Новости достоевский в молодости

Достоевский — единственный в российской истории человек, который смог проделать путь из каторжан в национальные гении. Дмитрий Андреевич Достоевский родился в 1945 году и до пенсии работал водителем трамвая №34 в Санкт-Петербурге. В это время Федор Достоевский познакомился с Михаилом Петрашевским, сторонником утопического социализма, и начал посещать собрания его кружка. В середине XVII века воин литовской дружины Филипп Достоевский обвинялся сыновьями старосты Речицкого в разграблении их имущества и нанесении побоев принадлежавшим им крестьянам.

Достоевский Федор Михайлович

Чтобы воплотить литературный замысел, автору вполне хватило опыта собственных заблуждений и прозрений. Ведь он взялся не за хронику частного преступления, не за документальный очерк, а за художественное постижение насильственных попыток переделки общества, а кроме того — за ревизию собственных политических увлечений в молодую пору. Весной 1846 года, за 20 с лишним лет до нечаевской истории, ему было 24. Тогда на Невском, не доходя до Большой Морской, с ним быстро-быстро заговорил вынырнувший из-за спины незнакомец: — Какая идея вашей будущей повести, позвольте спросить? Начинающему сочинителю, чья первая книга прошла цензуру и появилась в печати лишь тремя-четырьмя месяцами ранее, нельзя было польстить больше. Искусителем оказался одногодок Михаил Петрашевский, выпускник Царскосельского лицея, кандидат прав Петербургского университета, переводчик в Министерстве иностранных дел и при этом пламенный фурьерист, лидер дискуссионного молодежного кружка, собиравшегося по пятницам в его доме. Достоевский стал бывать на этих собраниях, читал отрывки из «Бедных людей», рассказывал про «Неточку Незванову», оглашал «преступное» письмо Белинского Гоголю и давал его списывать. Не довольствуясь одними разговорами, вошел в «семерку» радикалов, которые втайне даже от Петрашевского замышляли «произвести переворот в России». Ба, да это же Верховенский-младший «Нечаев — отчасти Петрашевский», — укажет Достоевский в черновиках романа, имея в виду Петрушу , и говорит он так же, как его прообраз — ускоренно, торопливо, но внятно, без сбоев.

И даже имя для этого персонажа извлечено из фамилии прямого предшественника. Однако за двадцать разделяющих их лет произошло не только перерождение, но и вырождение самого типа революционера. И если Верховенский мог сказануть о себе: «Я ведь мошенник, а не социалист, ха-ха! И все-таки петрашевцы и нечаевцы, по Достоевскому, связаны между собой, как отцы и дети, предшественники и преемники, хотя между жертвой искушения и бесом-искусителем — пропасть. Он и себя вписал в «пятерку» Верховенского — под именем убитого Ивана Шатова, во всяком случае, поделился с ним муками собственных религиозных поисков, отчасти дал ему свою внешность, от которой не был в восторге. Верховного беса Николая Ставрогина автор тоже сыскал не в окружении Нечаева, а среди петрашевцев. Он — злодей, но лицо трагическое, — охарактеризует его Достоевский в письме к Михаилу Каткову и добавит: «Я из сердца взял его». Шатов в романе выкликает почти теми же словами: «Я не могу вас вырвать из моего сердца, Николай Ставрогин!

Даже когда молчит, видно, что в разговоре он господствует. Не было бы ничего удивительного, если бы сам автор произведения хотел так же выглядеть и держаться. Между тем прошлое у Ставрогина мутно, настоящее провально, а будущего он лишает себя сам.

В этой обстановке полиции и Третьему отделению очень хотелось раскрыть хоть какую-нибудь тайную организацию, и петрашевцы прекрасно подошли на эту роль. Вся сцена произвела на Достоевского сильнейшее впечатление. По воспоминаниям свидетелей, Достоевский «был несколько восторжен, вспоминал «Последний день осуждённого на смерть» Повесть французского писателя Виктора Гюго, опубликованная в 1829 году. Написана от лица человека, осуждённого на смерть.

Вина приговорённого неизвестна, но по косвенным деталям можно предположить, что он отцеубийца. Произведение оказало большое влияние на Чарльза Диккенса и Фёдора Достоевского, исследователи подчёркивают параллели и с «Приглашением на казнь» Владимира Набокова. В 1846 году начал посещать собрания у Петрашевского и стал членом кружка Николая Кашкина. Оказал большое влияние на Фёдора Достоевского, которого тот называл «своим Мефистофелем». Подобно другим петрашевцам, был приговорён к смертной казни расстрелянием, но по императорской конфирмации отправлен в ссылку на каторжную работу в рудниках на 10 лет. Стал прототипом Николая Ставрогина, главного героя романа Достоевского «Бесы». Свой личный опыт и впечатления от чтения Гюго сольются в знаменитом монологе князя Мышкина : Выходило, что остаётся жить минут пять, не больше.

Он говорил, что эти пять минут казались ему бесконечным сроком, огромным богатством; ему казалось, что в эти пять минут он проживёт столько жизней, что ещё сейчас нечего и думать о последнем мгновении, так что он ещё распоряжения разные сделал: рассчитал время, чтобы проститься с товарищами, на это положил минуты две, потом две минуты ещё положил, чтобы подумать в последний раз про себя, а потом, чтобы в последний раз кругом поглядеть. Что, если бы воротить жизнь, — какая бесконечность! И всё это было бы моё! Я бы тогда каждую минуту в целый век обратил, ничего бы не потерял, каждую бы минуту счётом отсчитывал, уж ничего бы даром не истратил! Мемориальный дом-музей Фёдора Достоевского в Семипалатинске 6 февраля 1857 года. С будущей женой он познакомился ещё весной 1854 года, вскоре после окончания своих каторжных работ и освобождения из острога. Мария Дмитриевна в это время жила со своим мужем в Семипалатинске, где Достоевский, согласно приговору, должен был служить рядовым.

У неё был сын Павел, который станет пасынком писателя. Я походил на больного, который начинает выздоравливать после долгой болезни и, быв у смерти, ещё сильнее чувствует наслаждение жить в первые дни выздоровления. Надежды было у меня много. Я хотел жить. Что сказать тебе? Я не заметил, как прошёл первый год моей жизни здесь. Я был очень счастлив.

Бог послал мне знакомство одного семейства, которое я никогда не забуду. Это семейство Исаевых, о котором я тебе, кажется, писал несколько, даже поручал тебе одну комиссию для них. Это дама, ещё молодая, 28 лет, хорошенькая, очень образованная, очень умная, добра, мила, грациозна, с превосходным, великодушным сердцем. Участь эту она перенесла гордо, безропотно, сама исправляла должность служанки, ходя за беспечным мужем, которому я, по праву дружбы, много читал наставлений, и за маленьким сыном. Она только сделалась больна, впечатлительна и раздражительна. Характер её, впрочем, был весёлый и резвый. Я почти не выходил из их дома.

Что за счастливые вечера проводил я в её обществе! Я редко встречал такую женщину. С ними почти все раззнакомились, частию через мужа. Да они и не могли поддерживать знакомств. Она осталась на чужой стороне, одна, измученная и истерзанная долгим горем, с семилетним ребёнком и без куска хлеба. Даже похоронить было мужа нечем. Жить без неё я не могу, и потому, если только обстоятельства мои переменятся хотя несколько к лучшему и положительному, я женюсь на ней.

Я знаю, что она мне не откажет. Но не могу же я теперь, не имея ничего, воспользоваться расположением ко мне этого благороднейшего существа и теперь склонить её к этому браку. С мая месяца, когда я расстался с ней, моя жизнь была ад. Каждую неделю мы переписываемся. Александр II в своём кабинете в Зимнем дворце. Около 1880 года. Фотография Сергея Левицкого 17 апреля 1857 года.

Достоевский помилован Выходит Высочайший указ о помиловании политических преступников, в том числе Достоевского: Желая явить новое милосердие подданным нашим, омрачившим себя политическими преступлениями и после того безукоризненным поведением доказавшим своё раскаяние, равно тем, которые ещё в прежнее время, до дня нашего коронования, возвращены из мест ссылки или иным образом помилованы... Вообще амнистии в честь коронации нового императора были для Российской империи обычным делом. Однако решение Александра II обладало особой важностью: возвращение из ссылки политических преступников, включая декабристов, воспринималось как отказ от наследия Николая I и один из шагов к решительным переменам в жизни страны. Через два года Достоевский воспользуется вновь обретённым правом на свободу перемещения и покинет Сибирь, а после вернётся в бурную общественную и литературную жизнь Санкт-Петербурга. Кордегардия, о которой писал Достоевский в «Мёртвом доме», и второе издание «Записок из Мёртвого дома» 1862 года 1 сентября 1860 года. Для множества современников именно эта книга, посвящённая каторге и тюрьме, оказалась самым важным произведением Достоевского. Передавая свой противоречивый опыт, писатель сложным образом соединяет вымышленное и достоверное.

В его книге можно найти как правдивую картину жизни заключённых, так и типичный для Достоевского сложный анализ самосознания современного образованного человека. В эпоху Великих реформ описание своеобразного «плавильного котла», где представители самых разных сословий оказываются наравне, была особенно актуальна. Как ни странно, долгое время эта книга считалась намного более значительным произведением, чем, например, романы Достоевского. Даже непримиримые идеологические противники писателя, такие как радикальный критик Дмитрий Писарев, похвально отзывались о «Записках».

Последние деньги Заложена мантилья жены. Заложена шуба. Новый проигрыш. Заложена часть одежды. Достоевский снова просит в долг у Гончарова, но тот проигрался сам. Заложено пальто. Игра длится уже больше месяца. После очередного проигрыша у Достоевского случается приступ эпилепсии. И вот, наконец, выигрыш, которого он так долго ждал. Можно все выкупить. Пальто и фрак заложены на следующий день — после очередного проигрыша. Снова приступ эпилепсии. Снова рулетка. Снова заложено кольцо. Уже полтора месяца проведено за рулеткой. Достоевский выкупает все вещи. И снова все проигрывает. Заложены кольцо и серьги, на эти деньги Достоевские уезжают в Швейцарию. Жуткая игорная полоса прервана. Родные Анны Григорьевны присылают ей некоторые суммы, и Достоевские получают возможность оставить этот «проклятый город», этот «ад», этот игорный притон, доставивший им столько страданий. Любовь и вера помогли Фёдору Михайловичу оставить игру. Сразу и навсегда. Наваждение игры покинуло Достоевского в 1871 году, чтобы никогда не возвращаться. В его излечении от игромании большую роль сыграла его жена, победительная в своей любви Анна Григорьевна Память об игроке Швейцария, Италия, и, особенно, Германия до сих пор хранят память о Достоевском-игроке. В Висбадене одна из комнат курзала носит имя Достоевского, память писателя отмечена также памятной доской и бюстом в парке перед зданием. Висбаден признают прототипом Рулетенбурга из романа Достоевского «Идиот». В Гомбурге в казино висит портрет Достоевского. Одна из дорожек городского парка Бад-Хомбурга носит имя писателя, а памятную доску в его честь можно увидеть на здании бывшей гостиницы, в которой он останавливался во время третьего приезда в этот город. Баден-Баден избежал тяжелых бомбардировок в годы войны, так что здание, в котором играл Достоевский, сохранилось до наших дней.

Перова из собрания Третьяковской галереи — это первое и последнее эпох двух его триумфов: времени литературного дебюта, едва ли не самого эффектного, блистательного и романтического из всех литературных дебютов XIX в. Уже в первом изображении писателя — рисунке его товарища по Инженерному училищу К. Трутовского 1847 О взаимоотношениях Достоевского и Трутовского см. В гостях у Достоевского. Удивительное лицо, напоминающее в одно и то же время мечтателя из «Белых ночей» и героя «Записок из подполья», князя Мышкина и Ивана Карамазова... Вдобавок сохранились воспоминания художника с описанием наружности молодого Достоевского: «В то время Федор Михайлович был очень худощав; цвет лица был у него какой-то бледный, серый, волосы светлые и редкие, глаза впалые, но взгляд проницательный и глубокий. Во всем училище не было воспитанника, который бы так мало подходил к военной выправке, как Ф. Движения его были какие-то угловатые и вместе с тем порывистые. Мундир сидел неловко, а ранец, кивер, ружье — все это на нем казалось какими-то веригами, которые временно он обязан был носить и которые его тяготили. За год до создания портрета в «Петербургском сборнике» была опубликована первая повесть Достоевского «Бедные люди», сразу удостоенная великой чести, восторженной похвалы самого Белинского. Публикации предшествовала настоящая романтическая история, вполне в духе Достоевского — внезапный ночной визит к нему Некрасова и Григоровича с выражением восторга по поводу только что прочитанной повести, а потом и «самая восхитительная минута» — встреча с Белинским, вспоминая о которой, он на каторге «укреплялся духом» об этом подробно рассказано в «Дневнике писателя, 1877». Такое победоносное вступление в литературу не только повлияло на самоощущение Достоевского, но и внешне изменило его жизнь. Он знакомится с кругом Белинского, становится вхож в литературные кружки и салоны, в частности в дом Панаевых — один из центров культурной жизни Петербурга, где начинающий автор впервые читал «Бедных людей». Описание внешнего облика Достоевского, оставленное Авдотьей Панаевой, вполне соответствует впечатлению от портрета: «С первого взгляда на Достоевского видно было, что это страшно нервный и впечатлительный молодой человек. При всей своей мнительности Достоевский, ошеломленный неожиданным успехом, совершенно потерял чувство реальности, и хлестаковские интонации то и дело слышны в его письмах. Тем чувствительнее после недолгого триумфа было отрезвление — охлаждение к нему Белинского, вызванное «Двойником» и другими повестями. Как замечает Д. Григорович, «неожиданность перехода от поклонения и возвышения автора «Бедных людей» чуть ли не на степень гения к безнадежному отрицанию в нем литературного дарования могла сокрушить и не такого впечатлительного и самолюбивого человека, каким был Достоевский. Он стал избегать лиц из кружка Белинского, замкнулся весь в себя еще больше прежнего и сделался раздражительным до последней степени» Там же. С этого времени наметилась трещина во взаимоотношениях Достоевского с Тургеневым, в которого он в начале знакомства «едва ль не влюбился». Тот сочинил на него вместе с Некрасовым ядовитую эпиграмму «Витязь горестной фигуры», глубоко уязвившую самолюбивого и мнительного начинающего литератора. Много лет спустя эта трещина превратилась в пропасть после исторической ссоры писателей в Баден-Бадене, поводом к чему послужил роман Тургенева «Дым», и Достоевский наконец отомстил за давнюю обиду. Он написал «донесение потомству», сделав эту ссору достоянием третьих лиц, а в 1871 г. В начале 1847 г. Достоевский расходится с Белинским, а с весны открывается новая и роковая страница в его жизни стоившая ему четырехлетней сибирской каторги и последующей ссылки — он начинает посещать пятницы Петрашевского. Иконографическая традиция, интерпретирующая Достоевского как «страдальца и страстотерпца», была заложена еще при жизни писателя. Начало свое она ведет с портрета Перова, впервые запечатлевшего в его чертах выражение скорби и страдания, которое не улавливается в большинстве фотографий. По мнению И. Крамского, это «не только лучший портрет Перова, но и один из лучших портретов русской школы вообще» И. О портрете Ф.

Первые романы Достоевского: реакция критиков

  • Юность достоевского
  • К.К.Истомин. Из жизни и творчества Достоевского в молодости
  • Форма поиска
  • Жизнь Фёдора Достоевского в 20 событиях
  • Ни сифилиса, ни кондрашки
  • Содержание

К.К.Истомин. Из жизни и творчества Достоевского в молодости

идеи, которые Достоевский примет позже в жизни. Фрейд в известной работе «Достоевский и отцеубийство» связывает эту трагедию с возможным Эдиповым комплексом у юного Достоевского и последующей разработкой мотива убийства отца в «Братьях Карамазовых». Александр Ризенкампф, военврач, ботаник, сосед поручика Фёдора Достоевского по первой петербургской квартире: «В молодости он был довольно кругленький, полненький блондин, щёки бледные, с веснушками, цвет лица болезненный, землистый. Интересен ответ Толстого: Достоевский особый писатель, «он весь борьба», а вы его поставили на пьедестал, вот в чем ваша беда. 1 (13) июля Уход вского в отставку и вскоре за тем переезд его в деревню.

Биография Федора Достоевского

Достоевский же пребывал в состоянии некоторой восторженности и, подойдя к Спешневу, по-французски произнес утешительную для верующего человека фразу (она могла стать последней в жизни). Федор Достоевский в юности. Достоевский был игроманом и часто проигрывался в пух и прах. Например, в юности он проиграл в бильярд около тысячи рублей, что было огромной суммой по тем временам. Фотографии Федора Михайловича Достоевского в молодости Знаменитости в молодости на

Биография Достоевского

А помимо того — изучал историю декабристов и петрашевцев, пользовался покровительством теоретика анархизма Михаила Бакунина. Встав на путь беспощадного террора, поиском средств себя не утруждал, бравировал вседозволенностью, утверждая, что для революционера «нравственно все, что способствует торжеству революции... Итогом борьбы видел такой строй, где каждый станет трудиться «под страхом смерти в случае отказа от труда», «производить для общества как можно больше, потреблять как можно меньше». Зловещую роль главаря «Народной расправы» в «Бесах» исполняет Петр Верховенский, хотя на прототипа он похож лишь складом ума да изворотливостью.

Достоевский лично не знал ни Нечаева, ни студента Иванова, хотя о последнем был наслышан от приехавшего в Дрезден шурина Ивана Сниткина, учившегося в той же академии. О «пятерке» и тем более о страстях внутри нее писателю тогда ничего не было известно. Позже подробности, конечно, всплывут, но к тому времени роман уже сложится.

Чтобы воплотить литературный замысел, автору вполне хватило опыта собственных заблуждений и прозрений. Ведь он взялся не за хронику частного преступления, не за документальный очерк, а за художественное постижение насильственных попыток переделки общества, а кроме того — за ревизию собственных политических увлечений в молодую пору. Весной 1846 года, за 20 с лишним лет до нечаевской истории, ему было 24.

Тогда на Невском, не доходя до Большой Морской, с ним быстро-быстро заговорил вынырнувший из-за спины незнакомец: — Какая идея вашей будущей повести, позвольте спросить? Начинающему сочинителю, чья первая книга прошла цензуру и появилась в печати лишь тремя-четырьмя месяцами ранее, нельзя было польстить больше. Искусителем оказался одногодок Михаил Петрашевский, выпускник Царскосельского лицея, кандидат прав Петербургского университета, переводчик в Министерстве иностранных дел и при этом пламенный фурьерист, лидер дискуссионного молодежного кружка, собиравшегося по пятницам в его доме.

Достоевский стал бывать на этих собраниях, читал отрывки из «Бедных людей», рассказывал про «Неточку Незванову», оглашал «преступное» письмо Белинского Гоголю и давал его списывать. Не довольствуясь одними разговорами, вошел в «семерку» радикалов, которые втайне даже от Петрашевского замышляли «произвести переворот в России». Ба, да это же Верховенский-младший «Нечаев — отчасти Петрашевский», — укажет Достоевский в черновиках романа, имея в виду Петрушу , и говорит он так же, как его прообраз — ускоренно, торопливо, но внятно, без сбоев.

И даже имя для этого персонажа извлечено из фамилии прямого предшественника. Однако за двадцать разделяющих их лет произошло не только перерождение, но и вырождение самого типа революционера. И если Верховенский мог сказануть о себе: «Я ведь мошенник, а не социалист, ха-ха!

И все-таки петрашевцы и нечаевцы, по Достоевскому, связаны между собой, как отцы и дети, предшественники и преемники, хотя между жертвой искушения и бесом-искусителем — пропасть.

Ему также предоставлялась привилегия отдать своих сыновей в любое военное учебное заведение. Так будущий писатель и попал в Главное инженерное училище в Петербурге, где из-за своего простого происхождения постоянно чувствовал себя белой вороной на фоне сокурсников голубых кровей — потомственных дворян с именитыми родителями. Хотя Федор и его старший брат бредили литературой, отец отдал их в военные инженеры, потому что считал писательство не серьезной и не денежной профессией. Помиловали перед расстрелом Описывая в «Идиоте» чувства человека, приговоренного к казни, Достоевский фактически поделился своими собственными мыслями и ощущениями. Дело в том, что он был в аналогичной ситуации.

В молодости писатель придерживался идей, близких к социалистическим, посещал кружок Петрашевского и выступал против самодержавия. Как пояснял сам писатель, он желал, «чтоб не был заглушен ничей голос и чтобы выслушана была, по возможности, всякая нужда». Так вот в январе 1850 года Достоевский вместе с другими петрашевцами был приговорен к расстрелу за чтение запрещенной литературы. Обряд казни на Семеновском плацу. Он уже приготовился к смерти и многое для себя осмыслил, его облачили в саван и привели на Семёновский плац на расстрел, но прямо перед исполнением приговора ему зачитали царский указ о помиловании. Такова была воля Николая I — высшую меру приговоренным заменить на более мягкие наказания, но не говорить им об этом до последней минуты.

Сибирь подкосила здоровье В течение жизни Достоевский страдал от сильных приступов эпилепсии, а началась она у него в Сибири, куда его отправили отбывать срок после замены смертной казни на каторгу. Правда, есть данные, что приступы «падучей» у него случались и до этого начиная с 18 лет , но обычно они были очень редкими, слабыми. Именно на каторге болезнь обрушилась на писателя в полную силу. Там же, в Сибири, у него начались проблемы с легкими, которые впоследствии переросли в эмфизему. И там же, на каторге в Омске, Достоевсаий приобрел привычку пить крепчайший сладкий чай, который заключенные называют чифиром, и эту традицию он продолжал в последующей жизни. Писатель заваривал такой чай на ночь, что бодрило и позволяло до утра продуктивно работать.

Дворянство вернули Только через семь лет после отправки на каторгу, уже во время последующей военной службы Достоевский получил полную амнистию — от уже следующего российского монарха — только что взошедшего на престол Александра II.

Гостей у Достоевских почти не бывало. От этой влиятельной родственницы шли к подрастающим племянникам воззрения и предания московского купечества разных разрядов — от мелких промышленников Сыромятной слободы до потомственных дворян и пайщиков крупнейших предприятий, связанных с Российско-американской компанией. От представительницы этой торговой среды младшие Достоевские воспринимали исконные воззрения всего ее круга о всемогущей власти денег в людских делах и мирских отношениях.

Неотразимым воплощением этой материальной мощи высился в одном из тихих переулков Покровки над живописным обрывом к реке нарядный куманинский особняк, разукрашенный фарфором, бронзой, картинами и зеркалами. В скромную лекарскую семью на Божедомку Александра Федоровна приезжала в карете цугом в упряжке четырех лошадей, с выездным лакеем на запятках и форейтором на козлах. Родственные беседы в тесной гостиной больничного флигеля незаметно утверждали в сознании подростков правила благочестия, слагавшиеся веками в патриархальном мире московской купли-продажи. Преданность церкви и верноподданность царю, соблюдение православных обычаев и непрерывное наполнение несгораемых касс — вот к чему сводился идеал этой среднемещанской и крупнокупеческой среды.

Из таких разнородных социальных влияний слагалось раннее мироощущение Достоевского. Предания обедневшего рода литовских шляхтичей переплетались с житейскими навыками третьегильдейских московских купцов, сумевших породниться с крупнейшими столичными негоциантами. Но, быть может, сильнее всего здесь сказывалась традиция умственной культуры, восходящая к начетчику XVIII века — прадеду писателя Михайле Котельницкому, выправлявшему в московской духовной типографии наборы философских трактатов и богословских сводов. От него шла в коммерческую среду Нечаевых любовь к книге, поэзии, умозрению, картинной речи.

Был в роду Достоевских и поэт. Путь поэтов рано стал манить старших сыновей штаб-лекаря. Жизнь с малых лет приобщила их к миру искусств. Первым выдающимся событием детства Достоевского было его раннее знакомство с народным творчеством.

В большом, многодетном семействе никогда не переводились кормилицы из ближайших деревень. До нас дошли безвестные имена этих крепостных крестьянок: Они открывают литературную биографию Достоевского легендарными образами Жар-птицы и Алеши Поповича. Она умела увлечь лекарскую детвору поэтическими вымыслами про Остродума и других героев устной поэзии. Бесправные женщины крепостной страны незаметно выполнили большую жизненную задачу: По бытовым навыкам своей патриархальной семьи, чтившей старинные обычаи и соблюдавшей заповедные обряды, Достоевский был рано приобщен к замечательным памятникам русского зодчества и народной живописи.

Древняя столица раскрывалась подчас перед младшими Достоевскими и своими живыми народными зрелищами. Был у них двоюродный дед, Василий Михайлович Котельницкий, которым в семье гордились: Ученым он был все же очень скромным, и его слушатель Н. Пирогов с большим юмором описывает комические несуразности его лекций о снадобьях и зельях, вызывавших веселое настроение молодой аудитории. Домик Василия Михайловича находился у самого Смоленского рынка, так что в праздник из окон были видны знаменитые святочные балаганы под Новинским с красным кумачом занавесок и разноцветными самодельными афишами.

Сюда-то и водил дедушка Котельницкий своих маленьких гостей с дальней Божедомки показать им затейников и штукмейстеров, ученых собак и обезьян, восковые фигуры королей и генерал-аншефов. Но и классический театр вскоре раскрыл Достоевскому мир высоких эстетических наслаждений. Разнообразны были ранние литературные впечатления Достоевского.

Полина — Апполинария Суслова.

Де-Грие — это красавец-испанец Сальвадор, в которого была влюблена Апполинария. Писатель в произведении показывает, как азарт наживы проникает во все другие области жизни человека, переживания, эмоции, всю психику. Происходит быстрое душевное сгорание на фоне всеобщего оголтелого устремления к наживе и комфорту. Герой очутился у разбитого корыта.

Он после поездок из Рулетенбурга в Париж и по другим европейским городам оказывается в Гамбурге. Да что нищий! Наплевать на нищенство! Я просто сгубил себя!

Отдыхая в 1863 году в Баден-Бадене, Достоевский проиграл не только свои деньги, но и средства возлюбленной Аполлинарии Сусловой. В Висбаден он сможет теперь вырваться только в 1865 году, имея на руках 175 рублей. Эти деньги Федор Михайлович быстро проигрывает, закладывает свои часы, и в отчаянии пишет письма своим знакомым с просьбой выслать денег. Отель оплатить нечем, несколько дней он питается только чаем.

Только, получив, наконец, денежную помощь от своего друга — Врангеля, Федор Михайлович может вернуться в Россию. Она стенографировала роман «Игрок», который Федор Михайлович написал в период с 4 по 29 октября. После окончания этого произведения, она поможет ему закончить роман «Преступление и наказание». Спустя месяц совместной работы писатель делает предложение молодой девушке.

В 1867 году, спасаясь от кредиторов, чета Достоевских «бежит» за границу. Достоевский показывает молодой жене Европу. Но здесь проходят те кошмарные семь недель, когда Достоевский непрерывно играет на рулетке. Впоследствии Анна Григорьевна, испытавшая на себе все тягостные последствия страсти Достоевского к игре, подробно описала его состояние во время этих лихорадочных припадков непобедимого недуга: «… не прошло недели, как Федор Михайлович проиграл все наличные, и тут начались волнения по поводу того, откуда их достать, чтобы продолжать игру.

Пришлось прибегнуть к закладам вещей. Но и закладывая вещи, муж иногда не мог сдержать себя и иногда проигрывал все, что только что получил за заложенную вещь….. Должна отдать себе справедливость: я никогда не упрекала мужа за проигрыш...... Но мне было до глубины души больно видеть, как страдал сам Федор Михайлович: он возвращался с рулетки...

История беспрерывных проигрышей Достоевского, его надежд, безумных рисков, безрассуднейшего азарта, невозможность совладать с бесом игры, подчиниться выработанной системе «как только начинается выигрыш, я тотчас начинаю рисковать; следить за собой не могу... Я сделал преступление, я все проиграл, что ты мне прислала, все, все до последнего крейцера, вчера же получил и вчера же проиграл. Аня, как я буду теперь глядеть на себя, что скажешь ты про меня? Прошло часа три.

Новые публикации

  • Ловушка в поисках правды: бунташная молодость Достоевского
  • Ловушка в поисках правды: бунташная молодость Достоевского - Владимир РАДЗИШЕВСКИЙ
  • Каким неприятным событиембыла омрачена юность достоевского – Telegraph
  • Фактчек: 13 самых популярных легенд о Достоевском • Arzamas
  • Факты и легенды о Федоре Достоевском

Фото Достоевского

Федор Михайлович Достоевский детские годы. Ф М Достоевский в юности. Федор Михайлович Достоевский в детстве. Павел Фокин музей Достоевского. Достоевский фото. Достоевский новый год. Федор Михайлович Достоевский. Фёдор Достоевский в 1840. Федор Михайлович Достоевский 1821-1881.

Достоевский 1880 Панов. Достоевский Михаил Федорович. Ф Достоевский. Федор Достоевский портрет. Крамской Достоевский. Портрет Достоевского Крамского. Достоевский фотография н. Достоевский 19 век.

Достоевский Федор Михайлович в юношестве. Федор Федорович Достоевский в детстве. Фото Достоевского Федора Михайловича. Достоевский редкие фотографии. Достоевский во Франции. Достоевский 1847. Достоевский 1847 год. Портрет Достоевский 1861.

Фёдор Михайлович Достоевский в полный рост. Александр Егорович Врангель.

Рубрика: Фото Фото Достоевского, великого русского писателя мирового значения, чрезвычайно интересны. Ведь на них можно рассмотреть гениального мыслителя, чьи произведения читают и любят во всем мире. Конечно, фото Достоевского не так уж и много, как хотелось бы поклонникам его творчества, однако и это радует. Кстати говоря, если вы до сих пор не знакомы с биографией Достоевского , обязательно прочитайте ее.

Она была профессиональной стенографисткой. Потом Анна Григорьевна расшифровывала записи, а ее муж ночью разбирался с получившимся текстом и делал наброски для новых глав, чтобы уже на следующий день продолжить диктовку. Так вдвоем они работали над каждым романом.

Биографы точно не знают, когда у Фёдора появилась эпилепсия, но уверенно утверждают, что она носила не генетический, а приобретённый характер. Есть несколько основных версий первых признаков заболевания. Дочь Достоевского полагала, что первый припадок с обмороком у него случился в 19-летнем возрасте, когда пришло известие о смерти отца, а уже позднее произошло развитие болезни. Брат литератора был уверен, что эпилепсия стала следствием стресса, испытанного им в 28-летнем возрасте, когда в декабре 1849 года его как участника оппозиционного «Кружка Петрашевского» приговорили к смертной казни и вывели на Семёновский плац для расстрела. Достоевский обожал чай. Михаил Александров упоминал, что Достоевский выпивал по несколько стаканов очень крепкого и сладкого чая. По словам корректора журнала «Гражданин» Варвары Тимофеевой, Достоевского приводили в такой восторг описания чаепития в чужих текстах, что его самого тянуло к самовару. Анна Достоевская писала, что муж очень любил сам заваривать и разливать чай, а во время их заграничного путешествия они в каждом новом городе искали чайную лавку. Воспоминания дочери: «Отец любил сам разливать чай и всегда пил очень крепкий чай.

Он выпивал два стакана и брал третий с собой в кабинет, где пил его во время работы небольшими глотка». Сжёг первую версию «Преступления и наказания». Повествование в первой версии велось от лица Раскольникова. Замысел писателя постепенно усложнялся, появились новые герои, и он решил отойти от жанра исповеди.

Интересные и малоизвестные факты из биографии Достоевского, о которых мы расскажем, возможно, помогут читателям по-новому взглянуть на его творчество. Сестра — как процентщица из романа Достоевский — из многодетной семьи, всего у его родителей было восемь детей, причем Фёдор был одним из старших. Общению со сверстниками и играм он предпочитал чтение книг и разговоры со взрослыми.

Когда в 37 лет умерла его мать, будущему писателю было всего 15, его старшему брату — 16, а остальные братья и сестры были младше. Самому маленькому ребенку на тот момент только исполнилось полтора годика. Родители писателя. Старший брат Федора Достоевского тоже был писателем, к тому же, он тоже делал переводы. Правда, умер рано — в 43. А одна из сестер писателя, Варвара, удачно вышла замуж, стала очень богата и очень скупа и повторила судьбу старухи из «Преступления и наказания». Женщину убил местный дворник, чтобы завладеть ее деньгами.

Дворянин с синдромом самозванца Отец писателя был дворянином, причем этот титул он получил не по наследству, а за усердную службу: во время войны 1812 года, а также в последующие годы Михаил Достоевский служил врачом в госпиталях. В 1827 году военврача наградили чином коллежского асессора, а также правом на потомственное дворянство. Достоевский в 26 лет рис. Трутовского и в более старшем возрасте. Ему также предоставлялась привилегия отдать своих сыновей в любое военное учебное заведение. Так будущий писатель и попал в Главное инженерное училище в Петербурге, где из-за своего простого происхождения постоянно чувствовал себя белой вороной на фоне сокурсников голубых кровей — потомственных дворян с именитыми родителями. Хотя Федор и его старший брат бредили литературой, отец отдал их в военные инженеры, потому что считал писательство не серьезной и не денежной профессией.

Помиловали перед расстрелом Описывая в «Идиоте» чувства человека, приговоренного к казни, Достоевский фактически поделился своими собственными мыслями и ощущениями.

Федор Михайлович Достоевский

Эта «премьера» оказалась почти незамеченной: за время заключения автора успели подзабыть. Новую известность литератору принесли « Записки из Мертвого дома », созданные в Сибири. До сих пор никто из писателей не касался темы каторги и каторжан. Поэтому «Записки... Герцен сравнивал произведение с фреской «Страшный суд» Микеланджело, самого Достоевского называли «русским Данте ». И все же это было только началом славной карьеры автора. Настоящим пиком его творчества стал период с 1866 по 1880 годы, в который были написаны романы « Преступление и наказание », « Бесы », « Идиот ». Эти и другие тексты Федора Достоевского серьезно повлияли на творчество и философию Фридриха Ницше , Франца Кафки , Альбера Камю и других знаменитых писателей. Читайте также: Как Федор Достоевский изменил мир Обвинял себя в растлении малолетних По воспоминаниям современников, Достоевский был натурой страстной, увлеченной и... И если англичанин Чарльз Диккенс разговаривал со своими героями, видел их во сне и встречал на улицах, то Достоевский проживал их жизни. Он пешком исходил все маршруты Раскольникова, примерял на себя роль «молящегося старичка» из «Дядюшкиного сна» и писал целые письма слогом Голядкина « Двойник ».

Но самым шокирующим во всей этой истории были его признания в изнасилованиях несовершеннолетних. Существует как минимум три свидетельства о том, что Достоевский принял грех Свидригайлова и Ставрогина на себя. Один из случаев пересказал Дмитрий Григорович: автор «Преступления и наказания» и «Бесов» присутствовал на суде по делу об изнасиловании несовершеннолетней, а затем для чего-то отправился искать адрес девочки. Вторым свидетельством стало письмо бульварной писательницы Капиталины Назарьевой, где она пересказала признание Достоевского. Согласно этому тексту, известный литератор увлек за собой и девочку, и ее гувернантку.

Автор привлекается к суду по «делу Петрашевского», и 22 декабря суд выносит приговор о смертной казни. Многое предстает в новом свете для писателя, но в последний момент, перед самой казнью, приговор сменяют на более мягкий — каторжные работы.

Практически все свои ощущения Достоевский пытается вложить в монолог князя Мышкина из романа «Идиот». К слову, Григорьев, также приговоренный к казни, не выдерживает психологического напряжения и сходит с ума. В этот период творчество Достоевского затихает из-за того, что писатель отбывает наказание в ссылке в Омске. Сразу после отбытия срока, в 1854 году, Достоевского отправляют в седьмой линейный сибирский батальон рядовым солдатом. Здесь он знакомится с Чоканом Валихановым известный казахский путешественник и этнограф и Марией Дмитриевной Исаевой жена бывшего чиновника по особым поручениям , с которой у него начинается роман. В период пребывания на каторге и во время военной службы писатель сильно меняет свое мировоззрение. Раннее творчество Достоевского не было подвержено каким-либо догмам или жестким идеалам, после произошедших событий автор становится крайне набожным и приобретает своего жизненного идеала — Христа.

В 1859 году Достоевский вместе с женой и приемным сыном Павлом покидают место его службы — город Семипалатинск — и перебирается в Петербург. За ним продолжается неофициальное наблюдение. Вместе со своим братом Михаилом работает в журнале «Время», далее в журнале «Эпоха». В этот же период Фёдор Михайлович Достоевский пишет «Записки из мертвого дома», «Записки из подполья», «Униженные и оскорблённые», «Зимние заметки о летних впечатлениях». В 1864 году умирают брат Михаил и жена Достоевского. Он часто проигрывает в рулетку, влезает в долги. Деньги очень быстро заканчиваются, и писатель переживает тяжелый период.

Как-то расширяется душа, чтобы понять великость жизни». Михаил Михайлович приезжает в Петербург для сдачи офицерского экзамена. На прощальном вечере у него Достоевский читает отрывки из своих драм «Мария Стюарт» и «Борис Годунов». От этих первых литературных опытов до нас дошли только заглавия. Влияние Шидловского, сочинявшего драму «Мария Симонова», увлечение Шиллером и Пушкиным и преклонение перед актером Самойловым достаточно объясняют происхождение этих набросков. Они скоро были забыты. Но и впоследствии писатель неоднократно возвращался к плану написать драму.

Мечте этой не суждено было осуществиться. В 1842 г. Достоевский произведен в подпоручики и покидает Инженерный замок; он снимает большую квартиру на Владимирской улице; после смерти отца опекун Карепин, муж сестры Варвары, ежемесячно посылает ему его долю доходов с имения. Вместе с жалованием это составляет немалую сумму — около 5000 р. Но денег Достоевскому никогда не хватало; он жил широко; утром ходил на лекции для офицеров, вечера часто проводил в театре. Иногда собирались у него товарищи-офицеры, играли в преферанс и штос и пили пунш. Младший брат Андрей одно время жил с ним вместе.

В своих воспоминаниях он жалуется, что Федор напускал на себя в отношении к нему «высокомерное обращение», чтобы он «не зазнавался», и что он не поместил его в пансион Костомарова «из денежных расчетов». Трудно определить, насколько справедливы эти упреки. Сожительство с Андреем несомненно тяготило Федора, и они расстались без сожаления: в 1842 г. Андрей поступил в училище гражданских инженеров. Весной 1843 г. Достоевский сдает окончательные экзамены и на лето уезжает в Ревель к брату Михаилу, у которого он крестит первого ребенка. Его здоровье расшатано; у него землистый цвет лица, хриплый голос и сухой кашель.

Михаилу и его жене Эмилии Федоровне приходится позаботиться о его белье и платье. По возвращении в Петербург Достоевский поселяется на одной квартире с доктором Ризенкампфом и работает при чертежной инженерного департамента. Ризенкампф набрасывает его портрет: «Довольно кругленький, светлый блондин с лицом округленным и слегка вздернутым носом. Светло-каштановые волосы были коротко острижены, под высоким лбом и редкими бровями скрывались небольшие, довольно глубоко лежащие серые глаза; щеки были бледные с веснушками; цвет лица болезненный, землистый, губы толстоватые. Он был далеко живее, подвижнее, горячее степенного своего брата... Он любил поэзию страстно, но писал только прозою, потому что на обработку формы не хватало у него терпения; мысли в его голове родились подобно брызгам в водовороте». Почтенный доктор старается внушить своему сожителю правила хозяйственной экономии, но без успеха.

Достоевский живет расточительно и беспорядочно: то он угощает доктора «роскошным» обедом в ресторане Лерха, на Невском, то по месяцам сидит без гроша. Получив от опекуна из Москвы тысячу рублей, он немедленно проигрывает ее на бильярде; случайные партнеры и подозрительные приятели обкрадывают его. Он вступает в разговоры с пациентами Ризенкампфа и снабжает их деньгами; возится с каким-то бродягой, расспрашивая его о жизни подонков столицы; занимает деньги у ростовщиков и тотчас же их проигрывает. Характер Достоевского верно обрисован в воспоминаниях Ризенкампфа: добрый, щедрый, доверчивый и неприспособленный к жизни — таким останется он навсегда. Но беспорядочность быта не мешает писателю серьезно заниматься литературой. Служба тяготит его. В письмах к брату вечная жалоба : «служба надоедает», «служба надоела, как картофель».

Наконец, в октябре 1844 г. Я буду адски работать. Теперь я свободен». Из инженерного подпоручика Достоевский превращается в профессионального литератора. Заработков не было. Долги росли. Достоевский пишет опекуну, Петру Андреевичу Карепину, предлагая за сумму в тысячу рублей серебром отказаться от всех прав на отцовское наследство.

Карепин не одобряет его отставки, не может немедленно произвести раздел имения, уговаривает его одуматься. Достоевский негодует и обличает богатого родственника; письма его дышат свирепой иронией. Он драматизирует свое положение, изображая себя больным, нищим и умирающим с голода. В это время он работает над первым романом «Бедные люди» и незаметно перевоплощается в своего героя — полуголодного чиновника Макара Девушкина. Карепин добродушно назидает и журит, Достоевский отвечает злобно и язвительно. Вполне заслуженные упреки опекуна ранят его самолюбие; воображение романиста превращает этого благородного филантропа в буржуа-эксплуататора. Литература и действительность сливаются; будущий автор «Бедных людей» пылает социальным пафосом, и Карепин становится жертвой его обличений.

Вот в каком тоне пишет Достоевский опекуну: «Уведомляю Вас, Петр Андреевич, что имею величайшую надобность в платье. Зимы в Петербурге холодны, а осени весьма сыры и вредны для здоровья. Из чего следует очевидно, что без платья ходить нельзя, а не то можно протянуть ноги. Но так как это нездорово, то нужно иметь квартиру. Мне не отвечали, мне не хотели отвечать, меня мучили, меня унижали, надо мной насмехались. Я сносил всё терпеливо, делал долги, проживался, терпел стыд и горе, терпел болезни, голод и холод, теперь терпение кончилось и остается употребить все средства, данные мне законами и природой, чтобы меня услышали, и услышали обоими ушами». Картина бедственной жизни «стыд, голод и холод» и преследования родных переносятся в биографию Достоевского из романа «Бедные люди».

Но это не сознательная фальсификация. Увлеченный своей идеей, молодой автор действительно воображает себя умирающим от голода на улицах Петербурга. Между тем Карепин был совсем не таким свирепым буржуа, каким изображает его Достоевский. Вот что говорит о нем брат писателя, Андрей Михайлович: «Петр Андреевич Карепин был лет сорока с хвостиком и был вдов. Служил правителем канцелярии московского военного генерал-губернатора, аудитором, секретарем дамского комитета по тюрьмам и в комитете о просящих милостыню, управляющим всеми имениями князей Голицыных. Он был добрейший из добрейших людей, не просто добрый, но евангельски добрый человек. Он вышел из народа, достигнув всего своим умом и своей деятельностью».

Богатый пожилой вдовец, женящийся на бедной девушке, появляется в романе «Бедные люди» под именем Быкова. В рассказе «Елка и свадьба» изображается пятидесятилетний богач Юлиан Мастакович, жених семнадцатилетней девушки; в «Преступлении и наказании» появляется зажиточный и солидный жених Дуни — Лужин. Может быть, в ненависти Раскольникова к жениху сестры есть следы неприязни автора к мужу сестры Вари — Карепину. Конечно, между помещиком-самодуром Быковым и Карепиным психологически столь же мало общего, как и между чиновником Девушкиным и самим Достоевским; писатель воплощает в типе Быкова — Лужина идею власти денег, насилия слабого над сильным. Опекунство Карепина, «обидевшего» бедных наследников, послужило центром, вокруг которого кристаллизовались личные чувства автора и литературные влияния. Быть может, по ассоциации с Карепиным — Быковым, и героиня «Бедных людей» получила имя Вареньки сестру Варвару, вышедшую замуж за Карепина, Достоевский в письмах называет Варенькой. Литературная работа начинающего писателя в этот период случайна и беспорядочна.

Грандиозные планы драм, переводов, издательств быстро исчезают. То он предлагает брату перевести и издать «Матильду» Эжена Сю, то сообщает, что окончил новую драму «Жид Янкель», то пишет, что драму бросил. Да ведь постановка требует времени. Плата также». Михаил по его настоянию переводит «Разбойников» и «Дон Карлоса» Шиллера, и Федор проектирует издание полного перевода сочинений немецкого поэта. В 1843 г. Бальзак три месяца живет в Петербурге.

Журналы его восхваляют; это расцвет его славы в России. Достоевский решает воспользоваться успехом французского романиста и переводит его роман «Евгения Гранде». В январе 1844 г. Перевод бесподобный». Переводчик усилил эмоциональный тон бальзаковского романа, не поскупился на эффектные сравнения и живописные эпитеты. История страданий Евгении превратилась под его пером в повесть «о глубоких и ужасных муках» бедной девушки, образ которой он почему-то сравнивает с древнегреческой статуей. Этот первый литературный опыт, сокращенный на треть редактором, был напечатан в «Репертуаре и Пантеоне».

Вступление Достоевского в литературу под знаменем Бальзака — символично. С автором «Человеческой комедии» он познакомился по книжкам «Библиотеки для чтения», в которых был напечатан «Отец Горио». Журналы представляли Бальзака русской публике как певца современного города с его контрастами дворцов и лачуг, как проповедника сострадания к несчастным и обездоленным. Отец Горио — предмет издевательств для жителей убогого пансиона в латинском квартале и жертва страстной любви к неблагодарным дочерям — особенно поразил молодого писателя.

Он ютится в крохотной комнате и размышляет о справедливости. Ради неё он осмысленно совершает преступление и получает наказание: страшится расплаты, испытывает муки совести, невольно стремится к раскаянию. Главный герой окружён людьми: хорошими и плохими, великодушными и подлыми, несчастными в жизни и светлыми в душе. И лишь один из них, Порфирий Петрович, способен Раскольникова раскрыть. И лишь одна из них, Соня Мармеладова, призвать раскаяться. Достоевский ; художник Ю. Гершкович ; [вступительная статья К. Выдающийся роман классика российской и мировой литературы, получивший всемирное признание и славу. Князь Мышкин, несколько лет лечившийся от душевного недуга в Швейцарии, возвращается на Родину к единственным оставшимся родственникам — семье Епанчиных. Князь молод — ему всего 26 лет; он доброжелательный, мягкий, чуткий и внимательный к чужим чаяниям человек. Он не готов к бурлящим вокруг него интригам. Достоевский ; художник Б. Последний роман Ф. Достоевского, который автор писал два года. Почти детективная история о жестоком убийстве главы провинциальной семьи Карамазовых. В этом романе автор повествует об извечной борьбе божественного и дьявольского в человеческой душе. В январе 1881 г. Фёдор Достоевский умер. Проститься с писателем пришли сотни людей. Достоевского похоронили на Тихвинском кладбище в Петербурге. Санкт - петербург Литературно-мемориальный музей Ф. Достоевского был открыт 13 ноября 1971 г. В этом доме Достоевский дважды снимал квартиру: в течение очень короткого времени в 1846 г. Начало и конец творческого пути оказались сопряжёнными в одной точке. Здесь он работал над ранней повестью "Двойник", здесь был написан его последний роман "Братья Карамазовы".

Достоевский фото в молодости

Как в начале, так и в продолжении своего литературного творчества, после четырёх лет каторги и ссылки за участие в кружке Петрашевского, Достоевский выступал в качестве новатора в русле традиций русского реализма. После смерти Достоевский был признан классиком русской литературы и одним из лучших романистов мирового значения, писатель считается первым представителем персонализма в России.

После того, как спасенный с эшафота писатель отбыл наказание каторгой в Омске, он неистово хотел вернуться в литературную жизнь России, однако не имел права приезжать в Центральную часть и печататься в журналах. Новые произведения еще не были готовы, и тогда Федор решил писать стихи. Например, сто строк, приуроченные к вступлению Англии и Франции в крымские баталии тех времен.

Спасемся мы в годину наваждений, Спасут нас крест, святыня, вера, трон! У нас в душе сложился сей закон, Как знаменье побед и избавлений! Достоевский — женоненавистник? В бордели, например, Федор Михайлович захаживал только в молодости, рассказывая об этом в 1845 году своему брату в письмах, — «Похорошели донельзя, но стоят страшных денег», — писал он про девушек из публичных домов. Известно, что с первой своей женой, Марией Дмитриевной Исаевой, Федор Михайлович обходился не совсем по-джентльменски: не предупредил перед свадьбой о своем недуге падучая, — то есть эпилепсия , завел вскоре любовницу и уехал за границу, когда жена болела чахоткой.

Не бывало ни одной остановки, хотя на минуту, при которой брат не соскочил бы с брички, не обегал бы близлежащей местности или не повертелся бы вместе с кучером возле лошадей! Сам Ф. Достоевский в своем дневнике писал: « И ничего в жизни я так не любил, как лес с его грибами и дикими ягодами, с его букашками и птичками, ежами и белками, с его любимым мною сырым запахом перетлевших листьев. И теперь даже, когда я пишу это, мне так и послышался запах нашего деревенского березняка. Впечатления эти остаются на всю жизнь» Дневник писателя. Вообще, несмотря на скудость средств, заставлявшую всю семью тесниться в двух-трех комнатах целыми зимами, родители Достоевского не жалели денег, чтобы дать своим детям по возможности хорошее воспитание. Было оно только немного странным и строгим.

До 16-17 лет детей держали как маленьких, никуда не пускали их одних, заставляли отправляться и возвращаться в школу педантически аккуратно, никогда не давали ни копейки карманных денег, словом, слишком уж тянули на помочах. Мало того: дети исключительно росли в собственной семье, не имея товарищей и не зная, что делается в Божьем мире за больничными стенами. Оттого-то Федор Михайлович никогда и впоследствии не мог научиться жить с людьми. Очень требовательный к себе и другим, обидчивый до крайности, раздражительный и самолюбивый, распалявшийся в одно мгновение, еще скорее остывавший, он был малопригоден для товарищества и дружбы. Но все же детство Достоевского - самая счастливая пора его жизни. Строгость отца умерялась ласками матери, однообразие городской жизни скрашивалось летними деревенскими впечатлениями, неровный, обидчивый характер мальчика не встречал в семье сурового и жесткого отпора. Как ни вяла и однообразна была эта семейная жизнь, в ней все же было то тихое, спокойное и дружное, к чему постоянно тянуло Достоевского.

Затем детей отдали в частный пансион к Чермаку. Братья были отданы на полный пансион и приезжали домой только по субботам к обеду, а в понедельник утром уезжали опять на целую неделю. В пансионе старались создать иллюзию семейной жизни. Сам Чермак ел за одним столом со своими учениками и обращался с ними ласково. Как с собственными сыновьями. Он приглашал в качестве преподавателей лучших московских учителей, и обучение там велось очень серьезно. О Достоевском-пансионере рассказывал его соученик В.

Каченовский: "... Его мало занимали игры: во время рекреаций он не оставлял почти книг, проводя остальную часть свободного времени в разговорах со старшими воспитанниками пансиона... В Инженерном училище Федору Михайловичу пришлось пережить трагедию души так называемого "маленького человека". Ведь в данном учебном заведении студентами являлись в основном дети чиновничьей и военной бюрократии. Родители их одаривали преподавателей, не жалея средств. В этой среде Достоевский выглядел чужим, часто подвергался оскорблениям и насмешкам. Науками он занимался с усердием, но без любви, фронтом - с отвращением.

Выправка и муштровка, военные нравы старого времени, грубые, но откровенные, ни на минуту не привлекали его. Болезненное самолюбие, нежность душевная, физическая слабость держали его в одиночестве. Если вполне верить его письмам за это время, то настроение его действительно было ужасно. Постоянный недостаток в деньгах давал себя знать очень заметно; прибавьте к этому нелюбимое дело, товарищей, с которыми не было ни одного пункта соприкосновения". В письме к брату: "У меня есть проект: сделаться сумасшедшим... Брат, грустно жить без надежды. Смотрю вперед и будущее меня ужасает.

Все убедились со временем, что это человек незаурядного ума и выдающихся способностей. Следующий фактор-события и увлечения. Дневник писателя. Еще в раннем возрасте Федор Михайлович открыл для себя радость общения с книгой. Самые первые произведения, с которыми он познакомился, - народные сказки Арины Архиповны, нянюшки. После этого были Пушкин и Жуковский - любимые писатели Марии Федоровны. В раннем возрасте познакомился с основными классиками зарубежной литературы: Гюго, Сервантесом и Гомером.

Читал Федор, особенно в молодости, очень много. Я помню, что одна крестьянка, вышедшая на поле жать вместе с маленьким ребенком, пролила нечаянно жбанчик воды и бедного ребенка нечем было напоить,- брат сейчас же взял жбанчик, сбегал в деревню и принес матери целый жбан воды,»-вспоминает Андрей Михайлович, брат писателя. Достоевский,- оставило во мне самое глубокое и сильное впечатление на всю жизнь. Еще эпизод, тоже из области общения с народом: "Мне было всего еще 9 лет от роду,- рассказывает Достоевский,- как вдруг на третий день Светлого праздника пришла весть, что вотчина сгорела. Мать плакала. И вот вдруг подходит к ней наша няня, Алена Фроловна.

Расцвет творчества В ссылке Достоевский многое пережил и переосмыслил. Тяготы, лишения и испытания каторги нашли свое отражение в романе «Униженные и оскорбленные», в котором все отчетливее звучит сакральный смысл всех последующих сочинений классика — нравственный выбор человека, безропотное страдание бедного, но благородного героя, в ответ на эгоизм и равнодушие окружающих. Роман «Униженные и оскорбленные» — произведение переходное, своеобразное возвращение на новые ступени развития к мотивам творчества 1840-х, обогащенное опытом пережитого и перечувствованного в 1850-е; в нем очень сильны автобиографические мотивы. Достоевский выступает издателем публицистических журналов «Эпоха» и «Время». Большую помощь, в том числе финансовую, в этой деятельности оказывает родной брат Михаил, ставший к тому временем уважаемым и известным критиком. Формально именно Михаил считается редактором изданий, потому что Федор, как бывший каторжник, до сих пор находится под надзором полиции. Благодаря таланту Достоевского и его «политическому» прошлому журналы обретают большую популярность. Журналистские усилия классика были продиктованы желанием донести до общества свое видение гармоничного мироустройства: примирение и объединение русской самобытной культуры с передовыми достижениями западного общества. В тот же период Федор Михайлович ведет рубрику «Дневник писателя», сначала, как раздел в журнале «Гражданин», потом выпуская альманах самостоятельным изданием. В этих работах раскрывается его уникальный публицистический талант. Он использует различные жанры: очерки, фельетоны, рассказы, эссе, заметки. Темой для размышлений становятся насущные проблемы того периода. Он анализирует политические, социальные и культурные процессы. Эти статьи были очень популярны у образованных и мыслящих читателей, и особенно у прогрессивной молодежи. Следующие двадцать лет Достоевский переживает необычайный творческий подъем. Именно тогда он сочиняет все свои мировые шедевры: «Преступление и наказание» 1866 , «Идиот» 1868 , «Бесы» 1871-1872 , «Подросток» 1874-1875 и «Братья Карамазовы» 1880. Роман «Братья Карамазовы», как его называли «житие великого грешника», стал последним произведением Достоевского. Он был дописан в ноябре 1880 года. Сам Достоевский писал о нем следующее: Роман читают всюду, пишут мне письма, читает молодежь, читают в высшем обществе, и никогда еще я не имел такого успеха. Этот цикл произведений принято называть «Пятикнижием». В пяти романах сконцентрировался весь необыкновенный гений прозаика. Достоевский поднимает глубокие нравственные проблемы общества через образ отдельного «маленького человека», выворачивая практически «наизнанку» глубины подсознания персонажа. Страсть к азартным играм Одна пагубная страсть Достоевского стала вдохновением для написания романа «Игрок», который был опубликован в 1866 году. Произведение было практически автобиографическим. В 1863 году писатель, тогда уже вдовец, отдыхал в Висбадене с возлюбленной Полиной Сусловой и проиграл в рулетку не только все свои деньги, но и деньги своей спутницы. Труды Достоевского неплохо оплачивались, но свободных денег никогда не было. Он был непрактичным человеком, после смерти брата взял на себя его долги и заботу об осиротевшей семье, помогал пасынку, никогда не скупился на милостыню и не торговался с издателями. Некоторые исследователи его творчества считают, что хроническая уничижительная бедность толкала Федора Михайловича к азартным играм. Вторая жена старалась во всем поддерживать мужа, вела финансовые дела и боролась с его азартной натурой. В первый же год брака он снова проиграл огромную сумму, даже заложил обручальное кольцо и приданное Анны. Супруги были должны ростовщикам, знакомым и друзьям, кредиторы одолевали семью требованиями. Писатель тяжело переживал этот период жизни. Стыд перед любимой женщиной заставил его дать обещание отказаться от игры, и Федор Михайлович сдержал слово. Болезни и смерть После нервного потрясения, полученного в ожидании расстрела, Достоевский всю жизнь страдал от эпилептических припадков, которые случались несколько раз в год, иногда по два-три приступа подряд. После обострения болезни, Федор Михайлович несколько дней чувствовал себя разбитым.

Биография Федора Михайловича Достоевского

Вообще, детство и юность Фёдора Достоевского прошли скорее в мире книг и вымысла, нежели в суровой действительности: он взахлёб читал стихи и романы, был полон мечтаний и возвышенных стремлений. Федор Достоевский в молодости / «ВКонтакте». Таким образом, Достоевский не ошибся в том образе своего отца, который он вынес из детства и юности и сохранил навсегда. Интересен ответ Толстого: Достоевский особый писатель, «он весь борьба», а вы его поставили на пьедестал, вот в чем ваша беда.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий