Новости когда британская империя распалась

Распад Британской колониальной империи явился одной из важнейших причин европейской переориентации Англии. Британская империя, некогда контролировавшая большую часть планеты, сейчас сократилась фактически до одних Британских островов. Так что распад Британской империи был неизбежен, в том смысле, что он был закономерен в то время при существовавших объективных причинах. Англичане не отпускают Шотландию по той причине, что её выход станет спусковым крючком распада всего королевства. Так как же Британская империя, которую часто называли "империей, над которой никогда не заходит солнце", прошла путь от невероятно могущественной на заре 20-го века, до распада.

БРИТА́НСКАЯ ИМПЕ́РИЯ

В результате британская империя постепенно распалась и в конце концов была полностью ликвидирована. Так что распад Британской империи был неизбежен, в том смысле, что он был закономерен в то время при существовавших объективных причинах. БРИТАНСКАЯ ИМПЕРИЯ ПОСЛЕ 1914 — Британская империя в период между мировыми войнами. Причинами Первой мировой войны явились внутриевропейские противоречия, обострившиеся из-за столкновения имперских интересов. Америку ждет длительный упадок, который будет проходить по сценарию распада Британской империи.

. Он станет самым жестоким и ненасытным правителем в истории Англии. Его звали .

  • Куда исчезла Британская империя
  • Читайте также
  • Британская империя — Википедия
  • Расцвет и падение крупнейших империй в анимированных картах
  • БРИТАНСКАЯ ИМПЕРИЯ • Большая российская энциклопедия - электронная версия
  • Когда распалась Британская империя?

Распад Британской империи

В результате развала Британская империя трансформировалась в некое аморфное Содружество, где все еще 52 государства. По официальной принятой во всем мире версии Британская империя распалась после второй мировой войны. Распад Британской империи наступил после 2-й мировой войны в результате мощного подъёма антиколониальной борьбы населявших её народов.

Последний осколок империи: как Британия отдавала Гонконг

«Британская Империя продвинулась к новой концепции автономии и независимости, к идеи общности британских наций, каждая из которых вольна жить своей жизнью, но которые при этом остаются объединены верностью к короне и готовы кооперироваться ради общего блага». Пармезан Черница. Когда распалась Британская империя? более месяца назад. Статья рассказывает о распаде британской империи, его причинах и последствиях, а также о становлении и особенностях Британского ие В. Ведь тогда она перестала быть Британской империей и распрощалась с последней колонией. Распад Британской колониальной империи явился одной из важнейших причин европейской переориентации Англии.

... и закат Британской империи

Однако культурное смешение происходило по всему субконтиненту — в некоторых средневековых индуистских текстах, составленных на юге Индии, султан Дели упоминался как воплощение бога Вишну. А в XVII веке наследник могольского падишаха Дара Шукох осуществил перевод «Бхагавадгиты» — одного из самых значимых текстов индуистской философии — на персидский язык, а также составил сочинение «Слияние двух океанов», посвященное сходствам между двумя религиями. Последний падишах Могольской империи Бахадур Шах II, правивший до 1857 года, когда британские войска штурмом взяли Дели, писал, что индуизм и ислам «разделяют одну сущность». После установления колониального контроля Индия по-прежнему оставалась местом пересечения культур, традиций, языков и верований. Однако именно под властью Лондона индуизм и ислам постепенно вошли в противоречие друг с другом. Если до включения в состав Британской империи и индуисты, и мусульмане по большей части толерантно относились к принципам и убеждениям соседей, а отчасти даже перенимали их, то на стыке XIX и XX веков отношения между двумя группами охладели. Наметилась тенденция к осуждению связей и пересечений между взглядами и культурами.

Даже те индуисты, которые раньше интерпретировали параллели между своим учением и исламом, теперь часто выступали за религиозную «чистоту». То же происходило и среди мусульман. Тем не менее в тот период среди многих публичных фигур еще сохранялась убежденность в том, что разные религиозные группы в Индии могут мирно сосуществовать. Прогресс нации возможен, только если нам удастся сохранить союз наших сердец, взаимную симпатию и любовь». Однако уже в 1885 году, когда борцы за права коренного населения колонии основали Индийский национальный конгресс, Ахмад-хан призвал мусульман не присоединяться к этой партии, поскольку большинство ее лидеров исповедовали индуизм. Принципиальность его позиции особенно примечательна с учетом того, что в первые десятилетия своего существования Конгресс позиционировался как организация, отстаивающая интересы всего народа, а не одной религиозной группы.

В декабре 1887 года Ахмад-хан выступил с речью, в которой заявил, что партия не сможет представлять и мусульман, и индуистов. Если раньше он утверждал, что жителей Индии безотносительно религиозных убеждений можно считать одним народом, то теперь сказал, что это два разных народа, хоть многое их и объединяет. Он даже заверил аудиторию, что если в колонии появятся органы самоуправления, как того требовал Конгресс, то мусульмане пострадают под властью индуистского большинства. По словам Ахмад-хана, всем, кто исповедовал ислам, следовало положиться на британские власти, а не вовлекаться в борьбу за самостоятельность. Так известный мусульманский деятель сформулировал основные положения теории двух наций , согласно которой индуизм и ислам представляли собой не просто две разные религии, но два разных культурных уклада и мировоззрения, две разные социальные группы. Их объединение в один народ по территориальному или этническому признаку последователи Ахмад-хана считали невозможным.

А в 1906 году образовалась Всеиндийская мусульманская лига, которая потребовала проведения отдельных выборов, то есть чтобы только мусульмане выбирали представителей своих интересов в местных советах и законодательных органах. Британцы же использовали ситуацию и говорили мусульманам, что доминирующие в Конгрессе индуисты пытаются сорвать принятие легитимной инициативы по расширению прав религиозного меньшинства. Чтобы избежать полного раскола, членам Конгресса пришлось поддержать раздельные выборы, хотя они отчетливо осознавали возможные последствия этой реформы». В 1910-х одной из наиболее значимых фигур в составе и Мусульманской лиги, и Индийского национального конгресса стал мусульманский политик Мухаммад Али Джинна. Он же выступил символом изменения отношений между двумя составлявшими основное население колонии религиозными группами. В начале своей карьеры Джинна считался миротворцем между партиями и выступал против смешения политики и религии.

На очередном заседании Мусульманской лиги он призвал единомышленников «не бояться», а перспективу доминирования индуистов назвал «страшилкой, придуманной, чтобы запугать вас, заставить отказаться от сотрудничества и единства, необходимых для формирования самостоятельного правительства». В 1916 году Джинна добился того, что обе партии представили британской администрации единый список требований. Конгресс согласился поддержать прошение Лиги об отдельных выборах для мусульман. Лига взамен присоединилась к требованиям Конгресса о предоставлении Индии большей автономии и о расширении прав коренного населения. Тогда Джинну прозвали «посланником индуистско-мусульманского единства». Однако в последующие годы он начал всё сильнее отдаляться от Конгресса, пока вовсе не покинул его в 1920-м.

Одной из причин подобной трансформации Джинны считаются разногласия с Махатмой Ганди. Тот постепенно стал безоговорочным лидером Конгресса. Джинна же не разделял его тактику сатьяграхи — несотрудничества и гражданского неповиновения — как метода борьбы против колониального господства. Он считал, что добиваться автономии следует путем конституционных преобразований, а запущенную Ганди общенациональную протестную кампанию называл путем к анархизму. Конфликт двух политических и религиозных лидеров в 1920-х и 1930-х привел к усилению разногласий между индуистами и мусульманами — особенно после того, как в 1924 году Джинна в третий раз возглавил Мусульманскую лигу. На этом посту он оставался до смерти в 1948-м.

Ему было важно оставаться лидером и вести за собой любое движение, к которому он принадлежал. С восхождением Ганди на вершину индийской политики Джинна чувствовал себя всё менее значимым». По словам Чаглы, Джинна представлял собой полную противоположность Ганди: первый верил исключительно в политические практики, второй апеллировал к абстрактным моральным и религиозным ценностям. Конечно, события 1947 года нельзя объяснить исключительно особенностями характера одного политика. Однако факт остается фактом: когда после массовых беспорядков в первой половине 1940-х и окончания Второй мировой войны Британия всё же согласилась предоставить колонии независимость, Джинна настоял, что для этого необходимо образование двух отдельных государств для мусульман и индуистов. Но Джинна, лидер Мусульманской лиги, в 1940-х настаивал на том, что почти 100 миллионов мусульман — четверть всего населения колонии — окажутся в уязвимом положении по отношению к индуистскому большинству».

В марте 1946 года британский премьер-министр Клемент Эттли анонсировал предоставление Индии независимости — но без фиксированного срока. Перспектива скорого решения судьбы колонии и ее населения внесла дополнительную напряженность в отношения сторонников Конгресса и Мусульманской лиги. Последние еще в 1940-м приняли резолюцию об образовании Пакистана. Однако к началу финальной стадии переговоров британцы еще надеялись, что разделения получится избежать. Сформированная метрополией комиссия предложила двум партиям образовать временное правительство, в котором Конгрессу отводилось бы на одно место больше, чем Мусульманской лиге. В конце июля 1946 года Мухаммад Али Джинна официально отверг такой вариант и объявил о проведении 16 августа акции протеста.

Эту дату мусульманский лидер назвал Днем прямого действия. На пресс-конференции 31 июля Джинна заявил, что и британцы, и индуисты вооружены — одни в прямом смысле, другие — угрозой массовой борьбы. Такой расклад якобы не оставлял Мусульманской лиге другого выбора, кроме как продемонстрировать собственную силу, чтобы продвинуть разделение Индии и образование Пакистана. Сообщать о деталях протеста лидер партии отказался. Основным местом проведения Дня прямого действия Мусульманская лига избрала Бенгалию — единственный регион Британской Индии, где ислам исповедовали больше 50 процентов населения. Источники расходятся в том, что же именно должна была представлять из себя анонсированная Джинной акция протеста.

Некоторые свидетельствуют , что она задумывалась как серия мирных демонстраций. Другие утверждают , что за несколько дней до намеченной даты в разных индийских городах распространили листовки с призывами к насилию. О, кафиры в исламе — те, кто не верит в существование Аллаха, рая и ада, Страшного суда и отрицает посланническую миссию пророка Мухаммеда. Ваша судьба близка, грядет всеобщая бойня! Вице-король Индии Арчибальд Уэйвелл провел совещания с губернаторами пяти провинций и объявил 16 августа выходным. В тот же день члены Конгресса покинули Законодательное собрание Бенгалии в знак протеста против действий правительства, которое фактически согласилось с позицией Мусульманской лиги.

Британские власти заняли выжидательную позицию и никак не отреагировали на тревожные предзнаменования. Одной из основных целей радикально настроенных мусульман стал политик Сайед Наушер Али, который в 1930-х продвигал в Законодательное собрание Бенгалии мусульман, а в 1940-х вступил в Конгресс и призывал к сохранению единства Индии после обретения независимости. Он вспоминал , что еще за пять дней до начала протестов перед его домом в крупнейшем городе Бенгалии Калькутте ходили недовольные, призывавшие «прикончить Сайеда Наушера Али, врага общества». Уже тогда Наушер Али и другие сторонники сохранения единства Индии начали предполагать, что День прямого действия приведет к массовому насилию и катастрофическим последствиям. Когда он вернулся 24 августа, то обнаружил, что его дом серьезно пострадал в ходе беспорядков. На крыше установили флаг Мусульманской лиги, а на дверь прикрепили бумагу с надписью «Офис Мусульманской лиги».

Однако накануне Дня прямого действия почти никто, кроме наиболее прозорливых общественных деятелей, не предполагал, к чему приведет протест последователей Джинны. Теория Митры состояла в том, что колониальные власти и сами желали разделить Индию, чтобы оставить оба независимых государства экономически неполноценными и зависимыми от себя. Однако добиться этого путем переговоров британцы и мусульмане не могли из-за несговорчивости Конгресса. Провокация, которая обострила бы конфликт религиозных групп, могла бы оставить разделение единственным способом избежать гражданской войны. Возможно, даже сами участники не до конца осознавали, какие процессы запустят своими действиями». Утро 16 августа в Калькутте началось с протестного шествия.

Позже Бос продолжил сотрудничество с Германией. Бос и его соратники переместили центр деятельности в Сингапур, где значительную часть населения составляли тогда индийцы да и название города — индийское. В январе 1942 года японские войска с территории союзного Таиланда который тогда называли Сиамом вступили в британскую колонию Бирма и до мая 1942 года полностью оккупировали её. В этой операции на стороне японцев участвовала «Армия независимости Бирмы». В октябре 1943 года в Сингапуре было образовано «Временное правительство свободной Индии». При поддержке японцев шло формирование частей «Индийской национальной армии» ИНА. В марте 1944 года 15-я японская армия в количестве трёх дивизий и одной из трёх дивизий ИНА начали вторжение с территории Бирмы в Ассам северо-восток Индии.

Однако колониальный индийский корпус, оставшийся верным Британии, не дал далеко пройти японо-индийским силам. В июне 1944 года японцы и ИНА отступили с территории Индии. В 1945 году части ИНА принимали участие в оборонительных боях против британских войск на территории Бирмы. С окончанием войны они были вынуждены сложить оружие и сдаться колонизаторам на условиях интернирования и репатриации.

Влияние Британской империи на мировую политику и экономику Британская империя оказала значительное влияние на мировую политику и экономику.

В эпоху своего расцвета она стала основополагающей для установления международной торговой системы, приводя к формированию глобального рынка. Британия устанавливала торговые пути, стандартизировала меры и веса, а также продвигала использование своей валюты — фунта стерлингов — как мировой резервной валюты. Политически, она способствовала распространению западных идей демократии, правового государства и индивидуальных свобод, хотя это часто сопровождалось насильственным подавлением местных культур и интересов. Империя также сыграла ключевую роль в развитии международных отношений и дипломатии, устанавливая предшественника современных международных организаций. Наследие Британской империи в современном мире Наследие Британской империи в современном мире ощущается во многих аспектах.

От языка до политических систем, империя оставила след в культуре и инфраструктуре бывших колоний. Английский язык, ставший международным средством общения, является одним из самых ярких примеров этого наследия. Правовые системы, основанные на английском обычном праве, продолжают функционировать во многих странах. Спортивные состязания, такие как крикет и регби, сохраняют свою популярность, напоминая о культурных традициях Британии.

Быть "вторым Николаем": реформы последнего русского царя 18. Темные века. Начало Европы 19.

Русский литературный язык. История рождения 20. Япония в эпоху Мэйдзи 21. Три века с Академией наук 22. Большой скачок 23. Арабский халифат и Реконкиста 24. Мир-системный анализ и история 25.

Леди не поворачивает. Феномен Маргарет Тэтчер 26. Аргентина и перонизм: долгие годы вместе 29. В сериале «Clash of Warriors» мы исследуем личности лучших командиров этого века. Каждый эпизод рассматривает противостояние двух командующих армиями, которые сталкиваются в сражениях друг против друга. Некоторые значимые сражения прошлого века, повлиявшие на ход мировой истории, рассматриваются с точки зрения воинского мастерства с помощью компьютерной графики и кадров кинохроники. Паттон против фон Клюге.

Прорыв из Нормандии 2. Брэдли против Моделя. Битва в Арденнах 3. Стилуэлл против Хонды. Бирма 4.

Вам могут понравиться

  • Британская империя
  • Взлёт и падение Российской империи
  • БРИТАНСКАЯ ИМПЕРИЯ | Энциклопедия Кругосвет
  • США рухнут, как Британская империя

БРИТАНСКАЯ ИМПЕРИЯ ПОСЛЕ 1914

Как США разрушили господство Британской империи Так как Британская империя была самым крупным государственным образованием за всю "сознательную" историю человечества, то на её окончательную ликвидацию ушло почти целое столетие.
Расцвет и падение крупнейших империй в анимированных картах Распад Британской империи был обусловлен множеством факторов, включая возрастающие антиколониальные настроения, экономические трудности после Второй мировой войны и изменения в международных отношениях.
Закат империи: Британия близка к развалу Но, несмотря на все свои великие достижения, Британская империя стала прародителем некоторых самых страшных бедствий, обрушившихся на человечество.

Дмитрий Евстафьев: Американоцентричный мировой порядок уходит

Британская империя, некогда контролировавшая большую часть планеты, сейчас сократилась фактически до одних Британских островов. Но все же есть 16 стран, где королеву Елизавету II признают главой государства. Вернее, их было 16. Теперь Барбадос, хоть и останется в Британском Содружестве и сохранит весомый плюс колониального прошлого в виде английского права, станет республикой. Само решение правительства об отказе от монархии было принято еще в 2020 году, но осуществлено только теперь. Показательно, что президент Барбадоса Сандра Мейсон ранее занимала пост генерал-губернатора. То есть в плане лиц большой политики маленького острова все осталось по-прежнему. Да и смены власти пока явно не намечается: местная Лейбористская партия доминирует уже на протяжении 27 лет. Мейсон успела пройти процесс инаугурации, на которой присутствовали принц Чарльз и знаменитая певица Рианна.

Последнюю объявили национальным героем в ходе церемонии. Можно сказать, что уход барбадосцев от монархии является символическим, однако от этого он все же не перестает быть важным.

Страны Британской империи кроме Канады вошли в созданный Великобританией в 1931 г.

В 1932 г. Это свидетельствовало о наличии ещё прочных связей между метрополией и доминионами. Несмотря на признание самостоятельности доминионов, метрополия в основном ещё сохраняла контроль над их внешнеполитическими сношениями.

Доминионы практически не имели непосредственных дипломатических связей с иностранными государствами. В конце 1933 Ньюфаундленд, экономика которого в результате хозяйничанья английских и американских монополий оказалась на грани краха, был лишён статуса доминиона и перешёл под управление английского губернатора. Мировой экономический кризис 1929-33 гг.

В страны Британской империи проникал американский, японский и германский капитал. Однако английский капитал сохранял в империи господствующее положение. В 1938 г.

Великобритания занимала главное место в их внешней торговле. Все страны Британская империя были охвачены единой системой «имперской обороны», составными частями которой стали военные базы в стратегически важных пунктах Гибралтар, Мальта, Суэц, Аден, Сингапур и др. Английский империализм использовал базы для борьбы за расширение своего влияния в странах Азии и Африки, против национально-освободительного движения угнетённых народов.

В самом начале 2-й мировой войны 1939-45 гг. В годы войны, выявившей слабость английского империализма, резко обострился кризис Британской империи. В результате ряда тяжёлых поражений, понесённых в войне с Японией, позиции Великобритании были подорваны в Юго-Восточной Азии.

В странах Британской империи развернулось широкое антиколониальное движение. Итоги 2-й мировой войны, завершившейся полным разгромом блока фашистских государств, образование мировой социалистической системы и общее ослабление позиций империализма создали исключительно благоприятные условия для борьбы колониальных народов за своё освобождение и для защиты обретённой независимости. Развернулся процесс распада колониальной системы империализма, составной частью которого явилось крушение английской колониальной империи.

В 1946 была провозглашена независимость Трансиордании.

В начале ХХ века Британия была ведущей мировой державой. Через сто лет Индия, «жемчужина её империи», потеснила свою бывшую метрополию с 4 места в мировом ВВП, а этнический индус чуть не стал премьером страны. Иван Шилов ИА REGNUM Елизавета II Лучше всего этот вывод подкрепляет разговор не о сегодняшнем положении Британии в мире об этом необходимо говорить отдельно , а о том, что с ней происходило в период между Первой мировой войной и 70-ми годами ХХ века, потому что именно эти годы были ключевыми в том кризисе БИ, который мы наблюдаем сегодня.

Из Первой мировой войны Британия вышла ещё расширяющейся империей. Многие государства этого района, формально не входившие в состав БИ например, государства Аравийского полуострова , на деле являлись полуколониями БИ. Однако уже в 1919 году начался распад БИ. Первым вышел непокорный Афганистан.

В 1921 после упорной вооруженной борьбы добилась статута доминиона Ирландия без Ольстера, оставшегося в составе БИ.

Как и все часы этого типа, они будут приводиться в движение грузами, шестернями и маятником. Но у Биг-Бена появится принципиально новый элемент , который будет защищать маятник от воздействия внешних сил. Два металлических рычага контролируют колесо с тремя спицами. При каждом взмахе маятника один из рычагов сдвигается, позволяя колесу повернуться на одну единицу. Это регулирует движение часов. Когда снег или дождь давят на стрелки часов, рычаги изолируют маятник, и он продолжает качаться без изменений.

Чтобы настроить часы, хранителям времени нужно было лишь залезть в карман. Благодаря этому гениальному, но простому методу часы стали мировым эталоном точности. Башня с часами над зданием парламента в центре империи имеет символическое значение, как будто британцы управляют самим временем. Помимо часов, необходимы были колокола, отмечающие проходящее время. Каждый час звонил гигантский центральный колокол. Отливщик колоколов, Джордж Миас , создал этого гиганта в соответствии с указаниями Денисона. Так родился Бег Бен весом в 13 тонн.

В 1858 году тысячи людей вышли на улицы , чтобы посмотреть, как Бег Бен водружают на башню с часами. С тех пор его звон регулярно разносится над Лондоном. Лондон значительно вырос. Это был первый в мире город с пригородом, и у него должны были появиться символы, главным из которых стал «отец всех парламентов» — здание парламента с Биг-Беном, символ силы и могущества Британской империи. Виктория — девочка-подросток во главе Британской империи К середине 19 века Великобритания установила высокие стандарты в области новых технологий. Но в правление юной и наивной королевы Лондон поразит кризис , который чуть не станет причиной настоящей катастрофы. В 1837 году бразды правления самой могущественной империи на земле перешли к девочке-подростку.

Ее восхождение на трон породило волну недовольства : и подданные, и правительство смотрели на нее, как на испорченное дитя, неготовое править страной. Ее звали королева. Ей было всего 18, когда она взошла на трон, и первые два года оказались для нее чрезвычайно трудными: ее плохо принимали. Тогда сложно было предположить, что эта девочка превратится в почитаемый всем символ могущества империи. Она начала меняться, когда вышла замуж за кузена в 1840 году. Виктория влюбилась практически с первого взгляда. Всю свою жизнь она хотела, чтобы ей было на кого опереться, в том числе буквально.

И Альберт выполнил эту роль: он пришел и помог ей повзрослеть. К этому времени империя простиралась на весь мир от Северной Америки до Австралии. Альберт и Виктория поддерживали развитие технологий и строительство , они знали, как это важно для их растущей империи. И одним из приоритетных направлений было создание. Империя растянулась практически на весь земной шар. Ходили разговоры о преодолении пространства и времени с помощью электрического телеграфа. С подачи британцев такое новшество, как телеграф, захватило весь мир.

В середине 19 века было протянуто свыше 155 тысяч километров стальных телеграфных проводов. Можно было отправить сообщение из Англии и получить его в Индии всего через несколько часов. Это была первая в мире информационная супермагистраль. С ее помощью империя могла управлять своими территориями гораздо эффективнее, чем раньше. Вне всякого сомнения, это величайшее достижение, о таком раньше и подумать никто не решался. Грандиозная канализационная система Лондона Достижения техники не только объединили империю, они спровоцировали невиданный производственный бум. Люди покидали деревни с сходились в городах в поисках лучшей работы.

Производительность труда стремительно росла, как и население столицы — Лондона. Если в начале 19 века население составляло миллион жителей, то к 1850 году их стало 2 миллиона, а Лондон не был предназначен для такого количество людей: он был переполнен, люди жили, как в огромном курятнике. Ситуация не предвещала ничего, кроме катастрофы. Вы думаете, что Темза — огромная река, отличный способ избавляться от лондонский отходов? Но к несчастью, из нее же Лондон снабжался водой. Только представьте: отходы двух миллионов жителей сбрасывались в Темзу, а потом лондонцы пили эту воду. Лондон поразила катастрофа: по перенаселенному городу пронеслась эпидемия холеры , погибло 14 тысяч человек.

Тремя годами позже эпидемия повторилась , унеся жизни еще 10 тысяч жертв. Кладбища были переполнены. Один из самых передовых городов мира оказался в условиях, которых не видел со времен средневековой эпидемии. За 30 лет умерло 30 тысяч лондонцев. Причиной тому стала эпидемия холеры, которая распространялась через загрязненную воду. Нужно было что-то делать. Англия обратилась к инженеру по имени.

Его проект совершит переворот в городском планировании. С помощью тысяч рабочих он построит самую совершенную канализационную систему той эпохи. Инновационный подход Базалгетта предполагал установку коллекторов с трубами, которые должны были стать параллельным руслом Темзы в черте Лондона. Эти трубы буду связаны с двумя тысячами километров старых труб городской канализации, собирая отходы и не давая им попасть в реку. Гениальность системы заключается в том, что для выведения стоков из Лондона по возможности использовалась сила тяжести : трубы располагались под уклоном. Там, где силы тяжести было недостаточно, Базалгетт строил большие насосные станции. Там огромные паровые двигатели поднимали отходы до того уровня, когда снова начинала действовать сила тяжести.

По тубам отходы попадали с гигантские резервуары, где их держали до прилива, когда природа могла аккуратно от них избавиться. Эта канализационная система была одним из чудес 19 века. На ее строительство ушло 300 миллионов кирпичей. Грандиозный проект! Им удалось совершить нечто колоссальное. Гениально и просто! Реализация столь масштабного проекта превратила Лондон в первую сияющую чистотой столицу.

Европейский города с благоговением изучали системы города. Тауэрский мост Однако, эпидемиями кризисы эпохи правления Виктории не ограничились. Если вы читали «Тяжелые времена», настолько, что город начинал давиться собственным успехом. Нужна была вторая переправа, но традиционный мост заблокирует путь большим торговым кораблям. Лондону нужен был разводной мост. Этот разводной мост станет самым большим и сложным в своем роде. Его назовут.

Каркас сделан из стали и обложен камнем, чтобы не контрастировать с лондонским Тауэром. Когда мост был построен, 1200-тонные крылья, или фермы , поднимались с помощью паровых двигателей. Пар поворачивал громадные шестерни вдоль стальной балки. Штырь из твердого металла вращался по мере того, как шестерня поднимала часть моста. Крылья останавливались под углом в 83 градуса, пропуская корабли. Мост разводился всего за минуту, невероятное достижение в области строительства. Тауэрский мост строили 400 рабочих в течение 8 лет.

Сегодня это один из самых знаменитых и узнаваемых мостов в мире. Почти 10 лет она провела в уединении. Но когда, наконец, вернулась к общественной жизни, она была сильнее и могущественнее, чем когда-либо. Глупая девчонка превратилась в современную правительницу и заняла по праву принадлежащее ей место королевы. По всему миру возводились памятники в честь Виктории, проходили шумные празднования и часто в них принимали участие колонизированные народы. Она был всеобщей любимицей. Королева Виктория стала символом величия и могущества империи.

Правление Виктории станет кульминационной точкой в ее развитии. Теперь Британская империя имела владения на всех континентах, ее население составляло 400 миллионов человек. Ни одна другая страна не могла оспорить ее могущество, это была самая огромная империя в истории. Королева Виктория умерла в 1901 году, на заре 20 века. Она руководила огромным государством, уверенной рукой направляя его по пути прогресса. Британская империя втащила человечество в новую эпоху: век массового производства, скоростей и информации. Мир уже никогда не станет прежним.

Британские идеи и достижения использовали все. Может Солнце, в конце концов, и зашло над Британской империей, но если принять во внимание чудеса, которыми она отметила вступление в новый век, оно никогда не сияло ярче. Хочу затронуть эту тему, в связи с той ролью, которую сыграла Британия в распаде нашей империи. Не долго она просуществовала на карте, после Первой мировой. Что же случилось? В голове не укладывается, империя, которая смогла похоронить всех своих конкурентов, вдруг практически за 50 лет развалилась прямо на глазах всего мира? Впервые на грани распада Британская империя оказалась в 70-80 е гг.

Хотя Британии и не удалось восстановить контроль над этой территорией еще одна попытка была предпринята в 1812-1814 гг. Памятуя о прошлом, правители страны с беспокойством следили за развитием ситуации в переселенческих владениях. Подтверждением обоснованности тревог стало вспыхнувшее в 1837-1838 гг. В середине века наиболее дальновидные британские политики пришли к выводу, что удержать такие владения в орбите британского влияния можно лишь путем уступок - допустить объединение отдельных колоний в союзы, построенные по принципу федерации, и предоставить им в рамках империи автономию. Для обозначения подобных образований был введен термин "доминион". Первой в 1867 г. В 1901 г.

После кровопролитной англо-бурской войны 1899-1902 гг. В 1910 г. Автономия доминионов и их права расширялись. После первой мировой войны делегации доминионов стали принимать участие в международных конференциях. С одной стороны, благодаря этому Великобритания приобретала дополнительных союзников на сложных переговорах по послевоенному урегулированию; с другой - приглашение доминионов на международные переговоры самого высокого уровня было свидетельством укрепления их позиций. В середине 1920 х гг. Доминионы превратились в полностью суверенные государства, сохраняющие лишь формальную привязку к политической системе метрополии институт генерал-губернатора, назначаемого британским монархом по рекомендации местного парламента и т.

Процесс суверенизации доминионов растянулся, таким образом, на многие десятилетия и представлял собой цепь последовательных уступок имперского центра динамично развивающимся переселенческим владениям, в конце концов, обогнавшим по многим показателям метрополию. При этом новые нации, формировавшиеся в переселенческих колониях Великобритании, были готовы довольствоваться изменением реального статуса своей страны при сохранении внешней, ритуальной формы зависимости от метрополии, что рассматривалось как дань сложившейся традиции и общему прошлому. Иное дело - национальные владения, где сепаратистское движение развивалось под лозунгами свержения иноземного господства, восстановления независимости. Характерно, что предоставление статуса доминиона Ирландии в 1921 г. Ирландская проблема остро встала в политической жизни Великобритании в последние десятилетия XIX в. Вокруг вопроса о гомруле - самоуправлении для Ирландии - развертывались жестокие политические сражения, от исхода которых нередко зависела судьба английских правительств. Участники национально-освободительного движения в Ирландии применяли различную тактику действий - от вооруженного восстания до ненасильственного сопротивления.

Именно борцам за свободу этой страны принадлежит изобретение тактики бойкота и обструкции, которую они с успехом использовали. В конце первой мировой войны коалиционное правительство, возглавляемое Д. Ллойд-Джорджем, приняло решение о предоставлении Ирландии самоуправления, но разногласия по поводу его осуществления привели к новому восстанию на острове, закончившемуся обретением им фактической независимости. Антианглийские же настроения в Ирландии были так сильны, что в годы войны с фашизмом страна, оставаясь формально британским доминионом, чуть было не выступила на стороне Гитлера. Потеряв Ирландию и превосходство над доминионами, Британия после первой мировой войны не только удержала, но и расширила свои "туземные" владения. Под ее контроль попала значительная часть "подмандатных территорий" - бывших германских колоний и турецких провинций. Однако продолжавшееся отставание метрополии в темпах экономического развития, ослабление ее военно-морской мощи и общие изменения на мировой арене делали неизбежным окончательный распад империи.

Накануне и в годы второй мировой войны уже разрабатывались планы изменения статуса Индии в составе Британского Содружества. Но предоставление в 1947 г. Эттли фактической независимости крупнейшей британской колонии вызвало шок у многих жителей метрополии. Некоторые из них переживали эвакуацию британских властей из Индии так же болезненно, как если бы они эвакуировались из граничащего с Лондоном графства Кент. Резкой критике подвергли действия лейбористов представители консервативной партии. После начала войны между Индией и Пакистаном и установления диктаторского режима в также получившей независимость Бирме правительство К. Эттли решило перейти в колониальном вопросе к политике сдерживания.

Консерваторы, вернувшись в 1951 г. К уже шедшей войне в Малайе добавились военные действия в Кении и на Кипре. Кульминацией усилий консерваторов спасти остатки империи стала попытка интервенции против Египта, предпринятая в 1956 г. Возглавлявший в то время правительство А. Иден не решился открыто заявить народу своей страны о характере происходивших событий и вынужден был капитулировать вместе с союзниками после угроз со стороны СССР и негативной реакции США. Поэтому завершение распада империи стало лишь вопросом времени. Распад Британской империи растянулся на десятилетия и происходил скорее в форме "размывания", чем "взрыва" или "обвала".

Процесс этот имел немалые издержки и жертвы. И все же вовремя принимавшиеся нестандартные решения позволили метрополии избежать более губительных последствий, в том числе на заключительной стадии имперского распада. Доказательством тому может служить история Франции, которая со второй половины 1940 х и до начала 1960 х гг. Но принесенные жертвы не изменили результата - империя распалась. Британцы и французы не без основания полагают, что в большой степени обязаны окончательным распадом своих колониальных систем после второй мировой войны США и СССР. Немалую роль в кризисе обеих империй сыграло идеологическое влияние - либерального эгалитаризма и социалистического интернационализма соответственно. Но влияние супердержав на колониальную периферию прежде всего стало следствием ослабления позиций ведущих европейских стран в экономике и военной сфере.

Известный историк П. Однако, освободившись от бремени колониальных забот, страны Западной Европы укрепили свои позиции. Пойдя же по пути интеграции, достигнув устойчивого экономического роста и значительного повышения стандартов жизни, они стали мощным центром притяжения для многих "формальных" и "неформальных" составлявших советской империи. Новые центры притяжения возникли и на южных границах СССР. В то же время экономика самого Союза и советское общество в целом находились уже в состоянии "застоя". Ну и более тайные сведения, уж не знаю насколько они объективны. Автор ставит в вину или заслугу роль президента Рузвельта в крушении Британской империи: Совещания военных представителей обеих сторон, состоявшиеся в течение дня, повлекли за собой некоторое нарушение идеального единства, которым было отмечено утро.

Англичане снова всячески старались убедить нас уделять как можно больше материалов по ленд-лизу Англии и как можно меньше Советскому Союзу. Я не думаю, чтобы ими непосредственно руководили политические мотивы, хотя следует признать, что в сущности их неверие в способность России к сопротивлению носило политический характер. На этих совещаниях и Маршалл, и Кинг, и Арнольд продолжали настаивать на том, что вполне разумно оказывать Советам всяческую возможную помощь. Ведь как бы то ни было, доказывали они, германские армии находятся в России; танки, самолеты, пушки в руках Советов будут нести гибель нацистам, тогда как для Англии ленд-лиз в данное время будет означать лишь наращивание запасов. Кроме того, мы, конечно, не могли забывать и о потребностях собственной обороны, о том, что необходимо для укрепления наших армии и флота.

БРИТА́НСКАЯ ИМПЕ́РИЯ

Отец прервал его: - Да. Эти имперские торговые соглашения, - о них-то и идет речь. Именно из-за них народы Индии и Африки, всего колониального Ближнего и Дальнего Востока так отстали в своем развитии. Шея Черчилля побагровела, и он подался вперед. Торговля, которая принесла Англии величие, будет продолжаться на условиях, устанавливаемых английскими министрами. Я твердо убежден в том, что мы не можем добиться прочного мира, если он не повлечет за собой развития отсталых стран, отсталых народов. Но как достигнуть этого?

Ясно, [52] что этого нельзя достигнуть методами восемнадцатого века. Так вот: - Кто говорит о методах восемнадцатого века? Методы двадцатого века означают развитие промышленности в колониях и рост благосостояния народа путем повышения его жизненного уровня, путем его просвещения, путем его оздоровления, путем обеспечения ему компенсации за его сырьевые ресурсы. Все мы наклонились вперед, стараясь не проронить ни слова из этой беседы. Гопкинс улыбался, адъютант Черчилля, коммодор Томпсон помрачнел и был явно встревожен. У самого премьер-министра был такой вид, как будто его сейчас хватит удар.

Я считаю, что мы не можем вести войну против фашистского рабства, не стремясь в то же время освободить народы всего мира от отсталой колониальной политики. Как вам известно, в 1946 г. А кроме того, они уже располагают современными санитарными условиями, современной системой народного образования; неграмотность там неуклонно снижается: - Какое бы то ни было вмешательство в имперские экономические соглашения недопустимо. Дело мира требует равенства народов, и оно будет осуществлено. Равенство народов подразумевает самую широкую свободу торговой конкуренции. Станет ли кто-нибудь отрицать, что одной из главных причин возникновения войны было стремление Германии захватить господствующее положение в торговле Центральной Европы?

Спор на данную тему между Черчиллем и отцом не мог привести ни к чему. Разговор продолжался, но премьер-министр снова начал овладевать им. Черчилль говорил уже не отдельными фразами, а целыми абзацами, и с лица коммодора Томпсона начало сходить встревоженное, мрачное выражение. Премьер-министр говорил все увереннее, его голос снова заполнял комнату. Однако один вопрос остался без ответа; он не получил ответа и на, следующих двух конференциях, на которых встретились эти люди. Индия, Бирма были живым упреком англичанам.

Сказав о них вслух однажды, отец и впредь напоминал о них англичанам, бередя своими сильными пальцами раны их больной совести, подталкивая, подгоняя их. Он поступал так не из упрямства, а потому, что был убежден в своей правоте; Черчилль это знал, и именно это беспокоило его больше всего. Он ловко перевел разговор на другое, так же ловко втянул в него Гарри Гопкинса, брата, меня - всех нас, лишь бы только увести отца от этой темы, не слышать его высказываний по колониальному вопросу и его настойчивых, раздражающих рассуждений о несправедливости преференциальных имперских торговых соглашений. Был уже третий час ночи, когда английские гости распрощались. Я помог отцу добраться до его каюты и уселся там, чтобы выкурить с ним по последней папиросе. На этот счет не беспокойся.

Мы с ним прекрасно поладим. Я полагаю, что мы еще поговорим об Индии более основательно, прежде чем исчерпаем эту тему. Мы поговорим обо всем этом. Не упускай из виду одно обстоятельство. Он идеальный премьер-министр военного времени. Его основная, единственная задача заключается в том, чтобы Англия выстояла в этой войне.

Но заметил ли ты, как он меняет тему, когда речь заходит о какой-нибудь послевоенной проблеме? Щекотливые для него. У него идеальный склад ума для военного руководителя. Но чтобы Уинстон Черчилль руководил Англией после войны? Нет, не будет этого. Жизнь показала, что в этом вопросе английский народ согласился с отцом.

На следующее утро, часов в одиннадцать, премьер-министр снова явился в капитанскую каюту «Августы». Он просидел у отца два часа, занимаясь Хартией.

Англичане осваивали весь земной шар, но при этом стремились абстрагироваться от всего, что в нем было неанглийского. Поскольку такой образ действия практически невыполним, колонизация волейневолей связана с установлением определенных отношений и связей с внешним неанглийским миром, то выход состоял в том, чтобы не замечать само наличие этих связей. Для англичан Британских островов это означало не замечать наличие собственной империи. Действовать в ней, жить в ней, но не видеть ее. Так продолжалось до середины XIX века, когда не видеть империю далее было уже невозможно. Модели народной колонизации в принципе внеидеолоичны. Они связаны с восприятием народом осваиваемого им пространства и отражают психологически комфортный образ действия, свойственный той или иной культуре.

Это - модели действия человека в мире, адаптации, в том числе и психологической, человека к миру и адаптирования им внешней среды применительно к своему образу восприятия этой среды. Они могут обретать соответствующее ценностное обоснование постфактум, а могут и вообще без него обходиться. Сложная и многоэтапная "драма ", связанная с освоением новой территории, является реализацией внутрикультурного конфликта и обеспечивает для этноса максимально возможную психологическую комфортность в процессе достижения определенной цели. Однако в культуре народа должны быть представления, которые обосновывали бы силу экспансии. Англичане могли как бы не замечать империю, но очевидно, что была некая мощная сила, которая толкала их к ее созданию и сохранению. При наличии всех психологических трудностей, которые несла с собой британская колонизация, абсолютно невозможно представить себе, чтобы она имела лишь утилитарные основания. А если так, то мнение о внерелигиозном характере Британской империи ошибочно и вызвано тем, что до XIX века миссионерское движение не было значимым фактором британской имперской экспансии. Приходится только удивляться тому, что все исследователи, за очень редким исключением, отказывали ей в какомлибо идеологическом основании. Но так ли это?

Если миссия была неимоверно затруднена психологически, то это не значит, что ее не хотели. Не мочь не означает не хотеть. И если стимулом к созданию империи было мощной религиозное основание, то ни из чего не следует, что внешне это будет проявляться таким уж прямолинейным образом. Имперские доминанты получали в сознании англичан достаточно причудливое выражение. Следует ожидать, что и их религиозные основания имеют сложную форму. Очень многие смотрели на Британскую империю как на "торговый синдикат ", но в ее истории не было ни одного периода, по отношению к которому это определение было бы справедливо. Можно лишь сказать, что Британская империя, корме всего прочего была и "торговым синдикатом ". Более корректно было бы говорить о "прирожденном альянсе между религией и торговлей в конце XVI - начале XVII веков, который оказал глубокое влияние на то, что в один прекрасный день было названо Британской империей. Между религией и торговлей существовала тесная связь.

Торговцы и моряки верили, что они являются орудием Проведения. Благочестивые замечания, встречающиеся в вахтенных журналах, удивляют современного читателя как нечто, совершенно не относящееся к делу... Но в XVII веке эти комментарии были выражением настроения эпохи ". Так например, при основании в 1600 году ОстИндийской компании отбором капелланов для нее занимался сам ее глава Томас Смит, известный как человек примерного благочестия. Он обращался в Оксфорд и Кембридж для того, чтобы получить рекомендации. Кандидаты должны были прочитать испытательную проповедь на заданные слова из Евангелия служащим компании. Эти деловые люди были знатоками проповедей, они обсуждали их со знанием дела не хуже, чем профессиональные доктора богословия. При отборе капелланов имелась ввиду и цель миссии. Необходимость обращения язычников в протестантизм была постоянной темой английских дискуссий о колонизации.

Однако, несмотря на значительный интерес общества к вопросам проповеди, в реальности английская миссия была крайне слабой. Попытаемся понять причину этого, обратившись к истории формирования концепции Британской империи. Важно отметить, что для того, чтобы понять ценностное основание той или иной империи, мы должны обращаться к ее зарождению, к той ценностной доминанте, которая дала ей импульс. На это можно было бы возразить, что этот первоначальный импульс мог восприниматься рядом последующих государственных деятелей как анахронизм. Но новые веяния зачастую грозили фатальным образом разрушить логику имперского строительства. И эта логика сохранялась порой уже не в силу личных ценностных ориентаций конкретных государственных деятелей, а благодаря их "шестому чувству " - ощущению целостности и последовательности имперского строительства. Что же касается английского понимания слова "империя ", как оно сложилось в начале XVI века, то здесь нас ждут большие неожиданности. Это концепции "страны ", "сообщества ", "империи " и "нации ". Изменение значений слов происходило главным образом в XVI веке.

Эти четыре слова стали пониматься как синонимы, приобретя смысл, который, с небольшими изменениями, они сохранили и в последствии и который совершенно отличался от принятого в предшествующую пору. Они стали означать "суверенный народ Англии ". Соответственно изменилось и значение слова "народ ". Слово "страна " country , первоначальным значением которого было "county " - административная единица, стало синонимом слова "nation " и уже в первой трети XVI века приобрело связь с понятием "patrie ". В словаре Томаса Элиота 1538 год слово "patrie " было переведено как "a countaye ". Слово "commonwealth " в значении "сообщество " стало использоваться в качестве взаимозаменяемого с терминами "country " и "nation ". С понятием нация начинает тесно связываться и понятия "империя ". В средневековой политической мысли "империя " была тесно связана с королевским достоинством. Понятие "империя " лежала в основе понятия "император ".

Император обладал суверенной властью внутри его королевства во всех светских делах. Это значение было радикальным образом изменено в Акте 1533 года, в котором понятие "империя " было распространено и на духовные вопросы и использовано в значении "политическое единство ", "самоуправляющееся государство, свободное от каких бы то ни было чужеземных властителей ", "суверенное национальное государство ". При этом бытие Англии в качестве "нации " было непосредственным образом связано с понятием "представительского управления ". Представительство английского народа, являющегося "нацией " символическим образом возвышало его положение в качестве элиты, которая имела право и была призвана стать новой аристократией. Здесь для нас чрезвычайно важно сделать следующие замечания. При этом, поскольку понятия "нация ", "сообщество ", "империя " являются в этот период фактически синонимичными, но "представительское управление " как "способ действия " следует рассматривать как присущий им всем. В этот же ряд понятий следует ввести и "англиканскую церковь ". Ей так же присущ атрибут "представительское управление " - что выразилось в специфике миссионерской практики англичан. Причем данный способ действия в сознании англичан приводит к возвышению над всем окружающим миром и логически перерастает в атрибут "образа мы ".

На раннем этапе он трактовался как религиозное превосходство, затем как одновременно превосходство имперское "лучшая в мире система управления народами " и национальное. Затем он стал пониматься как превосходство социальное. Но каждый из этих случаев более сложен, чем это кажется на первый взгляд. Так и знаменитый британский национализм, поражавший всю Европу, в действительности далеко отстоял от того, что обычно понимают под этим понятием, которое было очень сложным психологическим комплексом. В XVI веке тесно закрепляется связь протестантской веры с Англией, и как с суверенным политическим союзом, и как с империей. В "Законах церковной политики " Ричарда Хюкера читаем: "Каждый, кто является членом общества commonwealth , является членом англиканской церкви ". В 1559 году будущий епископ Лондонский Джин Эйомер провозгласил, что Бог - англичанин и призвал своих соотечественников семь раз в день благодарить Его, что они родились англичанами, а не итальянцами, французами или немцами. Джон Фокс писал в "Книге мучеников ", что быть англичанином означает быть истинным христианином: английский народ избранный, выделенный среди других народов, предпочитаемый Богом. Сила и слава Англии необходима для Царствия Божия.

Триумф Протестантизма был национальным триумфом. Идентификация Реформации с "английскостью " вела к провозглашению Рима национальным врагом и исключением католиков из английской нации. Епископ Латимер первым заговорил о "Боге Англии ", а архиепископ Краимер связал вопросы вероучения с проблемой национальной независимости Англии и ее национальных интересов. Итак, национализм того времени определялся не в этнических категориях. Он определялся в терминах религиознополитических. Он был связан с идеями самоуправления и протестантизма. Эти два последних понятия также были непосредственным образом связаны с понятием "империя ", то есть самоуправления в религиозных вопросах. Таким образом мы видим, что британская империя имела религиозную подоплеку, сравнимую по своей интенсивности с Российской империей. Действительно, та центральная идея, лежащая в основании любой империи всегда имеет религиозное происхождение, и, каким бы образом она ни проявлялся внешне, она может быть выражен словами пророка Исайи: "С нами Бог, разумейте, народы, и покоряйтесь, потому что с нами Бог " Исайя, 7, 1819.

Другое дело, что иногда с течением времени это основание забывается, а те следствия, которые из него вытекают воспринимаются как самостоятельные феномены. Необходимо понять, в какие комплексы могут вылиться изначальные религиозноценностные основания, распознать их в исторической действительности иного времени и понять, какое влияние данные комплексы оказывают на действие народа в последующие эпохи. После того, что мы сказали о религиозных комплексах англичан, легко понять, почему проповедь протестантизма в его английском варианте была затруднена. Ведь английский протестантизм был тесно переплетен с понятием "нация ", "национальная церковь ". Британская империя несла с собой идею самоуправляющейся нации. Именно поэтому, очевидно, английские купцы, националисты и меркантилисты, проявляли значительную осведомленность в вопросах теологии. Однако только в XIX веке появились идеи, позволяющие распространять понятие национальной церкви на другие народы. Был провозглашен отказ от "эклесиоцентризма ", то есть от установления по всему миру "институциональных церквей западного типа ". Венн и Р.

Андерсон разработали концепцию самоуправляющейся церкви. Идея состояла в необходимости отдельной автономной структуры для каждой туземной церковной организации. Одна из основных целей миссионерской активности должна быть определена в терминах "взращиваемой церкви ". Однако эта стратегия подразумевала по сути "выращивание " скорее нации, чем церкви, что создавало, в свою очередь, новые проблемы. Последнее обстоятельство должно было вызвать определенный перенос понятий и акцентов. Действительно, именно в это время в сознании англичан все более отчетливо проявляется представление, что они всюду несут с собой идею свободного управления и представительских органов ", что в целом коррелировало с концепцией самоуправляющейся церкви. Однако в это время наблюдается рост расистских установок, чего почти не было раньше. Так слово "ниггер " стало употребляться в отношении индийцев только с 40-х годов XIX века. Английский историк, утверждая, что англичане в Индии не "индизировались ", уточняет, " в отличии от первых завоевателей ".

Действительно, стремление передать свои ценности другим народам подразумевало психологический контакт с ними. Но тут же давал ощущать себя психологический барьер. А вслед за ним возникало ощущение, что "вестернизация - опасное занятие. Возможно, неевропейцы вовсе не были потенциальными английскими джентльменами, которые лишь подзадержались в своем развитии, а расой чуждой по самому своему существу ". Целью действия ценностной доминантой было провозглашено то, что до сих пор было условием действия, атрибутом человека, без чего человек просто не был полноценным человеком. Перенесение данной парадигмы в разряд целей вело к ее размыванию и угрожало самой парадигме империи в сознании англичан. Признание новых целей не могло произойти безболезненно, оно требовало изменения "образа мы ". Поэтому, данная цель одновременно и декларировалась, и отвергалась в качестве цели практической. Джон Морли, статссекретарь по делам Индии, заявил в 1908 году: "Если бы мое существование в качестве официального лица и даже телесно было продолжено судьбою в 20 раз более того, что в действительности возможно, то и в конце столь долгого своего поприща я стал бы утверждать, что парламентская система Индии совсем не та цель, которую я имею в виду ".

Выходом из психологического тупика оказывается формирование идеологии Нового Империализма, основанием которой стала идея нации. В ней атрибут "представительского самоуправления " относится только к англичанам, которые и признавались людьми по преимуществу до сих пор такой прямолинейности не было. Британский национализм в качестве идеологии развился как реакция на извечные психологические комплексы англичан в качестве колонизаторов. Создание Великой Британской империи в Азии стало восприниматься как романтический подвиг мужества, а не как деловое предприятие. В своем выступлении в Кристальном дворце 24 июня 1872 года Бенжамин Дизраэли сказал: "Англичане гордятся своей огромной страной и желают достигнуть еще большего ее увеличения; англичане принадлежат к имперской стране и желают создать империю ". Дизраэли сказал то, что было уже и до него, он просто констатировал факт. Рефлексией же середины XIX века по поводу этого, очевидно имевшего места факта, являются работы Ч. Дилька, Дж. Фраунда, Дж.

Сили, в которых излагается история Британской империи и описывается ее география таким образом, что оказывается - слово сказано. Создается нечто среднее между историей империи и легендой об империи. С этого момента империя была осознана как целостность и данность. Именно в это время на Британских островах "империализм становится окончательно философией истории " и для кого-то превращается в настоящий культ. Параллельно с этим процессом шел другой, который начался не на Британских островах, а с Британской Индии. Там возникла идеология "бремени белого человека ", сыгравшая важнейшую роль в модификации английской этнической картины мира. В Индии развивался своего рода культ "воинственной энергии, суровой и по отношению к себе, и по отношению к другим, ищущей красоту в храбрости справедливость лишь в силе ". Для создателей Британской Индии империя была средством нравственного самовоспитания. Этот тип человека воспевался и романтизировался в имперской литературе.

Индия виделась "раем для мужественных людей ", стоически переносящих все трудности и опасности. С идеологией "бремени белого человека " была связана, с одной стороны, доктрина о цивилизаторской миссии англичан, их призвании насаждать по всему миру искусство свободного управления и в этом своем срезе данная идеология приближается к имперской целиценности , а с другой - верой в генетическое превосходство британской расы, что вело к примитивному национализму. Причем эти две составляющие были порой так тесно переплетены, что между ними не было как бы никакой грани, они плавно переливались одна в другую. Их противоположность скорее была понятна в теории, чем видна на практике. Воплощением слитых воедино противоречий явилась фигура Сесиля Родса, деятеля уже Африканской империи и друга Р. Для него смысл Британской империи состоял в том благодеянии, которое она оказывает человечеству, обращая народы к цивилизации, однако непоколебимо было и его убеждение, что англичане должны извлечь из этого обстоятельства всю возможную пользу для себя. Родсу принадлежит знаменитая фраза: "Чистая филантропия - очень хороша, но филантропия плюс пять процентов годовых еще лучше ". Философские взгляды С. Родса так описываются в одной из его биографий: если существует Бог, то в истории должны быть Божественные цели.

Ими является, вероятнее всего, эволюция человека в сторону создания более совершенного типа людей. Поскольку, Родс считал, что порода людей, имеющая наилучшие шансы в эволюции, - это англосаксонская раса, то делал заключение, что для служения Божественной цели следует стремиться к утверждению господства англосаксонской расы. Если так мог всерьез считать Родс, то и слова лорда Розбери о том, что Британская империя является "величайшим мировым агентством добра, которое когдалибо видел свет " не следует считать обычным лицемерием. Идеология "бремени белого человека " фактически примеряла различные составляющие английского имперского комплекса: национальное превосходство, самоотверженное служение религиозной идее, насаждение по всему миру искусства свободного самоуправления и романтика покорения мира. Это новая интерпретация имперской идеологии, где вновь религиозная, национальная, имперская и социальная составляющая выступают в единстве. Парадигма же "представительского самоуправления " вновь занимает место не ценности - "цели действия " целью действия теперь является втягивание мира в английскую орбиту , а "способом действия ", а именно, способом покорения мира. Эта идеологема находит свое выражение в мандатной системе примененной на практике после Первой Мировой войны. Ко второй половине XIX века в Британской империи наблюдался переход от непрямого сохраняющего значительные элементы автономии управления колониями к прямому централизованному управлению. Но уже к началу XX века доминирующим принципом Британской имперской практики становится протекторатное правление.

Это было серьезной модификацией английской картины мира. Но как английская колонизация и британская имперская идеологии связанны друг с другом? Кажется, что жизнь колоний течет сама по себе, а идеология является не более, чем головным измышлением. Однако, если присмотреться внимательнее, то корреляция окажется достаточно прочной. Попытаемся дать описание "образа мы " в картине мира англичан, которое вписывалось бы и в модель английской народной колонизации, и согласовывалось бы с различными интерпретациями Британской империи, являвшейся существенным фрагментом английской картины мира в целом. Итак, основным субъектом действия в английской модели колонизации является некое "общество ", "сообщество " все равно, религиозное или торговое. Каждое из них так или иначе воспринимало религиозноценностные основания Британской империи и к торговым сообществам, как мы видели, это относится в полной мере. Но поскольку в британской идеологеме империи понятия "сообщество " и "империя " синонимичны, то - в данном контексте - сами эти сообщества превращались в миниимперии. Не случайно ОстИндийскую компанию называли "государством в государстве ", не случайно лорд Керзон называл Индию империей в империи.

Каждое "сообщество ", которое в конечном счете складывалось не в силу какихлибо исторических причин, а потому, что такой способ действия для англичан наиболее комфортен таков "образ коллектива " в картине мира англичан , и каждое из них все более замыкалось в себе, абстрагируясь как от туземного населения, так и от метрополии. И каждое из них тем или иным образом проигрывало внутри себя альтернативу "сообщество - империя ". Оно отталкивалось от идеологемы "сообщество ", "привилегированное аристократическое сообщество ", "сообщество белых людей " и переходило к понятию "империи аристократов ". Создавалась структура взаимосвязанных миниимперий. Единство этой структуры вплоть до конца XIX века практически выпадало из сознания англичан, оно не было принципиально важным. Субъектом действия были "миниимперии " будь то сельскохозяйственные поселения, торговые фактории или, позднее, миссионерские центры , и их подспудное идеологическое обоснование обеспечивало их мобильность, а, следовательно, силу английской экспансии. Между этими "миниимпериями " и "центром ", именовавшим себя Британской империей, существовало постоянное непреодолимое противоречие: "центр " стремился привести свои колонии "миниимперии " к "единому знаменателю ", а колонии, самодостаточные по своему внутреннему ощущению противились унификации, восставали против центра, отделялись от метрополии юридически. Впрочем, хотя отделение Соединенных Штатов вызвало в Британии значительный шок и появление антиимперский идеологии "малой Англии ", но это ни на миг не снизило темпов реального имперского строительства, в результате чего сложилась так называемая "вторая империя ". Сама по себе колониальная система, структура "миниимперий " имела посуществу только пропагандистское значение.

В известном смысле прав русский геополитик И. Вернадский, который писал о Британской империи, что, "по своему внутреннему устройству и по характеру своего народа эта страна может легко обойтись без той или другой колонии, из которых ни одна не сплочена с нею в одно целое, и каждая живет своей особенной жизнью. Состав британских владений есть скорее агрегат многих политических тел, нежели одна неразрывная целостность. Оторвите каждое из них и метрополия будет существовать едва ли не с прежней силой. С течением времени она даже приобретет новые владения и старая потеря почти не будет для нее заметна. В России невозможно представить себе даже саму мысль о восстании русского населения какойлибо окраины против центра. Русская колонизация ведет к расширению российской государственной территории: русская колония, образуясь вне пределов российской территории, стимулировала подвижки границы. У англичан колония, изначально находясь под британской юрисдикцией, стремиться выйти из нее. Но этот путь вел к созданию своеобразной "метаимперии ", объединенной не столько юридически, сколько посредством языкового и ценностного единства.

К Британской колонизации вполне подходят слова французского исследователя колониальных проблем П. ЛеруаБолье о том, что: "колонизация - это экстенсивная сила народа, это его способность воспроизводиться, способность шириться и расходиться по земле, это подчинение мира или его обширной части своему языку, своим нравам, своим идеалам и своим законам ". Это в конечном счете попытка приведения мира в соответствие с тем идеалом, который присущ данному народу. Большое влияние на развитие национально-освободительного движения в Британской империи оказала русская Революция 1905-07. Индийский национальный конгресс в 1906 выдвинул требование самоуправления для Индии. Однако английские власти жестоко подавили антиколониальные выступления. Правительства доминионов стали привлекаться к обсуждению вопросов внешней политики и обороны Британской империи на имперских конференциях. Капиталисты доминионов вместе с английскими капиталистами участвовали в эксплуатации колониальной части Британской империи. В конце 19 - начале 20 вв.

Вступление Великобритании в войну автоматически повлекло участие в ней и доминионов. Господство Великобритании фактически распространялось также на Египет пл. Я мировая война нарушила сложившиеся хозяйственные связи в Британской империи. Это способствовало ускоренному экономическому развитию доминионов. Великобритания вынуждена была признать их права на ведение самостоятельной внешней политики. Первым выступлением доминионов и Индии на мировой арене было их участие в подписании Версальского мирного договора 1919. В качестве самостоятельных членов доминионы вступили в Лигу Наций. В результате 1-й мировой войны произошло расширение Британской империи. Империалисты Великобритании и доминионов захватили у своих соперников ряд владений.

Английский империализм расширил свои позиции в районе Ближнего и Среднего Востока. Многие государства этого района, формально не входившие в состав Британской империи например, государства Аравийского полуострова , на деле являлись полуколониями Великобритании. Под воздействием Великой Октябрьской социалистической революции в колониальных и зависимых странах началось мощное национально-освободительное движение. Развернулся кризис Британской империи, ставший проявлением общего кризиса капитализма. В 1918-22, 1928-33 происходили массовые антиколониальные выступления в Индии. Борьба афганского народа вынудила Великобританию в 1919 г. В 1921 после упорной вооруженной борьбы добилась статута доминиона Ирландия без северной части - Ольстера, оставшегося в составе Великобритании ; в 1949 Ирландия была провозглашена независимой республикой. В 1922 Великобритания формально признала независимость Египта. В 1930 был прекращен английский мандат над Ираком.

Однако Египту и Ираку были навязаны кабальные «союзные договоры», на деле сохранявшие английское господство. Происходило дальнейшее усиление политической самостоятельности доминионов. Имперская конференция 1926 г. Но в экономическом отношении доминионы кроме Канады, становившейся всё более зависимой от США в значительной мере оставались агро-сырьевыми придатками метрополии. Страны Британской империи кроме Канады вошли в созданный Великобританией в 1931 г. В 1932 г. Это свидетельствовало о наличии ещё прочных связей между метрополией и доминионами.

Особенности содружества Содружество наций, возникшее на месте британской империи, имеет свои особенности, которые отличают его от традиционных форм имперского управления. Вот некоторые из них: Равноправие В отличие от империи, где Великобритания играла главенствующую роль, в содружестве все государства-члены равноправны. Они имеют право на самоуправление и принимают участие в принятии решений, касающихся содружества.

Взаимная поддержка Содружество наций основано на принципе взаимной поддержки и сотрудничества. Государства-члены обмениваются опытом, ресурсами и экспертизой, чтобы совместно решать проблемы и развиваться. Сотрудничество в различных областях Содружество наций не ограничивается только политическими и экономическими вопросами. Оно также включает сотрудничество в области культуры, образования, науки, здравоохранения и других сферах. Это позволяет государствам-членам обмениваться знаниями и опытом, а также развивать свои собственные потенциалы. Программы развития Содружество наций разрабатывает и реализует программы для поддержки развития государств-членов. Это может включать финансовую помощь, техническую поддержку, обучение и другие меры, направленные на укрепление экономического и социального развития. Международная политика и безопасность Содружество наций также занимается вопросами международной политики и безопасности. Оно проводит консультации и совещания по важным международным вопросам и принимает совместные решения. Это позволяет государствам-членам выражать свои интересы и влиять на международную арену.

Таким образом, содружество наций представляет собой новую форму сотрудничества и взаимодействия между Великобританией и ее бывшими колониями.

Но как достигнуть этого? Ясно, [52] что этого нельзя достигнуть методами восемнадцатого века. Так вот: - Кто говорит о методах восемнадцатого века? Методы двадцатого века означают развитие промышленности в колониях и рост благосостояния народа путем повышения его жизненного уровня, путем его просвещения, путем его оздоровления, путем обеспечения ему компенсации за его сырьевые ресурсы. Все мы наклонились вперед, стараясь не проронить ни слова из этой беседы. Гопкинс улыбался, адъютант Черчилля, коммодор Томпсон помрачнел и был явно встревожен. У самого премьер-министра был такой вид, как будто его сейчас хватит удар. Я считаю, что мы не можем вести войну против фашистского рабства, не стремясь в то же время освободить народы всего мира от отсталой колониальной политики.

Как вам известно, в 1946 г. А кроме того, они уже располагают современными санитарными условиями, современной системой народного образования; неграмотность там неуклонно снижается: - Какое бы то ни было вмешательство в имперские экономические соглашения недопустимо. Дело мира требует равенства народов, и оно будет осуществлено. Равенство народов подразумевает самую широкую свободу торговой конкуренции. Станет ли кто-нибудь отрицать, что одной из главных причин возникновения войны было стремление Германии захватить господствующее положение в торговле Центральной Европы? Спор на данную тему между Черчиллем и отцом не мог привести ни к чему. Разговор продолжался, но премьер-министр снова начал овладевать им. Черчилль говорил уже не отдельными фразами, а целыми абзацами, и с лица коммодора Томпсона начало сходить встревоженное, мрачное выражение. Премьер-министр говорил все увереннее, его голос снова заполнял комнату.

Однако один вопрос остался без ответа; он не получил ответа и на, следующих двух конференциях, на которых встретились эти люди. Индия, Бирма были живым упреком англичанам. Сказав о них вслух однажды, отец и впредь напоминал о них англичанам, бередя своими сильными пальцами раны их больной совести, подталкивая, подгоняя их. Он поступал так не из упрямства, а потому, что был убежден в своей правоте; Черчилль это знал, и именно это беспокоило его больше всего. Он ловко перевел разговор на другое, так же ловко втянул в него Гарри Гопкинса, брата, меня - всех нас, лишь бы только увести отца от этой темы, не слышать его высказываний по колониальному вопросу и его настойчивых, раздражающих рассуждений о несправедливости преференциальных имперских торговых соглашений. Был уже третий час ночи, когда английские гости распрощались. Я помог отцу добраться до его каюты и уселся там, чтобы выкурить с ним по последней папиросе. На этот счет не беспокойся. Мы с ним прекрасно поладим.

Я полагаю, что мы еще поговорим об Индии более основательно, прежде чем исчерпаем эту тему. Мы поговорим обо всем этом. Не упускай из виду одно обстоятельство. Он идеальный премьер-министр военного времени. Его основная, единственная задача заключается в том, чтобы Англия выстояла в этой войне. Но заметил ли ты, как он меняет тему, когда речь заходит о какой-нибудь послевоенной проблеме? Щекотливые для него. У него идеальный склад ума для военного руководителя. Но чтобы Уинстон Черчилль руководил Англией после войны?

Нет, не будет этого. Жизнь показала, что в этом вопросе английский народ согласился с отцом. На следующее утро, часов в одиннадцать, премьер-министр снова явился в капитанскую каюту «Августы». Он просидел у отца два часа, занимаясь Хартией. В течение этих двух часов я несколько раз входил в каюту и ловил налету обрывки разговора; при этом я все старался понять, каким образом Черчилль сумеет примирить идеи Хартии с тем, что он говорил накануне вечером. Думаю, что он и сам этого не знал. Хартия была его детищем с того самого момента, как она была задумана в Вашингтоне; он вылетел из Вашингтона с рабочим проектом окончательного ее текста в портфеле; весь мир знает, как велико было и остается значение этой декларации. И, конечно, не он и не отец виновны в том, что она так плохо выполняется. Во всяком случае, работа над редакцией отдельных формулировок продолжалась до завтрака; затем премьер-министр и его помощники вернулись на свой корабль.

После завтрака отец занимался почтой и законопроектами конгресса, требовавшими его внимания: самолет в Вашингтон вылетал в тот же день.

Власть Факта. Распад Британской Империи (2021)

Но, несмотря на все свои великие достижения, Британская империя стала прародителем некоторых самых страшных бедствий, обрушившихся на человечество. Получи верный ответ на вопрос«Когда распалась Британская империя? » по предмету История, используя встроенную систему поиска. Статья рассказывает о распаде британской империи, его причинах и последствиях, а также о становлении и особенностях Британского ие В.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий