Новости кто такие отходники

Отходники – это важный феномен, который проявляется в разных областях жизни и силно влияет на развитие общества. Отношения отходников с крестьянским «миром» зависели, прежде всего, от исполнения ими фискальных обязательств перед общиной. Отходники: жизнь вне государства С начала 90-х годов в России возродился феномен отходников – свободной рабочей силы, перемещающейся между большими. системой мероприятий по удалению и обезвреживанию нечистот, по улучшению санитарно-гигиенических условий какой-либо местности; ассенизатор. работа крепостного крестьянина, как правило, в качестве рабочего мануфактуры, вне владения помещика, по разрешению помещика. С отходников помещик получал оброк.

Сельские "промышленники" и отходники 19 века.

В историческом контексте понятие "отходник" имеет важное значение и относится к людям, которые отказываются от своей прежней верности или преданности. Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости. Кто такие отходники? Отходники – это крепостные крестьяне, которых помещики отпускали на заработки. Крестьянин-отходник мог быть временным наемным рабочим на фабрике или батраком в хозяйстве зажиточного крестьянина, а мог быть и самостоятельным ремесленником, подрядчиком, горговцем.

Крестьяне-отходники — это определение, история и интересные факты

Крестьяне-отходники — это определение, история и интересные факты Отходос или отходняк– это совокупность физических и психологических симптомов, которые возникают у зависимых от психоактивных веществ при прекращении.
Отходники или вахтовики? Неземледельческий отход составлял более половины общего числа крестьян-отходников.

Крестьяне-отходники - это определение, история и интересные факты

Кто такие современные отходники? Кто такие современные отходники, в каких сферах работают и есть ли угроза для государства в росте их количества? Из деревень Московской, Ярославской, Костромской, Владимирской губерний в 50-х гг. 18 в. уходило 15—20% мужского населения. В 1-й половине 19 в. насчитывалось свыше 1 млн. крестьян-отходников.

Кто такие крестьяне отходники. Кустарные и отхожие промыслы крестьян

Отходники, в России 18—19 вв. селяне, уходившие на заработки в районы с относительно высоким уровнем развития пром-сти и с. х-ва. В конце 1920-х годов (восстановление народного хозяйства) бригады отходников составляли больше 70% всех строителей, по некоторым профессиям — порядка 70%. В реальности отходники зарабатывают в два раза больше желаемого заработка и в 3-4 раза больше, чем могли бы получить на месте своего проживания, выяснили исследователи.

Отходники или вахтовики?

В городе крестьянин-отходник нанимался работником в частный дом, на предприятие или же выполнял разовые работы за единовременную оплату. Предпосылки отходничества в XIX веке Во второй половине XIX века была проведена крестьянская реформа, согласно которой крестьяне получали личную свободу. Но земля, на которой они работали, по-прежнему оставалась во владении помещиков. Увеличилась доля безземельных крестьян, которые уже не могли прокормить ни себя, ни свои семьи. С другой стороны, рост капиталистических отношений давал толчок для развития промышленности, которая традиционна была сконцентрирована в крупных городах России. Таким образом, единственной возможность заработка оставался город. Попытки ограничить отходничество К середине XIX века отходниками называли огромное число крестьян, выбравших городской образ жизни.

В некоторых губерниях количество людей, предпочитавших отходничество, достигла четверти взрослого мужского населения. Уменьшение числа крестьян, обрабатывающих землю, вынудило правительство принять ограничения. Для того чтобы получить внутренней документ, разрешающий передвижение по стране, крестьянин должен был состоять в сельской общине, право отхода с земли откупалось у помещика уплатой оброка. Но контролирующие меры принесли лишь частичный результат. К примеру, после законодательных нововведений в 1901 году в Любимский район Ярославской губернии из 12715 человек отходников в деревню вернулось лишь 849 крестьян. Расслоение общества в среде отходников Экономический подъем Российского государства во второй половине XIX века запустил процесс имущественного расслоения всех социальных слоев населения.

Ни местная муниципальная власть, ни тем более государственная, не «видят» этих людей ни в качестве трудовых ресурсов, ни в качестве объекта для попечения, достойного общественных льгот. Значительная часть отходников не регистрируют свою деятельность, оказывают услуги, минуя государство. Плоды их труда государство не вкушает. Их перемещения по городам и регионам не могут быть прослежены. Они неконтролируемы, не «прописаны», не «укрепощены». Но так ли нужен государству этот «огромный невидимка»? Он, почти исключенный из социальных государственных программ, находящийся вне государственного контроля экономики, исключен ведь и из политической деятельности. Хотя отходники и участвуют в «электоральном процессе» правда, многие утверждают, что на выборы они не ходят , они по большому счету неинтересны власти как неважные политические субъекты. Много важнее для власти — а особенно для муниципальной — те, кто желает «получать зарплату» и иметь регулярные и стабильные пенсионные перечисления. От них, бюджетников и пенсионеров, зависит благополучие и спокойствие местных чиновников, и на них он и обращает преимущественное внимание.

Отходник слишком в стороне от местной власти. Он, вероятно, может быть полезен ей лишь тем, что находится в составе постоянного населения на муниципальной территории и на его душу разверстывается доля дотаций и субсидий, получаемых местной администрацией для обустройства вверенной территории. Вот этим «душевым паем», как учетная демографическая единица, только и полезен отходник. Он, правда, говорят, привозит много денег и тем самым вроде бы стимулирует экономику района, повышая покупательную способность населения. Это обычно единственный аргумент в пользу отходника. Но так ли уж важно это для местной администрации? Тем более что основная трата привезенных отходником денег происходит не в районе, не в своем городе, а опять же в крупных городах — и строительные материалы, и машины он покупает не в своем городе, детей он тоже здесь не учит, и жена в отпуске тратит деньги не здесь. Вот и имеем мы парадокс «невидимости» огромного, хотя и существующего рядом с нами феномена современного отходничества. Но существование отходничества как факта социальной жизни страны заставляет обсуждать не только экономические, но и социальные, и политические последствия, могущие или уже проистекающие из него. В чем могут выражаться эти последствия?

По сути наблюдаемая сейчас повсеместно ситуация сегрегационного взаимодействия органов местной власти с разными группами местного населения приводит к нарушению системы взаимосвязей между институтом муниципальной власти и местным обществом. Местная власть ориентируется не на активную часть общества, а на «рентные» группы населения, бюджетников и пенсионеров, которые, с одной стороны, целиком зависят от распределяемых государством ресурсов, но с другой — активно участвуют в электоральном процессе. Группы же активного населения — прежде всего и преимущественно активное самодеятельное население, предприниматели и отходники, — выпадают из поля зрения органов местного самоуправления. Такой глубокий институциональный дефицит детерминирует перекос всей системы управления на местном уровне, оно перестает быть эффективным. Нарушение взаимодействия власти с наиболее активной и самостоятельной частью местного общества закрывает возможности вывода местного публичного управления на тот более высокий уровень, который характеризуется, по общему мнению, таким важнейшим признаком, как включенность в систему институтов гражданского общества. Участие же «рентного» населения никогда не обеспечит развития гражданского общества. Более того, рентополучатели заинтересованы исключительно в распределительных, раздаточных отношениях, а не в отношениях партнерства, безусловно необходимых для выстраивания гражданских инстатутов. Итак, не замечая и старательно избегая тех, кто только и может выступить союзником власти в создании новой политической реальности с развитыми элементами гражданского общества, власть разрушает фундамент общественной стабильности. Первые результаты этого разрушения мы видим в разных формах отчуждения и пренебрежения властью со стороны активной части нашего общества, все явственнее демонстрируемые. Если же говорить о возможных социальных последствиях деления местного общества на активную и пассивную части, то здесь видятся следующие риски.

Российское местное провинциальное общество в высокой степени солидарно, имеет значительный потенциал самоорганизации. Большая доля активных самодеятельных людей в нем сама по себе является важным условием стабильности и солидарности. Однако если в такой среде начинает действовать фактор, расщепляющий общество и способствующий возникновению противостояния между группами населения, перспективы общественного развития неблагоприятны. Всего хуже, что таким фактором сейчас выступает институт власти. Разрушающее действие его направлено не только на общественную солидарность, он подавляет и развитие института местного самоуправления. Возникает, таким образом, ситуация, когда отходничество как новый социальный феномен, сформировавшийся для решения задач непосредственного жизнеобеспечения, в условиях вполне рутинных действий социального государства, по природе своей ориентированного на поддержку пассивной части общества, может стать питательной средой для нарастания социальной напряженности и взрастить ростки новых отношений, раскалывающих традиционную стабильность провинциального общества. Благодарности Наши эмпирические исследования современного отходничества финансировались из трех источников. Анализ нарушений в системе взаимосвязей институтов местного общества и власти». Значительную работу по сбору полевого материала в 2009—2012 годах осуществила под моим руководством группа молодых исследователей — Я. Заусаева, Н.

Жидкевич и А. Помимо этих основных исследователей в работе по сбору материалов эпизодически принимали участие еще 14 человек, аспиранты и студенты факультета государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ. Я с большим удовольствием выражаю благодарность всем участникам исследования. Нередко используются термины, сложившиеся в публичной среде. Таковы, например, «гастарбайтеры», «челноки», «шабашники», «вербованные», «вахтовики», «бичи» и, наконец, «отходники». Устанавливаемые самими социологами термины корявее, беднее по содержанию «маятниковые мигранты», например. Интересные замечания относительно формирования в СССР и современной России некоторых видов экономической активности, связанных с трудовой миграцией, приведены в статье: Шварцбурд Ц. Достаточно концептуальные описания трансграничной миграции и отходничества как отдельного вида трудовой миграции приведены, например, в работе: Дятлов В. Более того, в Костромской области мы обнаружили, что эти люди не только знают исходное значение термина «отходничество» — в отличие от большинства социологов и экономистов, — но и помнят, что отходниками были их деды и прадеды. История одного города.

Оправдательные документы. Да и по природе своей эти ныне трансграничные, а по сути внутристрановые трудовые миграции родственны. При отходничестве крестьянин становился на время наемным рабочим... Наибольшего развития получило в Центральном промышленном районе, приуральских и северных губерниях ввиду неблагоприятных условий для сельского хозяйства в этих районах и наличия возможностей для внеземледельческих заработков. Из деревень Московской, Ярославской, Костромской, Владимирской губерний в 50-х гг. XVIII в. В 1-й половине XIX в. Однако такие оценки даже для начала XIX века занижены. Отход крестьянства Костромской губернии на заработки. Кострома: Издание Костромского губстатотдела, 1927.

Замосковский край в XVII веке. Отхожие промыслы Чухломского уезда. Чухлома, 1926. История русского народного хозяйства. Ростовский уезд Краткий краеведческий очерк. Ростов-Ярославский, 1926. Питерщики-галичане Этнографический очерк. Галич, 1928. В 2-х томах. Том 1.

Глава VII. Главные социальные организации крестьянства, городского сословия и дворянства: генезис личности и индивидуализма. Лекция Михаила Давыдова 8 февраля 2010 г. Лекция Михаила Давыдова 8 февраля 2010 в клубе Bilingua. Кострома: Губернская типография, 1913 , ежегодно получало едва ли не на полпорядка-порядок большее число людей. Ледина Кологривского уезда ныне Мантуровский район Костромской области , озаглавленную «Воспоминания Волокоскина» и хранящуюся у директора местного краеведческого музея С. Топорова, который любезно передал мне копию ее; автор описывает работу и быт отходников в конце XIX века; как он еще мальчиком отправлялся зимой вместе с отцом и братом в отход по дальним деревням шить шубы. Кострома, 1914. Альтернативы жилищной стратегии России. Вологодская область: Никольск и Никольский район.

Уменьшение числа крестьян, обрабатывающих землю, вынудило правительство принять ограничения. Для того чтобы получить внутренней документ, разрешающий передвижение по стране, крестьянин должен был состоять в сельской общине, право отхода с земли откупалось у помещика уплатой оброка. Но контролирующие меры принесли лишь частичный результат. К примеру, после законодательных нововведений в 1901 году в Любимский район Ярославской губернии из 12715 человек отходников в деревню вернулось лишь 849 крестьян. Расслоение общества в среде отходников Экономический подъем Российского государства во второй половине XIX века запустил процесс имущественного расслоения всех социальных слоев населения. Наиболее богатые отходники — это собственники недвижимости, гостиниц и ресторанов, магазинов и оптовых складов. Наконец, около четверти от общего числа данной категории населения составляли наемные работники с земельными наделами. Такие крестьяне совмещали сезонные заработки с обработкой собственных земельных участков. Новая жизнь Вести о возможном заработке приносили в деревню отходники.

Это событие являлось значимым в жизни каждого села. Возвращаясь в родную деревню из далеких городов, крестьяне-отходники меняли и свою жизнь, и жизнь своей семьи. Уклад сельской жизни менялся, устройство собственного дома было более современным. Влияние города ломало привычные устои села.

Невозможна была не только массовая самозанятость населения, но и массовые же сезонные перемещения людей по стране. Кустарный же характер промыслов уступил место индустриальному производству «товаров народного потребления», что уничтожило саму почву для отходничества. Формы трудовой миграции, возможные в советские годы, как, например, вахта и оргнабор «вербовка» и «вербованные» , распределение после института и свободное поселение после отсидки в лагерях и зонах «химия» , а также экзотические формы, как «шабашка» и «бичевание» — все они не имели указанных выше признаков отходничества и не могли быть поставлены хоть в какую-то логическую связь с такой формой трудовой миграции. Напротив, в годы системного кризиса, когда экономика страны слишком быстро «перестраивалась» под «новые экономические уклады», стали развиваться и новые формы трудовой миграции.

Произошла реновация отходничества как одной из самых эффективных, а теперь и самой массовой модели жизнеобеспечения. Условием же такого массового возрождения отходничества выступила нынче иная, чем прежде, форма «закрепощения» населения — теперь «квартирная крепость», отсутствие массового арендного жилья и доступной ипотеки, препятствующие семьям смену места жительства. Что оно собой представляет? Представим абрис феномена, основываясь на результатах наших полевых исследований отходничества в 2009-2012 годах. Наши основные полевые исследования проводились в 2011 и 2012 годах при финансовой поддержке благотворительного фонда «Хамовники». Но эпизодические исследования отходничества велись нами и в 2009-2010 гг. Таким образом, в течение четырёх последних лет группа молодых исследователей под моим руководством осуществляли систематический сбор материалов, имеющих отношение к современному отходничеству. Одновременно со сбором материалов отрабатывалась и методология исследования отходничества.

В силу особенностей объекта мы не могли с пользой для дела применить рутинные социологические методики, основывающиеся на формальных анкетных опросах и количественных методах описания явления. Акцент был сделан на качественные методы, на проведение наблюдений непосредственно в малых городах, где проживают отходники, и на интервью с ними, с членами их семей и соседями. Многие дополнительные материалы, как-то статистические и отчётные данные местных властей, архивные источники имели второстепенное значение. Приводимые ниже общие сведения о нынешнем российском отходничестве и об отходниках базируются именно на интервью и непосредственных наблюдениях в двух десятках малых городов европейской части России и некоторых сибирских районах. Первый характеризовал собственно возникновение и нарастание массового отхода в малых городах европейской части страны, второй этап — перемещением источников отхода на восток страны и «вглубь района», из малого города в деревни. Важнейшей особенностью первого этапа было быстрое возобновление восстановление отходничества в малых городах преимущественно в тех же областях, что и в имперские времена. Это процесс в середине 90-х был инициирован преимущественным действием двух факторов. Первый — это полное отсутствие рынка труда именно в малых городах вследствие «схлопывания» всякого производства в них, остановка и банкротство крупных и малых государственных предприятий в начале 90-х годов.

Внезапное отсутствием работы и, соответственно, средств к жизни сразу у многих семей в таких городах усугублялось неразвитостью или даже полным отсутствием здесь подсобного хозяйства, которое в то время позволяло сельским семьям много легче пережить развал колхозов и совхозов. В те годы я бывал в посёлках, где мне рассказывали про случаи голодных смертей. А тот факт, что в те годы до половины и более всех детей-школьников питались в основном в школе, потому что дома было нечего есть, имел такие широкие масштабы именно в малых городах и посёлках, что даже не рассматривался как общественная катастрофа. Именно это безысходное положение городских семей, оставшихся без работы и не имеющих хозяйства, заставило людей спешно искать новые источники жизнеобеспечения, среди которых отхожий промысел с каждым годом — по мере развития рынка труда в областных и столичных городах — становился всё более массовым источником. Но если этот первый фактор явился движущей силой отхода, то второй — невозможность семье переселиться ближе к месту работы в силу общеизвестных особенностей нашей жилищной системы несмотря на, а скорее даже благодаря весьма условной приватизации жилья — явился как раз фактором, определившим специфику трудовой миграции в форме отходничества.

Отходничество в россии - фотоподборка

Отходники или вахтовики? ОТХОДНИК, отходника, муж. 1. Крестьянин, уходящий на сезонные работы в город.
Republic - Кто такие отходники? Новое исследование внутренней трудовой миграции Сами же отходники не допускают мысли о том, что об их существовании кто-то может не знать, настолько привычна и обыденна для них такая жизнь.
Что такое отходничество в истории кратко биржа труда крестьян-отходников на Каланчевской площади в Москве 1861 год – последние новости и актуальные статьи газеты «Солидарность».
Что такое отходник в истории: понятие и значение Значение слова отходник в словарях Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова., Толковый словарь русского языка.
Отходники современной России Отходники в истории – это люди, которые когда-то были частью определенного общества или организации, но позже отказались от своей принадлежности и стали противниками этого общества или организации.

Отходники XXI века: чем живут и как зарабатывают москвичи, которые трудятся вдали от дома

Неизвестные мастера-ремесленники шли в города вместе со своим незатейливым инструментом и создавали в старинных городах замечательные шедевры каменного и деревянного зодчества. Расширение границ Российского государства требовало постоянного укрепления кордонов и возведения новых городов и укрепленных пунктов. Такие работы требовали постоянного притока рабочей силы, который могли дать только крестьяне-отходники. Это явление особенно проявилось при строительстве новых городов северо-запада нашей страны, в том числе и новой столицы империи — Санкт-Петербурга. Отходники в XVII-XVIII веке Правовой предпосылкой массового ухода крестьян с мест проживания явился указ 1718 года, который заменил подворное налогообложение подоходным налогом подушной податью. Податными считались все лица мужского пола.

Натуральные поборы сменились финансовыми обязательствами, а выручить какую-либо сумму в родной деревне было довольно сложно. Возможность заработать на местных заводах и фабриках практически отсутствовала — промышленность только начинала развиваться, а основной толчок экономическому развитию давал приток иностранного капитала. Оборудование для российских заводов и фабрик в основном было импортного производства, основными транспортными магистралями служили моря, реки, проверенные торговые дороги, поэтому крупные предприятия возникали поначалу лишь в больших городах. Работа отходников была сезонной и регламентировалась внутренними документами — паспортами. Обычно такой паспорт давался крестьянину на год, но существовали и другие удостоверения, срок действия которых был более коротким.

Обычно ранней весной отходник уходил в город.

Они широко пользовались наймом своих земляков. Сдача участков в аренду крестьянам-огородникам приносила зна чительный доход московским владельцам земли. Если это были помещики они сдавали иногда свою московскую землю в аренду под огороды собст венным крепостным крестьянам. Нередко та кой166 участок арендатор, в свою очередь, сдавал мелкими частями в субаренду односельчанам. Ярославские крестьяне занимались в Москве не только огородни чеством. Нередкими среди них были также профессии разносчика, сидель ца в лавке, парикмахера, портного и особенно трактирщика. Кокорев о Москве сороковых годов прошлого века.

На специализацию в отхожих промыслах целых районов или от дельных селений заметное влияние оказывало их географическое положение. Так, в Рязанской губернии, в близких от Оки селениях, главным отхожим промыслом служило бурлачество. По рекам Оке и Проне занимались также хлебной торговлей. Более зажиточные крестьяне участвовали в поставке хлеба купцам, а крестьяне победнее в качестве мелких поверенных купцов шмыреи скупали небольшие запасы хлеба у мелкопоместны землевладельцев и крестьян. Другие зарабатывали извозным промыслом связанным с хлебной торговлей: доставляли зерно на пристани. Иные работали на пристанях на набивке кулей, нагрузке и выгрузке судов. В степной части Рязанской губернии успешно развивался отхожий промысел шерстобитов. Традиции профессионального умения сложились здесь на основе местного овцеводства.

Шерстобиты отправлялись на Дон, в Ставрополье, в Ростов, Новочеркасск и другие степные места. Больше всего шерстобитов было в селах Дурном, Семенске, Пронских слободах, Печерниках, Троицком, Федоровском и соседних с ним деревнях. Для битья шерсти и валянья бурок уезжали на юг на подводах. Некоторые шерстобиты оставляли родные места на год, но большинство отходничало в степных местах только после уборки хлеба и до следующей весны. В лесистых районах той же Рязанщины преобладали промыслы, связанные с деревом. Однако конкретный вид их зависел уже от местной традиции, создавшей свои приемы, свою школу мастерства. Так, ряд сел Спасского уезда специализировался на бондарном ремесле. Крестьяне занимались им и на месте, и отправлялись по паспортам в южные, виноградарские районы России, где их мастерство пользовалось большим спросом.

Основным центром бондарного промысла в Спасском уезде было село Ижевское. Ижевцы часть материала для изготовления бочек заготовляли дома. Как только вскрывалась река, грузились с этим материалом на большие лодки целыми партиями и отплывали в Казань. В Казани шла основная подготовка бочарных дощечек, после чего рязанские бондари двигались на юг. В Егорьевском уезде Рязанской губернии многие селения специализировались на выделке деревянных берд, гребней и веретен. Бердо принадлежность ткацкого станка, типа гребня. Егорьевцы сбывали берды на сельских рынках Рязанской, Владимирской и Московской губерний. Туда их доставляли скупщики из егорьевских крестьян, которые из поколения в поколение специализировались на этом виде торговли.

В понятиях жителей Дона и Кавказа занятие бердов-щика прочно связывалось с происхождением из егорьевцев. Товар у своих соседей скупщики-бердовщики забирали в кредит и отправлялись на подводах в степные края. На одной подводе вывозили примерно две с половиной тысячи берд, веретен и гребней. В местах вывоза товара, в станицах и других селениях, у егорьевских крестьян были знакомые и даже приятели. Эти отношения нередко передавались по наследству. Южане с нетерпением ждали в определенные сроки далеких гостей — с их товаром, гостинцами и рассказами новостей. Уверенность в приветливом приеме, даровом содержании у знакомых, привольной пастьбе для усталых лошадей — все это подвигало егорьевских крестьян сохранять этот вид отходничества. Возвращались со значительным барышом.

В образе жизни крестьян-отходников в больших городах складывались свои традиции. Этому способствовала определенная спаянность их, 167 связанная с выходом из одних и тех же мест, специализация на данном виде заработков на стороне. Например, некоторые селения Юхновско-го уезда Смоленской губернии регулярно поставляли в Москву водовозов. В Москве приехавшие на промысел смоленские крестьяне объединялись по 10, а то и 30 человек. Совместно нанимали квартиру и хозяйку матку , которая готовила им еду и присматривала за порядком в доме в отсутствие водовозов. Заметим попутно, что обслуживание в прошлом больших городов жителями деревень, приезжавшими туда на время и возвращающимися домой, к своим семьям, напоминает внешне тот самый «челночный» метод работы в сельской местности, о котором помышляют сейчас иные экономисты. Отчасти он и реализуется сейчас не очень-то успешно во временных «откомандированиях» или коллективных выездах горожан в поле. А тогда он шел в обратном направлении.

Большинство населения страны жило в здоровых условиях сельской местности. Часть сельского населения «челночно» обеспечивала рабочей силой промышленность практически все виды промышленности использовали труд отходников и, если использовать современный термин сферу обслуживания: извозчики, водовозы, горничные, няни, приказчики, трактирщики, сапожники, портные и пр. К этому следует добавить, что и из помещиков многие жили и служили в городе временно, затем возвращались в свои имения. Современники по-разному оценивали значение отходничества в крестьянской жизни. Часто отмечали дух самостоятельности, независимости у поработавших на стороне, особенно в больших городах, подчеркивали осведомленность отходников в самых разнообразных вопросах. Например, фольклорист П. Якушкин, немало походивший по деревням, писал в 40-х годах XIX века о Ранненбургском уезде Рязанской губернии: «Народ в уезде более, нежели в других местах, образован, причина чего ясная -многие отсюда ходят на работы в Москву, на Низ то есть в уезды в низовьях Волги. Но многие — в статьях, частной переписке, ответах с мест на программы Географического общества и Этнографического бюро князя Тенишева — выражали беспокойство по поводу урона нравственности, который наносил отход.

Нет сомнения в том, что поездки в новые места, работа в других условиях нередко и жизнь в иной среде — все это расширяло кругозор крестьянина, обогащало его свежими впечатлениями, разнообразными знаниями. Он получал возможность непосредственно увидеть и понять многое в жизни городов или отдаленных и отличных от его родных мест сельских краев. Известное понаслышке становилось реальностью. Развивались географические и социальные понятия, шло общение с обширным кругом лиц, делившихся своими суждениями. Аксаков, проезжая в 1844 году через Тамбовскую губернию, писал своим родителям: «На дороге попался нам ямщик, который бывал в Астрахани и ездил там извозом. Он очень хвалил эту губернию, называя ее народною и веселою, потому что там всяких племен много и летом отовсюду нахлынивают мужики на рыбную ловлю. Я удивляюсь, как русский человек отважно отправляется на дальний промысел в места, совершенно чуждые, а потом возвращается на родину, как будто ни в чем не бывало». Но достаточно очевидна и другая сторона отходничества: оставляемые надолго семьи, холостяцкий образ жизни ушедшего, иногда поверхностное заимствование городской культуры в ущерб традиционным нравственным устоям, привитым воспитанием в деревне.

Аксаков в другом письме из этой же поездки напишет об астраханском отходничестве со слов ямщика соседней губернии: «Кто раз отправился в Астрахань, тот весь переиначивается, забывает все домовое и вступает в артель, состоящую из 50, 100 и более человек. У артели все общее; подступая к городу, она вывешивает свои значки, и купечество спешит отворить им свои ворота; свой язык, свои песни и прибаутки.

Его дом и работа с завидным постоянством то соединяются в пространстве, то вновь расходятся. Отходник не перевозит семью к месту работы. Он вновь и вновь возвращается домой, привозя в семью деньги как залог «достойной» жизни. И это принципиально: отходничество — это не бегство от нищеты, не борьба за кусок хлеба. Худобедно заработать на хлеб можно и в российской глубинке, и в селе. Но именно «худо-бедно».

А отходник хочет большего. Чтобы все было не хуже, чем у людей; чтобы дети получили образование; чтобы в доме был достаток. И ради этого он уезжает на заработки туда, где водятся деньги, — в крупные города, в областные центры, в столицу. Мы ежедневно их видим — охранники в школе, няни на детских площадках, строители срубов в дачных поселках, шоферы на строительных рынках — и ничего про них не знаем. Ведь в отличие от трансграничной трудовой миграции эти люди — наши соотечественники, т. Растворяются среди нас, великодушно давая возможность жителям крупных городов лепить представление о жизни в России по собственному образу и подобию. Так рождается социальный кретинизм. Сами же отходники не допускают мысли о том, что об их существовании кто-то может не знать, настолько привычна и обыденна для них такая жизнь.

Но самое интересное, что об отходничестве не знает не только столичный обыватель, но и власть. Точнее догадывается, что такие люди есть, но сколько их, в каких отраслях они сосредоточены, как живут? Ответов на эти вопросы нет. Да и сами вопросы властью не ставятся, потому что, когда утопающие спасают себя сами, спасателям живется спокойнее и проще. Отходники не участвуют в митингах, так как заняты делом; не претендуют на пенсии и больничные, потому что работают неофициально; не возмущаются низким качеством бюджетных услуг, поскольку сами налогов не платят; не попадают в должники ЖКХ, потому что у них водятся денежки. Цены им нет. А раз нет цены, то нет и интереса к ним. Отходничество — проверенная временем способность населения выживать в нелегких условиях.

В крепостной России крестьян отпускали в отход, чтобы они могли заработать на денежный оброк помещику. И «прибыльному» отходнику вольная стоила существенно дороже, чем земледельцу или ремесленнику. После отмены крепостного права в город людей гнала нужда или, что важно, мотивированность на достаток. Поэтому и дифференцировались масштабы отходничества по губерниям, в зависимости от их плодородия. Черноземы, южные земли кормили щедро, а вот скудность нечерноземья и русского Севера компенсировалась заработками в городах.

Это еще один интересный вопрос. Вот основные сферы их деятельности: транспортные перевозки чаще всего в зимнее время ; промысел на судах весной и осенью ; работа на промышленных предприятиях в основном, текстильной направленности ; строительство; выпас скота. Это основные занятия отходников. Несмотря на существование трудовой миграции, «раскрестьянивание» не приобрело массового характера.

Имущественное положение крестьян практически не менялось. По-прежнему доминирующей группой оставалось крестьянство среднего достатка. Советское время Во время революций начала XX века и Гражданской войны наблюдался распад связей в хозяйственной сфере. Возникший продовольственный кризис побуждал ушедших крестьян возвращаться и заниматься сельским хозяйством. В указанный период отходы практически прекратились. Крестьянская миграция вновь началась с приходом НЭПа. Число отходников века XX растет, но дореволюционного уровня не достигает. Возрождению трудовой миграции в советский период способствует земельное законодательство СССР, предоставлявшее крестьянам расширенные земельные права. Ушедший крестьянин сохранял за собой право на землю на протяжении двух лет.

Если работник возвращался позднее, ему давали надел из «запасов». При отсутствии такового, крестьянин участвовал наравне с другими жителями в переделе земли. Советская трудовая миграция была, в основном, краткосрочной.

Сельские "промышленники" и отходники 19 века.

Сюда по утрам являлись подрядчики и уводили нанятые артели на работу. После полудня навес поступал в распоряжение хитрованцев и барышников: последние скупали все, что попало. А вот уже цитированный нами Ярошко красочно описывает Каховку - главный рынок найма всей Таврии, где прибывшие с севера крестьяне ожидали, пока какой-нибудь немец-управляющий не предложит им работы. Ожидание могло длиться долго... А между тем тысячи людей сплошною массой движутся по всем направлениям, гремит музыка в различных заезжих цирках, слышатся выкрикивания на тысячи ладов всевозможных торговцев... Покрытые пылью с головы до ног, они похожи на каких-то папуасов. Начнут варить кашу, а получается черт знает что. До воды далеко нужно ходить на самый Днепр. Правда, владелец Каховки... А последний... Договоры о приеме на работу заключались как лично, так и артельно - в этом случае заработок также выдавался не персонально, а на артель.

С 1886 года, впрочем, работник должен был получить на руки расчетную книжку, в которой должны были быть указаны размер и порядок выдачи заработной платы, штрафы и прочие условия. Но, как мы помним, многие этим правилом пренебрегали - как и сейчас делают управители многочисленных ГУПов и МУПов, справедливо полагающие, что беспаспортный и бесправный узбекский или киргизский рабочий выгоднее работника, принятого по ТК, - а этому можно даже зарплату при случае не платить. А бывало и так, что, проделав долгий и утомительный путь, рабочий-отходник не мог найти места - и вынужден был возвращаться домой несолоно хлебавши, порой за сотни километров, без гроша в кармане. Тот же Ярошко описывает случай, когда среди украинских крестьян распространились слухи о грядущем строительстве канала через Перекоп. Идея такая действительно одно время обсуждалась в газетах, но позже была заброшена по причине бессмысленности и технической несостоятельности проекта...

Но долговременное снижение норм потребления т.

Следовательно, если расходы на подкормку скота считать сверх указанных 24 пудов, то на одного человека в двухлошадном хозяйстве понадобится чистый сбор зерна 35,5 пудов 4,4 четверти. Рассмотрим возможности сельскохозяйственного производства Европейской России по удовлетворению вышеприведенных потребностей. В Табл. Таблица 1. Уровень сельскохозяйственного производства Европейской России в 80-90-е гг. Как видим, даже в низшую «норму» 3 четверти зерна в год на человека не укладывалась ни одна губерния Центрально-нечерноземного и Восточного регионов.

В Северном районе чистые сборы хлеба на душу населения достигли 3 четвертей только в Псковской губернии 7. В Черноземье из 6 губерний незначительный дефицит 0,2-0,4 четв. В Поволжье из трех губерний дефицит наблюдался в одной - Симбирской 1,2 четв. Лишь в Прибалтийских губерниях Ревельской и Рижской излишки хлеба составляли 2,5-3,0 четв. Средние данные по районам говорят об излишках хлеба в Прибалтике 2,8 четв. Если же считать нормой потребления на душу населения с учетом подкормки скота 4,4 четв.

Наибольший дефицит с хлебом отмечался в ЦЧР 2,5 четв. По данным на 1750-е - начало 1770-х гг. В год на едока приходился 21 пуд. Дифференциация по формам ренты была следующей: в барщинных владениях на едока приходился излишек в 2,6 пуда, в оброчных - недостаток в 3,9 пуда. По регионам положительный хлебный баланс если считать «нормой» 3 четверти на едока имело только крестьянство Черноземья и вся зажиточная верхушка крепостной деревни 8. Таким образом, очевидно, что ситуацию в южных черноземных и поволжских губерниях спасали лишь периодические высокие урожаи, а регионы центра, севера и востока Европейской России в целом при средних урожаях - сам-2-3 были не в состоянии обеспечить себя зерном даже на питание крестьянина и корм скота.

Подобный уровень развития сельского хозяйства являлся типичным для указанных территорий и мог быть существенно изменен только с помощью агротехнических нововведений. Однако их внедрение было крайне медленным 9. Подчеркнем, что доля товарного зерна т. Яцунского и И. Ковальченко, в начале XIX в. Следовательно, единственным средством, способным обеспечить выживание крестьянина в малоплодородных районах Европейской России как в конце XVIII в.

Однако законодательные ограничения в сфере крестьянской промышленности и торговли вплоть до 2-й половины XVIII столетия мешали развитию этого направления экономики. Подъем в данной области был вызван изменением политики правительства с начала 60-х гг. Основой нового курса стали принципы свободы предпринимательства в торговле и промышленности, постепенно отменялись монополии и привилегии, что было вызвано потребностями дальнейшего развития страны и фискальными интересами казны". Важным фактором, оказавшим влияние на распространение промыслов и крестьянского отхода в нечерноземных губерниях, были неурожаи 60-х гг. Во многих хозяйствах этого региона отмечается сокращение запашки, происходит массовый перевод вотчин на оброк. Характерным явлением для 2-й половины столетия становится увеличение оброка, а натуральные повинности пересчитываются на деньги 11.

Землевладельцы, стремясь повысить прибыльность крепостного труда и получить максимально высокие оброчные платежи, были также заинтересованы в доходах от крестьянских промыслов. Подчеркнем, что меры жесткого помещичьего контроля и регламентации деятельности крестьян здесь сочетались с покровительством и поощрением их инициативы в области сельскохозяйственного и промышленного производства, ремесла и торговли. Среди основных видов патронажной деятельности помещиков по отношению к крестьянам-отходникам можно выделить следующие 12. Так, в частности, использовались провоз крестьянских товаров под видом помещичьих, выдача льготных подорожных квитанций и свидетельств, расширявших права крестьян на оптовую и розничную торговлю. Землевладельцы открывали в собственных имениях ярмарки и торжки, регистрировали на свое имя крестьянские предприятия, крупные откупа и подряды, выдавали крестьянам денежные ссуды, предоставляли отходникам жилые и хозяйственные помещения в городах. Влиятельные помещики использовали личные связи для разрешения судебных тяжб своих торгующих крестьян.

Уделялось внимание исследованию конъюнктуры рынка: составлялись перечни специальностей, приносивших высокую прибыль в Санкт-Петербурге и Москве, производился поиск наиболее доходной работы для своих крестьян, выяснялись столичные рыночные цены и спрос на промысловые изделия. Встречается и прямое принуждение крестьянства к промысловой деятельности в период, свободный от полевых работ. Так, в инструкции кн. Щербатова содержится следующее требование: «Понеже крестьянин, живши дома, большой себе прибыли получить не может и для того не токмо отпускать, но и принуждать их ходить в работы, и всегда, когда крестьяне потребуют паспортов, прикащику им немедленно давать». В «наказе» А. Болотова основой помещичьего хозяйства была барщинная система.

Однако «в случае неимения работы» крестьян следовало «отпускать... Крестьянский отход четко увязывался с необходимостью выплаты крестьянами подушной подати, которая являлась денежным, а не натуральным налогом «Сие отпускание в работу не только за- тяглых, но и тягловых нужно в осеннее и зимнее время для вырабатывания подушних денег». Румянцева для его нижегородской вотчины 1751,1777 гг. Щербатова по ярославской вотчине, 1758 г. Нарышкина по крапивенской вотчине, 1775 г. Второй стороной взаимоотношений помещика и крестьянина- отходника, как уже указывалось выше, была детальная регламентация жизни и предпринимательской деятельности крепостного 14.

Крестьяне могли уйти из деревни лишь с позволения вотчинных властей, что подтверждалось выдачей «письменных отпусков» и печатных паспортов. Обычно отход разрешался только зимой после завершения сельскохозяйственных работ, а в крупных торгово-промысловых селениях-на один-два года. Помещики определяли сроки, число отходников, уход крестьян разрешался только при отсутствии недоимок и наличии поручителей обычно в этом качестве выступали ближайшие родственники - отец, брат, тесть, зять; реже - односельчане , которые отвечали по государственным и владельческим повинностям отходников. Устанавливались наказания за несвоевременное возвращение отходников в вотчину. Не позволялся наем беспаспортных и беглых работников из других имений хотя встречались многочисленные случаи нарушений. Иногда привлечение любого стороннего наемного труда запрещалось вовсе.

Помещик регламентировал денежно-кредитные отношения в деревне, ограничивал арендные операции с землей внутри общины и на стороне. Практиковались запреты на торговлю крестьянским имуществом, хлебом и скотом без разрешения приказчика. Это было вызвано опасением снижения платежеспособности крестьян, их разорения и усиления социальной вражды в общине. Помещики также боялись конкуренции со стороны собственных крепостных, в связи с чем для крестьян вводились запреты на торговлю отдельными видами продукции. Для Центрального Черноземья сравнительно с Нечерноземным регионом свойственны более существенные ограничения в сфере крестьянского отхода, поскольку барщинное земледелие на Юге России приносило значительную прибыль. Все перечисленные меры взаимно дополняли друг друга и варьировались в зависимости от региона и особенностей хозяйственной ситуации в той или иной вотчине.

В целом нет оснований говорить о «противоречивом характере» отношений помещика к крестьянским промыслам, поскольку как поощрение, так и регламентация служили единой цели - максимальному увеличению доходов от использования крепостного труда. Уровень развития промыслов и крестьянского отхода в различных регионах страны был обратно пропорционален степени рентабельности аграрного сектора. Наиболее явственно зависимость крестьянства от доходов в неземледельческой сфере проявлялась в Нечерноземье. Так, по данным М. Прохорова на 1760-1770-е гг. Но в долевом отношении к численности той или иной группы крестьян на первом месте находились монастырские.

Основной причиной этого было не «тормозящее влияние крепостнической системы на отход в помещичьей деревне» как считает М. Прохоров , а секуляризация церковных имений, сопровождавшаяся ликвидацией барщины и переводом экономических крестьян на оброк 15. По отдельным губерниям есть следующие данные об интенсивности отхода. В Московской губернии в 1799-1803 гг. По данным «Описания Костромского наместничества» 1792 г. В Калужской провинции в 60-хгг.

XVIII века, по сведениям сенатской анкеты, опубликованной в «Трудах Вольного экономического общества», на заработки уходил каждый третий работник. В отдельных уездах Нижегородской губернии в 80-90-е гг. В конце столетия в Тамбовской губернии весной на судовой промысел Моршанская пристань направлялось до 25 тыс. В ЦЧР распространяется наем на сельскохозяйственные работы сенокос, уборка зерновых и выпас скота. Чаще отходники направлялись в крупные города, преимущественно в Москву и Санкт-Петербург. Ежегодно в 1760-70-х гг.

Однако «капиталистического расслоения» и «раскрестьянивания» как сколько-нибудь массового явления здесь в дореформенный период не было. Динамика неравенства среди промыслово-земледельческого и торгово-земледельческого крестьянства прослеживается более явственно. Однако имущественное положение земледельческого крестьянства в своей основной массе изменилось незначительно. На протяжении указанного отрезка времени среди помещичьих крестьян в целом продолжала доминировать группа со средним достатком 19. Крайне важным является вопрос о роли промысловых доходов в крестьянском хозяйстве. Однако прямых данных, свидетельствующих об этом, практически нет.

Интересные расчеты структуры «крестьянского бюджета» были опубликованы в 1966 г. Ковальченко и Л. Миловым 20. Обобщенная информация о доходах и повинностях оброчных помещичьих крестьян, содержащаяся в этой работе, представлена в Табл. Таблица 2. Приведенные здесь данные имеют ряд особенностей.

Во-первых, доходы от земледелия можно считать доходами лишь условно. Это оценка стоимости средних урожаев по губернским рыночным ценам. В середине XIX в. Чистые сборы в Московской губернии составляли 1,39 четв. В Московской и Тверской губерниях хлеба не хватало даже на продовольственные и хозяйственные нужды, а возможность заплатить подушную подать и оброк здесь полностью зависела от промысловых доходов крестьянина. Во-вторых, доходы от промыслов, указанные в таблице, необходимо считать заниженными.

Это следует из того, что размах промысловой деятельности оценивался авторами исходя из количества выданных билетов и паспортов, т. Таким образом, в расчетах из-за отсутствия необходимых данных не отражены доходы от промысловых занятий крестьян на местах. В частности, широко как женский промысел в зимнее время было распространено прядение и ткачество льна, пеньки и шерсти 23. Хотя, видимо, учет этих факторов не особенно значительно изменит общие тенденции формирования «крестьянского бюджета». За последующие полвека наблюдается тенденция роста зависимости крепостного хозяйства от неземледельческой сферы. Крайне важно то, что во всех четырех губерниях темпы роста земледельческих доходов сильно отставали от аналогичных показателей в сфере промыслов.

С последними сопоставимы только темпы роста повинностей. Конечно, резервы увеличения доходности земледелия были исчерпаны не везде, но при тогдашнем уровне агротехники они были незначительны. Дальнейшее усиление эксплуатации помещичьих оброчных крестьян Нечерноземья в 1-й половине XIX в. В тех регионах, где земледелие приносило помещикам хотя бы незначительную прибыль, продолжал развиваться барщинный тип хозяйства по некоторым оценкам, барщинная эксплуатация была вдвое производительнее, чем оброчная 25. К середине XIX в. Здесь хлебопашество имело в первую очередь потребительский характер и именно поэтому было распространено практически во всех уездах даже при неблагоприятных климатических и почвенных условиях.

Доля товарного хлеба была весьма низкой. Интенсификация сельскохозяйственного труда требовала существенных финансовых затрат. Напротив, доходы крестьянина в неземледельческой сфере становились для помещика наиболее доступным источником повышения рентабельности крепостного хозяйства. Необходимо также согласиться с выводом И. Ковальченко, что ослабления личной зависимости крестьянина от помещика в силу развития промыслов и отхода не произошло 27. Более того, эксплуатация усиливалась, что следует из данных о росте оброка и повинностей в целом см.

Можно привести и обобщающие подсчеты Б. Таким образом, в неземледельческой сфере помещиками был найден дополнительный способ извлечения прибыли из крепостного труда. И, с этой точки зрения, рост отхода и промысловой деятельности крестьянства в данный период - показатель жизнеспособности крепостнических отношений в стране. В условиях малой доходности земледелия в пределах исторического центра Российского государства, постоянного снижения плодородия почв и роста перенаселенности отходническая деятельность крестьянина фактически финансировала крепостнический тип хозяйства, делая его более прибыльным. Способность существующей в стране социально-экономической системы усваивать и использовать для своего укрепления качественно новые явления, одновременно изменяя их внутреннюю сущность, была особенностью российского общества. XVIII век оставил немало подобных примеров.

Так, вызванный военными нуждами рост мануфактурной промышленности в первой четверти столетия привел не к развитию капитализма, но к консервации крепостнических отношений и их распространению на новую сферу экономики. В результате созданная «сословная система» была встроена в социальную структуру империи, но уже не могла выполнять тех прогрессивных функций, которые были свойственны ее западноевропейским аналогам 29. Несомненно, что рост рынка рабочей силы, расширение доли вольнонаемного труда способствовали постепенному формированию капиталистического уклада в промышленности.

В 1932 году была введена паспортная система, которая ограничила миграцию трудового населения из сельской местности в города. После войны отходничество было заменено организованными формами оттока трудовых ресурсов из сельского хозяйства в промышленные сферы, строительство и транспорт. Итак, мы рассмотрели, кто такие отходники в истории. Это трудовые мигранты, покидающие свои семьи и родные места ради заработков в других районах.

Отходники - сезонные работники преим. Среди них преобладали выходцы из Ярославской, Тверской, Новгородской, С. Так, О. С развитием торговли и промышленности число О. С целью облегчения условий существования в чужом городе О. К нач. В 1920-30-х гг.

С завершением коллективизации колхозники лишились возможности заниматься отхожими промыслами, а на смену О. Примечания Лит. Этнический состав и этносоциальная структура населения Петербурга, вторая половина XIX - нач. Wikimedia Foundation. Смотреть что такое "Отходники" в других словарях: Отходники сезонные работники преимущественно крестьяне , приходившие на заработки в Санкт Петербург, из за чего в народе назывались «питерщиками». Значительную часть заработка отходники отправляли родным в деревню, а скопив денег,… … Википедия - Zambia Республика Замбия Republic of Zambia , государство в Центральной Африке, расположенное в глубине материка, более чем в 1000 км от побережий Атлантического и Индийского океанов. Входит в состав британского Содружества.

Гъумук Страна РоссияРоссия … Википедия Село Кумух Гъумучи Страна РоссияРоссия … Википедия Отхожий промысел временная, чаще всего сезонная работа крестьян вне места постоянного жительства, когда нужно «отходить», уходить из села или деревни. Людей, уходивших на заработки называли «отходниками». Общие сведения К. Граничит на С. Входит в британское Содружество. Появилось в период позднего феодализма в связи с усилением феодальной эксплуатации и повышением роли денежного Оброк а. Играло значит, роль в период становления капитализма.

При О. Возникшее примерно в 17 в. Наибольшего развития получило в Центральном промышленном районе, приуральских и северных губерниях ввиду неблагоприятных условий для сельского хозяйства в этих районах и наличия возможностей для внеземледельческих заработков. Из деревень Московской, Ярославской, Костромской, Владимирской губерний в 50-х гг. В 1-й половине 19 в. Крестьянская реформа 1861 вызвала резкое увеличение О.

Мао Цзэдун обосновывал политику Большого скачка при помощи марксистской теории производительных сил, однако его... Фермер англ.

Также существуют фермеры, занимающиеся лесным хозяйством, в том числе и в России. Индустриализация в Российской империи — процесс создания промышленности в Российской Империи, в результате которого в аграрной экономике страны развился индустриальный сектор, позволивший повысить производительность труда и частично обеспечить национальную экономику необходимыми промышленными изделиями. Городское сельское хозяйство также городское фермерство или городское садоводство, англ. Городское сельское хозяйство может также включать животноводство, аквакультуру, агролесоводство, городское пчеловодство и растениеводство. Эти виды сельского хозяйства могут также происходить в пригородных районах, а сельское хозяйство в этих районах более разнообразно. Великий голод в Ирландии ирл. Great Famine, известен также как Ирландский картофельный голод произошёл в Ирландии в 1845—1849 годы. Голод спровоцирован эпифитотией фитофтороза — массовым заражением картофельных посевов на острове патогенным оомицетом Phytophthora infestans.

Китайцы Сибири — этническая группа в населении Российской Федерации, проживающая на территории Сибири и Дальнего Востока. Засухи, неурожаи и голод на территории современной России, как и в других странах, часто случались в прошлом. Картофельная революция нем. Kartoffelrevolution — беспорядки в Берлине в апреле 1847 года. Их причиной послужило плачевное положение большой части городского населения. Поводом для начала волнений стал резкий рост цен на продовольственные товары в результате предшествующего неурожая. Волнения закончились спустя три дня после применения военной силы. События в Берлине в апреле 1847 года рассматриваются в исторической науке как предвестие Мартовской революции 1848 года.

Продолжает существовать и в настоящее время, хоть и в изменённом виде и не во всех слоях общества. Скрытая безработица — вид безработицы, который характеризуется фактическим отсутствием занятости при формальном сохранении трудовых отношений с работодателем. Данный вид безработицы обычно получает распространение в кризисные периоды государственной экономики, когда рабочая сила практически не используется, но и формально не увольняется. Также скрытыми безработными называют людей, не занятых в трудовых отношениях и желающих найти работу, но официально не числящихся безработными. Начало продразвёрстки было положено правительством Российской Империи в ноябре декабре 1916 года и продолжено Временным в виде «хлебной монополии» , а затем и Советским правительством. Вахтовый метод — это особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания. В Российской империи было известно как отходничество.

Крестьяне-отходники - это определение, история и интересные факты

биржа труда крестьян-отходников на Каланчевской площади в Москве 1861 год – последние новости и актуальные статьи газеты «Солидарность». Сами же отходники не допускают мысли о том, что об их существовании кто-то может не знать, настолько привычна и обыденна для них такая жизнь. Главная» Вопросы и ответы» Кто такие отходники.

Отходники современной России

рег. тот, кто занимается ассенизацией — системой мероприятий по удалению и обезвреживанию нечистот, по улучшению санитарно-гигиенических условий какой-либо местности; ассенизатор Отсутствует пример употребления (см. рекомендации). В реальности отходники зарабатывают в два раза больше желаемого заработка и в 3-4 раза больше, чем могли бы получить на месте своего проживания, выяснили исследователи. Кто такие современные отходники, в каких сферах работают и есть ли угроза для государства в росте их количества? Отношения отходников с крестьянским «миром» зависели, прежде всего, от исполнения ими фискальных обязательств перед общиной. Кто такие крестьяне отходники. Отходники при Петре 1 это.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий