Новости святитель филипп митрополит московский

Поминовение святителя Филиппа связано с тем, что он был истинным пастырем, стоявшим за веру, не боясь ни поношений, ни самой смерти. Святитель Филипп (1507-1569), бывший митрополитом Московским и всея Руси с 1566 по 1568 гг., одна из самых трагических фигур истории России и Русской Православной Церкви.

День памяти святителя Филиппа

По отпусте Литургии был совершен молебен святителю Филиппу, митрополиту Московскому, по окончании которого настоятель храма протоиерей Иоанн приветствовал Преосвященного епископа Иоанна и вручил ему букет цветов. Сегодня, 22 января, Православная Церковь совершает память святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России чудотворца. Митрополит Филипп был лишен сана, отправлен в заточение и зверски убит. Святитель ФИЛИПП, митрополит Московский и Всея Руси, чудотворец (†1569). Сегодня Православная Церковь празднует память перенесения мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, всея России чудотворца. Однако жизнь и деяния святителя не ограничиваются только этим значимым эпизодом, хотя именно он выявил в митрополите Филиппе невероятную нравственную стойкость, подобную стойкости и вере первых христиан во время гонений.

Святитель Феофан Затворник "Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия"

  • Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского
  • Православные празднуют память святителя Филиппа, митрополита Московского
  • 22 января. Святитель Филипп, митрополит Московский и всея России чудотворец, смотреть онлайн
  • Святитель Филипп II Московский и всея Руси (Колычев)
  • Святитель Филипп, митрополит Московский – ПРАВОСЛАВИЕ
  • Святитель Филипп II, митрополит Московский и всея Руси

Святитель Филипп II Московский и всея Руси (Колычев)

Ревностный первосвятитель Русской Церкви святой митрополит Филипп не вытерпел того, что творилось, и громко обличил царя. Святой митрополит Филипп родился1 в царствующем городе Москве от благочестивых и благородных родителей, из славного рода бояр Колычевых. О митрополите Филиппе. Митрополит Филипп II родился 11 февраля 1507 года в Москве. 22 января 2024 года, в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. Памятник митрополиту Московскому и всея Руси Святителю Филиппу перед собором Игоря Черниговского, Переделкино, Москва.

16 июля — перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского

Настоятель храма святителя Филиппа митрополит Зарайский Константин, Патриарший экзарх Африки, совершил чтение Великого покаянного канона преп. Так же митрополита Московского можно увидеть среди других святителей на иконах соборов святых. 22 января 2024 года, в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца (1569), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. В день перенесения мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, в храме Рождества Богородицы села Маково состоялась Божественная литургия, которую совершил иерей Сергий Куликов. Смотрите видео онлайн «СВЯТИТЕЛЬ ФИЛИПП, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РОССИИ. Святейший Патриарх напомнил об эпохе Ивана Грозного и о мученической кончине святителя Филиппа, митрополита Московского.

22 января. Святитель Филипп, митрополит Московский и всея России чудотворец

Малюта бросился на святителя и задушил его. Тотчас же вырыли могилу и опустили в нее священномученика на глазах Малюты 23 декабря 1569 г. После мученической кончины святителя Филиппа тело его было погребено в Отроче монастыре, в Твери. Иноки Соловецкой обители, где он прежде был игуменом, испросили в 1591 году позволение перенести его мощи в свой монастырь. Многострадальное нетленное тело было положено в могилу, приготовленную епископом Филиппом для себя еще при жизни, под папертью храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, около гроба старца Ионы Шамина , любимого наставника его в монашеских подвигах. В 1652 году Никон, тогда еще митрополит Новгородский, предложил перенести в Москву мощи трех святителей-мучеников: митрополита Филиппа, Патриархов Иова и Ермогена.

По благословению Патриарха Иосифа митрополит Никон отправился в 1652 году в Соловки за мощами святителя Филиппа и торжественно перенес их в Москву. Затем святые мощи были поставлены в Успенском соборе у южной двери алтаря. На месте встречи мощей святителя Филиппа московским духовенством и народом был воздвигнут крест, от которого получила свое название Крестовская застава в Москве у Рижского вокзала. Молитва святителю Филиппу: О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Филиппе!

В 1591 г.

Канонизация Святитель Филипп, митрополит Московский, с житием. Конец 18 в. Святитель Филипп, митрополит Московский, с житием. Уже в конце 16 в. Официально канонизирован Русской Православной Церковью в 1652 г.

Дни памяти: 9 января ст. Опубликовано 11 августа 2022 г. Последнее обновление 11 января 2024 г.

Вместе со старицким князем пострадали и все его почитатели, друзья, близкие и соратники. Пострадали при этом и бояре Колычевы.

Спасаясь от мести и расправы царя, Федор Колычев — будущий святитель — бежал на Соловки, чтобы в дальних северных краях спрятаться от гнева Ивана Грозного на весь род Колычевых. Свои последние месяцы жизни святитель Филипп провел на тверской земле — в Тверском Отроч монастыре, где и был задушен по приказу царя опричником Малютой Скуратовым. Так что наш тверской край может считать святителя Филиппа — страдальца за Божью правду — своим небесным покровителем и сострадальцем всей истории тверской земли, ибо, наверное, ни одна область нашей страны так не пострадала в истории от бесчинной злобы московских князей как Тверское княжество, начиная от убиения вл. Михаила Тверского Юрием Московским. Говорить слово в день памяти митрополита Филиппа всегда непросто, ведь если говорить о его смерти, то в ней повинен не один царь Иван Грозный, но и все епископы Русской церкви того времени за редчайшим исключением.

Радуйся, всякую буесть юности отгнавый. Радуйся, мудрость Евангельскую возлюбивый. Радуйся, всех добродетелей вместилище. Радуйся, благодати Божия искренний причастниче. Кондак 3 Силою благодати Божия влекомь, всем сердцем познал еси, угодниче Божий, суету жизни мира сего: того ради внимание к себе царево видя и общение со избранными слугами того имея, услады душевныя в сих мирских прелестех не обретал еси, но об иноческом житии в сердце твоем помышляя, молился еси о благодатней небесней помощи, и тую в себе ощутив, благодетелю Богу радостно взывал еси: Аллилуиа.

Икос 3 Имея возраст совершен, услышал еси, преподобне отче, в храме Божием словеса Господа не можете Богу работати и мамоне Мф. Таковому твоему послушанию гласу Господа дивящеся, сице восхваляем тя: Радуйся, по завету Господа мир и вся, яже в мире, презревый. Радуйся, крест Христов на рамена твоя с веселием возложивый. Радуйся, путь тесный к Царствию Небесному избравый. Радуйся, узкими враты за Господем последовавый.

Радуйся, богатство мира сего возненавидевый. Радуйся, Христовой нищете себе смиренно покоривый. Радуйся, Господа и Спасителя паче родителей и дома твоего возлюбивый. Радуйся, царя земнаго оставивый, да Царю Небесному всего себе поработиши. Радуйся, добрый странниче ко Отечеству Небесному.

Радуйся, безбоязненный путниче к морю-окиану ледовитому. Радуйся, земный ангеле. Радуйся, небесный человече. Кондак 4 Буря смущений найде на тя, святителю Христов, егда Господь, испытуяй любящия Своя, не попусти тя дойти до Лавры Соловецкия, но остави тя в пределах земли Новгородския, у езера Онежского, идеже, в веси Киже, прилепился еси ко единому от житель страны тоя пасти овцы его. Но в сих напастех ты, угодниче Божий, унынию не вдался еси, радостно же вся Господа ради терпевый.

Умильно взывал еси, овцы господина твоего пасый, истинному Пастырю Христу ангельскую песнь: Аллилуиа. Икос 4 Слышаны быша на езере Онежском подвиги иноков обители Соловецкия, и паки, аки огнь, возгореся желание твое, святителю Филиппе, в сей святей обители во славу Божию потрудитися. Таже, оставль Кижу, устремился еси на оток Соловецкий, идеже никим же знаемь, паче же высокородие твое скрывая, смиренныя ради мольбы твоея принят был еси во обитель, да послушание твое Господеви истинно явиши. И послушник быв, вся повеленная тебе во обители радостно творил еси и своея воли вседушно отреклся еси. Сего ради в похвалу тебе сице глаголем: Радуйся, кроткий и смиренный послушниче обители Соловецкия.

Радуйся, повеления игумена и старцев, яко веления Самого Господа, исполнявый. Радуйся, сечением дров во обители смирение стяжавый. Радуйся, земли копанием и камения ношением плоть свою обручивый. Радуйся, аки вторый Дамаскин, скаредныя места очищавый. Радуйся, всякие тягчайшия работы радостно исполнявый.

Радуйся, яко биемь бываем, никакоже злом за зло воздавал еси. Радуйся, яко многия обиды и уничижения благодушно претерпевал еси. Радуйся, Христовых заповедей добрый исполнителю. Радуйся, церковных заветов усердный хранителю. Радуйся, терпения учителю.

Радуйся, смиренномудрия наставниче. Кондак 5 Богомыслие пустынное ко святому послушанию приложил еси, отче наш Филиппе, сего ради игумен обители радостно по благому твоему хотению сопричисли тя ко избранному стаду иноков Соловецких и твой постриг во инока соверши; ты же, со страхом и трепетом обеты иночества изрекая, о содействии благодати Божия молился еси и со слезами великого умиления взывал еси Господу: Аллилуиа. Икос 5 Видеша игумен и братия обители Соловецкия в тебе воистину избранный сосуд Божия благодати: ангельский бо чин восприяв, великих подвигов твоих не оставил еси, преподобне, но всяко смиряя себе, носил еси дрова и воду, огнь возгнешал еси, в поварне и пекарне прилежно трудился еси, вкупе же паче прежняго в молитве и прочих духовных трудех ходил еси. Егда же иноцы обители начаша восхваляти тя блаженне, ты сея славы людския не стерпел еси, но оставль обитель, удалился еси на том же отоце во едино пусто место. И тамо денно и нощно не едино лето в молитве, чтении Слова Божия и богомыслии пребывал еси.

За таковыя твоя во славу Господа подвиги восхваляем тя усердно: Радуйся, истинного монашеского жития великий образе. Радуйся, иноческих обетов пламенный исполнителю. Радуйся, дневными и нощными подвигами плоть твою всецело духови покоривый. Радуйся, молитве Иисусовой усердно прилежавый. Радуйся, умную молитву от Господа стяжавый.

Радуйся, древним восточным подвижником искренний подражателю. Радуйся, токмо в молитве ко Господу все утешение полагавый. Радуйся, сладостным общением с Господом в пустыни дух твой питавый. Радуйся, Божия Матере любимиче. Радуйся, Ангелов собеседниче.

Радуйся, наше верное прибежище. Радуйся, наше светлое упование. Кондак 6 Проповедник словом и делом чистаго и святаго монашеского жития был еси, святителю Филиппе, сего ради игумен, престарелый в летех, вкупе с братиею обители умоли твое смирение прияти высокое звание иноков начальника и священства, да водимая тобою святая обитель яко яркий светильник всея Руси православныя явится, да иноцы и мирстии людие, молящиеся в ней, возрастают от силы в силу, воспевая Богу: Аллилуиа. Икос 6 Возсия светом велиим обитель Соловецкая, егда святитель Филипп, гласу Божию повинуяся, восприял бремя тяжкое игуменства монастырского. Святый игумен, по заповеди Господа, себе самого яко слугу всех вмени, телесным бо трудом и молитвенным подвигом паче прежняго себе предавая, Христоподражательным своим нравом и иноческим житием братию без слова пленяше, таже чин церковного богослужения исправляше и о благоукрашении святыя обители попечение имеяше.

Воспоминающе убо славные труды сего дивнаго игумена, восхваляем его тако: Радуйся, Соловецкия обители мудрый управителю. Радуйся, братии обители кроткий и смиренный начальниче. Радуйся, о вечном спасении братии слезно ко Господу взывавый. Радуйся, скорби и радости иноков в сердце твоем не тесно вмещавый. Радуйся, яко поучения инокам усердно вещал еси.

Радуйся, яко Евангельския законы в сердца их глубоце внедрял еси. Радуйся, добрым иноком сугубую честь воздававый. Радуйся, строптивыя и нерадивыя иноки судом Божиим вразумлявый. Радуйся, Христовыя любве и небеснаго мира усердный благовестниче. Радуйся, вечныя правды Христовы твердый поборниче.

Радуйся, иноческих уставов ревнителю. Радуйся, красоты церковных служб рачителю. Кондак 7 Хотящих честне изобразити чудныя дела игуменства твоего вразуми, святителю Филиппе: недоумеет бо язык человеческий изрещи достойныя хвалы денным и нощным трудам твоим: твоему о благоукрашении обители попечению, твоему уставом церковным послушанию, твоим слезам молитвенным, твоим воздыханием сердечным, твоему пустынному уединению. Обаче в толиких безмерных трудех твоих силу благодари Божественныя видяще, усердно вопием щедродателю Господу Богу ангельскую песнь: Аллилуиа. Икос 7 Новый Зосима явился еси обители твоей, святителю Филиппе.

Всею душею твоею живя в Господе, присно в молитве пребывая, слезами умиления покрывая ложе твое, ты, святителю великий, не забыл еси и великого дела домовного строительства: новые храмы и скиты воздвигал еси, блатныя места осушал еси, пути по отоку Соловецкому исправлял еси, братския домы, больницы и прочия строения обители созидал еси. Таковому твоему доброделанию дивящеся, тако похваляем тя: Радуйся, преподобному Савватию в молитве и духовнем делании подобный. Радуйся, по домовому строительству и во игуменстве великому Зосиме равный. Радуйся, преподобному Герману в твердей вере и светлем на Господа уповании подражавый. Радуйся, добродетели всех Соловецких подвижников усвоивый.

Радуйся, пустыни твоего имене и скитов обители основателю. Радуйся, пресныя воды Соловецких источников во единем Святем езере совокупивый. Радуйся, в красотах севернаго неба славу Премудраго Творца вселенной умильно созерцавый. Радуйся, всякую пядь земли отоков Соловецких твоими честными стопами освятивый. Радуйся, чащи лесныя и брега морския слезами умиления обильно орошавый.

Радуйся, пред Богом молитвенниче наш усердный. Кондак 8 Странник безвестен и проситель смиренный иноческого послушания у врат обители Соловецкия явился еси, Филииппе, но како духовных твоих доблестей ради содеяся славно имя твое блаженнее, град бо Москва и вся Русь православная познаша в тебе яве добродетелей твоих светлость и молитв твоих силу; сего ради и был еси вождь духовен всея Руси святыя и всех, спасения ищущих, во еже взывати Господу: Аллилуиа. Икос 8 Всею душею и телом обители преподобных Зосимы и Савватия поработал еси, отче преподобне, сего ради о нуждах обители сея зело прилежал еси и о сих царя Иоанна Грознаго извещал еси. Грозный же царь, юношеския дружбы твоея и подвигов твоих иноческих ради щедро обители твоей снабдение творяще, подражающе же ему, и прочии града Москвы обитателие от трудов твоих обители прилежаху, и к молитвенному твоему заступлению притекающе, тако прославляху тя: Радуйся, от царских чертогов до иноческия нищеты нисшедый. Радуйся, честь земную на богатство неоскудевающее пременивый.

Радуйся, Божественныя литургии пламенный совершителю. Радуйся, слова Божия усердный изъяснителю. Радуйся, иноческими подвигами твоими родительницу твою возвеселивый и житием твоим ко иночестей жизни склонивый. Радуйся, нужды отечества твоего земнаго в сердце твоем имевый и о них пред Богом слезы источивый. Радуйся, мирских людей наставниче.

Радуйся, столпе православия непоколебимый. Радуйся, истины поборниче неодоленный. Радуйся, утешение всех скорбящих. Радуйся, отрадо к твоей помощи всех прибегающих. Кондак 9 Всяк возраст и чин града Москвы зело возрадовася, егда изыде весть о приятии тобою, смиренным игуменом Соловецким, чести и сана первосвятителя Церкви Российския.

Ведомо бо бе людем русским и прежнее твое к царю приближение, и царское твоих иноческих подвигов почитание. Сего ради упованием светлым сердца их исполнишася: новый бо первосвятитель истинный и мощный печальник и заступник пред Грозным царем о всех обидимых и правды ради гонимых восстанет, и в сей великой радости и надежде возгласиша Благодателю всех Богу благодарственно хвалебную песнь: Аллилуиа. Икос 9 Ветийствующий язык человеческий не возможет достойне изобразити труды и скорби твоя, святителю Филиппе, на первосвятительском престоле Церкве Российския. Грозный бо царь в тыя дни свою державу злою опричниною возмути: люди русские зело сокрушахуся, егда о убиении мужей неповинных слышаху и козни жестокия видяху. И ты, ревнителю Божий, сию неправду цареву видя, в защищение верных сынов русских дерзновенно глас свой возвысил еси и, входя к царю, кротко того поучал еси, и опричнину злую упразднити и убиения невинных прекратити умолял еси.

И благослови Господь святительское твое пред царем Грозным печалование. Царь Иоанн, твоим мольбам и слезам внемля, гнев свой на время укроти. Народ же русский и град Москва твое мощное пред царем заступление видяще, сице радостно восхваляху тя: Радуйся, архиерею истинный. Радуйся, яко вторый Моисей бремене всего народа русскаго носителю.

22 января – день памяти Святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России чудотворца

  • Боковое меню
  • Святитель Филипп, митрополит Московский и всея России чудотворец / Монастырский вестник
  • День памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси
  • День памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси

Содержание

  • СЕТЬ ПРАВОСЛАВНЫХ САЙТОВ PRIHOD.RU - ПРИХОД.РУ
  • Святитель Феофан Затворник "Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия"
  • День памяти святителя Филиппа
  • Предыдущие выпуски
  • Жития святых. Филипп, митрополит Московский

Святитель Филипп II Московский и всея Руси (Колычев)

Святитель Филипп, митрополит Московский – ПРАВОСЛАВИЕ Святитель Филипп хорошо был известен всей Церкви, он прославился еще будучи настоятелем Соловецкого монастыря, проведя строительные работы, которые до сих пор восхищают всех, кто посещает нашу Северную Фиваиду.
ФИЛИПП МОСКОВСКИЙ - Древо 22 января Церковь чтит память святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, одного из самых трагичных святых в русской истории, который ради спасения людей не побоялся пойти против царя Иоанна Грозного.
Церковь вспоминает святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России Перенесение мощей Святителя Филиппа (колычева), митрополита московского и всея россии, чудотворца.

Главное меню

В 1566 году он стал митрополитом Московским и всея России. Святительство Филиппа продлилось недолго. Он оказался единственным во всей России, кто осмелился противопоставить себя царю и его опричникам, погрязшим в кровавых беззакониях. Сначала он хотел обратить к царю соборное архиерейское послание, однако никто из епископов его не поддержал. Тогда святитель стал действовать в одиночку. Он несколько раз наедине беседовал с царем, требуя от него прекратить кровопролитие невинных людей. Эти беседы приводили Иоанна в глухое раздражение. Вскоре конфликт принял открытую форму. Царь в гневе покинул собор. Участь митрополита была предрешена.

Мученика долго томили в подвалах московских монастырей, ноги старца забивали в колодки, держали его в оковах, накидывали на шею тяжелую цепь. Наконец, отвезли в заточение в Тверской Отрочь монастырь. Иноки Соловецкой обители, где он прежде был игуменом, испросили в 1591 году позволение перенести его мощи в свой монастырь. Многострадальное нетленное тело было положено в могилу, приготовленную епископом Филиппом для себя еще при жизни, под папертью храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, около гроба старца Ионы Шамина , любимого наставника его в монашеских подвигах. В 1652 году Никон, тогда еще митрополит Новгородский, предложил перенести в Москву мощи трех святителей-мучеников: митрополита Филиппа, Патриархов Иова и Ермогена. По благословению Патриарха Иосифа митрополит Никон отправился в 1652 году в Соловки за мощами святителя Филиппа и торжественно перенес их в Москву.

Но произошло неожиданное для них: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!

Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его. Далее евангелисты повествуют: «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «не бойся, дщерь Сионова! И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию.

Во время службы в Успенский собор ворвались опричники в черных одеяниях, сорвали с митрополита церковные облачения, и своими метлами вытолкали из храма, посадили на простые дровни и увезли. Поначалу митрополит был заточен в соборе московского Богоявленского монастыря. По указу Ивана Грозного к нему пустили туда голодного медведя, но зверь не тронул святителя.

А потом под строжайшей охраной опального митрополита отвезли в Тверской Отроч монастырь, где в декабре 1569 года он погиб от руки Малюты Скуратова - главный опричник задушил его подушкой. И в Отроче-монастыре 8 августа 1584 года были обретены мощи святителя - всего через пять месяцев после смерти Иоанна Грозного. Оттуда благоговейно перенесли в его любимый Соловецкий монастырь. А уже в 1652 году святые мощи мученика покаянно встречал царь Алексей Михайлович вместе со всем свои двором, и духовенством и москвичами. А провожал мощи в Москву из Соловецкого монастыря "собинный друг" царя, Никон, будущий патриарх. С Троицкой мощи св. Филиппа были перенесены на Лобное место, где были выставлены на поклонение и там, на Красной площади, по преданию, от них исцелилась одна девица. Потом они были перенесены на Соборную площадь, где произошло еще одно исцеление, а затем в Успенский собор, где они стояли еще 10 дней для поклонения, и опять было множество исцелений. Все эти десять дней в Москве звонили в колокола с утра до вечера, как на Святой Неделе. А в память о покаянной встрече у Троицкой дороги на том месте был большой дубовый крест - поначалу в древней каменной часовне, которая потом стала называться "часовня у Креста".

Говорили, что эта часовня была древнее креста и стояла там с незапамятных времен. По преданию, в ней когда-то отдыхал еще сам преподобный Сергий, часто ходивший из своей обители в Москву и обратно пешком. А потом там останавливались цари, ехавшие на богомолье в Лавру. Вскоре другой деревянный крест был поставлен отдельно и на самой заставе, получившей от него свое знаменитое старомосковское имя Крестовская в советское время Рижская. Под этим именем она и вошла в состав Камер-Коллежского вала - таможенной границы Москвы 1742 года. И в старину считалось обязательным идущим на богомолье прежде помолиться у московской святыни на Крестовской заставе, а потом уже идти в Лавру. А уже в 1677 году здесь, в Мещанской слободе, появилась и первая церковь во имя святителя Филиппа, митрополита Московского. Первое время она была деревянной, но в 1691 году была перестроена в камне. Во второй половине того же XVIII столетия было выстроена новая, ныне существующая Филипповская церковь в стиле московского классицизма, с красивой, можно даже сказать, знаменитой ротондой, дожившая до наших дней. Традиционно считается, что строил ее Матвей Казаков в 1777-1788 г.

Иногда, впрочем, называют имена архитектора М. Карпова и Семена Карина - того самого, который потом руководил работами по обустройству в Москве первого бульвара на месте снесенной стены Белого города, Тверского. А по мнению академика И. Грабаря, автором проекта Филипповской церкви был сам Василий Баженов. Дело в том, что во второй половине XVIII столетия там, в Мещанской слободе, предполагалось устроить московское подворье митрополита Платона. И Филипповская церковь строилась красивой и долговечной как будущий домовый храм при этом подворье. Однако этот проект не был осуществлен, и церковь осталась обычной приходской. В советское время церковь была закрыта, и в ней устроили склад. После революции крест с Крестовской заставы убрали, и по свидетельству знатока московской истории А. Козаржевского, передали в соседнюю Знаменскую церковь в Переяславской слободе, где он и хранился в алтаре.

Тогда же на Крестовской заставе были сломаны две знаменитые водонапорные башни Мытищинского водопровода, построенные еще в 1893 году. После строительства канала "Москва-Волга" этот водопровод стал не нужен. А сама Крестовская застава к атеистическому празднованию 800-летия Москвы в 1947 году была переименована в Рижскую - по стоявшему на ней с 1899 года вокзалу, с которого отправлялись в тот прибалтийский город. До революции он назывался Виндовским. К тому же соседний Протопоповский переулок еще в 1924 году переименовали в Безбожный, - по находившейся там редакции популярного журнала "Безбожник". Очень долгое время Филипповская церковь имела именно этот адрес. Еще в 90-х годах в ней находился архив одного государственного учреждения, хотя само здание храма стояло на государственной охране как памятник истории и культуры. И только с 1991 года в ней начались богослужения. Еще одна московская церковь во имя св. Филиппа была освящена как домовая в знаменитой усадьбе графини Соллогуб на Поварской улице.

Менее известно другое: эта легендарная усадьба, построенная в 1802 году для князя А. Долгорукого, впоследствии перешла от его семьи к баронам Боде-Колычевым - потомкам святителя Филиппа Колычева. Они и пристроили в 1856 году к усадьбе небольшую домовую церковь во имя святителя, и собрали в нее ценные древние иконы. Потом усадьба вновь сменила своих владельцев и до самой революции принадлежала графине Соллогуб.

Находясь в состоянии постоянной тревоги и проистекавшей из нее особой бдительности, царь был очень осторожен в том, чтобы проявлять доверие к боярам. Святитель Филипп также был из боярского рода Колычевых, из тогдашней русской аристократии. Человек выдающихся способностей, прекрасный проповедник, он был вровень царю, и так они и стояли в этом храме: здесь — царь, а здесь — святитель Филипп, как и полагалось в тогдашней Руси. Но, может быть, злые наветы вражии внушили царю чувство недоверия к митрополиту. Царь заподозрил его в опасных деяниях, будто митрополит склоняется к поддержке Боярской думы.

Отличаясь, по всей вероятности, болезненной подозрительностью, Иоанн Грозный внушил себе, что от митрополита может исходить опасность для царского трона, что никак не соответствовало действительности. В какой-то момент, когда эти подозрения стали перерастать в навязчивое состояние, царь принимает страшное решение убить святителя. И посылает в монастырь, где находился митрополит Филипп, своего ближайшего приближенного Малюту Скуратову, который возглавлял тогда опричнину, чьей задачей было наблюдение за внутренней жизнью и наказание, вплоть до умерщвления, тех, кто мог представлять опасность для самодержавия. И Малюта Скуратов, войдя в келью к святителю Филиппу, задушил его подушкой. Позже цари в этом храме, у гробницы святителя Филиппа, просили прощения за своего пращура, за его страшное деяние — убийство святого Божиего человека. Но эта самая, может быть, трагическая страница в истории Средневековой Руси не смыта никаким покаянием.

Проповедь в день памяти святителя Филиппа Московского

Перенесение мощей святителя Филиппа из Соловецкого монастыря в Москву совершил Новгородский митрополит Никон, будущий Патриарх Московский и всея России. 22 января Церковь празднует память святителя Филиппа, митрополита Московского. Святитель Филипп (Колычев) происходил из знатного и древнего боярского рода Колычевых, известного уже в XIII веке. Святитель Филипп митрополит МосковскийВ 1652 году Никон, тогда еще митрополит Новгородский, предложил перенести в Москву мощи трех святителей-мучеников: митрополита Филиппа, Патриархов Иова и Ермогена. 21 и 22 января в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре прошли воскресные богослужения, на которых молитвенно почтили святителя Филиппа, митрополита Московского. Таких, как святитель Филипп, митрополит Московский, который не побоялся противостоять грозному тирану, проливавшему невинную кровь.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий