943 года он собрал боеспособные соединения и удачно бросил их в бой на узком участке. Почему он не сделал этого раньше? Летом 1942 года подобное наступление было бы просто невозможно. Надо было элементарно подкормить бойцов, получить с Большой земли боеприпасы. Ленинградская промышленность делала снаряды относительно небольшого калибра, до 76 мм. Запаса не было - это, кстати, одна из причин того, что в Синявинской операции осени 1942 года Ленинградский фронт выполнял всего лишь вспомогательную функцию. Основной удар наносили волховчане.

Кстати, упомянутая Синявинская операция была уже четвертой по счету попыткой прорвать блокаду. Немцев спасло от разгрома лишь то, что у них оказались дополнительные силы в виде войск 11-й армии Манштейна, переброшенной из Крыма после взятия Севастополя. Она была направлена под Ленинград, имея приказ о его штурме. Более того, с лета 1942 года немецкие войска имели четкое указание взять Ленинград, и эта задача не снималась вплоть до окончательного решения об отводе войск зимой 1944 года на линию «Пантера». До этого с августа 1941-го до лета 1942 года командование вермахта ставило задачу только на окружение города по ближайшему периметру. Однако нам не хватало тяжелой гаубичной артиллерии, необходимой как раз для разрушения долговременных огневых точек противника. В «бутылочном горле» оборону держали три немецкие дивизии. Опытные, обстрелянные, боеспособные.

Против Волховского фронта оборону держали две дивизии - 227-я, обжившая эти позиции еще с 1941 года, и 1-я пехотная, которая считалась ударной силой группы армий «Север» с 1941 года. Но была существенная проблема: к январю 1943 года 18-я армия оставалась практически без резервов. В ходе боев немцы перебросили в «бутылочное горло» несколько батальонов 61-й пехотной дивизии, а также 5-й горнострелковой дивизии. Еще с ноября 1942-го в докладах штаба 18-й армии постоянно звучало, что советское наступление, скорее всего, будет предпринято именно в этом месте, и у вермахта нет сил, чтобы отразить удар. В декабре немцы уже точно знали, что наступление ожидается в январе. Увы, были перебежчики со стороны Ленинградского и Волховского фронтов. В немецких документах есть протоколы их допросов. Так что вопрос был только в датах.

Первоначально ведь операция «Искра» назначалась на 1 января, и на 12-е января ее перенесли только потому, что Нева еще не замерзла. Зима выдалась относительно мягкой. И потери были очень большие... Причем потери были в значительной степени обусловлены тем, что немецкая артиллерия вела уничтожающий огонь. Это был шквал огня, которому мы не могли ничего противопоставить. Увы, контрбатарейная борьба Ленинградского и Волховского фронтов оказалась недостаточно эффективной. Причины - недостатки разведки, нехватка орудий большого калибра.

Настроение было такое, что медлить с прорывом блокады было уже никак нельзя. И неудачи быть просто не могло: предел для человека существует; и жителями, и защитниками города он был перейден не единожды. Немцы занялись укреплением своих оборонительных сооружений, а Ставка ВГК перешла к планированию решающего сражения по прорыву блокады.

Это была операция «Искра». Как всегда бывало в переломные моменты войны, руководить «Искрой» Сталин поручил Жукову. Вообще же все военачальники-мемуаристы сходятся в том, что в замысел операции до ее начала было посвящено не более 15 человек. Даже в переписке с Черчиллем Сталин не позволил себе ни одного намека по поводу намечающегося под Ленинградом мощнейшего деблокирующего удара. Два часа двадцать минут советская артиллерия Ленинградского фронта вела непрерывный огонь по левому берегу Невы. Затем по невскому льду пошли в атаку солдаты четырех дивизий первого эшелона. Пехоту поддерживали легкие танки и бронеавтомобили. Через 6 дней после начала операция «Искра» завершилась. Кольцо блокады было разорвано, теперь к Ленинграду вел десятикилометровый коридор, полностью контролируемый Красной Армией. Шел второй год войны.

Пока коридор не был пробит, положение осажденного города не могло быть устойчивым по определению — Вячеслав, расскажите о роли и значении временной линии Поляны — Шлиссельбург, получившей название «Дорога Победы»? В ходе своих исследований я выяснил, что мы имеем дело с некоторым «перекосом». У нас считается, что Ленинград к лету 1942 г. Ключевое значение дороги в том, что пока этот коридор не был пробит, и не появилась устойчивая железнодорожная связь Ленинграда с «большой землей», положение осажденного города не могло быть устойчивым по определению. Всё снабжение города до постройки дороги зависело от капризов Ладожского озера. Интересный факт: зимы 1941-1942 и 1942-1943 годов были гораздо более холодными, чем это бывало обычно на северо-западе, и знаменитая «Дорога жизни» по льду замерзшей Ладоги открывалась раньше. У советского командования были и планы строительства железнодорожной ветки прямо на льду по Шлиссельбургской губе, но их пришлось отменить. Что касается самого прорыва блокады, который и позволил проложить «Дорогу Победы», я убежден, что он напрямую зависит от общего положения на всём советско-германском фронте.

Советское командование получило возможность накопить силы, немцы же, напротив, сокращали свою группировку войск у Ленинграда. Несмотря на прорыв блокады утром 18 января 1943 года, не была освобождена ключевая станция Мга, прямой ветки к городу не было. Поэтому в кратчайшие сроки пришлось строить ветку Поляны — Шлиссельбург. Только героическим трудом Ленметростроя и военных инженеров под руководством И. Зубкова удалось за 17 суток проложить под огнем противника дорогу. Одновременно при этом снимали с пути мины свыше 2 тыс. Новая дорога постоянно находилась под угрозой, её называли коридором смерти. В первые два месяца работы дороги стало ясно, что немцы не прощают ни единой ошибки, артиллерийским огнем им удалось взорвать два наших состава с боеприпасами, направлявшихся в город.

Но положение города заметно улучшилось, снабжение пошло. Когда мы говорим, что Ленинград обеспечивал себя сам, то, конечно, лукавим. Город прочно зависел от поставок извне, нуждался в боеприпасах крупных калибров, бронетехнике, танках. В результате вся вторая половина 1943 года и начало 1944 года — это фактически попытка развить успех операции «Искра» и максимально обезопасить созданный коридор, для чего требовалось отодвинуть немецкие позиции.

Пришел час поквитаться! Братья украинцы и защитники Крыма! Ленинградцы докладывают вам: с этой дивизией расплатились беспощадно! Той зимой он написал песню «Волховская застольная», которая передает героический настрой тех дней: Выпьем за тех, кто неделями долгими Мёрзнул в сырых блиндажах, Бился на Ладоге, бился на Волхове. Не отступал ни на шаг. Будут навеки в преданьях прославлены Под пулеметной пургой Наши штыки на высотах Синявина, Наши полки подо Мгой!

В школьных учебниках блокаду Ленинграда покажут через эмоции, а не цифры Там, где Нева впадает в Ладогу, расположена важная твердыня — город Шлиссельбург, остававшийся в руках гитлеровцев с сентября 1941 года. Но шлиссельбургская крепость — знаменитый Орешек — всё это время не сдавалась врагу. Там, на острове, держали оборону бойцы НКВД, пограничники, моряки-артиллеристы. Наконец 15 января 1943 года части Красной армии прорвались к Шлиссельбургу. Начались уличные бои. Через три дня город был полностью очищен от врага. Этот рывок оказался решающим в наступательной операции. Всё южное побережье Ладожского озера перешло под контроль Красной армии. А значит, можно было налаживать транспортные артерии, которые могли надежно связать Ленинград со страной. Писатель Всеволод Вишневский, почти всю войну проведший в Ленинграде, писал: Уже разносится весть, что наши соединились с Волховским фронтом.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий