Новости гостиница россия москва история

На месте открывшегося парка «Зарядье» в самом центре Москвы больше десяти лет пустовала огромная площадь, оставшаяся после сноса гостиницы «Россия». Тегигостиница россия москва почему снесли, почему в гостиницах нет 13 номера, почему в гостиницах отсутствуют 13 номера. 40 лет назад в самой большой советской гостинице «Россия» вспыхнул пожар, ставший одним из самых крупных в XX веке. В верхних этажах северного корпуса гостиницы «Россия» произошел пожар, который вошел в историю как один из крупнейших пожаров XX века.

«Гостиница «Россия» и грозные легенды СССР

Он торопился с завершением первой, поскольку хотел целиком сосредоточиться над главным проектом своей жизни — гигантским небоскребом прямо под стенами Кремля. К началу 1953 года уже был возведен фундамент и стальной каркас до восьмого этажа. Однако после смерти Сталина проект был заморожен. Проект высотки в Зарядье по проекту Дмитрия Чечулина «Есть различные конспирологические версии, почему так произошло, но в действительности все объясняется просто: на реализацию столь масштабного проекта в стране не хватало ни денег, ни материалов, ни рабочих рук, поскольку все ресурсы были направлены на строительство высотки в Варшаве. Для самого Чечулина это стало огромным ударом, и руководство страны это понимало. Неслучайно спустя 15 лет с архитектором «расплатились», отдав ему строительство Белого дома — к этому времени Чечулин уже не занимал никаких высоких постов и формально имел мало шансов получить столь масштабный проект. Власти просто решили таким образом извиниться за то, что высотка в Зарядье так и не была построена», — говорит историк, профессор кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ Юрий Волчок. Строительство гостиницы «Россия». Во время партийных съездов они по традиции размещались в гостинице «Москва», занимая все этажи, так что даже народным артистам, музыкантам и другим именитым гостям не всегда удавалось заполучить свободный номер.

Требовался современный гостиничный комплекс в самом центре столицы, способный разместить не одну тысячу постояльцев. Его проектирование поручили группе архитекторов под руководством все того же Дмитрия Чечулина. Архитектор, до того времени прочно ассоциировавшийся со сталинским ампиром, стал автором одного из самых узнаваемых памятников советского модернизма. Возвести здание решили на фундаменте, оставшемся от высотки в Зарядье металлический каркас к тому времени уже был разобран и использован при строительстве стадиона «Лужники». Хрущев же, придя к власти, открыл Кремль, а в двух шагах от него построил гостиницу, как бы приглашая в Москву весь мир. Так что выбор места строительства «России» — очень символический жест», — объясняет историк архитектуры Наталья Самовер. Двухкомнатный номер в западном корпусе гостиницы «Россия». Грановский и А.

Благодаря этому вместимость гостиницы выросла почти до 3 тыс. На высокий гранитный стилобат архитекторы водрузили три 12-этажных корпуса, обращенных к Москворецкой набережной. Помимо номеров, здесь находилась просторная галерея и концертный зал на 2,5 тыс. Еще один корпус, выходивший на Варварку, не имел подобного основания и был увенчан 23-этажной башней с металлическим шпилем. Чечулин сознательно заложил в образ здания диалог с Кремлем: белый камень и золотистый металл — колористическая гамма сердца Кремля, его соборов. Такой смысловой мост между новым и старым не был характерен для архитектуры модернизма. Необычным стало и название гостиницы. Россия осталась в прошлом.

Но именно в хрущевские времена зарождается довольно сильное консервативное православно-почвенническое течение, ориентированное на возрождение духовного и политического наследия дореволюционной России», — поясняет Наталья Самовер. Это касается не только технической составляющей, но и дизайна: в интерьерах холлов и номеров активно использовался металл, пластик и другие синтетические материалы, которые, к сожалению, сыграли роковую роль. Во время пожара 1977 года многие люди погибли, отравившись продуктами горения этих передовых материалов». К началу 1960-х стало ясно, что нельзя одновременно делать несколько больших проектов, и все силы строительной индустрии были брошены на возведение «России». Именно поэтому здание удалось построить в рекордно сжатые сроки для столь масштабного проекта. В результате гостиница стала не только самой большой в мире, но и самой передовой», — отмечает Юрий Волчок. Вид на Красную площадь и гостиницу «Россия». После этого здание восстановили, заменили коммуникации, однако к концу 1990-х «России» требовался капитальный ремонт.

В 2004 году столичные власти решили снести сооружение, чтобы построить на его месте современный гостинично-офисный комплекс. Следующие восемь лет здесь был пустырь. Официальное открытие парка запланировано на день города 2017 года. К весне 1953 года работы по сооружению стилобата были практически завершены, стальной каркас был возведён до восьмого этажа. Под стилобатом находился технический этаж, а под ним - двухъярусный бетонный бункер, который мог использоваться в качестве бомбоубежища. Решение о «недостройке» было принято в 1954 году, и тяжелее всех этот удар судьбы перенёс архитектор Чечулин , который воспринял произошедшее как личную трагедию и долгое время не мог прийти в себя. К идее сооружения на этом месте крупного комплекса вернулись только в начале 1960-х годов; тогда же было принято решение о возведении здесь гостиницы. Проект был разработан коллективом архитекторов под руководством Д.

Чечулина архитекторы А. Тархов, В. Лебедев, П. Штеллер , В. Лукьянов, В. Мазурин, Н. Чекмотаев, И. Здание гостиницы выстроено в 1962-1967 годах на сохранившемся от строительства высотного здания стилобате.

Существует легенда, что Никита Сергеевич Хрущёв опять чуть не довёл академика до инфаркта, когда повелел увеличить её высоту на три этажа - с 10 до 13. На момент постройки гостиница «Россия» была самой большой гостиницей мира и в 70-х годах была внесена в «Книгу рекордов Гиннеса ». Если бы «Россия» существовала в настоящее время 2016 год , то она со своими 3182 номерами занимала бы 19-ю строчку в списке крупнейших гостиниц мира. Архитектурные особенности Гостиница «Россия» представляла собой четыре 12-этажных корпуса, поставленных замкнутым прямоугольником размером 250 на 150 м, которые образовывали внутренний двор. Из-за перепада рельефа между улицей Варваркой и Москворецкой набережной более чем на 10 м три корпуса были построены на высоком стилобате. Под гостиницей находятся объекты военного назначения. Оценка проекта Комплекс гостиницы «Россия», несомненно, стал бы архитектурным центром для формирования крупного городского ансамбля, если бы для него было выбрано соответствующее место на плане столицы. Вторжение гиганта в одну из ценнейших заповедных зон Москвы - Зарядье , наполненную уникальными произведениями русского зодчества XV-XVIII веков, подавило историческое архитектурное окружение и превратило маленькие, изящные по формам, цвету и пластике памятники, лишённые соразмерного окружения, в ожерелье миниатюрных, как бы экзотических украшений, эффектно выглядящих в пространстве вокруг гостиницы и на фоне её огромных фасадов.

Современная, из стекла и алюминия, архитектура гостиницы от этого выиграла, уникальные памятники проиграли... Чрезмерная близость массива гостиницы к древнему центру Москвы - Кремлю и Красной площади - в существенной степени ограничила объём панорам неповторимых по красоте исторических ансамблей и в какой-то мере ослабила доминирующее значение древнего центра Москвы.

Благодаря своему престижу и удобному расположению в центре Москвы, она стала одним из самых популярных мест для остановки в столице. В 2005 году гостиница Россия была закрыта для реконструкции, которая продолжалась многие годы. В результате она стала значительно преображена и открыла свои двери вновь в 2018 году. Сейчас гостиница Россия предлагает своим гостям комфортабельные номера, высокий уровень сервиса и удобства, сочетая старинный шарм с современными технологиями.

Выход на набережную открыли только в 1782 году с обустройством в стене Китай-города Проломных ворот. Несмотря на престижную казалось бы близость к сосредоточию власти, район населял преимущественно мелкий торговый и ремесленный люд. Ситуация не изменилась и после 1812 года, когда практически вся застройка выгорела в большом московском пожаре.

К слову, именно в Зарядье находилось Глебовское подворье - единственное место в городе, где в течение большей части XIX века дозволялось останавливаться еврейским купцам, и тут даже возникло нечто вроде гетто. На данном снимке дан общий вид западной части Зарядья в 1930 году, что позволяет составить некоторое мнение об архитектурном облике района. Фотография того же года, вид на Зарядье и еще густо застроенный Васильевский спуск со стороны Большого Москворецкого моста.

В левом верхнем углу кадра можно заметить Покровский собор на Рву, более известный как храм Василия Блаженного. В глубине же район этот был весьма бедным и преимущественно депрессивным, в этом смысле мало чем отличаясь от лежащей невдалеке конечно, если рассматривать период уже после разорения криминального рассадника в последней. Однако сомнительная честь практически полного уничтожения старинного Зарядья, вопреки распространенному мнению, принадлежит вовсе не строительству гостиницы «Россия».

Начало ему было положено значительно раньше. Еще в 1934 году была снесена большая часть Китайгородской стены, и район стал полностью открыт со стороны набережной. Годом позже началось проектирование грандиозного здания Наркомата тяжелой промышленности, которое собирались строить примерно на этом же месте.

И хотя проект в итоге заморозили, старые дома продолжали активно сносить, причем не только здания XIX века, но и куда более древние церкви, пережившие пожар 1812 года. В 1947 году в Зарядье затеяли строительство одного из восьми запланированных московских сталинских высотных домов другие семь были построены, среди прочего это главный корпус МГУ, гостиница «Украина», дом на Котельнической набережной и т. Хотя строительство 32-тажного 275-метрового гиганта именно он изображен на этом эскизе успели начать, даже выполнили нулевой этап и возвели стальной каркас до высоты восьмого этажа, смерть Сталина поставила точку и в этом проекте.

Вскоре Хрущев выступил с критикой «архитектурных излишеств», что окончательно решило судьбу амбиционной стройки. Однако к тому времени от былого Зарядья уже мало что уцелело… В 1964 году с использованием фундамента невозведенной высотки началось строительство крупнейшей в Европе гостиницы «Россия». По иронии судьбы руководителем проекта был тот же Дмитрий Николаевич Чечулин, являвшийся главным архитектором десятилетием ранее замороженного здесь высотного дома.

Новое здание, правда, было выдержано не духе сталинского ампира, а скорее в так называемом международном стиле - развитии модернистского. Огромное здание в плане представляло собою прямоугольник размерами 250 на 150 метров, образованный четырьмя 12-этажными корпусами, северный из которых был увенчан 23-этажной башней. В гостинице насчитывалось 3182 номера, несколько ресторанов, кафе и т.

Главный фасад западного корпуса, обращенного в сторону Кремля. Из-за такого расположения этот корпус считался самым престижным, тут находились только номера повышенной комфортности. Между тем до ближайшей станции метро - «Китай-город» -отсюда идти было дольше всего: приходилось сначала огибать западный вестибюль, а потом идти вдоль всего северного, и только после этого можно было попасть на Варварку около входа в южной части площади Варварских ворот.

Вдали можно видеть Старое Английское подворье XVI века в свое время подаренное Иоанном IV Грозным английским купцам и отобранное царем Алексеем Михайловичем после Английской революции, послужившей формальным предлогом, на деле же главную роль сыграли интересы меркантилизма и угол храма Максима Блаженного на Варварке самого конца XVII столетия. Кое-какие памятники старины все же пережили градостроительные метаморфозы середины прошлого века. Увенчанный башней северный фасад.

Насколько я понял, в неофициальном гостиничном «табеле о рангах» этот корпус стоял на втором месте после западного. Тем не менее здесь уже встречались довольно-таки дешевые стандартные номера. В башне же, если не ошибаюсь, кроме ресторанов находились только люксы и полулюксы - там мне останавливаться не доводилось.

К северному вестибюлю подходила автомобильная эстакада, видимо, когда-то предназначенная в основном для туристических автобусов. Мне, часто жившему в этой гостинице, начиная с 2002 года и до самого ее закрытия, ни разу не доводилось видеть движение по этой эстакаде. Между тем наземные стоянки были достаточно обширны.

Случались попытки сделать их платными, но всякий раз они заканчивались неудачей, вероятно, в борьбе с антимонопольщиками. Кстати, с такси здесь вообще было очень просто. Дело в том что поблизости находится Старая площадь, где расположены соответствующие госструктуры, а шоферы служебных авто, возвращающиеся порожними, всегда не прочь заработать, благо бензин бесплатный, за амортизацию машины также платить не из своего кармана.

Так что стоило выйти на Варварку, поднять руку - и максимум через пять минут уже можно было за удивительно небольшие по столичным меркам деньги ехать в салоне чванливой чиновничьей BMW или Audi с российским триколором вместо индекса региона на номере. Доводилось мне таким образом разъезжать и на машине с мигалкой, правда, последняя была отключена. Фотографий восточного корпуса, к сожалению, у меня нет, хотя первое время из соображений экономии я чаще останавливался именно там.

В феврале 2002 года, когда я впервые жил в «России», прельщенный ее удобным для командировочного расположением, двухместный номер я не любил тесные одноместные, благо разница в цене обычно была смехотворной стоил тысячу рублей в сутки. Однако на тот период пришлось начало стремительного подорожания столичных гостиниц. В итоге уже в августе того же года я предпочел перебраться в «Измайловскую» примерно на пару лет, пока там в свою очередь не начались неприятные новые веяния , где за меньшие деньги тогда можно было снять куда более приличный номер: с новой мебелью, чистым ковролином на полу, современной сантехникой, холодильником и т.

В противоположность восточному южный корпус я фотографировал. Это его вид с противоположной стороны Москвы-реки поздней осенью 2002 года. Тут видно, что выходящая к реке часть «России» из-за разницы высот с Варваркой была построена на 10-метровом стилобате, облицованном коричневым полированным гранитом.

Южный корпус отличается от остальных отсутствием отдельного вестибюля для проживающих: даже стойка размещения у него общая с восточным. Дело в том, что в южной части здания в 1971 году открылся концертный зал «Россия» на 2500 мест, а в стилобате разместили двухзальный кинотеатр «Зарядье». Вот он, южный вестибюль, служащий входом в концертный зал.

Вид с 10-метровой высоты стилобата на Раушскую набережную. Именно из-за этой красочной картины я, пока не хватало денег на номера повышенной комфортности западного крыла, предпочитал останавливаться в считавшемся наименее престижным южном корпусе. У юго-восточного угла гостиницы сохранилась церковь Зачатия св.

Этот снимок я сделал в ноябре 2003 года, когда первый и единственный раз остановился в одноместном номере с окном, выходящим во внутренний двор. Если ничего не путаю, я тогда вообще не собирался выбирать «Россию», но надо было срочно лететь, а в «Измайловской» не оказалось устраивающих меня номеров. Зато у меня остался этот снимок, на котором хорошо видно не только башню, но и концертный зал «Россия».

Настало время показать сам номер этой трехзвездочной гостиницы. Снимков стандартных номеров у меня, увы, нет, почему-то не догадался в свое время их фотографировать, так могу предложить только виртуальную экскурсию по двухместному номеру повышенной комфортности западного корпуса с видом на Кремль. Это вид прихожей из комнаты.

Слева можно видеть дверь стенного шкафа, по правую руку находится вход в санузел. Вот последний собственной персоной. Стоил такой номер, если мне не изменяет память, от 3500 рублей где-то в самом начале 2005 года до 4200 рублей к декабрю.

Меня порадовало, что там, в отличие от стандартных номеров, был телефонный аппарат, подключенный к европейской розетке, то есть его легко было отключить, просто выдернув штекер. В стандартных же номерах шнур наглухо уходил в стену. Это было неприятно, если вспомнить, как часто звонили поздними вечерами агентства, предлагающие услуги дам легкого поведения.

До сих пор улыбаюсь, как вспомню грудной томный голос с придыханием в трубке выдающий перл: «Молодой человек, а вам не одиноко одному? В номерах повышенной комфортности я сразу после заселения выдергивал телефон из розетки на все время своего пребывания в Москве - и не знал печали. В стандартных же номерах я по необходимости вскоре освоил хитрый трюк командировочных: на ночь снимал трубку и клал рядом с аппаратом, а чтобы не беспокоило пищание свободной линии, нажимал любую цифру, что переводило телефон в режим набора номера, и он замолкал.

На некоторых этажах западного корпуса была медленная 10-мегабитная локальная сеть с бесплатным выходом в Интернет, но вообще эту услугу не гарантировали: очень часто сеть банально не работала. Я обычно ходил в Интернет по имеющемуся у меня бесплатному диалап-аккаунту. Правда, в «России» приходилось платить по рублю за минуту соединения с городским номером в «Измайлово-Бета» я платил только за само соединение что-то около двух рублей, а потом просто не отключался, что было куда удобней.

К слову, где-то в марте 2002 года в «России» заблокировали номера доступа основных операторов междугородней и международной IP-связи вроде «Зебры-Телеком» и т. Таким образом гостиница пыталась увеличить спрос на услуги своих телефонистов по заоблочным ценам. Однако эта хитрость легко обходилась: менеджеры «России» не догадались заблокировать номера техподдержки указанных операторов, так что я звонил именно саппорту и просил переключить меня на основную линию.

Из-за вида на Кремль такой номер стоил на пару сотен рублей в сутки дороже, чем такие же, но с окнами во двор. Ей-богу, подобные утренние картины стоили небольшой переплаты!

Отсутствующие двери между лифтовыми холлами и коридорами также не стали препятствием для расползания ядовитого фосгена токсичный газ, выделяющийся в результате сгорания синтетических красителей по номерам отеля. В печи огненной Первый сигнал о задымлении в «России» на пульт пожарной службы, на котором дежурила сержант Нина Переверзева, поступил в 21. Следом за ним последовал вал звонков от обитателей и служащих отеля. Пожар в нескольких сотнях метрах от Кремля — вещь чрезвычайная вообще, а в гостинице — символе СССР — чрезвычайная до крайности. Поэтому уже через пять минут первые машины караула 47-й военно-пожарной части 81 человек при 14 пожарных машинах, включая три автоцистерны и пять автонасосов разматывали брандспойты в сквере перед отелем.

Начальника караула младший лейтенант Алексей Буканов был в шоке — дым валил уже по верху северного корпуса от пятого этажа и выше, с громкими хлопками лопались оконные стекла. А у него самая высокая автолестница всего одна, и доставала она только до седьмого этажа. Особенно его поразило то, что огонь вырывался из окон одновременно на разных этажах «параллелепипеда». Парень стиснул зубы и, понимая, что его ждет за такое решение, объявил «пожар по пятому номеру» — высший уровень ЧП, означавший аврал и стягивание к месту всех наличных частей и соединений огнеборцев. При этом к месту пожара по «пятому номеру» должно съезжаться и высокое начальство, у которого такая самонадеянность младшего лейтенанта в пятничный вечер точно могла вызвать непредвиденную реакцию. Но вот как раз об этом Леша Буканов меньше всего в том момент думал, ибо первые бойцы караула уже карабкались наверх, куда только доставали пожарные лестницы, и неслись по этажам, барабаня в двери и предупреждая всех. Но как раз это было делом едва ли не самым хлопотным.

Кто из постояльцев был в адекватном состоянии, сами уже чуяли запах гари и стремились покинуть номера. Но многие просто не верили в то, что в такой гостинице, как «Россия», может случиться что-то чрезвычайное. Некоторые к позднему вечеру уже приняли на грудь и мирно посапывали в номерах. Анатолий Брежнев, тогда начальник дежурной части управления пожарной охраны: — Прибыв на пожар, я по выдвижной лестнице поднялся на седьмой этаж. Все сильно задымлено. Стучу в первую попавшуюся дверь номера. Ее долго никто не открывал, наконец в проеме появляется пьяный мужик в трусах.

Я ему кричу, чтобы выходил, а он: «Я не сгорю». И дверь захлопывает. Приказываю подоспевшим пожарным топорами рубить замок. Оказывается, у него дама была. Та быстро сообразила, что к чему, вещи в охапку и — чуть ли не ползком по коридору. А кавалер нацепил пиджак с медалями и давай возмущаться. Потом, когда его силой выволокли сквозь дым и он увидел трупы, вынесенные из горящих коридоров здания, стал всех пожарных целовать… Гулявшие с однокурсниками в ресторане Людмила Григоренко и Любовь Федорова спустились с 22-го этажа в туалет на 18-й.

Именно там их застал пожар. По словам Людмилы, она у зеркала поправляла макияж, когда из-под двери, как в фильме ужасов, вдруг увидела выползающую струйку дыма. Мы закрыли дверь, и я сказала Любе: «Горит внизу. Давай попробуем дышать через отдушины! На охваченных пламенем этажах погас свет, выгорела проводка. Людям пришлось пробираться на ощупь подальше от огня. От отравленных испарений они могли сделать лишь несколько шагов и падали.

Я крикнула: «Люба, держись за стенку, сейчас мы выйдем! Многие из тех, кто попытался спастись бегством через лестничные марши, погибли именно от удушения. Как и те, кто прятался в санузлах, пытаясь отыскать там защиту от огня и глоток свежего воздуха. Вдыхали же ядовитые испарения пожара. Гулявшие в ресторане на 22-м этаже уже сообразили, что попали в западню. Пламя отрезало им дорогу вниз. По всей территории перед северным корпусом метались пожарные расчеты, к «России» собрались толпы зевак, подтянулись иностранные корреспонденты, огонь наблюдали в Большом Кремлевском дворце.

Старший метрдотель распорядился забаррикадировать двери, чтобы в огромное помещение ресторана не проник ни огонь, ни дым. Но все было тщетно — предательские струйки беспрепятственно лезли во все щели. Стало трудно дышать, люди поневоле рванулись к окнам, которые были наглухо забиты на зиму. Кто-то терял сознание, кто-то ударился в истерику. Музыканты оркестра и посетители начали швырять в стекла тяжеленные кресла — те с рамами полетели вниз. Уборщица дико завизжала, чтобы «перестали хулиганить», пригрозив «вызвать милицию». Ей тут же налили коньяку, чтобы взяла себя в руки.

Вместе со свежим воздухом через окна в зал потянулся и дым с нижних этажей. Лестница в небо И внизу царила паника. Начальник управления пожарной охраны Мосгорисполкома генерал Иван Антонов поднял по тревоге весь личный состав пожарного гарнизона. К «России» прислали все, что могло двигаться, подтянулись караулы из области. По счастливому совпадению в Подмосковье как раз в это время проходили сборы пожарные команды со всего Союза. Площадь перед «параллелепипедом» забили 140 пожарных машин и порядка 1600 огнеборцев. Командир взвода пожарной охраны Александр Маклецов потом вспоминал, что охранников важных персон собралось едва ли не больше самих пожарных.

Теснота была необыкновенная. На глазах у партийных бонз жильцы «России» с верхних этажей, не выдержав нестерпимого жара, пытались спуститься по связанным простыням, но те рвались, и люди разбивались насмерть. Пытались даже прыгать с матрасами, чтобы хоть как-то самортизировать падение — тщетно. Один из свидетелей рассказывал, что толстый мужчина в подтяжках сорвался с импровизированного каната и, ударившись о бетонную ограду, рухнул в снег. Подбежавший его осматривать милиционер обнаружил в кармане целехонькую бутылку водки и незаметно ее прикарманил. Как и часы толстого гражданина. Руководивший тушением пожара Дмитрий Юрченко вспоминал, что люди выбрасывали сумочки с деньгами и документами.

Их собралась целая гора в ближайшем сугробе.

Почему снесли гостиницу Россию Вся правда

Но вскоре им стал понятен масштаб бедствия — в ресторан прибежал взволнованный участник оркестра Владимир Данилин : «Мы горим! Спустя два часа пожар подобрался и к 21-му. Все, кто успел до этого прошмыгнуть в лифты и на лестницу, погибли. Дыма стало настолько много, что мы стали задыхаться. Мы видели, что внизу все было оцеплено солдатами, от Мавзолея на 21-й этаж и вообще на весь пожар были направлены прожекторы. Люди внизу казались муравьями». Еще один музыкант — Иван Васенин — попытался выпрыгнуть из окна, но упал на крышу 11-го этажа и разбился насмерть. Другой человек умер от разрыва сердца. Буфетчица с кассиршей спрятались в задней комнате и охраняли выручку, не помышляя о спасении. Многие паниковали. Кто-то начал петь «Врагу не сдается наш гордый "Варяг"», другие глушили страх алкоголем: пожарные потом наблюдали колоссальное количество пьяных.

В ресторане разбили стекла. В помещение ворвался морозный, но свежий, спасительный воздух. К счастью, он не успел раздуть пламя в просторном зале — пожарные добрались до ресторана раньше. Они приказали людям обернуть головы мокрыми тряпками и начали выводить их — сначала на крышу 11-го этажа, затем по крыше в другой конец здания. Товмасян дожил до старости и умер в 2014 году, оставив после себя внушительное музыкальное наследие. Гордость Москвы Зарядье, один из старейших районов Москвы, после 1917 года снискало дурную славу. Не в лучшую сторону менялся его социальный состав: эта местность в двух шагах от Кремля привлекала жуликов и бандитов всех мастей. В Зарядье расцвели воровские малины, а порядочные граждане старались не появляться здесь после наступления темноты. Поэтому многие москвичи обрадовались сносу Зарядья после войны ради строительства восьмой сталинской высотки. Однако проект застопорился.

Довольно долго район уродовала заброшенная стройплощадка. К планам облагородить Зарядье величественным сооружением вернулись в 1960-е, но теперь здесь должна была появиться огромная гостиница. Утверждал проект «России» еще Никита Хрущев — он, кстати, велел срезать несколько этажей, — а возводили гостиницу уже при Леониде Брежневе. Новый объект на ка рте Москвы включ ал четыре 12-этажных корпуса и башню в 23 этажа — архитектурно это напоминало средневековый замок с донжоном и не совсем вписывалось в исторический облик древнего города. Гостиница стала крупнейшей в странах соцблока и могла одновременно принять 5300 постояльцев в 3100 номерах. Она пользовалась популярностью не только у гостей столицы, но и у самих москвичей, проложивших дорожку в кинотеатр «Зарядье» и концертный зал «Россия», где выступали главные звезды СССР. Всего за несколько лет гостиница превратилась в настоящий символ Москвы и всей страны. Останавливаться в «России» почитали за честь именитые иностранцы и высокопоставленные чиновники из союзных республик. По масштабам и резонансу это было крупнейшей катастрофой за несколько десятилетий. В тот день в Москве прошло совещание пожарных разных уровней.

В своем докладе их руководство акцентировало внимание на плохом техническом оснащении служб. Особенно остро чувствовалась нехватка машин с длинными выдвижными лестницами. Выяснилось, что возгорание началось в северном корпусе — как считается, на трех этажах одновременно — на 5-м, 11-м и 12-м. Быстро воспламенились пластик и ковры в коридорах. Ядовитый дым отравлял тех, кто пытался спастись бегством.

Книжная полка Гостиница «Россия» появилась на месте непостроенной восьмой сталинской высотки в Зарядье. По первоначальному проекту здесь должна была возвышаться 275-метровая башня, однако, после смерти Сталина планы поменялись. Спустя десять лет, в начале 1960-х годов, руководство страны задумалось о строительстве рядом с Кремлем большой гостиницы, поскольку мест для размещения в центре столицы катастрофически не хватало, во время партийных съездов все останавливались в гостинице «Москва», так, что не оставалось свободных номеров. Современный гостиничный комплекс был просто необходим.

В 1977 году "Россия" вновь установила рекорд, но на этот раз в негативном плане. Писатель-полярник Владимир Санин написал об этом целый роман, а режиссер Алексей Тизенгаузен снял документальный фильм. В результате пожара, в тушении которого участвовали 1400 пожарных, погибли 42 человека, более 1000 человек удалось спасти. После распада СССР представители новой политической элиты, российские предприниматели, зарубежные бизнесмены и туристы также предпочитали останавливаться именно в "России". В общей сложности за годы своей работы советская "гостиница номер 1" приняла более 10 миллионов гостей.

Однако в последние годы, когда в столице появились отели всемирно известных гостиничных операторов, "Россия" утратила свой суперпрестижный статус. Ожидаемое решение Новый "черный день" в истории "России" наступил в 2004 году, когда столичные власти приняли решение о сносе гостиницы. Чиновники уверяли, что гостиница обветшала, морально устарела и вообще такое строение никак не вяжется с обликом современного мегаполиса. В ноябре 2004 года мэрия провела конкурс по подбору инвестора проекта сноса гостиницы и строительства на ее месте нового многофункционального комплекса МФК. В торгах приняли участие три компании: структура концерна Strabag в тандеме с Dubai Investments, "Монаб" "дочка" "Еврофинанс Моснарбанка" и принадлежащая бизнесмену Шалве Чигиринскому "СТ Девелопмент".

Первые два участника предложили инвестировать в проект 2 и 1,45 миллиарда долларов соответственно, а Чигиринский предложил на порядок меньше - 830 миллионов долларов. Несмотря на это, конкурсная комиссия выбрала именно "СТ Девелопмент", которой предстояло построить комплекс малоэтажных зданий максимум 6 этажей общей площадью 410 тысяч квадратных метров. Для участников рынка итоги конкурса сюрпризом не стали, так как Чигиринский входил в группу девелоперов, близких к столичным властям. Наверняка, в курсе этого были и другие участники конкурса, однако на результаты торгов отреагировали они по-разному. Зарубежные инвесторы, в очередной раз подивившись загадочной русской душе, решили не ссориться с мэрией, а вот "Монаб" пошла на принцип, втянув горадминистрацию в длительный судебный процесс.

В ходе сотен заседаний в различных судах компания оспаривала буквально все, что касалось проекта: процесс формирования конкурсной комиссии, итоги конкурса, законность выделения участка, заключение инвестконтракта с "СТ Девелопмент". В итоге дочка "Еврофинанс Моснарбанка" добилась локального успеха — многие ее претензии были признаны обоснованными. Впрочем, руководители компании получили лишь моральное удовлетворение, так как мэрия нашла способ сохранить проект за собой. Сделано это было следующим образом. В 2006 году мэрия возобновила деятельность созданного в 1996 году ОАО "Россия" 100 процентов акций принадлежат правительству Москвы , которое являлось собственником гостиницы "Россия".

Смысл этого шага был в том, что имущество коммерческой организации не является государственным или муниципальным, а потому на него не распространяется законодательство, обязывающее выбирать инвестора строительства или реконструкции на аукционе или конкурсе. То есть, проведение новых торгов, на которых настаивала "Монаб", стало невозможным.

Помимо номеров здесь находилась просторная галерея и концертный зал на 2,5 тыс.

В 1977 году в гостинице случился серьезный пожар, который унес жизни 42 человек. Здание восстановили, снова принимали гостей, но к концу 1990-х уже возникла необходимость ремонта, поэтому в 2004 году гостиницу было решено снести Подробнее о советской архитектуре — на прогулках МоскваХода из цикла «Архитектурное наследие» , а также на онлайн-лекциях. Знакомьтесь с нашим расписанием и подписывайтесь на рассылку!

Огонь у стен Кремля. Нераскрытая тайна пожара в гостинице «Россия»

А еще через день, в воскресенье, 27-го, «хозяин Москвы» товарищ Гришин поставил перед архитекторами и строителями задачу: гостиницу надо восстановить к майским праздникам! Разрушив гостиницу "Россия", Москва лишилась одной из своих легенд, хотя легенда эта, по совести, город уродовала. гостиница Интересная история Москва СССР. Включенная в «Книгу рекордов Гиннесса» как самая большая гостиница Европы (номерной фонд — 3182 номера на 5300 человек) «Россия» входила в историю с массой недоделок. А гостиница «Россия» была пугающе огромная, и в Москве попросту отсутствовала пожарная и спасательная техника для такого рода сооружений.

Бывшая гостиница «Москва» в Сочи: есть ли будущее у знакового объекта курорта?

Мэр Москвы Сергей Собянин предложил премьер-министру РФ Владимиру Путину два проекта по строительству парламентского и делового центра на месте гостиницы «Россия» напротив Кремля, передает «Интерфакс». Гостиница «Россия» (Москва) являлась не только одним из известнейших отелей мира, но также символом советской эпохи. В гостинице "Россия" на 100 мест постояльцам предлагалось паровое отопление, электрическое освещение, душевые комнаты, первая в городе "подъемная машина" (лифт). Наш фильм — рассказ о гостинице "Россия" через судьбы конкретных людей, которые, как в зеркале, отразили особенности своего времени. В начале 1970-х гостиницу «Россия» включили в Книгу рекордов Гиннесса как крупнейший в мире отельный комплекс.

Гостиница «Россия» (не сохранилась)

Когда весной 2006 года начался снос гостиницы «Россия», то на ее территории тут же появились строгие люди в штатском. После открытия в 1967 году гостиница «Россия» стала самым большим отелем мира и в 1970 году была занесена в этом качестве в «Книгу рекордов Гиннеса». Гостиница «Россия» в Москве была построена в 1964‑1969 годах под руководством архитектора Дмитрия Чечулина. «Россия» — гостиница, построенная в Москве в 1964—1967 годах на месте старинного района Зарядье.

Снесли и построили заново: судьба легендарной советской гостиницы «Москва»

Долгие годы у «Москвы» была лишь одна рабочая сторона — гостиницу всегда снимали слева, под нужным градусом она и на этикетке той самой «Столичной». А все потому, что справа первое время ничего не было. И эта «Москва» не сразу строилась. Но работы закончились, а симметрии не добились. Где-то где-то нет, разные балконы и окна. Популярная байка гласит, что архитекторы сделали два проекта, поместили их на один лист бумаги и отнесли Сталину. Он якобы поставил подпись посередине. Никто не стал переспрашивать, поэтому правое крыло построили из первого проекта, левое — из второго. Это, конечно, неправда.

По одной из версий, разные фасады — памятник раздолбайству. Елизавета Лихачёва, директор Музея архитектуры им. Щусева: «Савельев и Стапран были плохими администраторами. Там был бардак.

По его мнению, пожар был умышленным. Антонов усомнился в версии о коротком замыкании, которую продвигали правоохранительные органы, и указал на многочисленные факторы, которые могли повлиять на возгорание. Мастер смены службы на вторые сутки после пожара покончил с собой. Пожар обнажил слабые места в системе пожаротушения и эвакуации, что привело к многим жертвам. Сигнал о возгорании поступил в 21:25.

На борьбу с пожаром было брошено свыше 1600 человек. Пожар одновременно возник на 5-м, 11-м и 12-м этажах северного корпуса здания и распространился по самой высокой части — Северной башне. Пожар был трудно потушить из-за отсутствия подходящей техники и оборудования.

Королевский люкс за полтора миллиона рублей — самый дорогой номер в самой дорогой гостинице России. Его площадь достигает 380 метров, помещения связаны арками и коридорами, можно заблудиться. По виду из окна несложно догадаться, что речь идет о бывшей гостинице «Москва», ее правой башне. В номере есть комната для охраны, сауна и даже ледопровод. В стене проходит труба, по ней лед идет из генератора в номера класса люкс.

На личной террасе можно в гордом одиночестве пить кофе с видом на Кремль. Один из эпизодов фильма «Цирк» снимали, когда гостиница только открылась. Она считалась лучшей, потому что советская. До «Москвы» самых статусных гостей принимали буржуйские «Националь» и «Метрополь». Татьяна Воронцова, москвовед: «Гостиница входит в парадный московский пейзаж. Долгие годы у «Москвы» была лишь одна рабочая сторона — гостиницу всегда снимали слева, под нужным градусом она и на этикетке той самой «Столичной». А все потому, что справа первое время ничего не было. И эта «Москва» не сразу строилась.

В огне, от отравления угарным газом и при попытке спастись, выпрыгивая из окон или спускаясь по простыням, погибло 42 человека. Тяжелее всего пришлось тем, кто веселился в ресторане: люди оказались в огненной ловушке и, как ни парадоксально, на ледяном ветру, проникавшем в разбитые — чтобы спастись от дыма — окна. До 21 этажа пожарные добрались лишь спустя три часа. Повезло тем, кто ходил на Райкина — к финалу в лучах прожекторов уже клубился дым, однако концерт провели до конца — во избежание паники и столпотворения. Выводили зрителей по узкому коридору, сделанному в плотном милицейском кольце, окружившем «Россию». А вокруг этого кольца собралась толпа, привлеченная заревом в районе Красной Площади. По рассказам спасателей и очевидцев, это был единственный пожар, на который оперативно прибыли самые выскопоставленные члены Политбюро: глава МВД Николай Щелоков, министр обороны Дмитрий Устинов и зловещий первый секретарь Московского горкома КПСС Виктор Гришин — именно он будет препятствовать появлению информации о пожаре в средствах массовой информации молчание советской печати провоцировало западную на самые фантастические домыслы — о тысячах погибших и танковой блокаде «России».

И настаивать на поджоге как причине возгорания. Возможно, потому, что как партийный лидер столицы был лично причастен к тому, что циклопическое здание, достроенное в 1967-м на тот момент «Россия» была самой большой гостиницей мира и удостоилась заненесния в «Книгу рекордов Гиннеса» , было сдано в эксплуатацию с многочисленными недоделками и погрешностями. Версии плодились и размножались, и официальное молчание не считая крохотной заметки в «Правде» спустя четыре дня — с соболезнованиям родным и близким погибших в результате «несчастного случая» только провоцировало слухи и диковинные конспирологические версии. Отчего пожар почти молниеносно охватил такое количество этажей, отделанных, как считали многие, невоспламеняющимися материалами? Что стало его причиной? Террористический акт неведомых «антисоветчиков», решивших «отметить» годовщину Октябрьской революции серией взрывов и пожаров? Привет легендарному коллективному роману 1920-х годов «Большие пожары».

Война абхазской и грузинской мафиозных группировок, не поделивших выручку от ставок на бегах? Банальное разгильдяйство и несоблюдение правил пожарной безопасности? Ответа, как ни странно, нет. Вывод официальной комиссии гласит: «Установить категорически и однозначно причину пожара экспертными методами не представилось возможным». Сериал «Гостиница «Россия» предложит собственную версию. Хоть и основанную на фактах и документах, но, конечно, вымышленную — странно было бы конкурировать с важной правительственной комиссией. Случай на перевале Дятлова 23 января 1959-го.

25 февраля почти полвека назад 42 человека погибли в пожаре в гостинице «Россия»

Но ещё в 2002-м году из уст одного заслуженного академика архитектурно-строительных наук, я услышал высказанный им в частной беседе прогноз о том, что если в ближайшее время гостиница Москва не будет снесена, то скоро она станет разваливаться сама… В этот период в непосредственной близости от Манежной площади происходил демонтаж массивного 22-этажного гостиничного комплекса Интурист на Тверской улице, на месте которого впоследствии была возведена гостиница The Ritz - Carlton Moscow вдвое меньшей этажности. По словам академика, это была лишь первая ласточка, за которой должна будет последовать «уже приговорённая» гостиница Москва… Я тогда сразу вспомнил недавние на тот момент события в Нью-Йорке — террористическую атаку на башни-близнецы. После их обрушения, спустя сутки, в прилегающих деловых кварталах рухнули ещё несколько массивных многоэтажных зданий. Площадь 50-летия Октября ныне: Манежная площадь. Архивное фото. Справа видна гостиница Москва, слева — высотное здание гостиницы Интурист В результате строительства подземного торгового центра уровень грунтовых вод в районе Манежной площади был искусственно существенно понижен, чтобы не допустить затопления котлована. И дубовое свайное поле под фундаментом гостиницы Москва оказалось осушенным. Деревянные сваи начали гнить.

Этот процесс мог занять ещё долгий срок, однако первые его проявления следовало ожидать уже через 10-15 лет — просадка фундаментов, трещины в стенах и т. Но тогда результат инженерной ошибки стал бы уже явным. А учитывая высказывавшиеся опасения специалистов, можно было бы говорить не об ошибке, а о сознательно допущенной халатности или даже о целенаправленной диверсии. Поэтому спустя 7 лет после строительства ТЦ «Охотный ряд» гостиница Москва была подвержена демонтажу по смешной и явно надуманной причине. Предсказание академика сбывалось на глазах. Следы «диверсии» в ходе реконструкции были тщательно подчищены — так под новым зданием появилась гигантская многоуровневая автостоянка. В том же 2004-м году «неожиданно» сгорело здание Манежа.

Это были два самые близко расположенные к ТЦ «Охотный ряд» массивные капитальные строения. Оба — памятники архитектуры. Пожар в здании Манежа. Архивное фото Полностью выгоревшее здание Манежа. Архивное фото По официальной версии, пожар начался на крыше вследствие короткого замыкания и уже через 15-20 минут охватил площадь в 9 000 м 2 , в результате чего здание выгорело полностью. Однако председатель комитета по культуре Москвы Сергей Худяков заявил тогда агентству «Интерфакс», что никакой проводки, а также электроприборов на крыше Манежа не было. Уже на следующий день после пожара Лужков выступал на московском телеканале, представляя публике проект реконструкции здания Манежа на новый «современный» лад.

Там были чертежи, планы, разрезы и даже макет с благоустройством. И, конечно же, под обновлённым зданием появился новый, «спасительный» подземный уровень. Но неужели эта объёмная проектная работа была сделана всего за одну послепожарную ночь!? Манежная площадь. Космическая съёмка 2003 года P. В 2005 году я проектировал московскую квартиру для одного галериста. Он содержит в Германии частный музей советской фотографии 20-30-х годов и конструктивистского искусства.

Богатый человек. Тот ещё «жук» — своего ни за что не упустит. Содержимое интерьеров бывшей гостиницы Москва сталинский ампир крайне интересовало его, как коллекционера. Он включил все свои связи, чтобы попытаться выйти на тех, у кого можно было бы приобрести эти предметы — люстры, двери, мебель, посуду, живопись в каждом номере гостиницы и в коридорах висело по нескольку картин в стиле советского реализма ; словом, его интересовало абсолютно всё. Помню, как он с нескрываемой досадой и огромным удивлением рассказывал мне, что не смог найти никаких концов, даже намёка на то, в чьих руках в итоге оказались все эти предметы. Всё, что находится сейчас в интерьерах новодела — дешёвые турецкие поделки из говна и пластика. Ни на одном аукционе и ни в одной частной коллекции эти предметы с тех пор не всплыли.

Как выглядела легендарная советская гостиница, попавшая в Книгу рекордов Гиннесса Москва вечерняя. Гостиница «Россия». Он будет открыт на месте снесенной в 2006 году гостиницы «Россия», историю которой вспоминает «РБК-Недвижимость». Гостиница «Россия» появилась на месте непостроенной восьмой сталинской высотки в старом московском районе Зарядье, почти полностью уничтоженном в 1940-е годы. Вид на старый Москворецкий мост и Зарядье. Он торопился с завершением первой, поскольку хотел целиком сосредоточиться над главным проектом своей жизни — гигантским небоскребом прямо под стенами Кремля. К началу 1953 года уже был возведен фундамент и стальной каркас до восьмого этажа.

Однако после смерти Сталина проект был заморожен. Проект высотки в Зарядье по проекту Дмитрия Чечулина «Есть различные конспирологические версии, почему так произошло, но в действительности все объясняется просто: на реализацию столь масштабного проекта в стране не хватало ни денег, ни материалов, ни рабочих рук, поскольку все ресурсы были направлены на строительство высотки в Варшаве. Для самого Чечулина это стало огромным ударом, и руководство страны это понимало. Неслучайно спустя 15 лет с архитектором «расплатились», отдав ему строительство Белого дома — к этому времени Чечулин уже не занимал никаких высоких постов и формально имел мало шансов получить столь масштабный проект. Власти просто решили таким образом извиниться за то, что высотка в Зарядье так и не была построена», — говорит историк, профессор кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ Юрий Волчок. Строительство гостиницы «Россия». Во время партийных съездов они по традиции размещались в гостинице «Москва», занимая все этажи, так что даже народным артистам, музыкантам и другим именитым гостям не всегда удавалось заполучить свободный номер.

Требовался современный гостиничный комплекс в самом центре столицы, способный разместить не одну тысячу постояльцев. Его проектирование поручили группе архитекторов под руководством все того же Дмитрия Чечулина. Архитектор, до того времени прочно ассоциировавшийся со сталинским ампиром, стал автором одного из самых узнаваемых памятников советского модернизма. Возвести здание решили на фундаменте, оставшемся от высотки в Зарядье металлический каркас к тому времени уже был разобран и использован при строительстве стадиона «Лужники». Хрущев же, придя к власти, открыл Кремль, а в двух шагах от него построил гостиницу, как бы приглашая в Москву весь мир. Так что выбор места строительства «России» — очень символический жест», — объясняет историк архитектуры Наталья Самовер. Двухкомнатный номер в западном корпусе гостиницы «Россия».

Грановский и А. Благодаря этому вместимость гостиницы выросла почти до 3 тыс.

Он прикусил этот сладкий мокрый кусочек, пососал и впихнул ей обратно. Потом сидели, болтали, доедали фрукты и сладости и тайком друг от друга поглядывали на часы. В «Москве», конечно, было интереснее. Тяжелая, гобеленом обитая мебель, тяжелые занавески, наркомовская лампа и граненый графин на столе, тусклые кроватные спинки, фанерованные под красное дерево. Казалось, что на дворе семидесятые самое позднее, а то и вовсе сороковые.

Олег Сергеевич весь молодел от такой обстановки, и однажды посадил голую Галину Глебовну в кресло, и катал по номеру, потому что кресло оказалось на колесиках, и они всячески ласкались, глядя на окна Госдумы. Но главное — в «Москве» в холле был магазинчик, где продавались мытые фрукты. Четыре толстые сливы в картонном лоточке, затянутые пленкой, — и как приятно было пальцем эту пленку рвать с веселым чпоком. С тех пор они полюбили сливы в перерыве. Еще в «Москве» не спрашивали пропуск. Олег Сергеевич оплачивал сутки, дожидался Галину Глебовну, и они шли к лифту под ленивым взглядом охранника. Потом «Москву» сломали.

А еще раньше сломали «Интурист» в начале Тверской, высокую дурацкую стекляшку, правильно сломали в смысле красоты сейчас там тоже дурацкий, но все-таки архитектурно более пригожий «Карлтон» — сломали правильно, но очень жалко, потому что это была их первая гостиница в Москве. Они познакомились в Берлине, случайно, честное слово. Олег Сергеевич был на конференции по психологии бизнеса, он был, как нынче говорят, коуч, то есть советник-без-специальности, про все вообще и ни про что конкретно — он это с большой самоиронией рассказал Галине Глебовне в их первую встречу. Они вдруг столкнулись в кафе под навесом, у Французской церкви — именно столкнулись, она резко повернулась от стойки и налетела на него, уронила стакан с соком и сказала «блин! Она приехала на семинар молодых поэтов. Молодых в смысле начинающих — с такой же самоиронией объяснила она. О, эти бескорыстные старатели, которые издают за свой счет тоненькие книжки в топырящихся обложках, зато с изысканными названиями.

Еще смешнее, что Олег Сергеевич сам был писатель. Коучинг-терапия-консультации — это для денег и отчасти для познания людей. Но главное — проза. Уже четыре книги. Два романа и два сборника повестей. Он назвал свою фамилию. Она не слышала.

Про ее стихи он тоже ничего не слышал. Удивился, что она остановилась в Four Seasons на Шарлоттенштрассе. Потом она ему объяснила, в чем дело. Муж богатый. Зовут Станислав Витольдович, как фамилия — неважно. Раньше она была замужем совсем по-другому: вышла за одноклассника. Родители — не пойми кто, и сам бестолочь.

Поэт, студент, двоечник, денег нет, холодильник пустой, зато всю ночь стихи, Мандельштам, Введенский, и все такое прочее, сигареты и крепкий чай, заваривали прямо в чашку, любила его изо всех сил, всё прощала! Самое страшное прощала: что денег нет. А Станислав Витольдович красиво ухаживал. Розы у порога. Машина у подъезда. Станислав Витольдович лет через двадцать вдруг резко изменился. Ушел из бизнеса, все продал, купил дачу под Троицком и стал проживать нажитое, как он выражался.

Ходил по дому в халате, много курил, редко брился и все смотрел с балкона во двор. Кричал: «Галюся, как этот цветок называется?

Торговый отдел «Черный параллелепипед» советского конструктивизма было задумано возвести на месте, которое еще в средневековой Белокаменной играло роль огромного торгового центра. Имидж у места был неважным, ибо в дохристианские времена на Боровицком холме, называемом тогда Ведьминой горой, располагались сразу два языческих капища — богов Велеса-Святобора и Купалы. С известным набором языческих обрядов волхвования и принесения жертв. Усилившееся на Руси православие древнюю веру на Ведьминой горе опасалось сразу притеснять, капище не палило, а лишь на этом месте воздвигло собор святого Уара — единственного в христианстве покровителя некрещенных. Он простоял до середины XIX века. Саму гору по имени Святобора переименовали в Боровицкий холм и постепенно заселили торговцами. Близость к Москва-реке сначала сделало это место на холме стихийным портовым торжищем, а после возведения стены Китай-города вдоль ее берега хаотические прилавки были упорядочены складами и лавками ремесленников, земцев, мелких негоциантов. Находившийся за основными торговыми рядами вдоль Москворецкой улицы район получил наименование Зарядье.

Неслучайно именно отсюда, с Солянки и Яузского моста, начался знаменитый пожар Москвы 1812 года — факт достаточно символичный в свете будущей трагедии, случившейся 165 лет спустя. Полыхавшее Зарядье однажды уже стало своеобразным символом дореволюционной Москвы. Выгоревшее в 1812 году дотла Зарядье вновь обстроилось лавками и домами торговцев и еще целый век оставалось огромным столичным супермаркетом площадью в несколько десятков гектаров. В 1930-е годы здесь возникло несколько проектов перестройки Зарядья с возведением циклопического, самого высокого в Европе, Дома наркомата тяжелой промышленности: 32 этажа, 3780 комнат, 2 миллиона квадратных метров. Но у страны в тот момент оказались более важные задачи. К тому же сам нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе покончил с собой, дабы не угодить в проскрипционные списки земляка, а без него проект просто был положен под сукно… Сразу после войны к идее суперстроений вернулись. За нее взялся главный архитектор Москвы Дмитрий Чечулин. Согласно его плану реконструкции сильно пострадавшей от бомбежек Москвы, приземистые каменные домишки портных, сапожников, картузников, скорняков, кошелевщиков, пуговичников и прочих предстояло снести, освободив пространство к Москве-реке, а на этом месте возвести сталинскую высотку — 275-метровый 32-этажный административный колосс на 2 тысячи кабинетов. Проект был одобрен. К памятной дате 800-летия основания Москвы в 1947 году ее начали планомерно разрушать.

На месте будущего монстра возвели грандиозный цоколь-стилобат с двухъярусным бетонным бомбоубежищем готовились к ядерной войне и подземным ходом в Кремль и к Москве-реке. К весне 1953 года корпуса выросли до восьмого этажа. Но тут строительство прервала еще одна смерть — на этот раз уже идейного вдохновителя советских небоскребов Сталина. Строительные процессы были остановлены, железные конструкции несостоявшегося небоскреба в Зарядье были перенесены в Лужники и пошли на возведение главного стадиона страны. Однако грандиозный стилобат в центре города остался. Демонтировать его железобетонные «ноги» со всегда актуальным бомбоубежищем и подземными ходами было и нерационально, и сложно по техническим соображениям. Тем более в начале 1960-х годов резко обострилась внешнеполитическая обстановка, и мир завис на грани ядерной войны с непредсказуемым исходом. Поэтому Никита Хрущев, лично распорядившийся остановить стройку после смерти Сталина, теперь уже отдал приказ возобновить строительство на готовом стилобате, но уже здания крупнейшей в Европе гостиницы. Аккурат в последний год собственного правления, в 1964 году. Подарок к юбилею Проект суперотеля поручили тому самому архитектору Чечулину, который едва не слег с инфарктом в 1954 году после замораживания строительства выпестованного детища.

Бывший главный зодчий Москвы специализировался на крупномасштабном административном домостроении, и гостиницы для него были делом новым. К тому же периметр стилобата диктовал определенные рамки и размеры, требовавшие строго определенной геометрии будущего отеля. Чечулин отправился в заграничную командировку, чтобы изучить опыт строительства отелей семейства «Хилтон» и хоть как-то адаптировать бетонного монстра к новым целям. Он как мог постарался перепрофилировать несостоявшийся «домтяжмаш» под жилое строение, но как ни бился, все равно выходило некое подобие «русского Пентагона» — конструктивистский параллелепипед с окнами-близнецами на всех этажах. Далекий от искусства Никита Хрущев поскреб в затылке и росчерком карандаша постановил нарастить размеры параллелепипеда еще на три этажа, чтоб уж точно не напоминал самое мрачное здание вероятного противника. Чечулина тогда чуть второй раз не хватил удар, но со стучащим башмаком главой государства он спорить не стал. Проект утвердили в виде комплекса из четырех 12-этажных корпусов с более высокой 23-этажной северной башней, концертным залом на 2500 мест и кинотеатром «Зарядье» в стилобате общая площадь 250 тысяч квадратных метров. Уже тогда предполагалось, что самая большая в Европе гостиница, раскинувшаяся на 13 гектарах Зарядья, будет визитной карточкой не только Москвы, но и всего Советского Союза. Строительство началось перед самым снятием Хрущева со своих постов и продолжалось почти три года. Как шел сам процесс, можно только догадываться, ибо традиционная советская штурмовщина требовала, чтобы важнейший объект обязательно сдали к юбилею — 50-летию Советской власти.

Впрочем, тут имел место еще один важный аспект, далекий от зодчества. Как раз к комсомольцам примыкал тогдашний глава Московского горкома партии Николай Егорычев, вступивший в разногласия с Политбюро по вопросам внешней политики и обороноспособности страны. В то же время бывший второй секретарь МГК Виктор Гришин, глава советских профсоюзов, как раз был в брежневской команде и прекрасно понимал, что с его энергией и напором необходим лишь эффектный ход к юбилейной дате, который стал бы последним шагом для претендента на уже ходившее ходуном под Егорычевым кресло главы МГК. Постройка «выставочной» гостиницы, которую было бы видно даже из Большого Кремлевского дворца, под кураторством профсоюзного лидера как раз и должна была стать тем самым шагом. Именно его усилиями и неуемной энергией менее чем за три года бешеной гонки вырос «русский Пентагон» на бывшей Ведьминой горе. Возвести столь значимый объект в кратчайший срок, да еще с соблюдением всех строительных норм, было немыслимо. Жертвовали качеством, понимая, что начальство, которому зачем-то понадобилась эта гонка, все равно прикроет и с кем надо договорится. А недоделки — обычное явление при советской штурмовщине: потом исправим. В итоге в начале 1967 года акт приемки комплекса не был согласован едва ли не с половиной надзорных инстанций. Набралось около десятка страниц с описанием недоделок.

Не подписали акт и пожарные, отметив свое «особое мнение» по безопасности объекта. По свидетельству очевидцев, Гришин буквально вытолкал всех несогласных за дверь и отправился торжественно перерезать ленточку. А уже 27 июня въехал в горком на освободившееся место Егорычева. Включенная в «Книгу рекордов Гиннесса» как самая большая гостиница Европы номерной фонд — 3182 номера на 5300 человек «Россия» входила в историю с массой недоделок… Сигнал с радиоузла Десять лет безоблачного правления в столице Виктора Гришина гостиница «Россия» поражала москвичей и зарубежных гостей своими размерами и несуразными формами. За это время через нее прошли миллионы постояльцев. В номерах снималась шпионская «Ошибка резидента», в ресторане на 22-м этаже под шум кинокамеры лихо отплясывали Валико и Рубик-джан из «Мимино». Выступать в концертном зале гостиницы, втором по престижности после Колонного зала Дома Союзов, считали за честь главные звезды советской эстрады. Что было далеко не так просто, ибо даже самый большой в СССР отель никогда не пустовал. Тем более что обилие иностранцев делало его важным объектом для работы спецслужб. Теперь уже не секрет, что у КГБ в «России» существовали отдельные номера для собственных сотрудников и номера, в стены которых была вмонтирована подслушивающая аппаратура для особо значимых персон, которых тут селили.

Гостиница работала, но и через десять лет после ее ввода в эксплуатацию никто не удосужился ликвидировать те недоделки, с которыми объект принимали под юбилей. Сдали и забыли, надеясь на авось. Пожарные ежегодно представляли дирекции свои грозные требования об устранении недостатков, на что те просто махали рукой. Последнее предупреждение от пожнадзора потупило аккурат в утро перед трагедией.

Демонтаж гостиничного комплекса провели в период с 2006 по 2007 годы. Дело оказалось не простым. Исходя из расположения, взрывные работы на объекте производить было нельзя из-за близкого расположения к Кремлю и другим архитектурным шедеврам по улице Варварке.

Для демонтажа 5-ти верхних уровней задействовали мощные башенные краны, установленные на время работ на специально построенные для этого колонны. Стоит отметить, что масса одной панели, из которых и была выстроена гостиница «Россия», составляла порядка 8 тонн. Часть из них демонтировали целиком, а некоторые, из-за большого удаления от оси крана, пришлось разрезать пополам. Пять нижних уровней разломали, задействовав спецтехнику. Проектов обустройства территории было несколько, но не один из них не утвердили. Именно поэтому, в историческом месте Москвы до сих пор стоит обнесенный забором пустырь. В 2012 году, 20 января, Владимир Владимирович Путин предложил властям города подумать над устройством в этом месте парковой зоны.

Гостиница "Россия" в Москве

Гостиницу «Россия» в Москве демонтировали в результате крупного пожара, произошедшего в здании 25 февраля 1977 года. Спустя десятилетие после сноса гостиницы «Россия» вспоминаем, как решалась судьба застройки участка в историческом районе Москвы. Несмотря на то, что у «России» практически сразу появилось множество критиков и противников, полагавших, что вторжение гигантского комплекса в историческую часть Москвы нарушает ее архитектурный ансамбль, для советских властей новая гостиница была предметом гордости.

Какие тайны скрывала самая знаменитая советская гостиница «Россия»

Снос Зарядья. На первом плане ц. Николы Мокрого в Зарядье. Фото нач. На заднем плане — строительство высотки. Вид с Варварки. Зарядье радостно снесли.

Не так чтобы полностью, но большую часть. А вот с башней не сложилось, хотя и стилобат выстроить успели, и нулевой цикл завершили, и даже стальной каркас до восьмого этажа возвели позже он был частично использован при строительстве Центрального стадиона в Лужниках. Но умер Сталин и стало не до высоток я хоть и иронизирую, но проект-то очень интересный был, только что совершенно не на месте. Фото сер. Разборка построенных восьми этажей несостоявшейся высотки. Мачта ЛЭП видна, а их в кон.

Плюс неоднократно читал, что частично каркас для Лужников использовали см. Лужники давно уже построили. И на ряде снимков конца 1950-х гг. Строить начали стекло-бетонные сараи. И в Зарядье решили построить гостиницу. На фундаментах несостоявшейся высотки.

Архитектором позвали всё того же Чечулина. А посему в начале 1960-х остатки Зарядья доломали окончательно. Фото 1960 г. Второй этап сноса Зарядья. Точнее даже третий.

К памятной дате 800-летия основания Москвы в 1947 году ее начали планомерно разрушать. На месте будущего монстра возвели грандиозный цоколь-стилобат с двухъярусным бетонным бомбоубежищем готовились к ядерной войне и подземным ходом в Кремль и к Москве-реке. К весне 1953 года корпуса выросли до восьмого этажа. Но тут строительство прервала еще одна смерть — на этот раз уже идейного вдохновителя советских небоскребов Сталина. Строительные процессы были остановлены, железные конструкции несостоявшегося небоскреба в Зарядье были перенесены в Лужники и пошли на возведение главного стадиона страны. Однако грандиозный стилобат в центре города остался. Демонтировать его железобетонные «ноги» со всегда актуальным бомбоубежищем и подземными ходами было и нерационально, и сложно по техническим соображениям. Тем более в начале 1960-х годов резко обострилась внешнеполитическая обстановка, и мир завис на грани ядерной войны с непредсказуемым исходом. Поэтому Никита Хрущев, лично распорядившийся остановить стройку после смерти Сталина, теперь уже отдал приказ возобновить строительство на готовом стилобате, но уже здания крупнейшей в Европе гостиницы. Аккурат в последний год собственного правления, в 1964 году. Подарок к юбилею Проект суперотеля поручили тому самому архитектору Чечулину, который едва не слег с инфарктом в 1954 году после замораживания строительства выпестованного детища. Бывший главный зодчий Москвы специализировался на крупномасштабном административном домостроении, и гостиницы для него были делом новым. К тому же периметр стилобата диктовал определенные рамки и размеры, требовавшие строго определенной геометрии будущего отеля. Чечулин отправился в заграничную командировку, чтобы изучить опыт строительства отелей семейства «Хилтон» и хоть как-то адаптировать бетонного монстра к новым целям. Он как мог постарался перепрофилировать несостоявшийся «домтяжмаш» под жилое строение, но как ни бился, все равно выходило некое подобие «русского Пентагона» — конструктивистский параллелепипед с окнами-близнецами на всех этажах. Далекий от искусства Никита Хрущев поскреб в затылке и росчерком карандаша постановил нарастить размеры параллелепипеда еще на три этажа, чтоб уж точно не напоминал самое мрачное здание вероятного противника. Чечулина тогда чуть второй раз не хватил удар, но со стучащим башмаком главой государства он спорить не стал. Проект утвердили в виде комплекса из четырех 12-этажных корпусов с более высокой 23-этажной северной башней, концертным залом на 2500 мест и кинотеатром «Зарядье» в стилобате общая площадь 250 тысяч квадратных метров. Уже тогда предполагалось, что самая большая в Европе гостиница, раскинувшаяся на 13 гектарах Зарядья, будет визитной карточкой не только Москвы, но и всего Советского Союза. Строительство началось перед самым снятием Хрущева со своих постов и продолжалось почти три года. Как шел сам процесс, можно только догадываться, ибо традиционная советская штурмовщина требовала, чтобы важнейший объект обязательно сдали к юбилею — 50-летию Советской власти. Впрочем, тут имел место еще один важный аспект, далекий от зодчества. Как раз к комсомольцам примыкал тогдашний глава Московского горкома партии Николай Егорычев, вступивший в разногласия с Политбюро по вопросам внешней политики и обороноспособности страны. В то же время бывший второй секретарь МГК Виктор Гришин, глава советских профсоюзов, как раз был в брежневской команде и прекрасно понимал, что с его энергией и напором необходим лишь эффектный ход к юбилейной дате, который стал бы последним шагом для претендента на уже ходившее ходуном под Егорычевым кресло главы МГК. Постройка «выставочной» гостиницы, которую было бы видно даже из Большого Кремлевского дворца, под кураторством профсоюзного лидера как раз и должна была стать тем самым шагом. Именно его усилиями и неуемной энергией менее чем за три года бешеной гонки вырос «русский Пентагон» на бывшей Ведьминой горе. Возвести столь значимый объект в кратчайший срок, да еще с соблюдением всех строительных норм, было немыслимо. Жертвовали качеством, понимая, что начальство, которому зачем-то понадобилась эта гонка, все равно прикроет и с кем надо договорится. А недоделки — обычное явление при советской штурмовщине: потом исправим. В итоге в начале 1967 года акт приемки комплекса не был согласован едва ли не с половиной надзорных инстанций. Набралось около десятка страниц с описанием недоделок. Не подписали акт и пожарные, отметив свое «особое мнение» по безопасности объекта. По свидетельству очевидцев, Гришин буквально вытолкал всех несогласных за дверь и отправился торжественно перерезать ленточку. А уже 27 июня въехал в горком на освободившееся место Егорычева. Включенная в «Книгу рекордов Гиннесса» как самая большая гостиница Европы номерной фонд — 3182 номера на 5300 человек «Россия» входила в историю с массой недоделок… Сигнал с радиоузла Десять лет безоблачного правления в столице Виктора Гришина гостиница «Россия» поражала москвичей и зарубежных гостей своими размерами и несуразными формами. За это время через нее прошли миллионы постояльцев. В номерах снималась шпионская «Ошибка резидента», в ресторане на 22-м этаже под шум кинокамеры лихо отплясывали Валико и Рубик-джан из «Мимино». Выступать в концертном зале гостиницы, втором по престижности после Колонного зала Дома Союзов, считали за честь главные звезды советской эстрады. Что было далеко не так просто, ибо даже самый большой в СССР отель никогда не пустовал. Тем более что обилие иностранцев делало его важным объектом для работы спецслужб. Теперь уже не секрет, что у КГБ в «России» существовали отдельные номера для собственных сотрудников и номера, в стены которых была вмонтирована подслушивающая аппаратура для особо значимых персон, которых тут селили. Гостиница работала, но и через десять лет после ее ввода в эксплуатацию никто не удосужился ликвидировать те недоделки, с которыми объект принимали под юбилей. Сдали и забыли, надеясь на авось. Пожарные ежегодно представляли дирекции свои грозные требования об устранении недостатков, на что те просто махали рукой. Последнее предупреждение от пожнадзора потупило аккурат в утро перед трагедией. Однако повешенное на стене ружье в виде конструкционных недоделок рано или поздно должно было выстрелить. И пальнуло оно так, что вся столица содрогнулась. Вечером в пятницу, 25 февраля 1977 года Москва и ее гости наслаждались заслуженным за рабочую неделю отдыхом. Счастливчики, сумевшие достать билеты на концерт Аркадия Райкина, битком набили зал на 2600 местах по списку странным образом оказались около трех тысяч зрителей. Великий актер рассказывал историю своего посещения «Греческого зала», отчего публика буквально каталась по полу со смеху. А в ресторане на 22-м этаже, в банкетном зале северной высотной пристройки, окна которого выходили на изящные церкви Варварки тогда еще улицу Стеньки Разина , группа выпускников механического факультета МВТУ имени Баумана отмечала 20-летие выпуска. Пришли 26 человек и веселились от души. Всего же в переполненном зале ресторана гуляли до 250 человек. Бойкие официанты лихо подносили из-под полы посетителям запасы импортного алкоголя, оставшегося после празднования Дня Советской Армии и Военно-морского флота. Веселились и постояльцы в своих номерах — пятница в СССР всегда была поводом для особого отдохновения души и тела. Впоследствии пожарные и спасатели отмечали, что очень многие из жильцов были изрядно навеселе и слабо ориентировались в происходящем. Видимо, очень радовались за космонавтов «Союза-24» Виктора Горбатко и Юрия Глазкова, репортаж о возвращении которых как раз в это время транслировали по центральному телевидению. Свои поводы для веселья были в радиоузле так называемая служба слабых токов на пятом этаже северного корпуса. К двум дежурным смены пришли в гости два приятеля, которые привели с собой дам. Понятное дело, пятница-развратница, пришли не только чаю попить — гульба шла вовсю. Дабы освежиться, кто-то из гостей включил в соседней комнате кофейник, но за очередным тостом о нем забыли. Видимо, нашлись дела поважнее.

И тут нужно еще учитывать, что цифры эти занижены: фактически смертей было больше. В последующие дни в больницах умерло еще около 20 человек, привезенных из «России». Однако этих покойников зарегистрировали в официальных документах уже по другому разряду: тогда существовало правило, согласно которому, если пострадавший от возгорания скончался более, чем через 5 суток, он уже не учитывался в списках погибших на данном пожаре. Самой гостинице нанесен был очень серьезный ущерб. Полностью выгорело 87 номеров, сотни других пострадали от воды, на первом этаже обрушились подвесные потолки, во всем северном корпусе практически не осталось целых стекол... Но уже через день, 27 февраля перед специально собранными архитекторами и строителями выступил товарищ Гришин. Тогдашний хозяин столицы распорядился: гостиницу надо восстановить к майским праздникам, поскольку уже 6 мая в Москве открывается Съезд профсоюзов, а его участников и гостей в том числе и иностранцев! Все заказы на материалы, на оборудование выполнялись моментально, по первому требованию. В итоге отремонтированное здание было готово к 29 апреля. Правда подобная стахановщина стоила огромных денег. Только по официальным документам в восстановление северного корпуса вбухали около 20 миллионов рублей, фактические расходы были чуть ли не вдвое больше. О чудовищном пожаре «России» официальные советские рупоры информации поначалу вообще не сообщали. Зато по Москве поползли слухи о каких-то криминальных междоусобицах, в ходе которых бандиты подожгли гостиничные номера, где жили их противники. Между тем, следствие по делу о пожаре началось в буквальном смысле по горячим следам. Работники Прокуратуры, товарищи из органов ходили по разоренным огнем этажам, опрашивали пожарных, постояльцев, сотрудников отеля... Но еще пару дней спустя всякая возможность провести доскональное расследование причин катастрофы и вовсе исчезла. По распоряжению сверху в «Россию» был направлен полк гражданской обороны, солдаты проводили тотальную уборку в северном корпусе, готовя его к срочному ремонту. В ходе этой зачистки исчезла основная масса вещественных доказательств, которые могли бы помочь разобраться в причинах пожара. На верхнем этаже я нашел и показал следователю очень характерное повреждение: толстая алюминиевая коробка дверного проема, ведущего на центральную лестницу, с одной стороны проплавлена насквозь, и края этой дыры вывернуты вовнутрь — явный след какого-то очень мощного огненного факела. Сотрудник прокуратуры только хмыкнул и пошел дальше. А уже на следующее утро этот алюминиевый косяк исчез бесследно. Через несколько дней после трагедии газета «Правда» опубликовала кратенькое официальное обращение Политбюро и Совета Министров с соболезнованиями родным и близким граждан, погибших в результате несчастного случая в гостинице «Россия». Но если «наверху» уже сказали, что имел место несчастный случай, разве могут появляться какие-то иные выводы?! Оставалось только найти подходящую причину и кого-нибудь примерно наказать. Первыми попало под раздачу руководство отеля: директора и главного инженера отстранили от должностей. Однако требовались и непосредственные виновники трагедии. Сначала следствие ухватилось было за версию с лифтами, — мол, закоротило провода где-то в лифтовом электрооборудовании, и отсюда по шахтам пламя пошло на этажи. Но специалисты финской фирмы, которая делала эти пассажирские подъемники, доказали полное «алиби» своей техники: кабины и прочие конструкции были сделаны, оказывается, из негорючих материалов. Тогда выдвинули иное предположение: огонь появился сперва в комнате гостиничного радиоузла, расположенной на 5 этаже как раз по соседству с шахтами лифтов. Якобы кто-то из сотрудников оставил без присмотра включенный в розетку паяльник. На заседании Мосгорсуда, состоявшемся 5 мая 1978 года, по обвинению в халатности начальника гостиничной Службы слабых токов приговорили к 1,5 годам заключения, а его старшему инженеру дали год. Вот только те, кто хоть немного был в курсе дела, в роковую роль паяльника не верили. Кому был нужен теракт? Катастрофа в «России» менее всего напоминала последствия банального бытового возгорания. В первую очередь вызывает недоумение скорость распространения огня. Судя по рассказам пожарных, буквально за 10-15 минут пламя успело охватить 8 верхних этажей огромного корпуса. Это озадачило даже самых опытных специалистов. Виталий Мазурин: «Когда следователи спрашивали меня, каким образом огонь мог так быстро перекинуться из одного конца 240-метрового корпуса в другой его конец, я им прямо отвечал: такое возможно, если по всему коридору разложить поленья сухих дров! Но даже в этом случае пожару понадобилось бы на путешествие в несколько сот метров немало времени». Попытки объяснить «реактивность» пожара в «России» были: все дело, мол, в обилии горючих материалов, использовавшихся при отделке интерьеров гостиницы: синтетические ковровые покрытия на полах, моющиеся обои на стенах номеров. Кроме того существовала версия, что огонь легко проникал с этажа на этаж по вентиляционным коробам, в которых накопилось много горючих отложений, и по стоякам, где проходили внутренние коммуникации. Виталий Мазурин: «Если где-то на стенках вентиляционных магистралей и образовались наслоения жира или синтетического ворса, они могли только медленно коптить. Мы специально проверяли это на эксперименте, когда шло расследование. И синтетические материалы на стенах и полах гостиницы обладали весьма плохой горючестью. Оказавшись в зоне огня, они не вспыхивали, а начинали плавиться. Подтверждение тому я видел собственными глазами, когда ходил по северному корпусу на следующий день после пожара: ковровые покрытия были мокрые, грязные, в них образовались от высокой температуры дырки, но следов горения этой синтетики я нигде не встретил. Обои оказались сильно закопченными и местами просто оплавились. Что же касается распространения огня по зданию через коммуникации... Приведу лишь несколько фактов. Начиная с открытия гостиницы в 1967 году, в ней случилось более сотни возгораний и пожаров от утюгов, кипятильников и прочих электробытовых приборов. Но практически все они закончились лишь небольшим переполохом, в худшем случае — выгоревшей обстановкой в комнате». Все эти факты заставляют задуматься о теракте — преднамеренном поджоге огромной столичной гостиницы. И факты, говорящие именно об этом, корреспонденту «МК» довелось услышать. Василий Лященко: «Россия» была оборудована системой автоматического обнаружения пожара.

Воспоминания детства» в социальной сети «ВКонтакте» старое фото гостиницы «Россия» вызвало ностальгию у москвичей. Снимок, по словам автора поста, был сделан в 2000 году. Многие юзеры вспомнили, как отмечали в этом здании свои свадьбы и другие праздники. Кому-то довелось бывать там и по иным поводам.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий