Новости храм василия блаженного внутри

Тегикак разукрасить собор василия блаженного, внутри собор василия блаженно, главный собор в центре москве, храм василия блаженного конспект. В храме Василия Блаженного завершился монтаж иконостаса одной из церквей.

В храме Василия Блаженного в Москве отреставрировали церковь, закрытую 90 лет назад

Оренбург; «Крымско-татарский добровольческий батальон имени Номана Челебиджихана»; Украинское военизированное националистическое объединение «Азов» другие используемые наименования: батальон «Азов», полк «Азов» ; Партия исламского возрождения Таджикистана Республика Таджикистан ; Межрегиональное леворадикальное анархистское движение «Народная самооборона»; Террористическое сообщество «Дуббайский джамаат»; Террористическое сообщество — «московская ячейка» МТО «ИГ»; Боевое крыло группы вирда последователей мюидов, мурдов религиозного течения Батал-Хаджи Белхороева Батал-Хаджи, баталхаджинцев, белхороевцев, тариката шейха овлия устаза Батал-Хаджи Белхороева ; Международное движение «Маньяки Культ Убийц» другие используемые наименования «Маньяки Культ Убийств», «Молодёжь Которая Улыбается», М. Казань, ул. Торфяная, д. Самары; Военно-патриотический клуб «Белый Крест»; Организация - межрегиональное национал-радикальное объединение «Misanthropic division» название на русском языке «Мизантропик дивижн» , оно же «Misanthropic Division» «MD», оно же «Md»; Религиозное объединение последователей инглиизма в Ставропольском крае; Межрегиональное общественное объединение — организация «Народная Социальная Инициатива» другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива» ; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы г.

Абинска; Общественное движение «TulaSkins»; Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение «Русские»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Старый Оскол; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Белгорода; Региональное общественное объединение «Русское национальное объединение «Атака»; Религиозная группа молельный дом «Мечеть Мирмамеда»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Элиста; Община Коренного Русского народа г.

Барановский, который пригрозил совершить самоубийство, если это будет сделано; некоторые же рассказывают историю о том, что он якобы встал на колени перед партийным начальством. Современная жизнь храма, его статус, проводятся ли богослужения Как все соборы Кремля, он к настоящему времени не принадлежит Церкви. Здесь — с советских времен филиал Государственного исторического музея. Однако с 1 октября 1991 г. Василию; на второй день после Пасхи; на престольные праздники — но только Покрова Богородицы и блаж. Как купить билеты в музей и сколько они стоят Вне богослужения вход — платный.

Билеты можно приобрести как на интернет-странице Исторического музея, так и в кассе близ входа. Цена билета — 500 р. Музей предлагает 16 тематических экскурсий на разную тематику. Стоимость такой услуги составляет 2000-4000 рублей на 1 человека, для иностранцев — увеличивается в 2 раза. При этом сайт музея указывает, что экскурсии проводятся для групп не менее 15 человек, а стоимость входных билетов в цену не включена. Часы работы Вход открыт с 10 до 18 ч. Время работы может меняться в зависимости от различных мероприятий на Красной площади, когда этот филиал музея закрывается.

Как добраться, ближайшие станции метро Большинство туристов добираются метро. Близ Красной площади находится сразу несколько станций — Охотный ряд, Китай-город, Александровский сад, Театральная. Отзывы Татьяна Сарачева, заведующая расположенным здесь филиалом музея, говорит: «Покровский собор — очень удачный пример сосуществования в одном храме и музея, и Церкви». В утверждении есть с чем поспорить, однако бесспорно: светским реставраторам удалось воссоздать атмосферу храма Москвы XVI в. Вот лишь некоторые отзывы: «Собор Покрова Божий Матери на Реву, «Храм Василия Блаженного» название народное, разговорное, и связано с тем что во храме этом хранятся мощи русского святого Василия Блаженного. Красив храм и праздничен, он похож на нарядный расписной сказочный терем, а купола его напоминают яркие леденцы, и они все разные, не повторяются; один шишками золотыми усеян, как ночное небо звездами, другой купол напоминает очищенный апельсин с зелёными и желтыми дольками, третий опоясан зигзагами алыми. Посещал храм в молодости, особенно внутри дух истории» Олег Гладков «Удивительно красивый храм на Красной площади Московского Кремля!

Как будто историю трогаешь рукой. Энергетика и сила, гордость народа. Обязательно посетить хотя бы раз. Детям от 10 лет уже будет интересно увидеть храм своими глазами изнутри. Особенно, если заранее прочитать историю создания, заинтересовать. Но все же реальность иного, духовного мира, чувствует каждый, прикасающийся к этому чуду, созданному нашими предками. И выходит из этих стен пусть немного — но другим.

Наталья Сазонова.

Эта модель будет интересна для всех посетителей, так как только с высоты птичьего полета можно оценить архитектурную композицию этого сложнейшего творения выдающихся зодчих середины XVI столетия. Внутренняя модель частично разборная, что позволит незрячим и слабовидящим осмотреть не только собор снаружи, но и посмотреть, как устроен первый ярус. Этот замечательный проект не состоялся бы без поддержки благотворительного фонда Алишера Усманова "Искусство, наука и спорт". Мы признательны, что фонд обратил внимание на выдающийся памятник архитектуры Красной площади», — пояснила заведующая отделом «Покровский собор» Татьяна Сарачева. Незрячие и слабовидящие посетители смогут осмотреть масштабные тактильные модели самостоятельно или в составе экскурсионной группы. Уличную модель дополняет модель первого московского монумента — памятника Минину и Пожарскому.

Расположенная в экспозиции Покровского собора модель оснащена аудиосистемой: тифлокомментарий, составленный Верой Февральских, содержит историческую справку и помогает представить сложную архитектурную композицию храма при тактильном осмотре.

Показ организован RT Documentary. Здесь были, кажется, все мировые знаменитости. Это самый известный и узнаваемый памятник русской архитектуры в мире. Храм Василия Блаженного. Вот только на самом деле у него совершенно другое название.

Режим работы Собора Василия Блаженного 2024

  • Храм-памятник
  • Купола собора Василия Блаженного: architectstyle — LiveJournal
  • Собор Василия Блаженного. Взгляд изнутри.
  • Грандиозная стройка в рекордные сроки
  • Храм Покрова (Собор Василия Блаженного), что на Рву на Красной Площади внутри

Собор Василия Блаженного

Никто не говорит собор Василия блаженного, говорят храм Василия блаженного, а так как любая церковь это храм, то никаких противоречий нет. собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собором Василия Блаженного — православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. Храм василия блаженного внутри | Фото подборки о путешествиях для туристов. Храм Василия Блаженного находится прямо в начале экскурсионного маршрута по Собору Василия Блаженного, поэтому и мы начнем с него.

Храм Василия Блаженного (Покровский собор) на Красной площади

Рассмотреть Храм Василия Блаженного со всех сторон можно будет с помощью еще одной тактильной (разборной) модели, которая расположена внутри собора. Собор Василия Блаженного, являющийся частью музейного комплекса Государственного исторического музея (ГИМ), входит в число объектов культурного наследия ЮНЕСКО. Храм Василия Блаженного находится прямо в начале экскурсионного маршрута по Собору Василия Блаженного, поэтому и мы начнем с него. Уникальность собора в неповторимой внешности: десять куполов (ни одного одинакового), восемь храмов, асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, узорчатая декоративная обработка куполов, орнаментальная роспись снаружи и внутри. 3. Внутри весь собор расписан вот таким орнаментом.

Собор Василия Блаженного

В честь соответствующего праздника построена церковь Входа Господня в Иерусалим. Варлаам Хутынский, именем которого названа юго-западная церковь, являлся покровителем царского рода. А церковь Николы Великорецкого посвящена образу Николая Чудотворца. Библиотека Ивана Грозного в подвалах Покровского собора Существует легенда о том, что в мрачных подвалах Покровского собора находится библиотека Ивана Грозного. Проблема только в том, что подвалов здесь нет и быть не может: храм возводился на искусственном насыпном холме, единственно возможным был неглубокий ленточный фундамент. Он едва ли достигает 2 метров при 61-метровой высоте здания. Опора конструкции сосредоточена в подклете.

Визуальную функцию подвала выполняет пространство между первым ярусом упраздненной церкви Феодосии девы и соборной ризницей XVII века. Реставраторы специально не трогали его, чтобы можно было видеть своды Феодосии Девы и аутентичную стену прилегающей церкви Василия Блаженного. Хаос или "космос"? Фактически собор состоит из разных храмов, архитектура которых сводится к трем видам: шатровому, башенным большим и башенным малым. Все они объединены использованием единого композиционного приема «восьмерик на четверике» — это значит, что восьмигранник ставится на кубическое основание. Но объемы помещений разные, да и сочетания их необычны.

Как пишет один из основных исследователей собора, А. Баталов, «подобие и различие, единство и обособленность — примирение этих противоречивых начал становится главной темой в архитектуре собора и отвечает основной идее его программы». Карл Иванович Рабус. Наиболее живое и яркое высказывание об этом храме принадлежит 20-летнему Михаилу Лермонтову: «…за самой стеной, которая вправо спускается с горы и оканчивается круглой угловой башнею, покрытой как чешуею зелеными черепицами; немного левее этой башни являются бесчисленные куполы церкви Василия Блаженного, семидесяти приделам которой это, конечно, не так — А. Экзотическим «букетом» увидел этот собор почти через 100 лет художник Аристарх Лентулов. Немецкий естествоиспытатель первой половины XIX века Иоганн Генрих Блазиус, посетивший Россию в 1840 году, вначале принял его за группу скал или колоссальное растение.

Но вот что открылось ему потом: «Только взобравшись наверх, начинаешь мало-помалу понимать, что все части храма расположены симметрично…». И — закономерный финал: «Вместо запутанного нестройного лабиринта это ультранациональное архитектурное произведение являет полный смысла образцовый порядок и правильность»! В устах педантичного немца такая оценка, бесспорно, — высшая похвала. Посмотрим на собор сначала сверху, с куполов. Сколько их? Произвольное нагромождение куполов исключается, это всего лишь сознательно подготовленный создателями храма обман зрения.

К тому же, узорные главы — не изначальны. Они в конце XVI века заменили пострадавшие при пожаре значительно более строгие и более скромные «шлемы». Начнем от главы над центральным шатром. Сразу видно, что вокруг основного шатра по диагоналям стоят 4 маленьких главы на низких барабанах, под которыми расположены три ряда полукруглых кокошников «вперебежку». Представим себе на мгновение, что больших, стоящих рядом с ними глав нет. А теперь посчитаем остальные купола.

Их всего 4, и расположены они по сторонам света вокруг главного шатра, что тоже восходят к традиционному для византийских и русских храмов пятиглавию, хотя и значительно более редкому, чем первое. Не принимаем в расчет небольшой низкий купол слева от алтаря — это главка придела над мощами святого Василия Блаженного, он появился здесь позже, в 1588 году. Точно так же придется исключить из него и шатровую колокольню, построенную в 1683 году вместо прежней звонницы справа от алтаря. И тогда оказывается, что впечатление невероятного, непостижимого многоглавия достигнуто простым соединением двух традиционных пятиглавых храмов, как бы вставленных один в другой. При этом глав получается, конечно, не 10, а 9 — центральный шатер «работает» на оба пятиглавия. Но рисунки, сделанные иностранцами, а также древние описи собора позволяют сказать, что куполов здесь было гораздо больше.

Снаружи по периметру главного шатра располагалось еще 8! А жаль… Интересно, что бы сказал, увидев собор таким, Блазиус? Уникальность архитектурной композиции собора и его символика. Замысел Покровского собора основан на апокалиптической символике Небесного Иерусалима. Восемь глав, расположенных вокруг центрального девятого шатра, в плане образуют геометрическую фигуру из двух квадратов, совмещенных под углом в 45 градусов, в которой нетрудно увидеть восьмиконечную звезду. Число 8 символизирует день Воскресения Христа, который по древнееврейскому календарному счету был восьмым днем, и грядущее Царствие Небесное — Царство «осьмого века» или «осьмое царство» , которое наступит после Второго Пришествия Христа — после конца земной истории, связанной с апокалиптическим числом 7.

Квадрат выражает твердость и постоянство веры и является космическим символом Вселенной: его четыре равные стороны означают четыре стороны света, четыре ветра Вселенной, четыре конца креста, четыре канонических Евангелия, четырех апостолов-евангелистов, четыре равносторонние стены Небесного Иерусалима. Совмещенные квадраты символизируют проповедь Евангелий на четыре стороны света, то есть на весь мир. Восьмиконечная звезда — напоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к младенцу Христу, Спасителю мира, — символизирует всю христианскую Церковь как путеводную звезду в жизни человека к Небесному Иерусалиму.

По словам представителей Государственного исторического музея, она могла быть перенесена из снесенной Спасской часовни Московского Кремля. Икона довольно большого размера, 215 на 140 сантиметров, отличается особой выразительностью письма. Обстоятельства ее появления в Храме Василия Блаженного до конца неясны.

Но Постник потом ещё строил другие здания в Казани, а стало быть остался зрячим. Если вы будете в Москве на Красной площади, не ограничивайтесь беглым осмотром храма снаружи. Потратьте немного времени и сходи на экскурсию по собору. Внутри расположен музей, и множество интересных экспонатов. Ниже немного фотографий из собора и объяснение, почему его называют по имени самой малой из церквей. Голосник — один из сосудов замурованных в стену для лучшей акустики Всё дело в том, что давние века храм не отапливался, поэтому зимой службы в нём не велись. А пристроенной новой церкви Василия Блаженного сделали отопление, так как она была самой маленькой и её легче всего было прогреть, и службы начали проводить в нём.

Соответственно прихожане и начали называть весь храм по названию церкви, в которой собирались.

Полагают, что ему принадлежит идея собора — существенно шире просто памяти о Казанской войне. Иерусалим Свт. Макарий предложил поставить 7 престолов вокруг главного, но не Троицкого, а Покровского. Получившееся число 8 символизировало полноту времени, наступление Царства Небесного.

Сам же собор становился не только местом молитвы, богослужения: он еще был объектом поклонения, как икона Иерусалима. При этом один из престолов, посвященный Входу Господню в Святой Город — ближайший к Спасским воротам Кремля — стал конечной точкой особого богослужебного действа, которое, по ряду данных, начало регулярно совершаться при свт. Это так называемое «Шествие на осляти». В Вербное Воскресенье митрополит позже — Патриарх совершал путь от Успенского собора Кремля до Покровского, сидя на коне, которого вел под уздцы царь. Множество народа, следуя Евангельскому тексту, постилали по пути дорогие ткани с восклицаниями «Осанна Сыну Давидову!

У собора а не внутри, по множеству народа , на Лобном месте служилась литургия. Так Красная площадь становилась Иерусалимом, Священная история входила с мир, преобразуя души. Впоследствии идея сохранилась, хотя престолов здесь стало больше — появился придел свт. Николая, а с конца XVI в. Интересный факт Первоначально цветовое решение здания соответствовало идее: в нем преобладали белый, красный, золотой на куполах цвета, символизирующие Царство Небесное.

Нынешняя многоцветная нарядность появилась значительно позже. Когда произошло освящение Летопись сообщает, что все приделы, кроме центрального, были освящены 14 октября 1559 г. Время начала богослужений в Покровском храме удалось установить во время реставрации конца 1950-х гг. Тогда под слоями штукатурки нашли надпись, свидетельствующую о том, что Покровский придел освящен 12 июля 1561 г. Архитектор Источники различным образом передают имя создателя или создателей : по одной версии, это Постник Яковлев, по прозванию Барма; по другой — два мастера, Барма и Постник.

Такая разноголосица в исторических документах не случайна: строители тех лет не стремились «остаться в истории», приписывая всю славу возведения дома Божия не себе, но Господу — потому так мало известно о них самих. Было ли ослепление Существует предание о том, что мастер или мастера были ослеплены по приказу Ивана Грозного, дабы они не смогли возвести храм более прекрасный, чем Покровский. Однако, рассказ этот у историков вызывает сомнения: он восходит к одному из иностранных дипломатов в Москве, повторяя аналогичные легенды о строителях красивейших соборов Европы. А имена зодчих Покровского встречаются среди имен создателей других столичных церквей второй половины XVI в. Архитектура и стиль Собор, каким знали его жители столицы XVI в.

Иоанна, погребенного близ могилы св. Василия в 1589 г. XVIII в. План собора Современный Покровский собор объединил в себе 10 церквей.

12.07.2023 18:41:11

  • Как называется собор?
  • Директор музея «Покровский собор» — о храме Василия Блаженного в его прошлом и настоящем
  • Внутри Собора Василия Блаженного: потолок‑калейдоскоп и галереи с видом на Кремль | РИАМО | РИАМО
  • Храм Василия Блаженного: цена билета и режим работы в 2024 году

Храм Василия Блаженного — история и загадки

И есть ли отсюда подземный ход в Кремль? Причём тут тогда юродивый? Покровский собор — это не один храм, а несколько. На одном фундаменте стоит несколько церквей. В 16 веке тут появилась ещё одна — во имя Василия Блаженного. Люди тянулись сюда. Есть версия, что из-за такой популярности, в народе за собором и закрепилось название — храм Василия Блаженного. Их об этом месте предостаточно. Составила топ самых интересных и известных. Собор — это райский сад.

Одна из главных фишек храма — разноцветье. Но таким он был не всегда. В веке 16-ом, его фасад был красно-белым.

Похоронили юродивого у Троицкой церкви.

Когда же Покровский храм построили, его могила оказалась у самой стены храма. Позже, через 30 лет, по указанию царя Федора Иоанновича был сооружен новый придел, освященный в честь Василия Блаженного. С тех пор храм стал называться этим же именем. В старину Покровский собор был красно-белым, а купола золотыми.

Куполов было 25: 9 основных и 16 маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни. Центральная главка имела такую же сложную форму, как и боковые купола. Роспись стен храма была более сложной. Внутри храма помещалось совсем мало народу.

Поэтому во время праздников богослужения проводились на Красной площади. Покровский собор служил алтарем. На лобное место выходили служители церкви, а куполом служило небо. Храм имеет высоту 65 метров.

До постройки Ивановской колокольни в Кремле был самым высоким в Москве. После пожара в 1737 году храм был реставрирован, а во второй половине 18 века 16 маленьких глав вокруг башен убрали, а колокольню соединили с храмом, который стал разноцветным. За свою историю несколько раз храм был на краю гибели. По преданию, Наполеон держал в храме своих лошадей и хотел перевести сооружение в Париж.

Построенный в 1555-1561 годах храм Василия Блаженного первоначально состоял из девяти церквей. Впоследствии к нему были пристроены две нижние церкви над мощами московских святых Василия и Иоанна Блаженных. С 1929 года нижние церкви были недоступны ни для посетителей музея, ни для верующих. Как рассказали в пресс-службе ГИМа, по престольным праздникам в церкви будут совершаться богослужения.

Там появились тактильные модели В Покровском соборе храм Василия Блаженного установили две тактильные модели, которые сделают всемирно известный памятник архитектуры более доступным для незрячих и слабовидящих людей 11 февраля в рамках празднования Дня рождения Исторического музея и 460-летия храма, при поддержке программы «Особый взгляд» благотворительного фонда бизнесмена Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» состоялась презентация проекта «Покровский собор: территория доступности». На территории храма была размещена первая в центре Москвы металлическая тактильная модель для незрячих людей. Внутри здания появилась разборная тактильная модель из пластика.

Проект позволит незрячим и слабовидящим туристам и жителям столицы насладиться архитектурным богатством здания и изучить его во всех деталях. Поддерживая культурные символы нашей страны, делая их доступными для миллионов людей как в нашей стране, так и за рубежом, мы столкнулись с проблемой их доступности для людей с ограниченными возможностями. Эта проблема требует системного решения и именно для этого мы запустили программу "Особый взгляд", призванную содействовать развитию инклюзии в нашей стране и обеспечивать равный доступ для слепых и слабовидящих. Презентация тактильных моделей Покровского собора — очень значимая и символичная, так как посвящена главному символу нашей страны.

Собор Василия Блаженного или Символ красоты русской души. Часть 1.

Возможно, историкам известно о его особых заслугах, например перед народом, о юродстве или о чудесах, которые он совершал? Юродство — один из самых трудных подвигов в христианстве, суть которого состоит в служении Богу. Как правило, юродивые вели праведную жизнь, полную лишений, подавая пример окружающим. Мы знаем, что Василия Блаженного называют ещё нагоходцем, потому что он и в зной, и в стужу едва прикрывал своё тело лохмотьями. Тем самым Василий давал понять, что ему чуждо всё земное, что он служит Богу. Юродивые, кстати, были единственными, кто смело мог общаться с власть держащими. Из жития Василия Блаженного мы знаем, что он неоднократно общался с Иоанном Грозным. Именно через юродивых народ мог что-то донести до царя.

Они были проводниками народных мыслей и чаяний. Также мы знаем о нескольких чудесах, которые Василий Блаженный совершил как при жизни, так и после смерти. После того как стали проявляться посмертные чудеса, его канонизировали. Но сегодня историки архитектуры склоняются к тому, что архитектором храма был итальянский мастер, выходец из архитектурной школы эпохи Ренессанса. Вся архитектурная композиция и детали отсылают нас именно к европейской архитектурной школе, а не к русской. Вполне возможно, что те же итальянцы получили на Руси прозвища Постник и Барма. Так, под Постником можно понимать человека, который много постится, а под Бармой — который много бормочет, в том числе на иностранном языке.

В целом такая ситуация достаточно характерна для той эпохи — когда превозносят не мастера, а его творение. В XVII столетии в записках иностранцев говорилось, что этот чудный собор построил один архитектор. Так что даже тогда не было известно, кто построил Покровский собор. Такого сооружения больше нигде в мире не найти. Большую ценность представляет его богатое настенное убранство: и снаружи, и внутри — практически все стены собора расписаны, эти росписи удивительны. Если говорить о предметном мире, внимание привлекает вклад первого царя из династии Романовых — Михаила Фёдоровича. Это серебряный потир сосуд для богослужения.

Реставрация долго шла — к 450-летию собора, вот только с 2011 года стал полностью доступен. Москвичи — редкие гости. Группами идут китайцы, немцы, да, и россияне. Питерцы все сравнивают собор со своим — Храмом Спаса-на-Крови. Говорят, что наш целый храм искусства. За окном мороз -13, а внутри собора не теплее.

Такой холод объясняют особенностью строительства. Сейчас, конечно, могли бы сделать отопление, но церковная роспись не приспособлена к другим температурам. Именно здесь и проводили богослужения ежедневно. Так со временем название этой церкви закрепилось за собором. Одиннадцать церквей, но десять куполов Покровский собор очень нарядный — не только снаружи, но и внутри.

На западной стороне — образ Покрова Пресвятой Богородицы. Верхний ярус расписан фресками святых — покровителей царского дома Романовых: мученицы Ирины, Иоанна Предтечи, святой Анастасии Узорешительницы и Федора Стратилата. На южной стороне — Богоматерь Владимирская с избранными святыми московского круга. Паруса свода треугольники под потолком расписаны иконами Евангелистов, а перекрытия — иконами Спаса Нерукотворного, Иоанна Предтечи, Божией Матери. Под куполом — образ Спаса Вседержителя. Иконостас создан по проекту архитектора Андрея Павлинова и украшен резьбой по дереву и прорезным позолоченным кружевом. Он так велик для небольшого храма Покрова, что продолжается на боковых стенах. Путешествие сквозь время Собор несколько раз был на краю гибели. В 1812 году во время войны с Наполеоном здесь размещались французские конюшни, в Москве полыхали пожары, а храм заминировали, чтобы взорвать. Вопреки всему, он сохранился, будто сама Богородица оберегала его. Разграбив ценности, завоеватели оставили церковь. Во времена запрета на богослужения храм Василия Блаженного не тронули. В 1918 году собор взят под охрану государства как памятник национального и мирового значения. Богослужения совершались регулярно до начала XX века. Последнего настоятеля храма Иоанна Восторгова расстреляли. С 21 мая 1923 года собор открыт для посетителей как историко-архитектурный музей. В 1928 году храм стал филиалом Государственного исторического музея и является им поныне. В соборе проведены 4 глобальные реставрации.

С пристройкой церкви Василия Блаженного богослужения в соборе стали ежедневными. Ранее собор не отапливался, так как был, в большей степени, мемориальным, и службы в нем шли только в теплое время года. А придел Василия Блаженного был теплым и более просторным. С этих пор Покровский собор и знают больше как храм Василия Блаженного. Самый распространенный миф о соборе — это леденящая доверчивые души история о том, что царь Иван IV якобы приказал ослепить его строителей Постника и Барму, чтобы они уже никогда не смогли построить ничего другого, что могло бы превзойти и затмить только что возведенный архитектурный шедевр. Между тем, никаких реальных исторических свидетельств нет. Да, строителей храма действительно звали Постник и Барма. В 1896 году служивший в храме протоиерей Иоанн Кузнецов обнаружил летопись, в которой говорилось, что «Благочестивый царь Иоанн пришед с победы казанския в царствующий град Москву… И дарова ему Бог двух мастеров русских по реклу Постник и Барма и быша премудри и удобни таковому чудному делу…». Так впервые стали известны имена строителей собора. Но про ослепление в летописи нет ни слова. Более того, Иван Яковлевич Барма после завершения работ в Москве принимал участие в строительстве Благовещенского собора в Московском Кремле, Казанского кремля и других знаковых сооружений, о чем есть упоминания в летописях. Также существует гипотеза о том что упомянутые зодчие в действительности были одним человеком.

В Храме Василия Блаженного показали уникальную находку XIX века

Сайт функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель. Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

XVI век. Строительство собора. Картина Джакомо Кваренги «Покровский собор и Спасская башня Кремля» По изначальной задумке, центральную церковь должны были окружать семь приделов. Но, когда строительство было почти завершено, зодчие поняли, что для гармонии планировки нужно добавить ещё один придел. Так появилась сложная архитектурная композиция с девятью отдельными церквями и звонницей на едином основании. Причём у каждой церкви свой вход, а купола украшены орнаментами, которые не повторяются.

Название Приделы собора освятили в честь религиозных праздников, выпавших на дни битв за Казань. Центральная церковь, например, посвящена празднованию Покрова Пресвятой Богородицы: именно в этот день стартовало победоносное наступление. Так же окрестили и весь собор: он носит имя Покрова Пресвятой Богородицы на Рву. А вот неофициальное, но более популярное имя храма связано с московским юродивым Василием Блаженным. Он наставлял людей на праведный путь и предсказывал будущее. Старца похоронили в основании строящегося Покровского собора, а в 1588 году, через 30 лет после смерти, канонизировали. Над его могилой построили ещё одну, десятую, церковь, названную именем святого. В отличие от других приделов, которые не отапливались, здесь богослужения проводили каждый день в любое время года.

Поэтому со временем весь собор получил второе имя — храм Василия Блаженного. Перестройки Храм несколько раз менял свой облик. В 1670-х к нему пристроили ещё одну миниатюрную церковь — в честь обретения мощей юродивого Иоанна Блаженного. Вместо открытых лестниц появились два крыльца, а обходную галерею сделали каменной и покрыли кровлей. Обе постройки расписали растительными орнаментами. Изменения коснулись и звонницы, которая к концу XVII века порядком обветшала. Её заменили шатровой колокольней с фигурной черепицей. Средства на восстановительные работы выделила Екатерина II.

В результате реставрации поменялись росписи на фасадах и внутри храма, купола стали многоцветными, а иконостасы оформили в стиле барокко. Во время войны 1812 года французские солдаты разорили собор Василия Блаженного : вынесли ценности и даже собирались взорвать церковь, но, согласно легенде, зажжённые фитили потушил внезапно начавшийся ливень. В конце XIX века храм собирались реставрировать, но сначала не хватало средств, а потом помешала революция. Покровский собор. Вид собора. Из альбома Николая Найдёнова После революции 1917 года Службы с приходом новой власти прекратились, но, в отличие от большинства других церквей, собор Василия Блаженного не снесли, а объявили архитектурным памятником. Вскоре он вошёл в состав Государственного исторического музея и остаётся его филиалом поныне. С 1920-х по 2000-е собор претерпел несколько глобальных реставраций, в результате которых удалось восстановить старинные росписи и иконостасы, заменить обветшавшие главы и даже открыть замурованные коридоры в подклете.

Сейчас в музейную экспозицию входит коллекция древнерусских икон, предметы церковной утвари, а также отреставрированные интерьеры. Его выделяет необычное устройство — это целых 11 церквей на общем фундаменте подклете с мощными стенами толщиной до трёх метров. Помещения общего «цокольного» этажа оборудованы продухами — узкими отверстиями в стенах, обеспечивающими вентиляцию. А ещё в соборе очень хорошая акустика. Усиливают звук голосники — глиняные сосуды, вмонтированные во внутренние стены церквей. Всего в храме исследователи насчитали чуть более 80 таких конструкций. Но главная особенность храма — это его великолепное убранство. Покровский собор эффектно оформлен с каждой стороны.

Он богато украшен кокошниками, фресками, фасадными иконами, нарядными шатрами и главами.

Еще один экспонат, который нельзя пропустить, — соборная икона Троицы, написанная в 17 веке. Эта копия «Троицы» Андрея Рублева находится в иконостасе церкви. Один из самых маленьких храмов собора — Церковь Александра Свирского, площадью всего 8 квадратных метров. Как и в главной церкви собора — Покровской — конструкция представляет собой «четверик на восьмерик», а роспись имитирует кирпичную кладку и белый камень. Под сводами храма — все та же «калейдоскопная» восьмиконечная звезда.

Рассмотреть стоит и древний иконостас, в котором есть иконы старше собора. Что касается служб, то, по одной из версий, это были частные панихиды для родственников воинов, погибших под стенами Казани. Но самое интересное — то, что здесь можно перемещаться во времени — увидеть интерьеры 16 и 17 века с кирпичным полом и кладкой того времени, а также более поздние — 18 и 19 века, имитацию кладки и белокаменные полы. Это одно из самых светлых мест, поэтому многие туристы здесь делают фото-паузу. Сейчас древняя кладка закрыта росписью под кирпич, а сама конструкция потолка для 16 века уникальна.

Интересный факт Первоначально цветовое решение здания соответствовало идее: в нем преобладали белый, красный, золотой на куполах цвета, символизирующие Царство Небесное.

Нынешняя многоцветная нарядность появилась значительно позже. Когда произошло освящение Летопись сообщает, что все приделы, кроме центрального, были освящены 14 октября 1559 г. Время начала богослужений в Покровском храме удалось установить во время реставрации конца 1950-х гг. Тогда под слоями штукатурки нашли надпись, свидетельствующую о том, что Покровский придел освящен 12 июля 1561 г. Архитектор Источники различным образом передают имя создателя или создателей : по одной версии, это Постник Яковлев, по прозванию Барма; по другой — два мастера, Барма и Постник. Такая разноголосица в исторических документах не случайна: строители тех лет не стремились «остаться в истории», приписывая всю славу возведения дома Божия не себе, но Господу — потому так мало известно о них самих.

Было ли ослепление Существует предание о том, что мастер или мастера были ослеплены по приказу Ивана Грозного, дабы они не смогли возвести храм более прекрасный, чем Покровский. Однако, рассказ этот у историков вызывает сомнения: он восходит к одному из иностранных дипломатов в Москве, повторяя аналогичные легенды о строителях красивейших соборов Европы. А имена зодчих Покровского встречаются среди имен создателей других столичных церквей второй половины XVI в. Архитектура и стиль Собор, каким знали его жители столицы XVI в. Иоанна, погребенного близ могилы св. Василия в 1589 г.

XVIII в. План собора Современный Покровский собор объединил в себе 10 церквей. Купола К XIX в. Василия Блаженного, на втором — самая большая церковь Покрова Пресвятой Богородицы, окруженная 8 малыми Высота Высота здания — 65 м. Вид сверху Собор Василия Блаженного, вид сверху Храм под землей Здание имеет подклет, ранее недоступный прихожанам, так как до 1595 г. Во время реставрации удалось обнаружить потайную лестницу внутри стены; ныне здесь — музейная экспозиция.

Интерьер Интерьер церкви Василия Блаженного Церкви, объединенные вокруг Покровской, внутри очень малы по размерам, здесь могут разместиться не более 10-20 человек. Но высота каждой из них — не менее 20, а Покровской — более 40 м. Приделы соединены коридорами, галереями, что делает здание похожим на лабиринт, где человек нашего века как бы теряется в XVI столетии, невольно отрешаясь от сегодняшнего мира — и это прямо в центре столицы! Убранство церквей не раз менялось. Интересные факты о соборе 8 малых церквей расположены таким образом, что образуется восьмиконечная звезда; это символ Богородицы , одновременно — звезды Вифлеема. До революции единственным приделом, имевшим отопление, был посвященный св.

Именно поэтому здесь служили круглый год, тогда как в остальных приделах — только летом. Нынешняя ограда существует с XIX в. Ранее она украшала набережную р.

храм Василия Блаженного - взгляд изнутри

Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Богородицы на Рву, – одна из визитных карточек Москвы. Храм Василия Блаженного, который был временно закрыт на фоне режима КТО в Москве, вновь доступен для посещения. В зимнее время в Храме Василия Блаженного царит совершенно особая атмосфера. Храм Василия Блаженного, пожалуй, самый знаменитый собор России и визитная карточка страны. Покровский собор на Рву (Храм Василия Блаженного) на Красной площади сентябрь 2018 47.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий