Новости кто был александр македонский по национальности

Александр Македонский прожил мало, но прославил себя на века.

Кто по национальности Александр Македонский?

Эллин македонского происхождения об этом однозначно свидетельствуют многочисленные исторические источники и результаты раскопок. РИА Новости, 1920, 01.03.2024. Александр III Македонский не дожил до своего 33-летия всего один месяц.

К какой национальности относился Александр Македонский? Подробности в статье

Александр был сыном Филиппа II Македонского и царицы Олимпиады, дочери эпирского царя Неоптолема. Какую славу заслужил Александр Македонский на самом деле. Однако прогреческая оппозиция утверждает, что Александр Великий был греком, это утверждение опровергнуто ещё в древности официальным биографом Александра Великого — Аррианом (Flavius Arrianus).

Вознесение и царствование

  • Александр Македонский — Википедия
  • Александр Македонский-сын русского пастуха Филиппа
  • Александр Македонский - еврейский герой -
  • Александр Македонский
  • Национальность Александра Македонского
  • Александр Македонский, Аттила, Чингизхан кем они были по национальности | Новости СВО

Александр Македонский как историческая личность

Алекса́ндр Македо́нский (Александр III Великий, др.-греч. Ἀλέξανδρος Γ' ὁ Μέγας; предположительно 20/23 июля или 6/10 октября 356 года до н. э., Пелла — 10 или 13 июня 323. Александр Македонский (Александр III Великий, у мусульманских народов Искандер Зулькарнайн) — македонский царь с 336 г. до н. э. из династии Аргеадов, полководец, создатель мировой державы, распавшейся после его смерти. Александр Македонский завоевал большую часть мира, но вопрос о том, был ли Александр Македонский на самом деле греком, продолжает вызывать споры. Наше объяснение происхождения названия Александра Македонского «двурогим» может быть изложено более подробно. Несмотря на то, что Александр Македонский был родом из Македонии, его национальность является предметом дискуссий и споров.

Александр Македонский - биография, фото, личная жизнь полководца

Философская мысль, близкая по тематике к теме Кем был Александр Македонский по национальности: Национальность - это не только происхождение, но и мозаика ярких культур, которая способна объединить людей и создать нечто великое. Как Александр Македонский захватил весь мир? Александр Македонский - не только полководец, но и культурный посредник, который нес в себе культуры разных народов и приносил их в новые территории, способствуя обмену и взаимопониманию между народами.

Гидраот совр. Рави , покорил катайев и подошел к р.

Гифасис совр. Сатледж , намереваясь вторгнуться в долину Ганга. Однако солдаты взбунтовались — они устали от бесконечного похода, тяжело переносили природно-климатические условия Индии и их пугала перспектива войны с могущественным государством Нандов. Александру пришлось повернуть назад и расстаться с мечтой о мировом господстве.

Он фактически отказался от контроля над землями к востоку от Инда, передав его местным владетелям. На Гидаспе сухопутная армия встретилась с македонским флотом под командованием Неарха и вместе с ним двинулась к Индийскому океану. Во время похода Александр совершил успешную военную экспедицию против маллов и оксидраков инд. В конце июля 325 до н.

Бахманабад и дельты Инда. В сентябре 325 до н. Во время перехода через Гидросию совр. Белуджистан македоняне сильно страдали от недостатка воды и продовольствия и от проливных дождей.

Только в ноябре они добрались до Пуры, административного центра Гидросии. Когда армия пересекала Карманию совр. Керман и Хормозган , она превратилась в беспорядочную и деморализованную толпу. В начале 324 до н.

Александр прибыл в Пасаргады, а затем отправился в Сузы, где отпраздновал окончание похода февраль 324 до н. Пытался суровыми мерами бороться со злоупотреблениями македонских и персидских чиновников. Продолжил политику слияния в одно целое разноязычных племен; стремился создать единую элиту из греко-македонской и персидской верхушки. Приказал десяти тысячам македонских воинов вступить в брак с женщинами местного происхождения; женил около восьмидесяти своих приближенных на персидских аристократках.

Желая разбавить чисто македонский состав гвардии, активно зачислял в нее знатных иранцев; организовал особый туземный корпус, в который вошли тридцать тысяч юношей из восточных областей его империи. Это усилило недовольство воинов-македонян, которое не смогли погасить щедрые денежные выплаты. В 324 до н. Для упрочения своей власти в Греции особенно после неудачного похода македонского полководца Зопириона в Северное Причерноморье и антимакедонского восстания во Фракии летом 324 до н.

Серьезно ограничил полномочия Ахейского, Аркадского и Беотийского союзов а может быть даже полностью распустил. Добился от греческих государств признания себя сыном Зевса-Аммона; в Элладе начали возводить святилища Александра. После успешного ее окончания, отвел армию в Вавилон, где стал готовиться к походу на запад: намеревался разгромить Карфаген, захватить Сицилию, Северную Африку и Испанию и дойти до Геркулесовых Столпов совр. Гибралтарский пролив.

Разрабатывал также планы военных экспедиций вокруг Гирканского совр. Каспийского моря и на юг Аравийского п-ва; уже был объявлен сбор флота и армии. Однако в начале июня 323 до н. Успел проститься с армией и 13 июня 323 до н.

Тело царя было перевезено одним из его приближенных Птолемеем Лагом, правителем Египта, в Мемфис, а затем в Александрию. Личность Александра соткана из противоречий. С одной стороны, он — гениальный полководец, мужественный солдат, широко образованный человек, поклонник литературы и искусства; с другой — безмерный честолюбец, душитель греческой свободы, жестокий завоеватель, самовластный деспот, считавший себя богом. Историческое значение деятельности Александра: хотя созданная им держава распалась вскоре после его смерти, его завоевания положили начало эпохе эллинизма; они создали условия для греко-македонской колонизации Ближнего Востока и Средней Азии и для интенсивного культурного взаимодействия эллинской и восточных цивилизаций.

По другому, преданию, к нашей Голодной степи приурочивается легендарный случай с цирюльником Александра, о чем в сочинении имама Сююти 7 только кратко упомянуто и притом без определенного указания на место действия. Кроме того, в Средней Азии есть несколько местностей и урочищ, соединяемых с именем Искандера, как например: Искандер-куль, Искандер-сай, Искандер-кала, Искандер-манара, а место Александрии Эсхаты подлежит определению. Ясно, что Александр Македонский оставил после Туркестанского своего похода 8 неизгладимую память в туземном населении, а коран укрепил и освятил потом в народе воспоминание о Зуль-карнайне, как и вообще, при посредстве религиозного авторитета этой освященной книги мусульман, имя Зуль-карнайна распространилось по всем странам мира, где утвердилось учение ислама. При этом невольно припоминается известный историко-литературный факт, состоящий в том, что не только отдельные идеи, но и целые легенды переходят от одного народа к другому, не встречая препятствий ни во времени, ни в пространстве, ни в особенностях религии и национальности, что повторилось и с легендой об Александре Македонском.

Рассмотрение этого интересного вопроса я позволил себе предложить вниманию гг. Имя Зуль-карнайна было занесено в коран при следующих исторических обстоятельствах. Иудеи, поселившиеся в Аравии еще до Р. Из кн.

С другой стороны они знали также, что Александр Македонский быстро завоевать Малую Азию, Финикию и Палестину, был в Иерусалиме, приносил в храме иерусалимском жертву Иегове и очень был тронут прочитанным ему пророчеством о нем Даниила 10. Аравийским иудеям были известны также разные легендарные рассказы о подвигах Александра Македонского, и они решили задать основателю ислама в числе других замысловатых вопросов и вопрос о знаменитом царе-завоевателе, чтобы испытать исторические познания арабского пророка. Однажды они спросили Мухаммада: «Кто был Зуль-карнайн? Так, говорит об этом Казы Байзави 12.

Тоже утверждает и позднейший мусульманский историк Табари 13. В наиболее уважаемом мусульманском толковании на коран «Рухул-баян», в объяснении названия «Зуль-карнайн», приводятся разные соображения, именно: Искандер во время своей жизни доходил до двух рогов солнца, то есть до восхода и до запада, был царем Востока и Запада и получил поэтому название «двурогого» 14 , как Ардашир 15 имел прозвание «долгорукого» потому, что у него всякие решения быстро приводились в исполнение, как бы при помощи двух длинных рук. Когда Зуль-карнайн призывал своих подданных к истинной вере, то голова его склонилась в правую сторону и он умер было, но ожил по велению Божию, а когда снова стал приглашать народ свой к вере, то голова его склонилась в левую сторону, и он снова умер и снова, по милости Божией, ожил. В воспоминании этих двух случаев, он и назван «двурогим».

Так и Алия называют «двурогим», потому что у него на голове были две раны: одну рану нанес ему Умар Ибн-Вадд, а другую — Ибн Мульджам Камус. Зуль-карнайн во сне приблизился к солнцу и схватил его за два рога, то есть за два края — восток и запад, — и, когда рассказал об этом сне своему народу, получил прозвание «двурогого» Карасуль-анбия. Во время его жизни сменились два поколения полагая на каждое 36 лет. У него на короне были два рога 16.

Он сражался руками и стременами. Он совмещал в себе знания реальные и мистические. У него на голове с обеих сторон были навернуты две косы на подобие рогов. Зуль-карнайн первый стал носить чалму на голове потому, что у него на голове были два рога, которые были похожи на два завитка волос.

Искандер и прикрывал свои рожки чалмой, чтобы не показывать их народу. Однажды он пошел в баню со своим мирзой-цирюльником и сказал ему, что об этих рогах не знает никто и что если он, царь, услышит об этом хоть от одного человека, то убьет мирзу. Испуганный этой угрозой мирза вышел из бани без памяти, как мертвец, ушел в степь и там, наклонившись к земле, крикнул: «У царя на голове два рога». На этом месте выросли потом две камышинки.

Однажды проходил пастух мимо этого места и сделал из этих камышинок две дудочки, а когда заиграл в них, из дудочек вышел звук: «У царя на голове два рога»… И повсюду распространилась молва об этом Имам Сююти 17. В газете «Каспий» напечатана целая легенда на эту тему. По легенде, Александр Македонский имел на обоих висках два роговидные отростка и потому никогда не снимал при людях со своей головы высокой шапки, которой прикрывал свои рога. А цирюльников, которые брили ему голову 18 , он убивал, чтобы они не выдали его уродливости.

Однажды царь призвал молодого цирюльника и сказал ему: «Как только кончишь брить меня, я убью тебя, потому что, если ты останешься в живых, то можешь рассказать кому-нибудь о моем уродстве». Услышав такую угрозу, цирюльник стал упрашивать Александра, упав к ногам его: «Умоляю тебя…, о великий государь, не убивай меня! Пощади, сжалься над моей молодостью!.. Клянусь твоей священной головой, я — сохраню твою тайну, как святыню, на дне души моей до гроба!

Цирюльник долго хранил эту тайну, но до конца не мог сдержать своего обещания… Боясь проговориться, он обратился с просьбой к одному святому старцу: «Помоги моему горю, святой отец: я имею тайну, которую должен высказать кому-нибудь, чувствуя непонятную потребность в этом, но не могу, ибо я наложил на себя обет молчания; скажи, что могу сделать я, чтобы успокоится, не говоря о тайне, причиняющей мне страшную муку? Цирюльник так и сделал: долго он бродил по степи, наконец, нашел заброшенный колодец, в который наклонил голову и произнес три раза: «У царя Александра есть рога на голове». И действительно, едва цирюльник вымолвил это, как почувствовал облегчение… В следующую весну в пустынном колодце вырос тростник. Пастух, не далеко от этого колодца пасший овец, срезал тростинку и сделал дудочку, но она насвистывала только о том, что у царя Александра есть рога на голове.

Царь Александр проезжал однажды со своей свитой на охоту по степи, где этот пастух пас овец и услышал, как пастух, играя на тростниковой дудочке, насвистывал одно и тоже: «У царя Александра есть рога на голове». Тогда царь подозвал к себе пастуха и спросил: «почему ты насвистываешь, что у меня на голове есть рога? Великий царь, чтобы проверить слова пастуха, приказал передать дудочку своему визирю и, убедившись в справедливости слов пастуха, отпустил его.

Александр Македонский мозаика. Александр Македонский Троя. Битва при Гранике Александр Македонский.

Александр Македонский Великий поход. Александр Македонский Смоленск. Александр Македонский фото в полный рост. Александр Македонский 37 лет Иваново. Александр Македонский фото на аву. Александр Македонский Великий завоеватель.

Македонский Великий полководец. Alexandr makedonaci. Александр Македонский годы жизни. Портрет Александра Македонского 5 класс. Леохар портрет Александра Македонского. Леохар Александр Македонский.

Леохар портрет Македонского. Александр Македонский Колин. Александр Фаррелл. Колин Фаррелл - Александр Македонский 3. Колин Фаррелл. Александр Великий фильм 2004.

Александр Великий Македонский фильм. Александр Великий 2007. Александр царь завоеватель. Розарио Доусон в фильме Александр. Розарио фильм Александр 2004. Розарио Доусон Александр 2004.

Александр Македонский фильм 2004 Роксана. Армия Македонского. Вторжение Александра Македонского в Египет. Александр Македонский и его армия. Александр Македонский портрет настоящий. Александр Македонский в полный рост.

Македонский Александр наци. Александр Македонский рост. Лисипп Александр Македонский. Александр Великий Колин Фаррелл. Александр Македонский статуя.

Загадка Александра Македонского: были ли у полководца дети и что с ними стало?

Александр Македонский: завоевание Согдианы и новая любовь Александра Великого, читайте здесь. Таким образом, Александр Македонский был греком по национальности и гордился своим героическим наследием и древнегреческими корнями. Какую славу заслужил Александр Македонский на самом деле.

Александр Македонский - биография, фото, личная жизнь полководца

Она установила новый стандарт в войне и освоении новых территорий, а ее административная система и управление стали образцом для многих государств. Историческое значение Македонской империи состоит не только в ее территориальных достижениях, но и в ее влиянии на развитие культуры и политики на протяжении веков. Эта империя оставила неизгладимый след в истории, став образцом государственного устройства и смешения культур. Влияние Македонии на ближневосточные культуры и цивилизации Одним из главных аспектов влияния Македонии на ближневосточные культуры было распространение греческой культуры и языка. После завоевания Александром Македонским требовалось установление греко-македонского языка и культуры во всех завоеванных территориях. Это привело к греческому влиянию на ближневосточные народы, которое сказалось на их религии, философии, литературе и искусстве. В религиозной сфере влияние Македонии проявилось в появлении греческой мифологии и богов. Многие местные боги и герои интегрировались в греческую мифологию. Например, персидский бог Митра стал идентифицироваться с греческим богом Аполлоном. В философии и литературе постепенно появлялась греческая философия и классическая литература.

Влияние Македонии населяло большое множество менее развитых культур и наполнило их новыми идеями и творениями, такими, как поэзия Гомера.

После революции часть семьи эмигрировала из России. Заслуженная артистка Республики Дагестан. Родилась в семье горских евреев. Прабабушка проживает в Израиле.

Известный российский певец прожил в Израиле шесть лет, записал два музыкальных альбома на иврите и русском языках , сыграл в мюзикле, снялся в кино. Мама, певица, работала в джаз-бенде. Отец работал вместе с мамой конферансье, дирижировал оркестром. Во время гастролей родителей маленькая Лолита воспитывалась у бабушки. В 1972 году родители развелись, в 1974-м отец эмигрировал за границу в Израиль.

Борис Михайлович Моисеев Советский и российский танцовщик, хореограф, эстрадный певец. Заслуженный артист РФ. В английской Вики есть намек на национальность, в русской нет. Родился в тюрьме, так как его мать, недовольная властью, в те годы была политзаключенной. Его детство прошло в маленьком еврейском гетто провинциального Могилева.

Марина Арнольдовна Хлебникова Советская и российская эстрадная певица и телеведущая. Хлебникову пригласили в еврейский театр "Шолом" "- Как Вы считаете, почему именно Вас пригласили играть в этом спектакле? Причиной было, наверно и то, что я ученица Иосифа Давыдовича Кобзона. Второе - сейчас у меня есть имя. И для театра эта серия спектаклей была бы ярким пятном.

Может быть, еще и рекомендации Клары Новиковой сыграли свою роль. И главное, конечно, корни. Основатель, художественный руководитель и арт-директор арт-группы «Хор Турецкого» и «Сопрано 10». Народный артист РФ. Родился в еврейской семье выходцев из Белоруссии.

Отец - Борис Борисович Эпштейн. Носит фамилию матери, так как все родственники с её стороны погибли во врем Холокоста и на русскую похожа к тому же. Михаил Захарович Шуфутинский Российский эстрадный певец, пианист и композитор. Еврейка Клара Новикова безраздельно господствует среди женщин в королевстве разговорного жанра России. Русская фамилия Новиковой досталась от первого мужа-музыканта.

Максим Александрович Галкин Популярный российский пародист, юморист, телеведущий, киноактёр и певец. В настоящее время женат на Алле Пугачёвой. Семья из небольшого села под Челябинском. Даже удалось кое-что записать из воспоминаний бабушки. По папиной линии у нас в семье были Ларины.

Александр IV. Многие современники считали правителя бисексуальным. Античные авторы говорят о его тайной связи с приятелем детских игр Гефестионом. Древнегреческий писатель и философ Афиней считал, что правитель обожал юношей. Это не считалось в обществе чем-то зазорным, если не перерастало в отсутствие интереса к девушкам, ведь так можно было остаться без наследников. Религиозные взгляды и последние годы господина всего мира В юности будущий военачальник исповедовал традиционную эллинскую религию и регулярно приносил жертвы.

Однако с первыми военными успехами уважение по этому поводу у него заметно понизилось. Он даже посетил знаменитого Дельфийского оракула, что строго запрещалось. Властелин всего мира, считающий себя детищем небожителей, старательно обожествлял собственную личность. Он был свято уверен в собственной правоте. Египтяне не стали спорить и безоговорочно признали его сыном бога и богом живым. Греческие полисы последовали их примеру, и «утвердили» прямое родство с Зевсом.

Прибыв в Сузы после не слишком удачного Индийского похода, военачальник решил дать своим людям отдых. Война продолжалась без перерыва больше десяти лет, все вымотались и устали. Пора было заняться внутренними проблемами. Правитель приказал устроить грандиозную свадьбу македонских юношей и азиатских девушек, чтобы народы ассимилировались. Царь планировал и новые походы, в частности, на Карфаген. Желал безраздельно владеть Аравийским полуостровом, Азией и Европой, но злодейка судьба не позволила ему воплотить в жизнь свои честолюбивые планы.

Смерть великого военачальника и судьба империи после ухода Александра Современные историки считают смерть македонского правителя естественной, но в древности ходило множество разнообразных легенд и слухов. По существу: царь заболел за пять дней до нового арабского похода, а десятого или тринадцатого июня триста двадцать третьего года скончался в страшных муках. Разными людьми предполагались лихорадка Западного Нила, малярия, осложненная вялотекущей лейкемией, рак и даже лейшманиоз, вызванный паразитами. Выдвигались версии об отравлении, но подтверждения они так и не нашли. Тело по смерти мумифицировали, но где именно оно похоронено, никто не знает. Гробница царю была выстроена только в четвертом веке, и чей прах в ней хранится, доподлинно неизвестно.

Умер великий полководец Александр Македонский, так и не оставив указаний по поводу наследников. Супруга Роксана через месяц после этого разродилась младенцем мужского пола, которого назвали в честь отца. Но все это уже не могло спасти от смуты, а сатрапы разделили некогда великую державу на множество мелких государств. В триста девятом году была убита сама Роксана и ее сын, а следом за ними и его единокровный брат Геракл. Таким образом, род Аргеадов пресекся в мужской линии, а империя развалилась. Память об Александре После смерти правителя его имя стали активно использовать в политической пропаганде.

Ему строили храмы и даже создавали полноценные культы. Главным источником информации считаются «Эфемериды» придворный журнал и «Гипомнемата» записи самого императора. В католической Европе двенадцатого века особой популярностью пользовался псевдоисторический античный «Роман об Александре», автор которого так и остался неизвестным. Приблизительно в то же время Вальтер Шатильонский опубликовал поэму «Александреида» на латыни, а в одиннадцатом веке подключились и восточнохристианские «поклонники» властелина мира. Тогда рукописные переводы текстов о нем появились в Киевской Руси. В мусульманской традиции Александра представляли правителем Зуль-Карнайном, который упоминается в восемнадцатой суре Корана.

В «Книге о праведном Виразе», написанной последователями зороастризма, македонский царь представлен в качестве посланника повелителя ада. По всему мусульманскому миру до сих пор ходят легенды о нем. Самой известной из них считается та, в которой у правителя росли рога. Якобы он тщательно скрывал их, но его разоблачил один из цирюльников парикмахеров.

Наиболее древним и совершенным считается перевод на армянский язык, сделанный в V веке Мовсесом Хоренаци.

Роман неоднократно переписывался, и сегодня в мире насчитывается 70 его рукописей. Репродукции двух переводов, находящихся в Ереване и Венеции, помещены в книге Риты Арутюнян. Как правило, книги об Александре Македонском заканчивались смертью героя. Рита Арутюнян решилась нарушить традицию и посвятила две главы его наследию - геополитическому и культурному. Будучи человеком богатой словесной палитры, она не перегружает читателя профессиональной терминологией и понятиями, требующими специальной подготовки, а увлекательно и доступно рассказывает о жизни и деяниях Александра Македонского.

Как отмечали выступавшие на презентации, она проявляет завидные знания по истории, хотя и подчеркивает, что не является профессионалом в этой области. Именно поэтому она и спешит сообщить, что основывалась на всех известных первоисточниках, а также на богатейшей академической литературе. К книге приложены словарь названий, географических имен и специальных терминов, хронологическая таблица. Книга авторская по всем параметрам. Рита Владимировна сама совмещала, вычерчивала, рисовала приведенные в книге карты, сама подбирала цветные иллюстрации.

Александр Македонский – величайший правитель свого времени

Некоторые говорят, что это и есть Александр Македонский. Так ли это? Нурлыбек Сабыргалиев Уважаемый Нурлыбек! В суре Аль-Кахф приводится небольшой рассказ о Зуль Карнейне,однако, полных сведений о том, кто этот человек, где и когда жил, нет. При этом, он упоминается как человек, обладающий достаточной силой, чтобы властвовать на земле, умеющий добиваться поставленных целей. Приведем аят из суры Аль-Кахф: «Воистину, Мы наделили его властью на земле и одарили всякими возможностями». Если же мы обратимся к историческим источникам, то известный астроном,ученый Абу Райхан Мухаммед аль-Бируни 973-1048 , в своем труде «Асар аль-бакия анил Курун аль-Халия —Памятники минувших поколений», говорит о происхождении Зуль Карнейна. Согласно этим сведениям, в 110-599 г. И подданные царства называли своего правителя «Зу», по аналогии арабского «Абу».

Зу — означает «Хозяин».

Однако на этом пути находилась маленькая Иудея, бывшая союзником Персии. Нужно было либо завоевывать ее, либо искать некий новый способ покорения страны, чтобы не тратить ни времени, ни сил на второстепенную войну.

А то, что эта эти военные действия заберут значительные силы, показала осада финикийского Тира и филистимлянской Газы. В конце концов, эти довольно крупные города взяли штурмом, а их население сделали рабами. Вполне возможно, что подобная участь ожидала бы в дальнейшем и другие населенные пункты Иудеи, если бы не гениальный ход Александра.

Понятно, что следующим городом должен был стать Иерусалим , к которому уже двинулись войска. Население столицы Иудеи даже приготовилось к защите города, однако сила, которую привел под его стены македонский царь, оказалась слишком внушительной, поэтому евреи решили предварительно провести с Александром переговоры. Навстречу завоевателю выдвинулось посольство во главе с первосвященником Иаддуем.

Понимая, какое опасное предприятие его ожидает, первосвященник подготовился к нему максимально тщательно. Он надел свое лучшее одеяние, сопровождающие его священники шли в тонких льняных одеждах. Следом двигалась процессия из именитых представителей иерусалимского общества.

Именно в этот момент Александр сделал тот самый непредсказуемый ход, который полностью изменил взрывоопасную ситуацию. Молодой полководец, дождавшись, когда к нему подойдет посольство, слез с коня и сделал то, чего никто не ожидал. Он низко поклонился шагающему впереди первосвященнику.

Согласно Иосифу Флавию, на недоуменный вопрос лучшего своего командира Пармениона, зачем он это сделал, будущий великий император ответил, что поклонился он не простому первосвященнику, а Господу.

Он очаровывал своей молодостью; его недолгая жизнь 2 была непрерывным рядом отважных предприятий, геройских подвигов; у него было врожденное влечение к великим делам, — все это внушало и современникам, и потомкам изумление. Он пронесся быстро, как метеор, и тем ярче было сияние, которым окружило его воображение потомства» 3. Автор «Культурной истории классической древности» Я. Фальке так характеризует молодого Македонского царя: с ничтожным сравнительно войском Александр совершил дела, перед которыми бледнеет все, что мы знаем из сказаний и баснословных рассказов прежнего времени.

С быстротой и ослепительным блеском метеора Александр проходит территорию, составлявшую тогдашний мир, оставляя в тоже время глубокие, неизгладимые следы своего краткосрочного пребывания в стране. Он обладал всеми качествами героя в такой степени, как едва ли кто-либо другой, всеми качествами, необходимыми для выполнения тяжелой задачи, возложенной на него всемирной историей. Александр брал с собою в поход, говорит Плутарх, то, что дает наибольшую надежду на успех: благочестие по отношению к богам, честность, простоту, умеренность, веселое расположение духа с презрением к смерти, дар слова и правдолюбие, спокойную обдуманность и быстроту в действиях, славолюбие и твердую волю во исполнение того, что он считал справедливым. Перед началом сражения он хладнокровно и обдуманно распределял все, согласно составленному плану, принимая в соображение даже качество почвы и силу или бессилие врага. Потом он бросался вперед с невообразимыми энергией и мужеством, с неодолимою силою льва, во главе своих избранных всадников, на неприятеля, увлекал за собой своих солдат в неустрашимом самозабвении и решал судьбу битвы личною храбростью.

Нужно ли было переходить реки, как бы последние не были широки и глубоки, или завладеть городами и крепостями, как бы высоко они не лежали и как бы неодолимы ни были их стены, изобретательный ум Александра всегда находил средства и пути для преодоления препятствий, стремясь как бы покорить себе течение и силу воды, подняться на высоту и опрокинуть стены. Наряду с изобретательностью, в Александре была сила, выносливость в борьбе с трудностями и лишениями. По страшным бесплодным пустыням он шел вместе со своими солдатами, вместе с ними пересиливал голод и жажду; ласковым, ободряющим словом и своим примером он умел поддерживать унывающих, а ропщущих побуждать к новым усилиям. Молодой красавец в греческом смысле, он, когда был спокоен, то очаровывал окружающих кротки выражением своего лица, легким румянцем на щеках, нежною томностью взгляда и тем даже, что голова его была немного наклонена влево; его резкие движения, от которых развивались его волосы, его сверкающий взгляд и сильный голос обличали в нем героя 5. Нужно ли удивляться, что Александр оставил неизгладимую память по себе везде, где был?

Его имя сделалось известным всему древнему миру. В настоящее время не только грамотные наши туземцы, но и большинство неграмотных знают Македонского царя под именем Искандера Зуль-карнайна и рассказывают о нем некоторые предания, частью общие всему Востоку, частью же приурочивают к данному месту некоторые из этих преданий. Так, например, у известного мусульманского автора Таляби, рассказывается, что Зуль-карнайн при помощи друга своего, ангела Рафаила, узнал, где находится источник вечной живой воды и отправился в подземное мрачное царство, в котором после 24-летнего странствования достиг чудесного источника, напился воды его, выкупался, совершил религиозное омовение и даже вымыл там свои запылившиеся одежды. Местное ташкентское предание прибавляет к этому, что Зуль-карнайн вышел из подземного своего странствования на теперешнем Шайхантаурском кладбище и расплескал там несколько капель живой воды, которую вынес с собою из-под земли. От этих капель выросли деревья — савр или сарв 6 , стволы которых и до сих пор, но уже без коры и листьев, стоят на Шайхантаурском кладбище и считаются неприкосновенными, священными.

По другому, преданию, к нашей Голодной степи приурочивается легендарный случай с цирюльником Александра, о чем в сочинении имама Сююти 7 только кратко упомянуто и притом без определенного указания на место действия. Кроме того, в Средней Азии есть несколько местностей и урочищ, соединяемых с именем Искандера, как например: Искандер-куль, Искандер-сай, Искандер-кала, Искандер-манара, а место Александрии Эсхаты подлежит определению. Ясно, что Александр Македонский оставил после Туркестанского своего похода 8 неизгладимую память в туземном населении, а коран укрепил и освятил потом в народе воспоминание о Зуль-карнайне, как и вообще, при посредстве религиозного авторитета этой освященной книги мусульман, имя Зуль-карнайна распространилось по всем странам мира, где утвердилось учение ислама. При этом невольно припоминается известный историко-литературный факт, состоящий в том, что не только отдельные идеи, но и целые легенды переходят от одного народа к другому, не встречая препятствий ни во времени, ни в пространстве, ни в особенностях религии и национальности, что повторилось и с легендой об Александре Македонском. Рассмотрение этого интересного вопроса я позволил себе предложить вниманию гг.

Имя Зуль-карнайна было занесено в коран при следующих исторических обстоятельствах. Иудеи, поселившиеся в Аравии еще до Р. Из кн. С другой стороны они знали также, что Александр Македонский быстро завоевать Малую Азию, Финикию и Палестину, был в Иерусалиме, приносил в храме иерусалимском жертву Иегове и очень был тронут прочитанным ему пророчеством о нем Даниила 10. Аравийским иудеям были известны также разные легендарные рассказы о подвигах Александра Македонского, и они решили задать основателю ислама в числе других замысловатых вопросов и вопрос о знаменитом царе-завоевателе, чтобы испытать исторические познания арабского пророка.

Однажды они спросили Мухаммада: «Кто был Зуль-карнайн? Так, говорит об этом Казы Байзави 12. Тоже утверждает и позднейший мусульманский историк Табари 13. В наиболее уважаемом мусульманском толковании на коран «Рухул-баян», в объяснении названия «Зуль-карнайн», приводятся разные соображения, именно: Искандер во время своей жизни доходил до двух рогов солнца, то есть до восхода и до запада, был царем Востока и Запада и получил поэтому название «двурогого» 14 , как Ардашир 15 имел прозвание «долгорукого» потому, что у него всякие решения быстро приводились в исполнение, как бы при помощи двух длинных рук. Когда Зуль-карнайн призывал своих подданных к истинной вере, то голова его склонилась в правую сторону и он умер было, но ожил по велению Божию, а когда снова стал приглашать народ свой к вере, то голова его склонилась в левую сторону, и он снова умер и снова, по милости Божией, ожил.

В воспоминании этих двух случаев, он и назван «двурогим». Так и Алия называют «двурогим», потому что у него на голове были две раны: одну рану нанес ему Умар Ибн-Вадд, а другую — Ибн Мульджам Камус. Зуль-карнайн во сне приблизился к солнцу и схватил его за два рога, то есть за два края — восток и запад, — и, когда рассказал об этом сне своему народу, получил прозвание «двурогого» Карасуль-анбия. Во время его жизни сменились два поколения полагая на каждое 36 лет. У него на короне были два рога 16.

Он сражался руками и стременами. Он совмещал в себе знания реальные и мистические. У него на голове с обеих сторон были навернуты две косы на подобие рогов. Зуль-карнайн первый стал носить чалму на голове потому, что у него на голове были два рога, которые были похожи на два завитка волос.

Тем не менее, как современная Греция, так и Македония претендуют на происхождение Александра Великого. Бывший премьер-министр назвал свой аэропорт именем Александра Македонского и воздвиг огромную статую в столице страны Скопье. Однако после продолжающихся дебатов премьер-министр Зоран Заев распорядился изменить название аэропорта и снести статую. Историк Мэри Бирд отмечает, что члены семьи Александра Македонского принимали участие в Олимпийских играх, что некоторые считают доказательством его греческой принадлежности. Однако был, как отмечает Бирд "Несмотря на то, что он был македонским царем, Александру I в конце концов было разрешено участвовать в Олимпийских играх, основанных на его корнях в греческой династии Аргивян".

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий