Новости советская лунная программа

С формальной точки зрения и американская, и советская лунные программы состояли из двух этапов: сначала пилотируемый облет Луны, затем высадка. Беда советской лунной программы состояла в том, что, несмотря на широкий спектр идей по освоению луны, ни одно из начинаний не было доведено до полного успешного финиша. О том, чем похожи советская и российская лунные программы, а также о планах СССР по освоению естественного спутника Земли и реализованных миссиях читайте в материале ТАСС. О том, чем похожи советская и российская лунные программы, а также о планах СССР по освоению естественного спутника Земли и реализованных миссиях читайте в материале ТАСС.

Почему космонавты СССР не полетели на Луну?

Реально развернувшаяся в 1966 году советская лунно-посадочная программа Н1-Л3 (параллельная лунно-облётной) намного отстала от американской в основном из-за проблем с носителем. Роскосмос обнародовал секретные исторические документы о советской лунной программе. Советская патриотическая классика в "роковой" обработке. Гриф секретности сняли лишь в конце девяностых, но и сегодня о людях, рисковавших жизнью и здоровьем ради успеха советской науки, известно мало. О причинах неудачи советской лунной программы попробуем кратко разобраться в данной статье.

«Роскосмос» рассекретил документы по советской лунной программе

В честь запуска был также назван Лунником выступ ледяного Берега Отса в Восточной Антарктиде, который открыла третья Советская антарктическая экспедиция в 1958 году. Подготовка к запуску Названа новая возможная причина крушения «Луны-25» Предшественницей «Луны-2» была станция «Луна-1», запущенная 2 января 1959 года. Она стала первым в мире космическим аппаратом, который смог достичь второй космической скорости, справиться с земным притяжением и стал в конечном итоге искусственным спутником Солнца. Однако сесть на Луну и доставить туда советские вымпелы у АМС не вышло. После этого разработчики решили повторить попытку с помощью ракеты-носителя «Восток-Л» и модифицированного аппарата того же типа. Однако, несмотря на внесенные изменения, первый запуск 18 июня 1959 года закончился аварией. На 153-й секунде полета произошел сбой гирогоризонта в системе управления ракеты-носителя, и в итоге ракету пришлось взорвать. Позднее предпринято еще три попытки запустить следующую станцию из этой серии, но каждый раз возникали неполадки. В результате после третьей неудачной попытки ракету вместе с АМС сняли со старта, и запуск был отменен. Успешная попытка Несмотря ни на что, испытатели не сдались и продолжили работу над космической станцией. Журналисты в Союзе окрестили ее «второй советской космической ракетой».

Запуск осуществлялся по траектории сближения без использования старта с орбиты. Итоги миссии Аппарат «Луна-2» не обладал собственной двигательной системой — на нем были установлены научные приборы, включая сцинтилляционные счетчики, счетчики Гейгера, магнитометры и детекторы микрометеоритов.

Напомним, в СССР в рамках этой программы одновременно создавалось три корабля: 7К-Л1 предназначался для облёта Луны, ЛОК — для посадки на Луну, а 7К-ОК был необходим для отработки и испытаний бортовых систем первых двух кораблей на орбите Земли и решения задач в околоземном пространстве.

График их изготовления был утверждён 13 ноября 1965 года. Кадр из документального фильма режиссёра Николая Макарова «Космический испытатель». Первый экземпляр 7К-Л1 использовался для наземных испытаний в составе макетно-технологического комплекса.

Второй в упрощённом варианте был запущен в сторону Луны 10 марта 1967 года. Все ступени ракеты отработали без нареканий. Запуск третьего 7К-Л1 8 апреля 1967 года оказался неудачным — корабль не долетел до Луны из-за технической ошибки.

Четвёртая и пятая попытки также не увенчались успехом из-за нештатной работы разгонных ступеней. Более успешным оказался старт шестого 7К-Л1, получившего обозначение «Зонд-4». Он был запущен 2 марта 1968 года.

В течение семи суток системы корабля работали исправно, однако из-за сбоя системы ориентации во время возвращения на Землю аппарат вошёл в плотные слои атмосферы по неуправляемой траектории, из-за чего была включена система самоликвидации. Также по теме 12 апреля исполнится 60 лет со дня первого полёта человека в космос. В преддверии празднования российское Минобороны запустило на...

Седьмой и восьмой запуски также оказались аварийными.

Первые запуски станций типа Е-8-5, предназначенных для доставки лунного грунта на Землю, цели не достигли по вине средства выведения. И только четвёртый пуск 12 сентября 1970 года «Луны-16» был успешен.

Среди обнародованных документов — докладная записка сотрудников НИИ-4 при Минобороны СССР об общих требованиях к способу достижения Луны, справка о траекториях полета, справка по весовым, энергетическим и летно-тактическим характеристикам 3-ступенчатых летательных аппаратов, летные характеристики «проекта лунной ракеты», материалы по ракетам и другие. В тезисах к докладу «Эскизный проект лунной ракеты — ЛР», датируемых 20 августа 1958 года, Сергей Павлович Королев представляет основные варианты разработки лунной ракеты и возможные технические проблемы, стоящие при ее создании.

«Луну американцам не отдавать!»: почему Советский Союз вопреки Хрущеву все же проиграл лунную гонку

3 августа 1964 г. постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР была утверждена лунная пилотируемая программа и начались работы сразу по двум отдельным проектам: экспедиция на поверхность Луны и облет Луны, без выхода на ее орбиту. Также эксперты отметили, что современная российская лунная программа нацелена на решение более трудных вопросов, чем советская, но не уступает по амбициозности американской. Советской пилотируемой лунной программе будет посвящена отдельная статья. О том, чем похожи советская и российская лунные программы, а также о планах СССР по освоению естественного спутника Земли и реализованных миссиях читайте в материале ТАСС.

Новая лунная гонка. Как изучали спутник Земли в СССР и зачем решили возродить эту программу?

Люди, базы и челнок Развитие лунной программы в 1970—1985 годах предполагало создание сети обитаемых баз в разных районах естественного спутника Земли, проведение там научных экспериментов и обеспечение транспортной связи. К началу 1970-х годов СССР собирался "обеспечить достаточно продолжительное пребывание космонавтов на Луне примерно 15—20 суток с тем, чтобы можно было провести необходимый объем работ по исследованию района посадки, приобретения опыта проведения человеком различных исследовательских работ и т. Искусственные спутники и автоматические станции были нужны для решения самостоятельных научных задач и обслуживания обитаемых станций. Эти средства "должны функционировать как во время пребывания экспедиций на Луне, так и между экспедициями, и создание их должно быть предусмотрено в начале 70-х годов", уточняется в отчете. В частности, спутники на орбите Луны могли создать карты, изучить строение и состав пород поверхности, обеспечить связь между удаленными базами.

Часть этих задач должен был решить тяжелый спутник. На поверхность Луны СССР хотел доставить передвижные, астрономические, гелиографические, геофизические и связные станции в 1972—1975 годах, причем вес фототелескопов мог достигать 580 кг, а диаметр планетных телескопов — от 500 мм до 1,5 м. Все это, убеждены авторы отчета, позволило бы исследовать планеты и их атмосферы, вести метеорологические исследования. По задумке, комплекс состоял из двух частей — посадочной в составе экипажа три человека и орбитальной экипаж — два человека.

Выводить его на орбиту должна была ракета-носитель "Н-1". Одна из главных задач для обеспечения жизнедеятельности лунных баз — транспортное сообщение. Она могла решиться с помощью многоразовых транспортных кораблей, которые смогли бы летать по трассе между орбитами около Луны, то есть "выполнять роль парома". Для полета на Землю, считают ученые, могли бы использоваться многоразовые "челночные корабли", с помощью которых можно было бы доставлять как грузы, так и членов экипажа.

Реализованные миссии Первая автоматическая станция на естественный спутник Земли "Луна-1" была запущена 2 января 1959 года.

Параллельно с этим шла работа над сверхтяжелыми ракетоносителями и лунными кораблями. К тому же в качестве топлива здесь использовались токсичные высококипящие компоненты, что с большой вероятностью могло привести к взрыву комплекса в момент запуска, и как следствие, техногенной катастрофе.

Первоначально она предназначалась для вывода на околоземную орбиту тяжелой орбитальной станции с последующей перспективой для сборки ТМК — тяжелого межпланетного корабля для совершения полетов к Марсу и Венере. Источник: Русская семерка Однако когда в середине 1960-х годов СССР официально вступил в «лунную гонку», Н-1 решили сделать носителем для экспедиционного космического корабля ЛЗ, который должен был доставить человека на поверхность Луны. Но и здесь ничего не вышло.

В ракете и ее оборудовании обнаружились серьезные проблемы: разворачивающий момент, сильная вибрация, гидродинамический удар во время включения всех 32 двигателей и отсутствие синхронной работы между ними, электрические помехи, и другие неучтенные эффекты. Поэтому все запуски оказались неудачными. В итоге, в июне 1974 года работы по комплексу Н1-ЛЗ были прекращены.

Это означало конец всей пилотируемой части программы.

Такие вот чудеса. Расскажу конкретный эпизод. Леонид Павлович загипнотизировал меня и говорит: "Володь, выставь руки". Я послушно протянул обе вперед.

И он начал класть на них толстенные тома энциклопедий, которые лежали у нас в отделе. Добавлял по книге. Одна, вторая, третья. В итоге соорудил гору из восьми талмудов. Я находился в состоянии сна, спокойно стоял и держал руки вытянутыми, не замечая возрастающую нагрузку.

Гримак позвал в затемненную комнату, где проводил эксперимент, командира, показал ему: "Видите? Разумеется, того, что происходило во сне, я не помнил. Тогда Леонид Павлович попросил: "Володя, после сна должен быть прилив сил, возьми эти энциклопедии и отнеси на подоконник". Я попытался приподнять всю кипу, но ничего не получилось. Даже от пола не смог оторвать.

Они же тяжеленные, заразы! Решил брать по одной. Гримак говорит: "Нет, все вместе". Отвечаю: "Извините, пупок развяжется". Это происходило на глазах у командира, который видел, как под гипнозом я держал тома на вытянутых руках и даже не морщился.

Вот они, резервы человека. Мы даже приблизительно не представляем, на что способны, используем отпущенный нам свыше ресурс в лучшем случае на пятую часть... Об отряде, которого не было - Многие испытатели ломались, что называется, сходили с дистанции, не выдерживая нагрузок? Называется "Наземные космонавты - первопроходцы космических трасс". Тут собрана информация о нашей команде, людях, в ней работавших.

Описано, чем и когда они занимались. Автор - Борис Иванович Бычковский, тоже наш испытатель. Перечислил всех, о ком сумел найти сведения. Если полистаете книгу, наверняка обратите внимания, что напротив некоторых фамилий написано: переведен в другую часть, уволен из рядов Советской Армии. Таких было процентов пятнадцать, хотя изначально брали физически крепких ребят без каких-либо ограничений по здоровью.

Они могли заниматься самой разной тематикой - высотными экспериментами, работой на центрифуге, в сурдобарокамере... Но некоторые выбывали в процессе непростых испытаний. Это с 1953-го по 2004-й. Фактически же команда просуществовала до 2009-го. Самым активным периодом были семидесятые годы, что и понятно.

Бум космической эры... Космонавты В. Комаров, Ю. Гагарин и В. Быковский в гостях у испытателей.

Фото: из личного архива - В трудовой книжке у вас что записано? Я подполковник в отставке. Но испытателем никогда не значился. Как и никто из моих коллег. Официально нашего отряда не существовало.

Мы в обязательном порядке давали подписку о неразглашении, по документам ребята значились механиками да лаборантами. А вот Сереже... Хотя бы слово "испытатель" присутствует. Пусть и приборов... Он полностью, даже с большим запасом откатал программу, по которой потом полетел Юрий Алексеевич.

Однако эта информация была закрыта. Или вот Богдан Гук, который занимался и высотными экспериментами, и крайне тяжелыми ударными. Человека поднимали на определенную высоту, потом оттуда сбрасывали, проверяя, как переносится ударная перегрузка, что в этот момент происходит с ногами, головой, позвоночником. Когда готовили к полету корабль "Восход" с тремя космонавтами, нужно было понять, под каким углом расположить кресла в спускаемом аппарате, чтобы они выдержали перегрузку. И наших ребят все время сбрасывали в этом шарике.

Ложементы делались индивидуально под каждого. Они лежали, а их роняли об землю... Но это редчайшее исключение. Володю Ященко на Крайний Север забросили. Выживать при минус сорока градусах и без какого-либо дополнительного утепления.

Дышал через носовой платок. Правда, ноги обморозил. Владика Еремеева поднимали на высоту пятьдесят километров. Смотрели, как там себя человек поведет. В то время ни один самолет в такую высь еще не забирался, лишь перспективы строили, а Владька уже был...

Невесомость на земле испытывают В. Щербинский и В. Фото: из личного архива - Но после снятия грифа секретности Сергея Ивановича Нефедова тезку и однофамильца дублера Гагарина и Евгения Кирюшина все-таки удостоили звания Героя России. Да, мужики получили Золотые Звезды в 1997-м. Но больше никому из наших ребят ничего не досталось.

И дело не только в орденах и медалях, хотя, конечно, это важно. Ветераны отряда говорят, что даже пенсию получают по той гражданской специальности, которая значится в трудовой книжке. Например, Слава Перфилкин занимался тяжелейшими ударными перегрузками, а должность по штатному расписанию у него была "инженер отдела выживания". Он работал с легендарным Виталием Георгиевичем Воловичем, совершившим первый в мире прыжок с парашютом на Северный полюс. Они вместе уезжали на различные эксперименты.

Их сажали в лодку посреди океана и смотрели, сколько выдержат. Рядом находился катер для подстраховки, но экипаж до последнего момента не мог ничем помочь испытателям. А у тех был только НАС - носимый аварийный запас. Вроде как спускаемый аппарат приводнился посреди Атлантики, вот и болтайтесь, пока спасательное судно не подойдет. Выживайте, терпите.

Станет совсем невмоготу, кричите: сил нет, сдаемся. Но русские ведь не сдаются. Вот и держались до упора. А ученые наблюдали, замеряли по дням, как меняется у мужиков физическое и моральное состояние. Непростая работенка, согласитесь.

Не очень похожа на ту, которой обычные инженеры занимаются... О потерянном здоровье - Хотя бы материальные поощрения были? Не знаю - квартиры, машины... О подобном даже речь не заходила, никто и не заикался. Для понимания: перегрузка на центрифуге в 7g стоила семь рублей, за эксперимент в герметичной кабине добавляли к зарплате четвертной, подъем в барокамере на высоту двадцать километров оценивали в 10-15 рублей.

Космонавтам за ту же барокамеру платили по двести пятьдесят. Это так, к слову... ИМБП организовали в 1963 году, они - наши последователи. И некоторые ребята уходили туда, их приглашали с удовольствием. Там они стали основными закоперщиками, на них проводились главные эксперименты.

Поэтому и звания Героев России получили. Отряд испытателей в Институте медико-биологических проблем сформировался относительно небольшой - около сорока человек. Но и там побаивались официально заявлять, что проводят опыты на живых людях. Тут ведь затрагиваются права человека. Биомедицина, конечно, хорошо, но приоритет всегда отдавали здоровью.

Официально считалось: если риск высок, науку - к чертям собачьим. Хочу лишь с удовлетворением сказать, что у нас ни один человек, извините, не помер на экспериментах. Видели книжку о нашем отряде. Ребят, у которых возникали проблемы, отсюда переводили, они дослуживали в других частях. Статистику никто не вел, но известно, что многие испытатели умирали рано, хорошо, если доживали до пятидесяти лет.

Да, у нас есть девяностолетний Алек Зорабович Мнациканьян, который в основном участвовал в экспедициях на Крайний Север, был парашютистом в группе Виталия Воловича по спасению летчиков и космонавтов. Несколько бывших испытателей перешагнули порог восьмидесяти лет, но это скорее исключения. Один вот недавно умер в пятьдесят восемь лет, про другого спрашиваю у коллеги: "А Коля где? А было Коле пятьдесят семь... А вы что же?

Не возьму никак в толк. Испытатели у памятника Лайке. Вспомнили, значит... Каждый раз шутят: "А мы что, хуже собак? Надо пробивать все, а у нас, сказать по совести, нет ни сил, ни административного ресурса.

Хотя, казалось бы, глупо доказывать нужность подобного шага. На чем еще воспитывать патриотов, если не на рассказах о славном прошлом? Мы обратились в "Роскосмос", и ответственный товарищ оттуда написал, что до 2030 года вопрос решат. Да нас к тому времени уже никого не останется, помрем! Очень многие ушли, так и не получив ничего.

Из первого отряда испытателей осталось трое. Тех, кто начинал в пятидесятые годы. Три человека! А официального статуса по-прежнему нет.

Он возглавлял НПО «Энергия» до 2014 года. При нём ни один космический корабль не потерпел аварию.

Были заложены новые ракеты-носители и спускаемые аппараты, идеей которых воспользовался Илон Маск и довёл свой «Драгон» до полётов. У нас же со скандалом сменили руководство НПО «Энергия», а «Роскосмос» на долгие годы погрузился в «серую зону». Вот что сказал «АН» Виталий Александрович. Лавочкина, где собирают спутники, не занималось межпланетными полётами. Сменилось несколько поколений сотрудников. Их квалификация при этом явно не улучшилась.

Организация делала научные спутники. Лунный аппарат, естественно, столкнулся с огромными трудностями. К примеру, лунный ландшафт, в котором пришлось бы приземляться, очень сложный. Это горы и ущелья полярного сектора Луны. Но я считаю, что основные проблемы должны были решать ракетные управленцы. Сложилась ситуация, когда производились многоразовые включения и отключения двигателей ориентации.

Была масса других нюансов, за которые должны отвечать только ракетчики. Здесь и случилась «слабость». С другой стороны — это наследия предыдущего руководства «Роскосмоса». Цивилизационные последствия, нанесённые нашей космонавтике, не прошли даром. Их было много. Надеюсь, что нынешнему руководителю «Роскосмоса» — Юрию Ивановичу Борисову многие негативные последствия удастся преодолеть.

Он человек опытный с точки зрения своей радиотехнической и организационной квалификации.

Новая лунная гонка. Как изучали спутник Земли в СССР и зачем решили возродить эту программу?

Фото: © РИА Новости/Валерий Мельников. Эксперты отмечают, что современная российская лунная программа отличается от советской и направлена на решение более трудных задач. 3 августа 1964 г. постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР была утверждена лунная пилотируемая программа и начались работы сразу по двум отдельным проектам: экспедиция на поверхность Луны и облет Луны, без выхода на ее орбиту. Впрочем, аварии при реализации лунной программы — это старая советская традиция. Китайским инженерам удалось преодолеть сложности, которые в 70-е годы прошлого века стали препятствием для советских и американских лунных программ. Сегодня, после раскрытия сведений о советской лунной программе, очевидно, что рассказы о «запредельной стоимости» или «технологической невозможности» пилотируемых полётов если не на Луну, то к Луне – очевидная и преднамеренная ложь.

Новая лунная гонка. Как изучали спутник Земли в СССР и зачем решили возродить эту программу?

Звездный каталог» Космическое оборудование» История лунной программы СССР и создания советских Луноходов. В нём сформулированы два главных пункта советской лунной программы: во-первых, попадание в видимую поверхность Луны; а во-вторых, облёт Луны и фотографирование её обратной стороны. Наиболее известные миссии лунной программы Советского Союза — в материале «Вечерней Москвы». Советская лунная программа отличалась как выдающимися достижениями, так и серьёзными авариями, и это нормально, по-другому и быть не могло. Однако, лунная программа была прекращена в 1976 году после запуска станции «Луна-24».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий