Новости закон об иноагентах

Правительство реанимировало проект закона об иноагентах вопреки желанию США и ЕС. Для того чтобы быть объявленым иноагентом, нужно, согласно букве закона, делать следующее. Новые поправки в 255-ФЗ об иноагентах и в КОАП вступят в силу 4 августа. Напомним, Госдума приняла новый закон об иноагентах 29 июня, Совет федерации одобрил его 8 июля.

В Госдуме уточнили нормы закона об иноагентах

126 неправительственных и медиаорганизаций Грузии отказались регистрироваться в качестве «лиц, проводящих интересы внешней силы», как того требует закон «О прозрачности внешнего влияния» или закон об иноагентах. Президент РФ подписал закон, запрещающий гражданам и компаниям размещать рекламу на информационных площадках иноагентов. Депутаты на пленарном заседании приняли в первом чтении два законопроекта, предусматривающие ответственность за нарушение порядка деятельности иноагентов. 1 декабря в России вступил в силу новый закон об иностранном влиянии: теперь иноагентом могут признать человека, даже если у него нет финансирования из-за границы. Формулировки закона позволяют применять закон безгранично и абсолютно непредсказуемо, другими словами — признавать «иноагентами» можно практически кого угодно.

Обобщающие нововведения: что изменит законопроект о контроле за деятельностью иноагентов

Чем закон об иноагентах в Грузии отличается от российского и американского Президент РФ Владимир Путин подписал закон от 31.07.2023 №406-ФЗ с поправками к ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и ФЗ «О связи» (законопроект №570420-7) о запрете.
В Госдуме уточнили нормы закона об иноагентах. 20 декабря 2022 г. Кубанские новости Например, с момента вступления закона в силу иноагентам будет запрещено осуществлять просветительскую деятельность в отношении несовершеннолетних, а также педагогическую деятельность в государственных и муниципальных образовательных организациях.
Госдума усовершенствовала закон об иноагентах: иностранное влияние и последствия Государственная дума приняла в третьем чтении закон, обобщающий нормы законодательства об иноагентах, передает РИА "Новости".

Закон о возможности признавать иноагентом любую компанию прошел третье чтение

За нарушение законодательства об иноагентах предусмотрены существенные административные штрафы, а за злостное уклонение от исполнения обязанностей иноагента предусмотрена уголовная ответственность. В случае принятия законопроекта иноагентом смогут признать любые российские или иностранные физические и юридические лица, а также общественные объединения, действующие без образования юрлица. Законопроект, которым предлагается ужесточить новый закон об иноагентах (подписан в июле прошлого года), внесли в Госдуму в конце апреля. Новости. Деятельность. Глава государства подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законопроект, которым предлагается ужесточить новый закон об иноагентах (подписан в июле прошлого года), внесли в Госдуму в конце апреля.

Кто такие иноагенты. Объясняем простыми словами

Европейский парламент 425 голосами против 25 принял резолюцию «О попытках восстановить закон об иностранных агентах в Грузии и ограничениях для гражданского общества». Новый закон восполняет этот пробел и определяет иноагента как «лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены статьей 4 настоящего Федерального закона». Законопроект вносит изменения в ст.11 закона об иноагентах, ст.5 и ст.7 закона о рекламе и ст.4 закона о СМИ.

Новый закон об «иноагентах» вступил в силу

Протестующие в Грузии заявляли, что первый вариант грузинского закона списан с российского. В России же утверждают: пророссийского следа в грузинских законопроектах нет. Вот как комментировал ситуацию пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков : «Ничего там [в Грузии] Кремлем не вдохновлялось, здесь Кремль абсолютно ни при чем. Первопроходцами в таких законах стали США. И даже один из вариантов законопроекта [в Грузии], если мы правильно понимаем, очень сильно был похож на аналогичный закон США. Второй вариант был менее похож на закон США, был гораздо мягче по своей сути.

Но, конечно, ни к тому, ни к другому мы не имеем никакого отношения», — заявил представитель главы РФ. Эту же тему затронули сами инициаторы закона об агентах иностранного влияния, комментируя отзыв документа из парламента. В совместном заявлении партии «Грузинская мечта», движения «Сила народа» и правящего большинства говорится: «На законопроект был наклеен ложный ярлык российского закона, а его принятие в первом чтении было представлено в глазах части общественности как отход от европейского курса». Первые положения FARA были приняты еще в 1938 году в ответ на усиливающуюся нацистскую пропаганду в Штатах. Спустя несколько десятилетий закон пересмотрели в сторону контроля над политическим лоббизмом иностранных деятелей в стране.

Закон требует, чтобы агент иностранного принципала зарегистрировался в США официально и раскрывал сведения о себе. Иностранным принципалом власти США считают иностранные правительства, политические партии, любые организации, созданные в иностранном государстве или имеющие свое основное коммерческое предприятие в другой стране. Агенты или представители иностранных принципалов по FARA. Санкции за нарушение закона. Минюст США описывает несколько санкций для тех, кто нарушает закон о регистрации иноагентов: За умышленное нарушение FARА — лишение свободы на срок до 5 лет, штраф до 250 000 долларов или и то, и другое.

За некоторые другие нарушения — лишение свободы на срок до 6 месяцев, штраф до 5000 долларов или и то, и другое.

Малые предприятия, внесенные в реестр иноагентов, будут исключаться из системы страхования вкладов, иноагентам также запретят становиться участниками госзакупок. Помимо этого, Минюст сможет получать справки по операциям, счетам и вкладам иноагентов, а также любых физических и юридических лиц при наличии признаков нарушения закона об иноагентах. Ранее в ноябре правительство утвердило перечень данных об иноагентах для публикации на сайте Минюста: в реестре будут указываться дата рождения, фамилия и имя, а также отчество при наличии, ИНН и СНИЛС, основания включения в реестр с указанием конкретных норм закона и даты принятия решений Минюстом о включении человека в реестр и об исключении из него. В июле президент России Владимир Путин подписал закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

Путин подписал закон о запретах для иноагентов Москва. Согласно закону, опубликованному на официальном интернет-портале правовой информации, в выходных данных зарегистрированного СМИ, "участником учредителем которого является иностранный агент, должно содержаться указание на то, что такое средство массовой информации создано иностранным агентом". Кроме того, закон указывает места, где в России отныне будет запрещено проводить собрания, митинги, шествия, демонстрации. К ним относятся здания и территории речных, морских, железнодорожных и автомобильных вокзалов и станций, аэропортов, морских, речных портов, пристаней. Также под запрет подпадают здания и территории образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социальной защиты населения, детские и спортивные площадки.

Иноагентам же будет запрещено проведение собраний, митингов и в зданиях органов публичной власти, а также на территориях, непосредственно прилегающих к таким зданиям, к объектам жизнеобеспечения. Митинговать и проводить шествия в РФ отныне будет запрещено и в культовых помещениях, зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения, в том числе принадлежащих религиозным организациям, местах паломничества.

Также будет создан реестр физических лиц, аффилированных с иноагентами физлица входящие в состав органов юридического лица или общественного объединения, признанных иноагентами, а также являющееся их учредителем, членом, участником, руководителем. Кроме этого, аффилированным с иноагентом может быть признан человек, ведущий политическую деятельность и получающий за нее деньги и или иное имущество от иноагентов, в том числе через посредников. На аффилированных с иностранными агентами лиц не будут распространяться требования и ограничения, установленные для иноагентов. Читайте также.

Парламент Грузии принял в первом чтении резонансный законопроект об иноагентах

Кроме того, увеличен штраф за распространение информации без пометки о статусе иноагента для руководителей, учредителей и членов организаций. Они составят от 10 до 30 тысяч рублей, информируют РИА « Новости ».

Мы прописали ограничения и те виды деятельности, которые не может осуществлять иностранный агент.

Под иностранным влиянием подразумевается, что гражданину РФ, юридическим лицам оказывается финансовая, техническая и иная помощь со стороны западных организаций». О том, что в переводе с юридического на общедоступный означают такие термины, как «поддержка» или «иная помощь», объясняет партнер адвокатского бюро «Забейда и партнеры» Александр Забейда: Александр Забейда партнер адвокатского бюро «Забейда и партнеры» «По сути, в текущем виде законопроект, переводя его на русский язык, предоставляет правоприменителю возможность наделять статусом иностранного агента практически любого по своему усмотрению». Правда, для получения статуса иноагента нужно два условия.

Первое — находиться под иностранным влиянием, а второе — заниматься определенного рода деятельностью. В законопроекте деятельность эта прописана. И это — политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации и распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов или участие в создании таковых.

На простых примерах это выглядит так: если уборщица, которая моет полы в офисе юрлица иноагента и получает от него зарплату, не пишет в соцсетях никак политических постов, ей бояться нечего. Но если такой пост появится, это уже основание для признания уборщицы иноагентом.

Наличие связи между получением денежных средств из иностранных источников и распространением материалов также необязательно. Физические лица — иноагенты Физическим лицом — иноагентом могут признать как гражданина РФ, так и иностранное лицо или лицо без гражданства, если такие лица осуществляют на территории РФ [3] : политическую деятельность в интересах иностранного источника или сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ, которые могут быть использованы против безопасности РФ, если такая деятельность поддерживается иностранным источником в том числе путем предоставления денежных средств, иной имущественной или организационно-методической помощи. Физические лица, которые подпадают под указанные критерии, также обязаны самостоятельно зарегистрироваться в качестве иноагентов [4]. Неисполнение этой обязанности влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 30 до 50 тыс. Последствия признания лица иностранным агентом Официальные представители власти и органы власти подчеркивают, что законодательная конструкция организации, выполняющей функции иностранного агента, не предполагает негативной оценки такой организации со стороны государства, не рассчитана на формирование отрицательного отношения к ней [5].

Тем не менее, включение лица в реестр иноагентов влечет возложение на него: дополнительных обязанностей маркировка собственных материалов, указание на свой статус при обращении в государственные органы, предоставление отчетности в Минюст, обязательный аудит бухгалтерской отчетности и пр. Ответственность за нарушение законодательства об иностранных агентах За нарушение законодательства об иноагентах предусмотрены существенные административные штрафы, а за злостное уклонение от исполнения обязанностей иноагента предусмотрена уголовная ответственность. Например: за отсутствие маркировки на материалах НКО-иноагента предусмотрен штраф для его должностных лиц в размере от 100 до 300 тыс. Лицо, уже подвергнутое наказанию по указанной статье, могут привлечь к уголовной ответственности, которая предусматривает возможность лишения свободы на срок до 2 лет ч. Кроме того, нарушение физическими лицами — иноагентами требований об отчетности наказывается штрафом в размере от 30 до 50 тыс. Непредоставление отчетов о деятельности лицом, которое уже было подвергнуто ответственности по указанной выше статье, влечет уголовную ответственность — от штрафа в размере 300 тыс. Статья 330.

Возможные варианты изменения законодательства об иноагентах Юристы, журналисты и политики отмечают необходимость изменения законодательства об иностранных агентах. Предлагается уточнить понятия, изменить процедуру признания иноагентом, сделать регулирование более мягким и прозрачным. Сейчас в Государственной думе РФ рассматриваются сразу два законопроекта, направленные на изменение законодательства об иностранных агентах. Предлагается признавать иноагентами через суд и смягчить законодательство.

Однако им можно признать человека, зарегистрировавшего это ИП. Пример тому журналист Алексей Пивоваров — он работает как ИП, но иноагентом признали Алексея Пивоварова как физическое лицо, — рассказывает Галина Арапова. Галина Арапова. К аффилированным также будут относиться люди, которые входят или входили в состав органов юридического лица — иноагента или незарегистрированного общественного объединения-иноагента, были в прошлом или являются до сих пор его учредителем, членом, участником, руководителем или работником. То есть в этот реестр попадут нынешние и бывшие сотрудники НКО, однако работник перестает считаться «бывшим» для признания аффилированным лицом через два года после увольнения.

Подробнее Помимо этого, в данный реестр будут входить люди, которые вели или ведут в настоящий момент политическую деятельность и получают деньги или другую имущественную помощь от иностранных агентов, в том числе через посредников. И этого уже достаточно. Правда, в таком случае Минюст должен проверить, занимается ли при этом этот подопечный НКО-иноагента политической деятельностью, но в этом поле вообще широчайший простор для толкования». К политической деятельности новый закон относит даже публичные обращения к органам власти и участие в организации и проведении публичных мероприятий, публичных дебатов, дискуссий или выступлений. Благотворительная деятельность, социальная поддержка людей с инвалидностью, работа в сфере защиты животных и природы и некоторые другие виды деятельности не относятся к политической, но только в том случае, если они не противоречат «национальным интересам Российской Федерации, основам публичного правопорядка Российской Федерации, иным ценностям, защищаемым Конституцией РФ». Таким образом, политической деятельностью может считаться и подписание руководителем НКО открытого письма по какому-либо вопросу. Например, в случае с Комитетом против пыток внесен в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента , политической была признана деятельность этой организации, связанная с публичным обсуждением недопустимости пыток и лоббирование закона об уголовной ответственности за пытки. Если в других странах это нормальная форма общественного контроля и взаимодействия гражданского общества и государства, то у нас это рассматривается как попытка оказания вредного влияния с политической стороны». Этот фонд не занимается ничем, кроме помощи детям, а его руководители и сотрудники не являются членами общественных палат или каких-либо общественных советов, — говорит Милославская.

При этом не исключено, что на практике срок, в который эта политическая деятельность могла быть осуществлена, будет трактоваться довольно широко, несмотря на то, что в законе указано «лицо осуществляющее», то есть подразумевается время на момент признания. Новые обязанности и ограничения С 1 декабря иностранные агенты не смогут получать финансовую, организационную, методическую и информационную поддержку со стороны государства и участвовать в качестве экспертов в проведении государственной и общественной экологической экспертизы, а также независимой антикоррупционной экспертизы.

Госдума поддержала поправки «о третьих лицах» в закон об иноагентах

Если организация осуществляет деятельность, указанную в части 2 настоящей статьи , такая деятельность признается политической независимо от целей и задач, указанных в учредительных документах соответствующей организации. К политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты человеческой жизни, семьи, материнства, отцовства и детства, традиционных семейных ценностей, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, если соответствующая деятельность не противоречит национальным интересам Российской Федерации, основам публичного правопорядка Российской Федерации, иным ценностям, защищаемым Конституцией Российской Федерации. К видам деятельности, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, относятся: 1 целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранными источниками могут быть использованы против безопасности Российской Федерации при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 Уголовного кодекса Российской Федерации. Перечень таких сведений определяется федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности; 2 распространение предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" , и или участие в создании указанных сообщений и материалов; 3 финансирование деятельности, указанной в пунктах 1 и 2 настоящей части. Статья 5. Реестр иностранных агентов 1. В целях учета иностранных агентов уполномоченным органом ведется реестр.

Реестр должен содержать сведения о фамилии, имени, отчестве при наличии либо наименовании иностранного агента, информацию об основаниях его включения в реестр с указанием конкретных норм настоящего Федерального закона, дату принятия решения уполномоченного органа о включении в реестр. Порядок ведения реестра, в том числе требования к составу содержащихся в нем сведений, помимо установленных частью 2 настоящей статьи , устанавливается уполномоченным органом. Сведения, содержащиеся в реестре, размещаются в порядке, определенном уполномоченным органом, на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в объеме, установленном Правительством Российской Федерации. Статья 6.

За повторные нарушения санкции возрастают вплоть до 1 млн рублей.

Так, за нарушение правил маркировки штрафовали на 30 000 рублей Михаила Ходорковского признан в России иностранным агентом. А за игнорирование требования закона о маркировке книг иноагентов этим статусом грозили маркетплейсу Wildberries. Первое уголовное дело против физлица-иноагента завели в феврале 2023 года — фигурантом стал координатор движения «Голос» признано в России иностранным агентом из Твери Артём Важенков признан в России иностранным агентом. Его обвиняют в нарушении порядка деятельности иностранного агента после привлечения к административной ответственности. В 2022 году его дважды штрафовали за отсутствие маркировки на его сообщениях в соцсетях.

Депутаты Госдумы уже внесли новые ужесточающие поправки — они предлагают запретить иноагентам получать не только финансовую, но и имущественную поддержку от государства, а также наделить Минюст правом следить за соблюдением законодательства и установить штрафы за несоблюдение предписаний ведомства. Реестр список иностранных агентов Список иноагентов ведёт и обновляет Минюст РФ. Поначалу существовало четыре отдельных списка — для НКО, физлиц, физлиц-СМИ и незарегистрированных общественных объединений, но с 1 декабря 2022 года ведётся единый реестр , содержащий в том числе данные исключённых иноагентов. Исключение из иноагентов Для исключения из реестра иностранных агентов организация или физлицо должны прекратить получать деньги от иностранных источников, или прекратить политическую деятельность. Или прекратить своё существование.

Для впервые включённых в реестр физлиц порядок выхода упрощённый — можно просто подать заявление в свободной форме и приложить документы, подтверждающие, что иноагентская деятельность больше не ведётся.

Авторы закона сами признавались, что формулировки специально не ограничены для большего простора правоприменителя. Что российские законодатели считают «политической деятельностью»? Что российские законодатели считают «иной деятельностью»?

Кто такие «аффилированные лица»? Согласно новым поправкам — это лицо: входящее входившее в состав органов незарегистрированного общественного объединения или юридического лица-иностранного агента, и или являющееся являвшееся их учредителем, членом, участником, руководителем осуществляющее осуществлявшее политическую деятельность и получающее получавшее денежные средства и или иное имущество от иностранных агентов, в том числе через посредников, для осуществления политической деятельности». Какая информация будет в реестре «аффилированных лиц»? Какой объем из этой информации будет опубликован на сайт Минюста — пока неизвестно.

Откуда Минюст планирует брать эту информацию?

Как будет работать закон и на какие его положения особенно стоит обратить внимание сотрудникам некоммерческих организаций?

Кто теперь иноагент? Несмотря на то, что на сегодняшний день в реестре НКО, выполняющих функции иностранного агента, находятся 70 организаций, в реестре физлиц-иноагентов — 19 человек, а СМИ-иноагентами признано уже 172 физлица и средства массовой информации, термин «иностранный агент» в российском законодательстве еще не использовался. Новый закон восполняет этот пробел и определяет иноагента как «лицо, получившее поддержку и или находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены статьей 4 настоящего Федерального закона».

К такой деятельности относится политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной и военно-технической деятельности России, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и или участие в создании таких сообщений и материалов. Что имеется в виду под иностранным влиянием, понять довольно сложно. Одно дело попытаться как-то изменить поведение субъектов, то есть повлиять на людей, а другое дело — добиться результата.

И вот это никаким образом не отражено в норме. То есть сама попытка изменить поведение, повлиять уже квалифицируется как достаточное действие», — подчеркивает Дарья Милославская. Дарья Милославская.

Может быть лицо удержалось от того, чтобы изменить свое поведение? Но даже если и так, по закону считается, что оно уже находилось под иностранным влиянием». Сроки получения иностранного финансирования также пока не ограничены законом.

Может быть, они еще остались. Тут все тоже может быть не так просто, как кажется на первый взгляд. Наверное, лет десяти достаточно или, может быть, пяти, но чтобы говорить более конкретно, надо смотреть, какие претензии предъявляются к организациям, которые в этот реестр уже попали и попадут в связи с новым законом», — дополняет эксперт.

Госдума усовершенствовала закон об иноагентах: иностранное влияние и последствия

Также они не смогут инвестировать в стратегические предприятия в России, пользоваться системой упрощенного налогообложения, вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов и политических партий. Где будет содержаться информация об иноагентах? Министерством юстиции будет вестись единый реестр иностранных агентов, а также единый реестр физических лиц, аффилированных с ними. На физических лиц, аффилированных с иностранными агентами, не распространяются требования и ограничения, установленные для иностранных агентов. Статус иностранного агента лицо приобретает со дня, следующего за днем размещения на официальном сайте Минюста сведений о таком лице в реестре иностранных агентов, и прекращает со дня исключения таких сведений из реестра. Что грозит за нарушения?

В случае нарушений деятельности иноагента уполномоченный орган теперь будет обязан выдать предписание об их устранении, причем на это должно отводиться не менее месяца. Требования к форме и порядку размещения предупреждений о распространении материалов иноагентами, согласно поправкам, будут устанавливаться Правительством РФ. Кроме того, нарушение законодательства об иностранных агентах влечет за собой в установленном порядке административную, уголовную и иную ответственность. Каков механизм исключения из реестра иноагентов? Законом устанавливаются основания для исключения некоммерческой организации из реестра иностранных агентов.

На устранение нарушения дадут не менее месяца. Госдума приняла и сопутствующий законопроект, который устанавливает административную ответственность за неустранение нарушений. Так, гражданам грозит штраф в размере от 30 тыс. Один из соавторов инициативы Михаил Делягин пояснял РБК, что в первом чтении законопроекта, как правило, отрабатывается общая концепция документа. Если концепция принимается, то все детали отрабатываются во втором чтении», — уточнял он.

Нужно это для удобства применения и понимания, дело не в эффективности, а в налаживании системы и работы, — объяснял Альшевских. При этом для иноагентов появляются и новые ограничения: все материалы, созданные с их участием, запрещены для распространения среди несовершеннолетних, иноагентом запрещено работать в органах власти, входить в общественные наблюдательные комиссии, участвовать в выборах, преподавать в государственных образовательных организациях. Кто не станет иноагентом? Конечно, записывать в иноагенты из-за того, что ты посмотрел новый сериал от Netflix, не будут. По крайней мере таких прецедентов еще не бывало. Да и не все люди в России могут попасть под действие нового закона: например, иноагентами не признают тех, кто связан с госорганами. RU юрист Анастасия Буракова. При этом эксперты отмечают и то, что закон действительно стал более широким. Директор Института политических исследований Сергей Марков отмечает, что часто иноагенты используют ресурсы своих родственников для осуществления какой-либо деятельности. RU Марков. Будут ли они пачками людей записывать? Если дураки, то будут, если не дураки, то не будут.

Так обеспечивается прозрачность их действий в политике и экономике США. FARA не распространяется на организации, связанные с наукой или религией, если они "служат не иностранным интересам". Что касается СМИ, то под действие закона попадают СМИ только те, которые "контролируются, субсидируются и финансируются" извне. Кроме того, закон регламентирует деятельность лишь тех организаций, которые зарегистрированы и действуют на территории США. Россия и иноагенты В отечественное законодательство понятие "иноагент" было введено в 2012 году. Оно касалось некоммерческих организаций, занимающихся политической деятельностью в РФ и получающих финансирование из зарубежных источников. Законопроект под названием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" разработала группа депутатов во главе с Ириной Яровой. Однако они должны регистрироваться в специальном реестре Минюста РФ. Позже ведомство получило право самостоятельно включать НКО в реестр "иностранных агентов", а также проводить проверки организаций со статусом иноагента.

Закон об иноагентах: что это такое?

Также им запрещено производить информационную продукцию для детей и подростков. Иноагенты не смогут получать государственную финансовую поддержку и гранты, в том числе от Фонда президентских грантов. Одновременно закон запрещает иноагентам быть инвесторами стратегических предприятий, в том числе компаний по производству вооружения и военной техники, а также работающих в сфере авиации и космонавтики, в области разведки и добычи полезных ископаемых. Лицо, намеревающееся действовать в качестве иностранного агента, обязано до начала своих действий подать в Министерство юстиции РФ заявление о включении его в реестр. А физическое лицо, не являющееся гражданином РФ, обязано заявить об этом до момента въезда в Россию. Если это сделано не было, то Минюст в случае выявления такого лица принимает решение о включении его в реестр иноагентов. Единый реестр иноагентов С декабря 2022 года Минюст России введет единый реестр иностранных агентов в России вместо прежних четырех. По состоянию на 12 сентября 2023 года он содержит 680 записей об иностранных агентах, внесенных в разные годы. Из них 180 иноагентов впоследствии были исключены из списка. Таким образом, признанными на данный момент остаются 500 иноагентов.

Последние записи датируются 8 сентября 2023 года и содержат информацию о шести физических лицах среди них солист группы "Порнофильмы" Владимир Котляров, журналист Андрей Мальгин, политик Наталья Пелевина и другие. Исключение из списка Минюста Основаниями для исключения из реестра иностранных агентов являются прекращение деятельности иноагента в том числе в связи с ликвидацией , отсутствие финансирования из зарубежных источников более года, если иноагент не вел политическую деятельность в течение трех лет, смерть физического лица. Кроме того, процедура исключения лица из реестра иноагентов может быть инициирована им путем направления заявления в суд. Большинство иноагентов исключаются из реестра в связи с ликвидацией юридического лица, но есть и исключения. Так, в феврале 2022 года Петербургский городской суд обязал Минюст убрать из списка иноагентов некоммерческую организацию "Гуманитарное действие". Этот случай стал первым исключением организации из соответствующего реестра по решению суда Минюст исключил его из списка иноагентов в сентябре 2022 года.

Какие наказания вводятся за помощь иноагентам? Изменения вносятся и в Кодекс об административных нарушениях — в статью 19. Если лицо продолжит нарушать закон, его ждет административная ответственность: для физлиц — штраф от 30 тыс. НКО-иноагенты: Если до введения поправок НКО-иноагенты могли запрашивать помощь у других организаций в том числе благотворительных или физлиц, или предлагать сотрудничество, попадающее под ограничения, то теперь такая возможность исключается — ведь ответственность в данном случае теперь наступает для обеих сторон. Доноры НКО-иноагентов До принятия поправок физлица могли делать пожертвования НКО-иноагентам, и за это для самих физлиц не наступала ответственность, даже если такие НКО нарушали ограничения, наложенные законодательством об иностранных агентах — например, выпускали информационные материалы для несовершеннолетних. Теперь такие донаты могут считаться помощью иноагентам в обходе ограничений, а доказать обратное практически невозможно — ведь у большинства НКО есть сайт или соцсети с информационными материалами, которые могут прочитать несовершеннолетние. Как НКО, которые не являются иноагентами, могут обезопасить себя от штрафов? Еще внимательнее, чем раньше, относитесь к своим контрагентам, особенно, если вы получаете государственные гранты или другую помощь от государства.

К видам деятельности, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, относятся: 1 целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранными источниками могут быть использованы против безопасности Российской Федерации при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 Уголовного кодекса Российской Федерации. Перечень таких сведений определяется федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности; 2 распространение предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" , и или участие в создании указанных сообщений и материалов; 3 финансирование деятельности, указанной в пунктах 1 и 2 настоящей части. Статья 5. Реестр иностранных агентов 1. В целях учета иностранных агентов уполномоченным органом ведется реестр. Реестр должен содержать сведения о фамилии, имени, отчестве при наличии либо наименовании иностранного агента, информацию об основаниях его включения в реестр с указанием конкретных норм настоящего Федерального закона, дату принятия решения уполномоченного органа о включении в реестр. Порядок ведения реестра, в том числе требования к составу содержащихся в нем сведений, помимо установленных частью 2 настоящей статьи , устанавливается уполномоченным органом. Сведения, содержащиеся в реестре, размещаются в порядке, определенном уполномоченным органом, на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в объеме, установленном Правительством Российской Федерации. Статья 6. Единый реестр физических лиц, аффилированных с иностранными агентами 1. Под физическим лицом, аффилированным с иностранным агентом, понимается физическое лицо: 1 входящее входившее в состав органов юридического лица - иностранного агента и или являющееся являвшееся его учредителем, членом, участником, руководителем либо работником; 2 входящее входившее в состав органов незарегистрированного общественного объединения, иного объединения лиц, иностранной структуры без образования юридического лица - иностранных агентов и или являющееся являвшееся их учредителем, членом, участником, руководителем; 3 осуществляющее осуществлявшее политическую деятельность и получающее получавшее денежные средства и или иное имущество от иностранных агентов, в том числе через посредников, для осуществления политической деятельности.

А ведь с 1 декабря появится и такая категория иноагентов, как физлица, аффилированные с иноагентами. Требований особых к ним предъявлять не будут, но ярлык соответствующий повесят. Видимо, это предназначено как раз для активных болтунов в соцсетях. Так что и их, по логике чекистов, предупреждать ни в коем случае нельзя. Дело же с приказом ФСБ дошло до такого абсурда, что практикующие юристы, получившие от «НГ» просьбу проанализировать текст и предложить для граждан, блогеров и СМИ какой-либо эффективный modus operandi, в общем-то, не смогли этого сделать. Более того, они разошлись во мнении об области применения данного документа. Одни, что теоретически верно, указывали, что размытые формулировки можно будет применять только в рамках кодекса об иноагентах, другие же отмечали, что административные меры, к примеру, блокировки сетевых ресурсов могут следовать до назначения такого статуса, а то и вовсе без него. По его мнению, «касаемо рекомендаций по работе СМИ, то можно четко сказать, что нельзя будет опубликовывать любые сведения, которые связаны с проведением СВО»: «Звучит довольно жестко, но с учетом нынешних реалий этот документ должен был появиться намного раньше. Поскольку с начала проведения СВО очень много информации утекало через СМИ и эта информация оказывалась в руках зарубежных источников». Кандидат юридических наук, эксперт общественного движения «Информация для всех» Станислав Петровский согласен, что «с 1 декабря усиливаются риски привлечения сотрудников редакций СМИ и главных редакторов к ответственности» в случае, если они пишут на выделенные в приказе ФСБ темы. Он рекомендует «для подстраховки попробовать передавать материалы по этим темам в ФСБ России с просьбой о согласовании». Однако член Адвокатской палаты Москвы Александр Иноядов пояснил «НГ»: «Приказ ФСБ конкретизирует перечень сведений, включаемых в перечень видов деятельности иноагентов, которые предусмотрены ст.

Иностранные агенты: обзор действующего законодательства и изменения в законопроектах

За злостные нарушения требований закона о деятельности иноагентов предусмотрена уголовная ответственность вплоть до пяти лет лишения свободы. Ранее глава Минюста РФ Чуйченко заявил, что не считает закон об иноагентах репрессивным. Интересный вопрос, будет ли наличие сайта, на котором публикуются новости НКО, или открытых страниц в соцсетях при наличии иностранного влияния — основанием для признания организации иноагентом? Законы об иноагентах в Грузии, которые вызвали протесты в 2023 году: о чем грузинские законы об иностранных агентах, схожесть с российским и американским законами об иноагентах, кто такие иноагенты и как их ограничивают.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий