Новости другое название масленицы

Четверг на масленичной неделе носит само за себя говорящее название – «Разгуляй». Рассказываем, когда начинается Масленичная неделя в 2024 году, и как отмечать ее по дням. Это древнее название Масленицы, правильное, связано с пробуждением Природы, а не просто блины с маслом.

Масленица: история и традиции

статья на кулинарном сайте В 2024 году Масленица продлится с 11 по 17 марта, но знаете ли вы, что в других странах последнюю неделю перед постом отмечают с не меньшим размахом? СодержаниеИстория праздника Происхождение названия Когда отмечают Масленицу в России Масленичная неделя Традиции и обычаи Проводы зимы Где отмечать Москва Никола‑Ленивец. Четверг на масленичной неделе носит само за себя говорящее название – «Разгуляй».

Что такое языческая Масленица

  • Смысл и традиции Масленицы
  • Когда и какого числа Масленица в 2023 году у православных
  • Вам также понравятся
  • Отличия христианской Масленицы от древнего праздника Комоедицы
  • Самое читаемое
  • Масленица придет, блин да мед принесет. История и традиции праздника

МА́СЛЕНИЦА

Остальные дни масленичной недели (с четверга по воскресенье) — это Широкая Масленица, которая пройдет 14, 15, 16 и 17 марта. Четверг на масленичной неделе носит само за себя говорящее название – «Разгуляй». В 2022 году масленичная неделя будет отмечаться с 28 февраля по 6 марта.

МАСЛЕНИЦА: ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА

Масленичная неделя. Традиции. Масленичный фольклор. Масленица является не только ожидаемым и любимым в народе праздником, но и одним из самых долгих. Дни Масленичной недели: названия и значения. Саму Масленичную неделю условно разделяют на два периода. Масленица стала приходиться на последнюю неделю перед Великим постом.

Масленица (Комоедица): суть праздника

Веселье проходило на ледяных горках и в балаганах, людей развлекали скоморохи. В наши дни ярмарки проходят так же весело и с размахом. Народные гулянья, концерты, угощение блинами и чаем из самовара — неотъемлемая составляющая многих современных ярмарок. Публику развлекают не только профессиональные артисты, но и самодеятельные граждане. А в Прощеное воскресенье можно полюбоваться вещами, созданными народными умельцами, и даже приобрести что-нибудь на память. Дни масленичной недели До XVII века масленица праздновалась 2 недели, позже она стала включать в себя лишь 7 дней, каждый из которых имел определенное название и предполагал выполнение тех или иных обрядов. Каждый день был полон традиционных забав, религиозных или обрядовых действий. Малая масленица В некоторых губерниях к масленице готовились с субботы, предшествовавшей наступлению Сырной седмицы. У одних такая подготовка сопровождалась выпечкой блинов, с которыми ребятишки должны были совершить обряд встречи масленицы. У других принято было детям собирать по деревне старые лапти и встречать тех, кто приезжал с базара, вопросом: «Везешь масленицу?

При отрицательном ответе встречаемый мог быть бит этими самыми лаптями. В некоторых населенных пунктах субботу посвящали умершим родителям, оставляли для их душ блины на божнице, крыше или могилах. Мясное воскресенье Это последнее воскресенье перед Сырной седмицей, или масленицей. В этот день принято ходить в гости и приглашать к себе родственников, друзей. Тесть приглашал зятя на щедрые мясные угощения. Кушали много и вкусно, приговаривая: «Заговляюсь на сыр да на масло». Масленичная неделя условно поделена на Узкую и Широкую Масленицу. Первый период составлял три дня недели понедельник, вторник, среда. В эти дни можно было выполнять какие-либо домашние работы.

А уже с четверга по воскресенье наступала Широкая Масленица, и все хозяйственные дела прекращались. Понедельник — встреча масленицы С утра невестка из дома родителей мужа отправлялась к своим родителям. Вечером свекор и свекровь так же приходили к ним в гости, обсуждали «программу мероприятий» на масленицу: состав гостей, места гуляний. В понедельник хозяйки начинали печь блины. Из соломы и различной ветоши собирали чучело, возили по улицам. Вторник — заигрыш Зазывали масленицу, приглашали родственников и друзей в гости на блины. Ключевой обряд вторника — смотрины невесты. Мы уже упоминали, что семье, браку в масленицу уделялось особое внимание: сватовство было важной частью обрядов, так как на праздник Красной горки следует сразу за Великим постом многие стремились сыграть свадьбу. Среда — лакомки Теща зовет зятя на блины.

Конечно, приглашались и другие гости. Но выражение расположения к зятю было ключевым обрядом в этот день. Четверг — разгул, или Широкий четверг Начиналась Широкая масленица, и веселились уже с размахом. Катания на лошадях, соревнования, кулачные бои, захват городка из снега и пиршества — все это позволяло народу высвободить негативную энергию, копившуюся долгие зимние дни. Пятница — тещины вечёрки Зять звал в гости тещу, ее родственников и подруг на блины, испеченные женой. Ключевым смыслом этого обычая являлась демонстрация зятем расположения к матери жены. Суббота — золовкины посиделки В гости к невесткам собирались золовки и другие родственники со стороны мужа.

Сырная неделя. Сущность обрядов празднования «Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге». Маковский , 1869. Обрядовая сторона Масленицы является весьма сложной и многосоставной и восходит к глубокой древности. Она включает обряды, относящиеся и к началу нового цикла, и к стимуляции плодородия, и к культу предков. Не исключено, что в дохристианскую пору празднование Масленицы было приурочено к весеннему равноденствию , которое у многих народов является началом нового года [3] типичный пример — Новруз. В данном случае к обрядам начала нового годового цикла относится сожжение мусора и чучела Масленицы как уничтожение всего старого, обветшавшего, дряхлого и освобождение места для нового, молодого, лучшего. С воспоминаниями о создании «нового мира» может быть связана и обрядовая борьба кулачные бои , взятие снежного городка , направленная на преодоление инертности первобытного хаоса. В это время проводят Зиму и начинают встречать Весну. Ожидание Весны достигает своего пика позже, во время Веснянок , когда, по народным представлениям, Весна уже действительно приходила и вступала в свои права. С символикой возрождения мира непосредственно связана и функция стимуляции плодородия земли и плодовитости людей и скота. Главной героиней праздника была, естественно, Масленица, воплощённая в чучеле. Масленица сама по себе божеством не является, однако представляет собой архаичный этап развития умирающего и воскресающего божества. Чучело Масленицы представлялось средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: как известно, пепел от чучела, или само растерзанное чучело, раскидывали по полям [4]. Для крестьянина плодородие земли было крайне важно, поэтому он пытался на него воздействовать таким образом. Особенно важно это было весной, когда земля скоро пробудится от зимнего сна и начнёт плодоносить. Функцию стимуляции плодородия несёт опять же и сожжение чучела Масленицы — уничтожение старого и иссякшего плодородия, смерть для будущего рождения, толчок для нового возрождения плодоносных сил. Многие обряды Масленицы, такие как « целовник », смотры молодожёнов «столбы» [5] , их гостевания [6] , катания с гор [7] и на упряжках [8] , шуточные преследования холостых, — связаны с молодожёнами и неженатой молодёжью.

Пока православные молятся в церкви, духовно и морально готовятся к наступлению поста, другие с размахом отмечают Масленицу. Получается, если мы не прощаем ближнему своему, то как нас простит Господь? Празднование Масленицы по языческим традициям — грех для христианина. Особенно если человек понимает, что это язычество. Как католики не празднуют Хеллоуин, а празднуют День всех святых, так же и православные празднуют не Масленицу, а праздную сыропустную неделю. Ты можешь радоваться и веселиться, но должен понимать, что это не неделя, когда ты можешь отрываться так, чтобы даже батюшка перекрестился на исповеди. Чтобы ты наелся так, чтобы на весь пост хватило, и чтобы Прощеное воскресенье действительно было бы прощеным», — объясняет отец Александр. Сырная неделя у старообрядцев Тем не менее есть блины в это время не грех. Поэтому многие верующие любят в это время их печь, как, например, старообрядка Елена Дудко — прихожанка старообрядческий общины. В эту неделю любимая традиция семьи Елены Дудко — печь блины Фото: из личного архива Елены Дудко «У нас нет такого понятия, как Масленица. Это неделя моральной и телесной подготовки к посту. Нельзя кушать мясо, поэтому мы едим кисломолочные продукты, чтобы себя насытить на Великий пост, ведь он длинный и сложный», — поделилась Елена. В эту неделю любимая традиция семьи Елены — печь блины. Она говорит, что даже супруг подключается к процессу и готовит это блюдо по своему собственному рецепту. Сначала взбиваю яйцо, чуть-чуть солю, добавляю стакан крутого кипятка, не прекращая взбивать, чтобы яйцо не сварилось. Потом стакан молока холодного либо кефир и потом стакан муки. Уже после добавляю сахар и подсолнечное масло. Блинчики получаются кружевные, в дырочку», — поделилась рецептом Елена. Никаких гуляний у старообрядцев на Масленицу нет. Правда, в Прощеное воскресенье они организуют ярмарку на территории храма. Самовары, блины и игры для детей — этот день перед началом Великого поста они стараются провести именно так. Это языческое. И когда в городе проходят гулянья, я ни за что туда не пойду и не поведу туда сына. Потому что будут вопросы, почему так делают, для чего, а нам это неприемлемо, мы так не делаем. У нас есть свои традиции, и мы стараемся их придерживаться», — отметила Елена. Фото: из личного архива Василисы Филатовой «Есть исследования, которые указывают на то, что Масленица не встречается в древних упоминаниях.

Часто упоминал масленицу младший современник Пушкина, большой знаток и ревнитель русской старины Михаил Загоскин. У Лермонтова, в "Песне про купца Калашникова", развязка сюжета происходит на Масленицу. Кулачные бойцы тешат Грозного царя. И среди них - царский любимец, наш старинный казанова Кирибеевич. Его-то и пришиб из праведной ревности купец Калашников. Диагнозы доктора Чехова Ну а чаще всего в эти дни цитируют Антона Чехова. Он - истинный доктор - смеялся над масленичной невоздержанностью в радостях желудка: "Надворный советник Семен Петрович Подтыкин сел за стол, покрыл свою грудь салфеткой и, сгорая нетерпением, стал ожидать того момента, когда начнут подавать блины… Перед ним, как перед полководцем, осматривающим поле битвы, расстилалась целая картина… Посреди стола, вытянувшись во фронт, стояли стройные бутылки. Тут были три сорта водок, киевская наливка, шатолароз, рейнвейн и даже пузатый сосуд с произведением отцов бенедиктинцев. Вокруг напитков в художественном беспорядке теснились сельди с горчичным соусом, кильки, сметана, зернистая икра 3 руб. Подтыкин глядел на все это и жадно глотал слюнки… Глаза его подернулись маслом, лицо покривило сладострастьем…" В другом чеховском рассказе француз-клоун заглянул в трактир Тестова - одно из святилищ Масленицы. Остальное - его впечатления: "Как, однако, много подают в русских ресторанах! Разве один человек может съесть так много теста? Да что у вас за порции такие?

Традиции празднования русской Масленицы

Масленичные традиции уходят еще в языческие времена. Это праздник прощания с зимой и встречи весны — не случайно она была одним из самых значимых событий календаря. Люди стремились прогнать зиму и помочь весне проснуться, для этого существовало множество обрядов. Самой известной дошедшей до нас традицией стало сжигание чучела Масленицы, символизирующей зиму. После Крещения Руси праздник приобрел новый дополнительный смысл. Она стала Сырной неделей — подготовительной неделей перед Великим постом, во время которой еще можно есть молоко, яйца и масло, но уже нельзя вкушать мясную пищу. Это время подготовки к долгим строгим дням — люди стремились основательно повеселиться, пока это еще было разрешено. Традиции каждого дня Масленичной недели У каждого дня был свой особый смысл, существовали свои традиции. В разных регионах России они могли немного отличаться, но практически везде существовали общие обычаи. Как назывались дни Масленицы? Это первый день праздничной недели, когда хозяйки начинали печь блины, а шумная молодежь устраивала традиционные катания с ледяных горок.

Считалось, что чем дальше сумеешь прокатиться, тем больше в жизни будет счастья. Обязательным атрибутом праздника были качели — катание тоже имело свой символический смысл. Чем выше сумеешь подняться, тем лучше будет урожай в новом году. Это день праздничных гуляний, демонстрации лучших нарядов и обязательное угощение блинами. Их пекли в каждом доме, хозяйки хвалились своим кулинарным мастерством. Обязательно ходили в гости и звали гостей к себе, не забывали угощать нищих и стариков.

Особо стоит отметить символизм сжигания чучела. Для него собирали различную ветошь — солому, веники, старые вещи и т. Сжигание ветоши становилось прообразом великопостного преображения человека, преодоления в себе ветхости. Одним из аргументов, высказываемых против языческого происхождения Масленицы, является отсутствие письменных источников раннее 16 века с упоминанием праздника.

Первые письменные упоминания о Масленице появляются в 1543 г. Конечно же, там ничего не было сказано о самой Масленице и о том, как проводили ее на Руси. Но сохранились заметки иностранцев, побывавших на Масленицу в России в 16-17 веках. Английский мореплаватель Ричард Ченслер в 1553 году писал: «Последнюю неделю перед Великим постом русские «называют «масляной», и в эту неделю они не едят ничего, кроме молока и масла. Однако я думаю, что ни в одной стране не бывает такого пьянства». Немецкий путешественник и ученый Адам Олеарий 1647 год упоминает о масленичном разгуле: «Первую неделю этого поста они зовут масленицей, во время которой они не едят ни мяса ни рыбы, но лишь масло, молоко и яйца, притом так напиваясь ежедневно водки, меду и пива и так угощаясь, что они не помнят сами себя; последствиями этого являются великий разврат и легкомыслие, а раньше зачастую совершались нападения и убийства. В течение следующей недели они начинают жить умеренно, едят лишь мед и овощи, пьют квас и воду, ходят в бани, потеют и смывают совершенные в течение предыдущей недели грехи». В книге «Anhang von der Reussischen oder Moscowitischen Religion», изданной в Лейпциге в 1698 году, есть такое описание разгула на Масленицу: «Во всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство… В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах; зазывают к себе гостей и упиваются медом, вином и водкою до упаду и бесчувственности. Во всё время ничего более не слышно, как: того-то убили, того-то бросили в воду. В бытность мою у русских на этой неделе убитых нашлось более ста человек.

Нынешний патриарх давно уже хотел уничтожить этот бесовской праздник, но не успел; однако же он сократил время его на восемь дней, тогда как прежде оный продолжался до 14 дней. Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется. Славный папа Иннокентий XI хотел было его уничтожить; но, подобно патриарху русскому, успел только сократить его на восемь дней». Речь в последнем отрывке идет о Патриархе Адриане, последнем патриархе Первого Патриаршего периода. Здесь мы видим то самое упоминание из версии о языческом происхождении Масленицы, согласно которому в самом конце 17 века Масленица была укорочена вдвое. Этому же Патриарху сторонники языческой версии приписывают перенос Масленицы со статичной даты празднования на подвижную, привязанную к началу Великого поста. Дальнейшее рассмотрение данного вопроса обнажает интересный факт — Церковь активно боролась с масленичным разгулом и безобразиями. Так, свт. Тихон Задонский, после назначения его на Воронежскую кафедру в 1763 г. Бывает здесь поздравление: «Здравствуй, братец, или сестрица, с масленицей!

А далее чем еще веселье сему праздничку делают? Не держится зло между стенами, не скрывается в домах, выходит на публику, является на улицах, площадях, на дорогах, и бывает зло сугубейшее, зло соблазнами… Тут возносятся кличи, песни, а в другом месте кулачные бои производятся, где-то драки, брани, сквернословие слышится. И так кажется, что сам воздух соблазнами человеческими преисполнен, шумит. А что в ночи, что в тайных и сокровенных местах делается, о том и не говорю. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить… Стыд лицо мое покрывает, когда я о таком праздновании говорю. А притом думаю, что так празднуют те христиане, возрожденные водой и Духом, чающие воскресения мертвых и жизни будущего века. Болезнь и жалость сердце сокрушает, что таким празднованием вера святая и благочестивая порочится. Страх и трепет содрогает члены мои, когда я пред умными глазами моими представляю праведный и страшный Божий суд». Такая борьба церковных иерархов с масленичным разгулом наводит на мысль о том, что Церковь могла видеть в Масленице элементы язычества, которые пыталась искоренить. Встает вопрос — откуда же могли взяться элементы язычества в христианском празднике?

Ведь к 17-18 векам христианство на Руси существовало уже не одно столетие. Вновь обратимся к письменным источникам. Филолог-славист и этнограф Н. Гальковский в своем труде «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси» пишет: «Вера в старых языческих богах у наших предков скоро потемнела под влиянием христианства, но совершенно память о них сгладилась не скоро. До некоторой степени поддерживался и культ старых богов. Духовенство прежде всего должно было обратить свое внимание на это явление, которое слишком резко бросалось в глаза своей аномалией. И действительно, самые ревностные и самые страстные обличения ревнителей христианства были направлены против памяти и почитания языческих божеств». Автор упоминает «Слово Христолюбца», памятник домонгольского периода: «Оно проникнуто глубоким негодованием против двоеверия современного ему русского общества. Как Илья Фесфитянин, заклавший триста пятьдесят жрецов идольских, говоря: «ревнуя поревновах по Господе»,— так и Христолюбец не мог терпеть двоеверно живущих христиан, которые веровали в Перуна, Хорса, в Мокошь, в Сима и Регла, в вил, в род и рожаниц…. К прискорбию Христолюбца двоеверно жили не только невежи, но и вежи.

Но смысл древнего язычества был уже забыт: требы и вообще языческие обряды совершались… просто по привычке, без понимания их смысла, по крайней мере Христолюбец, перечисляя имена богов, почти ничего не говорит о языческом культе по существу, о чем без сомнения он не преминул бы распространиться при его ревности к обличению. Смысл древнего язычества был настолько забыт, что даже при совершении старых языческих обрядов употребляли христианские молитвы. Это происходило вследствие смешения рожаниц с Пресвятой Девой. Духовенство часто смотрело равнодушно на остатки языческих старых обычаев и даже нередко само употребляло «моленные» кушанья и напитки». Говоря о более позднем периоде, конце 13 в. Но еще более плохими были они язычниками, так как смысл язычества ими был совершенно утрачен: сохранились имена богов, сохранились некоторые языческие обряды, но никто уже не знал и не понимал их значения. Действительно, это были люди «двоеверно живущие», как их метко называл Христолюбец. Среди неграмотной массы русского народа такое двоеверие продолжалось весьма долгое время. Людей истинно верующих это темное двоеверие приводило в негодование». Далее Гальковский отмечает: «вскоре после крещения Руси наше язычество начало быстро приходить в забвение.

Это печальное явление сказалось на севере России и в далекой Сибири. Действительно, там происходили чисто языческие мольбища, бывали случаи идолопоклонства. Но все эти явления не имели ничего общего с древнерусским язычеством. Дело в том, что в ХV столетии стали принимать христианство обрусевшие финны севера России. Вследствие продолжительного соседства с русскими, эти финны обрусели, переняли русский язык и в значительной мере русский уклад жизни; но свою языческую веру они удержали. Вот их то и обличали митрополит Симон прямо называет новопросвещенными , и архиепископы новгородские Макарий и Феодосий». Таким образом, вплоть до середины 18 в. Логичным будет предположить, что если Масленица и является христианской традицией подготовки к Великому посту, то в определенной степени сдобренной языческими вкраплениями, которые разнятся от местности. Церковь с ними боролась, но многие из них устранить окончательно не удалось, а исконно языческие праздники все еще продолжали отмечаться в конце 19 столетия Комоедица, о которой было сказано выше. Это предположение усугубляется особым уставным настроем Сырной седмицы, который не предполагает празднования в течение целой недели, а указывает на заговение на мясо в Неделю мясопустную воскресение перед началом Сырной седмицы и на заговение на Великий пост в Неделю сыропустную Прощеное воскресение как на особые дни гастрономической подготовки к Великому посту.

Строго говоря, Сырная седмица и не является ни праздником, ни праздничной неделей в православном календаре. Вероятно, будет правильным назвать Масленицу не христианской, а народной традицией подготовки к Великому посту, к которой местами примешивались различные верования, берущие свое начало еще в дохристианскую, языческую эпоху. Современность Празднование Масленицы с различным размахом сохранялось вплоть до революции 1917 года. Поначалу советские власти, борясь с религиозными праздниками, попробовали придать новый вид старому празднику. Так, в газете «Известия» 14 декабря 1923 года появилась заметка о том, что «в противовес старой масленице с ее спутниками, разгулом и пьянством, Красная масленица будет проведена в деревне в культурных развлечениях и пропаганде нового быта». Но попытки придать Масленице коммунистический окрас быстро сошли на нет, и «Красная масленица» исчезает из официального праздничного календаря уже к середине 1920-х годов. Вспомнили о Масленице уже в начале 1960-х годов в рамках разработки «безрелигиозных» сезонных мероприятий. Старый праздник получил новое название — проводы русской зимы.

Вторник — заигрыши В этот день происходили смотрины невест. Все масленичные обряды сводились к сватовству, чтобы после Великого поста сыграть свадьбу. Молодежь каталась со снежных гор, в компании родных и знакомых поедались блины. Среда — лакомка Зять приходил к теще на блины, которые она должна была собственноручно испечь. Таким образом мать жены демонстрировала расположение к зятю. В угощениях принимали участие и другие гости. Четверг — разгул С этого дня начиналась широкая Масленица, хозяйственные работы прекращались, празднования разворачивались во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам, устраивались катания на лошадях, кулачные бои, различные соревнования, которые завершались шумными пирушками. Главное действие в четверг — штурм и дальнейший захват снежного городка. Масленичные гулянья повсеместно сопровождались разведением костров и ритуальными прыжками через огонь. Пятница — тещины вечерки Теща приходила с ответным визитом в гости к зятю. Блины в этот день пекла дочь — жена зятя. Теща приходила в гости не одна, а со своими родственниками и подругами. В этот день зять показывал свое расположение к матери жены и ее близким. Суббота — золовкины посиделки Молодые жены звали в гости к себе золовок сестер мужа , а также других его родственников. Если золовка была незамужней, то хозяйка приглашала также своих незамужних подруг, если сестры мужа были замужние, то приглашалась замужняя родня хозяйки. Воскресенье — проводы Кульминация всей масленичной недели, получившая также название Прощеное воскресенье. В этот день происходило заговенье перед началом Великого поста.

С приходом на Русь христианства языческий праздник осуждался церковью. В календаре Русской православной церкви Масленица называется Сырной седмицей, которая предшествует Великому посту. Согласно церковному обычаю, верующие за это время могут подготовиться к 40-дневному посту и примириться с ближними. Единой версии о происхождении названия праздника нет. Одно из объяснений связано с маслом. Именно весной на Руси начинали телиться коровы, молоко появлялось в каждом доме. Масло, как символ достатка в семье, и круглый горячий блин — олицетворение солнца, были обязательными атрибутами праздника. В народе Масленицу всегда ждали, ласково и кратко называли "пеpебуха", "объедуха", "касаточка", "сахарные уста", "целовальница", "веселая", "честная масленица", "пеpепелочка", "ясочка". Масленичная неделя 2 Неделя делится на два периода. Узкая Масленица — понедельник, вторник и среда, и широкая Масленица — четверг, пятница, суббота и воскресенье. В первые три дня можно было заниматься делами по хозяйству, а с четверга все работы прекращались. Каждый день праздничного цикла имеет свое название и предназначение. Понедельник — встреча. В этот день заканчивали постройку снежных гор, качелей, балаганов, из подручных материалов сооружалось чучело Зимы, которое насаживали на кол и возили по улицам.

Зачем православным языческий праздник. Вся правда о Масленице

Свекры отправляли свою невестку к родителям, а вечером приходили к ее родителям в гости. Обсуждается празднование, количество гостей. Заканчивалось строительство снежных горок, балаганов, качелей. В этот день начинают готовить блины. Так же сооружается чучело. Вторник — заигрыш. Этот день — день смотрин невест.

Суть всех масленичных обрядов — это сватовство невест. Это делалось для того, чтобы потом, когда закончится Великий пост и начнется Красная горка, игралась свадьба. Собирались родные и близкие, ели блины и развлекались. Среда — лакомки. По-другому этот день называют скоромной середой. Зять посещал свою тещу и угощался блинами, которые она для этого приготовила.

В этот день теща с уважением относилась к своему зятю. Четверг - разгул. Этот день — начало Широкой Масленицы. Закончены все хозяйственные работы, начинается широкое празднование, разные соревнования, шумные пирушки. Основной смысл этого дня выплеснуть негативную энергию, которой много накопилось за время зимы, разрешить все споры и конфликты между людьми. Во время гуляний везде разводились костры, проводились ритуальные прыжки через костер.

Отличался этот праздник специальными масленичными песнями. По дворам ходят с бубнами и другими инструментами колядовщики и поют специальные песни. Колядовщиков одаривают деньгами и угощают вином. Пятница — тещины вечерки. Теща идет с ответным визитом к зятю. Блины печет дочь, то есть жена зятя, теща ведет с собой своих подруг и родственников.

Зять должен с уважением относиться к теще. Суббота — золовкины посиделки. Невестка зовет в гости к себе золовку и всех родственников мужа. В церкви идет празднование Собора всех преподобных отцов.

То есть, это два весенних праздника один за другим: сначала встречаем Весну Богиню Весту - младшая сестра Богини Марены , сёстры повстречались, и затем провожаем Зиму Богиню Марену в её Ледяные Чертоги.

Обряды на Масленицу 1. Сжигание куклы. На Масленицу сжигают куклу из соломы, которая символизирует Зиму снег , то есть, как спектакль показывают: весеннее солнце стало сильным, легко растопит снег. Именно образ зимы сжигают, а не Богиню Марену, как многие думают. Требы блинами и зерном.

В огонь вместе с куклой кладут блины и зерно просо, овёс , чтобы был богатый урожай для кормления домашней скотины. Прыгают через костёр. Огонь очищает Душу и тонкие тела человека, поэтому на Масленицу прыгают через костёр. Только не через жертвенное огневище, а разжигают отдельный костёр. Главное очищение огнём проводят после солнцестояния, на Купалу.

Кроме того, также в русских деревнях принято производить разные действия, которые связанны с кругом. Например объезжать несколько раз село на лошадях, или же украшать колесо от телеги и затем его на шесте носить по улицам, а также водить традиционные хороводы. У русских считалось, что данные действия «умасливают» и упрашивают солнце, и этим самым делают его добрее. Вот отсюда и название праздника — «Масленица».

Не исключено, что в дохристианскую пору празднование Масленицы было приурочено к весеннему равноденствию , которое у многих народов является началом нового года [3] типичный пример — Новруз. В данном случае к обрядам начала нового годового цикла относится сожжение мусора и чучела Масленицы как уничтожение всего старого, обветшавшего, дряхлого и освобождение места для нового, молодого, лучшего. С воспоминаниями о создании «нового мира» может быть связана и обрядовая борьба кулачные бои , взятие снежного городка , направленная на преодоление инертности первобытного хаоса.

В это время проводят Зиму и начинают встречать Весну. Ожидание Весны достигает своего пика позже, во время Веснянок , когда, по народным представлениям, Весна уже действительно приходила и вступала в свои права. С символикой возрождения мира непосредственно связана и функция стимуляции плодородия земли и плодовитости людей и скота. Главной героиней праздника была, естественно, Масленица, воплощённая в чучеле. Масленица сама по себе божеством не является, однако представляет собой архаичный этап развития умирающего и воскресающего божества. Чучело Масленицы представлялось средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: как известно, пепел от чучела, или само растерзанное чучело, раскидывали по полям [4]. Для крестьянина плодородие земли было крайне важно, поэтому он пытался на него воздействовать таким образом.

Особенно важно это было весной, когда земля скоро пробудится от зимнего сна и начнёт плодоносить. Функцию стимуляции плодородия несёт опять же и сожжение чучела Масленицы — уничтожение старого и иссякшего плодородия, смерть для будущего рождения, толчок для нового возрождения плодоносных сил. Многие обряды Масленицы, такие как « целовник », смотры молодожёнов «столбы» [5] , их гостевания [6] , катания с гор [7] и на упряжках [8] , шуточные преследования холостых, — связаны с молодожёнами и неженатой молодёжью. Этим общество показывало исключительную важность брака для воспроизводства населения, а потому чествовало молодых людей репродуктивного возраста [9]. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота. Со стимуляцией плодородия связана третья сторона Масленицы — поминальная. Ушедшие предки, по представлениям крестьян, находились одновременно и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на её плодородие.

Поэтому крайне важным было не гневить предков и почтить их своим вниманием.

Комоедица — Масленица

Например, сжигание чучела осталось символом проводов зимы и прихода весны, а не жертвой ради плодородия земель и хорошего урожая. Еще один атрибут Масленицы, который сохранился до наших дней — блины. Раньше это угощение готовили, чтобы поминать усопших, затем оно стало символизировать солнце. Сейчас тоже пекут блины, чтобы поминать предков, но на Масленицу для большинства это просто вкусное угощение Масленицу празднуют не только в России и странах СНГ.

У каждого дня Сырной седмицы были свои традиции и ритуалы, которые люди строго соблюдали. Многие сохранились до сих пор. Традиции Масленичной недели 1.

Понедельник: встреча. В первый день или даже накануне заканчивали строить снежные крепости и горы, сбивать качели и балаганы, а также делать чучело уходящей Зимы. Его возили по улицам, встречая Масленицу.

Тем временем свекор и свекровь по традиции отправляли невестку к ее родителям, а вечером приходили туда, чтобы обсудить будущие празднества. Во время встречи решали, где и когда состоятся гулянья, кого на них пригласят. Блины уже начинали печь, при этом самый первый отдавали бедным.

Вторник: заигрыши. Во второй день праздничной недели традиционно устраивали смотрины, на которых женихи выбирали невест и сватались к ним. Если семьи договаривались о браке, то свадьбу играли сразу после Пасхи.

Среда: лакомка. В этот день столы ломились от угощений. По традиции, зять ходил в гости к теще на блины, которые она приготовила.

При этом у каждой семьи рецепт блинов был свой — он передавался исключительно по женской линии. Для приготовления этого блюда использовали разные виды муки, от пшеничной до кукурузной, а в тесто могли добавлять все что угодно, даже картофель или манную крупу.

Так вот, ровно через сорок дней от 11 февраля, именно, в день весеннего Равноденствия или сразу после него, 22 марта, Велес, Властитель Трёх Миров, отмечает символические поминки по Морене, которая ушла в Навь до следующих холодов. Вот что такое сжигание чучела Морены-Мары. Это древний огненный обряд, который был принят у славян в отношении умерших. Вот что такое праздник Масленицы. Знали вы об этом, когда поджигали соломенную куколку? Ведь такое знание придает смысл всему действию. Иначе же сакральное действие превращается в простую «гулянку»!

Если понимать подоплеку этого обряда, тогда даже становится понятно, почему праздник Масленицы называется Комоедицей. Совсем не потому, что «первый блин комом». Потому, что Великий Велес, обладая способностью к оборотничеству, чаще всего любил приходить на праздники в виде медведя, то есть «кома». Первый блин отдавали медведю, и пословица приобретает сакральный смысл только в первоначальном виде: «первый блин кому медведю ». Вот и называется праздник Комоедица. Блины, вообще-то, всегда были блюдом, которое ели на поминках, это ритуальное поминальное угощение у славян. Справедливости ради надо сказать, отношение к тайне смерти, которое исторически показывали славяне, было удивительно светлым. Похожим на то, во что сейчас верят буддисты. То есть считалось, что Душа, очистившись в Нави, возвращается в Явь для нового круга совершенствования.

Так что поминки по Морене был весьма весёлым славянским праздником. Праздник Масленицы имеет свое, сакральное значение. Почему Масленица длится не один день Потому что на самом деле это два славянских праздника. Праздники славян — это время единения с природой, а не «выходные дни, спущенные сверху». Четыре основных славянских праздника: зимний Солнцеворот праздник Коляды, Бога молодого Солнца , весеннее равноденствие праздник Ярилы, Бога Страсти и Плодородия , летний Солнцеворот праздник Купало, Бога летнего Солнца , осеннее равноденствие праздник Авсеня-Святовита, Бога-Первопроходца.

Существует ошибочное мнение, что у древних славян блин ассоциируется с солнцем. Блины всегда были поминальным блюдом, это наиболее подойдет для обрядов поминок на Масленицу. Этот праздник хотел совсем уничтожить патриарх Адриан. Ему это не удалось, он только сократил его на восемь дней. Малая масленица.

Перед Масленицей идет Пестрая неделя и к Масленице начинают готовиться еще с субботы на этой неделе. Например, Калужская губерния была знаменита тем, что ребятишки брали блин и отправлялись встречать Масленицу, скакали на ухвате или кочерге. Владимирская губерния праздновала Масленицу с субботы. Дети собирали по дворам старые лапти и если взрослые, которые возвращались с базара, на вопрос везут ли они Масленицу, отвечали, что не везут, то дети били их старыми лаптями. Мясное воскресенье. Такое название носило воскресенье, которое было последним перед Масленицей. В деревнях ходили в гости к родственникам , приглашали их на масленицу. В вечер перед Масленицей, было принято говорить, что проходит заговление на сыр и масло. Масленичная неделя. Масленичная неделя делится на два периода: Узкая Масленица первые три дня и Широкая Масленица название последних четырех дней недели.

Первые три дня разрешали заниматься хозяйством. В четверг все работы должны были быть прекращены и закончены. Начиналось празднование Масленицы. Каждый день праздников имеет сове название. Понедельник - встреча. Это самое начало Узкой Масленицы. Свекры отправляли свою невестку к родителям, а вечером приходили к ее родителям в гости. Обсуждается празднование, количество гостей. Заканчивалось строительство снежных горок, балаганов, качелей. В этот день начинают готовить блины.

Так же сооружается чучело. Вторник — заигрыш. Этот день — день смотрин невест. Суть всех масленичных обрядов — это сватовство невест.

Комы — это медведи, так их называли наши предки.

Тогда это животное считалось царем леса. Это теперь "первый блин — комом" означает, что что-то не получилось. А тогда первый блин отдавали комам, медведям, чтобы задобрить их, призвать весну. Ну а блины отдают, потому что это символ солнца, наступления весны. Комоедица и Масленица — одно и то же?

Масленица — это бывший праздник Комоедица, но с другими смыслами и обрядами. Масленицей "медвежий праздник" стал после крещения Руси. Тогда канули в Лету многие языческие праздники.

Почему Масленица называется Масленицей? История праздника Масленица

языческая масленица, масленица языческий праздник, масленица у славян, как известно масленица это языческий, масленица язычество, какой языческий праздник был прообразом масленицы. У Масленицы было много названий, но наиболее распространенным было Комоедица. Рассказываем, когда начинается Масленичная неделя в 2024 году, и как отмечать ее по дням.

Широкая Масленица — 2023: история, традиции и приметы

В других странах проводы Масленицы и начало весны тоже празднуют. Как гласит название Масленицы по дням, в самом начале Сырной недели следует встречать гостей и угощать их блинами с самыми разнообразными начинками. Масленичную неделю в России начинают отмечать за неделю до Великого поста. В других странах проводы Масленицы и начало весны тоже празднуют. Рассказываем, когда начинается Масленичная неделя в 2023 году и как отмечать ее по дням. В 2022 году Масленичная неделя начнется 28 февраля и продлится до 6 марта.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий