Новости петр петрович кащенко

Аннотация. Предметом обсуждения данной публикации выступил психологический анализ системы педагогической коррекции (лечебной педагогики) известного отечественного педагога, специалиста в области воспитания и обучения трудных детей Всеволода Петровича Кащенко. Аннотация. Предметом обсуждения данной публикации выступил психологический анализ системы педагогической коррекции (лечебной педагогики) известного отечественного педагога, специалиста в области воспитания и обучения трудных детей Всеволода Петровича Кащенко.

Научное наследие П. П. Кащенко (к 100-летию со дня смерти)

Главархив рассказал о юности легендарного психиатра Петра Кащенко Пётр Петрович Кащенко пробыл главврачом Алексеевской больницы всего три года, переименовать больницу в его честь было решено уже в 1922 году.
Революционер, музыкант, психиатр. Анна Ветлугина, Дмитрий Максименко: «Кащенко Отец — Пётр Фёдорович Кащенко (?—1875[1]), потомственный казак, выпускник Санкт-Петербургской медико-хирургической академии, военный врач.
Петр Кащенко: самый человеколюбивый психиатр Благодаря Петру Кащенко появились новые методы лечения в психиатрии.

5 фактов о Кащенко Петре Петровиче

психиатр и общественный деятель. Петр Петрович был странным господином и, надо признать, в какой-то степени «безбашенным». Когда убили Александра II, студент Московского университета Петя Кащенко произнес пламенную речь, осуждавшую царя, за что получил сполна. Дата обратного переименования, 1994 год, указывает, что «пострадал» Петр Петрович Кащенко за свои прижизненные революционные убеждения. Пётр Петро́вич Ка́щенко — русский врач-психиатр, общественный и земский деятель, автор статей по психиатрии и организации психиатрической помощи.

Сегодня — 161-я годовщина со дня рождения знаменитого ейчанина, врача-психиатра Петра Кащенко

9 января 1859 года родился выдающийся врач-психиатр Петр Петрович Кащенко, чье имя стало нарицательным. Петр Петрович Кащенко (1859−1920) был известным русским психиатром. Принадлежал он к тому поколению российской молодежи, которому сильно испортило жизнь чтение и почитание Чернышевского. Петр Петрович Кащенко (1859−1920) был известным русским психиатром. Принадлежал он к тому поколению российской молодежи, которому сильно испортило жизнь чтение и почитание Чернышевского. Встреча психиатров четырех стран прошла в больнице им. П.П. Кащенко. VIII Научно-практическая конференция с международным участием «Психотерапия и психосоциальная работа в психиатрии» собрала в психиатрической больнице им. П.П. Кащенко около 300.

Краткий курс истории. Великий психиатр

Отрывок из биографии Петра Петровича Кащенко. Жители Петербурга выразили недоумение по поводу нетипичного расположения труб в городской психиатрической больнице № 1 имени П. П. Кащенко. Пётр Петрович Кащенко родился в семье военного врача 9 января 1859 (28 декабря 1858).

Навигация по записям

  • Вы точно человек?
  • «Идет по плану»: в психоневрологическом диспансере имени Кащенко объяснили нелепость ремонта
  • Другие статьи в литературном дневнике:
  • Кащенко — Молодая Гвардия

Прощание с Петром Кащенко пройдет в Евдокиевском храме

Родился Петр Петрович 28 декабря 1858 9 января 1859 года на Кубани, в городе Ейске. Основателем врачебной династии, продолжателями которой стали Петр и его младший брат Всеволод один из создателей отечественной дефектологии , был Петр Федорович Кащенко, потомственный казак, окончивший Санкт- Петербургскую медико-хирургическую академию и ставший военным лекарем. В семье Петра Федоровича и его жены, дочери коллежского асессора Александры Павловны Черниковой, было семеро детей. Петр был самым старшим, и с ранних лет решил, по примеру отца, заняться медициной.

Ему было шестнадцать, когда тот умер. Однако Петр Федорович успел серьезно повлиять на старшего сына, привив ему не только тягу к медицине, но и демократические взгляды. Все дети в семье Кащенко получили хорошее образование.

Александра Павловна, после того как дети выросли, посвятила себя Богу, уйдя в монастырь. Средств на учебу не хватало, но матери удалось выхлопотать для сына специальную стипендию Московского университета. Ссылка за отсутствие скорби Профессура сразу выделила студента Кащенко среди прочих.

Учился он блестяще, и вскоре был переведен в Московский университет. Реформы императора Александра II превратили российские университеты в центры вольнодумства. Почти везде возникали революционные кружки, в которых студенты обсуждали политические реформы.

Создал такой кружок и отличник Петр Кащенко. У него самого хранились десятки наименований нелегальной литературы, и неудивительно, что вскоре его взяли под наблюдение жандармы. В 1881 году Кащенко готовился закончить университет, как вдруг из Петербурга пришло известие об убийстве народовольцами Александра II.

Он был арестован, исключен из университета за пару месяцев до окончания учебы и сослан в Ставрополь. Доучивался Кащенко в Казани, где, к слову, для заработка преподавал пение — поскольку был весьма музыкально одарен, играл на многих инструментах и великолепно дирижировал. Потом он работал во многих больницах, а прославился в Тверской губернии, организовав там больницу для лечения «особых пациентов». Прежде чем взяться за это дело, он крепко изучил европейский опыт — посмотрел, как организована психиатрическая помощь в Германии, Шотландии, Бельгии и Франции. Ему понравилось далеко не все; он взял лучшее и создал свою, уникальную систему, внедренную затем в больнице в Сиворицах под Питером — систему помощи, в основе которой лежала гуманность и приоритет интересов больного.

Именно Кащенко внедрял идеологию «нетеснения» в лечение душевнобольных, он первым начал сочетать медицинское лечение с арт- и трудотерапией. Словом, он был очень хорошим, думающим доктором.

С задачей он не только справился с присущим ему профессионализмом, но даже запустил ряд программ по социализации невиданное дело!!! В 1904 году он был переведён главврачом в Московскую психиатрическую больницу на Канатчиковй даче, а через год грянула революция. Не изменявший своим принципам Кащенко финасировал революционеров, вместе с братом Всеволодом создал оперативные медицинские бригады для помощи раненным и пострадавшим, укрывал у себя дома товарищей и никакие власти ничего не могли сделать с авторитетным врачом. После революции 1917 года Кащенко занял пост главы Центральной нервнопсихиатрической комиссии при Наркомздраве РСФСР, став фактически главным психиатром республики. Умер легендарный врач после неудачной операции в 1920 году.

Его именем были названы Московская психиатрическая больница на Канатчиковой даче с 1994 года им.

Больные его страсть как любят! Методы Петра Петровича Кащенко в те времена и правда можно было считать революцией в психиатрии. Он первым отказался от так называемого «метода стеснения», когда душевнобольных привязывали к полу и стенам цепями, ввел в практику трудотерапию и институт патронажа. Все свои инновации Петр Кащенко с успехом применил, как только оказался на должности директора Нижегородской земской больницы. В лечебнице, которой руководил «необычный» доктор, часто бывали писатели Короленко и Горький — деятельные участники общества по борьбе с холерой и безграмотностью, организованного Кащенко.

В 1904 году, будучи уже известным врачом, становится главным врачом больницы имени Алексеева в Москве позже это учреждение переименуют, и долгие годы оно будет носить имя Петра Кащенко. В Москве Кащенко продолжил применять новые методы лечения, которые уже использовал для своих пациентов в Нижнем Новгороде. Первым делом решено было снять решетки с окон больницы. Персоналу клиники было вдвое увеличено жалование, появились и новые должности — так называемые «няньки» и «дядьки». Для пациентов была организована мастерская, желающие имели возможность играть в струнно-духовом оркестре и участвовать в любительских спектаклях. Знаменитый врач часто говорил, что грань между гениальностью и безумием, между бредом и одаренностью очень тонкая. Революция Политические принципы Петра Петровича были такими же устойчивыми, как и медицинские.

Кащенко не только поддержал революцию, не только помогал восставшим деньгами, но вместе с братом создал летучие медицинские бригады, оказывавшие помощь раненым революционерам во время декабрьского вооруженного восстания в Москве в декабре 1905 года. Бои на Пресне в 1905 году. Источник: radikal. После поражения революции он, не обращая внимания на собственную безопасность, помогал скрыться разыскиваемым царской охранкой товарищам. Кащенко принимал активное участие в революции 1905 года Врачебный авторитет Кащенко оказался настолько высок, что его не посмели тронуть.

Петр Петрович Кащенко. Жизнь и судьба

Благодаря Кащенко, общество стало не только гуманней относиться к людям с психическими отклонениями, но даже появились меценаты, которые охотно жертвовали свои средства на строительство психиатрических больниц. Его брат Всеволод стал известным дефектологом. После смерти отца, мать — Александра Павловна Черникова — дочь коллежского асессора, ушла в монастырь, но перед этим сумела выхлопотать для своего сына — будущего психиатра, стипендию на медицинском факультете Киевского университета Святого Владимира. Учился он блестяще, что и помогло ему позже перевестись на аналогичный факультет Московского университета. Тут и проявился его бунтарский характер. Изучая биографию этого человека, я поразился тому, насколько последовательным, смелым и принципиальным он был. Когда Кащенко уже заканчивал университет, был убит русский император Александр II.

КВАС , русский народный напиток , получаемый из мучнистых и сахаристых пищевых веществ посредством молочнокислого и спиртового брожения. В зависимости от исходных материалов различают К. Для приготовления... Simarubaceae, известное в 2 видах: 1 Quassia amara L. Квассия-небольшое дерево или кустарник с яр... В 1881 г. В 1885 г. С 1886 г. В 1898 г. В 1889-1904 гг. В 1904-1906 гг. Кащенко , а в 1907-1917 гг. В 1905 г. С мая 1917 г. Он энергично проводил в жизнь решения 1-го Всероссийского съезда психиатров 1887 о праве больных на бесплатное лечение , общественное призрение и др. Ганнушкин, Л. Прозоров и др. Им написана монография о положении душевнобольных Нижегородской губернии 1895. Ряд прогрессивных идей П. Кащенко в области организации психиатрической помощи необходимость амбулаторной помощи, организация патронажа, децентрализация психиатрической помощи и др. Сочинения: Статистический очерк положения душевно-больных в Нижегородской губ. Библиография: Андреев А. Кащенко и его роль в отечественной психиатрии, Журн, невропат, и психиат. История психиатрии, с. Кащенко, Журн, невропат, и психиат. Очерки истории отечественной психиатрии, с. Она воспета в анекдотах и песнях Высоцкого. Алексеева, в народе «Кащенко» — самое известное заведение для душевнобольных, опасных для общества. Кто сюда попал однажды, вряд ли уже когда-то вернется к нормальной жизни. Оттого и всё, что происходит здесь — тайна за семью печатями. Пациенты в больнице Алексеева живут не только в палатах, но и в… коридорах! Мест на всех не хватает. И с каждым годом претендентов на койки становится все больше.

Идея патронажа — содержания больных в семьях — была реализована по образцу системы, применявшейся в бельгийском Лирнье. Применил ряд прогрессивных идей в терапии душевных заболеваний, успешно сочетая лекарства с трудовой и арт-терапией. Понравилась статья?

Мои больные — вот моя ежедневная газета. Извольте видеть, с начала этого года в нашу больницу поступило семеро Распутиных, причём весной и летом — по одному, а с начала осени — уже пятеро. Отсюда я заключаю, что влияние Распутина растёт. Про войну также знаю получше репортёров: с австрийского фронта привезли двух офицеров: один повредился рассудком при артиллерийском обстреле, другой — во время наступления. Так вот, второй офицер каждый день рисует карту наступления со всеми-всеми деталями — и все-то деревеньки он наизусть помнит, я сверялся по карте. И сколько пленных взяли, и сколько оружия, и что из-за воровства интенданта дивизии не хватило провианта.

Кащенко по нам плачет

Ведутся работы по капитальному ремонту помещений, кровли и инженерных сетей. Крыша и верхний — четвёртый — этаж сделаны, спускаемся ниже. На период ремонта по всему зданию проведены временные инженерные сети, которые будут демонтированы после монтажа новых инженерных сетей, подключения и пуско-наладочных работ. Необходимые объявления размещены на входе в учреждение», — объяснил он. Ремонтные работы в диспансерном отделении больницы имени П.

Все остальные, рассчитанные более чем на полторы тысячи коек, располагаются в поселке Сиворицы Гатчинского района. Практически у всех он ассоциируется с добрым, снисходительным и понимающим дедушкой. Тот же доктор Айболит, только помогает не животным, а тем, у кого с головой проблемы. Биография Кащенко была фактически переписана в годы советской власти.

К юбилею великого медика мы издали несколько книг, в которых рассказываем правду о его жизни. Несмотря на отмену крепостного права, прогрессивные реформы и технический прогресс, в нашей стране психиатрия оставалась пенитенциарной. Психиатрические больницы больше напоминали тюрьмы. Все лечение сводилось к тому, что людей сажали под замок, связывали и обливали водой. Все это было реализовано здесь, в Сиворицах. Длительное время имя Кащенко носила еще одна психиатрическая больница - расположенная в Москве. Петр Петрович работал там всего несколько лет, и его имя на вывеску поместили по причинам, не связанным с медициной. Больница возродилась из-за имени В 1918 году Петр Кащенко занял пост главного психиатра молодой России.

Вместе с ленинским правительством он переехал в Москву. Именно поэтому о петербургском периоде его деятельности в советские годы говорили мало. Зато во всех учебниках рассказывалось о революционной деятельности доктора. Соревнуясь друг с другом, историки писали о том, что Кащенко лечил раненых рабочих в 1905 году и едва ли не состоял в подпольной большевистской организации. Это, очевидно, стало для него уроком. Доказав собственную благонадежность, Петр Петрович вернулся к учебе и больше ничем подобным не занимался. Медик вообще был далек от политики и считал, что его дело - лечить людей, а не вести на баррикады.

Черные подтеки никак не влияют на пациентов»,— отметил заместитель главврача. Однако горожане продолжают высказывать в соцсетях негатив по поводу увиденного.

А она есть... Это было бы смешно, если б не было так грустно. Согласна с вами, это сплошное издевательство». В кащенке?

Будьте в курсе событий Десятилетия науки и технологий! Десятилетие науки и технологий в России Российская наука стремительно развивается. Одна из задач Десятилетия — рассказать, какими научными именами и достижениями может гордиться наша страна.

Петр Кащенко

Петр Петрович Кащенко (1858—1920) прославился как руководитель нескольких психиатрических больниц – в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Москве. Последняя из них, самая известная, сегодня уже не носит имя Кащенко. В Евдокиевской церкви на площади Героев простились с Почетным гражданином Липецка Петром Ивановичем Кащенко. 9 января 1859 года родился известный русский врач-психиатр и новатор Петр Петрович Кащенко. 28 декабря 1858 г.) в Тамбове семье военного врача Петра Федоровича Кащенко и коллежского асессора Александры Павловны Черниковой.

Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи

  • One moment, please...
  • СПб ГБУЗ "Больница им. П.П. Кащенко"
  • Кащенко по нам плачет
  • Доктор с Кубани
  • Научное наследие П. П. Кащенко (к 100-летию со дня смерти)
  • Неблагонадежный психиатр. Как доктор Кащенко стал народной легендой?

Главархив рассказал о юности легендарного психиатра Петра Кащенко

Отец — Пётр Фёдорович Кащенко? Мать — Александра Павловна Черникова, дочь коллежского асессора. В семье было семеро детей. Младший брат — Всеволод , врач- дефектолог [2]. В 1876 году окончил Ейскую кубанскую войсковую гимназию. В 1876—1881 годах учился в Киевском , затем — в Московском университете [2] , откуда был исключён за участие в студенческом революционном движении и выслан из Москвы в Ставрополь.

В 1884 году освобождён из-под гласного надзора полиции и продолжил учёбу на медицинском факультете Казанского университета.

Кащенко большое влияние оказывал его старший брат Петр Петрович Кащенко 1858—1920 — известный деятель отечественной психиатрии. После Октябрьской социалистической революции Петр Петрович был председателем психиатрической секции Наркомздрава и организатором психиатрической помощи. Его именем названа бывшая Алексеевская больница для душевнобольных на Канатчиковой даче в Москве. Всеволод Петрович в начале 90-х годов, как в свое время и его брат Петр Петрович 80-е годы , примкнул к студенческому революционному движению, активно участвовал в студенческих революционных кружках. В 1894 году Всеволода Петровича вместе с другими студентами, в числе которых были известные революционеры-большевики Л.

Смидович, Н. Семашко и другие, исключают из университета и высылают из Москвы.

В последующие годы Евлогов вел абсолютно нормальную жизнь, даже занимал ответственные должности в разных местах, но неизменно приезжал в психбольницу раз в год или как только чувствовал какую-то перемену в настроении. Достаточно было недели в стенах отделения, чтобы к нему вернулась уверенность в своем психическом здоровье. Подобные курсы реабилитации Евлогов получал все 15 лет, пока там работал Кащенко, и даже после отъезда врача, уже будучи стариком, он продолжал регулярно посещать лечебницу.

Этот случай далеко не единичен в практике нашего героя. Он успешно находил язык с любыми, самыми страшными и буйными пациентами. Порой это пугало его коллег, особенно представителей младшего персонала, которые были уверены, что доктор Кащенко владеет гипнозом. В его гипнотические способности верили даже родственники. Возможно, нечто подобное действительно имело место, но больные любили Петра Петровича по другой причине.

Его всегда отличало человечное отношение к своим пациентам. Для него было неприемлемо ущемление прав и ухудшение условий жизни целой группы людей только за то, что они тяжело больны. Поэтому, конечно же, заняв пост заведующего, он тут же начал бороться с несправедливостью. Первым шагом стала замена мрачных оконных решеток на рамы с более прочным стеклом. Двери в палаты больше не запирали, в вестибюле повесили шторы и картины.

Больничные помещения проветрили и высушили, а после получения ссуды из городской казны заменили постельное и нательное белье. У каждого больного появились пуховые подушки с двумя одеялами. Некоторые корпуса, по бурашевской традиции, переоборудовали под мастерские, чтобы проводить трудовую терапию. Не забыл новый заведующий и про развлечения больных — для этой цели купили «волшебный фонарь» и стереоскоп. И снова наш герой занялся художественной самодеятельностью в терапевтических целях и, конечно, сам охотно принимал участие в музыкальных посиделках — пел и играл на фортепиано.

В больницу закупили струнные музыкальные инструменты, стали устраивать вечера, на которые приглашали родственников больных. На территории разбили сад и огород, стали проводиться прогулки и устраиваться праздники.

Часть средств выделят на новое медицинское оборудование. В конце мая на Литейном проспекте стартовал капремонт крыши в доме, расположенном по соседству с офисами региональных управлений МВД и ФСБ. На кровле поочередно ремонтировались каждые 50 м2 покрытия и только после закрытия этой части рабочие приступали к следующей. Также подрядчик заменил двери, ведущие на чердак.

Жизнь легендарного врача-психиатра П.П. Кащенко #1

Для детей старше 16 лет. Пожалуйста, ознакомьтесь с политикой конфиденциальности на сайте, и если вы подтверждаете согласие с политикой cookie-файлов, нажмите на кнопку «Согласен а ». Если вы отказываетесь от использования файлов cookie, отключите их, изменив настройки вашего браузера.

Если кто-либо из вас вспомнит работу артиста, то подобное может быть отнесено и к Всеволоду Петровичу. Вся его эмоциональная сфера была затронута. Он волновался, он переживал. И если кто был свидетелем его выхода на кафедру, постановки им диагноза, его интересных и длительных консультаций, тот никогда этого не забудет... Дефектологу нужно развивать интуицию, которой так часто не хватает. Она и творческая мысль — вот те особенности, при помощи которых находится правильный способ и верный путь коррекции дефективного детства». Свет положительных эмоций пронизывал атмосферу жизни санатория-школы Кащенко. Его коллеги рассказывали, что Всеволод Петрович неизменно настаивал на том, что следует всегда помнить о потребности ребенка в радости, значит, все его пребывание в школе нужно сделать интересным, привлекательным, вызывающим возвышенные чувства.

При всем этом он предостерегал от отрыва от жизни — воспитание ребенка должно быть трудовым. Ведь пробуждение самостоятельности, активности, способности к почину возможно лишь с обретением навыков конкретной практической деятельности. Поэтому «метод ручных работ» рассматривался как основной учебно-воспитательный прием. Дети непрерывно что-то делали, что-то исследовали, взвешивая, измеряя, разбирая, зарисовывая, составляя чертежи, графики, собирая коллекции, пользуясь приборами, изготавливая модели. Соприкасаясь с различными сторонами изучаемого, они получали возможность полнее и ближе пережить предмет, у них вырабатывалось собственное отношение к нему, развивался и углублялся интерес, пробуждалась потребность в инициативном действии, в самостоятельности. В области умственного воспитания Кащенко ставил задачу не столько дать детям те или иные сведения, сколько приохотить их к знаниям, повысить общий уровень их интеллектуального развития. Вопрос о том, как знает воспитанник, точнее — как проработал он тот или иной материал, несравненно важнее вопросов, много ли он знает и что именно. Всех знаний, которые понадобятся в жизни, никогда никакая школа не будет в состоянии дать. Педагогический коллектив заботился о том, чтобы создать для детей такую среду, в которой свободно и полно развивались бы их умственные силы, и они постепенно научились бы пользоваться своими способностями, знаниями, навыками, удовлетворяя присущую им пытливость, упражняя свою личную самодеятельность, находя новые сферы для приложения своих творческих сил. На всех, кто посещал санаторий-школу, производила большое впечатление глубоко и всесторонне продуманная постановка дела в санатории-школе, исследовательский творческий дух, которым была пронизана вся работа, но еще более — замечательная способность Всеволода Петровича побуждать своих сотрудников к целеустремленному педагогическому творчеству.

Специфика школьного контингента требовала своеобразия воспитательных мер, чрезвычайной гибкости, изобретательности, выдумки, действия высокой общей и педагогической культуры. Общеобразовательная работа предполагала, прежде всего, проявление активности в ней самих детей. Не путем логического метода, не путем пассивного изучения науки, а личным опытом учащегося прорабатывался и осознавался имеющийся в его распоряжении материал, который преодолевался самим ребенком путем приложения личной силы. Отдельные предметы учебного курса здесь не стояли изолированно друг от друга — между ними поддерживалась тесная связь в целях системного объединения учебного материала в сознании воспитанников, а также для еще большего расширения и распространения проявившегося у них интереса к отдельному школьному предмету на другие предметы. Так, на уроках истории в связи с хронологическими датами производились математические вычисления, а математика заимствовала наглядный материал для своих упражнений и задач из истории, географии или природоведения. Темы диктантов, изложений и сочинений, а также упражнений в устной речи заимствовались из наиболее занимательных для детей областей знания. На всех уроках подчеркивалась их связь с окружающей жизнью. Учителя помогали учащимся самим отыскивать и осмысливать параллели и противопоставления. Значительное место в жизни школы-санатория отводилось морально-духовному воспитанию, формированию не только деятельной воли, но и развитого нравственного сознания. Сотрудники санатория-школы стремились привлечь самих детей, их лучшее «я» к созиданию себя, своей личности, к собственной осознанной борьбе со своими ущербными чертами и отрицательными сторонами, к выработке и закалке своего характера.

Важной особенностью санатория-школы явился семейный характер обстановки. Таков был общий дух воспитания, значительный тон которому задавала жена Всеволода Петровича Анна Владимировна, имевшая фельдшерское образование, человек широкой культуры, обретенной непрерывным самообразованием, участием во всех творческих делах и планах мужа. Со своей добросердечностью и душевной мягкостью, с необычайно развитым чувством материнства, она была буквально душой всего коллектива. Целительность ее влияния на окружающих была столь же велика, сколь и интеллектуальное воздействие на них самого Кащенко. Не потому ли в санатории-школе никогда за всю историю его существования не наблюдалось тех резких, тяжелых внешних проявлений дефективности, которые случались у тех же детей в домашних условиях? Как важный воспитывающий и психотерапевтический фактор рассматривался здесь повседневный режим — ровный, действительно санаторный. Всему было определено строгое время и место. Расписание неукоснительно выполнялось. Часы занятий, отдыха, развлечений строго подчинялись гигиеническому расписанию, ритм его не нарушался. Но тут не было ни тени казарменности — в рамках структуры режима, исходя из интересов детей, могли быть разного рода частные отклонения.

В безусловности, категоричности требований для всех, как известно, заложена дисциплинирующая сила, но общий порядок не должен иметь для воспитанников лишь внешне принудительную силу, и в санатории-школе старались любые требования сделать понятными и естественными для каждого. В самом деле, без внутреннего согласия подчиняющихся получился бы лишь кажущийся порядок, — только добровольное повиновение ведет к самодисциплине, к выработке устойчивого характера, нравственного сознания. Повиновение порядку воспитывает необходимые навыки, привычки поступать так, а не иначе. Но это повиновение одухотворяется собственным сознанием ребенка, и здесь надо искать первые, самые важные основы нравственного воспитания. Педагогический коллектив под руководством Кащенко использовал любой повод, чтобы оказать доверие ребенку, вселить в его сознание уверенность не только в своих способностях, но и в нравственной силе. С этой целью была выработана целая программа поручений, развивающих чувство ответственности. Большое внимание уделялось развитию и укреплению воли, настойчивости, способности не пасовать перед трудностями, сопротивляться неблагоприятным внешним обстоятельствам. Этому служили вся трудовая обстановка санатория-школы, занятия в мастерских, художественная самодеятельность, бытовая самоорганизация с сообщением каждому определенных привычек. Раз в неделю писались письма родным и близким, от которых ребенок в его интересах был изолирован на продолжительное время. Письменная же беседа всегда не только благотворна для развития, культуры мышления, но и полезна ввиду пробуждения глубоко скрытых привязанностей, развития потребности выражать чувства в слове, а с ним — воспитания сердца.

Санаторий-школа Кащенко быстро приобрел известность. Дети, пробывшие здесь необходимое время в возрасте, когда закладываются основы нравственной конституции личности, возвращались в прежнюю среду — семью и школу — достаточно окрепшими, обретя нужную устойчивость поведения. То, что санаторий-школа был частным полумедицинским заведением, доступным лишь для детей состоятельных родителей, никоим образом не может и поныне бросить на него тень хотя в конце 20-х годов упоминание об этом было предметом недостойных спекуляций. В смутные годы реакции после поражения первой русской революции, отлученный от возможности официальной медицинской службы, Всеволод Петрович организовал дело, почти независимое от чиновничьего режима и не испытывающее давления просвещенческого ведомства, имея тем самым полный простор для своей творческой инициативы. Коммерческая сторона предприятия была неприбыльной, но вполне достаточной для содержания персонала и покрытия необходимых расходов. Главным же было то, что Кащенко закладывал первые камни в фундамент научной дефектологии. Кащенко развернул в стране широкую пропаганду научных основ воспитания и обучения «исключительных детей». В 1909 году он принимал участие в совещаниях врачей и учителей в Московской городской управе по вопросам организации вспомогательных классов при школах, участвовал в отборе детей для первого Смоленского вспомогательного училища. На психиатрическом съезде в Петербурге Кащенко выступил с докладом «Медико-педагогический уход за умственно отсталыми детьми». Публично возражая против смешения детей педагогически запущенных с умственно отсталыми, он подчеркнул, что в определении умственной отсталости главная роль должна принадлежать врачу при непременном участии педагога.

В том же 1909 году Всеволод Петрович сделал большой доклад на XII съезде естествоиспытателей и врачей «Об устройстве лечебно-педагогических заведений для умственно отсталых и морально отсталых детей». По этому докладу была принята резолюция о целесообразности создания в стране специальных учреждений для всех категорий ненормальных детей. В 1910 году внимание общественности за рамками профессионального круга специалистов привлек доклад Кащенко на III съезде отечественных психиатров. В 1911 году на Всероссийский съезд по обучению глухонемых он представил «Методику изучения и воспитания дефективных детей». На I съезде по экспериментальной педагогике сделал сообщения: «Определение степени умственной недостаточности по методу Бинэ и Симона» и «Высокодаровитые дети и их обучение». Его выступления пользовались неизменным успехом в отделе изучения и воспитания ненормальных детей при Московском педагогическом кружке. Он принимал активное участие в деятельности детской психологии и неврологии, здесь по его вышеупомянутому докладу в 1911 году была принята резолюция: а ходатайствовать перед членами Государственной думы о рациональной постановке воспитания и образования дефективных детей; б созвать Всероссийский съезд деятелей по образованию и воспитанию дефективных детей в специальных лечебно-воспитательных заведениях. В целях популяризации опыта санатория-школы Кащенко издавал сборники статей своих сотрудников. Он не был одинок — в стране предпринимались попытки организовывать так называемые вспомогательные школы и классы, все больше учителей и врачей обращалось к проблеме дефективности «детской исключительности» , многие специалисты делали ее предметом своих исследований. В 1913 году на I Всероссийском съезде по вопросам народного образования в Петербурге была принята специальная резолюция о вспомогательных школах для умственно отсталых детей.

В ее заключительных словах, в частности, подчеркивалось, что полноценное решение данной проблемы возможно лишь с изменением общих условий русской жизни в смысле повышения общественной самодеятельности, раскрепощения личности и широкого демократизма. После февральской революции, казалось, «повеяло весной». Кащенко пытался привлечь внимание Временного правительства к судьбе исключительных детей. В августе 1917 года на совещании при Министерстве государственного призрения он выступил с докладом «О психически дефективных воспитанниках средних учебных заведений». По докладу была принята резолюция о целесообразности создания сети специальных школ, о пропаганде борьбы с детской смертностью. Увы, этот глас отчаяния мог показаться «комариным писком» на фоне тогдашних грозовых политических раскатов. Никакого интереса со стороны тогдашних инстанций резолюция не вызвала. Заметим, что одновременно с ним активно включился в строительство новой жизни и его брат Петр Петрович Кащенко, возглавивший психиатрическую секцию Народного комиссариата здравоохранения. Эта сознательная созидательная позиция положительным образом характеризует братьев. Санаторий-школа был превращен в государственное учреждение.

На основе его в 1918 году организуется Дом изучения ребенка. На базе медико-педагогической консультации развилась педагогическая клиника, аналогов которой до того практика не знала. Тут же в 1919 году возник Музей детской дефектологии позднее названный Музеем педологии и педагогики исключительного детства , подобных которому также не было ни в одной стране. В нем было три основных отдела: изучения ребенка, лечебной коррективной педагогики и детского труда и творчества. Идеи В. Кащенко о единой сети специальных школ для аномальных детей стали воплощаться в жизнь.

Обе эти больницы носили его имя, которое вскоре стало нарицательным. С мая 1917 года заведовал нервно-психиатрической секцией Совета врачебных коллегий, в 1918-1920 годах руководил подотделом нервно-психиатрической помощи Наркомздрава РСФСР. Сам Кащенко очень осторожно относился к диагнозу «сумасшедший», поскольку считал грань между безумием и гениальностью, между бредом и одаренностью очень тонкой. Он разработал методы лечения психических больных амбулаторное лечение, трудотерапия, патронаж и другие , которые для того времени были очень прогрессивными.

И поясняют: — Сейчас запретили использовать жгуты и наручники. Мол, негуманно применять физическое насилие. Но иногда нельзя по-другому. Однажды был случай. Спокойный обычно пациент вдруг возомнил, что его незаконно держат в тюрьме. Он стал бегать как чумной, выламывая двери. А ведь сила в период возбуждения у таких людей увеличивается в разы! Худощавый мужчина в психозе может уложить пятерых. Он может случайно и убить кого-нибудь из персонала. А связывать его, видите ли, нельзя. Конечно, ведется поддерживающая терапия, чтобы таких вспышек агрессии не было. Но у пациентов есть и свои хитрости, чтобы избежать приема лекарств, — как у детей. Часто они кладут таблетку за щеку, якобы запивают ее, но не проглатывают. Среди пациентов есть уникальные экземпляры. А потом вдруг обнаружил в себе талант химика. Начал изобретать новые лекарства, которые оказались… наркотиками! Словом, синтезировал химические вещества в наркотические. С этим его и «взяли». Но Иванов не унывает — здесь он понял, что может оставить след в истории как художник. Сергей Кожемякин родился в бараке в Московской области. Возможно, поэтому кумиром для него стал Барак Обама. Цель жизни Сергея — встретиться с Обамой и выразить ему благодарность. Пациент без конца звонит в американское посольство и просит о встрече с президентом США. Особенно биографии уважаемых им людей, таких как Барак Обама и Владимир Путин. Кстати, Владимира Путина уважают многие пациенты, говорят: «Вот он — настоящий мужик! А что вы удивляетесь? Они такие же граждане РФ, имеют право голосовать на выборах. Не секрет, что среди душевнобольных много талантливых людей, ведь, как говорят психиатры, шизофрения и гениальность идут рука об руку. Вот и в «Кащенко » есть и художники, и писатели, и музыканты. У талантливого пианиста Виктора Кольцова — маниакально-депрессивное расстройство. Но все пациенты с радостью ходят на его концерты в местном клубе. Благо музыкант дает их регулярно. Кстати, с удовольствием наслаждается его музыкой и медперсонал.

Ссылка за отсутствие скорби

  • Прощание с Петром Кащенко пройдет в Евдокиевском храме
  • Navigation menu
  • Пётр Петрович Кащенко, место захоронения
  • Кащенко по нам плачет
  • Если б Кащенко, к примеру, лёг лечиться к Пирогову...

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий