Новости кто такие отходники

Кто такие отходники? Отходники – это крепостные крестьяне, которых помещики отпускали на заработки. Отходники – это крестьяне, которые покидали свое постоянное место жительство и ехали работать в другие губернии. биржа труда крестьян-отходников на Каланчевской площади в Москве 1861 год – последние новости и актуальные статьи газеты «Солидарность». Отношения отходников с крестьянским «миром» зависели, прежде всего, от исполнения ими фискальных обязательств перед общиной.

“Отходничество” рубежа XIX - XX веков как портрет эпохи

Резолюцию собрания правление послало в организации, о которых шла речь, и просило секретаря райкома поговорить с их директорами. Исключение отходника из колхоза с карательными целями могло иметь и другую подоплеку. Член партии с 20-х гг. Потом эти дворы вступили в колхоз, фактически стали там верховодить и принялись мстить прежним врагам. Не удовлетворившись исключением Кукушкина, его немедленно обложили налогом как единоличника, заявив, что он торговал на базаре мясом. Это было правдой, по признанию самого Кукушкина, хотя продал он не так много, как говорили. Налог с него требовали дважды, в первый раз 384 руб. Например, в 1936 г.

Стратегическая цель была ясна — заставить район снять свою неприемлемую кандидатуру председателя, предлагая альтернативный вариант, который устроил бы и село, и район70. Подведем итоги: если сравнить уровень отходничества в конце 30-х гг. Однако число отходников в конце 30-х гг. Во второй половине 30-х гг. Тем не менее, уровень отходничества к концу 30-х гг. Если и так, оно все же оставалось весьма существенным. Крестьяне так же неприязненно относились к отходникам, как и при крепостничестве и в пореформенную эпоху, считая, что те увиливают от своей доли общинных колхозных повинностей.

Стоит отметить поразительно большое число колхозников, мало или совсем не работавших в колхозе.

За весну и осень каждый год они перевозили сначала из мест жительства крестьян до города, а потом — в обратном направлении от 10 до 30 тысяч человек. Люди шли и ехали в Петербург поодиночке и артелями. Затем, устроившись на работу в городе, временные работники создавали землячества. Их работа обеспечивала городскую жизнь. Они строили город и вывозили нечистоты, работали разносчиками и официантами, привозили в город масло и молочные продукты, доставляли скот и обеспечивали лавки свежим мясом, пекли и продавали хлеб. Овощи и все «местные» фрукты тоже они выращивали в пригородах и привозили сюда.

Почти весь провиант города на столах его жителей — результат их труда. Фото: Общественное достояние Жители Ярославля приезжали работать в основном по торговой части, а кроме этого работали в трактирах и занимались строительством. Жители Санкт-Петербургской губернии зимой занимались извозом, а в летнее время шли в город на строительные работы. Женщины из этого региона в основном шли в услужение, спрос на кухарок и горничных в столице всегда был высок. Чухонцы из соседних с городом волостей занимались вывозом нечистот огромного города.

Идущие при подводе обязательно совершают его пешком, так как владелец воза и лошади, и без того везущей пудов 20, а то и 30 клажи, безусловно не разрешает никому садиться, разве только разрешит это на короткое время какой-нибудь девушке, которая до того подобьется, что идти ей уже положительно невмоготу. И понятно, что если утомительным неделям в пути по пыльным, разбитым дорогам можно было найти альтернативу - то альтернативой пользовались. Тот же самый путь из Малороссии в Каховку, на главную южную биржу крестьянского труда, можно было проделать и по Днепру. Условия путешествия дубом, конечно, гораздо лучшие, нежели пешком, хотя бы и при подводе. Днепр чудно красив в это время года, когда полая вода покрывает все мели и затопляет плавни, а могучая прибрежная растительность покрывается своим брачным нарядом.

Сюда по утрам являлись подрядчики и уводили нанятые артели на работу. После полудня навес поступал в распоряжение хитрованцев и барышников: последние скупали все, что попало. А вот уже цитированный нами Ярошко красочно описывает Каховку - главный рынок найма всей Таврии, где прибывшие с севера крестьяне ожидали, пока какой-нибудь немец-управляющий не предложит им работы. Ожидание могло длиться долго... А между тем тысячи людей сплошною массой движутся по всем направлениям, гремит музыка в различных заезжих цирках, слышатся выкрикивания на тысячи ладов всевозможных торговцев... Покрытые пылью с головы до ног, они похожи на каких-то папуасов. Начнут варить кашу, а получается черт знает что. До воды далеко нужно ходить на самый Днепр. Правда, владелец Каховки... А последний...

Договоры о приеме на работу заключались как лично, так и артельно - в этом случае заработок также выдавался не персонально, а на артель.

В центральных и южных регионах страны преобладают отходники-женщины, которые обычно не обладают специальными навыками и на рынке труда неконкурентоспособны. Вне социума Большинство отходников не работают по полученным ими ранее специальностям. В силу неформальной занятости они не «зафиксированы» в экономике.

Отходники нередко выпадают из государственных социальных программ и не пользуются, в силу занятости не по месту регистрации, обязательным комплексом государственных услуг, предоставляемых всем гражданам. Они также не пользуются услугами государственного бесплатного здравоохранения и практически исключены из системы соцобеспечения. Вместо врачей они прибегают к услугам аптекарей, знахарей и занимаются самолечением», — отмечает Плюснин. По его словам, отходники «формируют мощную социальную группу, которая не зависит от государства и выплачиваемых им пенсий и пособий».

Отходники мало или совсем не участвуют в местной общественно-политической жизни. Поэтому и массовая неуплата налогов может представляться вполне логичным следствием того, что эти люди пребывают как бы «вне государства». Неуправляемый тренд «Пока у нас нет реальной политики, отходники не станут политической силой. Эта группа деидеологизирована, — рассуждает Кордонский.

Если государство начнет давить на отходников и будет недоговороспособным, отходники будут откупаться или отстреливаться, предупреждает Кордонский. Но у отходничества, к сожалению, большие перспективы. Ухудшение экономической конъюнктуры увеличивает это явление: люди уходят в тень, убегают от государства. У нас по-другому: либо мы живем автономно от государства, любо пытаемся вредить ему по мере возможности», — говорит Гонтмахер.

Благодарности

  • Отходники и другие наемные работники — Студопедия
  • Распространение отходничества. Отходники: жизнь вне государства
  • Кто в СССР работал за 65 рублей, а зарабатывал 1000? Вспоминаем, кто такие шабашники
  • Из Википедии — свободной энциклопедии
  • Отходники: жизнь вне государства | Капитал страны
  • Отходники XXI века: чем живут и как зарабатывают москвичи, которые трудятся вдали от дома

Отходники современной России

После отмены крепостного права большое количество крестьян пошло в отходники, часть пошла в пролетариат. В 1897–98 в Алатыр., Буин., Курмыш., Козьмодемьян., Тетюш., Цивил., Чебоксар., Ядрин. уездах было соответственно 4022, 1622, 29, 2064, 975, 1639, 1365, 2213 отходников, что составляло 8,1% от трудоспособного муж. населения этих уездов. Основными направлениями О. были. Из деревень Московской, Ярославской, Костромской, Владимирской губерний в 50-х гг. 18 в. уходило 15—20% мужского населения. В 1-й половине 19 в. насчитывалось свыше 1 млн. крестьян-отходников.

Отходничество в современной России

отходник, отходника, муж. 1. Крестьянин, уходящий на сезонные работы в город. Итак, отходники – это люди, уходившие на заработки в отдаленные районы. Тем более что растущий уровень образования молодежи сделает такую стратегию более успешной по сравнению со стратегией тех, кто сегодня занимается отходничеством. Отходники нередко отправлялись на промыслы семейными артелями из нескольких человек, обычно братьев или отцов со взрослыми детьми.

Кто такие крестьяне отходники. Кустарные и отхожие промыслы крестьян

Кто такие отходники? Итак, мы рассмотрели, кто такие отходники в истории. Южане с нетерпением ждали в определенные сроки далеких гостей — с их товаром, гостинцами и рассказами новостей. Значение крестьян-отходников для государства было огромно. отх`одник, -а Словарь русского языка Лопатина отходник отходник м. устар.

Отходничество в россии - фотоподборка

Наибольшего развития получило в Центральном промышленном районе, приуральских и северных губерниях ввиду неблагоприятных условий для сельского хозяйства в этих районах и наличия возможностей для внеземледельческих заработков. Из деревень Московской, Ярославской, Костромской, Владимирской губерний в 50-х гг. В 1-й половине 19 в. Крестьянская реформа 1861 вызвала резкое увеличение О. Обезземеливание крестьянства в ходе реформы, рост рыночных отношений и усиление общественного разделения труда лежали в основе пореформенного О. В конце 19 — начале 20 вв. Доля промышленного О. XIX в. Большая советская энциклопедия. Было распространено среди помещичьих оброчных крестьян. Временный уход из деревни на сезонные работы в город.

Толковый словарь Ушакова. Занятия отхожим промыслом. Толковый словарь Ожегова. Ожегов, Н.

Первый — это полное отсутствие рынка труда именно в малых городах вследствие «схлопывания» всякого производства в них, остановка и банкротство крупных и малых государственных предприятий в начале 90-х годов. Внезапное отсутствием работы и, соответственно, средств к жизни сразу у многих семей в таких городах усугублялось неразвитостью или даже полным отсутствием здесь подсобного хозяйства, которое в то время позволяло сельским семьям много легче пережить развал колхозов и совхозов. В те годы я бывал в посёлках, где мне рассказывали про случаи голодных смертей. А тот факт, что в те годы до половины и более всех детей-школьников питались в основном в школе, потому что дома было нечего есть, имел такие широкие масштабы именно в малых городах и посёлках, что даже не рассматривался как общественная катастрофа. Именно это безысходное положение городских семей, оставшихся без работы и не имеющих хозяйства, заставило людей спешно искать новые источники жизнеобеспечения, среди которых отхожий промысел с каждым годом — по мере развития рынка труда в областных и столичных городах — становился всё более массовым источником.

Но если этот первый фактор явился движущей силой отхода, то второй — невозможность семье переселиться ближе к месту работы в силу общеизвестных особенностей нашей жилищной системы несмотря на, а скорее даже благодаря весьма условной приватизации жилья — явился как раз фактором, определившим специфику трудовой миграции в форме отходничества. Без «прикреплённости» к квартире, к дому, современное отходничество не приобрело бы нынешних масштабов. Но для большинства семей издержки переезда на новое постоянное место жительства оказались выше издержек, связанных с хоть и длительной, но временной отлучкой одного члена семьи. Второй этап развития современного отходничества складывается с начала 2000-х годов, протекает на наших глазах и характеризуется смещением его из районных центров малых городов и посёлков в сельскую местность. Вызвано это, по-моему, экономической стабилизацией и ростом, которые привели к тому, что в малых городах были восстановлены прежние предприятия и возникли многие новые. Помимо новых рабочих мест, вернувших бывших отходников домой, в структуре занятости населения произошли и другие интересные изменения, связанные, по словам С. Кордонского, с «достраиванием вертикали власти до уездного уровня», осуществлённым в первые два срока президентства В. Путина, особенно начиная с марта 2004 года. Теперь доля бюджетников в составе занятого населения обычно достигает 40, а кое-где даже 60-70 процентов трудоспособного населения[21] — и именно в районных центрах, бывших немного ранее основными местами отхода.

Эти две причины — рост местного производства и развитие бюджетной сферы — худо-бедно, но стали способствовать снижению масштабов отходничества в малых городах. Но тропа-то уже была проторена и «свято место пусто не бывает»: рабочие места, оставленные в столицах отходниками из городов, заместились отходниками из деревень. Если раньше безработные мужчины из деревни искали заработка в районном центре, то теперь всё большее их число путями, указанными им их коллегами из райцентров, уезжают в Город в область или в Подмосковье и там добывают средства для жизни. Несколько особняком стоит процесс сдвига отходничества на восток страны, который по времени совпадает со сдвигом отхода в сельскую местность на западе её, но не обусловлен действием одних и тех же факторов. В имперские времена отходничество за исключением гужевого извоза на дальние расстояния было совершенно чуждо богатым сёлам и городам Сибири. Нынче же факты явного отходничества открываются в Сибири повсеместно. Но структурно — насколько можно мне судить, опираясь на пока эпизодические наблюдения этого явления — отходничество в Сибири отличается от европейского следующими существенными деталями. Во-первых, в нём не замечено сколь-нибудь массово население городов; в основном в отход идут жители небольших посёлков и деревень. Во-вторых, отходничество здесь как бы «смыкается» с вахтовой формой трудовой миграции.

Люди нанимаются на стройки и предприятия, прииски и рудники, откликаясь на официальные объявления. Но в отличие от вахтовых наборов, делают они это самостоятельно, и бригады комплектуют также своими силами, нередко вступая во взаимодействия с работодателем на уровне артели, а не отдельного работника.

В основном на работы отправлялись целые бригады, артели по 20-40 человек. Работали в паре, поскольку приходилось большой продольной пилой «добывать» из бревна доски, в основном толстый половой тес. Трудиться начинали в октябре с Покрова или Успенья и до Пасхи, также был сезон с начала мая до Петрова дня середина июля. Заготавливали и «круглый» лес. В «Материалах для оценки земель Владимирской губернии» сообщается: «Мытские пильщики известны давно и везде. Но последнее время, благодаря конкуренции машин, ряды пильщиков стали заметно редеть. Раньше из Верхнеландеховского района уходили в один Галич по 300 пар, теперь же только пар 30. Но зато теперь и работа стала дороже, и живут на промысле лучше и чище.

Ходят большей частью недалеко, по окрестностям, в своем уезде, под г. Владимиром …, и лишь незначительная часть пробирается за пределы губернии — в Рязанскую губернию и даже в Сибирь». Уже с пятнадцать лет подростку можно было идти и трудиться вместе с бригадой пильщиков, этот возраст считался достаточным, чтобы освоить эту профессию. Но практика, для того чтобы стать опытным продольным пильщиком, требовалась продолжительная - чтобы стать сносным работником, нужно было проработать более двух лет. Заработок трудяги считался по тем временам значительным. Вот как описана эта трудоемкая работа: «Работа пильщиков - одна из самых тяжелых и поравняться может разве с землекопной. Принимаются за дело чуть свет и работают до тех пор, пока ничего не станет видно. Продольные пильщики кончают несколько раньше, так как им нельзя работать в полутьме — надо разглядывать черту, по которой пилится тес; поперечные же пильщики захватывают и весь вечер. Пятнадцати-восемнадцатичасовой рабочий день кажется короток не знающему устали пильщику, спешащему, несмотря на закат солнца, зашибить лишнюю деньгу… Можно ли удивляться, что в округе пильщиков свирепствуют по деревням ревматизм, колики в боках, какие-то удушья. Человек, проработавший 20 лет, уже не может разогнуть спины; захочет сделать в церкви земной поклон — не может подняться на ноги».

Такая рабочая категория, как пильщики, продолжает существовать и по сей день. Современные пильщики тоже трудятся в лесах Верхнеландеховского района, в соседних районах и даже нанимаются на работу на пилку леса в другие области. Существует и обратная связь: приезжают на работу в Верхнеландеховский район из других районов и даже других областей. Этот труд требует и сейчас большой затраты собственных сил, но, конечно, современная техническая оснащенность даже не снилась нашим далеким предкам. Двуручную пилу заменила бензопила, а доску любого размера и толщины изготовят на пилораме. И двое современных пильщиков за рабочий день могут заготовить в среднем 20-30 м3 круглого леса, о такой продуктивности дореволюционные пильщики даже мечтать не могли. Работая столь интенсивно, человек получает неплохую, по местным нынешним меркам, заработную плату: если работаешь на своей технике трактор , то данная величина составляет 25-40 тысяч рублей, без техники — около 15-20 тысяч рублей. Большое подспорье в передвижении работников даже на далекие расстояния дает автомобиль, если работаешь в своем или соседнем районе, на работу в лес можно ездить каждый день из дома, после трудового дня возвращаясь назад. У наших далеких предков такой возможности не было, они уходили на промысел надолго, жили в бревенчатых избушках в лесу по 30-40 человек, спали на деревянных кроватях, сколоченных в 3-4 яруса, такие условия не назовешь комфортабельными. Когда разговор заходит об этой профессии, сразу же вспоминается удалая песня, в основу которой взят отрывок из поэмы великого русского поэта Н.

Некрасова «Коробейники». Они еще называются «игольщики» или «коробейники». Мытская волость насчитывала 124 человека, занимающихся этим видом деятельности, из Мыта и деревень: Маклаково прослеживается этимология - «маклак» - мелкий торговец , Петелино, Подраменье, Князьково, Криковская в источнике «Материалы для оценки земель Владимирской губернии» этот населенный пункт значится как Крюковская , Детково, Высоково, Чихачи. В Кромской волости задействовано уже большее число - 202 человека из деревень: Агафониха, Поневерье, Б. Молябуха, Б. Во времена крепостного права ходили офени исключительно от хозяина по 20-30 человек. После освобождения от крепостной зависимости стали работать самостоятельно, имея собственный небольшой капитал в 5-20 рублей. Приходя в очередной город, офеня пускал весь свой капитал в оборот, скупал в городской лавке различный мелкий товар: бусы, платки, крестики, ленты, кольца, кружева и многое другое — который сбывался иногда в этом же населенном пункте или в окрестных деревнях и селах. Зачастую товар расходился настолько быстро, что эту лавку приходилось посещать по несколько раз на дню, приобретая новую «мелочь». Не хватает у местных щеголих денег, офеня сейчас их выводит из затруднения: берет вместо денег и холст, и тальки, и лен, и даже тряпки.

Все это он сбывает в другой деревне, часто соседней, сбывает с выгодой» источник см. Этот промысел значительно распространен и сейчас. Конечно, у современных офеней, как правило, имеется личный транспорт, ассортимент торгующих лоточников намного разнообразнее, чем у стародавних коробейников. В этом можно убедиться, если посетить в базарный день поселок Верхний Ландех или село Мыт. Многочисленные шатры и палатки занимают практически всю территорию центральной площади. Здесь можно приобрести всё: продукты питания, бытовую химию, бижутерию, духи, одежду, постельное белье, матрасы, подушки, занавески, технику, семена и посадочные материалы это по сезону. Базарный день напоминает массовое гулянье — многие стараются в этот день запастись продуктами, считается, что пищевые продукты свежее и дешевле, что не всегда является действительностью. Да и различные предметы одежды отличаются ценой, иногда одна и та же вещь стоит в полтора, а то и в два раза дешевле в торговых центрах города Иваново. Именно этот момент обеспечивает приличный заработок торговцу. Судя по обновляющемуся личному транспорту в сторону его оснащенности и дороговизны — этот вид деятельности приносит неплохой доход современным офеням.

Есть и такие «коробейники», которые торговле на улице в ярмарочный день предпочитают обходить с «красным товаром» различные учреждения, предлагая книги, парфюмерию, посуду, одежду, тюль и занавески. По данным «Материалов оценки земель Владимирской губернии» в Верхнеландеховской волости 161 человек профессионально владел этим ремеслом, в Мытской волости — 44 человека, в Кромской — 23. О распространенности других строительных профессий в этой местности: каменщики, маляры, штукатуры — данный источник умалчивает. Зато на современном этапе многие жители Верхнеландеховского района, получив необходимое профессиональное обучение, могут благополучно устроиться и устраиваются на работу на большие и малые стройки городов Иваново, Москва, Владимир, Саратов, Рязань и многих других — по специальностям: монтажники, бетонщики, сварщики, маляры-штукатуры, отделочники… Правда, зачастую условия проживания бывают, мягко говоря, удалены от идеала. Иногда приходится жить в подсобных помещениях строящегося объекта, где у людей нет даже элементарной возможности помыться. Некоторые же строительные фирмы предоставляют своим работникам общежитие и питание. Человек, обладающий профессиональными навыками и имеющий опыт, всегда найдет себе применение. Изучив объявления в сети интернет о приеме на работу по различным строительным специальностям вахтовым методом в столице нашей родины Москве, можно обозначить такую ценовую политику: заработная плата строителей-разнорабочих — от 25 000 рублей; штукатуров-маляров, отделочников — от 30 000 до 40 000 рублей; монтажников, бетонщиков — от 45 000 до 55 000 рублей заработная плата в северных городах значительно выше, в городе Тобольске заработная плата монтажников и бетонщиков обозначена от 80 000 до 100 000 рублей и т. На рынке труда ценится профессия сварщик, в зависимости от опыта работы, разряда и профиля выполняемых работ заработная плата колеблется от 30 000 до 60 000 рублей. На данный момент это, наверное, самый распространенный «отхожий промысел» населения не только Верхнеландеховского района, но и многих областей России.

В дореволюционной Росси порядок и охрану населения обеспечивала полиция и жандармы. В Советском Союзе на себя все эти функции взяло МВД, вспомним расхожую фразу: «Моя милиция меня бережет…» После развала СССР разгул бандитизма достиг невероятного масштаба, в 1990-е годы стали организовываться частные охранные предприятия, вставшие на защиту интересов зарождающегося малого и среднего бизнеса. Первое охранное предприятие было создано в 1989 году, оно носило название «Кооперативное частное бюро». И около двух десятилетий охранная сфера деятельности развивалась огромными темпами. Но только в 2009 году профессия «охранник» была официально зарегистрирована в «Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих». Да, эта профессия распространена повсеместно. В городах в различных учреждениях и организациях мы встречаем этих серьезных людей в униформе с рациями. Вы ведете своего ребенка в детский сад или школу, там вас тоже встретит охранник. Вы решили пройтись по торговому центру, среди вас будут прогуливаться внимательные секьюрити, иногда они следят за всеми передвижениями людского потока на экранах компьютеров, четкую картинку действительности дают камеры наблюдения. Банки, учреждения дополнительного образования, спортивные комплексы, магазины, бензозаправки, больницы, поликлиники, оздоровительные центры - охранники есть везде.

Если раньше устроиться на работу в охрану не представляло никакого труда, главное - иметь крепкое здоровье, то теперь нужно пройти специальные курсы и получить лицензию, чтобы заниматься этим родом деятельности. Существуют разные квалификации секьюрити — в зависимости от этого зависит заработная плата. Если верить объявлениям, выставленным в интернете, эта профессия востребована, и всегда можно найти свободные вакансии. Некоторые ЧОО частные охранные организации, бывшие ЧОПы — частные охранные предприятия предъявляют некоторые дополнительные требования, кроме лицензии и медицинской справки, например, ограничения по возрасту: от 20 до 45 лет, хорошая физическая подготовка. Заработная плата секьюрити я просматривала объявления с вахтовым методом работы колеблется, в зависимости от квалификационной категории и требований, в пределах от 15 000 до 60 000 рублей. По признанию многих охранников, условия работы бывают разными. Во-первых, важны условия проживания, как правило, охранник живет на объекте, некоторым приходится отдыхать только на кушетках и составленных вместе стульях, другим предоставляются более комфортные условия, отдельная комната с санузлом. Во-вторых, организация питания разная, некоторые питаются за свой счет, сами готовят в свободное время еду жители деревень и сел специально берут с собой некоторые продукты из дома, а также часть продуктов закупают по мере надобности в магазинах по месту проживания , у других же организовано трехразовое питание. Без того или иного вида транспорта мы уже не можем представить свое существование. По городам и бездорожью России колесит несметное количество грузового и пассажирского транспорта.

Эта профессия очень востребована на рынке труда и является одной из самых распространенных не только в России, но и в мире. Необходимость в перевозке грузов, в том числе и на дальние расстояния, существует при любом уровне развития экономики. Так, обладая заветным водительским удостоверением, многие мужчины, в том числе и наши земляки, стараются найти работу в городе по данному профилю.

В России начал развиваться капитализм. Пошло бурное развитие промышленности, мануфактур, сферы услуг. Получило новый толчок такое явление в экономике как отходничество.

Добавками к земледельческому хозяйству по месту жительства в наших краях являлись в основном кустарные и земледельческие промыслы в своем регионе. Местные промыслы и работы внутри уезда были наименее оплачиваемыми, но являлись самыми распространенными видами отходничества. Белорусские губернии, а также Смоленская имели наименьшие от среднего уровня показатели обеспеченности землей. Тут приходилось на душу в среднем четыре десятины. Урожайность зерновых составляла примерно сам три или сам четыре. Местами отходничеств по большей части являлись Москва, Петербург, уходили люди на строительство железных или шоссейных дорог.

В общем далеко от дома земляки старались не уходить. Автор данных строк не нашел внятного объяснения причинам указанного явления. Во всех статистических справочниках и исследованиях приводятся другие, в том числе и хлебопроизводящие губернии за исключением Смоленской и Белорусских. Но кто-то ведь основал Смоленскую волость район в Алтайском крае? Почему именно там оказалась икона Смоленской Божьей матери Одигитрии? И вообще, как мужики в лаптях и при помощи тачек смогли построить почти десять тысяч километров Транссиба.

Впрочем, данная тема к сельским рабочим отношения не имеет. Везде, где хозяйство русского крестьянина не давало необходимых средств к существованию и уплаты податей, способом пополнения данного недостатка являлись промыслы. Промыслы бывали местными, когда крестьяне находили заработок по месту своего жительства, и отходническими, когда ему приходилось искать его вдали от дома. Местные промыслы условно можно подразделить на: 1 сельскохозяйственные или близкие к сельскому хозяйству, когда крестьяне нанимались на сельхозработы к близко живущим помещикам, или брали в аренду земли для обработки. Кроме того могли подряжаться для выгонки смолы, дегтя, рубки и возки дров, рыбной ловлей, охоты и т. Местные промыслы были распространены повсеместно на всей территории европейской России.

Долгая и суровая зима давала мужику время для занятий местными промыслами. Крестьянам было удобно не покидая родных мест и сохраняя связь с семьей и хозяйством или же покидая свои усадьбы на непродолжительное время иметь некоторый источник доходов. В совершенно в иные условия поставлены отходнические промыслы крестьян. В «отход» уходили люди преимущественно лишние, которым дома ввиду разных обстоятельств не находилось место в период когда все селяне заняты на весенне-летне-осенних работах. На зиму, когда земледельцу вообще нечего делать в доме, эта категория крестьян возвращалась домой. В течение нескольких месяцев люди проживали в чужом краю, в далеких от привычной среды условиях, общались с чуждыми их интересам людьми.

Значение крестьян-отходников для государства было огромно. Таким своеобразным путем перетекала рабочая сила, так необходимая при зарождении капиталистических отношений в места, где впоследствии будут построены заводы, фабрики и данная категория населения переместится в города образуя рабочий класс капиталистической России. С постепенным увеличение городов росло и число крестьян уходивших на промыслы в эти города. Люди овладевали заводскими профессиями и вскоре становились горожанами. Очень часто крестьяне отправлялись наугад. Не будучи осведомленными о видах работ которыми им придется заниматься, шли имея лишь направление движения.

Первое, с чем сталкивались мужики отправляясь в другие регионы империи это необходимость иметь паспорта. Данная процедура не являлась затруднительной. Имелся лишь ряд ограничений, согласно которым паспорта не могли выдаваться, а выданные документы изымались. По месту жительства крестьяне не наделялись паспортами в обязательном порядке. Их должны были иметь лишь лица покидающие места своего проживания. Согласно Положению о видах на жительство от 3-го июня 1894 года все паспорта за исключением заграничных носили общее название «видов на жительство».

Обязанностью получения вида на жительства обуславливалось оставление места постоянного проживания. Вид на жительство имел двоякое значение: 1 Удостоверение личности. Для работы в пределах своего уезда или вне его, при выезде на расстояние не свыше 50-и верст и на срок до 6-и месяцев, при необходимости могущем быть продленном, вида на жительства не требовалось. Видами на жительство для крестьян являлись срочные паспортные книжки выдаваемые на 5 лет и годовые паспорта. Государственным Советом 7 апреля 1897 года паспорта выдаваемые сроком на 3 и 6 месяцев отменены. Сельским обывателям паспортные книжки выдавались волостными старшинами.

По приговорам сельских обществ в предусмотренных законом случаях виды на жительство у крестьянина могли быть изъяты. Для волостных писарей, выдача паспортов - золотая пора. На отходнические промыслы направлялось очень много молодежи. Молодость — время, когда хочется рисковать, повидать новые места, одним словом хочется приключений. Выдавая паспорт подростку с припиской в годах, чтобы последнему не иметь дискриминации при найме на работу, писарь имел свой предпринимательский процент. Если молодые люди не обладали догадливостью, то «штабной» работник не останавливался и перед вымогательством.

Таким образом он всегда имел свои двадцать копеек с паспорта. А все дело в том, что работодатели разделяли рабочих на три группы. Полными рабочими считались взрослые мужчины, способные ко всем сельскохозяйственным работам. Вторую группу составляли так называемые полурабочие, к которым относились все женщины и мужчина в возрасте до 20 лет или старше, но слабосильные. Полурабочие мужского пола подразделялись еще на две категории: 1 от 12,13 до 15 и 16 лет — собственно основные полурабочие; 2 лет полурабочие большей силы, на экономическом языке нанимателей — «три четверти» рабочего, - это работники в возрасте от 16 до 20 лет, способные выполнять все работы полного рабочего за исключением косьбы. К полурабочим относились и работники пожилого возраста — от 55 до 65 лет, служившие в качестве сторожей.

Третью группу работников составляли полурабочие малой помощи, то есть дети не моложе 8 лет и не старше 14 лет. Работники данной группы исполняли обязанности свинарей, телятников, погонщиков у плугов, занятых на прополке. Каждая категория получала за свой труд разное вознаграждение. Вот почему так щепетильны были крестьяне при получении паспортов. Изыскание денег на дорогу. К весне материальная нужда в деревнях достигала крайних размеров.

Но чтобы двигаться в путь нужен запас одежды, продовольствия и наличные деньги. Ничего этого, как правило, у крестьянина-пилигрима не было. В путь брали толокно толченый овес который в дороге распаривали в горячей воде. Может прихватывали немного картофеля или репы. Большой редкостью путника являлся некоторый запас соленого сала. Выпадала иногда удача, когда находился оборотистый извозчик, набиравший себе пассажиров.

По приезде к месту работ, из сумм задатков он покрывал все расходы по перевозке людей и зарабатывал на прогоне пути. Что касалось средств на дорогу, то без денег обходились две категории работников. Первые — те кому деньги высылали работодатели в виде авансов. Вторые — добирались до намеченной точки прося подаяния — с Христовым именем. Те, кто не мог отправиться в путь с протянутой рукой или не умея в дороге украсть добывали деньги путем продажи живности: овцы, теленка, последнего хлеба, а то и последних пожитков. Имевшие надельную землю отдавали ее в аренду.

Но вот крестьянин не находил денег. Отхожий рабочий занимал у богатого крестьянина, скажем 10 рублей, отдавал в залог десятину земли под посев озимого хлеба, с условием, что если через месяц не вышлет вместо 10 рублей -12 рублей, то к посеву должен выкупить свою землю за 15 рублей. Вот откуда появлялись "кулаки", иногда, кажется, называемые, большими тружениками. Это разорение. Богатенький мужичок раздавший, к примеру 200 рублей, в любом случае получал барыш рублей сто. Кроме того сдавал в аренду взятые в залог земли.

Жестока жизнь в отношении слабых. Небогат у мужика выбор найти денег. Был еще один кабальный путь. Крестьяне собирали зипуны, шубы, холсты и отправлялись к кому?... К тому самому мужичку — ростовщику. Мироед со знанием дела осматривает рухлядь и ставил условие: за каждые 10 рублей наличными выкупающий должен будет уплатить по 15 рублей.

Это к примеру. Другие облагодетельствовали мужика не беря ничего в залог, но члены семьи заемщика должны скосить и связать, соответствующей сумме долга, озимый или яровой клин. Если мужику не улыбнулось счастье в чужой стороне и он приходил домой с пустыми руками, то вынужден был продать корову или овец, в противном случае семья оставалась без теплой одежды. Последним способом добывания денег являлся заем у священников, помещиков и местных кулаков. Деньги брались естественно под неслабые, этак процентов под сто двадцать годовых. Способы передвижений крестьян.

Расстояния на которые отправлялись пилигримы, даже с нынешних позиций скоростного века, не были маленькими. Нередко уходили за сотни верст туда, где предполагались сезонные или же постоянные работы. Ввиду беспросветной бедности собравшись в группы большей частью шли пешком. Шли с котомками на плечах где размещался походный скарб и необходимая провизия. Косари несли с собою косы. Иногда скооперировавшись нанимали подводы, но в телеги укладывались только котомки и продовольствие, сами же крестьяне шли пешком.

Владельцы подвод не разрешали никому садиться на телеги и тем самым обременять лошадь. Подводчик брал с мужиков по одному рублю и больше с человека, зато он сам ее содержал. По прибытии к месту работ лошадь продавалась, а мужик-владелец присоединялся к артели. Дополнительные муки доставляли местные власти по пути следования. Это те же крестьяне — деревенские власти, полиция, которые гнали их с улиц и площадей. В начале XX века, когда уже получило развитие железнодорожное и водное сообщение, данный вид транспорта не привлекал наших путников.

Бесплатно, ни железные дороги ни водники пассажиров не возили. Денег путники не имели, поскольку целью их дальних путешествий являлось как раз заработать денег. Впрочем, будет нечестно сказать, что пути сообщения совсем игнорировались крестьянами. Прогресс проник и в эту отрасль транспорта. Вместо чумацких «шляхов» многочисленные партии мужиков шествовали вдоль железнодорожного полотна и берегов судоходных рек, спокойно наблюдая как мимо них проносились быстроходные поезда или плавно проходили пароходы. Это все было не про них.

Затем на продовольственных и санитарных пунктах вблизи мест работ на вопросы о способе передвижения отвечали, что прибыли по железной дороге. После детального расспроса выяснялось, что действительно прибыли по железной дороге, но только по железнодорожному полотну. Можно себе представить в каком состоянии прибывали люди в те места где находились места производства работ. Еще один аспект перемещения отходников на дальние расстояния, это вопрос отношения работников железных дорог и пароходств к живому грузу, если мужики предпочли все же ехать, а не идти пешком.. Бесцеремонность с какой обращались к существам в лохмотьях оставивших родные «пепелища» ставила даже последних в тупик. Попадали несчастные в товарные вагоны лишенные каких либо приспособлений для перевозки людей.

Всякий раз проезжая железной дорогой на поезде из Москвы до Сургута пытаюсь представить процесс перевозки крестьян посредством «чугунки» на более близкие расстояния в пределах Центрального федерального округа, например. В те времена так далеко, как нынешние «вахтовики» отходники не ездили. По наблюдениям автора, в настоящее время наиболее квалифицированные рабочие при перемещении из европейской части в Сибирь и обратно используют купейные вагоны. Хотя купейный вагон за Уралом понятие относительное. Правда, были и другие времена, например, 60-е годы. Однако, плацкартный вагон в любом случае вахтовику обеспечивался.

Обращаясь к прошлому — менее сотни лет тому назад, очевидцы отмечали, что не только полки, но занять место на полу являлось большим счастьем. Другая картина. Тоскливо мерцает вагонный фонарь. Двери задвинуты наглухо. Люди спят. Одни скорчились на полу, куда в продолжение целого дня бросали корки, огрызки, окурки, плевали, выплескивали чай; другие растянулись на нарах шириной в две доски, не более чистых, чем пол; третьи забились под скамьи».

Последние — самые счастливые, по телам их, по крайней мере никто не прогуливается. Единственным сообщение с внешним миром служит маленькое под крышей окно. Воздух в вагоне такой, каким он должен быть при тридцати шести душах здоровых людей, не привыкших стесняться... Спирает дыхание сжимает виски". В такой обстановке проходят долгие, долгие дни томительно - медленного путешествия.

Предложения в которых упоминается "отходник"

  • Яков Миркин - о том, откуда взялись мифы о "закрепленном народе" - Российская газета
  • Яков Миркин - о том, откуда взялись мифы о "закрепленном народе" - Российская газета
  • ОТХО́ДНИЧЕСТВО
  • Отходничество как новый фактор общественной жизни

Распространение отходничества. Отхожие промыслы

Отходники – это жители малых городов и сел, покидающие их ради временной или сезонной работы в крупных городах, региональных центрах и столицах. Отходники — сезонные работники (преимущественно крестьяне), приходившие на заработки в Санкт-Петербург, из-за чего в народе назывались «питерщиками». После отмены крепостного права большое количество крестьян пошло в отходники, часть пошла в пролетариат.

Отходники: жизнь вне государства

Значительная часть отходников не регистрируют свою деятельность, оказывают услуги, минуя государство. Плоды их труда государство не вкушает. Их перемещения по городам и регионам не могут быть прослежены. Они неконтролируемы, не «прописаны», не «укрепощены». Но так ли нужен государству этот «огромный невидимка»? Он, почти исключенный из социальных государственных программ, находящийся вне государственного контроля экономики, исключен ведь и из политической деятельности. Хотя отходники и участвуют в «электоральном процессе» правда, многие утверждают, что на выборы они не ходят , они по большому счету неинтересны власти как неважные политические субъекты. Много важнее для власти — а особенно для муниципальной — те, кто желает «получать зарплату» и иметь регулярные и стабильные пенсионные перечисления. От них, бюджетников и пенсионеров, зависит благополучие и спокойствие местных чиновников, и на них он и обращает преимущественное внимание.

Отходник слишком в стороне от местной власти. Он, вероятно, может быть полезен ей лишь тем, что находится в составе постоянного населения на муниципальной территории и на его душу разверстывается доля дотаций и субсидий, получаемых местной администрацией для обустройства вверенной территории. Вот этим «душевым паем», как учетная демографическая единица, только и полезен отходник. Он, правда, говорят, привозит много денег и тем самым вроде бы стимулирует экономику района, повышая покупательную способность населения. Это обычно единственный аргумент в пользу отходника. Но так ли уж важно это для местной администрации? Тем более что основная трата привезенных отходником денег происходит не в районе, не в своем городе, а опять же в крупных городах — и строительные материалы, и машины он покупает не в своем городе, детей он тоже здесь не учит, и жена в отпуске тратит деньги не здесь. Вот и имеем мы парадокс «невидимости» огромного, хотя и существующего рядом с нами феномена современного отходничества.

Но существование отходничества как факта социальной жизни страны заставляет обсуждать не только экономические, но и социальные, и политические последствия, могущие или уже проистекающие из него. В чем могут выражаться эти последствия? По сути наблюдаемая сейчас повсеместно ситуация сегрегационного взаимодействия органов местной власти с разными группами местного населения приводит к нарушению системы взаимосвязей между институтом муниципальной власти и местным обществом. Местная власть ориентируется не на активную часть общества, а на «рентные» группы населения, бюджетников и пенсионеров, которые, с одной стороны, целиком зависят от распределяемых государством ресурсов, но с другой — активно участвуют в электоральном процессе. Группы же активного населения — прежде всего и преимущественно активное самодеятельное население, предприниматели и отходники, — выпадают из поля зрения органов местного самоуправления. Такой глубокий институциональный дефицит детерминирует перекос всей системы управления на местном уровне, оно перестает быть эффективным. Нарушение взаимодействия власти с наиболее активной и самостоятельной частью местного общества закрывает возможности вывода местного публичного управления на тот более высокий уровень, который характеризуется, по общему мнению, таким важнейшим признаком, как включенность в систему институтов гражданского общества. Участие же «рентного» населения никогда не обеспечит развития гражданского общества.

Более того, рентополучатели заинтересованы исключительно в распределительных, раздаточных отношениях, а не в отношениях партнерства, безусловно необходимых для выстраивания гражданских инстатутов. Итак, не замечая и старательно избегая тех, кто только и может выступить союзником власти в создании новой политической реальности с развитыми элементами гражданского общества, власть разрушает фундамент общественной стабильности. Первые результаты этого разрушения мы видим в разных формах отчуждения и пренебрежения властью со стороны активной части нашего общества, все явственнее демонстрируемые. Если же говорить о возможных социальных последствиях деления местного общества на активную и пассивную части, то здесь видятся следующие риски. Российское местное провинциальное общество в высокой степени солидарно, имеет значительный потенциал самоорганизации. Большая доля активных самодеятельных людей в нем сама по себе является важным условием стабильности и солидарности. Однако если в такой среде начинает действовать фактор, расщепляющий общество и способствующий возникновению противостояния между группами населения, перспективы общественного развития неблагоприятны. Всего хуже, что таким фактором сейчас выступает институт власти.

Разрушающее действие его направлено не только на общественную солидарность, он подавляет и развитие института местного самоуправления. Возникает, таким образом, ситуация, когда отходничество как новый социальный феномен, сформировавшийся для решения задач непосредственного жизнеобеспечения, в условиях вполне рутинных действий социального государства, по природе своей ориентированного на поддержку пассивной части общества, может стать питательной средой для нарастания социальной напряженности и взрастить ростки новых отношений, раскалывающих традиционную стабильность провинциального общества. Благодарности Наши эмпирические исследования современного отходничества финансировались из трех источников. Анализ нарушений в системе взаимосвязей институтов местного общества и власти». Значительную работу по сбору полевого материала в 2009—2012 годах осуществила под моим руководством группа молодых исследователей — Я. Заусаева, Н. Жидкевич и А. Помимо этих основных исследователей в работе по сбору материалов эпизодически принимали участие еще 14 человек, аспиранты и студенты факультета государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ.

Я с большим удовольствием выражаю благодарность всем участникам исследования. Нередко используются термины, сложившиеся в публичной среде. Таковы, например, «гастарбайтеры», «челноки», «шабашники», «вербованные», «вахтовики», «бичи» и, наконец, «отходники». Устанавливаемые самими социологами термины корявее, беднее по содержанию «маятниковые мигранты», например. Интересные замечания относительно формирования в СССР и современной России некоторых видов экономической активности, связанных с трудовой миграцией, приведены в статье: Шварцбурд Ц. Достаточно концептуальные описания трансграничной миграции и отходничества как отдельного вида трудовой миграции приведены, например, в работе: Дятлов В. Более того, в Костромской области мы обнаружили, что эти люди не только знают исходное значение термина «отходничество» — в отличие от большинства социологов и экономистов, — но и помнят, что отходниками были их деды и прадеды. История одного города.

Оправдательные документы. Да и по природе своей эти ныне трансграничные, а по сути внутристрановые трудовые миграции родственны. При отходничестве крестьянин становился на время наемным рабочим... Наибольшего развития получило в Центральном промышленном районе, приуральских и северных губерниях ввиду неблагоприятных условий для сельского хозяйства в этих районах и наличия возможностей для внеземледельческих заработков. Из деревень Московской, Ярославской, Костромской, Владимирской губерний в 50-х гг. XVIII в. В 1-й половине XIX в. Однако такие оценки даже для начала XIX века занижены.

Отход крестьянства Костромской губернии на заработки. Кострома: Издание Костромского губстатотдела, 1927. Замосковский край в XVII веке. Отхожие промыслы Чухломского уезда. Чухлома, 1926. История русского народного хозяйства. Ростовский уезд Краткий краеведческий очерк. Ростов-Ярославский, 1926.

Питерщики-галичане Этнографический очерк. Галич, 1928. В 2-х томах. Том 1. Глава VII. Главные социальные организации крестьянства, городского сословия и дворянства: генезис личности и индивидуализма. Лекция Михаила Давыдова 8 февраля 2010 г. Лекция Михаила Давыдова 8 февраля 2010 в клубе Bilingua.

Кострома: Губернская типография, 1913 , ежегодно получало едва ли не на полпорядка-порядок большее число людей. Ледина Кологривского уезда ныне Мантуровский район Костромской области , озаглавленную «Воспоминания Волокоскина» и хранящуюся у директора местного краеведческого музея С. Топорова, который любезно передал мне копию ее; автор описывает работу и быт отходников в конце XIX века; как он еще мальчиком отправлялся зимой вместе с отцом и братом в отход по дальним деревням шить шубы. Кострома, 1914. Альтернативы жилищной стратегии России. Вологодская область: Никольск и Никольский район. Тверская область: Торопец.

Возможность заработать на местных заводах и фабриках практически отсутствовала — промышленность только начинала развиваться, а основной толчок экономическому развитию давал приток иностранного капитала. Оборудование для российских заводов и фабрик в основном было импортного производства, основными транспортными магистралями служили моря, реки, проверенные торговые дороги, поэтому крупные предприятия возникали поначалу лишь в больших городах.

Работа отходников была сезонной и регламентировалась внутренними документами — паспортами. Обычно такой паспорт давался крестьянину на год, но существовали и другие удостоверения, срок действия которых был более коротким. Обычно ранней весной отходник уходил в город. Добираться приходилось за многие тысячи километров, зачастую весь путь отходник проходил пешком. По дороге этим крестьянам часто приходилась просить милостыню. В городе крестьянин-отходник нанимался работником в частный дом, на предприятие или же выполнял разовые работы за единовременную оплату. Предпосылки отходничества в XIX веке Во второй половине XIX века была проведена крестьянская реформа, согласно которой крестьяне получали личную свободу. Но земля, на которой они работали, по-прежнему оставалась во владении помещиков. Увеличилась доля безземельных крестьян, которые уже не могли прокормить ни себя, ни свои семьи.

С другой стороны, рост капиталистических отношений давал толчок для развития промышленности, которая традиционна была сконцентрирована в крупных городах России.

Но именно «худо-бедно». А отходник хочет большего. Чтобы все было не хуже, чем у людей; чтобы дети получили образование; чтобы в доме был достаток.

И ради этого он уезжает на заработки туда, где водятся деньги, — в крупные города, в областные центры, в столицу. Мы ежедневно их видим — охранники в школе, няни на детских площадках, строители срубов в дачных поселках, шоферы на строительных рынках — и ничего про них не знаем. Ведь в отличие от трансграничной трудовой миграции эти люди — наши соотечественники, т. Растворяются среди нас, великодушно давая возможность жителям крупных городов лепить представление о жизни в России по собственному образу и подобию.

Так рождается социальный кретинизм. Сами же отходники не допускают мысли о том, что об их существовании кто-то может не знать, настолько привычна и обыденна для них такая жизнь. Но самое интересное, что об отходничестве не знает не только столичный обыватель, но и власть. Точнее догадывается, что такие люди есть, но сколько их, в каких отраслях они сосредоточены, как живут?

Ответов на эти вопросы нет. Да и сами вопросы властью не ставятся, потому что, когда утопающие спасают себя сами, спасателям живется спокойнее и проще. Отходники не участвуют в митингах, так как заняты делом; не претендуют на пенсии и больничные, потому что работают неофициально; не возмущаются низким качеством бюджетных услуг, поскольку сами налогов не платят; не попадают в должники ЖКХ, потому что у них водятся денежки. Цены им нет.

А раз нет цены, то нет и интереса к ним. Отходничество — проверенная временем способность населения выживать в нелегких условиях. В крепостной России крестьян отпускали в отход, чтобы они могли заработать на денежный оброк помещику. И «прибыльному» отходнику вольная стоила существенно дороже, чем земледельцу или ремесленнику.

После отмены крепостного права в город людей гнала нужда или, что важно, мотивированность на достаток. Поэтому и дифференцировались масштабы отходничества по губерниям, в зависимости от их плодородия. Черноземы, южные земли кормили щедро, а вот скудность нечерноземья и русского Севера компенсировалась заработками в городах. К концу XIX в.

С одной стороны, это было прогрессивное явление, поскольку крестьяне таким образом формировали резерв пролетариата[84]. Но с другой стороны, обязательный возвратный характер этой миграции не позволял резервистам окончательно встать под знамена пролетариев, что вызывало у Ленина раздражение по поводу «бродячего характера этого населения»[85]. Отходники всегда возвращались к своей земле. А земля живет сезонами.

Просто чуть-чуть больше? Денис Парфенов: Коллеги, понимаете, главный мотиватор — это, к сожалению, то, что голод не тетка, пирожка не подаст. Поэтому люди устремляются на такую работу, конечно, в надежде вырваться из той социально-экономической ниши, в которую они попали, к сожалению, и не по их вине, как правило. Естественно, люди хотят, чтобы заработок значительно отличался от того, что можно перехватить, я не знаю, опять же подрабатывая в соседней какой-то лавочке или где-то еще. Другой вопрос: способна ли экономика предложить им как бы в достаточной степени удовлетворяющие их пожелания? Причем пожелания, на мой взгляд, вполне справедливые, чтобы выйти на какой-то более или менее приемлемый уровень жизни для себя, для своей семьи. Во многих случаях, увы, этого не происходит. То есть, скорее, идет как бы компенсация того… Труд у нас в целом в стране недооценен в большинстве отраслей. И люди, уезжая на вахту, не получают какие-то сверхбольшие деньги, а лишь получают то, что они должны были бы получать, работая где-то поблизости от дома.

Поэтому в этом плане мы должны здесь не только и не столько, может быть, на самих вахтовиках сосредотачиваться, не на людях, которые отхожим промыслом занимаются, а на том, что в принципе у нас структура рынка труда и та сетка заработных плат, которая в нем сейчас установилась, она скорее выгодна бизнесу и предпринимателям, которые людей нанимают, но никак не представителям наемного труда, не рабочим, не труженикам. Никита Мкртчян: Мы проводили исследование: примерно в два раза должен человек зарабатывать больше, чем он может заработать в своем маленьком городе. Варвара Макаревич: Чтобы что? Чтобы он был доволен? Никита Мкртчян: Конечно. Варвара Макаревич: А чаще издержки на переезд ложатся на человека? Человек едет заработать. Ему нужно купить автомобиль. Ему нужно это, это, это… Варвара Макаревич: Кстати, у меня был вопрос к вам.

То есть, если поделить, условно, на две категории, то за чем люди чаще едут? Чтобы вообще вырваться из бедности и хотя бы выйти на какой-то ровный и стабильный уровень дохода, который позволит им растить детей? Или как раз, чтобы совершить какую-то крупную покупку? Ты понимаешь, что ты хочешь купить автомобиль. Ты не можешь этого позволить на зарплату, которая у тебя есть в регионе. И тогда ты едешь в другой регион, чтобы быстро за какое-то количество месяцев заработать на автомобиль. Никита Мкртчян: Люди едут и за тем, и за тем. Вот мы смотрели, достаточно детально рассматривали данные статистические. Оказывается, что у людей, мужчин, которые едут на вахту, у них обычно даже немножко больше детей, чем у тех, кто не ездит.

Люди едут зарабатывать на семью, чтобы семья жила не роскошно, но она жила немножко лучше, чем в своем городе. И второе — это действительно совершение крупных покупок. Ремонт жилья, покупка автомобиля, свадьба детям, например. Варвара Макаревич: Бытовая техника какая-то опять же, наверное, крупная, да? Никита Мкртчян: Закрывать ипотеки. Сергей Бойко: Речь в первую очередь не о машине, а дом, семья, обучение детей к сожалению, у нас же оно на коммерческой основе , проблемы со здоровьем. Автомобиль — это сейчас в принципе достижимая ситуация. Варвара Макаревич: Но все как раз зависит от уровня зарплаты. Сергей Бойко: Понимаете, автомобиль — это не системная цель.

А вот благополучие семьи, собственный дом, развитие, профессиональный рост… И здесь возникает как раз проблема, и выгорание наступает тогда, когда, как господин психолог сказал, недовольство собой. А для человека, которому плюс-минус 30, это очень важный фактор мотивации. Варвара Макаревич: Давайте посмотрим еще одно видео про заработки на Севере. Но, вы слышали, он сказал: «Я бы так не смог. И даже за этими деньгами не поеду». Александр, в связи с чем к вам вопрос. Можно ли как-то заранее протестировать, проверить человека и понять, сможет он или не сможет, подходит ему это или не подходит? Александр Кичаев: Да, есть очень много тестов на уровень потребностей. То есть кому-то важна самореализация.

Кому-то важно вот то базовое, просто просуществовать какое-то время. Кому-то важно, чтобы он расширил свои горизонты: «Вот я увидел Север. Я теперь могу считать, что я закаленный этими ветрами и морозами». То есть эти тесты это определяют — раз. Второе — определяется уровень притязаний, то есть амбиций, на что он способен, чтобы его взять. То есть он будет только месяц или он может и полгода работать? Потому что человека вводишь в проект, а он — раз! Александр Кичаев: Отношение к трудностям — это тоже тестируется. Варвара Макаревич: Сергей, а остаются ли люди, которые уезжают на сезонные работы, полноценными участниками социальной жизни?

Давайте так это назову. Потому что они же, в общем, немножечко как будто выключаются из всех остальных процессов. Или нет? Сергей Бойко: Я думаю, что это проблемный вопрос. Здесь вопрос социализации и десоциализации. С этим лучше разбираются психологи, социологи. В принципе, когда человек выпадает из привычной окружающей среды, он меняет мировоззрение немножко и так далее. Но сейчас, в принципе, с новейшими технологиями информационного пространства, если у человека есть желание и свободное время после вахты, допустим, после тяжелого труда комбайнера а от этого никуда не денешься включить или выключить какое-то средство доступа к информации, то он это сделает. Кто-то — нет.

Ну, с этим тоже надо работать. Это зависит от фирмы, которая обеспечивает… Варвара Макаревич: То есть, на ваш взгляд, это скорее задача и ответственность работодателя? Сергей Бойко: Конечно. Давайте обсудим далее, стоит ли государству регулировать перемещение трудового населения в пределах России. Оставайтесь с нами, не переключайтесь. Денис, вы вначале сказали, что многие люди устроены и работают неофициально. Можно ли это считать вообще каким-то теневым сектором экономики? И насколько это глобальная проблема? Денис Парфенов: Ну, тут вопрос в терминах.

Да, можно теневым, серым, каким угодно его называть. Он является совершенно объективным порождением опять же той экономической структуры, к которой мы пришли после развала Советского Союза, потому что были разорваны традиционные связи очень многие. По целому ряду отраслей и направлений мы так до сих пор и не восстановились — ни в промышленности, ни высокотехнологично, ну и так далее. Поэтому, естественно, люди искали себе применение. Многие нашли его в фирмах и фирмочках людей, которые готовы были брать их к себе, но только на определенных условиях, чтобы не платить соответствующие социальные отчисления. И люди были вынуждены соглашаться на эти условия. Поэтому мы сегодня имеем такую значительную долю, которая очень неохотно стремится к уменьшению. Здесь опять же все сводится во многом к тому, как вы планируете в целом выстраивать свою экономическую политику. То есть если у вас стоит задача, допустим, хотя бы в какой-то более или менее среднесрочной или долгосрочной перспективе — заметный рост социального благополучия населения, то тогда вы ставите себе определенные цели в части повышения заработной платы, в части улучшения условий труда, в части создания под это определенных отраслей, связанных с жильем, связанных с созданием соответствующей социальной инфраструктуры и прочее, и последовательно выполняете.

Вот тогда ваше планирование, ваша работа с рынком труда, в том числе с вахтовиками, в принципе с основной массой населения, тогда это все будет срабатывать. Если же, как сейчас, все пустить на самотек, а еще хуже… К сожалению, наши коллеги из Правительства взяли на вооружение так называемую Концепцию пространственного развития. Уверен, вы о ней слышали. Так она заключается в том, что вообще большую часть населения сконцентрировать в ограниченном количестве агломераций, то есть крупнейших городов и городов-спутников, и это будет точками экономического роста. А то, что у нас большая часть территории и так уже обезлюдивает… И этому процессу придается теперь официальный статус: «Пустеют? И слава богу. Никто не заплачет, потому что, видите ли, у нас есть в крупных городах рост». Ну, это же порочная практика. Мы увидели по пандемии, что сверхконцентрация населения в крупных населенных пунктах опасна — с эпидемиологической точки зрения.

Да и с точки зрения обороны это опасно. Извините, даже 20 или 40 крупных городов атомными бомбами разбомбить гораздо проще. Варвара Макаревич: Я поняла, к этой идее у вас есть вопросы. Никита, а насколько часто эти внутренние, внутрироссийские трудовые мигранты сталкиваются с ситуациями, когда их обманывают? Они приезжают. Обещали одну зарплату, но ты уже приехал, деваться тебе некуда. Оказывается на месте, что зарплата гораздо меньше или условия другие. И ты все равно работаешь. Обещали одну какую-то позицию — позиция оказывается другой.

Настолько ли сезонная работа прямо так хороша и выгодна по сравнению с работой в своем регионе, если можешь приехать и вот так «попасть»? Никита Мкртчян: Ну, существует, конечно, эта проблема, но я бы не сказал, что это проблема только трудовых мигрантов. У нас эта проблема есть, к сожалению, во всех практически… везде в экономике. Трудовые мигранты в силу того, что они чаще, несколько чаще работают по «серым» и так далее схемам, они с этим сталкиваются тоже чаще. Варвара Макаревич: Они более уязвимые? Никита Мкртчян: Ну, если это российские граждане, то тут уязвимость больше, но не настолько плачевная, как, допустим, граждане наших братских республик. Варвара Макаревич: Из ближнего зарубежья. Никита Мкртчян: Ну, проблема такая есть. В принципе, она скорее, может быть, даже больше отраслевая, потому что строительство — оно в большей степени в такой «серой» зоне, чем другие отрасли, чем промышленность, например.

Варвара Макаревич: А можно ли себя как-то обезопасить от таких ситуаций? Или это опять же невозможно, если это все неофициально? Никита Мкртчян: Ну, сложно сказать. Наверное, нужно иметь дело с проверенными… Не знаю, через друзей устраиваться, через бригадиров знакомых, как-то к работодателю, о котором уже имеешь представление какое-то. Варвара Макаревич: То есть передавать работодателей из рук в руки? Никита Мкртчян: Ну да.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий