Новости лествица великого поста

В Богослужении четвертой недели Великого поста св. Церковь предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице пр. Иоанна Лествичника, написавшего сочинение, в котором он показал лествицу или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию. Лествица Великого поста: Постное время светло начнем!

Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника

В дни Великого поста, когда христиане особенно обязаны заняться делом своего нравственного очищения и освящения, Святая Церковь нашла благопотребным и полезным предложить для руководства в подвигах добродетели «Лествицу» преподобного Иоанна. Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого «Лествицей», поэтому преподобный и получил прозвание Лествичника. В четвертую неделю Великого Поста вслед за поклонением Честному и Животворящему Кресту Святая Православная Церковь постановила поминать преподобного и богоносного отца нашего Иоанна, описателя Лествицы духовной. Новости. Лествица Великого Поста. Мы подготовили для вас краткую памятку пути и предлагаем вместе пройти Святую Четыредесятницу день за днем, Страстную седмицу – ступень за ступенью через скорбь предстояния у Креста ко встрече с Воскресшим Живодавцем Христом. Лествица писаная икона Икона "Лествица Райская".

«Божественную лествицу, обретохом»: Лавра молитвенно почтила память преподобного Иоанна Лествичника

Сегодня 16 апреля, вторник. С Богом в новый день! Лествица: как читать одну из главных книг Великого поста? Правда ли что нельзя зажигать свою свечу от других свечей?

В этой книге путь христианина представлен как постепенное восхождение по лестнице лествице. Шествуя сим путем, увидим, что она непогрешительно руководит последующих ее указаниям, сохраняет их неуязвленными от всякого претыкания, и представляет нам лествицу утвержденную, возводящую от земного во святая святых, на вершине которой утверждается Бог любви», - говорится в «Лествице». Похвала Пресвятой Богородицы. Суббота Акафиста - 20 апреля. Суббота пятой седмицы Великого поста называется Субботой акафиста иначе - Похвалой Пресвятой Богородицы.

Акафист поется на утрене, то есть фактически в пятницу вечером - 19 апреля 2024. Греческое слово «акафистос» означает «неседален», то есть песнь, во время которой нельзя сидеть. Акафист Богородице долгое время был единственным в своем роде, но постепенно стали появляться другие богослужебные гимны, повторяющие его структуру. Сейчас есть множество акафистов - Господу Иисусу Христу, Божией Матери в связи с различными Ее иконами и праздниками, акафисты святым. Однако византийский Акафист Пресвятой Богородице продолжает занимать исключительное положение: это единственный акафист, исполнение которого предписано богослужебным уставом. Есть несколько версий о причинах появления праздника. С одной стороны, благодаря заступничеству Богородицы, по преданию, удалось избавить Константинополь от нашествия арабов и персов в VII веке. Также празднование связано с Благовещением Пресвятой Богородицы до того, как датой празднования назначили 7 апреля, его совершали в пятую субботу Великого поста.

Преподобной Марии Египетской VI век - 21 апреля. В конце Великого поста мы вспоминаем святую, которая прошла долгий путь покаяния. Преподобная Мария родилась в Александрии в середине V века. В двенадцать лет она ушла из дома, влекомая порочной жизнью. Долго Мария жила в грехе: «Семнадцать лет, и даже больше, я совершала блуд со всеми, не ради подарка или платы, так как ничего ни от кого я не хотела брать, но я так рассудила, что даром больше будут приходить ко мне и удовлетворять мою похоть». Но внезапно Господь обратил ее к покаянию. Это случилось, когда Мария случайно попала в Иерусалим и оказалась у храма Воскресения Христова. Все люди свободно входили в храм, а Марию останавливала невидимая сила.

Так она поняла, что Господь не допускает ее войти в святое место. Марию охватили страх и раскаяние. После этого она зашла внутрь. Молитва у Гроба Господня изменила грешницу: Мария оставила свою прошлую жизнь и ушла в Иорданскую пустыню. Там она провела почти пятьдесят лет в одиночестве, молясь и постясь. В пустыне ее встретил старец Зосима из Иорданского монастыря. Он беседовал с преподобной и был поражен ее праведностью. Также он видел, как во время молитвы она приподнималась над землей и переходила Иордан по воде как по суше.

Год спустя старец причастил святую, а еще через год - нашел в пустыне ее тело и похоронил. По преданию, могилу ему помог выкопать лев. Святой Серафим Саровский говорил, что разница между погибающим грешником и грешником, который находит путь к спасению, - в решимости. Примером такой решимости служит Мария Египетская. Житие Марии Египетской читается за богослужением на пятой неделе Великого поста, в среду вечером, когда в храмах совершается утреня четверга, которую принято называть Стояние Марии Египетской Мариино стояние. В 2024 году - 17 апреля. Лазарева суббота - 27 апреля. В этот день мы вспоминаем невероятное чудо - воскрешение Христом праведного Лазаря, который четыре дня был мертв.

Святой праведный Лазарь жил в Вифании и был братом Марфы и Марии. Христос часто посещал их.

После четырех лет пребывания на Синае святой Иоанн Лествичник был пострижен в иночество.

Один из присутствовавших при постриге, авва Стратигий, предсказал, что он станет великим светильником Церкви Христовой. В течение 19-ти лет преподобный Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу. После смерти аввы Мартирия преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах.

Не случайно в «Лествице» преподобный Иоанн так говорит о слезах покаяния: «Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние». Сильна и действенна была его святая молитва, об этом свидетельствует пример из жития угодника Божия. В возрасте 75 лет преподобный Иоанн стал игуменом Синайской обители.

После четырех лет управления монастырем снова удалился в уединение и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Это особое неуставное богослужебное последование, в центре которого - память о Страданиях Христовых. Питание в Великий пост на четвертой неделе немного ужесточается. Для монахов и священников с понедельника по пятницу четвертой седмицы действует сухоядение. Для мирян существует небольшое послабление: разрешается употреблять горячую пищу, в виде исключения для тех, кто постится по щадящему режиму питания в пост, разрешается добавлять в пищу растительное масло. Строго запрещены мясо, молоко, сыр, яйца. Строгость поста не распространяется на детей, больных, немощных и престарелых, но они обязаны во время Великого поста совершать дела любви и милосердия. Пост в 2023 году начался 27 февраля и завершится 15 апреля. В воскресенье, 16 апреля, - Пасха Христова.

Неделя четвертая. Иоанн Лествичник

Суббота четвертой недели Великого поста, 25 марта, (так же как на второй и третьей неделе) установлены для поминовения усопших. Последующие шесть дней пятой седмицы Великого поста насыщены богослужебными событиями. Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого "Лествицей", поэтому преподобный и получил прозвание Лествичника.

В понедельник у православных начинается четвертая неделя Великого поста (ее особенности)

Четвертое воскресенье Великого Поста Церковь Христова посвящает памяти преподобного Иоанна Лествичника, или, как его еще называют, списателя “Лествицы”. Именно во время Великого поста, когда каждый из нас стремится стать хоть немного светлее, хоть на крошечный шажок приблизиться к Богу, “Лествица” может стать настольной книгой для каждого христианина. В четвертую Неделю Великого поста Святая Церковь вспоминает дивного учителя благочестия, преподобного Иоанна Лествичника, оставившего нам описание чудесной духовной лествицы, по которой сам он взошел в Царствие Небесное, которую завещал он всем христианам.

“ЛЕСТВИЦА”: КАК ЧИТАТЬ ОДНУ ИЗ ГЛАВНЫХ КНИГ ВЕЛИКОГО ПОСТА?

Поэтому важно веру укреплять, укреплять, понуждая себя, делая дела веры. Поэтому надо творить дела веры. Откуда мы можем узнать эти дела? Опять же из Святого Евангелия и Апостолов, то есть мы можем учиться у Христа непосредственно, имея благовествование от Него. Поэтому книга эта должна быть всегда перед нами.

Далее, когда Господь исцелил этого бесноватого болящего юношу, ученики, те, которые не смогли его исцелить, подходят к Нему уже втайне где-то, отдельно уже и спрашивают: почему мы не смогли исцелить его? Господь отвечает: сей род исцеляется лишь молитвой и постом. Это нам тоже большое назидание. Это две великие добродетели, через которые мы, как на крыльях, поднимаемся к Царству Небесному.

Они друг друга дополняют. И как говорил святитель Василий Вели кий, Литургию которого мы сегодня служили, «пост это есть два крыла молитвы, которые поднимают молитву до небес». Но молиться надо правильно так, как научает нас святая Церковь, святые отцы. Прежде всего, она научает нас благодарить Господа нашего Иисуса Христа в молитве.

Так составлены наши молитвословия, которые мы читаем — утренние молитвы, вечерние. Они начинаются с «Царю Небесный», «Трисвятое», а это молитвы, славящие Бога. Мы должны, прежде всего, внутри себя смотреть насколько благ Господь, сколько Он даровал нам и окружающим нас благ, насколько Он заботится о нас, и возблагодарить всем сердцем. Следующее, что мы должны сделать в молитве, это самоуничижить себя, покаяться, увидеть свою гордость, свое нерадение, свою леность, которую мы имеем, свои грехи, и раскрыть их перед Господом, сердце свое сокрушить и смирить.

Именно такое сердце Господь не уничижает.

Как избранник Божий, он с юных лет возлюбил Господа, но никто из его учеников не упоминает о том, кто были его родители, где он родился и воспитывался. По их словам, преподобный Иоанн был выдающимся человеком по дарованиям, способностям и образованию. Шестнадцати лет он оставил мир и удалился на гору Синай в монастырь, чтобы жить под руководством опытных и боговдохновенных старцев. В его жизнеописании сказано, что уже тогда он был тысячелетен разумом и на Синае достиг такого совершенства, что имел душу как бы без разума и воли, совершенно свободную и сиявшую небесной простотою. По кончине своего наставника, стремясь еще к большим подвигам, преподобный Иоанн решился наложить на себя обет безмолвия, для чего избрал невдалеке от храма Господня удобное место, где и провел 40 лет. Пост и молитва возвели его на высокую степень чистоты и сделали сосудом особенных дарований Божиих — прозорливости, дерзновения в молитве и чудотворений. Когда же Синайскому монастырю надо было избрать настоятеля, то вся братия единодушно упросила преподобного Иоанна вернуться в обитель. Во время настоятельства он и написал свою книгу — «Лествицу духовную», в которой изобразил весь путь к христианскому совершенству и как надо постепенно совершенствоваться для нашего спасения. Может быть, возлюбленные, некоторые из вас предполагают, что преподобный Иоанн составил свою «Лествицу» исключительно для монахов, а не для светских людей, так как нет ничего общего между жизнью вашею, т.

Поэтому-то «Лествица» никем не читается в миру и ею никто не руководствуется в светской жизни. К сожалению, так мыслят многие христиане! Но, возлюбленные, разве Святая Церковь постановила поминать сегодня преподобного Иоанна только монахам, а не всем православным христианам?

Однажды наставник приказал своему ученику наносить в сад земли для грядок. Исполняя послушание, инок Моисей из-за сильного летнего зноя прилег отдохнуть под тенью большого утеса. Преподобный Иоанн Лествичник находился в это время в своей келлии и отдыхал после молитвенного труда. Внезапно ему явился муж почтенного вида и, разбудив святого подвижника, с упреком сказал: "Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, а Моисей находится в опасности? Когда его ученик возвратился вечером, преподобный спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Инок ответил: "Нет, но я подвергся большой опасности. Меня едва не раздавил большой обломок камня, оторвавшийся от утеса, под которым я в полдень уснул.

К счастью, мне представилось во сне, что ты зовешь меня, я вскочил и бросился бежать, а в это время с шумом упал огромный камень на то самое место, с которого я убежал... Не проводил ночей без сна, хотя спал не более того, сколько необходимо для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Примечателен следующий пример смирения преподобного Иоанна Лествичника. Одаренный высоким проницательным умом, умудренный глубоким духовным опытом, он с любовью поучал всех приходивших к нему, руководя их к спасению. Но когда явились некоторые, по зависти упрекавшие его в многословии, которое они объясняли тщеславием, то преподобный Иоанн наложил на себя молчание, чтобы не подавать повода к осуждению, и безмолвствовал в течение года. Завистники осознали свое заблуждение и сами обратились к подвижнику с просьбой не лишать их духовной пользы собеседования. Скрывая свои подвиги от людей, преподобный Иоанн иногда уединялся в пещере, но слава о его святости распространилась далеко за пределы места подвигов, и к нему непрестанно приходили посетители всех званий и состояний, жаждавшие услышать слово назидания и спасения. В возрасте 75-ти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители. Около четырех лет управлял преподобный Иоанн Лествичник святой обителью Синая. Господь наделил преподобного к концу его жизни благодатными дарами прозорливости и чудотворений.

Во время управления монастырем по просьбе святого Иоанна, игумена Раифского монастыря память в Сырную субботу , и была написана преподобными знаменитая "Лествица" - руководство для восхождения к духовному совершенству. Зная о мудрости и духовных дарованиях преподобного, Раифский игумен от лица всех иноков своей обители просил написать для них "истинное руководство для последующих неуклонно, и как бы лествицу утверждену, которая желающих возводит до Небесных врат...

И успокоил их и говорил по сердцу их. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте. Книга Притчей Соломоновых 31.

Неделя 4-я Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника

Труды сии суть делание добродетелей, или постоянное себя в них обучение. Плод сего обучения есть навыкновение в них. От навыкновения же происходит укоренение в добре». Это предел трудов в восхождении по лествице добродетелей. А есть такая черта, за которою тела совсем перестают тяготеть к земле, то есть становятся совсем без тяжести. Так и в степенях совершенства духовного: чем выше кто в нем всходит, тем меньше тяготит его земное. Иначе, чем тверже кто становится в добродетелях, чрез постоянное навыкновение в них, тем меньше борют его грехи и страсти. А есть и такая высота совершенства, где страсти совсем почти замирают и душа наслаждается покоем пребывания в добре, в коем беспрепятственно добродействует, свободно, непринужденно, естественно как бы, так же, как естественно, например, дыхание и обращение крови. Степень сия достигается тогда, когда в душе совершенно укореняется всякая добродетель и воссиявает бесстрастие и чистота. Это есть Небо духовное — верхний конец лествицы. Достигшим сего предела принадлежат прописанные Господом Блаженства Мф.

Бесстрастие есть сердечное небо ума, есть небесная палата Небесного Царя. Плод бесстрастия есть полнота любви и совершенное вселение Бога в соделавшихся чрез сие бесстрастие чистыми сердцем, о коих сказано: «яко тии Бога узрят» Мф. Вот куда возводит и чем кончается священная лествица! И вот эту-то картину хочет живописать ныне в уме нашем Святая Церковь и, конечно, не любопытства ради или празднословия, а ради того, чтобы дать нам побуждение и возможность осмотреть добросовестно самих себя и определить неошибочно — где же стоим мы и какую занимаем степень? Вступили ли на лествицу и, вступивши, далеко ли взошли, высоко ли поднялись от земли и виден ли хоть сколько-нибудь последний конец восхождения? Конечно, численно определить степень свою может быть трудно и даже невозможно, но нетрудно определить степени, резкими чертами отличающиеся. Какой труд определить, например, первую свою степень? Кто не в состоянии дать определительный ответ, покаялся ли он и положил ли твердое намерение угождать Господу? Кто также не в состоянии сказать, вступил ли он, по раскаянии во грехах, в борьбу со страстьми, борется ли с ними или поддается им? Так что же мы с вами скажем, братие?

Стали ли на лестницу? Сделали ль хоть этот шаг? Пусть ответит на сие совесть каждого.

Однажды к нему пришли некоторые, по зависти, упрекавшие его в многословии, которое они объясняли тщеславием. Преподобный Иоанн наложил на себя молчание, чтобы не подавать повода к осуждению, и безмолвствовал в течение года. Завистники осознали свое заблуждение и сами обратились к подвижнику с просьбой не лишать их духовной пользы собеседования. Скрывая свои подвиги от людей, преподобный Иоанн иногда уединялся в пещере, но слава о его святости распространилась далеко за пределы места подвигов, и к нему непрестанно приходили посетители всех званий и состояний, жаждавшие услышать слово назидания и спасения. В возрасте 75-ти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители. Около четырех лет управлял Иоанн Лествичник святой обителью Синая. После четырех лет управления обителью, преподобный вернулся к уединению и безмолвию и вскоре почил о Господе. Ты хочешь принадлежать на небе к их обществу, хочешь быть участником их блаженства. Отныне вступи в общение с ними. Когда выйдешь из храмины тела, они примут тебя к себе, как своего знакомого, как своего друга». И вот Великим постом, - говорит архимандрит Мелхиседек, - среди тысяч и тысяч святых, которые просияли в нашей Святой Православной Церкви, из года в год в богослужебном круге в воскресные дни вспоминается память только трех святых — из тысяч только трех святых! Чем они были так велики? Почему именно на них обращает наше внимание Православная Церковь во время Великого поста? Первая седмица поста заканчивается Неделей Торжества Православия, а вторая Неделя посвящена святителю Григорию Паламе. Кто это? Что он привнес, какое учение он оставил Церкви? Что он дал, чем так дорога стала для Церкви его память, которая вспоминается Великим постом именно в воскресный день? Святителю Григорию Паламе было открыто Духом Святым, что Бог — недоступный, непостижимый в Своей сущности — доступен каждому человеческому сердцу в Своей благодати, в Своей энергии. Мы не можем прикоснуться к существу Божиему — оно вне этого мира, а в этом мире, учил святитель Григорий, Бог действует и доступен через Свою энергию, через Свою благодать, которая подается в Таинствах Церкви, в Таинстве Святого Причащения, и особенно сердце стяжает благодать Божию посредством молитвы. И именно святитель Григорий Палама выразил все учение святых отцов об Иисусовой молитве, учение о безмолвии, об исихазме, когда сказал о том, что всякому христианину доступен Бог, потому что сердце, в котором есть сокрушенный дух, внимание и покаяние, способно вместить по благодати Самого Бога. Вот почему так ценит память этого святого Православная Церковь. А в следующее воскресенье мы будем праздновать память преподобной Марии Египетской — учителя глубочайшего покаяния. Память только трех святых празднует Православная Церковь в воскресные дни Великого поста. А сейчас мы вспоминаем еще одного святого — преподобного Иоанна Лествичника. А почему именно его выбрала из всего многообразия святых и преподобных Православная Церковь? Во всем множестве духовной, аскетической литературы не было и не будет, по мнению Церкви, такой краткой, насыщенной, богооткровенной, такой концентрированной или, как бы сказал старец Паисий Афонский, «высококалорийной» книги духовной, как «Лествица». В этой маленькой — всего в 250 страниц — книге описаны тридцать «ступеней» восхождения человеческой души от земли на небо. Вот так оценила Церковь его богомудрый ум, его богомудрое писание: и в древности во время великопостных богослужений по Уставу Церкви читались поучения преподобных Ефрема Сирина и Иоанна Лествичника. И вспоминаются нелегкие советские времена, когда не было вообще никаких духовных книг. Самое ценное, что мы имели в руках — это «Журнал Московской Патриархии», Новый Завет и переизданный Московской Патриархией молитвослов. Все это было для человека очень большой ценностью. И если удавалось приобрести календарь на наступающий год, это было, конечно, сокровищем для христианина! Евангелие, молитвослов, акафисты, переписанные от руки... И если что можно было купить, то только лишь «Журнал Московской Патриархии». И все. Вот такой был духовный голод в те нелегкие времена безбожия, безверия и гонения на Церковь. Книга преподобного Иоанна Лествичника содержит тридцать «ступеней». Выделим из них только несколько добродетелей, которые составляют сущность христианской жизни. О чем мы молимся Великим постом словами преподобного Ефрема Сирина, о стяжании какого духа, каких добродетелей? О чем мы просим Господа? О самом главном: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми» — вот о чем мы молим Бога день и ночь, о стяжании именно этого духа! И преподобный Иоанн Лествичник нам говорит о том, как практически нам стяжать это духовное и телесное целомудрие. Потому что много было сказано об этом вещей теоретических, но мы-то люди, нам «вынь да положь» конкретно: что нам делать, как нам поступать? И богомудрому Иоанну Лествичнику был открыт путь восхождения души на небо. Он образно говорит о том, что некогда встретился со своим естеством, со своим телом, со своей плотью. И духовно обращаясь к своей плоти, как бы разговаривает с ней: «Скажи мне, супруга моя — естество мое; ибо я не хочу никого другого, кроме тебя, спрашивать о том, что тебя касается; скажи мне, как могу я пребывать неуязвляем тобою? Как могу избежать естественной беды, когда я обещался Христу вести с тобою всегдашнюю брань? Как могу я победить твое мучительство, когда я добровольно решился быть твоим понудителем? Она же, отвечая душе своей, говорит: "Не скажу тебе того, чего и ты не знаешь; но скажу то, о чем мы оба разумеем. Я имею в себе отца своего самолюбие. Внешние разжжения происходят от угождения мне и от чрезмерного во всем покоя; а внутренние от прежде бывшего покоя и от сладострастных дел. Зачавши, я рождаю падения; они же, родившись, сами рождают смерть отчаянием. Если явственно познаешь глубокою мою и твою немощь, то тем свяжешь мои руки. Если гортань умучишь воздержанием, то свяжешь мои ноги, чтобы они не шли вперед. Если соединишься с послушанием, то освободишься от меня; а если приобретешь смирение, то отсечешь мне голову"». Вот что говорить блудная страсть. Вот что говорит Иоанн Лествичник о том, каким образом мы должны стяжать целомудрие души и тела. Еще мы просим в молитве духа смирения и терпения, а этому противится наша гордость, и с ней также беседует преподобный Иоанн: «Некогда я уловил сию безумную прелестницу в сердце моем, внесенную в оное на раменах ее матери, тщеславия. Связав обеих узами послушания и бив их бичом смирения, я понуждал их сказать мне, как они вошли в мою душу? Наконец, под ударами, они говорили: мы не имеем ни начала, ни рождения, ибо мы сами начальницы и родительницы всех страстей. Не мало ратует против нас сокрушение сердца, рождаемое от повиновения». Вот почему мы никогда, никому и ни при каких обстоятельствах не хотим повиноваться, хотя в семейной жизни конкретно определено, кто кому голова, и кто кого должен слушать. Однажды на исповеди подходит некая раба Божия — это буквально вчера было — и говорит: «Батюшка! Великим постом я попробовала, как Вы говорили, во всем безпрекословно слушаться мужа». Муж, правда, у нее верующий и семья живет таким единством. Но она всегда была, как коза упрямая, а постом все-таки решила попробовать. И говорит: «Такая радость, так все просто, так, вроде бы, спокойно! Ну, мелочи какие-то». А муж посмотрел-посмотрел на такое дело — целый месяц жена неузнаваемая — и тоже решил во всем ее теперь слушать. Пример, говорят, заразителен. Ну вот, привнесенный закон отношений. Ну, это же просто? А бодаться? Ну, внесли закон бодания — так и будет он. Внесли закон уступать — так и будет этот закон. Мы сами пишем внутри себя эти законы. Слава Богу, что есть такое единство в семье, но кто-то должен начать первым кому-нибудь подчиняться. Кратко сказать: мы родительницы всего противного смиренномудрию; а что оному споспешествует, то нам сопротивляется. Впрочем, если мы и на небесах явились в такой силе, то куда ты убежишь от лица нашего? Мы весьма часто следуем за терпением поруганий, за исправлением послушания и безгневия, непамятозлобия и служения ближним».

На эти сомнения Лествичник отвечает сам уже в первой главе: «Некоторые люди, нерадиво живущие в мире, спросили меня, говоря: «Как мы, живя с женами и оплетаясь мирскими попечениями, можем подражать житию монашескому? Если так будете поступать, то не далеко будете от Царствия Небесного». Чтобы чтение шло легче, стоит помнить об основной идее этой книги. В чем же она? На последней ступени подвижник встречает эту Любовь: «Тогда Она, сия Царица, как бы с неба явившись мне, и как бы на ухо моей души беседуя, говорила: доколе ты, любитель Мой, не разрешишься от сей дебелой плоти, не можешь познать красоты Моей, какова она. Итак, композиционный принцип Лествицы — история любви к Богу. В Любви Божьей можно жить, тогда можно и говорить о ней. Поэтому, наверное, нам надо замолчать — и послушать, что говорит Церковь. Читать далее житие прп. Библиотека «Правмира» Иоанн Лествичник. Аудиокнига Краткое житие прп. Иоанна Лествичника.

Видео:О четвертой неделе Великого поста как пройти Лествицей Иоанна Скачать Вторая седмица В эти дни Святая Церковь возносит молитвы за всех христиан, вступивших в вечность. Верующие заказывают треб в храме за умерших близких, совершают добрые дела в память о них. Вторая неделя Великого поста посвящена памяти святителя Григория Паламы, чье учение о божественном свете, преображающем души истинно кающихся людей, вспоминается как еще одно обещание стяжания Царства Божия тем, кто трудится в Господе, пока они еще здесь, на земле земля. Видео:Великий Пост. Иоанн Лествичник. Скачать Третья седмица Третье воскресенье Великого поста — Крестопоклонение. В субботу, во время всенощного бдения, в честь верующих выносится Крестовоздвиженский, которые остаются в храме до следующей пятницы. Святая Церковь призывает нас преклониться перед крестом посреди Великого поста, чтобы пример Господа Иисуса Христа, Который претерпел крестные муки, чтобы искупить нас от грехов, вдохновил нас быть учениками Христовыми: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» Марка 8:34. Четвертая неделя Великого поста — память святителя Иоанна Лествичника. В этот день в храме поминают великого подвижника, жившего в VI веке, преподобного Иоанна Лествичника. Он автор «Лествицы» — творения, исполнение которого последовательно возводит человека на божественный престол. Видео:Лествица Великого поста Духовные беседы 3 я беседа Скачать Вкусная символика В некоторые дни Великого поста православные семьи и монастыри пекли печенье определенной формы: для Иоанна Лествичника из теста пекли лестницы; для анонса готовили печенье в виде жаворонков или голубей. В середине Великого поста, на Страстной неделе, из пресного теста лепили крестики, которые украшали орехами и изюмом. Традиционно часть всего приготовленного раздавали беднякам. В этот день Церковь воспоминает великое событие, послужившее началом спасения человечества, прославляет Деву Марию и учит Ее всесвятым примером слышать и исполнять волю Божию. Пятая неделя Великого поста — память святой Марии Египетской. В лице этого святого Церковь являет верующим истинный пример Божия покаяния и милости ко всем кающимся грешникам. Вербное воскресенье. Спаситель прибыл в Иерусалим за 6 дней до Пасхи, и многие люди встретили Его с радостью. Он въехал в город на осле, и люди, с пальмовыми ветвями в руках, восклицали: «Осанна в вышних! Благословен грядущий во имя Господа, царь Израильский! Сейчас в память об этих событиях в церквях принято освящать веточки вербы, поэтому день еще называют «Вербным воскресеньем». Именно здесь заканчиваются Святые сорок дней и наступает время Страстной седмицы — великих и страшных евангельских событий — искупительных страданий и распятия Господа нашего Иисуса Христа. Видео:Житие Иоанна Лествичника 4-е воскресение Великого поста Скачать Страстная Седмица В последнюю, строжайшую седмицу поста вспоминаются последние дни земной жизни Спасителя, Его крестные страдания, смерть за нас и за наше спасение, погребение. По величию пережитых в эти дни событий каждый день Страстной седмицы называется великим. В первые дни Страстной недели все христиане стараются покаяться в своих грехах и готовятся ко Святому Причащению в Великий Четверг. В этот день мы вспоминаем, как иссушил Господь бесплодную смоковницу. Это чудо является символом уничтожения Спасителем первородного греха, носителями последствий которого после грехопадения предков Адама и Евы являются все люди.

Четвёртое воскресенье Великого поста

Принцип тот же: начиная с малого греха и не придавая значения этому малому, человек может дойти или лучше сказать - кубарём скатиться до глубин ада. Этот пример адовой лестницы так же важен, как и Иоаннова «Лествица». Господь ведь в Евангелии Своём приводит для вразумления и отрицательные, но в то же время очень поучительные примеры. Всем желаем правильных ориентиров в вертикально-горизонтальном смысле! Другие новости.

В богослужении четвертой недели Великого поста Православная Церковь предлагает всем своим чадам обратиться к главному творению преподобного Иоанна, игумена Синайского монастыря, — «Лествице Божественного восхождения», от названия которого святой стал именоваться Лествичником. Преподобный Иоанн Раифский игумен Раифского монастыря, находившегося в трех десятках километров от Синая на берегу Суэцкого залива , как сказано в Житии святого Иоанна Лествичника, «убедил сего нового боговидца усильными своими просьбами, для пользы братий сойти помышлением с горы Синайской и показать нам свои богописанные скрижали». На новых языках этот труд вышел в средние века, к примеру, в XIV веке был опубликован перевод на португальский язык, а в 1474 году читающие на итальянском языке смогли ознакомиться с этим памятником в переводе Дж. В начале XVI века 1504 г. Приблизительно в середине позапрошлого века творение преподобного Иоанна Лествичника стало доступным на немецком 1834 г.

X-м веком исследователи датируют первый славянский перевод «Лествицы», выполненный в Болгарии. На Руси имели хождение разные списки «Лествицы», обычно содержащие, помимо основного текста, Житие святого Иоанна Лествичника, написанное Даниилом Раифским, предварительные послания и предисловие, а также «известие о святых отцах, именовавшихся Иоанном» и несколько дополнительных материалов. В ряде рукописей имеется разбивка на зачала, так как по уставу полагалось читать «Лествицу» за богослужением в период Великого поста. В 1647 году в Москве вышла книга «Труды исписания богодарованного разума всепреподобнаго и богоносного отца нашего общаго учителя и наставника Иоанна, глаголю же Лествичника, и спустити бы во всю свою великую Русию, печатным тиснением, на просвещение и украшение святым Божиим церквам и во общую пользу христоименитаго народа душам».

Вот жалуется человек: у меня язык как овечий хвост, мелет и мелет, я не могу остановиться. То есть в нем сидит бес многоглаголания, не может человек молчать, а только и ищет повода, с кем бы поговорить. Другой не может с деньгами расстаться: жалко. Это бес жадности. В третьем бес блуда. Ты понимаешь, что это смертный грех? А почему делаешь? Я не могу. То есть связан уже накрепко. Так же бес пьянства, бес злобы, гнева, зависти, осуждения, хулы, бес ослепления, когда человек не видит в себе грехов. Грешен с ног до головы, но не видит ни одного греха, чуть не святой. И как их изгнать? Только молитва и воздержание от греха может помочь. Сам человек победить грех не в состоянии, один Господь избавляет от этого беса, когда человек всю волю свою, все силы употребляет на то, чтобы не грешить, и обращается к Богу от всего сердца со слезами: «Господи, избавь меня от этого». Если человек сам все силы тратит на то, чтобы избавиться от греха, и просит Бога, чтобы Господь его исцелил, тогда бес выходит. Потом он еще долго будет смущать его душу, показываясь на горизонте, соблазняя его, но человек всегда устоит, если возненавидит грех. А у нас часто как бывает? Приходит человек на исповедь и говорит: редко хожу в церковь. Каким бесом он обладаем? Как же этого беса можно победить? Только одним способом: настало воскресенье — и все силы души направить на то, чтобы идти в храм. А если возникнут какие-то обстоятельства, которые этому мешают, со слезами возопить к Богу: «Господи, помоги мне преодолеть». И все равно идти. Ну только если болезнь серьезная или трамвай тебя переехал, тогда уж никак не получится, а во всех остальных случаях почему не пойти? Если у тебя дел много, сходи на раннюю, и в девять часов уже свободен, пожалуйста, весь день у тебя: стирай, шей, салаты режь, что угодно можешь делать. Но нужно себя понудить обязательно, нужно нести подвиг, нужно обязательно противостоять греху — только тогда этот бес тебя покинет. А если подвига нет, то человек так бесноватым и умрет. И когда его душа выйдет из тела и он будет проходить мытарства, бесы его схватят и увлекут в преисподнюю, хотя он, может быть, сорок лет в храм ходил каждый день. Ходить-то можно, но нужна борьба с грехом. А то меня толкнули — и я толкнул; мне сказали — и я сказал; захотел — пошел, не захотел — не пошел. Бес шепчет: посплетничай — и человек сплетничает; бес шепчет: осуди — и он осуждает; бес говорит: ругайся — и он ругается. Человек на поводу, бес его водит и смеется над ним, потому что он свой образ Божий втаптывает в грязь. А если есть воздержание, то, когда бес ему шепчет: осуди, — человек говорит: «Не судите, да не судимы будете. Ближний мой сегодня так согрешил, а я завтра еще хуже согрешу. Прости меня, Господи, дай мне видеть мои согрешения и не осуждать брата моего». Бес говорит: посмотри туда — а человек, наоборот, отвращает взор: не моего ума дело, не хочу туда смотреть. Бес шепчет: поспи — а благочестие говорит: вставай. Бес внушает: ну, ты устал, хватит молиться — а человек решает: нет, я буду молиться, потому что молиться надо непрестанно. И так всегда надо понуждать себя. Но если человек просто понуждает себя и не обращается к Богу, это тоже бесполезно. Никто ни один грех победить сам не может. Можно только, увидев его в себе, изо всех сил своей души возненавидеть и обратиться к Богу: «Господи, вот Ты видишь, я такой окаянный, жадный, злобный, греховный, ругательный, избавь меня от этого». Возопить к Богу от всей души: «Господи, помоги моему маловерию, избавь меня от этого». И Господь поможет избавиться. Некоторые просят: Господи, помоги, избавь меня от этого, избавь меня от того — и в утренних молитвах, и в вечерних, и еще в каких, а сами палец о палец не ударяют. Избавь меня от пьянства, а сам бежит за бутылкой. Это смешно просто. Вот если уже кто-то пришел с бутылкой, и уже налил, уже искушение прямо на столе, и страстно хочется — тут возопить: «Господи, помоги удержаться. Господи, сделай что угодно, только спаси». И Господь найдет способ: или бутылка вывернется у него из руки и разобьется вдребезги, или кран протечет и вода фонтаном начнет бить. Господь как-то устроит, чтобы обязательно помешать этому греху, но только если молитва идет от сердца, а не лукавая. Потому что часто человек вроде говорит: ой, Господи, помоги, — а сам жаждет греха: ну все, не могу. Это уже лукавство, потому что никогда искушение не бывает сильнее человека. Искушение бывает ровно настолько, насколько человек может его победить. И если он обратится к Богу, то Господь ему тут же поможет, тут же пройдет всякое желание греха, тут же человек избавится. Вот в тебе все кипит, прямо не можешь терпеть — помолись Богу: «Господи, меня гнев душит, раздирает на части, помоги, видишь, Господи, в каком я сатанинском состоянии нахожусь». И Господь сразу поможет, гнев утихнет, успокоишься сразу, посмотришь на себя со стороны и облегченно вздохнешь: слава Богу, бес вышел. Надо нам стараться идти не на поводу у своих страстей, которые возбуждаются от геенны, а, наоборот, стараться в себе христианские добродетели воспитывать. Сегодня память преподобного Иоанна Лествичника, который учит нас, как восходить от греха к добродетели, и читалось Евангелие о заповедях блаженства. То есть когда ты приобретешь смирение, тогда будешь блажен; у смиренного нет скорбей, у него за все слава Богу, он рад всему, потому что с ним Бог. Некоторые говорят: во всем грешен; а завтра опять: во всем грешен. И спят спокойно, не ворочаются, их не беспокоит, что их бесы дерут, наплевать на то, что они в геенну огненную пойдут. Во всем грешен, и ладно. А человек должен с грехом бороться. Поэтому надо плакать оттого, что мы во всем грешны, нужно стараться прилагать все силы души, ума, тела для того, чтобы победить грех, нужно вопить к Богу день и ночь о помиловании, о прощении, о том, чтобы Он нас избавил от греха. А у нас этого нет. Хорошо еще человек хоть в праздник придет в церковь, но и то стоит, как будто он всех тут облагодетельствовал: ты меня не толкай, здесь у вас душно, да у вас тут что-то не так происходит — считает, что он милость оказал, пришел, хотя по нашим грехам нас и близко-то подпускать нельзя к такой святыне, которой мы пользуемся. Поэтому нам нужно жаждать праведной жизни, жаждать чистоты; все силы употребить, чтобы освободить душу от греха, возненавидеть свою зависть, раздражительность, гневливость, злобу, блудность, немолитвенность. Всю эту нечистоту, помойку, в которой мы пребываем, надо от всей души возненавидеть — тогда можно очиститься от греха. А то мы с ним сжились, срослись, и многие дошли до того, что так и говорят: на мне нет ни одного греха. Это значит, что человек просто мертв душой. Так покойника коли иглой — он ничего не чувствует. То есть душа настолько осатанела уже, что не видит и не слышит. И это в большей или меньшей степени с каждым из нас происходит. Нам присуща тяга к сладости греховной. А это бессмысленно, это только дьявол манит: согреши — и получишь блаженство. На деле от греха никакого блаженства нет, наоборот, самые страшные последствия. Допустим, гнев обуял человека, и он хочет сорвать свою злобу. Ну, сорвал. Хорошо тебе от этого?

Однажды наставник приказал своему ученику наносить в сад земли для грядок. Исполняя послушание, инок Моисей из-за сильного летнего жара прилег отдохнуть под тенью большого утеса. Преподобный Иоанн находился в это время в келии и отдыхал. Когда его ученик возвратился вечером, преподобный спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Меня едва не раздавил большой обломок камня, под которым я в полдень уснул. Примечателен следующий пример смирения преподобного. В возрасте семидесяти пяти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители. Содержание одной из степеней «Лествицы» 22 -я раскрывает подвиг истребления тщеславия.

“ЛЕСТВИЦА”: КАК ЧИТАТЬ ОДНУ ИЗ ГЛАВНЫХ КНИГ ВЕЛИКОГО ПОСТА?

Когда начинается пятая Седмица Великого поста Пятая Седмица поста начнется 14 апреля, в воскресенье, и продлится до субботы 20 апреля. Пятая Седмица - предпоследняя в четыредесятнице, охватывающей 40 дней поста, который длится 48 дней. В целом вся неделя посвящена раскаянию и аскетизму. Нередко в эту неделю в храмах и церквях проводится таинство соборования. В среду вечером на пятой Седмице совершается служба под названием Мариино стояние, а суббота носит название Похвала Пресвятой Богородицы. В четвертую неделю поста отмечается день памяти Преподобного Иоанна Лествичника, богослова и философа, жившего в VI-VII веках, и бывшего настоятелем Синайского монастыря. Иоанн Лествичник написал важный богословский труд, который называется Лествица.

Поэтому в четвертое Воскресение Поста мы празднуем память преподобного Иоанна Лествичника, создателя одной из наиболее известных книг в истории аскетической и богословской мысли — «Лествица». Образ лестницы, соединяющей тварный мир с горним, присутствует с древнейших времен. В книге Бытия мы находим рассказ о сне Иакова: «И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней… И убоялся, и сказал: как страшно сие место! Это не иное что, как дом Божий, это врата небесные» Быт. Схожий образ мы видим в Евангелии от Иоанна, когда Господь говорит своим ученикам: «Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» Ин. Лествица Великого Поста Важно понимать, что книга преподобного Иоанна Лествичника не является умозрительным богословским трактатом. Это скорее некое практическое описание собственного опыта святого и сборник советов, которые он адресует своим братьям-монахам. Главная задача преподобного Иоанна состоит в том, чтобы показать, как возможно соединение человека с Богом. Именно эта цель и определяет его понимание подвига, который есть ни что иное, как подражание и следование за Христом. Ведь Спаситель, идя на Крест, полностью вверяет Свою волю Отцу. Значит, спасение мира стало возможным только благодаря полному и радикальному самоотречению Сына Божия. Поэтому и человек может стать богоподобным, и, по выражению архимандрита Софрония Сахарова , христоликим только через опыт кенозиса, то есть самоумаления, добровольного обнищания. Таким образом, первичной интуицией преподобного Иоанна является такое понимание свободы, в котором она выступает как полный «суверенитет» личности над природой. Человек — единственное существо во Вселенной, которое может обладать собою, владеть собою. Это означает, что он может становиться выше природных причинно-следственных отношений, опутывающих и определяющих жизнь простых животных. Следовательно, подвиг есть прежде всего наиболее полная актуализация человеческой свободы. Но самоотречение — это некая предельная задача христианина. Она не может быть лишь этапом его жизни, потому что вся христианская жизнь и есть самоотречение. Однако, преподобный Иоанн выделяет определенные ступени, выстраивающие наш путь к абсолютному самоотречению, а значит, к соединению с Богом. Он часто прибегает к метафоре «странничества», которое «есть невозвратное оставление всего, что в отечестве сопротивляется нам в стремлении к благочестию».

Вот, например: «Так и делали сии блаженные осужденники. У них видимы были колена, оцепеневшие от множества поклонов; глаза, померкшие и глубоко впадшие; вежды веки , лишенные ресниц; ланиты щеки , уязвленные и опаленные горячестию многих слез; лица, увядшие и бледные, ничем не отличавшиеся от мертвых; перси грудь , болящие от ударов, и кровавые мокроты, извергаемые от ударений в грудь. Где там было приготовление постели? Где одежды чистые или крепкие? У всех они были разорванные, смердящие и покрытие насекомыми. Что в сравнении с ними злострадания беснующихся, или плачущих над мертвецами, или пребывающих в заточении, или осужденных за убийства? Поистине невольное мучение и томление оных ничто, в сравнении с произвольным страданием сих…» Так Лествичник описывает покаяние, ставит его в пример. Может быть, это метафора? Нет: «молю вас, братия, не подумайте, что повествуемое мною — басни». Что же с этим делать? Как читать «Лествицу»? Пусть на эти три сомнения ответит сам Лествичник.

В течение 19-ти лет преподобный Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу. После смерти аввы Мартирия преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах. Не случайно в "Лествице" преподобный Иоанн так говорит о слезах покаяния: "Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние". Сильна и действенна была его святая молитва, об этом свидетельствует пример из жития угодника Божия. У преподобного Иоанна был ученик, инок Моисей. Однажды наставник приказал своему ученику наносить в сад земли для грядок. Исполняя послушание, инок Моисей из-за сильного летнего зноя прилег отдохнуть под тенью большого утеса. Преподобный Иоанн Лествичник находился в это время в своей келлии и отдыхал после молитвенного труда. Внезапно ему явился муж почтенного вида и, разбудив святого подвижника, с упреком сказал: "Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, а Моисей находится в опасности? Когда его ученик возвратился вечером, преподобный спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Инок ответил: "Нет, но я подвергся большой опасности. Меня едва не раздавил большой обломок камня, оторвавшийся от утеса, под которым я в полдень уснул. К счастью, мне представилось во сне, что ты зовешь меня, я вскочил и бросился бежать, а в это время с шумом упал огромный камень на то самое место, с которого я убежал... Не проводил ночей без сна, хотя спал не более того, сколько необходимо для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Примечателен следующий пример смирения преподобного Иоанна Лествичника. Одаренный высоким проницательным умом, умудренный глубоким духовным опытом, он с любовью поучал всех приходивших к нему, руководя их к спасению.

Неделя 4-я Великого поста, прп. Иоанна Лествичника

Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого " Лествицей ", поэтому преподобный и получил прозвание Лествичника. 14 апреля2024 года, в четвертое воскресенье Великого поста, почитают память Иоанна Лествичника. В Неделю 4-ю Великого поста Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника. Обычай совершать в четвертую неделю Великого поста память прп. Иоанна, списателя «Лествицы», пришел в нашу Церковь вместе с Иеросалимским уставом в XIV веке.

Проповедь в Неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника

Церковь предлагает нам это произведение в Великом посту именно для того, чтобы мы в эти дни поучились духовной тактике борьбы со своими грехами. Мы вспоминаем его великое аскетическое произведение «Лествица». Время Великого поста, как и всей нашей земной жизни, летит чрезвычайно быстро. Вот почему «Лествица» и воспоминается нам среди поста, чтоб, если кто, уразумев уроки ее, найдет, что он блуждает еще вне ее, имел время прийти в себя и покаяться.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий