Новости объясните в чем состояла кодификация законов

Задачей II отделения канцелярии стало упорядочение законодательства (кодификация законов) и подготовка единого Свода законов. За масштабную кодификацию многочисленных указов и законов впервые взялся Сперанский.

Развитие права и кодификация советского законодательства

Малоземельные крестьяне переселялись на свободные земли. Были сделаны попытки улучшить положение крепостных крестьян. В 1847 г. В 1825 г. Стоимость бумажных ассигнаций падала. Канкрин хотя и был консерватором, не хотел глубоких реформ, но считал, что Россия должна жить по средствам и возможностям.

Но теперь же все это уходило в историю, а после и во все заменялось однотипным правом социалистической направленности. Пережитком прошлого еще на какие-то годы оставалось только деяние шариата в определенных мусульманских районах.

Замечание 1 Стоит отметить, что образование СССР в свое время повлекло к появлению новой системы правового порядка — права союзного государства, которое имело тесную взаимосвязь с правовыми системами республик союзного характера. Правовое развитие нуждалось в своего рода совершенствовании не только в плане содержания, но также и в форме законов. Ведь издание каких-либо законов по конкретным отдельным вопросам, свойственное, например, системе англо-американской направленности, является менее совершенной формой организации правового материала. Что же касается, советского государства, то оно избрало специальный метод оформления правовых норм, который достаточно хорошо известен еще дореволюционному российскому праву — кодификацию законодательства. Кодификации советского законодательства Необходимость в кодификации в первую очередь определялась тем, что за послеоктябрьские годы происходило достаточно большое накопление материала правового характера, который в свое время, оставаясь во все не систематизированным, стал труднодоступным даже для юристов. Помимо этого уже не в одной отрасли законодательства имелись определенные пробелы, которые было необходимо восполнить. Поэтому, нужно было также учесть и при этом внести конкретные изменения в соответствии с новой обстановкой исторической направленности.

Замечание 2 Если обратиться к кодексам, то можно узнать, что они были призваны оформить, а также закрепить советскую правовую систему и при этом сделать все для обеспечения единства закона для всего государства, дать наиболее верные формулировки норм по сравнению с первыми революционными документами Советского государства. Потребность в данных действиях появилась еще в середине 1918 года, в тот момент когда и началась работа по кодификации советского законодательства. Тем не менее, в конкретных условиях интервенции и войны Гражданского характера работы кодификационной направленности не смогли получить необходимого размаха. Но все таки потребность в мобилизации всех людских резервов на борьбу с врагом вынудила совершить ликвидирование отделов кодификации в Наркомате юстиции РСФСР. После того как военные действия были прекращены война была окончена кодификационная работа была возобновлена. Если вспомнить года, когда все это происходило, то стоит учесть, что в 1919-1920 году происходил процесс накопления опыта, в то время как 1922-1923 год отметились в истории советского права, как годы разработки и, конечно, принятия кодексов. Директивой для осуществления процесса развертывания достаточно широкой работы кодификационного характера явилось специальное решение 11 конференции РКП б об конкретных очередных задачах каких-либо партий в связи с необходимым восстановлением хозяйства 1921 год декабрь месяц.

Замечание 3 В данном решении отмечалось, что потребность установить во всех областях жизни определенные строгие начала революционной законности, а также выразить в законе и при этом защищать в судебном порядке формы отношений, которые являются новыми, появившиеся в процессе революции и на почве проводимой властью политики экономической направленности, с целью поднятия на требующийся уровень работу судебных учреждений Советской Республики. Данный замысел был законодательно закреплен 9 Всероссийским съездом Советов в определенном постановлении о предварительных итогах новой экономической политики. Проблема кодификационных работ Главная проблема работ кодификационного характера легла на отдел законодательных предположений, а также кодификаций Наркомата юстиции РСФСР. К кодификации были привлечены все необходимые специалисты из иных компетентных ведомств. Лица, которые являются работниками данных ведомств гораздо лучше знали соответствующие отрасли права, имели наиболее тесную связь с практикой относительно вопросов труда, а также землепользования, лесного хозяйства. Замечание 4 Стоит отметить тот факт, что кодификации советского права достаточно много внимания уделял В. Именно Ленин в свое время давал определенные принципиальные указания в процессе составления Гражданского кодекса, принимал какое-либо участие в работе над Уголовным кодексом, высказывал конкретные замечания относительно иных законов.

Характерной чертой работ кодификационной направленности являлось широкое привлечение к ним практических работников юстиции, включая местных лиц, которые являются представителями других ведомств, а также рядовых рабочих и крестьян. Кодексные проекты рассылались на заключение наркоматам и иным органам государственной власти, конкретным общественным организациям. В процессе подготовки, например, кодекса Уголовной направленности значительную роль сыграло его обсуждение на специальных съездах работников юстиции. В комиссию, которая была создана для подготовки Земельного кодекса в Наркомземе, вошли специалисты сельского хозяйства, крестьяне и ученые. Проект земельного кодекса, который был утвержден коллегией Наркомзема в 1922 году в сентябре месяце был разослан на места, где собственно подвергся обсуждению губернских и уездных исполкомов с участием заинтересованных учреждений, специалистов, и трудового крестьянства. Примерно таким же образом поступили и с кодексом Гражданского характера. Проект Кодекса законов о труде обсуждался на местах два раза, в первом и во втором вариантах.

Вопросы кодификации освещала определенная печать, которая занималась публикацией проектов кодексов и материалов их обсуждения. Что же касается тех проектов, которые в свое время были подготовленны Наркомюстом и иными ведомствами, они проходили через СНК, и при этом получали некую силу закона после принятия их ВЦИК. Данные органы не являлись инстанцией формального порядка, в обязанности которой входило одобрение или неодобрение кодексов: СНК и ВЦИК принимали достаточно активное участие в улучшении проектов. В СНК работа кодификационной направленности проводилась главным образом в специальных комиссиях, а также и на самих заседаниях Совнаркома. В то время, как на сессиях ВЦИК каждый кодекс слушался в двух чтениях.

Кодификация российского законодательства в XIX В это. Сперанский при Николае 1. Кодификация законов Российской империи при Николае 1 Результаты. Кодификация Сперанского. Кодификация русского законодательства Сперански. Кодификация законодательства Сперанского. Сперанский в канцелярии. Значение кодификации законодательства. Значение кодификации законов при Николае 1. Кодификация российского права в первой половине 19 века. Кодификация российского законодательства в 19 веке. Кодификация законов при Александре 2. Кодификация законодательства под руководством Сперанского Николая 1. Сперанский свод законов 1832. Свод законов Российской империи 1832. Свод законов Российской империи 1835 года. М Сперанский при Николае 1. Внутренняя политика Николая 1 кодификация законов кратко. Кодификация законов Российской империи участники Сперанский. Кодификация законов Российской империи Сперанским. Законодательные акты Российской империи. Свод законов Сперанского. Свод законов Российской империи 1832 г. Кодификация российского. Основные направления внутренней политики. Внутренняя политика Николая 1 кодификация законов. Основные направления внутренней политики Николая 1 кодификация. Направления внутренней политик. Свод законов Российской империи при Николае 1 Сперанский. Издание полного собрания законов и свода законов Российской империи. Свод законов Российской империи 1832 кратко. Последствия кодификации законов при Николае 1. Внутренняя политика Николая i 1825-1855 таблица.

Уже через год после начла своей деятельности, в 529 году был опубликован первый кодекс Юстиниана, ставший «фундаментом» будущей системы законодательства. Структура Римского права была такова, что частью законодательства считались труды признанных и авторитетных римских юристов. Данные труды накапливались в течение столетий и зачастую вступали в противоречие друг с другом, считаясь частью законодательства. Именно систематизация трудов известных правоведов древности стала следующей задачей перед Римскими юристами. Комиссия, занимавшаяся этим вопросом, состояла из 15 человек, в нее входили как авторитетные юристы, так и преподаватели права из лучших учебных заведений Империи. В результате трехлетней деятельности комиссии труды древнеримских юристов были систематизированы в сборники, получившие название Дигесты. Вместе с этим титанической работой комиссией был создан первый в истории учебник римского права, в котором излагались основы законодательства и с помощью которого будущие юристы могли постигать вопросы правоведения в единой концепции законодательства. Этот учебник получил название Институции и был признан в качестве закона. Работа над кодификацией продолжалась в общей сложности на протяжении пяти лет. Все усилия предпринятые лучшими юристами того времени позволили систематизировать систему права Римской империи, упорядочить законодательство, сделать государственную «машину» намного более гибкой.

Объясните в чём состояла кодификация законов при Николае I?

Создать упорядоченный свод законов удалось лишь Николаю I. Он смог заменить все существующие правовые документы, систематизируя и усовершенствуя их. Кодификация законов – это при Николае Первом упорядочивание действующих на тот момент законов и норм поведения в обществе. В данной статье вы расскажете о работе Сперанского над кодификацией отечественного законодательства во время правления Николая I.

История кодификации в России

В процессе кодификации законов проводилась систематизация и упорядочение правовых норм, существовавших в государстве. Кодификация законов – это при Николае Первом упорядочивание действующих на тот момент законов и норм поведения в обществе. Значение кодификации состоит в том, что она обеспечивает единство, согласованность и полноту законодательства.

Объясните в чем состояла кодификация законов

Кодификация – это создание свободных (объединяющих комплекс норм и институты права) законов вместо суммы разрозненных актов текущего законодательства, высшая форма упорядочения законодательства. Кодификация законов Российской империи Николай 1. Кодификация законов при Николае 1. Кодификация российского законодательства. Работы по кодификации законов империи начались в 1826 году. Из двух возможных подходов к кодификации права – сведения всех существующих законов без изменения воедино и составление нового уложения – был выбран первый.

В чём состояла кодификация законов?

Объясните в чём состояла кодификация законов при Николае I Кодификация российских законов произошла в начале правления Николая I. Это событие стало важной вехой для отечественного правоведения.
Остались вопросы? К важнейшему достижению в развитии права данного периода необходимо отнести завершение кодификации законодательства, проявившееся в подготовке и издании «Полного собрания законов Российской империи» и «Свода законов Российской империи».
Объясните, в чём состояла кодификация законов. Кодификация законов Российской империи заключалась еще и в ревизии текста.
Кодификация законов в XVIII — первой половине XIX в В процессе кодификации законов проводилась систематизация и упорядочение правовых норм, существовавших в государстве.
Кодификация законов Кодификация законов В первые годы царствования Николая I была организована работа по кодификации российских законов.

Кодификация законов. Какие кодексы действуют в России?

Ревизоры внесли множество поправок. Они настояли на том, что в Свод должны были быть добавлены нормы, имевшиеся в распоряжениях и циркулярных предписаниях различных министерств. Например, этого добивался глава финансового ведомства Егор Канкрин. В Российской империи все таможенное дело основывалось на разрозненных предписаниях его министерства. Издание Свода Непосредственная работа над составлением и ревизией издания проводилась с 1826 по 1832 гг. В апреле 1832-го появился первый пробный том. Манифест о полном издании Свода был подписан императором Николаем I 31 января 1833 года. В знак признательности царь наградил всех причастных к огромной работе званиями, пенсиями и т.

Для монарха издание свода стало вопросом чести, так как он с самого начала своего правления озаботился этой задачей. Руководитель Второго отделения Михаил Сперанский получил высшую государственную награду — орден Андрея Первозванного. Кроме того, незадолго до смерти, в 1839 году, он стал графом. Перед своим изданием Свод прошел проверку в Государственном совете, которой руководил председатель этого органа Виктор Кочубей. На заседаниях присутствовал и император. Так завершилась кодификация законов при Николае 1. Дата этого события 31 января 1833 года была навсегда вписана в историю российского правоведения и юриспруденции.

При этом в манифесте предусматривался подготовительный срок, в течение которого государственные органы должны были ознакомиться со Сводом и подготовиться к началу его использования. Это издание вступало в силу 1 января 1835 года. Действие его норм распространялось на всю территорию Российской империи. Недостатки Хотя Свод обладал стройной внешней формой, она не соответствовала характеру внутреннего содержания. Законы исходили из разных принципов и были неоднородными. В отличие от западноевропейских сборников, Свод составлялся по принципу инкорпорации. Он заключался в том, что законы не менялись, даже если противоречили друг другу.

Второе отделение имело право лишь сокращать формулировки. Николай не стал затрагивать суть законодательства, потому как видел в этом начинании опасную реформу. Все свое правление он старался сохранить прежний порядок, державшийся на самодержавном строе. Это его отношение к действительности повлияло и на кодификацию. Структура Свода Сперанский предложил составить Свод согласно принципу римского права. Его система основывалась на двух основных частях. Это было частное право и право публичное.

Сперанский разрабатывал свою систему для того, чтобы упростить работу со Сводом. В итоге весь материал был разделен на восемь отделов.

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь чтобы ответить на этот вопрос. Это позволяло собрать все законы, нормы и правила, действующие в государстве, в одном месте для удобства использования и понимания. Процесс кодификации законов включает следующие этапы: 1. Сбор и систематизация: Законы и нормативные акты собираются со всех сфер права, таких как гражданское право, уголовное право, административное право и другие.

Катяяяячч 25 мая 2022 г. Помогите пж.

Если вам необходимо получить ответ на вопрос Объясните в чём состояла кодификация законов при Николае I? В категории История вы также найдете ответы на похожие вопросы по интересующей теме, с помощью автоматического «умного» поиска. Если после ознакомления со всеми вариантами ответа у вас остались сомнения, или полученная информация не полностью освещает тематику, создайте свой вопрос с помощью кнопки, которая находится вверху страницы, или обсудите вопрос с посетителями этой страницы. Последние ответы Dimonisakov 28 апр. LauraBalgabaeva 28 апр. Abdulmanovayaz 28 апр.

Уголовное право. Нормы уголовного права содержались в первой книге XV тома «Свода законов Российской империи», состоявшей из 765 статей. Хотя в данной книге выделялись Общая и Особенная части, в ней имелось достаточно много устаревших, а также противоречивых норм и статей. Поэтому вскоре после издания Свода законов возникла необходимость в дальнейшем совершенствовании норм уголовного права и подготовки нового кодекса. Работу по его подготовке возглавил М. После его смерти в 1839 г. В 1845 г. Уложение содержало 2224 статьи. В специальном разделе Уложения «О преступлениях, проступках и наказаниях вообще» были выделены общие понятия. Хотя определение преступления в значительной степени и было заимствовано из «Свода законов Российской империи», оно являлось более развернутым. В статье 4 «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» указывалось: «Преступлением или проступком признается как само противозаконное деяние, так и неисполнение того, что под страхом наказания уголовного или исправительного законом предписано». В Уложении уже были обозначены различия между преступлением и проступком. Однако не было проведено четкой грани между этими понятиями. Преступления и проступки делились на умышленные и неумышленные. Причем неумышленные преступления подразделялись в свою очередь на случайные и неосторожные. При этом за случайное преступление наказание не предусматривалось. В Уложении были установлены формы вины, стадии совершения преступления, виды соучастия, смягчающие или отягчающие вину обстоятельства. Определялась ответственность за соучастие, к которому относилось и недонесение. Возраст, с которого наступала уголовная ответственность, составлял 7 лет. Уложение предусматривало следующие виды преступлений: 1 преступления против веры; 2 государственные преступления; 3 преступления против порядка управления; 4 должностные преступления; 5 преступления против законов о состояниях; 6 преступления против жизни, здоровья, свободы и чести; 7 преступления против собственности; 8 преступления против семьи. В Уложении на первое место были поставлены преступления против веры, а затем государственные преступления. При этом не только за покушение, само преступление, но и за умысел свергнуть монарха полагалась смертная казнь и лишение всех прав состояния. Такое же наказание предусматривалось и за участие в восстании. Уложение содержало специальное отделение «О неповиновении фабричных и заводских людей», в котором устанавливались суровые наказания за участие в организованных выступлениях рабочих вплоть до применения смертной казни. Предусматривались также наказания и за участие забастовках: инициаторы подвергались аресту на срок от трех недель до трех месяцев, а простые участники — от семи дней до трех недель. Особое место в Уложении занимал раздел «О преступлениях и проступках против законов о состояниях», обеспечивавший защиту сословных прав и привилегий. Данный раздел включал отделение «О преступлениях крепостных людей против своих господ», в котором указывалось, что выступления крепостных крестьян против помещиков приравнивались к государственным преступлениям. Крепостные получали за незначительные проступки наказание розгами от 20 до 50 ударов. Даже за составление жалобы на помещика полагалось наказание розгами до 50 ударов. В Уложении представлена достаточно сложная система наказаний. Они подразделялись на уголовные и исправительные наказания. К уголовным наказаниям отнесены следующие виды: 1 смертная казнь; 2 ссылка на каторгу в сочетании с применением от 30 до 100 ударов плетьми ; 3 ссылка на поселение в Сибирь от 10 до 30 ударов плетьми. Исправительные наказания включали: 1 лишение всех особенных прав и преимуществ и ссылка в Сибирь или другие губернии; 2 лишение всех особенных прав и преимуществ и отдача в исправительные арестантские отделения на срок от 1 до 10 лет в сочетании с битьем розгами от 50 до 100 ударов ; 3 заключение в тюрьму или смирительный дом; 4 арест; 5 выговор; 6 замечание; 7 внушение; 8 денежное взыскание. Кроме того, исправительные наказания дополнялись такими, как церковное покаяние, конфискация имущества и отдача под надзор полиции. Лишение всех особенных прав и преимуществ заключалось в потере осужденным всех сословных привилегий, прекращении супружеских отношений, лишении прав собственности, которые передавались наследникам, а также в лишении родительских прав. В Уложении значительное внимание уделялось наказаниям за должностные преступления. Так, в статье 67 устанавливались следующие наказания за преступления и проступки по службе: 1 исключение из службы; 2 отрешение от должности; 3 вычет из времени службы; 4 удаление от должности; 5 перемещение с высшей должности на низшую; 6 выговор, более или менее строгий, с внесением оного в послужной список; 7 вычет из жалования; 8 выговор, более или менее строгий, без внесения в послужной список; 9 замечание, более или менее строгое. В «Уложении о наказаниях уголовных и исправительных» сохранился сословный принцип в применении наказаний. Так, например, представители дворянства и духовенства, почетные граждане, купцы первой и второй гильдий освобождались от принудительного труда в тюрьмах, а также от телесных наказаний. Таким образом в условиях кризиса феодально-крепостнического строя государство в первой четверти XIX в.

1.1. Понятие кодификации в праве, ее генезис и история

Крымская война показала, что громоздкий чиновничий аппарат не смог вовремя выбрать модели оружия для переоснащения армии, хотя необходимость такого переоснащения была очевидна и соответствующие комиссии создавались, а слабая промышленность и неразвитые пути сообщения обусловили очевидное поражение империи. В результате правления Николая I Российская империя стала скатываться на уровень Турции или Китая, перед ней встала опасность превращения в полуколонию. В связи с чем последние годы правления Николая I называют «мрачным семилетием»? Именно в последние семь лет правления этого императора в связи с революциями в Европе ужесточилась цензура, усилилась деятельность тайной полиции и другие меры по контролю над «состоянием умов». В результате серьёзно пострадала общественная мысль и публицистика, литература и остальное искусство переживали кризис — в условиях отсутствия свободы творцы не могут работать. По этим причинам данное семилетие и названо мрачным. Почему в 1840-е гг. Как это сочеталось с политикой укрепления дворянского сословия? Положение крепостных крестьян напрямую было увязано с силой дворянского сословия, потому что крепостные являлись главным богатством помещиков. Уменьшение гнёта со стороны дворян неизбежно ослабило бы этих самых дворян.

При этом государственные крестьяне не приносили дохода дворянам, потому касавшиеся их реформы не влияли на это сословие; а на западных окраинах крепостные принадлежали в основном потенциальным бунтовщикам — полякам, усиления которых правительство не хотело. Дайте характеристику указа 1842 г. Почему, на ваш взгляд, им воспользовалось очень малое число помещиков? Данная мера мало чем отличалась от Указа о вольных хлебопашцах Александра I: помещики добровольно освобождали крестьян, которые за это обязаны были выполнить для них те или иные повинности — по договорённости между помещиком и крестьянами. Данный указ никак не стимулировал владельцев крепостных отпускать их. При этом экономически для страны в целом было бы выгодно отменить крепостное право, но для отдельных помещиков в условиях сохранения крепостнических порядков отказ от владения крепостными как правило означал лишь убытки. Поэтому данным императором правом воспользовались очень немногие дворяне. Узнайте, используя дополнительные источники информации, какие писатели и журналисты подверглись гонениям цензуры в 1830-1840-е гг. Подготовьте сообщение на эту тему.

Цензура существовала в Российской империи и до правления Николая I, и после него. Однако именно при этом императоре её деятельность достигла наибольшего размаха, причём особо она усерствовала во время мрачного семилетия 1848-1855 годов.

Уставы о пошлинах, податях, питейном сборе, акцизе. Уставы и учреждения таможенные. Монетный и горный уставы, о соли, а также лесной, арендных и старостинских имений, оброчных статей. Раздел IV. Законодательные акты о состояниях Том IX.

О состоянии людей в государстве. Раздел V. Законодательные акты гражданские и межевые Том X. Свод законов межевых и гражданских. Раздел VI. Уставы и учреждения кредитных установлений, торговые, постановления о промышленности, путей сообщения, строительный и пожарный, постановления о благоустройстве в селениях и городах. Раздел VII.

Устав о продовольствии, общественном призрении, а также врачебный. О беглых и паспортах, о пресечении и предупреждении преступлений, о ссыльных и содержащихся под стражей. Раздел VIII. Законы уголовные Том XV. Свод уголовных законов. Историческое значение проделанной работы Кодификация законодательства Российской империи явилась значительным шагом к прогрессу. Она пришла на смену запутанному, разрозненному и противоречивому праву.

Чёткая система изложения законодательных актов, выработанная М. Сперанским, сделала доступным к использованию и систематизировала обширный материал, включая новые понятия. Это способствовало повышению правовой культуры населения России и укреплению государственности. Использованная литература: Галимзянова Е.

Получив ответ, подьячие по возвращении своем в палату записывали в особую тетрадь как данное им поручение, так и сделанное ими по этому поручению исполнение. Палата, как видно по всему, спешила со своим трудом, приказы же, по сущности самого дела, не удовлетворяли этой поспешности. Оно и понятно. Первая только выслушивала доставленные ей указы, а на обязанности последних было приискать их, списать с них списки и проверить их.

Естественно, что они не могли вполне удовлетворить требованиям палаты, тем более что для отыскания указов не было никаких вспомогательных средств, и руководством в таких случаях служила единственно память дьяков и подьячих, обращавшихся продолжительное время с делами. В середине мая приказы представили все нужные списки, и палата могла беспрепятственно приступить к своей работе. К июлю 1701 г. Таким образом, была окончена вся работа и составлена Новоуложенная книга[1]. Какие причины воспрепятствовали обнародованию нового Уложения — неизвестно. По всей вероятности, значительная неисправность в его составлении, выразившаяся, главным образом, в пропуске многих указов и новоуказных статей, оставшихся, таким образом, не сведенными с прежним Уложением, послужила причиной этому. Факт нераспущения палаты и ее дальнейшие работы служат доказательством вероятности подобного предположения. Так, в августе палата снова начала свои заседания и продолжала их вплоть до 14 ноября 1703 г.

Этим прекращаются сведения о действиях палаты и о ее дальнейшей судьбе. Как бы то ни было, но палата выполнила порученное ей дело; старое Уложение было сведено с новоуказными статьями, и Новоуложенная книга была составлена. Но нужно думать, что Петр остался недоволен результатом трудов палаты, так как новое Уложение никогда не было обнародовано, и трехлетние занятия палаты совершенно пропали даром. Мало того, несмотря даже на то, что палата, составив новое Уложение, еще около двух лет занималась его исправлением и дополнением теми указами, которые пропустила в начале, Петр все-таки не обнародовал Новоуложенной книги и через несколько лет нарядил новую комиссию, поручив ей заняться тем же делом. Именно в 1714 г. Петр снова возбудил вопрос о новом Уложении. Что же касается до новоуказных статей и сепаратных указов, то они совсем не должны были приниматься в расчет. Указ заканчивался предписанием Сенату озаботиться собранием тех из новоуказных статей и указов, которые были изданы для решения дел, не имевших возможности быть разрешенными на основании Уложения, с целью кодификации этих законодательных актов.

В силу этого указа Сенат учредил комиссию под председательством сенатора Апухтина, предписав ей заняться названным делом. Комиссия собрала новоуказные статьи и расписала их по особой табели, указанной Сенатом, вследствие чего 16 сентября 1717 г. Нужно думать, что в этой работе приняла также участие и апухтинская комиссия. В результате оказалось составление десяти глав Уложения, но, ввиду того, что они не были окончены, то и остались без рассмотрения и вообще без всяких последствий[2]. Таким образом, и вторая комиссия ровно ничего не сделала. Тогда Петр решил оставить попытки к составлению сводного Уложения и предписал создать новое Уложение[3], взяв за образец для него шведский и датский кодексы. Вследствие этого 9 мая 1718 г. Иначе говоря, было предписано учреждение третьей кодификационной комиссии, на обязанности которой лежало разрешение крайне трудной задачи.

Но эта трудность в то время не сознавалась, лучшим доказательством чего служит факт назначения государем десятимесячного периода времени для сведения наших законов со шведскими. Указ, назначивший срок, когда Уложение должно было быть составлено изданный в конце 1719 г. Иначе говоря, Петр, наскучив ожиданием, когда, наконец, будет составлено систематическое собрание русских законов, решил заменить его готовым шведским кодексом, дополнив и исправив последний принаровительно к потребностям русского общества. Таким образом, историческая почва была оставлена, и правительство в отношении кодификации, как и в отношении всего остального, пошло по пути заимствований. Петр, очевидно, надеялся, что, идя по второму пути, можно скорее достигнуть каких бы то ни было результатов, и вот почему назначил сравнительно весьма короткий срок для составления Уложения, угрожая в противном случае строгим наказанием. Но угроза ни к чему не привела, и Сенат, по-видимому, не придал ей никакого значения, так как только через семь месяцев вспомнил об Уложении и распорядился нарядить особую комиссию счетом третью для его составления. В состав ее вошли три иностранца, находившиеся на русской службе, и пять русских; впрочем, состав комиссии не раз изменялся за время ее существования. Как шли дела комиссии в первый год после ее возникновения, мы не имеем известий, но нужно думать, что не особенно удачно, и чем дальше рассматривали шведский кодекс, тем больше встречалось неудобств в приспособлении его к русской жизни.

Срок, назначенный Петром для окончания Уложения конец октября 1720 г. Мы не будем следить шаг за шагом за ходом этих работ в продолжение следующих четырех лет, хотя о деятельности комиссии за это время до нас дошло немало любопытных документов, найденных мною в архиве Кодификационного Отдела и изложенных в моем исследовании о законодательных комиссиях в России в XVIII ст. Скажем только, что за это время комиссия продолжала трудиться над порученным ей делом, составляя проект нового Уложения, долженствовавший состоять из семи книг, разделенных на соответствующее число глав и артикулов. Работа комиссии подвигалась медленно, что объяснялось как трудностью самой задачи, для разрешения которой была организована комиссия, так и теми условиями, при которых находились члены комиссии. Так, до нас дошло немало донесений в Сенат от приказных служителей входивших в состав комиссии и игравших весьма важную роль в деле составления нового Уложения, так как на них, как на юристов-практиков и знатоков письменного делопроизводства, возлагалась вся черновая работа, и они, таким образом, являлись настоящими составителями Уложения , из которых видно, в каких жалких условиях в смысле материального обеспечения находились последние. Можно, не преувеличивая, сказать, что приказные чуть не умирали с голоду и нередко влачили в полном смысле слова нищенское существование, что, само собой разумеется, не могло споспешествовать ускорению работ комиссии и приведению их к благополучному окончанию. Затем нередко комиссия, по крайней мере фактически, прекращала совсем свое существование или вследствие выхода старых членов из ее состава и неназначения на их место новых, или вследствие отсутствия хорошего помещения со всеми приспособлениями для занятий, или, наконец, вследствие каких-либо других причин. Все это имело в результате тот факт, что Петру так и не пришлось увидеть результата работ комиссии, и он скончался, не дождавшись окончания составления нового Уложения.

Единственно, что успела сделать комиссия в продолжение его царствования, — это составить четыре книги Уложения. Но эти книги, по всей вероятности, вследствие их неудовлетворительности, никогда не получили санкции со стороны законодательной власти. Между тем множество новых указов, часто противоречивших друг другу, сбивало с толку судей и производило страшную путаницу и медленность в делах. Поэтому Петр, не дожидаясь окончания Уложения, еще в ноябре 1723 г. Этой мерой он желал уничтожить как разрозненность указов, так и многочисленность их по поводу одного и того же дела. Наконец, очевидно, отчаявшись в окончании нового Уложения, государь 11 марта 1724 г. Таким образом, Петр, вследствие полнейшей неудачи задуманной им систематизации законодательства, решился до известной степени ослабить ее двумя названными мерами, а также путем издания отдельных регламентов по разным частям управления, игравших роль, по его же собственным словам, всех их указок, куда относит тот или другой указ. А между тем комиссия, нимало не унывая и, очевидно, воображая, что порученное ей дело близится к благополучному окончанию, поспешила, как и палата об Уложении, составить проект манифеста и даже предисловие к Уложению, являющиеся весьма любопытными литературными памятниками того времени[6].

Деятельность третьей петровской комиссии не прекратилась со смертью Петра. Так, уже три недели спустя после восшествия на престол Екатерины I Сенат издал указ, предписавший увеличить состав комиссии назначением в нее новых членов, в котором нельзя не видеть слабой попытки обращения к обществу. Таким образом, в состав комиссии было назначено восемь человек, из которых трое должны были быть избраны: один Военной коллегией, а два главным магистратом. Очевидно, правительство решилось на некоторую попытку обращения к обществу, думая, что при его содействии вопрос о новом Уложении будет разрешен гораздо скорее и успешнее. Но надеждам этим не суждено было осуществиться, и Екатерине I также не пришлось дождаться окончания трудов комиссии.

Более того, преступления против веры по иерархии стоят выше остальных правонарушений и караются особенно сурово. Именно в этом документе полное юридическое оформление получило крепостное право — крестьянам отныне были запрещены переходы. Уголовные преступления, как и наказания за них, ранжировались.

В области гражданского права нововведением стало установление возрастного ценза: субъектами права были объявлены лица, достигшие 15-летнего возраста. Основным объектом соответствующего раздела Уложения стали сделки с имуществом, прежде всего с землей. Важнейшим юридическим новшеством стал постепенный переход от устной формы договора к письменной. И хотя в уголовном праве пытка стала регламентированным способом получить показания по делу, значение Соборного Уложения огромно.

От Русской Правды до наших дней. Краткая история отечественного права

Он даже создал Палату об Уложении, выработавшую Новоуложенную книгу. Документ не удовлетворил императора, хотя до своей кончины он предпринимал ещё не одну попытку вернуться к этому вопросу. В 1766 году Екатерина II вновь занимается вопросом кодификации законодательства, создав Уложенную комиссию. Её отличие — это состав участников. В комиссию входят как чиновники, так и представители всех сословий, избранные из числа депутатов. Под влиянием французских просветителей императрица подготовила «Наказ», который так и не был выполнен из-за отсутствия чёткости полномочий и структуры комиссии, а также начавшейся войны с Турцией 1768 г. Ещё одну неудачную попытку предпринял Павел I, создав новый уполномоченный орган в 1796-м. Однако недостаточная компетентность её членов не позволила достигнуть каких-либо результатов, поэтому за дело взялся Александр II. Перед первой комиссией 1801 года была поставлена задача — собрать все законы воедино, выбрать действующие, которые предстояло подкорректировать и упорядочить.

С 1808 по 1812 гг. К 1822 году был подготовлен Систематический свод, представлявший собой реестр хранившихся в архивах и департаментах актов. Он был взят за основу продолжившейся работы при Николае I. Работа над созданием Свода законов при Николае I Столкнувшийся в начале своего правления с восстанием декабристов, российский монарх считал одной из его причин низкий уровень правовой культуры, нестабильность и противоречивость законодательной базы. В стране действовала комиссия по составлению законов под руководством П. Лопухина, с чьей деятельностью император познакомился крайне подробно. Задачи, поставленные императором М. Сперанский, фактически осуществляющий руководство комиссией, подготовил предложения по систематизации законодательства: В двухлетний срок подготовить проекты сводов всех законов: гражданских, хозяйственных, уголовных и т.

Издать полное собрание законодательных актов в хронологическом порядке, исключив недействующие правила. Николай I посчитал необходимым сосредоточиться не на составлении уложений, как это делалось раньше, а на приведении в порядок существующей законодательной базы. Главной задачей стала кодификация законодательства — разработка свода законов под личным контролем императора. С этой целью комиссия П. Лопухина была упразднена, а создано особое отделение при его канцелярии. Создание II Отделения Решение было принято в январе 1826 года, после чего Сенату на утверждение был представлен список из 20 чиновников высшего ранга.

В 1823 г. Николай I, продолжал дело своих предшественников по кодификации русского права, стал настаивать на создании Свода законов, а не нового Уложения. Уложенная комиссия была преобразована во второе отделение Собственной канцелярии Его Величества 1826 г. Из двух возможных подходов к кодификации права — сведения всех существующих действующих и недействующих законов воедино и без изменений или составление нового Уложения — был выбран первый образцом для будущего Свода стал кодекс Юстиниана.

Юридическая техника для составления Свода основывалась на методике, разработанной М. Бэконом: а статьи Свода, основанные на одном действующем указе, излагать теми же словами, которые содержатся в тексте и без изменений, б статьи, основанные на нескольких указах, излагать словами главного указа с дополнениями и пояснениями из других указов, в под каждой статьей давать ссылки на указы, в нее вошедшие, г сократить многосложные тексты законов, д из противоречащих друг другу законов выбирать лучший или более поздний. Свод законов. Свод законов должен был состоять из восьми разделов: 1 основные государственные законы т. II , в устав о государственной службе т. IV , б устав о податях и пошлинах т. V , в устав таможенный т. VI ; г уставы монетный, горный и о соли т. VII , д уставы лесной, оброчных статей и счетные т. VIII ; 4 законы о состояниях т.

Х ; 6 уставы государственного благоустройства: а уставы духовных дел иностранных исповеданий, кредитный, торговый, промышленный т. XI , б уставы путей сообщения, почтовый, телеграфный, строительный, положения о взаимном пожарном страховании, о сельском хозяйстве, о найме на сельские работы, о трактирных заведениях, о благоустройстве в казачьих селениях, о колониях иностранцев на территории империи т. XII ; 7 уставы благочиния: а уставы о народном продовольствии, об общественном призрении, врачебный т. XIII , б уставы о паспортах, о беглых, цензурный, о предупреждении и пресечении преступлений, о содержащихся под стражей, о ссыльных т. XIV ; 8 законы уголовные т.

При кодификации комиссия использовала не только русское законодательство, но и законы Швеции Земское уложение 1608 г. В наибольшей степени влияние шведского права отразилось в трактовке вопросов судо- устройства, процессуального и уголовного права. В 20 — 40-е гг. В 30-е гг. В 1754 г.

Сенат создал новую комиссию, которая через два года представила две части Уложения: «О суде» и «О розыскных делах». В нем затронуты различные стороны жизни общества, в том числе и правовое регулирование. Возлагавшиеся на Комиссию для сочинения нового Уложения надежды не оправдались: как и предыдущие, она не выработала свода законов. В 1787 г.

В 1700 году по его указу была создана комиссия, которая должна была собрать все законы, принятые после 1649 года, и создать единый кодекс, объединив их с Соборным уложением. Через год комиссия подготовила новый кодекс, «Новоуложенную книгу». Однако это собрание не было утверждено императором. В 1714 году новая комиссия возобновила работу по систематизации законов и за 4 года подготовила 10 глав. Затем Пётр I решил прервать работу и этой комиссии.

В 1720 году царь приказал создать новую комиссию, которая должна была извлечь лучшее из шведских законов и создать новый законодательный кодекс для России. Зайцев, «Заседание Уложенной комиссии». Но каждый раз либо они не приступали к работе, либо достигали незначительных результатов. Или правители не утверждали составленные кодексы законов. В частности, очередная комиссия была созвана в 1754 году по инициативе Петра Шувалова. Члены комиссии принимали пожелания российских дворян, которые планировалось учесть при составлении свода законов. К 1761 году комиссия подготовила записку «О состоянии подданных вообще». Проект уложения должен был дать дворянам исключительные права. В частности, они обладали бы полной властью над своими крестьянами только без права их пытать и казнить.

Уложение также должно было закрыть путь к обретению дворянского звания разночинцами, продвинувшимся по службе. Следующую попытку упорядочить законы предприняла Екатерина II, создав Уложенную комиссию.

Объяснитe, в чём состояла кодификация законов.

Задачей II отделения канцелярии стало упорядочение законодательства (кодификация законов) и подготовка единого Свода законов. это процесс сбора и переформулирования законодательства юрисдикции в определенных областях, обычно по субъектам, образующий юридический кодекс, то есть свод законов. Задачей II отделения канцелярии стало упорядочение законодательства (кодификация законов) и подготовка единого Свода законов.

Похожие вопросы

  • Кодификация законов. Какие кодексы действуют в России?
  • Кодификация законодательства при Николае I
  • 185 лет назад появился Свод законов Российской империи
  • Развернутый ответ:

Объясните в чём состояла кодификация законов при Николае I?

Объясните, в чём состояла кодификация законов. Первой задачей было собрать все законы, начиная с Соборного уложения 1649 года, ведь они часто хранились в разных архивах у которых не было каталогов в современном смысле этого слова. Второй задачей стала систематизация существовавших актов, прежде всего — распределения их по сферам права имущественное, семейное и т. Почему в правление Николая резко возросла численность чиновников? Потому что возросла бюрократизация государственного аппарата. Появилось много новых ведомств, штат существовавших значительно расширился — всё для наиболее полного контроля над всеми сферами жизни государства и общества. Какие меры предпринимались с целью контроля за «состоянием умов»? Основные меры: - ужесточение цензуры, которую проходила вся продукция типографий; - установления жёсткого чиновничьего контроля над учебными заведениями; - выявление полицией включая полицию тайную всех тайных обществ и наказание их участников; - целый ряд негласных мер, включая прочтение тайной полицией личных писем. Дайте общую оценку внутренней политики Николая I.

Внутренняя политика этого императора оказала негативное воздействие. Она обусловила отставание России в процессе модернизации и рост бюрократизации страны. Крымская война показала, что громоздкий чиновничий аппарат не смог вовремя выбрать модели оружия для переоснащения армии, хотя необходимость такого переоснащения была очевидна и соответствующие комиссии создавались, а слабая промышленность и неразвитые пути сообщения обусловили очевидное поражение империи. В результате правления Николая I Российская империя стала скатываться на уровень Турции или Китая, перед ней встала опасность превращения в полуколонию. В связи с чем последние годы правления Николая I называют «мрачным семилетием»? Именно в последние семь лет правления этого императора в связи с революциями в Европе ужесточилась цензура, усилилась деятельность тайной полиции и другие меры по контролю над «состоянием умов». В результате серьёзно пострадала общественная мысль и публицистика, литература и остальное искусство переживали кризис — в условиях отсутствия свободы творцы не могут работать. По этим причинам данное семилетие и названо мрачным.

Почему в 1840-е гг. Как это сочеталось с политикой укрепления дворянского сословия? Положение крепостных крестьян напрямую было увязано с силой дворянского сословия, потому что крепостные являлись главным богатством помещиков. Уменьшение гнёта со стороны дворян неизбежно ослабило бы этих самых дворян.

Дайте характеристику указа 1842 г.

Почему, на ваш взгляд, им воспользовалось очень малое число помещиков? Данная мера мало чем отличалась от Указа о вольных хлебопашцах Александра I: помещики добровольно освобождали крестьян, которые за это обязаны были выполнить для них те или иные повинности — по договорённости между помещиком и крестьянами. Данный указ никак не стимулировал владельцев крепостных отпускать их. При этом экономически для страны в целом было бы выгодно отменить крепостное право, но для отдельных помещиков в условиях сохранения крепостнических порядков отказ от владения крепостными как правило означал лишь убытки. Поэтому данным императором правом воспользовались очень немногие дворяне.

Узнайте, используя дополнительные источники информации, какие писатели и журналисты подверглись гонениям цензуры в 1830-1840-е гг. Подготовьте сообщение на эту тему. Цензура существовала в Российской империи и до правления Николая I, и после него. Однако именно при этом императоре её деятельность достигла наибольшего размаха, причём особо она усерствовала во время мрачного семилетия 1848-1855 годов. Особенно «отличился» в этот период так называемый Бутурлински комитет.

Данный комитет был назван так по фамилии своего председателя Дмитрия Петровича Бутурлина — боевого офицера и чиновника высокого ранга, сенатора, кроме того занимавшегося также и военной историей. Официально орган назывался Комитет для высшего надзора за духом и направлением печатаемых в России произведений и встал во главе цензурного ведомства империи. В 1848-1849 годах по Европе пронеслась волна революций. Россия, всеми силами стремившаяся не допустить подобной ситуации на своей территории, чувствовала себя единственным островком стабильности в бушующем море или осаждённой крепостью. Предпринимались соответствующие меры.

Теперь авторов гораздо чаще наказывали на написание неблагонадёжных произведений. Две жертвы таких гонений впоследствии стали наиболее известны в русской литературе. Иваном Сергеевичем Тургеньевым власти заинтересовались, видимо, ещё в связи с частыми его выездами за границу с 1847 года он проводил там примерно столько же времени, сколько и на родине. Причём ездил совсем не в безобидные страны: в частности, был в Париже в разгар революции 1848 года. Ужасы тех дней на самом деле навсегда сделали писателя противником революций, но власти сделали другие выводы.

Создание II Отделения Решение было принято в январе 1826 года, после чего Сенату на утверждение был представлен список из 20 чиновников высшего ранга. Во главе Второго отделения был поставлен М. Балугьянский, статский советник.

Сперанскому, члену Госсовета, официальной должности не выделялось, но фактически он осуществлял общее руководство всеми проводимыми работами по кодификации. Издание Полного собрания российских законов Создание Свода было бы невозможно без издания всех российских правовых документов, собранных в 56 томов. Кодификация шла одновременно с формированием Полного собрания законов.

Это была трудоёмкая работа, ибо законодательные акты ранее хранились в различных архивах и не были полностью собраны в единый реестр. Грандиозная работа была закончена к 1 марта 1830-го. Правила Бэкона Для работы за основу был взят кодекс Юстиниана, а также правила английского философа и политика Ф.

Бэкона, состоящие из 8 пунктов: Исключить из Свода те законы, которые были отменены в дальнейшем на законодательном уровне. Не включать в Свод повторяющиеся правовые акты, сделав выбор в пользу наиболее полного варианта. Максимально сохранять текст закона в том варианте, в котором он был написан изначально.

Сократить обширные и многосложные правовые акты. Из двух противоречащих законодательных актов выбирать более поздний. Проверять компетенцию органов, принимавших те или иные законы.

Выделить отдельно Свод общих правовых актов и Свод иных статусов для Остзейского края, западных губерний России. Новые законы вносить в продолжение Свода. Правила были подкорректированы для российской действительности и официально приняты в 1831-м.

Составление Свода законов Работа началась в апреле 1826-го и разделилась на 2 этапа: сначала готовились выписки по каждой области законодательства, затем формулировалось изложение правовых актов с учётом исторического источника. По ходу работы вырабатывались правила в соответствии с рекомендациями Ф. Каждый из чиновников руководил своим направлением, М.

Сперанский лично знакомился с проектами и возвращал их на доработку с замечаниями. Первые главы увидели свет уже в июле 1826-го, а основные своды были завершены к январю 1830 года.

Так, гражданские кодексы построены по пандектной системе — общая часть, вещное право, обязательственное право, наследственное право. Конкретные непринципиальные различия в их структуре возникли с момента появления первых крупных кодексов. В Германском гражданском уложении 1896 г. Во Французском гражданском кодексе 1804 г. Общей части практически нет, а содержится лишь краткий Вводный титул об опубликовании, действии и применении законов вообще наподобие конституции. Новый Гражданский кодекс Голландии, по примеру Швейцарии и Италии, объединяет в одном акте гражданское и торговое право, то есть охватывает всю область частного права. В нём ни одна правовая доктрина не является преобладающей, и иностранное влияние сбалансировано. Работа над кодексом была начата в 1945 г.

Планировалось, что ГК будет состоять из 9 книг. Первая книга должна была регулировать положение физических лиц, семейные отношения; вторая — право акционерных кампаний, союзов и др. Третья книга посвящалась имущественным отношениям, четвёртая — наследственному праву, пятая — вещному праву, шестая — общим нормам обязательственного права, седьмая — отдельным типам договоров, восьмая — договорам перевозки, девятая — патентному и изобретательскому праву от этой книги отказались. Книги Гражданского кодекса вступали в силу по мере их подготовки. Так, первая книга вступила в силу в 1970 г. Вторая книга действует с 1976 г. Книга 8-я была частично принята в 1979 г. Гражданский кодекс в целом вступил в силу в 1992 г. Он представляет собой хорошо продуманную систему. В него включена Общая часть Книга 3 , действие которой не распространяется на «Право лиц», «Семейное право» Книга 1 и «Право юридических лиц» Книга 2.

Объясните в чём состояла кодификация законов при николае i

Кодификация российских законов при николае i началась в 1826 году. в результате длительной работы большого количества юристов был подготовлен свод, куда попали все акты и нормы, действовавшие на территории империи. Особенности кодификации в странах романо-германского типа состоят в следующем. Законов с этого времени было принято великое множество, некоторые из них устарели, некоторые противоречили друг другу Кодификация законов, действовавших на территории Российской империи, по своему значению может быть приравнена к реформе.

решение вопроса

  • Кодификация российского законодательства и развитие права в Российской Империи
  • Объясните в чем состояла кодификация законов кратко
  • Кодификация законов при Николае 1
  • Популярно: История

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий