Новости почему сжигали чучело на масленицу

И даже если кто-то несознательный предложит ради сохранения традиции успокоить детей и подвезти к месту предполагаемого сжигания чучела огнетушители, его, скорее всего, не послушают.

Почему на Масленицу в России принято сжигать чучело и есть блины

Чучело Масленицы «спаслось» от сожжения, попав в музейную экспозицию (Российский этнографический музей). Однако стоит пояснить, зачем на Масленицу сжигают чучело. Сегодня расскажем кратко историю праздника Масленица, узнаем, почему принято есть блины и что символизирует чучело, которое сжигают в последний день празднования.

Масленица 2024: чучела, блины, отношение церкви

Другая традиция на Масленицу – сжигание чучела. Зачем сжигают масленицу сейчас — вопрос совершенно иного порядка, поскольку у современного ритуала нет абсолютно никакого религиозного подтекста. Зачем в кульминации сжигают чучело, рассказал «МК в Питере» религиовед Евгений Васильев.

Масленница - не по-христиански: можно ли православным жечь чучело

Вот только одновременно продолжаем в эту сказку верить, постоянно пребывая в рутинном постоянстве, своеобразном дне сурка, из которого хочется выбраться хоть как-нибудь. Хоть чучело сжечь, и то разнообразие, и то отличие от обычных офисных или кухонных будней. С другой стороны, в нас жива тоска по старому, по традиционному и навеки ушедшему, но так и неоплаканному и не похороненному в муках скончавшемуся прошлому. Но только при чём здесь Масленица? Масленица в школе: рассказать, а не показать Евгения Андреева, психолог, Научный сотрудник Института Психолого-Педагогических проблем детства РАО: За каждой традицией обычно изначально стоит какое-то символическое значение.

Сжигание чучела на Масленицу — древний обряд, который символизировал воскрешение новой жизни через смерть, разрушение чего-то старого. В настоящее время это действие имеет развлекательное значение. Далеко не во всех семьях детям объясняется его суть, да и не все взрослые о ней знают. Но при этом сжигание Масленицы — все-таки языческий обряд.

Однако если говорить о школе, то в одном классе могут учиться как неверующие, так дети из христианских, мусульманских, иудейских семей. И если в школе во время празднования Масленицы сжигают чучело, то и у родителей разных детей может быть различное отношение к подобным акциям. Да и сами дети могут реагировать по-разному, в частности, эта реакция зависит от тех ценностей и отношения, которое существует в семье. Таким образом, важно иметь в виду, что для разных детей эта традиция может быть наполнена разными эмоциями и смыслом.

Дети отличаются, в том числе, по темпераменту, своему психологическому настрою, чувствительности, и их реакция на обряд сжигания может быть также разной, причём более острой, чем на празднование Нового года или 8 марта. В некоторых семьях игрушкам приписывают какие-то чувства, что ей может быть больно, да и сам ребенок, в силу своего внутреннего восприятия, может так думать, и в этом случае сжигание чучела, которое все-таки напоминает куклу-девочку, может стать для него переживанием. В какой-то степени кукла-чучело может восприниматься ребенком как модель человека. А у детей есть способность идентифицировать себя с какими-то персонажами, ощущать те или иные ситуации через призмы чего-то личного.

Поэтому если ребенок будет реагировать как-то особенно эмоционально, может быть, расстроится или испугается, важно поговорить с ним, разобраться, что именно вызвало у него такие чувства, подумать, что происходит в его жизни в настоящий момент. Вспомните, в книге и в фильме «Чучело» Ленка Бессольцева, увидев, что сжигают чучело, одетое в ее платье, бросилась в огонь — тушить, ей казалось, что хотят сжечь именно ее. И даже не в такой конкретной ситуации, как сжигание абстрактной Масленицы, ребенок может каким-то образом идентифицировать себя с происходящим. Если преподаватель решает все-таки участвовать с детьми в этом обряде, важно, во-первых, рассказать о символическом значении этой традиции, предложить детям участвовать в нем добровольно, спросить, есть ли у них какие-то опасения или вопросы.

Ориентируясь на реакцию детей, на то, есть ли у них интерес или больше опасений, можно уже принять решение, проводить ли этот обряд или, может, стоит ограничиться рассказами о том, как праздновали масленицу в древние времена. Психологический вред ничтожен по сравнению с духовным… Протоиерей Максим Первозванский: Протоиерей Максим Первозванский. Фото Юлии Маковейчук Мне странно слышать, когда сжигание Масленицы приравнивают, скажем, к традиции поедания блинов. В том, как мы едим блины, нет никакого языческого обряда.

Ведь мы печем их не потому что это — символ солнца, а потому что это хорошая благочестивая русская традиция, вполне соответствующая Масленой неделе. А сжигание чучела Масленицы — это совершенно конкретный ритуал, в котором никакого утилитарного смысла, вроде того, что можно наесться перед постом, нет, а есть только языческие корни. Поэтому я категорически против того, чтобы христиане участвовали в этом языческом обряде. Как не называй его — «Проводы зимы», «Сжигание зимы», — все равно это будет языческий обряд.

Я обычно не отказываюсь, когда меня приглашают на Масленичные гуляния, только узнав, что там Масленицу сжигать не планируют. Понятно, что психологически языческие обряды оказывают вред ребенку.

Чучело было олицетворением «ветхого человека», который подлежал уничтожению. Но в абсолютном большинстве случаев, чтобы сжечь «ветхое», не требовалось делать чучела: в Новгородской губернии, например, пучок соломы на шесте и есть Масленица, которую жгут. Часто Масленицей называли просто груду мусора: детям отдавали старые веники-голяки, лапти — они сваливали это в кучу, а в прощёный день всё сжигалось. Иногда делались маленькие чучела-куклы для домашнего хранения до следующего года. Стоит ли считать эту традицию языческой, тоже неочевидно.

Скажем, в Греции делают куколку, удивительно похожую на нашу масленичную, которая носит название «Госпожа Пост», и хранят её до конца поста. Наконец, блины. Традиционная русская Масленица предполагала употребление блинов из гречневой муки: скажем, известный публицист и издатель XVIII века Новиков посылает своим домашним гречневую муку с соответствующей припиской как раз к празднику. Такие блины, во-первых, имеют сероватый цвет, во-вторых, не жарились, а пеклись в русской печи, так как они толстые и небольшие, как лепешки: их невозможно переворачивать. Разумеется, гречневые блины совсем не похожи на солнце и вся символика блин—солнце—Масленица в связи с вышесказанным не выдерживает критики. Наконец, даже гречневые блины не были самым важным угощением на Масленицу. Дело в том, что блины в XIX веке — это русский фаст-фуд, фигуры блинщиков встречаются на масленичных гуляниях ничуть не чаще, чем на любой ярмарке.

Символом Масленицы были такие позабытые сегодня угощения, как сдобные орешки, сдобная пряженая выпечка наподобие «хвороста» , перепечи и тому подобное. Неудивительно, что ни Домострой, ни «Книга яств во весь год в стол подаваемых» не упоминают блины в качестве традиционного масленичного кушанья, зато те же орешки, хворост и творожная смесь там перечислены. Масленица в Измайловском Кремле. Его легче готовить, что в советское время имело решающее значение. Кроме того, он хорошо вписывался в общую «солярную» идею. Её открытие принадлежит не советам, а тому же Афанасьеву, который вдруг сообщает, что блин на Руси — символ солнца без ссылок, заметим. Потом Куприн в своем популярном романе «Юнкера», опубликованном в 1933 году, пишет о «солнечном» значении блина.

И вот уже академик Рыбаков провозглашает: «Давно уже известно, что блин — символ солнца». При этом на картинке рядом изображаются светлые пшеничные немецкие блины. Русские же блины — всегда тёмные. И если уж с чем-то их и связывать, то нельзя не отметить, что появляются они в первую очередь как поминальная еда в первую Вселенскую родительскую субботу как раз накануне Масленицы. Наконец, последнее. Народы, которые приняли христианство от русских, — те же карелы, вепсы, сету, — заимствовали вместе с ним и Масленицу в череде других церковных празднеств. При этом они сохраняли родной язык при совершении религиозных обрядов и служб, а вот название «Масленица» заимствовали без перевода из русского.

И что же они говорят о масленичных кострах этнографам? И жгли их вовсе не для того, чтобы открыть дорогу «весёлой беспечной весне», как может показаться, исходя из идеологии праздника образца 1958 года. Логика была совсем обратная: горка — признак безделья, отсутствия работы. Накануне Масленицы хозяйки день и ночь трудились, чтобы потом кататься и веселиться, не принимаясь за труды до первого дня поста. И горки разрушались, сжигались как раз в последний день Масленицы, в Прощёное воскресенье, чтобы показать: время безделья прошло, пора приступать к посту — времени особого христианского сосредоточения и усиленного труда. Противоположность двух мотивов «сжигания» предметов — на русскую и советскую Масленицу — красноречиво говорит и о колоссальной разнице между двумя традициями.

Именно поэтому само чучело изготавливалось по образу и подобию человека. К тому же, масленицу обожали обряжать в разнообразные женские платья, ассоциируя ее с уходящей зимой. По каким же конкретным причинам происходило сжигание чучела в древности? Сожжение чучела масленицы действительно было ритуалом важным и смысловым, но лишь в древности. Сейчас к нему относятся с уважением, но не более. Люди больше не верят в необходимость ритуального жертвоприношения ради увеличения будущих урожаев, превратив сожжение масленицы в увеселительную забаву, напрямую означающую начало Великого поста. Впервые о данной традиции упоминается еще в первых письменных источниках, касающихся древнерусского государства. Тогда праздник длился не 7, а целых 14 дней, и порой за это время происходило сразу несколько ритуальных поджогов соломенного чучела. Для древних славян было важно не только предать образ масленицы огню, но еще и провести ритуальное захоронение пепла. Считалось, что пепел обязательно стоит зарыть в землю, поскольку это повышало урожайность полей и означало окончательный приход весны. Сейчас подобное захоронение пепла практически нигде не происходит. Особенности создания масленичного чучела Один из самых популярных вопросов, возникающих в преддверии праздника, — о том, зачем жгут чучело на масленицу. Особенности религиозного и языческого подтекста подобного сожжения уже были описаны выше, теперь осталось узнать, какие же существовали нюансы создания самого чучела. Данный символ торжества всегда создавался по следующим правилам: - чучело масленицы выполнялось из соломы либо из соломы, либо из старых тряпок, поскольку эти материалы отлично горели; - данному объекту традиционно придавались черты женского тела; - также масленицу практически всегда обряжали в женскую одежду; - чучело традиционно насаживали на кол или на другую большую, длинную палку, чтобы за его сжиганием было удобно наблюдать всем жителям города. Практически всегда символ торжества создавался еще в понедельник, в первый день празднования масленицы. Тогда его только начинали делать из соломы, попутно обряжая в женскую одежду. Подобные фигурки изготавливались чуть ли не в каждом доме, но на площади традиционно сжигали лишь самую красивую и большую. Изготовление заканчивалось либо к вечеру понедельника, либо к утру вторника. Далее люди загружали чучело на сани и отправлялись с ним путешествовать по деревне. Ритуальный вывоз масленицы продолжался в течение всей праздничной недели вплоть до воскресенья.

Предлагаю посмотреть, что в этом году люди жгли в праздничных весенних кострах! Вот что они написали в пресс-релизе после акции: «Вместо сжигания чучела русской женщины-зимы славяне должны жечь скрижали Содома. Произведения Генри Миллера — архетип разлагающегося западного мира с его торжеством блуда и упадком семейных ценностей. Русский мир отмечает праздник весны, но нужно ли нам цветение радужной Европы с ее генитальными подснежниками и распятыми розами?

Масленица: сжигание чучела и массовые гулянья или сыропустная неделя на пороге поста

Чучело на Масленицу сжигают в последний день недели — в прощёное воскресенье. Процесс такой: чучело собирают из соломы, сверху надевают яркое женское платье и выставляют на центральной площади в первый день. Празднование Масленицы продолжалось целую неделю, а главным его событием становилось сжигание чучела. Правда, это не совсем чучело, а традиционная для русской культуры кукла-мотанка, только на Масленицу ее делали действительно большой. Во время масленичных гуляний в Москве, которые пройдут с 7 по 13 марта, вы можете узнать, как делали чучела Масленицы и традиционных кукол — кручёнки или мотанки, с не сшитыми, а закреплёнными туго скрученной нитью деталями и неподшитыми краями лоскутков.

Что сжигают на Масленицу: чьё чучело и зачем?

И даже если кто-то несознательный предложит ради сохранения традиции успокоить детей и подвезти к месту предполагаемого сжигания чучела огнетушители, его, скорее всего, не послушают. Чучело Масленицы «спаслось» от сожжения, попав в музейную экспозицию (Российский этнографический музей). Самое главное действо Масленицы – сожжение чучела в Прощёное воскресенье. В России с языческих времён этот праздник именуют Масленицей, Блинницей, Прожорной или Сырной неделей.

Зачем люди сжигают чучело в завершении Масленицы: суть главного обряда православных

В этом посте мы узнаем,почему на масленицу сжигают чучело. Во время масленицы чучело сжигается в знак прощания с зимой и празднования прихода весны. Ритуалы проводов зимы и встречи весны существуют у многих народов. В России с языческих времён этот праздник именуют Масленицей, Блинницей, Прожорной или Сыр. одна из главных традиций окончания масленичной недели. Как правильно сжигать масленичное чучело. Жечь масленичное чучело разрешено не менее чем в 50 метрах от зданий. При этом делать это на территориях с противопожарным режимом запрещено.

Что сжигают на Масленицу: чьё чучело и зачем?

Но сжигание чучела православие считает лишним, как не соответствующее духу христианства. Смешений традиций Как уже говорилось, Масленица изначально праздник народный, даже языческий. Считалось, что она представляла ритуал проводов зимы - и действительно, на Руси издревле отмечали смену времён года. Наши предки говорили, что молодой Весне сложно одолеть старую коварную Зиму. Чтобы помочь ей, устраивали гулянья на Масленицу. Масленичная неделя, как отметил священник, достаточно гармонично вписалась и в православные традиции. Но не все знают, что изначально каждый день недели праздника был наделён священным смыслом и наполнен разными ритуалами, которые необходимо было выполнять, чтобы будущее сулило благополучие, процветание и успех во всех деловых и хозяйственных начинаниях. Понедельник — «Встреча».

В этот день заканчивали подготовку развлечений, выпекали первый праздничный блин. Его, традиционно, отдавали беднякам — за помин душ усопших. Кроме того в этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе. Вторник — «Заигрыши». С этого дня начинались разного рода развлечения, например, представления в больших деревянных балаганах помещения для народных театральных зрелищ , где давали представления во главе с Петрушкой. Также вторник Масленицы — это день сватовства.

И в данной публикации мы расскажем, зачем на Масленицу сжигают чучело, откуда это повелось и что символизирует. Одним из непременных атрибутов праздничных гуляний является изготовление, а затем сжигание чучела Масленицы. Традиция сжигания на Масленицу чучела уходит корнями в давние времена. Делали чучело обычно в первый день Масленичной недели, а сжигали — в последний.

Чучело делали в человеческий рост, на голову повязывали платок, а к руке крепили сковороду, на которой всю неделю пекли блины, и блин. Процесс изготовления Масленицы сопровождался пением и плясками. Чучело Масленицы символизировало зиму, которая, посредством сжигания уступает свое место весне.

Одевают куклу в женский сарафан, а на голову повязывают косынку.

Затем выполняют «макияж» с помощью красок или женской косметики. Можно использовать свёклу и уголь, как в древности. В некоторых деревнях и сейчас бросают в огонь старые и ненужные вещи, чтобы вместе с наступающей весной принести в дом обновление. Но делается это, в основном, ради развлечения.

Похожие праздники есть и в других странах. Только традиции отличаются. Не всегда в других странах на Масленицу что-то сжигают. Например, в Великобритании по первому удару колокола на главной ратуши нужно испечь блин, по второму пробежать короткую дистанцию, не уронив угощение со сковородки.

Кто первым достигает финиша — получает поцелуй или крепкое рукопожатие звонаря. Во Франции с карнавалами и поеданием блинов встречают праздник Марди Гра, который обязательно должен закончится в полночь. В Исландии с приходом весны принято готовить особые пирожные, а затем отправляться гулять всей семьёй. В Дании устраивают весёлые представления и концерты, обмениваются анонимными записками.

Как празднуют Масленицу в других странах: чьё чучело сжигают и зачем Что и для чего сжигают на Масленицу в других странах? Польское чучело называется Мажана.

Чтобы помочь ей, устраивали гулянья на Масленицу. Масленичная неделя, как отметил священник, достаточно гармонично вписалась и в православные традиции. Но не все знают, что изначально каждый день недели праздника был наделён священным смыслом и наполнен разными ритуалами, которые необходимо было выполнять, чтобы будущее сулило благополучие, процветание и успех во всех деловых и хозяйственных начинаниях.

Понедельник — «Встреча». В этот день заканчивали подготовку развлечений, выпекали первый праздничный блин. Его, традиционно, отдавали беднякам — за помин душ усопших. Кроме того в этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе.

Вторник — «Заигрыши». С этого дня начинались разного рода развлечения, например, представления в больших деревянных балаганах помещения для народных театральных зрелищ , где давали представления во главе с Петрушкой. Также вторник Масленицы — это день сватовства. Молодёжь собиралась вечером, чтобы весело провести время и заодно присмотреться друг к другу. Если всё складывалось удачно, то сразу после Пасхи играли свадьбу.

Среда — «Лакомка». Масленичная среда отличалась богатыми столами.

Масленница - не по-христиански: можно ли православным жечь чучело

Так люди провожают зимний период и встречают настоящую весну, которая приносит тепло и радость. Примечательно, что именно после завершения Масленицы теплые дни традиционно приходят на русские земли. Есть блины на Масленицу: откуда пошла такая традиция Как и в случае с традицией сжигать чучело в последний день праздничного периода, употреблять в пищу блины — это отсылка к древним временам. Издревле верующие люди пекли блины и угощали ими своих близких и знакомых. Дело в том, что блин символизирует солнце и тепло. Люди верили, что если испечь как можно больше блинов, погода будет очень теплой, и всегда будет радовать народ хорошими условиями. К тому же блины — очень вкусное угощение, их приятно готовить. И люди действительно радовались, когда раздавали их всем, кто нуждается в пище. Традиция печь блины сохранилась и до наших времен. Как только начинается Масленичная неделя, в свободное время люди отправляются на кухню и готовят блины.

Города в то время были совсем небольшими, а деревеньки - и вовсе маленькими, поэтому люди могли отмечать этот праздник собравшись все вместе. Столы ломились от всевозможных вкусностей: традиционных блинов, меда, кваса, пирогов и многого, многого другого. На площадях устраивались ярмарки, где можно было попробовать, что же эдакое приготовили соседи.

И все с удовольствием угощали друг друга, радовались первым лучам весеннего солнца, а главное - никто ни на кого не злился, потому что на Масленицу всегда было принято прощать любые обиды. Этот праздник испокон веков был символом нового начала. Природа весной одевается во все новое, а вместе с ней и люди оставляют все старые невзгоды позади.

Ритуальное сожжение «похороны» чучела Масленицы также должно было обеспечить хороший урожай. Поэтому кукол часто делали из злаков. В старину божество, которое изображало чучело, называли Мареной. В одних регионах куклу закапывали в землю, в других - разрывали на части и разбрасывали по полю. Иногда Марену или Масленицу изображал человек, а его «похороны» были чисто символическими.

Соблюдение авторских прав: Все права на материалы, опубликованные на сайте spb. Использование материалов, опубликованных на сайте spb.

Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал spb.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий